К шильдер что изобрел

Шильдер, Карл Андреевич

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Содержание

Биография

Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области.

Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в школу колонновожатых при Депо свиты царя.

В 1805 году был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Оппермана, в 1811 году командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады её польскими войсками в 1812 году.

В 1813 году был переведён в 1-й сапёрный батальон, где и служил до 1818 года, когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 году, по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 году Шильдер назначен командующим лейб-гвардии сапёрным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 году.

С прибытием гвардейских сапёров под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привёл его в исполнение. С началом компании 1829 года Шильдер под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости.

Польская война в 1831 году застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля.

С 1831 по 1854 годы Шильдер, назначенный 31 октября 1831 года генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины; применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами и ракетами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби.

Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почётное место в истории обороны Севастополя.

Командировка 1854 году в дунайскую армию дала Шильдеру новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853—1854 годов ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям Николая I, что и отразилось рядом неудач.

Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вёл беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими сапёрами, обходя осадные работы, Шильдер был тяжело ранен осколком гранаты в ногу, и умер 11 июня (23 июня по новому стилю) 1854 года в госпитале в городе Калараш в Румынии (ныне Молдова).

Император Николай I в письме к князю Горчакову почтил память своего любимца словами:

«Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости».

Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Шильдер был вполне «рыцарь без страха и упрека» и заслужил название «Баярд русского инженерного корпуса».

Прохождение службы

Награды

Разработки

Литература

Ср. Мазюкевич, «Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Ш.» (СПб., 1876); «Русская Старина» (1875 и 1876).

Ссылки

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Шильдер, Карл Андреевич» в других словарях:

Шильдер Карл Андреевич — Шильдер (Карл Андреевич, 1785 1854) выдающийся военный инженер. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командировал им на работы по расширению… … Биографический словарь

ШИЛЬДЕР Карл Андреевич — (1786 1854), российский инженер генерал (1852). Разработал новую систему контрминной борьбы, оригинальную конструкцию висячего канатного моста и переправочных средств («бурдючный мост»). Совместно с П. Шиллингом (см. ШИЛЛИНГ Павел Львович)… … Энциклопедический словарь

ШИЛЬДЕР Карл Андреевич — (1786 1854) российский инженер генерал (1852). Разработал новую систему контрминной борьбы, оригинальную конструкцию висячего канатного моста и переправочных средств ( бурдючный мост ). Совместно с П. Шиллингом предложил электрический способ… … Большой Энциклопедический словарь

Шильдер Карл Андреевич — [27.12.1785 (7.1.1786), д. Симаново, ныне Невельского района Псковской обл., ‒ 11(23).6. 1854, Кэлэраш, Румыния], русский военный инженер, инженер генерал (1852), генерал адъютант. Окончил школу колонновожатых (1806), служил в инженерных войсках… … Большая советская энциклопедия

Шильдер, Карл Андреевич — инженер генерал, генерал адъютант. Род. 27 декабря 1785 г. в имении Симоново, Невельского у. Витебской губ., которое отец его Андрей Михайлович, богатый рижский купец, купил в 1785 г. после ликвидации торговых дел и куда переселился из Риги.… … Большая биографическая энциклопедия

Шильдер Карл Андреевич — генерал К. А. Шильдер Карл Андреевич Шильдер (1785 1854) выдающийся военный инженер. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Оппермана, в 1811 г. командирован им на работы … Википедия

Шильдер, Карл Андреевич — ШИ/ЛЬДЕР Карл Андреевич (1786 1854) российский военный инженер, изобретатель, инженер генерал (1852). В российской армии с 1802 г. Окончил Школу колонновожатых (1806). Служил в инженерных войсках. Участвовал в Отечественной войне 1812 г.,… … Морской биографический словарь

Шильдер Карл Андреевич — (1785 1854) выдающийся военный инженер. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шильдер, Карл Андреевич — (1785 1854) выдающийся военный инженер. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ШИЛЬДЕР Карл Андреевич — (1786 1854), рос. воен. инж. изобретатель, инж. ген. (1852). На воен. службе с 1802. Окончил Школу колонновожатых (1806). Участник Отеч. войны 1812, рус. тур. 1828 29 и Крым. 1853 – 56 войн. Был нач … Военный энциклопедический словарь

Источник

Подводная лодка К. А. Шильдера

Корпус выдерживал погружение на глубину чуть больше 10 метров. Прочность подводной лодки достигалась его устройством и набором ее компонентов, а также внешней обшивкой из котельного железа толщиной 5 мм, которая соединялась методом клепки.

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Характеристики подводной лодки

Конструктивно кронштейны приводов были изготовлены таким образом, чтобы не только позволять ПЛ двигаться поступательно, но также и проводить ее подъем и спуск.

Всплытие и погружение ПЛ

Система подъема и спуска лодки состояла из водяной балластной цистерны и двух якорей, каждый массой около 1300 кг. Входными люками были оборудованы цилиндрические башни высотой около 1 м. Новинкой принято считать «оптическую» трубу – прототип нынешнего перископа, которую изобретатель изготовил, применив концепцию «горизонтоскопа» М.В.Ломоносова. Обзор морской поверхности осуществлялся именно с помощью этой «оптической» трубы.

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Вторая подлодка Шильдера

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Третья подлодка Шильдера

Другие изобретения К.А. Шильдера

К.А. Шильдер первым среди конструкторов рассмотрел возможность применения в субмарине движения корабля с помощью электричества. Эта идея появилась у конструктора после опытов Б. С. Якоби с электромагнитным катером на Неве в 1838 г. Свои доводы К.А. Шильдер изложил в письме к военному министру Российской империи.

Интересен тот факт, что К.А. Шильдер первым разработал тактику применения субмарин в оборонных действиях крепостей в приморских районах, в т. ч. использование с понтонами и «полуподводными» кораблями.

Для изучения всех новаций и рацпредложений, а также изобретений К.А. Шильдера в военном и морском деле в 1840 г. был организован «Комитет подводных лодок» из числа сотрудников инженерного и военно-морского ведомства Российской империи.

«Потаённое судно» (1710-1900)

Сериал посвящен истории подводного кораблестроения и основан на уникальных архивных материалах.2006 год. Фильм 1-й. «Потаённое судно» (1710-1900) Прототип подводной лодки был построен в России Ефимом Никоновым в 1724-1727 годах. Его идея нашла продолжение в работе российских инженеров: С. Ромодановского, К. Чарновского (Черновского), К. Шильдера.

Источник

ШИЛЬДЕР КАРЛ АНДРЕЕВИЧ

Русский военный инженер, инженер-генерал (1852), изобретатель и конструктор.

Детство Шильдер провел в деревне, где обучался под руководством гувернера. Затем был отдан в Благородный университетский пансион в Москве. В 1802 году он был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон. В 1803-1806 году учился в школе колонновожатых.

Карл Андреевич участвовал в Аустерлицком сражении. В 1810 году в чине поручика был отправлен в крепость Бобруйска для проведения в ней инженерных работ. Здесь он встретил Отечественную войну 1812 года. Участвовал в обороне крепости от польских войск. В 1813-1818 годах Шильдер служил в 1-м саперном батальоне, затем вышел в отставку в чине подполковника, а в 1820 году вновь поступил на службу командиром 2-го пионерского батальона. В 1821 году К.А. Шильдер составил проект канатного моста новой конструкции для улучшения переправки войск через реки. Это стало его первым изобретением. В 1826 году стал командующим лейб-гвардии саперным батальоном.

В русско-турецкой войне 1828-1829 годов Шильдер отличился при осаде крепостей Варна, Силистрия и Шумла. В 1831 году он был назначен начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском (был им до 1854 года).

В 1832 году Карл Андреевич впервые применил гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Затем он создал новую контрминную систему, основанную на принципе закладки трубы в просверленных в грунте скважинах. За эти изобретения в 1833 году Шильдер был награжден званием генерал-адъютанта.

В 1834 году по его проекту была построена и испытана первая в мире цельнометаллическая подводная лодка. Она была построена из железа, чтобы стать непроницаемой для снарядов. Также Шильдер уменьшил размер надводной ее части, чтобы сократить площадь прицела. Испытания этой лодки прошли 29 августа 1834 года на Неве чуть выше Петербурга. В 1838 году Шильдер изобрел фугасные ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха. Также он придумал способ прокладки электрических проводов под водой для взрыва подводных мин, усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов. В 1846 году по проекту Карла Андреевича был создан вооруженный артиллерией и ракетами пароход «Отважность», ставший прообразом эсминца.

Помимо изобретений, Шильдер занимался практической подготовкой военных инженеров. Его учеником стал знаменитый Э.И. Тотлебен.

Во время Крымской войны, а точнее, в 1854 году он был направлен в Дунайскую армию. Здесь он способствовал уничтожению турецкой флотилии у Рущука, обеспечивал переправу русских войск через Дунай. Также генерал отличился при осаде Силистрии. Здесь он был тяжело ранен осколком гранаты в ногу и умер 11 (23) июня 1854 года в румынском городе Калараш.

Источник

Обзор изобретений российского военного инженера Карла Шильдера

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

7 января 1785 года родился инженер Карл Андреевич Шильдер, известный своими инновационными изобретениями в области военной техники, в частности создавший первую в мире цельнометаллическую подводную лодку и прообраз современных эсминцев. Наш обзор посвящен его самым интересным работам.

Подводная лодка в XIX веке

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Первая подводная лодка Шильдера

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Конструкция первой подводной лодки Шильдера

Испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки конструкции К. А. Шильдера были проведены 29 августа 1834 года в верховьях Невы. Лодка оснащалась гарпуном с установленной на нем миной, который должен был пробивать броню вражеского судна. Затем мина подрывалась с безопасного расстояния. Кроме того, на машине были установлены подвижные ракетные блоки. Подводная лодка приводилась в движение четырьмя лопастями, которые крутились четырьмя членами экипажа. Она была также оборудована неким подобием перископа для наблюдения за объектами на поверхности воды. На испытаниях лодка достигла скорости около 0,7 км/ч. Николай I и его советники одобрили идею дальнейшего развития машины.

Вторая подлодка Шильдера

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Малогабаритная подлодка Шильдера

Вторая лодка конструкции Шильдера отличалась меньшими габаритами.

Ее испытания были проведены 24 июля 1838 года. Она была оснащена тем же вооружением и немного измененными гребными лопастями. Несмотря на то, что лодка успешно прошла огневые испытания, в серийное производство она так и не попала из-за малой подвижности и максимальной скорости (экипаж не мог разогнать лодку быстрее 0,7 км/ч).

Позже был создан и третий прототип подлодки, оснащенный водометным двигателем, однако и он не смог развить достаточной скорости.

Пароход «Отважность»

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Буксировка подводной лодки Шильдера

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Первые мины Шильдера и Якоби

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Гальваническая мина времен Крымской войны

Совместно с Б. С. Якоби, Шильдер разработал первые гальванические мины. Они широко применялись в годы Крымской войны. Мина активировалась после повреждения стеклянной ампулы с электролитом гальванического элемента, расположенной внутри корпуса.

С военной техникой другого выдающегося отечественного конструктора можно ознакомиться в нашем обзоре машин В. А. Грачева.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

У истоков подводного флота. Изобретения русского инженера Карла Шильдера

Первое в истории более-менее успешное боевое применение подводных лодок имело место в конце 1863 — начале 1864 гг. в ходе Гражданской войны в США. Интересно, что подводную флотилию создали не на индустриально развитом Севере, а на аграрном Юге. С началом войны южане объявили открытый конкурс на лучший проект подводного судна. К 1863 г. была создана серия небольших полупогружающихся лодок, при движении которых в подводном положении над поверхностью воды оставалась плоская палуба. Хоть и не полностью скрытые в глубине, они позволяли подобраться к вражеским кораблям достаточно близко, чтобы, даже будучи замеченными, успеть выполнить свою задачу

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Считается, что гибель корабля северян открывает историю подводного военного флота. Однако использованная южанами техническая идея была отнюдь не новой. За целых тридцать лет до того генерал-адъютант Карл Андреевич Шильдер (1785–1854) создал аналогичное военное судно в Санкт-Петербурге.

Дело было в царствование Николая I. Традиционно этот монарх не пользуется большой любовью историков, и, в общем, за дело. То, что Николай Павлович обижал прогрессивных литераторов, ― это полбеды, но, кроме того, он весьма топорно вел внешнюю политику. Итогом его правления стало самое крупное военное и политическое поражение России за все столетие. Приговор истории по большей части суров, но, тем не менее, и Николай I был любим многими своими подданными, и о нем можно сказать кое-что доброе. К примеру, за три десятилетия его правления мощный толчок к развитию получило российское техническое образование и некоторые отрасли естественных наук. В частности, на 40-е гг. XIX в. приходится так называемый «героический период русской геологии», а по части нарождающейся электротехники Россия была тогда впереди планеты всей, хотя и здесь не обошлось без ложки дегтя. Как мы увидим, с образованием и наукой дела обстояли весьма недурно, а вот внедрение изобретений порой хромало.

Карл Андреевич Шильдер был одной из ярчайших фигур этого неоднозначного царствования. Восшествие на престол Николая Павловича он встретил командиром пионерного батальона, более двух десятилетий считался самым талантливым и авторитетным военным инженером Российской империи и погиб за год до смерти своего государя при осаде Силистрии в 1854 г. Узнав о гибели Шильдера, император отметил с грустью, что «такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости». Но несмотря на уважение, которое питали к талантам Карла Андреевича товарищи по оружию, у него всегда была репутация слегка сумасшедшего. Впрочем, это произносилось с разной интонацией. Историк Зайончковский определил Шильдера как «выдающегося, хотя и чрезмерно нервного инженера», более романтически настроенная публика называла его «Баярдом русского инженерного корпуса».

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

С 1831 г. Карл Андреевич заведовал армейской инженерной службой. Вскоре после вступления в должность его живо заинтересовали научные разработки Павла Львовича Шиллинга (1786–1837), личности весьма примечательной и многосторонней. До Отечественной войны 1812 г. Павел Львович был известен главным образом в качестве дипломата, в войну сражался не хуже других в составе 3-го Сумского полка, с 1828 г. стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук как знаток восточной литературы и искусства. В 1830–1832 гг. он участвовал в научной экспедиции в Восточную Сибирь, по возвращении из которой вплотную занялся электротехникой, отраслью, в то время делавшей первые свои шаги.

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

В частности, в октябре 1832 г. Шиллингом был создан первый в истории электромагнитный телеграф. Но сейчас нас интересует несколько иное направление его деятельности, а именно разработка электрозапалов для пороховых мин. Почти тогда же другой выдающийся ученый Борис Семенович Якоби занялся конструированием подводных гальванических мин, которые предполагалось использовать для защиты военных портов от неприятеля. Когда генерал Шильдер подробно ознакомился с действием подобных мин, ему пришло в голову несколько расширить их применение ― наряду с неподвижными подводными минными заграждениями, создать вооруженное электрическими шестовыми минами подводное судно, способное атаковать вражеский корабль. Идея так захватила Карла Андреевича, что он начал осуществлять проект на собственные средства. Затем ему удалось заразить своим энтузиазмом коекого из сильных мира, после чего из государственного бюджета выделили дополнительные 13 448 рублей.

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

В марте 1834 г. проект подводной лодки был готов, и началось строительство, которое заняло около двух месяцев. Цельнометаллический корпус изготовили на Александровском чугунолитейном и механическом заводе. Поперечное сечение имело вид неправильного эллипса. Обшивка из котельного листового железа имела толщину 4,8 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями находился люк. В кормовой башне имелся перископ с двумя зеркалами.

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Команду подводного судна составляли восемь человек. Для того чтобы осуществить погружение, расположенный в трюме резервуар заполняли водой через два крана. Когда требовалось всплыть, воду из резервуара откачивали ручным насосом. Лодка приводилась в движение лопастями, через зубчатое сцепление соединенными с рукоятью, которая находилась внутри корпуса и вращалась вручную. Источником вдохновения для Шильдера при создании этих лопастей служили лапы водоплавающих птиц, управляющий движением вертикальный руль напоминал рыбий хвост. На бушприт надевалась подводная мина, соединявшаяся длинным проводом с гальванической батареей внутри лодки и снабженная заостренным стержнем. Мину надлежало вонзить в корпус вражеского судна и, удалившись настолько далеко, насколько позволяла длина провода, подорвать электрозапалом.

Кроме того, лодка имела дополнительное вооружение в виде шести пороховых ракет. По три горизонтальные железные трубы размещались с каждого борта и могли приводиться в наклонное положение. Запуск также осуществлялся с помощью электрозапала.

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Как раз в это время в России было сделано еще одно полезное изобретение. В 1832 г. инженер Александр Александрович Саблуков (1783–1857) создал центробежный вентилятор. Конструкция была несложная: внутрь цилиндрического кожуха помещалось колесо с четырьмя прямыми лопатками. Путем вращения этого колеса осуществлялось двухстороннее всасывание воздуха в кожух. При этом вентилятор приводился в движение вручную — его обслуживали за счет собственной мускульной силы два работника. Объем перемещаемого воздуха достигал при этом 2 000 м3 /ч. Устройство было задумано как средство вентиляции производственных помещений, к примеру сахарных и кожевенных цехов. Затем его стали использовать также на шахтах и в морском флоте ― для проветривания трюмов. Кстати, семейство Саблуковых отличалось многими талантами. Отец изобретателя, также Александр Александрович, был президентом Мануфактур-коллегии, старший брат Николай Александрович командовал гвардейским полком в последние дни царствования Павла Петровича и оставил весьма содержательные и яркие мемуары.

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Но мы отвлеклись от темы. Генерал Шильдер резонно рассудил, что с помощью вентилятора Саблукова можно закачивать воздух и внутрь подводной лодки. К выхлопному патрубку вентилятора присоединялся воздухопровод, который выводился в атмосферу через крышку кормовой башни, в другой башне располагался трубопровод для поступления свежего воздуха.

Первые испытания подводной лодки летом 1834 г. принесли ряд неприятных сюрпризов, и лодку пришлось дорабатывать, на что ушло несколько лет. 23 сентября 1840 г. на фарватере Невки между Петровским и Крестовским островами лодка погрузилась, насколько позволяла глубина реки, и находилась под водой 3 часа. Над поверхностью виднелись только верхушки башен. После всплытия члены команды заявили, что «стеснения воздуха не чувствовали». Дальнейшие испытания проходили в Кронштадте. Однако результаты не показались удовлетворительными специально созданному Комитету о подводных опытах, да и самого Шильдера не слишком устроили. С погружениями было все в порядке, но перескоп оказался крайне несовершенным, и команда испытывала затруднения в том, чтобы самостоятельно находить путь под водой. Скорость тоже оставляла желать лучшего. Чтобы решить возникающие проблемы, Шильдер взялся было сконструировать специальную подвижную пристань и еще ряд усовершенствований, но, в конце концов, проект закрыли, признав подводную лодку малоэффективной и небезопасной в использовании.

Приходится признать, что дело создания подводного флота в николаевской России не было доведено до конца, и отдать пальму первенства США. Это справедливо, потому что отчет ведется именно с момента применения в реальных боевых условиях. Вряд ли мы сможем сколько-нибудь достоверно установить время, когда впервые попытались создать нечто подобное. Разной степени успешности попытки зафиксированы в 1849, 1776, 1774, 1721, 1620 гг. Но следует помнить один важный момент. Причина закрытия проекта в России отнюдь не в том, что в техническом отношении подводная лодка Шильдера хоть чем-то уступаАлександр Александрович Саблуков (1783–1857) ла той, которую применили в 1865 г. конфедераты. Лодку Шильдера признали малоэффективной и опасной в использовании. Американское судно никоим образом нельзя назвать безопасным и высокоэффективным. По сути, его экипаж составляли камикадзе. Пойти на использование этих плавучих гробов конфедератов заставило отчаянное положение, в котором они находились. Другого военного флота на американском Юге, по сути, не было, и это была их единственная надежда что-то сделать с морской блокадой. В таких условиях с человеческими жертвами не считались. Хотя северяне особым гуманизмом в этом отношении тоже не страдали. Они также создали свою субмарину под названием «Интелиджентвэйл», и при ее испытаниях погибло в общей сложности 39 человек, прежде чем от проекта решили отказаться.

Закрыв проект Шильдера, флотское руководство Российской империи показало, что личный состав представляет для него какую-то ценность, что едва ли достойно осуждения. И все-таки трудно удержаться от употребления сослагательного наклонения, хоть историки этого и не одобряют. Что случилось бы, если бы доработанные и усовершенствованные лодки Шильдера имелись на вооружении русского флота во время осады Севастополя в Крымскую кампанию? Впрочем, не исключено, что ничего особенного. Применение субмарин в Америке не оказало существенного влияния на ход гражданской войны. Реальной силой подводный флот стал только в начале XX в., когда двигателестроение и средства связи достигли нужного уровня.

К шильдер что изобрел. Смотреть фото К шильдер что изобрел. Смотреть картинку К шильдер что изобрел. Картинка про К шильдер что изобрел. Фото К шильдер что изобрел

Статья была опубликована в ноябрьском номере журнала «Наука и техника» за 2015 год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *