Не заботьтесь что вам есть и что пить и во что одеться

«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить»

Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» ( Матф.6:25 ). Как нужно понимать эти слова?

Из этого можно сделать вывод о том, что в разбираемых словах Спасителя осуждается как стремление к богатству, так и чрезмерная забота о пище, питье и одежде, забота, ставшая самоцелью человеческой жизни, и превратившаяся в служение мирским благам, в собирание сокровищ земных.

Служение всему мирскому осуждается Богом, потому что человек, ставший на путь чрезмерного удовлетворения земных телесных потребностей, главной целью своей жизни считает заботу о богатстве, пище, питье и одежде и перестает заботиться о спасении своей души и о служении Богу. А по утверждению Иисуса Христа: «душа не больше ли пищи, и тело одежды?». Эти слова нужно понимать следующим образом. В этих словах Иисус Христос сравнивает душу с пищей и тело с одеждой. Пища в этих словах приведена как пример телесных потребностей человека. А назначение пищи – поддержание жизненных сил человека, чтобы он имел возможность совершать поступки для спасения своей души. Словами «душа не больше ли пищи» Иисус Христос говорит, что забота о душе важнее, чем забота о теле, связанная с приемом пищи. Но Он не отрицает необходимую заботу о хлебе насущном. И как одежда необходима для человека, чтобы предохранять его от непогоды, так необходимо и тело для души, так как душа обитает в теле. Тело человека это одежда для души. Это дом для духа. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор.6:19 ). Но душа более значимей пищи (необходимых телесных потребностей), как и тело более значимей одежды, необходимой для тела. Поэтому не нужно чрезмерно заботиться о пище и питье для тела, а следует прежде заботиться о душе, которая значительно больше, важней, самой вкусной пищи и самого вкусного питья и красивой одежды. Душа важнее тела, потому что душа – это дар Божий, искра Божия. Без души невозможна жизнь человека, и через спасение души человек достигает Царства Небесного. Поэтому прежде надо заботиться не о телесных потребностях человека, а о духовных.

Бог создал человека, наделив его бессмертной душой, которая находится в телесной оболочке человека (во время земной жизни). И как одежда создана для тела, так и тело является одеждой для души. Поэтому нужно жить так, чтобы человек заботился прежде о душе, собирал сокровища небесные и не служил «маммоне», чрезмерно усердствуя в обеспечении себя едой, питьем и одеждой, а служил Богу и заботился о спасении своей души и достижении Царствия Божьего.

Слово «душа», употребляемое в разбираемых словах Иисуса Христа, в Библии имеет несколько значений, отличающихся друг от друга. Рассмотрим их. 1. Словом «душа» в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт.1:20 ). «Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их» ( Быт.1:24 ). Ирод искал души Спасителя – Младенца, то есть Его жизнь. «Умерли искавшие души Младенца» ( Матф.2:20 ). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. «Душу спасти, или погубить» ( Мар.3:4 ). 2. В высшем смысловом значении слова «душа» применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Матф.10:28 ). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове «душа» когда говорится о сбережении и потере души. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» ( Матф.10:39 ). «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» ( Иоан.12:25 ). 4. В Библии слово «душа» также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ). 5. В Библии слово «душа» также используется для обозначения человека, как личности. «И стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). «Душ около трех тысяч» ( Деян.2:41 ).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:44 ). Поэтому не о еде и питье, которые меньше души, должен заботиться человек, а о самой душе, потому что она больше, то есть важней и значимей питья и пищи.

В разбираемых словах Иисуса Христа говорится «не заботьтесь». Согласно словарю русского языка (С.И. Ожегов, издание 22-е, стр. 20) слово «забота» обозначает: 1 «беспокойство, беспокойное обременительное дело; 2 мысль или деятельность, направленная к благополучию чего-либо; 3 внимание, попечение, уход; 4 усилия, старания». А слово «заботливый» поясняется как «проявляющий заботу, внимательный, старательный».

В данном, разбираемом случае Иисус Христос слово «забота» употребляет в том смысле, чтобы человек не проявлял чрезмерного усердия, не прилагал повышенных усилий для обеспечения себя едой, питьем, одеждой. Иисус Христос не запрещает человеку добывать себе питье, еду, одежду, но говорит об этих заботах как о проблемах второго плана. Потому что главной целью человеческой жизни должна быть не забота о пище, питье и одежде, а забота о спасении души через служение Богу. Поэтому, не отвергая забот мирских, связанных с добыванием необходимого питья, еды и одежды, разбираемые слова Иисуса Христа указывают на первостепенность и второстепенность в исполнении дел и забот в жизни человека.

Иными словами, в разбираемой фразе указан порядок того, какие дела нужно выполнять в первую очередь, а какие потом. То есть конкретно названо важнейшее дело, не терпящее отлагательства, которым человек должен заниматься прежде всего. Таким главным делом является, как уже говорилось, служение Богу и забота о спасении человеческой души. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Матф.10:28 ).

Как видим, в разбираемых словах Иисуса Христа все дела человеческой жизни делятся на главные и второстепенные. К главным делам относится служение Богу, достигаемое через совершение добрых поступков, что приводит к спасению души. Все вышеуказанные действия достигаются через исполнение заповедей и законов Божьих. К второстепенным делам относится удовлетворение бытовых нужд и прочие необходимые мирские заботы.

Таким образом, разбираемые слова Иисуса Христа представляют собой очень мудрое изречение, указывающее на то, как человеку надлежит жить. Это емкое по смыслу и краткое по форме изречение содержит в себе ясную и четкую программу поведения человека, программу благочестивого образа жизни, указывающую на то, какие поступки нужно совершать в первую очередь (в силу их первостепенной значимости и неизбежной необходимости), а какие поступки и заботы являются второстепенными. Разбираемые слова, как и всё сказанное Иисусом Христом, являются проявлением Божественной мудрости, так как дают человеку важный ориентир в жизни. В данном случае связанный с выбором очередности при совершении поступков человека.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в разбираемом изречении Спасителя, Иисуса Христа, (в виде итога к предыдущим словам) говорится о том, что прежде всего надо заботиться о самой душе, потому что душа более значима чем пища и питье для неё, и не надо чрезмерно заботиться о пище, питье и одежде. И как тело более значительно, чем одежда для него, так и душа более значительна пищи. Это утверждение Иисуса Христа обусловлено тем, что человек достигает вечной жизни в Царстве Небесном через заботу о спасении своей души, а не заботами о пище и одежде. Поэтому внимание и забота человека должны быть направлены на достижение спасения души, а не на питье и еду, несмотря на то какими бы вкусными они не были. Потому что привязанность к питью, еде и одежде является признаком того, что человек сосредотачивает свое внимание на бренном и земном (представителем которого в данном случае и есть питье, еда и одежда) и уходит от главного дела в жизни, служения Богу, Который помогает человеку достичь главной цели человеческого существования – спасения души. А служение земным удовольствиям и благам в конечном счете приводит человека к мукам на земле, а также в будущей жизни. «Отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов» ( Лук.13:27–28 ). Поэтому в разбираемых словах Иисус Христос и призывает не увлекаться земным и бренным, в данном случае едой, питьем и одеждой, потому что это всё проходящее. А заниматься главным назначением в жизни человека – служением Богу и спасением своей души.

Источник

«Итак, не заботьтесь и не говорите. »

Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Матф.6:31–32 ). Как нужно понимать эти слова Иисуса Христа?

Эти слова содержат в себе итог всего того, о чем было сказано ранее, что подтверждается словом «итак». А в предыдущих словах Иисус Христос говорил о том:

чтобы люди не заботились о еде, питье и одежде, потому что «душа не больше ли пищи, и тело одежды?»;

что птицы небесные ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, а Отец Небесный питает их;

что лилии полевые не трудятся ни прядут, но одеты лучше чем царь Соломон во время славы своей.

Иисус Христос в виде вывода из этих примеров указал на то, что Отец Небесный заботится не только о птицах и лилиях полевых, но и о людях. Так было сказано в предыдущей части поучения Христова.

Языческая религия, в противоположность христианству, указывала на то, что человек должен заботиться в первую очередь об удовлетворении своих бытовых (мирских) потребностях. В языческой религии бытовые заботы человека обожествлялись и по представлениям язычников, специальные божества должны были помочь человеку удовлетворять его мирские заботы и потребности. Причем каждая забота и потребность человека имела свое отдельное языческое божество.

Так в языческой религии, для того чтобы достигнуть власти, человек должен был служить и приносить жертвы языческому богу Зевсу. Успех в торговле, прибыль и богатство должен обеспечивать языческий бог Гермес. Этот же бог под именем Бахуса покровительствовал виноделию и винопитию. Успех в любви обеспечивала языческая богиня Афродита, языческий бог Эрот, Гименей и т.д.

Как видим язычники получению своих чувственных наслаждений и удовлетворению бытовых потребностей придавали огромное, первостепенное значение, обожествляя эти потребности, ставя во главе той или другой бытовой сферы отдельного языческого бога, якобы заботящегося о достижении успеха для удовлетворения этих потребностей.

Христианство, в отличии от язычников, давая объективную картину мира, призывает человека в первую очередь служить Единому Истинному Богу и заботиться о спасении души и о достижении Царства Небесного, что осуществляется путем собирания во время земной жизни сокровищ небесных. То есть христианство призывает человека служить Богу путем совершения добрых поступков, через исполнение Божиих заповедей, через соблюдение закона Божьего и таким образом достичь духовно-нравственного совершенства человеческой личности.

Исходя из первостепенности духовно-нравственного развития человека, проявляющегося в служении Богу (а не мнимым языческим богам) через совершение добрых дел, христианство объявляет чрезмерное удовлетворение бытовых потребностей человека (стремление к богатству, роскоши, власти, славе, чувственным наслаждениям) греховными помыслами, которые уводят человека от главной цели – служению Богу. В процессе чрезмерно усердного удовлетворения бытовых потребностей и достижения чувственных наслаждений человек уходит с истинного пути нравственного развития и погрязает в мирских делах и заботах, в то время как нужно заботиться о спасении души. Поэтому в разбираемых словах Иисуса Христа и звучит призыв о том, чтобы человек не уделял первостепенного значения тому, что ему кушать, что пить, или во что одеться потому, что «всего этого ищут язычники», которые в первую очередь заботятся об удовлетворении чувственных и бытовых потребностей. То есть Иисус Христос говорит о том, чтобы человек не уподоблялся язычникам и не жил их потребительской моралью.

Наряду с этим Иисус Христос указывает на то, что Бог, Отец Небесный, как Высшая и Всезнающая Сущность, знает обо всех нуждах людей. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». И потому что Бог является Творцом мира и всего сущего, в том числе и человека, Он будет проявлять внимание и заботу к человеческим нуждам, и как любящий Отец, помогать человеку во всех его добрых делах.

В последующих словах Иисус Христос указывает на то, в каком случае Господь Бог будет помогать в делах человека и для чего Он это делает. Помогать Бог будет не всем, а только тем людям, которые своими добрыми поступками служат Богу, соблюдая заповеди Божьи. «И будет Господь с добрым» ( 2Пар.19:11 ). И помогает Бог людям для того, чтобы дать им возможность выполнять их главное назначение в жизни – служить Богу. И через это служение достигать спасения своей души. В словах Иисуса Христа такое служение обозначено в виде поисков Царства Небесного как главной задачи земной человеческой жизни. А об условиях для удовлетворения бытовых нужд позаботится Господь Бог, таким образом давая возможность человеку тратить свою жизнь не на бытовые проблемы и нужды, а на духовно-нравственное развитие и совершенствование, проявляющееся в спасении души, в достижении Царства Небесного. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» ( Пс.54:23 ). Высказанная мысль, подтверждается в Новом Завете словами Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ) (то есть приложится удовлетворение бытовых забот и потребностей).

Иными словами разбираемый отрывок с наставлениями Иисуса Христа можно пояснить следующим образом. Говоря о том, чтобы люди не заботились о том, что кушать, пить и во что одеваться, Иисус Христос не отрицает труд, направленный на удовлетворение перечисленных нужд человека. Спаситель, разрешая трудиться, предостерегает человека о чрезмерном, излишнем беспокойстве, о мучительных заботах, связанных с поисками хлеба насущного (пищи, питья, одежды). Говоря людям «не заботьтесь», Иисус Христос предостерегает людей от чрезмерного усердия, от повышенного старания в деле добывания еды, питья и одежды. От того чтобы заботы о еде, питье, одежде не стали самоцелью существования человека, не поглощали всё время и внимание человека, все его силы и способности, а в конечном счете и жизнь, ложно направленную на удовлетворение бытовых потребностей, тем самым отвлекая человека от главной его цели – служения Богу и спасения души.

Иисус Христос говорит о том, что если Отец Небесный питает птиц, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, если Он одевает лилии полевые в такие прекрасные одежды, в которые не одевался и царь Соломон во время своего величия, то конечно и обязательно Господь Бог позаботится о людях, если они прежде всего будут искать Царствия Божьего и правды Его. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ). Словосочетание «не заботьтесь», стоящее в начале разбираемой фразы Иисуса Христа, говорит не о проявлении заботы (то есть не о хлопотах и заботах) в прямом её смысле, а о том, чтобы человек не проявлял уныния и отчаяния, томительного беспокойства по поводу того, что ему есть, пить и во что одеваться. Иисус Христос говорит о том, чтобы отчаяние человека, связанное с тем, как обеспечить себя пищей, питьем и одеждой не приводило человека в уныние, вызывающее потерю веры в Милосердие Божье и в Отцовскую заботу Бога о человеке. С другой стороны словосочетание «не заботьтесь» предостерегает человека от другой крайности, связанной с увлечением роскошью и чрезмерной заботой о достижении чувственных наслаждений и бытовых благ, развлечений и удовольствий. В связи с этим Иисус Христос и дает наставление людям, определяющее цель и смысл жизни человека. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ). Как нужно понимать эти слова Спасителя мира?

Согласно представлениям христианства, существует два таких понятия как Царство Божие и Царство Небесное. В Царство Небесное попадает душа человека после земной жизни, обретая там вечное блаженство. В Царство Небесное могут попасть души не всех людей, а только тех, которые во время земной жизни совершали добрые поступки, соблюдали заповеди Божии, чем служили Богу и заслужили спасение своей души.

Согласно богословским представлениям, термин Царство Божие определяет весь окружающий человека мир, потому что этот мир сотворен Богом Творцом и Создателем всего сущего. Однако гармония мира, окружающего человека, нарушена проявлением зла, исходящего от злого духа, который всячески противодействует Господу Богу и назван в Библии противостоящим Богу. Поэтому между Богом, воплощением Света и Добра, и сатаной, представляющем собой зло, в естественном и сверхъестественном мире идет постоянная непримиримая борьба. Таким образом, человек в окружающем его мире сталкивается не только с проявлениями добра, но и зла. Поэтому Иисус Христос в Своем поучении уточняет то, что человек в окружающем его мире, то есть в Царстве Божьем (потому что этот мир – царство, сотворен Богом) должен искать «правды Его», то есть правды и истины Царства Божьего. Иными словами Правды, Добра и Света, и не концентрировать своё внимание на зле и лжи, присутствующем в окружающем мире.

Правда Царства Божьего представляет собой Истинность, Непогрешимость, Святость понятий и явлений. А Истинность и Непогрешимость как раз и являются теми чертами, которые присущи Богу Творцу, как воплощению Света, Мудрости, Добра и Всемогущества. Злая сила, противостоящая Богу, проявляет себя не в правде и истине, а во лжи, зле, искушениях, соблазнах, направленных во вред человеку. Ибо сатана это «лжец и отец лжи» ( Иоан.8:44 ), источник тьмы и греха.

Многие внимательные читатели могут указать на то, что в Библии дословно сказано «Ищите же прежде всего Царства Божьего и правды Его», а не Царства Небесного. Вышеприведенную фразу нужно понимать следующим образом. В христианском богословии термин «Царство Божие» употребляют не только для обозначения мира, сотворенного Богом Творцом, но и во втором смысловом значении, обозначающем всё самое лучшее и светлое, существующее в мире, окружающем человека. То есть всё то, что исходит от Бога и приносит человеку истинную пользу.

Таким образом разбираемые слова Иисуса Христа о том, что человек прежде всего должен искать Царства Божьего и правды Его, нужно понимать в двух смысловых значениях этого термина.

Во-первых, человек должен искать Царства Божьего в том смысле, чтобы направлять свои поиски на самое доброе, светлое и хорошее из того, что находится в окружающем его мире, то есть на то, что исходит от Господа Бога. Это и понимается под словосочетанием «Царство Божье».

Во-вторых, направляя свои действия на поиски Царства Божьего, человек должен найти в окружающем его мире (как в создании Божием) правду Царства Божьего, то есть проявления истины и добра. Иными словами всего того, что исходит от Бога.

Поиски Царства Божьего и правды Его обозначают в разбираемых словах не только сам поиск христианских истин, объясняющих устройство мира, цель и смысл человеческой жизни, но и служение правде Божией, то есть идеалам Истины, Добра и Света. Человек, ищущий в окружающем мире правду Царства Божьего, должен уметь отличать её ото лжи и зла окружающего его мира с тем, чтобы следовать этой Божьей правде, исповедывать и исполнять её в своей жизни. То есть человек, ищущий правду Царства Божьего в окружающем его мире, является не только соискателем этой Божьей правды, но и сторонником, приверженцем и исполнителем её в своей жизни. И если человек посвящает свою жизнь поиску Царства Божьего и правды Его и воплощает правду Божью в свою жизнь, то Бог проявляет заботу и внимание к такому человеку, обеспечивая удовлетворение нужд человека не только в еде, питье, одежде, но и в достижении других необходимых бытовых потребностей такого человека.

Господь помогает удовлетворить жизненно необходимые, насущные потребности человеку для того, чтобы предоставить человеку возможность искать «прежде Царства Божия и правды Его». То есть для того, чтобы человек, не растрачивая свою жизнь на удовлетворение насущных и бытовых потребностей, мог посвятить себя искреннему служению Богу.

Источник

Толкование на От Матфея 6:25

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 6:25 / Мф 6:25

Иоанн Златоуст (

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Спаситель, доказав выше, что презрение богатств имеет свои выгоды, и именно, сохраняет самые богатства и доставляет душевную радость, способствует приобретению любомудрия и ограждает благочестие, — теперь доказывает, что заповедь Его и исполнить можно. Дело лучшего законодательства не в том только состоит, чтобы предписывать полезное, но особенно в том, чтобы сделать его удобоисполнимым. Поэтому Спаситель и присовокупляет: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть». Но, может быть, сказали бы: что же, неужели все бросать? Тогда как же будем жить? На эти возражения Спаситель отвечает заранее. Если бы Он с самого начала сказал: «не заботьтесь», то Его заповедь показалась бы тяжкой; но как скоро Он показал вред от сребролюбия, то тем самым уже сделал настоящее увещание Свое удобоприемлемым. Потому теперь не просто сказал: «не заботьтесь», но присоединил к заповеди и причину. После того, как сказал: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24), — говорит: «посему говорю вам: не заботьтесь», — т. е. по причине великого вреда. Не только попечение о снискании богатства для вас вредно, но даже вредна излишняя заботливость о самонужнейших вещах, поскольку ею подрывается ваше спасение; она удаляет вас от сотворившего, промышляющего и любящего вас Бога. «Посему говорю вам: не заботьтесь»! Показав величайший вред от пристрастия к богатству, Христос простирает далее Свое повеление. Он не только повелевает презирать богатство, но запрещает печься и о нужной пище, говоря: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть». Христос не потому сказал так, будто душа имеет нужду в пище, — она бестелесна, — а применительно к обычному способу выражения у людей. Ведь, хотя душа и не имеет нужды в пище, но не может пребывать в теле, если оно не питается. И это наставление Христос не оставляет так, а опять приводит и здесь доказательства, заимствуя их из нашей природы и из других примеров. Из нашей природы: «душа не больше ли пищи, и тело одежды»? Т. е. Тот, Кто дал большее, не даст ли и меньшее? Тот, Кто образовал плоть, имеющую нужду в пище, не даст ли ей пищи? Потому не просто сказал: «не заботьтесь, что есть и во что одеться», но присоединил: «телом и душой», — так как отсюда хотел заимствовать Свои доказательства через сравнение. Далее, Бог однажды даровал душу, и она пребывает всегда одинаковой, а тело возрастает каждодневно. Это-то самое желая показать, т. е. бессмертие души и тленность тела, Спаситель присовокупил далее: «кто из вас может прибавить себе росту хотя бы на один локоть» (Мф. 6:27)? Умолчав о душе, как не получающей приращения, Он сказал только о теле, показывая тем, что и тело взращивает не пища, но Божий промысл. Павел, объясняя это другими словами, сказал: «и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий» (1 Кор. 3:7). Вот как Спаситель убеждал доказательствами, заимствованными из нашей природы!

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Афанасий Великий (

Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди

Душа превосходнее пищи, поколику она есть жизненный дух, а пища — нечто земное и удоборазлагаемое. И тело превосходнее одежды, потому что оно есть дело рук Божиих, а одежда — вóлна с бессловесного животного. Многие удивляются необычным словам, когда слышат, что душа вкушает, и видят, что рука подносит пищу к устам. Но ты, возлюбленный, не удивляйся, когда слышишь, что душа вкушает; ибо так и есть в действительности, а не как-либо иначе. Съедает же душа подносимое к устам, так как по природе своей она горяча, по слову Премудрости: душа тепла, яко огнь горящ (Сир. 23, 21). Следовательно, как огонь варит ввергаемое в котел, так и огневидная душа мельчит и потребляет пищу, вводимую в желудок. И хотя она называется ψυχή, однако-же называется так не потому, что холодна (ψυχρά) по своей природе, как думали некоторые из необразованных, но потому, что при большой горячности она изсушает влажное (τὰ ὑγρὰ), как можно убедиться в том и из действия солнца: будучи горячим и огневидным, оно изсушает болото и разрешает в пар все влажное. А что душа по природе своей горяча, в этом, брат, ты должен убедиться и из примера умирающих. Ибо, когда душа отделяется от тела, все члены оказываются окоченевшими и холодными не менее зимнего льда или снега. Можно убедиться в сказанном и из того, что случается во время голода: пока душа имеет пищу в изобилии, тело цветет и крепнет, — когда же явится недостаток в пище, тело истощается и разрушается; ибо тело без пищи не может устоять против горячности души, как и медный сосуд, поставленный на жаровне, не может без воды выдержать силу огня, но раскаляется и разрушается совершенно. Так и сосуд телесный, не получая пищи, совершенно разрушается, сжигаемый огневидною душею. А самое главное во всем этом то, чтó сказано Господом: «не заботьтесь для души вашей, чтó вам есть, ни для тела вашего, во что одеться», ибо душа больше пищи, и тело — одежды. Поэтому, если, по милости Всеблагого, сподобились мы иметь лучшее и важнейшее, то тем паче будем изобиловать менее важным и низшим.

Источник: Из Бесед на Евангелие от Матфея.

Петр Дамаскин († XII в.)

Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди

Человек мудрый искусно проходит свой подвиг, уменьшая, по силе своей, телесные потребности, чтобы чрез то сделаться малопопечительным или и беспопечительным, для хранения заповедей, как сказал Господь: Не пецытеся и прочее. При многом попечении и самого себя человек не может видеть, как же может он видеть прежде времени приготовленные сети врагов.

Источник: Творения. Книга первая.

Иероним Стридонский (

Ст. 25−26 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их

Поэтому Я говорю вам: Не будьте обеспокоены в душе своей тем, что будете есть, ни телом своим, во что будете одеваться

В некоторых священных списках прибавлено: «И что будете пить». — Итак, мы почти совершенно освобождаемся от заботы о том, что природа дала всем и что есть общее у животных, диких зверей и людей. Но нам повелевается, чтобы мы не были озабочены тем, что будем есть, ибо в поте лица своего мы приготовляем себе хлеб: мы должны трудиться, но должны оставить озабоченность. Слова Господа: Не будьте озабочены в душе своей тем, что будете есть или в теле своем, во что будете одеваться (Ср.: Быт 3) мы должны понимать в отношении к телесной пище и одежде. Наоборот, о пище и одежде духовной мы всегда должны заботливо беспокоиться.

Душа не больше ли пищи, и тело — одежды

Эти слова имеют смысл такого рода: Тот, кто имеет попечение о большем, будет заботиться, конечно, и о меньшем.

Посмотрите на птиц небесных, что они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Разве же вы не гораздо больше их

Апостол учит нас, чтобы мы не мудрствовали больше, чем следует мудрствовать. Это указание (testimonium) должно соблюдать и в приложении к настоящему отрывку. Действительно, есть некоторые толкователи, которые пока хотят выступить за пределы, указанные [св.] отцами и вращаться в высоте, погружаются в глубину, утверждая, что птицы — это Ангелы небесные и прочие силы на служении у Бога, которые питаются промыслом Божиим без собственной заботы [об этом]. Если это так, как им кажется, то как можно понять следующие, относящиеся к людям слова: Разве же вы не гораздо больше их? Итак, следует понимать это место просто в том смысле, что если птицы без забот и без печали питаются через промыслительную силу Божию, — птицы, которые сегодня есть и которых завтра не будет, то насколько более произволение Божие печется о людях, которым обещана вечная жизнь!

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться

«Посему», то есть почему? Потому, что имуществами отторгаются люди от Бога. Душа, как не имеющая тела, не ест, но Господь сказал это по общему обыкновению, ибо душа, по-видимому, не может оставаться в теле, если плоть не питается. Господь не запрещает трудиться, но запрещает целиком предавать себя заботам и пренебрегать Богом. Должно и земледелием заниматься, но должно заботиться и о душе.

Душа не больше ли пищи, и тело одежды

То есть Тот, Кто дал большее, образовав душу и тело, разве Он не даст пищи и одежды?

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди

Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся

Отклонив собирание сокровищ на земле и убедив лишнее раздавать нищим, научает далее не заботиться и о существенной необходимости. Не пецытеся душею вашею, т.е. для души вашей, что ясте, или что пиете. Хотя душа не ест и не пьет, но люди пьют и едят ради души, потому что она не может обитать в теле, которое не кушает и не пьет, до тех пор, пока оно станет нетленным… Это и другим способом может быть истолковано. Так как люди иногда беспокоятся в душе, именно: когда заботятся об одном только уме, а иногда — в теле, именно когда делают усилия к приобретению желаемого, — то Господь, удерживая их от той и от другой заботы, сказал: не пецытеся ни душою вашею, ни телом о пище, питии и одежде.

Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди

Сказал это, показывая, что Давший нам большее, даст и меньшее. Болши, т.е. дороже.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Посему. То есть потому, что излишняя привязанность к сокровищам временным отвлекает от попечения об истинном духовном благе, маммона отвлекает от Бога.

Не заботьтесь. Господь предостерегает от беспокойной, томительной заботливости о благах временных, от пристрастия к ним (ср.: Лк. 8:14; Лк. 21:34; Флп. 4:6). В известных пределах необходимо заботиться о нуждах житейских; трудиться для удовлетворения их заповедуют и Спаситель, и Апостолы, тогда как беззаботность всегда порицается. Не беззаботности научает Господь, а излишнюю заботливость запрещает.

Для души вашей, что вам есть и прочее. Душа — в смысле общей жизненной силы человеческого организма, которая поддерживается пищей и питьем (ср.: Мф. 10:39; Мф. 16:25).

Душа не больше ли пищи. Если Бог даровал человеку большее, то не тем ли легче для Него дать меньшее? (ср.: Златоуст, Феофилакт, Афанасий Великий). Он даровал человеку жизнь, которая больше, важнее, драгоценнее пищи и питья, поддерживающих жизнь. Он сотворил тело, которое больше, важнее, драгоценнее одежды. Если же Он явил столько могущества и благости в отношении к человеку, даровав ему жизнь, то ужели не станет у Него столько могущества и благости, чтобы давать человеку и то, что малоценнее жизни и тела, — пищу, питье и одежду? К чему же беспокойная, тревожная заботливость об этом меньшем?

Источник: Толковое Евангелие.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Связь с предыдущим стихом выражена через δια τούτο, поэтому, посему, по этой причине. Спаситель говорит здесь как бы так: “так как вы не можете собирать сокровищ одновременно и на земле и на небе, потому что это значило бы служить двум господам, то оставляйте, поэтому, мысли о земных сокровищах, и даже о самом необходимом для вашей жизни”. По Феофилакту Спаситель “есть здесь не препятствует, а препятствует говорить: что будем есть? Так говорят богачи с вечера: что будем есть завтра? Видишь, что Спаситель здесь запрещает изнеженность и роскошь”. Иероним замечает, что слово “пить” добавлено только в некоторых кодексах. Слова “и что пить” опущены у Тишендорфа, Вест. Хорта, Вульгата и мн. др. Смысл почти не изменяется. Слова “для души” противополагаются дальнейшим “для тела”, но их нельзя принимать в значении только души, а, как правильно замечает об этом Августин, для жизни. Иоанн Златоуст говорит, что “для души” сказано не потому, чтобы она нуждалась в пище, и что здесь просто Спаситель обличает дурной обычай. Дальнейшего слова нельзя перевести через “жизнь”; не больше ли жизнь пищи и тело одежды? Стало быть ψυχή имеет здесь какое-нибудь другое значение. Нужно думать, что здесь разумеется нечто близкое к σώμα, живой организм, и что ψυχή употреблено в каком-нибудь простонародном смысле, вроде того, как у нас выражаются: душа не принимает и проч.

Троицкие листки

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *