К сожалению, на практике не редкость, что после заключения договора автомобиль не предоставили или предоставили с опозданием. Что делать в таком случае?
В соответствии со ст.29 Устава предоставление фрахтовщиком транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства. При невозможности осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, аналогичными причинами фрахтовщик по согласованию с фрахтователем обязан предоставить другое транспортное средство или возвратить оплаченную фрахтователем стоимость пользования транспортным средством.
Согласно п. 1 ст. 29, п.2 ст. 34 Устава в случае непредоставления транспортного средства Вы можете отказаться от договора и потребовать выплаты штрафа в размере 20 % платы, установленной за пользование такси.
А что делать, если таксист приехал с задержкой, нарушил заранее обговорённый срок прибытия в конечную точку, или во время поездки стало очевидным, что опоздание неизбежно? В соответствии с п.1 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) Вы, по своему выбору, вправе назначить новый срок для оказания услуги, потребовать уменьшения стоимости проезда или компенсации понесённых расходов в связи с оплатой другого транспорта либо отказаться от исполнения договора. Также исполнитель должен уплатить пассажиру неустойку (пени) в размере 3 % от цены заказа за каждый час просрочки вплоть до начала/окончания услуги или предъявления Вами других требований. Однако сумма неустойки (пени) не может превышать стоимости оказания услуги.
Сумма неустойки начисляется до тех пор, пока не будет предоставлена услуга, либо до момента отказа пассажира от услуги такси.
При этом пассажир имеет право требовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.
В убытки могут быть включены стоимость авиаперелета или железнодорожного проезда, если из-за опоздания такси пассажир не успел на свой рейс или поезд, стоимость дней пребывания в гостинице, а также туристической программы, сорвавшейся из-за невозможности своевременного прибытия, а также упущенная выгода.
Согласно п.14 ст. 34 Устава ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, то в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Вместе с тем, перевозчик освобождается от ответственности вследствие наступления форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы), временных ограничений или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иных не зависящих от перевозчика причин.
Проконсультироваться по вопросам защиты прав потребителей со специалистами Управления Роспотребнадзора можно по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173, по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 17-00, в пятницу рабочий день до 16-45, телефон «горячей линии»: 8(38822)6-42-41.
Номера телефонов и адреса территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в районах республики можно уточнить на нашем сайте.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 371 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Пассажир не заплатил за поездку в такси и вышел из машины. Можно ли его привлечь к ответственности?
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.
Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.
Фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров и багажа в случае, если предлагаемый фрахтователем маршрут или поведение фрахтователя может создавать угрозу безопасности водителя.
Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.
Плата за пользование легковым такси определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
Ответственность за неисполнение обязательств одной из сторон (неуплата проезда пассажиром) будет подпадать исключительно под регулирование гражданского законодательства (претензионно-исковый порядок). В данном случае нет оснований для наступления уголовной или административной ответственности.
Как пассажиры обманывают таксистов и почему так больше не получится Придуман способ бороться с клиентами-неплательщиками
Фото: Konstantin Kokoshkin / Globallookpress.com
Бурное развитие сервисов по заказу такси, которое мы наблюдаем в последние годы, помогает решить многие проблемы таксистов. Например, теперь, если у клиента способ оплаты указан наличными и он покинет машину не расплатившись, то больше он не сможет ездить без привязанной к приложению такси банковской карты. «Лента.ру» выяснила, насколько остро стоит проблема неоплаченных поездок и как она решается.
Чем больше выбор на рынке такси, тем больше возможностей у недобросовестных клиентов. Мы все привыкли моментально оставлять свои жалобы на хамоватых водителей, писать отзывы и обсуждать плюсы и минусы разных сервисов с друзьями. Но водителям такси тоже есть, что сказать.
«Проблема неоплаченных поездок стоит очень остро: пассажиры творят, что хотят, не оплачивают поездки, а мы вообще никак не защищены», — рассказал Алексей, таксист из Самары, с которым корреспондент «Ленты.ру» познакомился во время одной из командировок.
Оказалось, что недобросовестные пассажиры придумали много способов лишить водителя честно заработанных денег. По словам Алексея, иногда клиенты, оказавшись на месте, просто выскакивают из машины или говорят, что у них не хватает наличных, и предлагают сделать перевод на карту или на телефон — только деньги так и не приходят.
«Еще недавно была популярна специальная программа в Телеграм, которая создавала фальшивый скриншот об оплате: клиент показывал его водителю, таксист думал, что платеж совершен, но деньги на карту так и не поступали», — рассказал Алексей.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Globallookpress.com
По его словам, проблемы с оплатой, как правило, возникают поздно вечером у молодежи. Обычно это юноши, но в последнее время девушки тоже «стали понаглее». «Вот, последний случай, который произошел со мной: пассажирка сидела в машине целый час — не платила и не выходила. Мне кажется, она специально провоцировала меня на грубость, чтобы потом составить жалобу. Клиентка говорила, что кто-то вот-вот должен сделать перевод мне на карту, но денег я так и не дождался. За этот час я успел бы выполнить еще пять заказов. Я все могу понять, ситуации бывают разные, но почему страдать должны таксисты. Что я принесу домой после такой смены?!» — заявил водитель.
С таких клиентов, по мнению самарского таксиста, нужно в будущем принимать оплату только безналом — такая фишка недавно появилась у Яндекс.Такси. Клиент просто не сможет выбрать оплату наличными, если у него раньше были неоплаченные поездки.
Чем дальше, тем интересней
«Лента.ру» провела собственное расследование и выяснила, что, по статистике, каждый седьмой водитель такси в России сталкивался с неоплатой со стороны клиентов.
Оказывается, если пассажир не заплатит за поездку, то ему вообще ничего не грозит. Ответственность за неоплату в данном случае подпадает под действие Гражданского кодекса — ст. 31 ФЗ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007. Закон дает право взыскать деньги с неплательщика через суд, но на практике этого, конечно, не происходит. Ведь чтобы зафиксировать правонарушение, придется удерживать пассажира в машине, вызывать полицию, дождаться оформления протокола. За это время таксист пропустит десяток вызовов и потеряет в разы больше, чем ему должен этот злосчастный клиент. При этом попытки удержать кого-то силой, угрозы физической расправы и тем более легкие телесные повреждения — это уже уголовные преступления. Получается, что водителю в любом случае проще и выгоднее смириться с убытком и отпустить клиента, который не хочет платить, на все четыре стороны.
«Проблема еще и в том, как доказать, что клиент не передал деньги при наличной оплате — это очень сложно. А еще один раз с меня списали комиссию, хотя за поездку я ничего не получил», — рассказал «Ленте.ру» Дмитрий из Петрозаводска.
«У нас молодежь чаще всего действует по такой схеме: в машину садится сразу несколько человек — их нужно доставить по нескольким адресам. И вот самый последний клиент внезапно обнаруживает, что денег у него нет, и хочет подняться в квартиру, чтобы их взять», — рассказывает Андрей из Ростова-на-Дону. Понятно, что оплаты в такой ситуации водителю не видать — клиент уходит и не возвращается.
«Поэтому, если компания, выбравшая оплату наличными, кажется мне подозрительной, я прошу их расплатиться сразу, а в случае отказа — просто отменяю заказ. Пусть жалуются, я все объясню. Опытный таксист сразу видит тех, кто собирается его обмануть», — говорит Андрей.
«Такой контингент был и какое-то время будет, — рассказал Сергей из Челябинска. — Это необязательно какие-то алкоголики и наркоманы. Встречаются и мамы с детьми: например, сказала, что отведет ребенка на занятия и сразу вернется, а сама уходит через другую дверь. И просто молодежь, у которой денег нет, а ехать надо. Чаще всего они дожидаются, пока водитель примет очередной заказ, а потом предлагают перевести деньги на карту — водитель не ждет зачисления, прощается и спешит на очередной вызов, а потом выясняет, что перевод так и не поступил. Но встречаются экстремалы, которые выходят из такси прямо на ходу». У Сергея подобные проблемы с оплатой возникают два-три раза в месяц. Однако платформы-агрегаторы, по его словам, в последнее время ищут способы защитить таксистов.
Только не черный список
Казалось бы, черные списки непорядочных пассажиров должны спасти ситуацию. Но нет, сервисы по заказу такси не могут себе этого позволить. Конкуренция на рынке слишком высока — человек просто уйдет на другую платформу и продолжит вести себя так же. А зачем терять клиента, если можно создать условия, которые не позволят ему вести себя нечестно.
Бороться с неоплаченными поездками теперь помогают алгоритмы: сервисы заказа такси вводят систему фиксации случаев неоплаты. «Если клиент не оплатил поездку, то в дальнейшем он уже не сможет выбрать при заказе такси оплату наличными. Алгоритм запомнит его и оформит заказ только по безналу. Причем у таких пользователей оплата поездки спишется сразу после заказа машины. А если денег недостаточно, то заказ отменится сам», — рассказала «Ленте.ру» руководитель проектов по безопасности Яндекс.Такси, Екатерина Гладких.
ДТП с участием такси. Кто несет ответственность — агрегатор или таксопарк?
В первом квартале 2020 года аварийность с участием такси выросла на 20%, выросла смертность (источник — Газета.ру). Годом ранее эти показатели также росли. Причина — отток профессионалов из отрасли.
Рынок такси сформировал тенденцию к снижению стоимости поездки. Заработок водителя при этом тоже уменьшается. Чтобы заработать больше водитель вынужден работать больше. Не все водители готовы работать по 14-18 часов в сутки. Работа требует максимального внимания и концентрации. Водители, которые остаются в отрасли вынуждены работать на износ, что ведет к снижению уровня безопасности.
Кто и как отвечает за безопасность перевозок в этих условиях рассмотрим в нашей статье.
Рынок такси в России: его структура
Сегодня рынок такси представлен тремя основными участниками:
С появлением агрегаторов количество поездок на такси выросло с 27 тысяч в 2010 году до 760 тысяч в 2018 году. Такой рост произошел благодаря достижениям, к которым стремились информационные системы:
Благодаря интернет-приложениям поездка на такси стала доступнее.
В 2019 году 60% поездок на такси в России были совершены через агрегаторы — такую статистику приводит аналитический центр правительства РФ в своем исследовании рынка такси.
Яндекс Такси среди них занимает самую большую долю рынка — 27%. Как работают таксопарки через Яндекс.Такси:
Формально услугу перевозки пассажиров оказывает таксопарк. Яндекс всегда придерживался того, что компания оказывает информационные услуги. Однако суды при рассмотрении дел с участием агрегатора соглашались с такой формулировкой не всегда.
Кто отвечает за безопасность перевозки такси
Так как услугу перевозки оказывает таксопарк, то он же обязан организовывать предрейсовый медицинский осмотр водителей, контролировать техническое состояние автомобилей, рассчитывать время рабочих смен.
Агрегатор просто ищет заказы. Данное условие прописывается в договоре между Яндексом и таксопарком. Однако пассажиры настаивают, что услугу им оказывает именно Яндекс.
Это происходит потому, что клиент заказывает такси через приложение Яндекса, ведет с ним переписку и садится в машину с наклейками “Яндекс Такси” и не подозревает, что фактически его везет неизвестное ему ООО “Ромашка”, доверять которому возможно не стоит.
Агрегаторы активно рекламируются именно как такси, вызывают доверие у потребителей, контролируют рынок, устанавливают тарифы. В законодательстве нет закрепленной за ними обязанности следить кому они передают заказ: какое состояние автомобиля и самочувствия водителя, сколько времени уже длится его смена.
Если таксопарк нарушает требования закона и не контролирует водителей и машины, заказ от Яндекса может получить уставший водитель, не проходивший медицинский и технический осмотры или вообще не имеющий разрешения и водительского удостоверения. А при судебных разбирательствах из-за ДТП электронные сервисы ссылаются на то, что они лишь оказывают информационную услугу и нести ответственность перед пострадавшими пассажирами не должны.
Однако, в судебной практике есть прецеденты, когда суд обязывал агрегаторов компенсировать клиентам ущерб здоровью, полученный в поездке под их брендом.
А летом 2018 года пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 26 от 26 июня 2018 года (пункт 18) дал пояснения к решению судебных споров:
Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.
Из этого следует, что каждый пассажир такси, попавший в ДТП может требовать компенсации вреда от агрегатора, которым воспользовался.
Что на практике: ответственность агрегатора
Пример 1: агрегатор возместил ущерб здоровью.
В 2016 году пассажирка Яндекс.Такси Елена Гращенкова получила сложный перелом плеча и перенесла операцию. ДТП произошло по вине водителя такси. Пострадавшая обратилась в суд за компенсацией причиненного вреда здоровью и возмещением потерянного заработка. На операцию и реабилитацию она потратила 250 и 800 тысяч рублей соответственно, а возместили ей лишь 75 тысяч рублей от страховой компании. Несмотря на лечение восстановить здоровье полностью не удалось. Лишившись возможности получать прежний доход, женщина подала повторный иск к Яндекс.Такси и выиграла суд. Она получила максимально возможную выплату по ОСАГО в 500 тысяч рублей и 300 тысяч рублей от Яндекса.
Это первое резонансное дело в России, в результате которого агрегатор возместил ущерб пассажиру такси. После этого компания Яндекс и некоторые другие крупные агрегаторы стали страховать каждого пассажира на сумму до 2 миллионов рублей. Однако это добровольное страхование. Такой обязанности на сегодня у агрегаторов нет. Как нет и единого закона, обязывающего агрегаторов контролировать соответствие нормам водителей и машины, работающие под их брендом.
Пример 2: агрегатор получил штраф за введение пассажиров в заблуждение о безопасности перевозки.
Летом 2019 года в Санкт-Петербурге на заказ через Яндекс.Такси приехал автомобиль не имеющий разрешения на таксомоторную деятельность, а водитель — иностранный гражданин вовсе не имел прав. Все это выяснилось после ДТП. Поездка оказалась для пассажиров трагической — двое из них погибли, один попал в больницу.
Роспотребнадзор оштрафовал агрегатор на 101 тысячу рублей за введение пассажиров в заблуждение о безопасности перевозки. Яндекс попытался оспорить штраф, основываясь на том, что оказывает лишь информационные услуги передавая заказы от клиентов водителям, но суд признал штраф законным. Полный текст документа.
Пример 3: агрегатор заплатил штраф и компенсировал моральный вред.
Весной 2019 года пассажирка Яндекс Такси в поездке попала в ДТП и получила сложные переломы. Пострадавшая обратилась в суд за компенсацией морального ущерба. В результате суд взыскал с агрегатора компенсацию морального вреда в размере 300 тысяч рублей. Также с ООО «Яндекс Такси» был взыскан штраф в размере 150 тысяч рублей, госпошлину и судебные расходы истца. Полный текст судебного решения.
А что же водитель и таксопарк
Водитель несет ответственность, когда он непосредственный виновник ДТП и как правило ответственность ограничивается уголовной.
Получить денежную компенсацию с водителя мало кому удается в силу невысоких заработков таксистов, несмотря на то, что суды принимают решения о таких компенсациях.
Если авария произошла не по вине водителя, то за ущерб здоровью пассажиру заплатит страховая компания. Так происходит, если ответственность застрахована таксопарком по договору ОСАГО.
Суммы компенсации по таким полисам зависят от характера повреждений и степени тяжести. Например, при открытом переломе черепа пассажир получит компенсацию в 35 тысяч рублей. Максимальная выплата 500 тысяч рублей положена при получении 1 группы инвалидности или смерти пассажира. Этих сумм в большинстве случаев не достаточно для полной компенсации затрат на лечение и морального вреда. Поэтому потерпевшие привлекают к солидарной ответственности агрегаторы через суды.
Проверка штрафов для юр. лиц
Выводы: кто возмещает ущерб потерпевшему
В любом случае, шансов получить возмещение ущерба гораздо больше если и водитель, и таксопарк работают легально, со всеми разрешающими документами. Однако проверить это пассажиру до того, как он сел в салон такси очень сложно.
Закон о такси: что сейчас и какие перспективы
Сейчас пострадавший пассажир такси может рассчитывать на возмещение ущерба в размере:
до 500 тысяч рублей — компенсация по ОСАГО, положенная всем пассажирам любого общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев);
Однако, в Госдуме обсуждались поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие повышение страховых выплат с 500 тысяч до 1 млн рублей. Документ пока не принят.
до 2,5 млн рублей — страховая выплата по договору добровольного страхования, если служба такси добровольно страхует пассажиров.
По статистике Центробанка за 2018 год агрегаторами было застраховано 377 млн человек, что составило 65% от всех страховок от несчастного случая по России.
Взыскать ущерб и моральный вред с виновника ДТП потерпевший может также через суд. Этот путь долгий, но как показывает практика — эффективный.
В законодательстве правовой статус интернет-агрегаторов пока никак не определен. Сфера перевозок такси регулируется положениями из разных нормативно-правовых актов:
Требования закона к перевозчикам, изложенные в этих документах мы подробно рассматривали в статье: Штрафы такси: сколько может потерять таксопарк за 1 день работы машины.
Также в Госдуме рассматривается очередной проект нового единого закона о такси. Попытки издать такой закон начались с 2014 года, но каждый раз его отклоняли для доработки.
Проверка штрафов для юр. лиц
Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?
Перечислим самые важные аспекты последнего законопроекта:
Часть из перечисленных правил работает уже сейчас. Какие нововведения будут реализованы на практике покажет время.
Итак, по закону в настоящее время обязанность по обеспечению безопасности перевозок в легковом такси лежит непосредственно на перевозчике. Ответственность агрегаторов пока в законе не закреплена. Но добиться компенсации вреда от агрегаторов можно через суд, опираясь на пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ №26. Когда же примут новый закон о такси на всех участников организации перевозки ляжет солидарная ответственность по закону.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве