Не знаешь куда поступить что делать
Что делать, если совершенно не знаешь куда поступать?
Алина Косова
До 1 февраля нужно окончательно решить, что ты хочешь от этой жизни, и определиться с предметами. Но как быть, если совершенно непонятно, что сдавать, кем быть и куда в итоге подавать документы? Что делать, если совершенно не знаешь, куда поступать?
Начни с изучения направлений
Поступать абы куда – совсем плохой вариант, поэтому первый совет – скачай приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», там есть список всех направлений, на которые ведут набор вузы.
Что-то из этого списка покажется тебе максимально скучным и неподходящим – вычеркивай! Что-то может показаться интересным – почитай об этом побольше, благо, в интернете достаточно много подробных описаний разных направлений. Потрать 2 часа на изучение этого перечня, и у тебя уже будет представление, какие есть направление, на какие блоки они делятся и из чего выбирать.
Какая из этих сфер тебе подойдёт? Что у него получается лучше всего? Спроси у родителей, друзей, учителей, в какой сфере, по их мнению, ты мог бы быть успешен? Очень полезно взглянуть на себя со стороны, возможно, близкие люди смогут навести тебя на верные мысли.
Чтобы было проще определиться со сферой, можно пройти несколько тестов на профориентацию в интернете, они тоже помогут сузить круг поиска.
Выбери все возможные предметы ЕГЭ
Допустим, ты понял, что тебе интересны следующие направления: психология, менеджмент, реклама и связи с общественностью.
Для этих направлений тебе нужны русский, биология, обществознание, математика, английский. Будем реалистами, сдавать все 5 предметов не нужно. Во-первых, за это время сложно подготовиться одинаково хорошо ко всем пяти.
Во-вторых, всё равно придётся рано или поздно выбрать, куда именно подать документы, поэтому какой-то из предметов всё равно окажется бесполезным – не трать время. НО! Пока ты не определился, можешь записаться на все эти предметы, а потом просто не прийти на какой-то из них, когда уже точно для себя решишь, какое из направлений приоритетно.
Ещё один хороший вариант, чтобы сузить круг выбранных предметов – написать по всем пяти пробник и оставить только те, где показал хороший результат.
А как выбрать вуз?
Для начала реши, ты пойдёшь на бюджет или на платное.
Если на платное, то подойдёт любой вуз, куда берут с твоими предметами. Нужно сдать ЕГЭ на минимальные баллы для поступления, после чего ты станешь студентом. Никаких хитростей больше нет, на платном может учиться любой желающий, кто перешёл порог.
Если вариант с платным не устраивает 100%, то нужно сделать сильный упор на те три предмета, которые сейчас получаются лучше всего. Желательно, чтобы это были не самые популярные предметы (обществознание, английский), где конкуренция очень высокая. Также не стоит выбирать самые популярные направления и топовые вузы, нужно найти хотя бы 2-3 варианта, где проходной балл ниже среднего. На самом деле даже в Москве можно найти вариант, куда берут на бюджет с суммой в 150 баллов. Другой вопрос, интересно ли тебе будет учиться на таком направлении.
Правило простое: чем больше у тебя баллов, тем шире выбор, куда ты сможешь пройти на бюджет. Так что ещё раз повторюсь, что оставшееся время необходимо посвятить качественной подготовке.
Таким образом, у тебя есть два пути:
Второй путь сложнее. Но он гораздо лучше, ведь приведёт тебя туда, где тебе будет интересно учиться.
Поступление и сдача ЕГЭ – сам по себе процесс сложный, связанный с большим количеством вопросов, а когда при этом ты ещё понятия не имеешь, куда поступать и какие предметы сдавать – это сильно всё усложняет. Однако безвыходных ситуаций не бывает, поэтому всегда можно понять, что делать, если совершенно не знаешь куда поступать. Как минимум, пойти по одному из предложенных выше путей, найти в перечне направлений то, что привлечет тебя, и наконец сделать свой выбор!
Учусь в 11 классе и не знаю кем мне быть, куда пойти учиться.
В редакцию журнала «Фома» пришло письмо от подростка, который озадачен выбором своего профессионального будущего.
Письмо комментируют Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профконсультирования ЦТР «Гуманитарные технологии», и Константин Ольховой, врач-психиатр и психотерапевт.
Приводим полностью и письмо и комментарии специалистов.
Здравствуйте, сейчас мне почти 17 лет, я учусь в 11 классе и вообще не знаю кем мне быть, куда идти учиться… Дело в том, что с 9 до 16 лет я ничего не делал, кроме того как играл в игры на ПК.
Но в один прекрасный день я наконец-то понял и осознал, что игры никак меня не развивают и тянут ко дну, из-за того что я много времени проводил за компьютером, я редко выходил на улицу, вследствие чего друзей очень мало (по пальцам можно пересчитать). С 13-14 лет параллельно, играя днями в компьютерные игры, я начал заниматься спортом, но из-за сильного увлечения в игры, я то бросал, то опять занимался.
Сейчас мне 16 и до конца 11 класса осталось полгода, и я очень серьёзно переосмыслил свою жизнь, совсем недавно я начал читать книги по несколько раз в день, тренить и даже правильно питаться. Но день ото дня меня тревожат мысли, кем мне быть в этой жизни и кем стать. Главная проблема в том, что кроме как пойти учиться на программиста и серьёзно изучать программирование, я больше не вижу перспектив в будущем (в материальном плане) и меня тошнит уже от компьютера и ноутбука лишь при одном виде, потому что меня сразу одолевают воспоминания и мысли, как много времени впустую я прожёг, сидя у компьютера и играя в игры.
Живу в городе, где перспектив нету, всё, что тут есть, — это мои сверстники, которые только и делают, что курят и выпивают, и шатаются по улицам, пытаясь показаться крутыми и важными, из работы в моём городе только шахты, магазины и завод, который уже давно закрылся.
Я понимаю, что надо выбирать профессию по душе, которая по-настоящему будет нравиться, и только тогда можно преуспеть в ней. Но мне ничего толком не нравится, кроме спорта (турник, брусья, гантели и т. д). Что мне делать, хочу сейчас выбрать профессию, работу и развиваться в выбранном направлении, но ничего не умею и ни к чему, так сказать, «тяги» нет.
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профконсультирования в Центре «Гуманитарные технологии».
Алексей, хочу начать с того, что Вы уже сделали важный шаг на пути к определению своей будущей профессии — задумались о том, кем Вы хотите стать. Вы подошли к этому вопросу осознанно — выделили свои сильные и слабые стороны, поняли свое желание жить осмысленно. Но что же все-таки делать, если не можешь разобраться в том, кем хочешь стать?
Сегодня подросткам в этом нелегком выборе помогают профориентологи. Так, у крупных профориентационных центров есть свои сайты, где размещено множество тестов, с помощью которых можно определить Ваши склонности, интересы, способности и подобрать подходящие профессии.
На таких сайтах представлены и перечни профессий, — надо потрудиться и изучить их. Часто люди и не догадываются, сколько существует областей, в которых можно найти себя. Список профессий не ограничивается привычными для нас инженерами, врачами, полицейскими и поварами.
Самый эффективный способ понять, куда поступать и кем быть, —это обратиться к психологу-профконсультанту, который помог бы соотнести Ваши способности с профессией. Попробуйте поехать в более крупный областной центр и найти такого специалиста там, или опять-таки, это легко сделать дистанционно — например, по скайпу. Таких услуг очень много — и платных, и бесплатных.
И будьте аккуратны, в интернете хватает и мошенников, которые, например, предлагают помочь с профориентацией по отпечаткам пальцев или знаку зодиака.
Но что можете сделать Вы сами?
Первое — ответьте себе на вопросы: кто я? Куда я могу приложить свои умения и знания? Какие у меня перспективы? Кому это может быть нужно?
Предлагаю Вам задуматься и еще над одним вопросом: какой критерий в будущей профессии Вам важен? Например, можно сконцентрироваться на поиске высокооплачиваемой работы. А может, Вам важнее не прибыльная, а уважаемая профессия? Или и то, и другое? Что-то еще?
Второй важный шаг — поставьте себе цель, которой Вы хотите достичь. С этого все начинается. За это желание надо ухватиться, а далее пытаться понять, что Вам интересно и что надо сделать для того, чтобы этим заниматься. Не старайтесь сузить диапазон профессий, не бойтесь пробовать себя в той или иной сфере деятельности — только так Вы сможете осознать, что действительно приходится вам по душе.
Третье — освободитесь от мысли, что у Вас ничего не получится. В своем письме Вы много говорите о том, что сдерживает ваше развитие: маленький город, невозможность реализовать себя. Но сегодня такие границы во многом стираются. Во-первых, хорошо сдав экзамены, Вы можете поехать учиться в любой город, в любой институт — и так действует большинство. Во-вторых, сегодня Вы можете и учиться, и работать удаленно благодаря интернету. Вам кажется, что Вы за пределами информационного пространства, но на самом деле все доступно.
Вы пишете: «я ничего не умею и тяги у меня ни к чему нет». Но, судя по всему, это не совсем так. Вам интересен спорт, а так же Вы неплохо ладите с компьютером. И самое очевидное — Вас заинтересовал мотив поиска и выбора будущей профессии. Вы все еще думаете, что ничего не можете?
Подумайте серьезнее о Вашем увлечении компьютером или о занятиях спортом. Если Вы хорошо разбираетесь в компьютере, почему Вам все же не использовать ваши знания? Ведь Ваше увлечение играми тоже может принести пользу. Например, Вы можете заниматься аналитикой игр для создания новых, более познавательных. Или, если Вам так опротивел компьютер, наоборот, использовать свои знания для помощи людям, борющимся с зависимостью от игр.
А спорт — это одно из самых сложных направлений, требующее профессиональной подготовки. Но никто не мешает освоить профессию преподавателя физкультуры или фитнес-тренера. Вы можете оставить спорт как хобби, отдушину или стать, например, пожарным, где спортивная подготовка играет ключевую роль. А если сложить спортивно-военный профиль и компьютерные науки, то можно рассмотреть, например, такое довольно востребованное направление, как компьютерная безопасность.
Пройдя тесты на сайтах и изучив перечень профессий, разберитесь, что Вам нужно для достижения целей. Наметьте план своих действий. В Вашей жизни действительно сложный этап, требующий полной отдачи, усердия и труда. Но этот этап неминуем — его проходят все. Посмотрите, как часто делятся Ваши сверстники в Сети своими личным опытом переживания этого этапа, а часто вместе готовятся к ЕГЭ — вы можете найти много полезных видеоуроков в интернете. Сейчас важно хорошо сдать экзамены, ведь от этого зависит то, где Вы будете учиться.
Вы находитесь в поиске себя, а значит, главный этап попытки самоопределения Вы уже прошли — и это позитивный результат. Не бойтесь совершить ошибку, поступить не туда или бросить учиться. Это всегда ценнейший опыт.
Константин Ольховой, врач-психиатр и психотерапевт.
Алексей, как и многие другие подростки, находится в странной и непонятной для него ситуации. Он растерян, ведь в 16 лет «общество» требует определиться с выбором будущей профессии на всю свою жизнь. Но сделать такой выбор, когда еще не понятно, чего хочется и что нравится, когда нет осознанной мотивации к учебе, практически невозможно. Миф о такой ответственности тяжким грузом давит на подростков.
Но я могу успокоить Алексея: ни один нормальный человек в 16 лет не может точно знать, чем он будет заниматься все свои трудовые 50 лет жизни. Деятельность в течение жизни может меняться, и это нормально.
Проблема в том, что часто желание избавиться от этой ответственности находит деструктивный выход: люди прикрываются обстоятельствами — это такой стандартный миф про город, в котором нет перспектив, страну, где нет «роста», окружения, которое «не додало», «потерянные годы, которые не наверстать». Но такое представление не конструктивно. Сваливая всё на внешние обстоятельства, мы ведём себя подобно малышу, который закрывает глаза и думает, что он спрятался. И вместо действий по изменению существующего положения, мы начинаем ждать, что всё чудесным образом изменится или… Или готовимся пассивно плыть по течению.
Не стоит ждать чуда. Вернее, не стоит делать ставку на чудо. Важно понять, что очень многое в жизни определяется не обстоятельствами, а нами самим. Взгляните на эту «беду» как на повод для улучшения жизни, переведите проблему в задачу! Давайте посмотрим на Алексея. Он молодой человек в хорошей спортивной форме, он мобилен и может много работать, у него нет «груза» семьи из шести детей, а значит, у него есть огромное количество вариантов изменить ситуацию, которые не приведут к тяжким последствиям.
Бессмысленно говорить «у меня все плохо и у меня ничего не получится». Я понимаю, что, возможно, эти стереотипы навязало окружение и нет никакой поддержки. Я понимаю, что человеку в такой ситуации тяжело и тревожно, но основная задача сегодня — это переключиться с мысли о безысходности и подумать о том, что можно начать делать здесь и сейчас.
Страх перед тем, что ничего не получится, может парализовать, но его можно сделать мобилизующим. Можно сказать себе, что я не хочу так жить, что я хочу выбраться из замкнутого круга! И на этом собрать волю в кулак и начать улучшать свою жизнь. Пусть вначале это будут маленькие, даже крошечные шаги, но пусть они будут. Можно ближайшие годы и десятилетия оплакивать 5 лет своей жизни, а можно действовать и двигаться вперед. Конечно, если постоянно думать о «потерянных годах», можно сказать себе: «Не жили хорошо и начинать не стоит». Все-таки стоит! Для начала, можно попробовать сделать то, что больше всего хочется: например, выбраться из этого города. Так поставьте себе такую задачу! Раз уж вам кажется, что вы оказались в яме, помните, что выбираться из нее можно кем угодно — и официантом, и врачом, и сержантом российской армии. Главное — выбираться!
Когда я говорю это, то не фантазирую. Я сам поступил в мединститут не в 17 лет, а в 27. А до этого был солдатом и слесарем, директором маленького магазина и фельдшером. Я не комплексую, что так поздно пошел учиться, и не считаю, что эти десять лет моей жизни были бесцельно прожитыми годами — наоборот, они дали мне огромный жизненный опыт.
Так, из любой работы можно извлечь море полезных вещей. Например, многие говорят, что армия — бесцельно выброшенное время. Но для меня армия послужила ценнейшим психотренингом. Там я научился договариваться и ладить с огромным количеством самых разных людей. Это дало мне понимание моей будущей профессии — я осознал, что умею говорить с людьми, не только когда им хорошо, но и когда плохо. Может показаться парадоксальным, но армия — это, особенно в маленьких населенных пунктах, эффективный социальный лифт для молодого человека. Это еще одна возможность выбраться из глубинки через новые знакомства и связи.
Итак, четко задайте себе вопрос: действительно я «неудачник» или просто боюсь не соответствовать ожиданиям общества? Если «неудачник», то… То можно захотеть стать победителем! А вот на ожидания «общества» можно вообще наплевать и идти своим путём. Но крайне важно помнить: во-первых, на этом пути почти все зависит именно от вас; во-вторых, этот путь не пройти за один месяц, не пройти даже за одно высшее образование — это движение долгое, где значим каждый шаг; в-третьих, этот путь никогда не будет состоять из одних побед, на нём неизбежно будут поражения, а значит придётся научиться вставать после «падений».
Сейчас Вы стоите в самом начале этого пути — переживаете кризис личности. Но на самом деле все кризисы в жизни связаны именно с этим определением своего места в жизни. Я очень люблю такую фразу: «кризисы жизни — шансы жизни». Кризисы нам даны, чтобы мы могли что-то изменить, без них движение невозможно. После таких кризисов мы можем покатиться вниз, а можем взлететь… и это зависит от того, насколько мы поработаем над собой физически и душевно.
А страх… Ну, это нормально. Есть хорошая поговорка: «Все люди делятся на две категории: те, кто боятся и те, кто боятся и делают!» Делайте!
Подготовила материал: Анастасия Бавинова
Источник: Фома
«Не знаете, куда поступать? Не поступайте»: почему высшее образование нужно не всем
До ОГЭ и ЕГЭ меньше трёх месяцев. Конечно, сейчас остро стоит вопрос «Куда поступать?». И поступать ли вообще? Ведь человек без высшего образования — неудачник. Или нет? Наш блогер Сергей Тихонов считает, что построить успешную карьеру сегодня можно и без диплома.
Считается, что высшее образование «по-любому не помешает», «всегда пригодится». Родители и дети судорожно сдают ЕГЭ и хотят поступить, несмотря ни на что. Даже когда непонятно, кем быть и зачем поступать. Ну и вуз тут как тут: обилие рекламы от PR-подразделений зашкаливает. Да, я понимаю, что сейчас в меня могут полететь камни и тапки. Но, пожалуйста, выслушайте.
Сейчас вузы себя как только не рекламируют. Рябит в глазах от рекламы — PR-отделы учебных заведений работают очень хорошо. Каких только чудодейственных программ и профессий будущего не увидишь. И все выпускники — успешные специалисты с высокими зарплатами. У меня у самого красный диплом. И после вуза я пошёл работать продавцом мобильных телефонов.
Позже, уже став директором по персоналу, я принимал на работу сотни ребят с дипломами менеджеров, юристов, инженеров. Большинству из них дипломы так и не понадобились. Переехав в Москву, я нырнул в систему высшего образования, посмотрел изнутри, как создаются, а главное — продаются, эти «программы». Это отдельный рынок за счёт государства и родителей. Так и давайте к этому относиться как к рынку, а не как к священной корове. Итак, пять причин, по которым учёба в вузе — пустая трата времени.
1. Большая часть программ высшего образования — симулякры
Вы получите диплом, образование — нет. Особенно это касается гуманитариев. «Лучший вуз», «ТОП-100 вузов по „чьей-нибудь“ версии» — это упаковка, слоганы, продажа. Исключения есть: небольшое количество отраслевых, связанных с реальными секторами, учебных заведений. Но это исключение.
Рейтинги вузов: кто составляет и каким из них стоит доверять
2. Дети не знают, чего хотят
60-70% подростков в 11 классе не знают и не могут по ряду причин знать «кем быть» и «куда поступать». Это, кстати, нормально. Установка «хоть куда-то поступить», «поступим, а там разберёмся» — это потерянные 4 года и выброшенные деньги семьи. За несколько месяцев в суете и спешке про своё призвание, скорее всего, вы ничего не поймёте. Хоть десятки тестов по профориентации сделайте. Вся сфера нашего гуманитарного образования как раз паразитирует на этих ребятах и бюджетах их родителей, которые «хоть куда-то» хотели поступить.
3. Школьник выбирает не свой путь
Часто подросток принимает позицию родителей, старших, друзей. «Родителям виднее», «это престижное направление», «друг поступил, я за ним». Многие не могу сказать «нет». А мы, родители, свято верим в связку «получишь высшее образование — станешь человеком».
Два последних случая в моей практике:
1. Родители настояли: парень закончил ВШЭ, специальность «менеджмент», платно — за 4 года семья заплатила 1,2 млн. рублей в одном из лучших вузов страны. Сейчас положил диплом в ящик и пошёл учиться на курсы сценариста.
2. Тоже молодой человек: по настоянию родителей получил инженерное образование. Отработав 3 месяца, пошёл сниматься в рекламе и учиться актёрскому мастерству.
Когда выбирают за тебя — такие ситуации не редкость.
4. Некоторым высшее образование не нужно
Есть дети, которые не предрасположены к высшему образованию в принципе. Они могу быть хорошими профессионалами, мастерами своего дела. И «выйдут в люди» без всяких 4-6 лет за партой в вузе. И будут нормально зарабатывать. Карьеры построят. Но высшее образование — не про них, это в школе уже видно.
6 причин, почему учиться в колледже не стыдно
5. Вузы ничему не учат
Многие мне ответят: «Вуз — это системное мышление, развивающая среда». 70-80% наших вузов работают в неконкурентной среде, стагнирует. Они не связаны с реальными отраслями — вы посмотрите на их внутренние «карьерные центры». Они ничего выпускникам после 4 лет обучения предложить не могут, кроме как на hh работу искать.
Из разговора с одним из профессоров московского вуза: «Мы все на перегонки вкачиваем в студентов тонны информации. Они сидят, записывают. Часто даже не понимая, что мы им рассказываем и зачем им это знать. А мы им рассказываем, что захотим.» Думаете, для чего компании строят корпоративные университеты?
Выпускники вузов приходят в компании без каких-либо навыков коммуникаций, решения проблем, того самого системного мышления
Им надо хоть как-то в себя привести после 4 −6 лет за партой. Поймите меня правильно: я — за качественное образование! За то, чтобы у наших детей в стране была возможность его получить, построить свою жизнь и карьеру. Только вот качественное образование и учёба 4-6 лет в симуляторах образования — это разные вещи. Вдвойне это бесполезно — когда подросток принимает решение не сам. Тогда он вообще не понимает, куда попал и что ему с этим делать
Не знаете или сильно сомневаетесь, куда поступать — не поступайте. Возьмите паузу на 1-2 года. Начните работать. И уже с опорой на выбранную деятельность (а в процессе работы постепенно всё прояснится с профессией, призванием и т. п.) выбирайте тип образования.
А если с ЕГЭ не сложится — уж точно не расстраивайтесь. Рядом со мной сейчас собственники бизнесов без высшего образования, программист с зарплатой 200к — без высшего образования, и водитель — с дипломом вуза. Связь между социальным успехом и дипломом вуза — не очевидна.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Куда поступить после 11 класса: востребованные профессии 2021
Обзор специальностей, которые нужны сейчас и будут нужны через пять — семь лет
Родственники говорят, что нужно получить «нормальную профессию» и идти учиться на юриста. Эксперты утверждают, что скоро людей заменят роботы и нужно осваивать профессии будущего. А сын маминой подруги зарабатывает состояние на рекламе во «ВКонтакте». Кому верить и на кого учиться после 11-го класса? Разбираемся в самых востребованных профессиях, направлениях и траекториях обучения, чтобы стать специалистом.
Мы упорядочили данные и собрали список специальностей, которые востребованы в россии в 2021 году и останутся актуальными в ближайшем будущем.
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Инженер
Средняя заработная плата на 2021 год: 50 000–130 000 рублей в месяц (и более 200 000 рублей для узких специальностей)
Востребованность в ближайшие 5–10 лет: высокая
Инженеры нужны во всех сферах производства. Они разрабатывают механизмы и устройства, проектируют конструкции и поддерживают работу оборудования. Результаты их работы мы видим каждый день: пользуемся смартфонами и компьютерами, ездим на машинах и поездах, живём в домах с современной техникой.
Также инженеры работают в тяжёлой и добывающей промышленности. Они строят ракеты, разрабатывают пласты для бурения нефтяных скважин и создают ядерные установки. Чтобы идти в инженеры, сначала нужно определиться со специализацией.
Актуальные направления профессии
В нашей стране основным двигателем новых технологий остаётся армия. Там огромные бюджеты и большой запрос на технологии: нужны новые системы связи, двигатели и космические разработки. Также нужно развивать технологии автомобилестроения. Например, беспилотные автомобили. Инженеры разрабатывают в них датчики, системы связи и мощные графические процессоры.
Где учиться
МФТИ, МГУ, МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ, МИФИ, РАНХиГС, СПбГУ, НИУ МЭИ и многие другие вузы с техническими специальностями.
Какие ЕГЭ сдавать
Математика, русский язык и физика, на некоторых специальностях — информатика или химия.
Средняя заработная плата на 2021 год: от 100 000 рублей в месяц в частных компаниях
Востребованность в ближайшие 5–10 лет: высокая
Что бы ни говорили, машины никогда полностью не заменят врачей. К сожалению, в нашей стране бюджет на здравоохранение с каждым годом снижается, но хорошие специалисты всегда будут нужны.
Актуальные направления профессии
Где учиться
МГМУ им. Сеченова, факультет фундаментальной медицины МГУ, РНИМУ им. Пирогова, МГМСУ и другие медицинские вузы.
Какие ЕГЭ сдавать
Математика, русский язык, химия, биология.
Работник в сфере сельского хозяйства
Средняя заработная плата на 2021 год: от 60 000 рублей в месяц (и более 100 000 рублей для узких специальностей или высоких должностей)
Востребованность в ближайшие 5–10 лет: средняя
В России активно развивается сельское хозяйство: туда вкладывают большие деньги и внедряют новые технологии. Поэтому нужны профессионалы, которые автоматизируют и наладят производство. Особенность профессии в том, что работать нужно вдали от крупных городов.
Актуальные направления профессии
Где учиться
МСХА имени К.А. Тимирязева, «Аграрно-технологический институт» РУДН, аграрные университеты: СПбГАУ, ОГАУ, КубГАУ и другие.
Какие ЕГЭ сдавать
Математика, русский язык. В зависимости от специализации и вуза: физика, химия, биология, география или информатика.
Архитектор
Средняя заработная плата на 2021 год: от 100 000 рублей в месяц
Востребованность в ближайшие 5–10 лет: высокая
Архитекторы занимаются организацией пространства. Недостатка в работе у них нет: пока людям нужны дома, квартиры и офисы, понадобятся те, кто будет их строить.
Также в крупных городах полным ходом идут работы по благоустройству территории: убирают палатки у метро, облагораживают парки, ставят скамейки, делают удобные тротуары. Этим занимаются ландшафтные архитекторы.
Актуальные направления профессии
Анна Суханова, архитектор
Когда фирма переезжает в новый офис и делает ремонт, то нанимает архитектора. За последние десять лет люди поняли, что рабочее пространство важно делать красивым и удобным. Также архитекторов зовут, чтобы сделать дизайн квартиры.
Со строительством дела обстоят похуже: самые крутые проекты делают иностранные фирмы.
Где учиться
МАРХИ, ГУЗ, факультеты «Архитектура» и «Ландшафтная архитектура» РУДН, факультет «Садоводство и ландшафтная архитектура» МСХА имени К.А. Тимирязева и другие.
Какие ЕГЭ сдавать
Математика, русский язык. Также нужно сдать творческий экзамен: черчение и рисование.
IT-специалист
Средняя заработная плата на 2021 год: от 100 000 рублей в месяц
Востребованность в ближайшие 5–10 лет: очень высокая
IT-специалисты разрабатывают программное обеспечение, создают сайты, порталы, приложения. Это востребовано и за это хорошо платят. Мы видим IT-продукты повсюду: мобильные телефоны, сервисы, банкоматы, портал Госуслуг, турникеты в метро и электронные табло на автобусных остановках. Всё это нужно поддерживать и обновлять. Поэтому IT-специалисты нужны во многих компаниях: от студий веб-дизайна до медицинских учреждений и правительства.
Многие заблуждаются, когда считают сферу IT чисто технической. Часть работы действительно делают программисты. Но, к примеру, для аналитики и проектирования информационных систем достаточно логического склада ума. Поэтому, если вы гуманитарий, но интересуетесь новыми разработками, смело идите в IT.
Актуальные направления профессии
Мария Иванова, ведущий аналитик по разработке программного обеспечения
В IT-сфере найти работу достаточно легко. Многие компании не ищут идеальных сотрудников, а «выращивают под себя» молодых специалистов. Поэтому вы без труда сможете устроиться в банк, госкомпанию или на телевидение — всюду, где есть IT-отдел.
Но прежде оцените свои навыки и желания. Возможно, вы сразу захотите сузить поиск и пойти в игровую компанию или на телевидение — там много специфического ПО, которое нужно поддерживать. Но если идей нет — что нормально в начале пути, — я советую идти в крупные компании-интеграторы. Там можно довольно быстро пройти огонь и воду, чтобы понять, какая специализация вам ближе всего.
Где учиться
МФТИ, МГТУ им. Баумана, МГУ, МИФИ, НИУ ВШЭ и многие другие вузы с техническими специальностями.
Какие ЕГЭ сдавать
Математика, русский язык. В зависимости от специализации: физика, информатика, химия.
Digital-специалист
Средняя заработная плата на 2021 год: от 60 000 до 100 000 рублей в месяц (и более 150 000 рублей для узких специальностей и на руководящих позициях)
Востребованность в ближайшие 5–10 лет: очень высокая
Сфера тесно связана с IT. Но digital — это больше про рекламу, создание сервисов и распространение информации в цифровой среде. Digital-специалисты продвигают бренды и задают тренды в медиасфере — всё, что мы видим в интернете. Сейчас производится огромное количество товаров и услуг, и без продвижения о них никто не узнает.
Актуальные направления профессии
Алина Сакаева, маркетолог «Фоксфорда»
Услугами digital-специалистов пользуются все компании, которые производят какой-то продукт. Любой товар или услуга проходит цикл: изучение аудитории, создание продукта под её потребности и продажа этого продукта аудитории. Все эти этапы и сопровождают digital-специалисты.
В больших компаниях есть внутренние отделы маркетинга, а маленькие фирмы обращаются в digital-агентства. Чтобы обслуживать разные компании, вы должны понимать сферы их деятельности и владеть инструментами рекламы. Также важно быть в курсе новаций, потому что в сфере всё меняется очень быстро: рекламные площадки, такие как Яндекс, Фейсбук, «ВКонтакте» или Мэйл, каждую неделю выпускают обновления.
Поэтому для карьеры в digital необязательно идти в вуз на профильную специальность. Там учат основам, но не дают представления об инструментах работы. Лучше получить базовое высшее образование, а за digital-специальностью идти на курсы. Например, обучением онлайн-профессиям занимается Нетология. У них есть бесплатный курс «Digital start» для начинающих. Получив базовые знания о сфере, можете идти в ту отрасль, которая больше понравится. Также генеральный директор Нетологии-групп ведет полезный ютуб-канал для предпринимателей.
Где учиться
Образовательная программа «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» НИУ ВШЭ, факультет «Маркетинг и реклама» РЭУ им. Плеханова, специальности «Реклама и связи с общественностью» МФЮА и РУДН, факультет «Реклама и связи с общественностью» ГУУ и другие. Но можно получить любое базовое образование и пойти на онлайн-курсы.
Какие ЕГЭ сдавать
Математика, русский язык, обществознание, иностранный язык.
Работник в сфере онлайн-образования
Средняя заработная плата на 2021 год: от 120 000 рублей в месяц
Востребованность в ближайшие 5–10 лет: высокая
Всё больше людей получают образование по интернету. Для этого нужны качественные онлайн-курсы и школы. В России сфера только начинает развиваться, поэтому нужны специалисты, которые смогут собрать учебный материал и запустить его в интернете.
Актуальные направления профессии
Алина Сакаева, маркетолог «Фоксфорда»
Цель онлайн-образования такая же, как и обычного — ученик должен получать знания. Неважно, школьник это или взрослый. Но сфера молодая, и многие относятся к ней с недоверием. Поэтому здесь особенно важно качество продукта. Например, маркетологи в онлайн-образовании — это не только люди, которые привлекают пользователей, делают скидки и акции. Мы отвечаем за продукт и его соответствие нуждам аудитории.
Если вы учитесь в педагогическом, но не хотите преподавать в обычной школе — идите в онлайн. Здесь люди хотят учиться даже больше. Комбинируйте свои знания и создавайте собственные программы.
Также есть координаторы и тьюторы — они сопровождают учебный процесс и помогают учащимся достигать образовательных целей. Для этого не нужно профильного образования: достаточно получить в вузе базовые знания и понимать, как устроен процесс.
Где учиться
Как и в случае с digital, для работы в онлайн-образовании специальность может быть любой. Всему необходимому нужно учиться на курсах.
Изображение на обложке: Dmitry Moiseenko / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter