Не заботьтесь что вам есть и что
Толкование Евангелия на каждый день года.
Понедельник 2-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Все слова Спасителя, призывающие «не заботиться» о завтрашнем дне, опираются на непоколебимость веры Церкви – «Отец ваш Небесный знает». О молитве Христос говорит: «Молясь, не говорите лишнего как язычники», «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения» ( Мф. 6, 7–8 ). Два различных представления о Боге противостоят друг другу – магический бог язычников и Бог Отец, любящий Своих детей. Человек, живущий по Евангелию, – вовсе не «не заботящийся» ни о чем. Это тот, чья забота о ином. Он весь поглощен заботой о Царстве Божием. «Ищите Царства Божия!» Служить маммоне – практически означает заботу только о себе. Служить Богу – значит посвятить себя служению любви и обрести истинную свободу.
«Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем». Господь знает, о чем говорит. Он Сам, восходя ко Кресту, живет такой жизнью. Для чего прибавлять заботы завтрашнего дня к сегодняшним? Бог дал нам жизнь, и Он дает нам жизнь вечную – неужели Он не даст меньшего, того, что потребно для нашего тела, – одежды и пищи на каждый день? Многозаботливость – болезнь мира, отпавшего от Бога. Она не только бесполезна, она – разрушительна. Как часто люди проводят дни в ожидании бед, которые, может быть, никогда не случатся! Господь хочет научить нас всецелому доверию Богу – искусству жить одним днем. Не заботьтесь о завтрашнем дне, потому что вы не знаете, что принесет вам сегодняшний. Может быть, вы уже не будете живыми, и что будет значить ваша тревога о том, что никогда не случится! Когда придут новые заботы, Бог даст новую помощь и силу для их преодоления.
Господь показывает это на примере земных родителей. Внутренне они всегда готовы дать своим детям то, чего те у них просят. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» Мы должны приходить к Богу как дети к Отцу Небесному. Сколь естественно для ребенка, когда он в нужде или в беде, бежать с жалобами к родителям. Мы должны приходить к Богу в надежде получить благие дары от Него, ибо Он дает просящим у Него. Он знает, что есть благо для нас, потому мы должны все предоставить Ему: «Да будет воля Твоя». Мы часто просим у Бога то, что оказалось бы неполезным для нас. Он знает это, и потому не дает нам просимого. Отказ, продиктованный любовью, лучше всех даров без любви.
Мы знаем, что нам не дадут камень вместо хлеба, чтобы сокрушить наши зубы, ни змею, которая может смертельно ужалить нас, вместо рыбы. Бог вместил в сердца родителей сострадательную заботу о детях. Не требуется никакого закона, чтобы обязать родителей содержать детей. Хотя мы уже дожили до таких времен, когда при живых родителях – дети сироты. Господь сравнивает Свою заботу о Своем народе с заботой отца о своих детях. Но на самом деле Его любовь, Его доброта несравненно превосходит любовь земных родителей. Святые отцы говорят, что Божие милосердие по сравнению с нашим – как солнце перед свечей, как океан перед каплей воды. Богатство Божиих даров, Его готовность ничего не пожалеть для нас – несопоставимы с тем, что родители по плоти могут дать своим детям.
Бог никогда не отвергает наши молитвы. Но Он отвечает на них в Божественной мудрости и любви. Жизнь испытывает, насколько истинно то, о чем мы молимся и насколько искренни мы в наших молитвах.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 6:25
Свт. Василий Великий
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды
Свт. Иоанн Златоуст
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды
Спаситель, доказав выше, что презрение богатств имеет свои выгоды, и именно, сохраняет самые богатства и доставляет душевную радость, способствует приобретению любомудрия и ограждает благочестие, — теперь доказывает, что заповедь Его и исполнить можно. Дело лучшего законодательства не в том только состоит, чтобы предписывать полезное, но особенно в том, чтобы сделать его удобоисполнимым. Поэтому Спаситель и присовокупляет: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть». Но, может быть, сказали бы: что же, неужели все бросать? Тогда как же будем жить? На эти возражения Спаситель отвечает заранее. Если бы Он с самого начала сказал: «не заботьтесь», то Его заповедь показалась бы тяжкой; но как скоро Он показал вред от сребролюбия, то тем самым уже сделал настоящее увещание Свое удобоприемлемым. Потому теперь не просто сказал: «не заботьтесь», но присоединил к заповеди и причину. После того, как сказал: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24), — говорит: «посему говорю вам: не заботьтесь», — т. е. по причине великого вреда. Не только попечение о снискании богатства для вас вредно, но даже вредна излишняя заботливость о самонужнейших вещах, поскольку ею подрывается ваше спасение; она удаляет вас от сотворившего, промышляющего и любящего вас Бога. «Посему говорю вам: не заботьтесь»! Показав величайший вред от пристрастия к богатству, Христос простирает далее Свое повеление. Он не только повелевает презирать богатство, но запрещает печься и о нужной пище, говоря: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть». Христос не потому сказал так, будто душа имеет нужду в пище, — она бестелесна, — а применительно к обычному способу выражения у людей. Ведь, хотя душа и не имеет нужды в пище, но не может пребывать в теле, если оно не питается. И это наставление Христос не оставляет так, а опять приводит и здесь доказательства, заимствуя их из нашей природы и из других примеров. Из нашей природы: «душа не больше ли пищи, и тело одежды»? Т. е. Тот, Кто дал большее, не даст ли и меньшее? Тот, Кто образовал плоть, имеющую нужду в пище, не даст ли ей пищи? Потому не просто сказал: «не заботьтесь, что есть и во что одеться», но присоединил: «телом и душой», — так как отсюда хотел заимствовать Свои доказательства через сравнение.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 21-я.
Свт. Афанасий Великий
Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди
Душа превосходнее пищи, поколику она есть жизненный дух, а пища — нечто земное и удоборазлагаемое. И тело превосходнее одежды, потому что оно есть дело рук Божиих, а одежда — вóлна с бессловесного животного. Многие удивляются необычным словам, когда слышат, что душа вкушает, и видят, что рука подносит пищу к устам. Но ты, возлюбленный, не удивляйся, когда слышишь, что душа вкушает; ибо так и есть в действительности, а не как-либо иначе. Съедает же душа подносимое к устам, так как по природе своей она горяча, по слову Премудрости: душа тепла, яко огнь горящ (Сир. 23, 21). Следовательно, как огонь варит ввергаемое в котел, так и огневидная душа мельчит и потребляет пищу, вводимую в желудок. И хотя она называется ψυχή, однако-же называется так не потому, что холодна (ψυχρά) по своей природе, как думали некоторые из необразованных, но потому, что при большой горячности она изсушает влажное (τὰ ὑγρὰ), как можно убедиться в том и из действия солнца: будучи горячим и огневидным, оно изсушает болото и разрешает в пар все влажное. А что душа по природе своей горяча, в этом, брат, ты должен убедиться и из примера умирающих. Ибо, когда душа отделяется от тела, все члены оказываются окоченевшими и холодными не менее зимнего льда или снега. Можно убедиться в сказанном и из того, что случается во время голода: пока душа имеет пищу в изобилии, тело цветет и крепнет, — когда же явится недостаток в пище, тело истощается и разрушается; ибо тело без пищи не может устоять против горячности души, как и медный сосуд, поставленный на жаровне, не может без воды выдержать силу огня, но раскаляется и разрушается совершенно. Так и сосуд телесный, не получая пищи, совершенно разрушается, сжигаемый огневидною душею. А самое главное во всем этом то, чтó сказано Господом: «не заботьтесь для души вашей, чтó вам есть, ни для тела вашего, во что одеться», ибо душа больше пищи, и тело — одежды. Поэтому, если, по милости Всеблагого, сподобились мы иметь лучшее и важнейшее, то тем паче будем изобиловать менее важным и низшим.
Из Бесед на Евангелие от Матфея.
Сщмч. Петр Дамаскин
Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди
Человек мудрый искусно проходит свой подвиг, уменьшая, по силе своей, телесные потребности, чтобы чрез то сделаться малопопечительным или и беспопечительным, для хранения заповедей, как сказал Господь: Не пецытеся и прочее. При многом попечении и самого себя человек не может видеть, как же может он видеть прежде времени приготовленные сети врагов.
Творения. Книга первая.
Блаж. Иероним Стридонский
Ст. 25-26 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их
Поэтому Я говорю вам: Не будьте обеспокоены в душе своей тем, что будете есть, ни телом своим, во что будете одеваться
Эти слова имеют смысл такого рода: Тот, кто имеет попечение о большем, будет заботиться, конечно, и о меньшем.
Посмотрите на птиц небесных, что они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Разве же вы не гораздо больше их
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться
«Посему», то есть почему? Потому, что имуществами отторгаются люди от Бога. Душа, как не имеющая тела, не ест, но Господь сказал это по общему обыкновению, ибо душа, по-видимому, не может оставаться в теле, если плоть не питается. Господь не запрещает трудиться, но запрещает целиком предавать себя заботам и пренебрегать Богом. Должно и земледелием заниматься, но должно заботиться и о душе.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды
То есть Тот, Кто дал большее, образовав душу и тело, разве Он не даст пищи и одежды?
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди
Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся
Отклонив собирание сокровищ на земле и убедив лишнее раздавать нищим, научает далее не заботиться и о существенной необходимости. Не пецытеся душею вашею, т.е. для души вашей, что ясте, или что пиете. Хотя душа не ест и не пьет, но люди пьют и едят ради души, потому что она не может обитать в теле, которое не кушает и не пьет, до тех пор, пока оно станет нетленным… Это и другим способом может быть истолковано. Так как люди иногда беспокоятся в душе, именно: когда заботятся об одном только уме, а иногда – в теле, именно когда делают усилия к приобретению желаемого, – то Господь, удерживая их от той и от другой заботы, сказал: не пецытеся ни душою вашею, ни телом о пище, питии и одежде.
Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди
Сказал это, показывая, что Давший нам большее, даст и меньшее. Болши, т.е. дороже.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды
Посему. То есть потому, что излишняя привязанность к сокровищам временным отвлекает от попечения об истинном духовном благе, маммона отвлекает от Бога.
Не заботьтесь. Господь предостерегает от беспокойной, томительной заботливости о благах временных, от пристрастия к ним (ср.: Лк. 8:14; Лк. 21:34; Флп. 4:6). В известных пределах необходимо заботиться о нуждах житейских; трудиться для удовлетворения их заповедуют и Спаситель, и Апостолы, тогда как беззаботность всегда порицается. Не беззаботности научает Господь, а излишнюю заботливость запрещает.
Для души вашей, что вам есть и прочее. Душа — в смысле общей жизненной силы человеческого организма, которая поддерживается пищей и питьем (ср.: Мф. 10:39; Мф. 16:25).
Душа не больше ли пищи. Если Бог даровал человеку большее, то не тем ли легче для Него дать меньшее? (ср.: Златоуст, Феофилакт, Афанасий Великий). Он даровал человеку жизнь, которая больше, важнее, драгоценнее пищи и питья, поддерживающих жизнь. Он сотворил тело, которое больше, важнее, драгоценнее одежды. Если же Он явил столько могущества и благости в отношении к человеку, даровав ему жизнь, то ужели не станет у Него столько могущества и благости, чтобы давать человеку и то, что малоценнее жизни и тела, — пищу, питье и одежду? К чему же беспокойная, тревожная заботливость об этом меньшем?
Толковое Евангелие.
Прот. Иоанн Бухарев
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды
Нам должно меньше заботиться, напр., о пище и одежде, чем о душе, потому что Бог дал нам больше пищи и одежды, – дал душу, жизнь, дал тело; тем легче для Него дать, и Он непременно даст нам меньшее, т. е. пищу и одежду – душа ли не больше ли пищи, и тело одежды?
Неужели и трудиться для удовлетворения житейских наших нужд грешно? Нет, это заповедуется и Спасителем, и апостолами, и совершенно необходимо, пока мы живем на земле. Излишнюю заботливость, т. е. такую, как будто мы не имеем Бога-Промыслителя, Господь воспрещает, а не беззаботности научает. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов. И если бы мы летом не собирали и не запасали плодов, то чем бы мы стали питаться зимой?
Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.
В этих словах Господь указывает другую причину, почему не должно чрезмерно привязываться к земному, например, очень заботиться о пище и одежде. Сего ради (посему), т. е. потому что излишняя привязанность к земным благам отвлекает от Бога, глаголю вам: не пецытеся (не заботьтесь) душею вашею, т. е. не предавайтесь всею душею, – не предавайтесь излишней заботливости (Лк. 8, 14. Фил. 4, 6), – не то, чтобы совсем не заботиться. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно принимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения (чит. выше, ст. 19 и 20). Это видно и из дальнейших слов Господа: ищите же прежде царствия Божия и правды его, т.е. прежде и больше всего заботьтесь о душевных нуждах, а затем – и о телесных, земных. В известных пределах необходимо заботиться и о нуждах житейских. Трудиться для удовлетворения их повелевает и Сам Бог (Быт. 3, 19). Апостол Христов пишет: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3, 10). «Не беззаботности научает Господь, а запрещает излишнюю заботливость» (Мих.), запрещает неумеренные желания, излишние приобретения и т. п. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов; и если бы летом не собирали плодов, то чем бы стали питаться зимою? Душою вашею (для души вашей), что вам есть. Здесь под душою разумеется общая жизненная сила человеческого организма, которая поддерживается пищею и питанием (10, 39; 16, 25). Не душа ли больши есть пищи и тело одежди?, – т. е. если Бог дал человеку жизнь, которая важнее пищи и питья, и сотворил тело, которое важнее одежды; то ужели у Него не станет могущества и благости, чтобы дать ему пищу, питье и одежду? К чему же чрезмерная заботливость об этом, менее важном?
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды
Связь с предыдущим стихом выражена через δια τούτο, поэтому, посему, по этой причине. Спаситель говорит здесь как бы так: “так как вы не можете собирать сокровищ одновременно и на земле и на небе, потому что это значило бы служить двум господам, то оставляйте, поэтому, мысли о земных сокровищах, и даже о самом необходимом для вашей жизни”. По Феофилакту Спаситель “есть здесь не препятствует, а препятствует говорить: что будем есть? Так говорят богачи с вечера: что будем есть завтра? Видишь, что Спаситель здесь запрещает изнеженность и роскошь”. Иероним замечает, что слово “пить” добавлено только в некоторых кодексах. Слова “и что пить” опущены у Тишендорфа, Вест. Хорта, Вульгата и мн. др. Смысл почти не изменяется. Слова “для души” противополагаются дальнейшим “для тела”, но их нельзя принимать в значении только души, а, как правильно замечает об этом Августин, для жизни. Иоанн Златоуст говорит, что “для души” сказано не потому, чтобы она нуждалась в пище, и что здесь просто Спаситель обличает дурной обычай. Дальнейшего слова нельзя перевести через “жизнь”; не больше ли жизнь пищи и тело одежды? Стало быть ψυχή имеет здесь какое-нибудь другое значение. Нужно думать, что здесь разумеется нечто близкое к σώμα, живой организм, и что ψυχή употреблено в каком-нибудь простонародном смысле, вроде того, как у нас выражаются: душа не принимает и проч.
Троицкие листки
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды
Троицкие листки. №801-1050.
«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить»
Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» ( Матф.6:25 ). Как нужно понимать эти слова?
Из этого можно сделать вывод о том, что в разбираемых словах Спасителя осуждается как стремление к богатству, так и чрезмерная забота о пище, питье и одежде, забота, ставшая самоцелью человеческой жизни, и превратившаяся в служение мирским благам, в собирание сокровищ земных.
Служение всему мирскому осуждается Богом, потому что человек, ставший на путь чрезмерного удовлетворения земных телесных потребностей, главной целью своей жизни считает заботу о богатстве, пище, питье и одежде и перестает заботиться о спасении своей души и о служении Богу. А по утверждению Иисуса Христа: «душа не больше ли пищи, и тело одежды?». Эти слова нужно понимать следующим образом. В этих словах Иисус Христос сравнивает душу с пищей и тело с одеждой. Пища в этих словах приведена как пример телесных потребностей человека. А назначение пищи – поддержание жизненных сил человека, чтобы он имел возможность совершать поступки для спасения своей души. Словами «душа не больше ли пищи» Иисус Христос говорит, что забота о душе важнее, чем забота о теле, связанная с приемом пищи. Но Он не отрицает необходимую заботу о хлебе насущном. И как одежда необходима для человека, чтобы предохранять его от непогоды, так необходимо и тело для души, так как душа обитает в теле. Тело человека это одежда для души. Это дом для духа. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор.6:19 ). Но душа более значимей пищи (необходимых телесных потребностей), как и тело более значимей одежды, необходимой для тела. Поэтому не нужно чрезмерно заботиться о пище и питье для тела, а следует прежде заботиться о душе, которая значительно больше, важней, самой вкусной пищи и самого вкусного питья и красивой одежды. Душа важнее тела, потому что душа – это дар Божий, искра Божия. Без души невозможна жизнь человека, и через спасение души человек достигает Царства Небесного. Поэтому прежде надо заботиться не о телесных потребностях человека, а о духовных.
Бог создал человека, наделив его бессмертной душой, которая находится в телесной оболочке человека (во время земной жизни). И как одежда создана для тела, так и тело является одеждой для души. Поэтому нужно жить так, чтобы человек заботился прежде о душе, собирал сокровища небесные и не служил «маммоне», чрезмерно усердствуя в обеспечении себя едой, питьем и одеждой, а служил Богу и заботился о спасении своей души и достижении Царствия Божьего.
Слово «душа», употребляемое в разбираемых словах Иисуса Христа, в Библии имеет несколько значений, отличающихся друг от друга. Рассмотрим их. 1. Словом «душа» в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт.1:20 ). «Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их» ( Быт.1:24 ). Ирод искал души Спасителя – Младенца, то есть Его жизнь. «Умерли искавшие души Младенца» ( Матф.2:20 ). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. «Душу спасти, или погубить» ( Мар.3:4 ). 2. В высшем смысловом значении слова «душа» применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Матф.10:28 ). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове «душа» когда говорится о сбережении и потере души. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» ( Матф.10:39 ). «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» ( Иоан.12:25 ). 4. В Библии слово «душа» также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ). 5. В Библии слово «душа» также используется для обозначения человека, как личности. «И стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). «Душ около трех тысяч» ( Деян.2:41 ).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:44 ). Поэтому не о еде и питье, которые меньше души, должен заботиться человек, а о самой душе, потому что она больше, то есть важней и значимей питья и пищи.
В разбираемых словах Иисуса Христа говорится «не заботьтесь». Согласно словарю русского языка (С.И. Ожегов, издание 22-е, стр. 20) слово «забота» обозначает: 1 «беспокойство, беспокойное обременительное дело; 2 мысль или деятельность, направленная к благополучию чего-либо; 3 внимание, попечение, уход; 4 усилия, старания». А слово «заботливый» поясняется как «проявляющий заботу, внимательный, старательный».
В данном, разбираемом случае Иисус Христос слово «забота» употребляет в том смысле, чтобы человек не проявлял чрезмерного усердия, не прилагал повышенных усилий для обеспечения себя едой, питьем, одеждой. Иисус Христос не запрещает человеку добывать себе питье, еду, одежду, но говорит об этих заботах как о проблемах второго плана. Потому что главной целью человеческой жизни должна быть не забота о пище, питье и одежде, а забота о спасении души через служение Богу. Поэтому, не отвергая забот мирских, связанных с добыванием необходимого питья, еды и одежды, разбираемые слова Иисуса Христа указывают на первостепенность и второстепенность в исполнении дел и забот в жизни человека.
Иными словами, в разбираемой фразе указан порядок того, какие дела нужно выполнять в первую очередь, а какие потом. То есть конкретно названо важнейшее дело, не терпящее отлагательства, которым человек должен заниматься прежде всего. Таким главным делом является, как уже говорилось, служение Богу и забота о спасении человеческой души. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Матф.10:28 ).
Как видим, в разбираемых словах Иисуса Христа все дела человеческой жизни делятся на главные и второстепенные. К главным делам относится служение Богу, достигаемое через совершение добрых поступков, что приводит к спасению души. Все вышеуказанные действия достигаются через исполнение заповедей и законов Божьих. К второстепенным делам относится удовлетворение бытовых нужд и прочие необходимые мирские заботы.
Таким образом, разбираемые слова Иисуса Христа представляют собой очень мудрое изречение, указывающее на то, как человеку надлежит жить. Это емкое по смыслу и краткое по форме изречение содержит в себе ясную и четкую программу поведения человека, программу благочестивого образа жизни, указывающую на то, какие поступки нужно совершать в первую очередь (в силу их первостепенной значимости и неизбежной необходимости), а какие поступки и заботы являются второстепенными. Разбираемые слова, как и всё сказанное Иисусом Христом, являются проявлением Божественной мудрости, так как дают человеку важный ориентир в жизни. В данном случае связанный с выбором очередности при совершении поступков человека.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в разбираемом изречении Спасителя, Иисуса Христа, (в виде итога к предыдущим словам) говорится о том, что прежде всего надо заботиться о самой душе, потому что душа более значима чем пища и питье для неё, и не надо чрезмерно заботиться о пище, питье и одежде. И как тело более значительно, чем одежда для него, так и душа более значительна пищи. Это утверждение Иисуса Христа обусловлено тем, что человек достигает вечной жизни в Царстве Небесном через заботу о спасении своей души, а не заботами о пище и одежде. Поэтому внимание и забота человека должны быть направлены на достижение спасения души, а не на питье и еду, несмотря на то какими бы вкусными они не были. Потому что привязанность к питью, еде и одежде является признаком того, что человек сосредотачивает свое внимание на бренном и земном (представителем которого в данном случае и есть питье, еда и одежда) и уходит от главного дела в жизни, служения Богу, Который помогает человеку достичь главной цели человеческого существования – спасения души. А служение земным удовольствиям и благам в конечном счете приводит человека к мукам на земле, а также в будущей жизни. «Отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов» ( Лук.13:27–28 ). Поэтому в разбираемых словах Иисус Христос и призывает не увлекаться земным и бренным, в данном случае едой, питьем и одеждой, потому что это всё проходящее. А заниматься главным назначением в жизни человека – служением Богу и спасением своей души.