Не знали что их учитель настолько крут
ТОП-20: фильмы про учителей
Гуглим «фильмы про учителей», а на самом деле подразумеваем истории о людях, способных понять и поддержать, достучаться и донести свою идею до остальных. Этому описанию соответствует большинство фильмов в этом рейтинге.
Правда, есть и другая закономерность: мало кого интересует обучение простых ребят. Добрая половина кинолент из этого списка повествует о преподавателях, которые работают с «трудными» школьниками, на которых все поставили крест. И только некий учитель Иван Бобров нашел подход к хрупкому душевному миру хулиганов… Невольно думается: эй, а как же остальные? Дети с благополучных районов тоже хотят крутых учителей!
Впрочем, долой иронию — фильмы из этой категории в большинстве своем позитивные; они действительно способны подарить приятные эмоции и согреть холодным вечером.
Лучшие фильмы про учителей
20. Человек эпохи Возрождения
После того, как Билл лишился хорошей работы в рекламной конторе, ему никак не удается найти для себя новое место. От безысходности, он вынужден согласиться на работу учителя в армейском подготовительном лагере: ему придется попробовать вложить хоть какие-то знания в умы ребят, весьма далеких от науки. И объяснить, что за мужик этот Шекспир из Центрального Парка…
Признаться, поначалу фильм может показаться скучноватым. Но ради Дэнни ДеВито, исполняющего главную роль, следует набраться терпения: и не зря. Конечно, сюжет приукрашен и натянут, к реальной жизни он имеет весьма отдаленное отношение. Тем не менее эту историю можно воспринимать в качестве эдакой философской сказки, которая не просто подымет настроение, но и заставит сопереживать ребятам, попавшим в армию. А игрой ДеВито можно наслаждаться вечно.
19. Опасные умы
В прошлом Лу Энн Джонсон была морским пехотинцем. Но со временем она решила окончить военную карьеру и вернуться к мирной жизни — для этого Энн устраивается в колледж учительницей английского языка. Вот только ее новый класс состоит из трудных подростков, так что былые навыки могут оказаться для учительницы не лишними.
Главной музыкальной темой фильма является популярный трек рэпера Кулио «Gangsta’s Paradise», который можно услышать в трейлере. Он хорошо дополняет атмосферу фильма: отчаяние ребят, которые не привыкли доверять другим, а также искреннее желание Лу Энн помочь своим ученикам. В результате имеем добрую картину с претензией на поучительность.
18. Зачетный препод
Сюжет вызывает ассоциации с отечественным «Физруком», голливудской «Очень плохой училкой» и «Крутым учителем Онидзукой» (аниме, менее знакомое широкому кругу зрителей) — кому что ближе. Зеки Мюллер отсидел срок и, выйдя на свободу, хочет найти спрятанную добычу — но вот беда, на месте тайника теперь стоит школа и, чтобы добраться к деньгам, придется влиться в учительский коллектив. Манера общения главного героя с окружающими не отличается особой учтивостью, временами напоминая того же Челентано в «Укрощении строптивой».
В меру простая и местами неотесанная немецкая комедия способна поднять настроение на вечер и заставить по-иному посмотреть на возможности немецкого кинематографа. Чуть меньшее количество плоских шуток однозначно пошло бы «Зачетному преподу» на пользу, но, зная возможности создателей молодежных комедий, следует признать, что режиссер проявил определенную скромность и пошлость осталась в роли актера второго плана.
17. Школа рока
Дьюи Финн — некогда популярный музыкант, чья карьера рок-звезды не увенчалась успехом. Теперь он всеми забыт, завален неоплаченными счетами и депрессивными мыслями. Но благодаря случайному телефонному звонку (какой сценарист не любит случайности?), Финн устраивается на работу в частную школу. Он не только проникается любовью к своему новому занятию, но и передает свою одержимость музыкой детям.
Довольно любопытна история возникновения фильма. Сценарист Майк Уайт одно время жил по соседству с актером Джеком Блэком. Тот был довольно шумным парнем: бегал голышом по коридорам, врубал музыку на полную громкость — в общем, отрывался как мог. Под вдохновением от такого шумного соседства, Майк написал сценарий для «Школы рока». При этом образ главного героя был срисован «наживо», а сам Уайт сыграл эпизодическую роль учителя, которого заменял Дьюи Финн.
Мораль — талантливые люди черпают вдохновение там, где остальные вызывают полицию 😉
16. Учитель года
Новый учитель, молодой парень которого все называют мистер Ди, быстро становится любимцем школы. Его креативный подход к учебному процессу завоевывает сердца не только учеников, но и учителей. Вот только мистер Уорнер, представитель «старой школы», не разделяет всеобщего восторга — он уверен, что мистер Ди пускает пыль в глаза и ничему полезному научить не может. Противостояние этой пары только обостряется в борьбе за звание «Учитель года».
Почитатели этого фильма отмечают удачную игру Райна Рейнальдса и сюжет. Он учит жить так, чтобы делать мир лучше и отдаваться по максимуму любимому делу.
На этом с похвалой закончу, она и так дается мне с трудом: по моему скромному мнению, фильм сильно переоценен отечественным зрителем (на что намекает разница в оценке КиноПоиска и IMDb). Нереалистичность происходящего просто зашкаливает: всеобщая любовь к мистеру Ди выглядит во многом беспричинной, а сам главный герой слишком положительный. И как только удается смириться с этими факторами, на сцену выходит Уорнер (вроде бы главный антигерой) — его поступки вообще за гранью всяческого понимания. Он умудряется быть инфантильным, педантичным, угрюмым, безответственным и занудным одновременно!
15. Держись за меня
Еще одна история о человеке, который стремится помочь ребятам из криминальных районов получить хорошее образование и стать порядочными людьми. Директору Джо Кларку придется серьезно постараться, чтобы найти подход и достучаться до учеников, которым уличные банды и наркотики кажутся куда более интересными, чем школьные занятия и книги.
«Держись за меня» является несправедливо забытой картиной, о которой знает небольшое количество наших киноманов. Ее нелегко найти, мне удалось посмотреть этот фильм онлайн только на kinosib.tv (довольно сносный одноголосый перевод). Поскольку на данный момент на КиноПоиске имеется меньше 100 оценок этому фильму, средний бал неизвестен.
14. Класс
Опять учитель пытается вразумить школьников из неблагополучного района. Знакомо? Несомненно, тем не менее французский «Класс» по-своему уникален, и Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля 2008 года лучшее тому подтверждение. Самое главное — набор актеров. Среди них нет профессионалов и звезд, да и сама съемочная работа имеет некий аматорский стиль, который призван сделать происходящее более реалистичным.
Что же, реалистичность достигнута. И не удивительно, что на КиноПоиске оценки ниже — нашему зрителю тема иммигрантов не настолько близка. Ведь в «Классе» показан довольно типичный для определенных городов Франции срез общества: ребята разных национальностей вынужденны уживаться вместе, но проблемы расовых отличий сами по себе не решаются. Сможет ли помочь справиться с этим их учитель, Франсуа?
13. Полу-Нельсон
Если потуги учителя довести до ума отпетый класс являются классическим сюжетом для фильмов про учителей, то в «Полу-Нельсоне» все несколько иначе. Учитель, который вроде бы пытается помочь своим ученикам, сам является тем еще разгильдяем и наркоманом. Вполне возможно, что его ученики могут ему помочь намного больше, чем он им. По крайней мере, так можно подумать в свете его странной дружбы с одной из учениц, которая пытается наставить своего учителя на путь истинный…
12. Опус мистера Холланда
Талантливый музыкант пытается привить любовь к искусству своим ученикам — банально? Возможно, если бы не одно обстоятельство: рождение глухого сына. Мистер Холланд живет музыкой, его мир состоит из гармонии звуков — как смириться с мыслью, что родной сын никогда не сможет разделить с ним то, что наполняет смыслом его существование?
Это добрый фильм, который строго рекомендован всем любителям жанра. Он не просто раскрывает тонкости профессии педагога, но и мастерски изображает сложные отношения внутри семьи. А та преданная трепетность, с которой Холланд относится к своему любимому делу, вызывает восхищение.
11. Выстоять и добиться
Учитель математики Хайми Эскаланте уходит с престижной работы и устраивается преподавателем в школу для детей из неблагополучных районов. Чтобы вырваться из тесного мира наркотиков и молодежных банд, школьникам необходимо всерьез взяться за учебу — но мотивировать их будет не просто.
Хотя у нас об этом фильме мало кто знает, за рубежом «Выстоять и добиться» считается классикой: эта история даже была спародирована в одном из эпизодов «Южного парка». Фильм основан на реальных событиях — в тех же Штатах многие знают историю Эскаланте, который сумел проделать грандиозную работу и стал отличным учителем.
10. Учителю, с любовью
Сюжет рассказывает о молодом выпускнике университета, который не может найти работу и от безысходности вынужден согласиться на место в классе для «проблемных» детей. Без опыта работы и особого желания он приступает к своим обязанностям — но вряд ли ему удастся оставаться равнодушным к трудностям, с которыми сталкиваются его ученики.
9. Ключ без права передачи
Может ли отставной армейский офицер стать хорошим директором? Кириллу Алексеевичу смена рода деятельности дается не просто — мирная школьная жизнь куда более суетливая и взбаломошенная, чем привычный армейский порядок. Впрочем, Кирилл Алексеевич достаточно умен и проницателен, чтобы справиться с новыми обстоятельствами и найти общий язык с учениками и коллегами.
Отдельной похвалы заслуживает игра Алексея Петренко (роль главного героя) — жаль, что некоторые школьники на его фоне в этом отношении проигрывают. Тем не менее фильм будет интересен широкой аудитории, особенно любителям легких советских мелодрам.
8. Учитель на замену
Эдриан Броуди невероятно хорош в драматических фильмах, и его роль в «Учителе на замену» не стала исключением. Его герой, Генри Барт, работает временным учителем, который заменяет преподавателя английской литературы в школе для (кто бы мог подумать?) «неблагополучных» детей.
В «Учителе на замену» главный акцент сделан на отчуждении людей друг от друга — общество предпочитает не вникать в проблемы трудных детей, родители не желают портить себе настроение походами в школу, да и сами ученики живут в своих мирках, не желая выглядывать за его пределы. И если в других картинах с подобным сюжетом все вышеперечисленное лишь второстепенные трудности, которые под оптимистичную музыку преодолевает главный герой, то в данном случае это не антураж, а реальная проблема, ярко и качественно раскрытая режиссером.
Повествование оставляет многие вопросы открытыми, избегая стандартных сказочных финалов типа «все они просветились, и жили долго и счастливо».
7. Писатели свободы
В центре внимания оказываются ребята из криминального района, в которым полно представителей самых разных национальных меньшинств. У них разная культура и происхождение, но есть и общее: все они выросли среди уличных банд и постоянных разборок, теряя близких и друзей. Вот в какую атмосферу попадает белая учительница с немного аристократическими повадками, но чутким и отзывчивым сердцем.
Фильм основан на реальных событиях. Сценарий к нему (как и одноименную книгу) написала Эрин Грювелл — та самая учительница, с которой приключилась эта история. В «Писателях свободы» ее отлично сыграла Хилари Суэнк. В конце фильма можно увидеть самих учеников (не актеров), что добавляет трогательности этой истории.
6. Триумф: история Рона Кларка
Рон Кларк — идеалист из провинции, который переводится на работу в одну из школ Нью-Йорка. Это учебное заведение имеет не самую лучшую репутацию: на детях из трудного класса многие уже давно поставили крест. Но Кларк верит, что его нестандартные методики помогут ученикам: он не боится показаться чудаком или придурком, лишь бы эти дети захотели чему-то научиться.
Идея классическая, но Мэттью Перри заставляет по-настоящему переживать главному герою: ему удалось отойти от более привычных комедийных ролей и отделаться от образа Чендлера из «Друзей». Вероятно, в нашем мире ощущается дефицит хороших людей, если подобные истории всегда находят отклик в сердце и согревают в любую погоду.
5. Доживем до понедельника
Удивительно, но «Доживем до понедельника» — самый несправедливо обделенный фильм про учителей. Посмотрите сколько угодно ТОПов и рейтингов по теме — все как один забывают об этом шедевре советского кино. Возможно, пугаются черно-белых кадров, непривычных современному зрителю? Впрочем, мы проявим большее доверие к этому-самому зрителю — он достоин вспомнить и оценить один из лучших советских фильмов 60-х годов.
«Доживем до понедельника» не просто история очередного учителя, завоевавшего умы детей. Это экранизация 3 дней из жизни школы, на протяжении которых в полной мере показываются отношения между старшим и подрастающим поколениями, между самими школьниками и внутри учительского коллектива. Также отлично раскрыта тема человека, готового бороться за свои убеждения — главный герой может совершать ошибки и сомневаться, но остается верным себе.
4. Хористы
Простите, но этот фильм опять о трудных подростках. Правда, действие происходит во Франции 1949 года, что уже гарантирует определенное разнообразие декораций. Главный герой — учитель музыки Клемент Матье, который может доказать, что добротой и чуткостью можно достичь куда большего, чем строгостью и железной дисциплиной.
Казалось бы, ничего принципиально нового этот сюжет не раскрывает — но благодаря хорошей реализации картина получилась в меру лиричной, с приятным «послевкусием». В результате «Хористы» вошли в число лучших французских фильмов, что подтверждают не только высокие оценки зрителей, но и сборы в кинотеатрах: более 80 млн долларов во всем мире являются значимым достижением для французского кино.
3. Общество мертвых поэтов
Изначально на главную роль рассматривались Лиам Нисон («Список Шиндлера») и Билл Мюррей, но в конечном итоге роль Джона Китинга досталась Робину Уильямсу. По словам самого актера, во время съемок он пытался передать черты и поведение своего учителя истории.
Главный герой, Джон Китинг, преподает в консервативном колледже. Пока его коллеги чопорно рассуждают об аристократизме, Джон учит ребят быть по-настоящему свободными, мыслить, творить — жить. И то, что в роли героев второго плана выступают немного холеные, но обычные ребята, а не выходцы из трущоб, можно назвать смелым шагом сценаристов. Стоит ли удивляться, что в 1990 году «Общество мертвых поэтов» получило Оскар за лучший сценарий?
2. Перед классом
Отличная история, которая преподнесена в такой же отличной манере. Джеймс Волк отлично справился с главной ролью; ему веришь, сопереживаешь, симпатизируешь. Как и всей истории: она не отдает наигранностью, как тот же «Учитель года», в ней нет ничего слащавого. Наоборот, она повествует о человеке, который не смотря ни на какие обстоятельства демонстрирует завидную целеустремленность.
Брэд Коэн страдает от синдрома Турэтта — время от времени он выдает непроизвольные звуки и нервные тики, которые не может контролировать. Уму непостижимо, как все это можно было передать с помощью актерской игры! Но вернемся к сюжету: Брэд не собирается замыкаться в себе и позволять синдрому повелевать своей жизнью. Он хочет стать учителем, насколько бы фантастично это не звучало.
1. Большая перемена
Согласно оценкам престижных киноресурсов, первое место достается известнейшей советской комедии о Несторе Северове, который работает преподавателем в вечерней школе — т.е. школе для взрослых. Его ученики — молодые люди, которые днем работают, а вечером посещают занятия.
Вокруг этого и строятся различные комичные ситуации: взрослые ребята сталкиваются с «детскими» школьными проблемами и ведут себя соответственно — словно большие дети. А чего только стоит актерская команда с Леоновым, Кононовым, Быковым, Крамаровым и многими другими яркими персонажами!
Он был настолько крут, что мог переходить на красный и заплывать за буйки.
Неподалёку от меня располагается небольшой малоквартирный дом, в котором проживала семейка с двумя детьми.
Объявляю тост за святого Дарвина
И под стрелой стоять.
Судя по всему он долго и упорно шел к своей цели.
Ответ на пост «Четырёх велосипедисток сбили на трассе в Сочи»
Кто-то удивлён? Нет страховки и куча штрафов у животного. https://гибдд.рф/check/auto#XTA21703090213827
Водитель ездил по правилам и стал автоподставщиком. И это по центральному тв
Столичные страховщики призывают полицию обратить внимание на владельца нескольких автомобилей премиум-класса, который регулярно попадает в ДТП с участием грузовиков. Сценарий всегда один: хозяина роскошной машины признают пострадавшим, а в качестве компенсации он получает не меньше миллиона.
Типичная дорожная ситуация: на круговом движении водитель фургона, показав сигнал поворота, выруливает в соседнюю полосу, однако водитель легкового автомобиля, у которого по правилам приоритет, вроде не замечая перестроения, продолжает движение.
По протоколу все однозначно: виновник аварии водитель фургона. Пострадавший – владелец Bentley. В другом ДТП с тем же премиальным автомобилем при схожих обстоятельствах, управлявший грузовичком Александр Костенко тоже был признан виновным. Но внимательно изучив записи камер он пришел к выводу, что стал жертвой автоподставы.
Александр уверяет: за секунды до столкновения водитель Бентли не тормозил, а прибавил скорость.
«То есть он мне не дал спокойно перестроиться, нажав на педаль акселератора, догнав и ударив меня», – говорит Александр.
Эта схема с неосторожно перестраивающимися водителями коммерческого транспорта и стремительным водителем премиального авто повторялась десятки раз в разных районах города. Интернет легко выдает нужную информацию: Bentley 2007 года со скрученным пробегом под управлением некого Евгения Афанасьева побывал более чем в 30 ДТП.
«Евгений Афанасьев, в его в собственности получается четыре Bentley. В среднем каждая машина Bentley попадает в ДТП где-то раз в три дня. Доход получается таков, что с каждой аварии он имеет порядка от 800 тысяч до миллиона рублей», – считает юрист Ольга Гимадеева.
Как и любой водитель, хозяин Bentley застрахован по ОСАГО. Все его автомобили довольно старые, но, по закону, страховые обязаны оплачивать ремонт новыми запчастями. Вот и получает автоподставщик, чаще всего, по максимуму – 400 тысяч.
Получив деньги по страховке Афанасьев заявляет, что на ремонт все равно не хватает, подает в суд и выигрывает. Ведь не зря же раз за разом таранит именно фургоны и грузовички. Коммерческий транспорт, как правило, принадлежит фирмам, у которых на счету всегда есть деньги. А недавно уверенный в своей безнаказанности хозяин Bentley подставился под эвакуатор.
«Водители намеренно врезались в эвакуаторы, когда те совершали перестроения. Умышленность этих действий подтверждается судебными экспертизами», – поясняет пресс-секретарь «Московского паркинга» Филипп Конюхов.
По словам пострадавших водителей, машины, на которых зарабатывают миллионы, никто не ремонтирует. Лишь наскоро прикручивают бамперы и крылья.
«Я еще удивился: Bentley должен быть шикарной машиной, крепкой. А здесь какая-то фанера торчит из него», – рассказывает пострадавший.
Полиция на происходящее пока не реагирует. Хотя и хозяева грузовичков, и представители страховых компаний неоднократно призывали обратить внимание на подозрительного водителя.
«У одного человека не бывает столько ДТП. Не бывает столько ДТП однотипных. Они просто под копирку. Это, конечно же, организованная группа», – считает заместитель генерального директора страхового общества Игорь Иванов.
Если умысел членов аварийной банды удастся доказать, им может грозить до 10 лет тюрьмы. Однако сначала на криминальную ситуацию должны обратить внимание следователи.
«Круто, когда я сам на свой урок бегу». Педагог Дима Зицер о том, какими должны быть учителя
Ɔ. Меня в редакции попросили обязательно узнать у вас, какой педагог должен учить наших детей. Каким должен быть учитель?
Мне кажется, все жанры хороши, кроме скучного. Мы сделаем совсем дурацкую работу, если сведем разных, ярких и отличающихся друг от друга учителей в какой-то единый скелет. Сразу станет скучно и появится ощущение, что учителем должен быть робот, совершающий определенные действия. Это совершенно не так. Педагогика — творческая профессия. Как и любая другая творческая профессия, она не терпит единомыслия. Поэтому, боюсь, ваш вопрос сродни вопросу: «Какой актер должен играть на сцене?» Если не останавливаться на очевидном — что, например, учитель не должен унижать учеников, — то, думаю, ответ — разный. Совершенно разные учителя нужны.
Ɔ. Но какими-то критериями вы руководствуетесь, когда нанимаете педагогов в школу «Апельсин»?
В первую очередь учитель должен сомневаться. Если учитель уверен, что он прав, ничего хорошего из этого не получится. Учитель должен быть человеком рефлексирующим — это раз. Учитель должен быть очень-очень любознательным. Не суй свой нос в чужой вопрос, а то барбос откусит нос — это не про учителей. И не про детей, кстати. В противном случае учителями окажутся люди, которые когда-то что-то такое выучили и вообще не в курсах, как устроена сегодняшняя музыка, видео, сленг, как вообще устроен сегодняшний мир. Это очевидная штука номер два.
Очевидная штука номер три, без которой не обойтись: учитель должен уметь провести урок. То есть сделать так, чтобы человек, который принимает участие в этом уроке, — ученик — мог объяснить, что он здесь делает и зачем. Самое сложное — сделать так, чтобы ученик не отвечал, что он просиживает на уроке штаны и хотел бы заняться чем-то другим. У него должна быть причина находиться на уроке, помимо причин, которые так любят взрослые: «ты должен», «а куда же ты денешься» и «это твое дело — учиться и быть нам благодарным».
Знаете, Маяковский сказал когда-то про театр: «Ставь прожектора, чтоб рампа не померкла. Крути, чтобы действие мчало, а не текло». Эти слова можно отнести и к образованию.
Ɔ. Что вы имеете в виду?
Представьте себе детскую ролевую игру: ее участники интуитивно строят рамки так, что дальше все начинает крутиться само. Отчасти это похоже на хороший урок: когда рамки — правила игры — настолько понятны, настолько сами по себе увлекательно организовывают процесс, что дальше все происходит почти само. Конечно, не само: на занудном профессиональном языке это называется «структурировать образовательный процесс». Это и есть профессия.
Дима Зицер Фото: Варвара Лозенко
Ɔ. Но разве сама специфика профессии не мешает этому? Ужасно трудно, рассказывая из года в год одно и то же по школьной программе, оставаться сомневающимся и любознательным.
Если учитель рассказывает из года в год одно и то же, он непрофессионален. На таком уроке дышать не хочется ни детям, ни самому учителю. Мы меняемся, значит, и рассказываем мы иначе. Сущность материала может быть похожей, но вы же не посмотрите один раз в жизни «Чайку» Чехова и не скажете: «Я больше никогда на “Чайку” не пойду»? Ведь пойдете: сыграют другие артисты, поставит другой режиссер, а иногда, между прочим, — через какое-то время — сыграют те же артисты в постановке того же режиссера, но совершенно иначе. Урок устроен так же.
Ɔ. А как родителю отличить хорошего учителя от плохого?
А зачем родителю это делать?
Ɔ. Например, я отдаю ребенка в первый класс, у него там все время будет один учитель, и мне важно, что это за учитель.
Если мы используем глагол «отдаю», то у нас уже есть некоторая проблема, мы уже отнеслись к ребенку как к багажу. Это очень взрослое слово. Если вместо того, чтобы сказать «ребенок идет в первый класс», назвать это «я отдаю ребенка», из такой постановки вопроса следует, что ребенок — бездумный кусок уж не знаю чего и мне, родителю, нужно понимать, какой у него учитель и какое все остальное. А вот если ребенок идет в первый класс, то можно эту ответственность с ним разделить. И тогда надо научить его — или научиться вместе с ним — определять хорошего учителя. И это надо делать до, а не после поступления в первый класс.
Если вы спросите меня, что делать родителю, я отвечу, что надо поболтать с учителем. Если вам интересно болтать, если учителю интересно болтать с вами, если он рассказывает, какие у него чудесные планы и что нового он хочет сделать, то велики шансы, что будет прикольно.
Дальше проверка довольна проста: если ребенок бежит в школу бегом — хотя, конечно, бывают разные дни и иногда хочется поваляться дома, — но если в основном он хочет находиться в школе, то, вероятнее всего, уж в первом-то классе точно, речь идет об учителе, который сумел построить такие образовательные рамки, в которых ребенку прикольно.
Это, может, и непрофессиональное слово, но на мой взгляд — профессиональное. Ну вот прикольно должно быть ученику на уроке. Он должен стремиться в школу, потому что там происходит что-то, чего не происходит дома или в другом месте. Там он понимает что-то про себя и про мир, там он строит взаимосвязи с другими людьми и с самим собой.
Дима Зицер Фото: Варвара Лозенко
В этом смысле я призываю полагаться на ребенка. Если ваш любимый человек не хочет идти куда-то, куда вы его отправляете каждый день, это довольно странно — запихивать его туда всеми силами, еще и приговаривая мантру, что, мол, все через это проходили. Но это не так. Не все, и не обязательно через это, и ничего хорошего в этом нет. Мне кажется, если человек проводит где-то большую часть дневного времени в течение 11 лет, он имеет право проводить его хорошо.
Ɔ. В школе должно быть хорошо и прикольно, в ней не должны отбить желание учиться — а что еще? Должны ли учителя готовить к взрослой жизни?
А что такое взрослая жизнь? Что принципиально меняется, когда ребенок оканчивает школу? Самое-самое главное, мне кажется, — это понимать систему координат, в которой человек находится, и уметь строить ее. Приходит это умение, только если у человека есть выбор и этот выбор осознанный. И если он учится при помощи и при поддержке старших, в том числе учителей, понимать, чего он хочет, где заканчивается он и начинается кто-то другой.
Ɔ. Что в таком случае для вас лично педагогическая удача? Успех?
Когда можно сказать себе после урока «ай да Пушкин, ай да сукин сын», мне кажется, это успех. Когда детей не нужно загонять на урок. Когда они приходят сами и, желательно сразу, начинают делиться мыслями, которые пришли им в голову по итогам прошлого урока, мне кажется, это круто. Мне кажется, круто, когда я сам на свой урок бегу.
Беседовала Евгения Соколовская в рамках поддержки тульского регионального конкурса для педагогов «Призвание — учить!»
Конкурс проводится благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова совместно с министерством образования Тульской области. «Призвание — учить!» направлено на поддержку образовательной и воспитательной деятельности, развитие творческих, интеллектуальных способностей и профессиональных компетенций педагогов Тульской области.