К чему стремится государство
Российские национальные цели: к чему стремится страна в ближашие 10 лет
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
В указе президента национальные цели были определены достаточно обще и укладывались в короткую фразу: всё о людях и немного о цифровизации. Месяц правительство работало над заданием главы государства и вынесло в паблик набор экономических показателей, которые должны привести страну к намеченным целям. Телеграм-канал «Незыгарь» стал платформой, которая разместила план развития страны на следующие 10 лет. Единый план по достижению целей включает в себя многое: нацпроекты, федеральные проекты, общенациональный план действий по обеспечению занятости.
Пока правительство предоставило только проект, в котором расписаны первые пять лет по годам, далее даётся показатель 2030 года. Некоторые клеточки пустые, некоторые данные отсутствуют или дорабатываются. Но ответственные определены, и главные цели поставлены. Поэтому уже сейчас можно понять, какой станет в 2030 году прекрасная Россия будущего. «Новые Известия» рассмотрели этот план по целям.
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей
По мнению наших экспертов, в план вошли «верхние значения» демографических данных по продолжительности жизни и росту населения. Это означает, что правительство предпочло оптимистический прогноз пессимистическому или даже среднему. По этим цифрам общий прирост численности населения страны, включая рождаемость и миграцию, увеличится в 2024 году до 67200 человек, а в 2030 году до 126600 человек. Конечно, государство и специалисты желают роста численности населения, говорит Алексей Ракша, независимый демограф, в недавнем прошлом занимавший должность советника в Росстате, но этот вариант далек от реальности:
— В плане заложен резкий рост миграции и рост рождаемости. Если даются такие цифры, то рост рождаемости закладывается повсеместно, особенно в тех регионах, где сегодня рождаемость самая низкая.
Такой резкий рост рождаемости возможен, если государство будет предпринимать экстраординарные меры. Например, выплачивать миллион или два миллиона за рождение третьего ребёнка. Кроме того необходимо, чтобы экономика в стране пошла резко в гору, начали расти доходы населения, хотя бы так, как это было в нулевых годах, а курс доллара и евро упал. Если наступит геополитическая стабильность, и русский мир расцветёт, все эти события произойдут одновременно, тогда значения демографических показателей из такого радужного и уже несбыточного высокого варианта прогноза, обозначенные в планах, могут стать реальностью.
Рождение вторых и третьих детей – основа прироста населения, сильно зависит от роста предполагаемых доходов и от очень грамотной демографической политики, которая, к сожалению, в нашей стране сильно хромает.
Очевидно, что действенным механизмом является выплата материнского капитала. Но, чтобы этот инструмент работал и стимулировал рождение второго и третьего ребёнка, выплачивать его следует при рождении вторых и третьих детей. У нас же материнский капитал положен при рождении первого ребёнка в семье. По сути, это раздача денег, а не материальное стимулирование рождаемости. Вместо увеличения материнского капитала ввели пособия по бедности. Такие действия больше напоминают поддержание штанов, к демографии это имеет мало отношения, говорят эксперты.
План достижения национальной демографической цели предполагает, что суммарный коэффициент рождаемости даже в этом году составит 1,52 ребёнка на женщину. Алексей Ракша говорит, что в этом году рождаемость ожидается в диапазоне от 1,45 до 1,49 со снижением в следующем году из-за коронакризиса.
Для этого есть объективные причины: пандемия COVID-19, падение доходов семей, страх перед будущим. Тем не менее, Росстат заложил в план реализации целей рост рождаемости с 2022 по 2025 годы по всем трём вариантам: и по пессимистическому, и по среднему, и по оптимистическому. Демограф Ракша предполагает, что проблема в самом статистическом ведомстве.
— Видимо, в Росстате началась внутренняя цензура. Им не разрешают давать прогнозы ниже определенного уровня. Просто, видимо, запрещают: нет, нельзя, не согласовано. Прогноз необходимо согласовывать в министерствах. Естественно, что министерства недовольны пессимистическими оценками. Поэтому цифры начинают отрываться от реальности. В бытность главным прогнозистом Росстата мне было запрещено рисовать миграционную убыль в низком варианте прогноза.
Если в стране всё будет хорошо с экономикой, то высокий вариант, заложенный в планах, возможен. Но необходим и низкий вариант, который должен исходить из того, что всё будет плохо. Я предполагаю, что низкий вариант Росстата будет выше реального.
Правительственные цифры пышут оптимизмом и в отношении продолжительности жизни. Несмотря на COVID и падение экономики, по прогнозам составителей «плана» в этом году продолжительность жизни останется такой же, как и в прошедшем, а в 2021 ещё и вырастет на полгода. К 2030 году россияне будут жить в среднем на 5 лет дольше, чем сейчас.
Алексей Ракша ожидает в этом году продолжительность жизни в диапазоне от 72,4 до 72,9 года.
Сомнения у экспертов имеют под собой основание. За первое полугодие 2020 года убыль населения составила 217 тысяч человек. Правительственный план предполагает, что население сократится в этом году на 158 тысяч человек. Если это так, то за оставшееся полугодие прирост населения должен составить 62 тысячи человек.
Если осенью границы опять закроются из-за второй волны, и эта оптимистическая цифра будет скорректирована вниз.
Борьба с бедностью
Улучшение жизни населения и увеличение реальных доходов – это главная цель любой современной экономики. Согласно правительственному плану, уровень бедности в стране через 10 лет должен сократиться в два раза. Это возможно, говорят специалисты, если темпы роста ВВП будут на уровне 3,3% и выше. Такой рост обеспечит увеличение и заработных плат, и доходов населения. И даже если зарплаты при таком росте точно вырастут, то над доходами придется очень много работать.
Второе условие снижения уровня бедности – это создание нового подхода к поддержке и социальной помощи. Власти планируют создать новый институт социального казначейства. Смысл его – понять баланс расходов и доходов каждой семьи. Это позволит предлагать индивидуальные меры поддержки. Одни получат социальную помощь, другие – социальные контракты. Социальные контракты предполагают дополнительное образование, переквалификацию, помощь в организации своего бизнеса.
В этом году ожидается падение экономики на 3%, поэтому ни каких выдающихся успехов в борьбе с бедностью мы не получим. Успехом станет стабилизация ситуации на уровне прошлого года, но по мнению экономистов, ситуация с бедностью только ухудшится. Если взять показатели 2013 года, то по доходам населения нужно отыграть 10% падения. Это значит, что доходы населения должны расти по 1,5% в год. Но и будущий год под большим вопросом. Эксперты считают, что они не вырастут вообще.
Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство
По плану правительства, валовой внутренний продукт (ВВП) сократится в этом году на 4,2%, а в будущем году вырастет на 3,3%. Такой эффект после кризиса экономисты называют отскоком, или эффектом отложенного потребительского спроса. Этот эффект может продлиться всего один год. Чем глубже падение, тем выше показатели роста в следующем периоде, учит экономическая наука. Но главный вопрос – что будет дальше.
Между тем, российский бюджет уже сократился, и он будет сокращаться и в будущем году. Все незащищенные статьи бюджета, кроме социалки, уменьшатся на 10%. Существует проект, по которому даже программа «Государственное вооружение» будет порезана на 5-8%. Пространство для смягчения кредитно-денежной политики ЦБ тоже сильно ограничено возможным уровнем инфляции и другими факторами. Ниже трех процентов наступают сильные риски.
— Остается одно. Как говорил дедушка Ясин – когда нечего дать, дайте свободу.
«Нужно менять резко-континентальный инвестиционный климат»
Чтобы достичь роста в 3% и выше, нужен рост инвестиций на уровне 6-7%. Инвестиции живут в деловой среде. Ее-то и нужно менять. Никита Масленников говорит:
И снова малый бизнес
В общем, для развития рынка труда и развития бизнеса важны не количественные показатели, а то, чем эти предприятия занимаются. На сегодняшний день 80% российских малых и средних предприятий заняты торгово-посреднической деятельностью. Поэтому правительство должно поддерживать тех, кто занимается современным производством. Например, оффшорное программирование заработало в прошлом году 8-10 миллиардов долларов. Государство должно стимулировать экспорт. Там, как говорят специалисты, есть много чего сделать.
Пенсии: средняя температура по больнице
Пенсионеры, которые поверили президенту Путину, заявившему, что размер пенсий будет расти не ниже инфляции, будут разочарованы. Пенсии хотя и будут расти, но только в этом и следующем годах – на 2,4 и 1,2% соответственно. Начиная с 2022 года, ежегодный рост пенсий в среднем будет вокруг полпроцента.
— Цифры этого плана лукавые. Ну, провели индексацию, ну и что? Главное – соотношение между зарплатой и пенсией. Если мы не будем заниматься накопительной пенсией, дальше мы будем деградировать в силу элементарной демографии. И кроме того, нам нужно остановиться и посмотреть, а что же произошло после введения пенсионного балла, пенсионного коэффициента. С введением его мы потеряли окончательно конкретную связь между количеством лет, стажем и заработком выходящих на пенсию. Мы все усреднили. Размывание такой зависимости людей демотивирует работать «в белую»,- считает Никита Масленников.
Главное в пенсиях – не лишние 500 рублей в год, а соотношение заработной платы и размера пенсии. По Международной конвенции по минимальным социальным стандартам, коэффициент замещения, то есть, соотношение средней зарплаты и средней пенсии составляет 40%. В России этот показатель 30-31%. В развитых странах – 70%. Половина из 70% составляет накопительная часть пенсии. В России накопительная часть пенсии заморожена с 2016 года. Да и то – она составляет только 27% от всей пенсии и только для граждан моложе 53 лет.
Экономика для людей или люди для экономики
Экономист считает так: «Эффективный качественный экономический рост сопровождается увеличением социальной отдачи – реально располагаемыми доходами и уровнем вложения в человеческий капитал – образование, медицину, спорт, культуру, то, что вырабатывает новые качества и дает человеку возможность больше зарабатывать. Если этого нет, то тогда господа в правительстве должны отвечать, почему этого нет. Тогда давайте сядем и поговорим».
Социальное государство это. Социальные функции государства
Сегодня часто можно слышать декларации о том, что та или иная страна является социальным государством. И возникает вопрос: социальное государство — это что? В чем его специфика? Каждое ли государство является социальным?
Понятие социального государства
В самом общем виде социальное государство — это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.
Таким образом, суть социального государства — это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.
Немного истории
Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке — это система, обеспечивающая социальный прогресс.
Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.
Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.
В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.
Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.
После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 — начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.
Условия существования социального государства
Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство — это модель, которая возможна при создании определенных условий:
Характерные признаки социального государства
Распознать социальное государство можно по следующим признакам:
Социальные функции государства: реальность и декларация
Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:
Таким образом, социальное государство — это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.
Типы социальных государств
Социально-экономическое развитие государства может идти разными путями и приводит к тому, что появляются различные типы социальных государств. Исследователи выделяют такие разновидности, как:
Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.
Воплощенные проекты
Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния — нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.
Российская реальность
Естественно возникает вопрос, а Россия — социальное государство? Несмотря на то что с 1993 года в стране законодательно закреплен социальный приоритет в политике, до сих пор существуют сомнения в реальности этой декларации. Институты социальной защиты в России существуют, однако разрыв между богатыми и бедными слишком велик, система здравоохранения и образования далека от высоких стандартов цивилизованных стран. Поэтому пока нельзя с уверенностью сказать: Россия — социальное государство.
Трудности построения социального государства
Социальное развитие государства сталкивается со многими проблемами, основными из которых являются:
Таким образом, социальное государство и общество пока не становятся доминирующим типом в мировом устройстве.
Критика социального государства
У концепции социального государства немало противников и критиков, которых стало значительно больше в связи с затяжными финансовыми и политическими кризисами. Население стран Европы привыкло больше получать, чем отдавать, что приводит к нарастанию социального недовольства, особенно в ситуации нехватки ресурсов для выполнения социальных гарантий. Критики говорят, что сегодня концепция социального государства если не изжила себя, то требует значительного пересмотра.
Что такое государство (понятие) — его сущность, признаки, функции, формы и теории возникновения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы попадали в ситуации, когда в тупик загоняет простой вопрос? Вроде все понимаешь, а сказать не можешь.
Если такой проблемой для вас явился ответ на вопрос: «Что такое государство?» — то огорчаться не стоит. Общего определения этого слова нет, а политики, юристы, экономисты его толкуют по-разному.
Определение — что такое государство
Общепризнанного научного или юридического определения государства нет. Хотя само слово постоянно присутствует в законах всех уровней, ни один нормативный акт не раскрывает его значение.
В разных источниках можно найти различное толкование понятия. Связано это с тем, что слову «государство» в зависимости от контекста придают неодинаковый, а порой и противоречивый смысл.
Существует несколько близких по смыслу слов, показывающих сущность (что это?) термина в разных значениях.
Основные признаки — в чем сущность государства
Признаки – это свойства, которые отличают государство от других субъектов политической власти. Среди них:
В рамках государства власти обладают монополией на легальное применение силы, издание законов, взимание налогов и платежей, официальное представление всего населения страны на мировой арене.
Функции государства
Это основные направления его деятельности, а также главные цели и задачи, методы, формы и средства осуществления этой деятельности. Функций, понятное дело, будет много, но все они состоят из одинаковых составных частей:
Функции государства подразделяются на два вида:
Степень реализации внутренних функций обычно хорошо видна жителям государства. Внешние же функции жителям не так заметны и понятны, а посему их можно преподнести как величайшее достижение (что главы многих стран и делают).
Еще функции делят на:
Ну, тут и так все понятно.
Теории происхождения государства
Теологи, политологи, юристы и все другие представители научных, околонаучных и ненаучных дисциплин издавна спорят, как возникли государства, и что послужило толчком к объединению людей. На разных этапах развития предпочтение получали взгляды, наиболее полно соответствующие запросам общества.
Теологическая теория
Самой древней принято считать теологическую теорию.
Согласно ее постулатам, государственное устройство возникло по воле бога (или богов), а правители стран направляются на грешную землю высшими силами.
Возникновение государства, по мнению сторонников учения, стало результатом длительного процесса развития общества, который диктовал Божий промысел.
Древнегреческий философ Платон считал, что государства появились в эпоху Зевса и других совсем небезгрешных греческих богов. Они поделили жребием всю территорию. Боги населяли землю своей страны жителями, соответствующими их предпочтениям.
Например, в Аттике (Афины и прилегающие регионы) Афина и Гефест расселили благородных мужей, придерживающихся демократических устоев. В Атлантиде Посейдон установил наследуемое царское правление.
Древние китайцы объясняли появление порядка, общественного устройства и правил поведения проявление воли бога, а императора называли сыном неба.
Богослов Ионн Златоуст (344-407 гг), философ Фома Аквинский (1226—1274 гг), игумен Иосиф Волоцкий (1439—1515 гг) придерживались мнения о необходимости существования государства в мире полном пороков.
Они утверждали, что оно ограждает людей и общество от грехов, которые присущи человечеству из-за грехопадения прародителей. Государственные институты помогают принять совершенство Божественного закона и направляют подданых по истинному пути.
При таком подходе верховенство власти принадлежало церкви, а не правительству. Монарх восходил на престол только после одобрения церковным представителем. Идеальным правлением считается то, при котором государственная власть действует по религиозным принципам.
Учение полностью объясняет происхождению слова «государство». Согласно исследованиям, термин произошел от слова «государь» – правитель Руси в древние годы, которое, в свою очередь, является преобразованной словоформой древнерусских «господь», «господарь».
Патриархальная теория
Яркие представители патриархальной теории происхождения государства — Аристотель, Конфуций — считали, что государства возникли по причине стремления человека к общению и созданию семьи.
В этом учении державы возникли из-за разрастания семейных связей. Поэтому отношения в государстве должны строиться так же, как среди близких родственников:
Патриархальная теория оставила значительный след в русском обществе. Долгие годы население страны в трудные моменты искало поддержку у царя-батюшки. Некоторые отголоски слышны до сих пор.
Теория общественного договора
Договорная теория возникновения государства основывается на разумной деятельности людей. Согласно учению для преодоления социального неравенства люди заключили коллективный договор (это как?), которым предусмотрено создание властных структур и законов, обязательных для всех членов общества.
Последователь теории Томас Гоббс рассматривал догосударственную жизнь людей, как состояние войны всех против всех. Чтобы добиться мира, люди договорились учредить государство.
Еще один сторонник договорных взглядов — Джон Локк — считал общественный договор стремлением народа обеспечить права каждого человека на жизнь, свободу, имущество.
Насильственная (теория завоеваний)
Среди основных теорий происхождения государства, насильственная занимает особое место. Согласно ее концепции страна возникает в результате насилия одних людей над другими.
Организация управления в этом случае – это не результат развития общества, а аппарат принуждения победивших племен по отношению к проигравшим. Победители формируют господствующий класс, а лузеры – подчиненный.
Классовая теория (марксизм)
Насильственная теория стала прародительницей марксистского учения, по которому властные структуры рассматриваются, как угнетатели, а простое население, как угнетенные.
Однако возникновение государства концепция К. Маркса рассматривает, как результат развития социально-экономических отношений и разделения общества на классы, а не результат насилия.
Последователи марксизма были уверены, что если классовое разделение исчезнет, сущность государства утратится (оно станет ненужным).
Психологическая
Психологическая теория происхождения государства и права увязывает возникновение государственной системы с особенностями психики людей. Психологи считают, что одни граждане стремятся властвовать, а другие подчиняться.
В этом случае создание государства – это результат разрешения противоречий между инициативной частью сообщества и пассивной.
Есть очень много других точек зрения, а внутри каждого учения большое количество ответвлений, находящих предметы для спора между собой. Вот некоторые из них.
По некоторым теориям государство – это аналог:
У каждого из этих учений находятся свои сторонники, поэтому до нахождения единого толкования еще очень далеко.
Формы государства
Форма государства – это организация политической власти, определяющая структуру и функционирование государственных институтов.
Форму определяют три составляющие:
По форме правления выделяют монархии и республики. В монархии власть передается по наследству, в республике (что это такое?) – выбирается народом. Монархии бывают абсолютные (вся власть принадлежит правителю) и конституционные (права монарха ограничены законами).
Республика может быть:
По форме государственного устройства они делятся на:
Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.
Например, Российское Федерация — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.
Более подробно об этом смотрите в данном видеоролике:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Я не считаю, что такие понятия, как страна и государство, тождественны. На мой взгляд, страна может быть без государства, но вот государство точно не может быть без страны.
Страна — это территория, на которой постоянно проживают люди, объединенные общей культурой, языком.
Государство же являет собой совокупность различных институтов, которые наделены властными полномочиями, функциями управления на контролируемой этими институтами территории, проще говоря, в пределах государственных границ.
Очень удобный постулат о том, что правители направляются высшими силами. Если заставить людей поверить в это, власть будет иметь нерушимый авторитет. Что из этого получилось отлично может продемонстрировать эпоха средневековья и другие темные времена. Хорошо, что общество сумело достичь некоторого прогресса в этом отношении. Жаль, что марксистская теория — это недостижимая утопия.
Спасибо! Хорошая статья. Творческих успехов.