Не закосни что значит
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 39:18
Свт. Афанасий Великий
Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни
Аз же нищ есмь и убог. Господь попечется о мне. Исполненный великой дерзости Израиль, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим, и уже соглашается в том, что и ему упование — Господь.
Помощник мой и защититель мой ecи Ты, Боже мой, не закосни. К сему-то концу, говорит, придет Церковь, прежде обнищавшая и великую бедность терпевшая в мире, но обогатившаяся Твоею силою и прославленная Твоею помощью, о чем и просит Бога, чтобы не закоснел; в сем, по прошению ее, и не коснит Он, как сказано: идый приидет, и не умедлит (Авв. 2,3).
Толкование на Псалмы.
Свт. Василий Великий
Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне; помощник мой и защититель мой еси Ты, Господи, не закосни
Вопрос. Поелику Писание в числе похваляемого поставляет нищету и убожество, например: «блаженны нищие» (Матф.5, 3), и: «желание убогих услышал еси, Господи» (Псал.9, 38), и еще: «нищ и убог восхвалита имя Твое» (Псал.73, 21); то какое различие нищеты и убожества; и в каком смысле справедлив Давид, который говорит: «аз же нищ есмь и убог»?
Ответ. Припоминая Апостола, сказавшего о Господе: «Он, будучи богат, обнищал ради вас» (2Кор. 8, 9) полагаю, что нищ тот, кто от богатства нисшел до скудости, а убог тот, кто с самого начала был в скудости, и таковое несчастье переносил благоугодно Господу. Давид же признает себя нищим и убогим, может быть, и потому, что говорит сие от лица Господа, Который наименован нищим в словах: «будучи богат, обнищал ради вас», а убогим назван, поколику по плоти Он был Сын не богатого кого, но древодела; может быть, и потому, что сам, подобно Иову, не хранил имения в сокровищницах, и на богатство не смотрел как на собственность, но всем распоряжался по воле Господней.
Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.
Блж. Феодорит Кирский
Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне; помощник мой и защититель мой еси Ты, Господи, не закосни
Как выше упоминал о грехах, так называет себя нищим, потому что оставлен без помощи, имеет нужду в Божественном содействии, и умоляет, как можно скорее, оказать вспоможение. Приличествует же сие преимущественно блаженному Давиду. Ибо думаю, что, имея пред очами оное предречение и обилие благодати, Давид себя назвал нищим и убогим, и просит, чтобы ему быть причастным Божественнаго промышления. Умоляет же предсказаннаго спасения не замедлять и не отлагать до отдаленных времен, но скорее даровать оное людям.
Евфимий Зигабен
Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни
Аз же нищ есм и убог
Это сказывается от лица каждого христианина: каждый христианин нищ, потому что оставил все имения свои ради Христа, беден, потому что трудится и снискивает нужное ко спасению его; сверх того он нищ и потому, что лишен имения своего, а беден, поелику бедствует, то есть трудится и болезнует в заповедях Христовых и добродетелях.
Слова Великого Василия: Нищ тот, кто из богатства дошел до недостатка, как оказано о Господе, что Он, будучи богат, стал нищим для нас; а беден, кто был в недостатках и прежде и при таком обстоятельстве управлялся благоугодно Господу. Давид признает себя нищим и бедным, быть может говоря сие от лица Христа, как называющегося нищим, согласно с сими словами: будучи богат обнищал для нас, а—нищим, поскольку Он был, как думали, сын не богатого отца, по плоти, но плотника. Впрочем, быть может и о себе (говорит) потому что, по примеру Иова, он умел не собирать себе и не пристращаться к своему богатству, но распоряжаться во всем, по воле Божией. Кирилл: Древний Израиль называет себя нищим, и бедным и просит, чтобы не замедлило предсказанное о нем спасение. Евсевия: Нищим называет по причинен потери своего богатства, а бедным—по снисканию продовольствия с трудом (в замеч. Кордерия 34, псал. в издан. Своде). Смотри и замеч. на слова: Я нищ и болезнен, в 68-м псалме.
Господь попечется о мне
Господь, говорить, попечется о мне, потому что я прибегал к Нему одному, Он и не презрит уповающего на Него.
Помощник мой и защититель мой ecи Ты, Боже мой, не закосни
Ты, говорит, Боже мой, не замедли своею помощью мне. Впрочем я, согласно с Феодоритом, полагаю в сих словах и другую более глубокую мысль: прилагая вышесказанные слова—я нищ и беден—к пророку Давиду, думаю, что сей блаженный, предвидя имевшее излиться на христиан богатство духовных дарований, пожелал и сам иметь оное, но поелику он жил задолго до дней и времен христиан и не мог достигнуть желаемого, то посему, скорбя и оплакивая сие лишение свое, он сказал: я нищ и беден, как не получивший сего духовного богатства; впрочем Бог попечется о мне, чтоб и я мог участвовать в этом духовном богатстве и славе, которую имели получить после христиане. Где ж участвовать? В царствии небесном; а что это истина, о том свидетельствует Господь так: Многие пророки и праведники желали увидать, что вы видите, и не видели, и слышать, что слышите, и не слышали (Матф. 13,17). О таковом—то желании своем просит Давид Сына Божия не замедлить прийти и сделаться человеком.
Еп. Ириней (Орда)
Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни
Доселе мы изъяснили 39 псалом по ближайшему историческому его смыслу; но верующий христианин из Евр. 10 и д., знает, что этот псалом имеет также мессианский характер. Ап. Павел некоторые слова его относит к Мессии. Не раз уже говорено было, что Давид в своих страданиях, как и в славном царствовании был прообразом своего Богочеловеческого Потомка, Христа. Как некогда от Давида Господь не хотел никакой левитской жертвы, а желал жертвы безусловного послушания, жертвы всей личности; так и от Христа, послушание Коего к Отцу достигло своей высочайшей степени в предании Своего тела на ужаснейшую смерть; как Давид свою внутреннюю жертву совершил исполнением Божественной воли, так и Христос (Ин. 4:34, Мф. 26:39, Евр. 10:7-10). Эта воля считается душою этой προσφορα. Как Давид самого себя предложил в жертву и сказал: се приду, так сказал и Христос уже в минуту Воплощения (Евр. 10:5), и потом во все дни Своей земной жизни, особенно на Масличной горе (да будет воля Твоя) и на кресте. Не как частное лице стоял Богочеловек среди рода человеческого, но как Представитель его, солидарно с ним связанный; поэтому нет ничего удивительного в том, что Он, имея глубокое прозрение в любовь Божию к падшему человечеству, во время своей земной жизни часто благодарил Отца – от имени человечества (10-11), как за все благодеяния роду человеческому, так особенно за устроение искупления; ст. 2-6 можно вообще считать такою благодарностью Богочеловека от имени человечества. – Пред исшествием из мира сего Искупитель молился за Своих учеников и за всех Своих людей, имевших уверовать в Него (Ин. 17); Он знал, что они и по совершении искупления будут бороться еще со многими врагами; ст. 12-18 можно считать молитвою Богочеловека от имени искупленного, под игом страстей и неисчетных страданий вздыхающего человечества. Вися на кресте, Спаситель мог буквально применить к Себе ст. 12-18.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси ты, Боже мой, не закосни
Прот. Григорий Разумовский
Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни
Высказав свои чувства относительно врагов своих и выразив благожелания и советы верующим и любящим Господа, псалмопевец в заключение псалма говорит о себе и выражает молитвенное прошение к Богу о скорейшей помощи. Что касается до меня, как бы так говорит он, то я не более, как нищий и убогий раб Господа моего, и несмотря на мое убожество, Господь не оставляет меня без Своего промыслительного попечения: Господь попечется (в пер. с евр. – «печется») о мне, а потому, уповая на милость Его, я дерзновенно молю Его: Боже, Ты помощник мой и защитник, не умедли же, не закосни Своею помощью.
Все изречения стихов 12–18 могут быть также приложимы вполне к обстоятельствам жизни и страданий Господа Иисуса Христа. Отходя из мира сего, Искупитель молился за Своих учеников и за всех людей, имевших уверовать в Него (Ин. 17), Он знал, что и по совершении искупления они будут еще бороться со многими врагами. Вися на кресте, Спаситель мог буквально применить к Себе все сказанное в стихах 12–18.
Объяснение священной книги псалмов.
Псалом 69
Отношения в семье царя Давида не были простыми, их не избежали напасти и проблемы. Псалом 69 вошел в Псалтирь, как и другие песни, написанные в трудный для царя период. Эта молитва появилась во времена войны Давида с Авессаломом, его родным сыном.
Текст молитвы Псалом 69
На церковнославянском языке с ударениями
В коне́ц, Давиду в воспоминание, во е́же спасти́ мя Господу,
1 Бо́же, в по́мощь мою́ вонми́, Го́споди, помощи́ ми потщи́ся.
2 Да постыдя́тся и посра́мятся и́щущии ду́шу мою, да возвратя́тся вспять и постыдя́тся хотя́щии ми зла́я.
3 Да возвратя́тся а́бие стыдя́щеся глаго́лющии ми: бла́гоже, бла́гоже.
4 Да возра́дуются и возвеселя́тся о Тебе́ вси и́щущии Тебе́, Бо́же, и да глаго́лют вы́ну, да возвели́чится Госпо́дь, лю́бящии спасе́ние Твое:
5 аз же нищ есмь и убо́г, Бо́же, помози́ ми: Помо́щник мой и Изба́витель мой еси́ Ты, Го́споди, не закосни́.
На русском языке
К исполнению, Давида, в воспоминание о моём спасении Господом.
1 Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне.
2 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
3 Да будут обращены назад за поношение меня говорящие мне: «хорошо! хорошо!»
4 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Бог!»
5 Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли.
История написания
Отец и сын помирились, и, казалось, всё должно наладиться, но Авессалом поднял восстание. Царю Давиду пришлось бежать, жить в скитаниях, преследуемым собственным сыном. Текст песни псалма 69 – это крик о помощи человека, который, несмотря на все страдания, не перестает верить в Господа и в его защиту.
Когда читать псалом 69
В церквях и храмах псалом 69 читают во время Великого повечерия и Великой полунощнице субботней. В монастырях слова песни можно услышать во время службы после вечерней трапезы. Обращаться к тексту следует в трудные времена, когда нужны ответы от Господа. Читают псалом 69 на русском языке и в домах перед образами, когда:
Толкование
Смысл псалма 69 заключается в просьбе у Господа защиты от врагов и помощи в борьбе с ними. Но и каждый стих имеет своё толкование:
Как читать псалом 69
Для молитв нет правил прочтения. Но псалмы не зря называются песнями, они имеют особый склад и смысл, который не изменен в любом варианте: на старославянском и русском языках. Господь ответит на молитву псалом 69, если обращаются к нему с благими намерениями, искренне и честно.
Псалом 69
Псалом этот есть не что иное, как молитва о помощи Божией в борьбе с опасными врагами, а потому он и внесен святой Церковью в состав церковного богослужения: словами этого псалма на великом повечерии и на полунощнице субботней Церковь молит Бога о даровании христианам помощи против видимых и невидимых врагов, воюющих на них во дни и в нощи. Псалом этот написан Давидом и почти буквально входит в состав Пс.39 (ст. 14–18), который написан также Давидом и состоит из благодарения (ст. 2–12) и молитвы.
Стих 1-ый, составляющий надписание этого псалма, читается так: В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу. Последних слов: во еже спасти мя Господу – нет ни в еврейской, ни в греческой Библии, и потому блж. Феодорит о сих словах делает такое замечание: «Сего не нашел я в некоторых списках, даже ни в еврейском, ни у других переводчиков. Впрочем, согласно сие с мыслию, содержащеюся в псалме, потому что пророк просит в нем спасения и избавления от враждующих» [6, с. 326–327]. Слова в воспоминание дают мысль о том, что св. Давид выделил из 39-го псалма его молитвенную часть (ст. 14–18) и составил из нее особую песнь, как для себя, чтобы чаще воспоминать ею о грехе своем и обращаться с молитвою к Богу о помощи, так и для других молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве о помощи.
Пс.69:2–3 Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.
Стихи эти почти буквально сходны с 14-м и 15-м стихами Пс.39 и отличаются: а) в том, что в этом псалме св. Давид употребляет оба имени Божии: и Бог (Элогим, Сущий, Вечный), и Господь (Иегова, Dominus), тогда как в 39-м псалме он называет Его одним именем – Господь; б) здесь прибавлено слово потщися – которого нет в 39-м псалме и которое значит «поспеши» – то же, что и в помощь мою вонми, т.е.: «поспеши мне на помощь»; в) здесь нет находящихся в 15-м стихе 39-го псалма слов «вкупе» и «изъяты ю»; но слова сии ничего особого не прибавляют к содержанию и смыслу, какие заключаются в изречениях сих стихов.
Пс.69:4 Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже.
Стих сей соответствует 16-му стиху 39-го псалма, который читается так: Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. В том и другом псалме разными словами выражены одни и те же мысли и чувства, а потому и объяснение настоящего стиха нужно смотреть в соответствующем ему месте.
Пс.69:5 Да возрадуются и возвеселятся о тебе вси ищущии тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое.
Пс.69:6 Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни.
Изречением сего стиха: Боже, помози ми – заменены в соответствующем ему стихе 18 Пс.39 слова: Господь попечется о мне, – а словами: Избавитель мой, Господи – заменены слова: Защититель мой, Боже мой. В сущности, смысл и значение в тех и других словах и изречениях – одни и те же. Несмотря на свое царское достоинство и соответственное сему богатство, св. Давид признает себя нищим и убогим, желая тем показать ничтожество нашей греховной природы и нашей временной жизни и научить смирению, которое низводит благодать Божию на человека ( Иак.4:6 ): «Чем более ты велик на земле, тем более смиряйся и покоряйся, и обрящешь тем благодать у Бога». Умаляя себя и взирая на богатство благости Божией, св. Давид называет себя нищим и бедным в видимом мире, а потому и просит и надеется получить скорую помощь от Бога. Не закосни – здесь то же, что потщися (ст. 2), т.е. «ускори, Господи, не умедли с Своею помощью».
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 69:6
Свт. Афанасий Великий
Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни
Аз же нищ есмь и убог, то есть я лишен праведности упомянутых выше мужей, и живя в нищете, не имею богатства праведности, потому умоляю не лишить меня помощи Твоей. Помощник мой и избавитель мой ecи Ты, Господи не закосни. Я сподобился Твоего о мне промышления, и как можно скорее услышь меня, не медли исполнением моего прошения.
Толкование на псалмы.
Блж. Феодорит Кирский
Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни
«Аз же нищь есмь и убог, Боже помози ми», то есть, лишен я праведности упомянутых выше, и живя в нищете, не имею богатства добродетели.
«Помощник мой и избавитель еси Ты;» потому что сподобился я Твоего промышления.
«Господи, не закосни». Помоги мне вскоре, не отлагай исполнения просимаго мною.
Евфимий Зигабен
Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни
Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми
И это находится в 39м. Но вместо: Боже помоги мне! там написано: Господь, да попечется о мне.
Слова Евсевия: Замечай, что Давид хотя и богатый царь, умел однако ж прилагать к себе сие изречение; чем более ты велик, тем более покоряйся и обрящешь у Господа благодать. Потому то он, умаляя себя и взирая на богатство благости Божией, называет себя нищим и бедным в видимом. Но, быть может, он говорить сие и от лица языческого народа, как нищего и бедного по причине греховности и нечестия и просящего ускорить помощью Христовою, и посрамить умных врагов. Ибо когда мы потеряем всякую помощь человеческую, тогда вместо всего найдем Бога.
Помощник мой и избавитель мой ecи Ты, Господи, не закосни
И это написано в 39м. Но вместо: избавитель, там находится: защититель. А вместо: Господи! там стоит: Боже мой! Посему изъяснение сего псалма смотри в 39-м псалме.
Слова Исихия: Помощник, как сильный; избавитель, как преданный за нас в залог на краткое время смерти для избавления нашего плена, не умедли; ибо в больном сем отчаялись все врачи.
Прот. Григорий Разумовский
Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни
Изречением сего стиха: Боже, помози ми – заменены в соответствующем ему стихе 18 Пс.39 слова: Господь попечется о мне, – а словами: Избавитель мой Господи, – заменены слова: Защититель мой, Боже мой. В сущности, смысл и значение в тех и других словах и изречениях – одни и те же. Несмотря на свое царское достоинство и соответственное сему богатство, св. Давид признает себя нищим и убогим, желая тем показать ничтожество нашей греховной природы и нашей временной жизни и научить смирению, которое низводит благодать Божию на человека (Иак. 4:6): «Чем более ты велик на земле, тем более смиряйся и покоряйся, и обрящешь тем благодать у Бога». Умаляя себя и взирая на богатство благости Божией, св. Давид называет себя нищим и бедным в видимом мире, а потому и просит и надеется получить скорую помощь от Бога. Не закосни – здесь то же, что потщися (ст. 2), т.е. «ускори, Господи, не умедли с Своею помощью».
Объяснение священной книги псалмов.
Псалом Давида 69
Ряд песен царя Давида, вошедших позже в Псалтирь, был написан им во время тяжелых семейных обстоятельств. Как известно, в семье Божьего помазанника происходило много трагедий, одна из которых — война Авессалома против отца. Псалом 69 написан в период этой войны и открывает душевные переживания псалмопевца.
История написания
После того, как царь простил сына, тот начал настраивать против него приближенных, весьма в этом преуспев — отец был вынужден бежать из Иерусалима с небольшим количеством еще верных людей.
Другие псалмы царя Давида:
В период скитаний и бегства и был написана 69-я песня — каждая строчка в нем — это крик к Богу о помощи и жажде получить ответ на свой вопрос.
Важно! Это не просто прошение или жалоба, это крик об ответе. Испытания и горе не смогли пошатнуть веру Давида во Всевышнего, и он также ищет у Него ответов и просит о помощи.
Толкование псалма
Данный псалом это — молитва к Господу о помощи в борьбе с врагами, поэтому он и является частью церковных богослужений. Слова данного текста фактически являются частью другого псалма — 39, автор которого Давид, но тот текст является чистой благодарственной песнью. Чтобы понять псалом следует разобрать песнь по стихам:
Правила чтения
Текст относится к 9 кафизме и читается во время православного повечерия — служба в монастырях, которая совершается после вечерней трапезы. Кроме этого, вся Русская православная церковь читает его во время Великого повечерия и Великой полунощницы субботней.
Помимо повечерия, псалом можно читать в рамках изучения Священного Писания, а также в особые, трудные душевные времена, когда человек нуждается в ответах от Творца и Его заступничестве. Читать псалом можно, когда:
Читайте также интересные статьи:
Читать псалом можно на церковнославянском языке или современном русском — для лучшего понимания:
Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже, и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое: аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни.
К исполнению, Давида, в воспоминание о моём спасении Господом.
1 Боже, на помощь мне обратись, Господи, помочь мне поспеши.
2 Да устыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да обратятся вспять и постыдятся желающие мне зла,
3 да возвратятся тотчас со стыдом говорящие мне: «Хорошо же, хорошо же!»
4 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Боже, и да говорят непрестанно: «Да возвеличится Господь» любящие спасение Твоё.
5 Я же беден и нищ; Боже, помоги мне. Помощник мой и избавитель мой — Ты; Господи, не замедли!