Не могу решить задачу что делать

7 способов помочь младшему школьнику с математикой

Предположим, что математика уже в начальной школе ребёнка идёт туго, со скрипом. Трудно и скучно складывать и вычитать, не говоря уже о чём-то более сложном. Новые темы никак не хотят укладываться в голове. Писательница и мама троих детей Ксения Букша рассказывает, основываясь на собственном опыте, как помочь ребёнку освоить математику.

Раскладываем трудности по полочкам

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

На уровне 1–5-го классов неспособных к математике детей не бывает. Но бывают дети с конкретными трудностями, которые можно и нужно преодолеть. Подумаем, почему ребёнку трудно с математикой.

Вот возможные варианты или их комбинации.

Как видим, математика раскладывается на множество разных навыков. Когда мы выяснили, в чём проблема, мы можем её решать. Заранее прошу прощения у учителей и методистов: я всего лишь родитель, а мои мысли по этому поводу — всего лишь частное мнение, хотя я стараюсь его обосновывать.

Ждём, пока созреет способность абстрактно мыслить

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Мозг нейротипичного ребёнка дозревает до абстрагирования и обобщения далеко не сразу. У некоторых это происходит раньше, у других позже. Например, не все дети могут соотнести число и количество. Для очень многих и во 2–3-м классе есть только «15 яблок», а просто «15» нет.

При этом они как-то привыкают оперировать числами, и пробел в базовом понимании не очень заметен, пока речь не заходит о чуть более сложных вещах. Например, именно им трудновато понять, почему не может быть «полтора» в ответе на вопрос «сколько землекопов?». А уж когда начинаются проценты или задачи на скорость и расстояние, становится совсем сложно.

Стоит вернуться назад к конкретике. Возможно, для понимания дробей пока нужно проговаривать «в числителе арбузы, в знаменателе мальчики; 21 арбуз достался 42 мальчикам — каждому по половинке арбуза». Даже в пятом классе почти все концепции ещё можно заземлить до конкретики.

Развиваем навыки счёта

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Просто учиться считать — это скучно. Нам помогут всевозможные игры с числами. Для начала — усложнённые ходилки с 2–3 кубиками (когда за один ход максимум — 18 очков, а не 6), потом — разнообразные игры в кости, где нужно считать очки.

Самая простая игра известна мне под названием «единичка»: игроки по очереди бросают один кубик (или два, или три), пытаясь добраться до сотни очков. Серия прерывается, когда у игрока выпадает хотя бы одна единичка: в этом случае очки за эту серию сгорают, и нужно уметь остановиться вовремя.

Очень рекомендую покер на костях. В этой игре есть ряд комбинаций, каждую из которых надо выбросить за три попытки. Эти попытки можно копить. Игроки делают ходы по очереди, выигрывает тот, кто первым выполнит все комбинации. Помимо простого навыка складывания очков, покер постепенно развивает тонкое понимание случайности и вероятности, просчитываемого риска и шансов. В такой покер может научиться играть даже шести- или семилетка.

Для отработки деления и умножения мы с дочкой говорили о числах как о «родственниках». Например, у числа 72 очень большая «семья»: у него есть «детки» 24 и 36, есть «внуки» — 2, 3, 4, 6, 12, 18. А вот число 37 не завело себе никакой «семьи», оно простое. Зато если «поженить» его с другим «одиночкой» — 41, у них получится вместе 78, теперь можно «заводить детей и внуков». Это хорошо помогает ориентироваться в таблице умножения.

Учим видеть и наглядно обобщать задачу

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Чтобы хорошо схематизировать, надо уметь выделять именно то, что важно для условия задачи, и схематично изображать это на картинке. Сначала мы учимся выделению главного. Это знаменитые игры «что лишнее?», в которых может быть и несколько ответов. Арбуз, аист, абрикос, виноград — что лишнее? Смотря по какому признаку.

В учебнике Петерсон есть чудесные задачи, загромождённые кучей ненужных данных или лишённые необходимых условий. В задании автор просит найти и выделить только те условия, которые нужны для решения, а если их нет — указать, чего не хватает. Научившись видеть задачу, можно перейти к схематизации.

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Математика по Петерсон: 7 вопросов о системе, которую выбросили из школьной программы

Многие дети вообще не понимают, зачем рисовать схемы к задачам и почему это проще. Всё потому, что схемы эти даны готовыми. Но по какому принципу они строятся? Почему, например, неважно, какой длины сам поезд, если он едет из А в Б? Как нарисовать «3 часа»? А «все груши, посаженные мальчиками»?

Можно вместе рисовать схемы разных задач, а потом предлагать ребёнку придумывать похожие. Такие задания есть и в учебниках, но там их мало. Для некоторых эта трудность вообще определяет все отношения с математикой, да и вообще с упорядочиванием данных, абстрагированием, обобщением, поиском решения.

Оттачиваем логику

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Логика — один из инструментов, которые нужны всем. Нет людей, которые были бы не склонны к логике, есть те, у кого она «не поставлена». Это как умение орудовать шуруповёртом: научиться может каждый, у кого есть руки. Вы можете сами оценить, насколько железная у вас логика. Я очень люблю вот этот чудесный тест.

Человека с логикой не способна заморочить никакая пропаганда или реклама, его не запутает недобросовестный банк, он гораздо лучше ориентируется в окружающем мире.

С детьми можно начать с простых силлогизмов, которые иногда звучат смешно, но приводят к пониманию очень важных штук. Например, услышав от кого-нибудь сентенцию «мальчики не плачут», ребёнок может уточнить: «некоторые или все?»

Если дети не проходят понятие множества, стоит хоть немножко вместе с ним порисовать «кружочки» (не обязательно сразу вводить все понятия) и порешать соответствующие задачи: вот мальчики, вот коты, а вот те, кого зовут Вася. Где мальчики, которых зовут не Вася? А где тут девочки? А где кот Барсик?

Развиваем воображение

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Воображение необходимо для всего, что связано с математикой и логикой. (Я даже не пишу «как ни странно», потому что это совершенно не странно.) Особенно умение мыслить образами.

Я очень люблю игру, в которой родитель и ребёнок по очереди задают друг другу «графические загадки», не имеющие точного ответа. Каждый рисует серию непонятных геометрических фигур или их комбинаций (точка в треугольнике, молния и круг, несколько кругов, касательные…), а другой дорисовывает их так, чтобы получилась картинка. Чем остроумнее решение, тем больше удовольствия получают оба игрока.

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Ребёнок не умеет считать и определять время? Возможно, у него дискалькулия

Существует много древних и новых игр, в которых нужно складывать узоры из деталей и фрагментов яйца (колумбово яйцо), квадрата, по-разному раскрашенных граней кубика («Сложи узор»). Есть и трёхмерные наборы, например «Пентамино». Речь не о том, чтобы выполнять задания, хотя все эти наборы можно использовать и так, но именно о творчестве из имеющихся деталей и об умении увидеть образ.

А можно ещё вырезать снежинки, дорисовывать симметричных бабочек и человечков, придумывать шифры, рисовать лабиринты и карты. Всё это и есть развитие математического воображения.

Учим ребёнка вычленять, чего конкретно он не понимает (метакогниция)

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Я уже не раз писала про неё — и в связи с математикой, и в связи с сочинениями. Вкратце метакогниция — это умение «понимать, как я думаю», «знать, чего именно я не знаю», осознание своего мыслительного процесса. Именно этому почти никогда не учат в школе, а иногда даже портят уже развитую способность. Предполагается ведь, что есть простые и сложные способы решения той или иной задачи. Часто это так и есть, но порой гораздо ценнее умение идти самому и по шагам проверять себя: «Так нужно делать? Я прав?»

Совместные рассуждения (и я не про математику) ценны и тем, что сближают ребёнка и родителя, и тем, что мы показываем, как проходит процесс думания. Он не должен быть гладким и автоматическим. В нём есть тупики, неожиданные повороты. «Наше первоначальное предположение неверно, а это значит, что нужно идти не по дороге 1, а по дороге 2». Кстати, это пригодится и в школьной математике, когда нужно будет понимать доказательства теорем. Ведь хорошо запоминается только то, что прошёл сам своим умом, когда смог повторить чужие рассуждения и знаешь в них каждый поворот.

Источник

Не могу решить задачу что делать

По статистике, большинство людей предпочитает простые задачи сложным. Мы охотно берёмся решать то, что нам очевидно по силам. Похожим образом обстоит дело с ответами на вопрос: «Почему вы любите математику?». Подавляющее большинство отвечает: «Потому что у меня хорошо получается». А что делать, если не получается?

Эта статья была опубликована в журнале OYLA №5(33). Оформить подписку на печатную и онлайн-версию можно здесь.

Каждый оказывался в ситуации, когда не совсем понятно, как подступиться к задаче. Первое, что вы делаете, — внимательно перечитываете её условие. Но алгоритм действий всё равно не складывается. Время идёт, а вы всё глядите в условие и не понимаете, с чего начать. Но раз решить не удаётся, не лучше ли бросить задачку и делать то, что получается? Нет. Это всё равно что, занимаясь альпинизмом, научиться забираться на холм высотой 10 мет­ров, а когда дело дойдёт до первого непростого восхождения, плюнуть и всю оставшуюся жизнь подниматься только на 10‑метровые холмы. И вся красота гор, вся радость преодоления пройдёт мимо!

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Так же с математикой. Сейчас мы рассмотрим несколько приёмов, которые помогают не сдаться и найти направление, в котором можно начать думать, чтобы решить-таки задачу.

Начинать всегда надо с внимательного чтения условия. Есть такая задачка:

Многие долго и упорно прорубаются через эту задачу, хотя ответ, конечно, «10» — спрашивают, как ни парадоксально, возраст Васи, который указан в первой же фразе! Жульничество? Никак нет, просто задачи бывают разные, а отвечать надо исключительно на поставленный вопрос.

А вот ещё задача, советую попробовать решить её устно: попросите кого-нибудь медленно читать условие, а сами считайте. Главное — не сбейтесь!

Ну как, попались? Уверен, многие сейчас считали пассажиров, а не остановки. Конечно, этого не случилось бы, если б задача была перед глазами, но опять-таки не все внимательно читают условие. А ведь в ряде случаев это ключ к решению проблемы.

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Допустим, условие хорошо прочитано и понято. Что дальше? Первый совет можно сформулировать так: сделайте хоть что-нибудь. Есть такой анекдот: некто усердно молится Богу, чтобы тот послал ему выигрыш в лотерее. День молится, два, месяц, год… В конце концов ангелы не выдерживают, летят к Богу: мол, дай ты ему уже выиграть, он так просит! А Бог отвечает: «Я бы рад, но пусть он хотя бы лотерейный билет купит». Мораль проста: если сидеть и просто смот­реть на задачу, ничего не выйдет. Нужно сделать хоть что-нибудь. Посмотрим, как это работает.

Попробуем «сделать хоть что-нибудь». Начнём подбор со случайных чисел и постараемся сформировать искомый круг. Понятно, что с нуля начинать плохо: тогда второе число будет равно сумме соседей только в том случае, если третье будет равно второму, а нам нужны разные числа. Допустим, первое число — 1. Если второе — 2, то третье равно 1 (так как второе должно быть равно сумме первого и третьего), а это повторение, плохо. Ладно, пусть второе число равно 3. Пока имеем «1, 3». Третье число должно равняться 2, чтобы 3 было суммой своих соседей. Итак, «1, 3, 2». Аналогичным образом получаем, что четвёртое равно –1, пятое –3, а шестое –2. Осталось увидеть, что круг замкнулся, ведь –2 как раз равно сумме –3 и 1! Таким образом, искомые шесть чисел по кругу это 1, 3, 2, –1, –3, –2. Разумеется, это не единственный пример, но нас и не просили привести все. Мы показали, что это возможно. Что же помогло нам решить задачу? А то, что мы с чего-то начали — просто подбирали числа.

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Иногда очень полезно задать себе уточняющий вопрос. В одном эксперименте 600 участникам предложили решить задачу:

Справились с задачей единицы. А затем участникам задали вопрос: какая фигура получится в итоге? Догадавшись, что треугольник, почти все решили задачу. Спрашивается, что мешало задать этот вопрос самим себе? Ничего, но это очень важно — задавать себе правильные вопросы, которые помогут разобраться в конструкции задачи.

Что удивляет в этой задаче? Пожалуй, то, что корок больше, чем частей. Действительно, обычно съедаешь мякоть одного куска — остаётся одна корка. А здесь не так. Зададим себе вопрос: в каком случае корок может оказаться больше, чем кусков? Иначе говоря, каким должен быть кусок, который даёт две корки? А это уже понятно: он должен состоять из мякоти, соединяющей две корки, — такой кусок легко получить, если сделать в арбузе цилиндрический разрез. Оставшийся арбуз режем продольно на 3 части и получаем 5 корок из 4 кусков. Вуаля!

Ещё одна полезная идея. Наверняка многие из вас играли в игру «Сделай из козы волка». Суть её в том, чтобы образовать из одного слова другое, меняя по одной букве так, чтобы каждый раз получались осмысленные слова. Например, из слова «рог» сделать «май» можно так: рог — рой — рай — май. Игра несложная, но иногда можно застопориться надолго, в частности, сделать из «мухи» «слона» могут немногие.

Но мы с вами рассмотрим пример из названия. Как превратить «козу» в «волка»? Возможно, кто-то с ходу написал цепочку — молодцы! Это как если бы вас озарило при решении задачи — круто, что тут скажешь. Но вдруг не озарило? Что делать: сдаться? Не спешите.

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Попробуем поступить так. У нас есть «коза». Какие слова можно получить за один ход? Накидайте варианты на листочке, а потом посмотрите наши: роза, поза, доза, лоза, кора, кома, кода, кола (орешек есть такой, а не только напиток), коса. Пока этого хватит. Идём дальше — нам надо получить «волк», то есть образовать цепочку коза… — волк. Первый шаг мы сделали, получили много вариантов. А как насчёт последнего? Из каких слов можно получить «волк»? Полк, толк, воля. А теперь попытаемся связать слова из первой и второй групп. Для этого поищем похожие слова — такие, в которых одинаковые буквы стоят на тех же местах. Например, поза и полк. Можно ли получить из одного другое? Конечно: поза — пола (пиджака, например) — полк. Вот мы и получили нужную цепочку: коза — поза — пола — полк — волк.

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

Примерно так же можно подходить к решению задач. В большинстве из них есть начальные данные и то, что нужно найти. В предыдущем примере в роли начальных данных выступала коза, а в роли искомого ответа — волк. Соответственно, иногда стоит рассматривать всевозможные первые шаги, а иногда — какие шаги могут привести к ответу. Проиллюстрируем эту идею примером.

Если пойти с начала, то первые шаги очевидны: 3 — 6 — 12. Дальше начинается ветвление: 24 или 21, затем 42 или 48, и так далее. Попробуем зайти с конца. Как могло образоваться 57? Очевидно, только из 75, ведь, умножив что-то на 2, мы получили бы чётное число, а 57 — нечётное. Но по той же самой причине 75 нельзя получить никак иначе, кроме как переставив цифры в числе 57. То есть 57 и 75 образуются только друг из друга, а так как исходное число у нас 3, значит, получить в конце 57 мы не сможем. Вот так анализ концовки помог нам решить весьма непростую задачу.

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать

А вот ещё пример на «сближение» начала с концом.

Задача несложная, но очень хорошо иллюстрирует идею. Что мы можем найти, зная площадь квадрата? Первое, что приходит в голову, — его сторону. Теперь попробуем с конца: как найти площадь круга? Конечно, через его радиус, по формуле S = πR2. Значит, задачу можно переформулировать: как, зная сторону квадрата, найти радиус вписанного в него круга? А это уже не задача — очевидно, нужно просто поделить сторону квадрата пополам. Осталось досчитать.

Раз площадь квадрата равна 20, то его сторона — √20, то есть 2√5. Тогда радиус искомого круга равен √5 (он вдвое меньше), а значит, площадь круга составляет 5π.

И напоследок хочется вспомнить старый советский мультфильм про удава, мартышку, попугая и слонёнка. Попугай учится летать, очень боится и спрашивает, что делать, если вдруг у него не получится. На это друзья хором отвечают ему: «Попробуешь опять!» И этот совет отлично применим к «нерешаемым» задачам: не бойтесь искать и пробовать, а если не получается — попробуйте опять!

Источник

Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам

Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь. Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др. И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать vogazeta.ru

В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными.

Основные типы задач по математике: краткий конспект

Небольшой ликбез, т.к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах и владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делатьiqsha.ru

Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

1. Простые задачи на сложение и вычитание

К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:

слагаемое + слагаемое = сумма
уменьшаемое — вычитаемое = разность

Задачи с косвенным вопросом

Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.

На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.

2. Составные задачи на сложение и вычитание

Эти задачи решаются двумя и более действиями.

Есть несколько способов решения:

В решении таких задач главное:

3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления

1-й множитель х 2-й множитель = произведение
делимое : делитель =частное

Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.

Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.

4. Простые задачи на умножение и деление

«Во сколько раз» или «на сколько»? Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.

5. Составные задачи на все 4 арифметические действия

6. Задачи на цену, количество, стоимость

7. Задачи на движение

Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.

Типичные ошибки в решении задач

Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности. Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.

Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».

Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.

Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.

Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.

Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений.

Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.

Ошибка №3. Неправильная запись ответа.

Часто ребенок пишет не то пояснение.

Как исправить ошибку. Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи).

Творческий подход в решении задач

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать www.craftykidsathome.com

Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.

На школу надейся, а сам не плошай

Заглянем в педагогику и «расшифруем» мысли умных и заслуженных, исходя из сегодняшних реалий.

В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».

Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится. Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городской «деть» и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах. Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.

Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.

Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.

В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта. Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2, 5 метра и 3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее. Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.

Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.

Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.

Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело. Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.

Лебединцев в своей книге «Введение в современную методику математики» писал: «То влияние, которое может оказывать обучение счислению и вообще математике на умственное развитие детей, находится в прямой зависимости от материала, которым мы пользуемся при обучении; если в учебном материале будут преобладать отвлеченные упражнения в действиях и хитроумные задачи с условиями, лишенными внутренней связи и, по существу, далекими от жизни, то, упражняя учащихся на таком материале, мы, может быть, и выработаем у них формальные навыки в вычислениях и, пожалуй, изощрим их ум для разгадывания разных ребусов и головоломок, но отнюдь не сделаем их более способными к правильному мышлению в жизни или какой-либо области знания…».

Французский педагог Жан Мосе тоже был уверен, что «заставлять ребенка начинать с отвлеченного правила и затем предлагать ему задачи — это значит идти наперекор ходу развития человеческого ума…».

Практические советы по решению задач от реальных мам

Не могу решить задачу что делать. Смотреть фото Не могу решить задачу что делать. Смотреть картинку Не могу решить задачу что делать. Картинка про Не могу решить задачу что делать. Фото Не могу решить задачу что делать fb.ru

Что нам Ушинский, Лебединцев и Мосе, спросим у тех, кто «из нашей песочницы». Как они помогают своим детям решать задачи по математике, что «работает», какие приемы на практике доказали свою эффективность и помогли повысить успеваемость.

Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл.

«Я знаю, что особую сложность у детей вызывают задачи на скорость, поэтому начала готовить своих мальчишек к этому уже с 1 класса. Когда ехали к бабушке в Пинск, говорили о скорости, засекали время, считали сколько мы проехали км, смотрели на знаки и вычисляли сколько нам останется времени, если мы будем ехать с такой же скоростью и сколько, если папа будет ехать с другой. В общем, я очень удивлялась, когда мои пацаны на скорость задачи решали как орехи. Я поняла, что в моем детстве не хватало практического представления того, о чем говорилось в задачах».

Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.

«С задачами старшая плохо дружит)) Почти всегда приходит за помощью. Стараюсь выработать алгоритм решения, но частенько упираюсь в «лень подумать». Если совсем «затык», рисуем схемы. На дополнительные задачи совсем нет времени, а сама по своей воле заниматься ими дочь точно не будет)) Иногда встречаются задачи с некорректно поставленным вопросом, тут приходится помогать с формулировкой ответа.

Младшего усадить за математику очень сложно. В те редкие моменты, когда дело доходит до задач, он их решает в уме и выдает ответ устно).»

Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.

«Младший задачи решает без проблем, но ненавидит чертить схемы к ним и писать пояснения. Старший ходит на факультатив по математике, дома домашку сам делает».

Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.

«Сын отлично справляется сам. Он такие схемы рисует, что я иногда в шоке)). Если за помощью обращается дочь, стараюсь упростить условие задачи до понятных образов, а потом она сама догадывается, как сложную модель решить».

Татьяна, мама ученицы 5 кл.

«Чаще всего прибегаем к рисованию. Прямо вот как по условию… садимся и рисуем, как есть. Так сказать, наглядность помогает. Велосипедист выехал… значит рисуем человечка на велосипеде, город из которого он выехал и тд)))) Если катер плывет по течению, рисуем море, волны)))))) С пояснениями никогда исправлений со стороны учителя не было, да и у нас, собственно, тоже вопросов не возникало. Смотри по условию, что спрашивают — и пиши ответы возле каждого действия».

Наталья, мама ученика 5 кл.

«Приходилось объяснять дроби на примере сломанных карандашей, порванных в клочья бумажек. В гостях в тот момент был друг-проектировщик, он именно так решил наглядно пояснить сыну задачу. Я обычно прибегаю к помощи рисования. В задачах на скорость/время/расстояние рисовали целые истории: кто куда и на чем поехал, кого встретил по дороге и в какой момент. Порой решение задач превращалось в мультфильм, одного черновика обычно мало. Несколько раз решали задачи всей семьей: мама отдельно от папы, потом сравнивали результаты и каждый объяснял ребенку свой «самый рациональный и простой» способ. Как правило, у мужчин своя логика)), мое решение обычно отличается от папиного».

Уважаемые читатели! Делитесь в комментариях своими находками и сложностями в решении задач по математике с детьми. будем разы разобраться вместе и помочь советами и полезными статьями на интересующие вас темы.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *