Кабацкая теребень что это

ВСТУПЛЕНИЕ ко второй части

Напомним, что первая часть сказки закончилась уже второй победой Андрея-стрелка и вторым поражением царя. Царский советник должен был Андрея извести, придумав для него невыполнимое задание, чтобы царь смог завладеть Марьей-царевной. Таким вторым заданием (с первым заданием Андрей успешно справился) было принести кота Баюна. Андрей кота принес, т.о., и со вторым более трудным заданием справился: «Андрей кота унял и в клетку запер, а сам пошел домой, к Марье-царевне. Живет-поживает, тешится с молодой женой».

Часть 2.

А царя еще пуще знобит зазноба сердечная. Опять призвал он советника:

— Что хочешь придумай, изведи Андрея-стрелка, не то мой меч — твоя голова с плеч.

Царский советник идет прямо в кабак, нашел там кабацкую теребень в рваном кафтанишке и просит его выручить, на ум навести.

Итак, начинается заключительный третий раунд двух консультантов по управлению: кабацкая теребень (как выяснилось в первой части сказки, кабацкая теребень – специалист по стратегическому управлению) против Марьи-царевны.

Кстати говоря, отметим, что переписчик сказки подчеркивает плохую одежду кабацкой теребени: это он делает явный намек с издевочкой, что дела у консультантов по управлению на Руси идут очень плохо – не пользуются их услуги устойчивым спросом, потому мало зарабатывают и плохая одежда[2].

Кабацкая теребень стаканчик вина выпил, усы вытер.

— Ступай, — говорит, — к царю и скажи: пусть пошлет Андрея-стрелка туда — не знаю куда, принести то — не знаю что. Этой задачи Андрей во веки веков не выполнит и назад не вернется.

Советник побежал к царю и все ему доложил. Царь посылает за Андреем.

— Сослужил ты мне две службы, сослужи третью: сходи туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Сослужишь — награжу по-царски, а не то мой меч — твоя голова с плеч.

Пришел Андрей домой, сел на лавку и заплакал.

Отметим, что переписчик показывает нам Андрея-стрелка еще и плаксой!

Марья-царевна его спрашивает:

— Что, милый, невесел? Или еще невзгода какая?

— Эх, — говорит, — через твою красу все напасти несу! Велел мне царь идти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что.

Ну вот, уже в самом начале неканонического волшебного приключения нам представляют Андрея-стрелка как плохого менеджера (а в первых 2-х приключениях он был реально молодец). И, т.о., в лице Андрея-стрелка продергивают и всех современных менеджером нашей замечательной страны.

— Вот это служба так служба! Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.

Марья-царевна дождалась ночи, развернула волшебную книгу, читала, читала, бросила книгу и за голову схватилась: про цареву загадку в книге ничего не сказано.

Похоже, что кабацкая теребень задала задачку, которую в книги по стратегическому менеджменту на тот момент еще не вписали, эрудиция Марье-царевне также в этот раз не помогает.

Марья-царевна вышла на крыльцо, вынула платочек и махнула. Налетели всякие птицы, набежали всякие звери.

Марья-царевна их спрашивает:

— Звери лесные, птицы поднебесные, вы, звери, всюду рыскаете, вы, птицы, всюду летаете, не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?

Звери и птицы ответили:

— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхивали.

Марья-царевна махнула платочком — звери и птицы пропали, как не бывали.

Здесь явный намек на ухудшение экологии в нашей стране в нынешнее время – и птицы и звери – все пропали. Однако, на себя бы посмотрел переписчик, судя по всему, из западной державы – у самих многие животные остались только в Красной книге, да и то лишь на картинках в этой книжке.

Махнула в другой раз — появились перед ней два великана:

— Что угодно? Что надобно?

— Слуги мои верные, отнесите меня на середину Океан-моря.

Подхватили великаны Марью-царевну, отнесли на Океан-море и стали на середине, на самой пучине, сами стоят, как столбы, а ее на руках держат. Марья-царевна махнула платочком, и приплыли к ней все гады и рыбы морские.

— Вы, гады и рыбы морские, вы везде плаваете, на всех островах бываете, не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?

— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхали.

Итак, Марья-царевна пыталась обратится к чужому опыту, в книги еще не попавшему, – но опять «засада» – информации по нужной теме еще ни у кого нет. Даже у рыб из (за) океана.

Закручинилась Марья-царевна и велела отнести себя домой. Великаны подхватили ее, принесли на Андреев двор, поставили у крыльца.

Утром рано Марья-царевна собрала Андрея в дорогу и дала ему клубок ниток и вышитую ширинку.

— Брось клубок перед собой, — куда он покатится, туда и ты иди. Да смотри, куда бы ни пришел, будешь умываться, чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей.

Мы отмечали в первой части сказки юридическую подкованность Марьи-царевны. Здесь следует отметить другое ее достоинство – грамотное отношение к личной гигиене – Марья не рекомендует Андрею-стрелку чужими полотенцами вытираться. Приятно, что переписчик сказки не искажает реальные факты – не подкрепляет своим рассказом распространяемую по всему мире ложную легенду о русском свинстве.

Андрей попрощался с Марьей-царевной, поклонился на четыре стороны

и пошел за заставу. Бросил клубок перед собой, клубок покатился — катится да катится, Андрей идет за ним следом.

Обратим здесь внимание на то, что Марья-царевна отправила Андрея-стрелка до некоторой пока неизвестной цели – куда клубок покатится.

Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Много царств и земель прошел Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется. Стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге. Дошел Андрей до леса, видит — стоит избушка на курьих ножках.

— Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!

Избушка повернулась, Андрей вошел и видит — на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.

— Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.

Андрей отвечает старухе:

— Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и черен, ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь.

Баба-яга истопила баньку. Андрей выпарился, вымылся, достал женину ширинку и стал ею утираться.

— Откуда у тебя ширинка? Ее моя дочь вышивала.

— Твоя дочь мне жена, мне и ширинку дала.

— Ах, зять возлюбленный, чем же мне тебя потчевать?

Тут баба-яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев, вин и медов. Андрей не чванится — сел за стол, давай уплетать. Баба-яга села рядом. Он ест, она выспрашивает: как он на Марье-царевне женился да живут ли они хорошо?

Оказывается и мы «можем, когда захочем». Правда переписчик намекает, что для получения хорошего сервиса в нашей стране нужно, чтобы заведующей местного пансионата был бы ваш родственник или, в крайнем случае, родственник близкого знакомого.

Отметим к слову, что в процессе своего длинного пути Андрей накапливает разнообразный опыт, в данном случае переговорный опыт с непростым собеседником – бабой Ягой, пожелавшей сначала им полакомиться.

Андрей все рассказал: как женился и как царь послал его туда — не знаю куда, добыть то — не знаю что.

— Вот бы ты помогла мне, бабушка!

Андрей, как мы отмечали в комментариях к первой части сказки, действительно имеет с Марье-царевной только деловые отношения. Иначе как вам понравится такое – бабу Ягу, причем не просто женщину, обычно скрывающую свой возраст, а еще и тещю – бабушкой называть. Тут не только скандала не оберешься, можно действительно в печку попасть. К переписчику претензий здесь нет – описывает факты правильно.

— Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка, живет она в болоте триста лет. Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.

Андрей лег спать, а баба-яга взяла два голика[3], полетела на болото и стала звать:

— Бабушка, лягушка-скакушка, жива ли?

— Выдь ко мне из болота.

Старая лягушка вышла из болота, баба-яга ее спрашивает:

— Знаешь ли, где то — не знаю что?

— Укажи, сделай милость. Зятю моему дана служба: пойти туда — не знаю куда, взять то — не знаю что.

— Я б его проводила, да больно стара, мне туда не допрыгать. Донесет твой зять меня в парном молоке до огненной реки, тогда скажу.

Баба-яга взяла лягушку-скакушку, полетела домой, надоила молока в горшок, посадила туда лягушку и утром рано разбудила Андрея:

— Ну, зять дорогой, одевайся, возьми горшок с парным молоком, в молоке — лягушка, да садись на моего коня, он тебя довезет до огненной реки. Там коня брось и вынимай из горшка лягушку, она тебе скажет.

Андрей оделся, взял горшок, сел на коня бабы-яги. Долго ли, коротко ли, конь домчал его до огненной реки. Через нее ни зверь не перескочит, ни птица не перелетит.

Андрей слез с коня, лягушка ему говорит:

-Вынь меня, добрый молодец, из горшка, надо нам через реку переправиться.

Андрей вынул лягушку из горшка и пустил наземь.

— Ну, добрый молодец, теперь садись мне на спину.

— Что ты, бабушка, эка маленькая, чай, я тебя задавлю.

— Не бойся, не задавишь. Садись да держись крепче.

Все-то у нас спорят – стоит ли на работу брать людей пожилого возраста. А вот сказка дает положительный пример – мало того, что старая лягушка много знает, она еще много может, если захочет. Полезный совет для топ-менеджеров, пока отказывающих в приеме на работу тем, кому за пятьдесят.

Правда есть у меня предположение, что не любящий нашу страну переписчик сказки в этом месте намекает на неудавшуюся у нас пенсионную реформу и недалекое время, когда пенсионный возраст нам всем увеличат. Но мне кажется, что он здесь немного преувеличивает, отмечая, что речь идет о возможном увеличении пенсионного возраста россиян в нашей стране до 300 лет.

Андрей сел на лягушку-скакушку. Начала она дуться. Дулась, дулась — сделалась словно копна сена.

— Крепко ли держишься?

Опять лягушка дулась, дулась — сделалась еще больше, словно стог сена.

— Крепко ли держишься?

Опять она дулась, дулась — стала выше темного леса, да как скакнет — и перепрыгнула через огненную реку, перенесла Андрея на тот берег и сделалась опять маленькой.

Иди, добрый молодец, по этой тропинке, увидишь терем — не терем, избу — не избу, сарай — не сарай, заходи туда и становись за печью. Там найдешь то — не знаю что.

Андрей пошел по тропинке, видит: старая изба — не изба, тыном обнесена, без окон, без крыльца. Он туда вошел и спрятался за печью.

Вот немного погодя застучало, загремело по лесу, и входит в избу мужичок с ноготок, борода с локоток, да как крикнет:

— Эй, сват Наум, есть хочу!

Обработал быка до последней косточки, выпил целый бочонок пива.

— Эй, сват Наум, убери объедки!

И вдруг стол пропал, как и не бывало, — ни костей, ни бочонка.

Андрей дождался, когда уйдет мужичок с ноготок, вышел из-за печки, набрался смелости и позвал:

— Сват Наум, покорми меня.

Только позвал, откуда ни возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски и заедки, вина и меды.

Андрей сел за стол и говорит:

— Сват Наум, садись, брат, со мной, станем есть-пить вместе.

Отвечает ему невидимый голос:

— Спасибо тебе, добрый человек! Столько лет я здесь служу, — горелой корки не видывал, а ты меня за стол посадил.

Смотрит Андрей и удивляется: никого не видно, а кушанья со стола словно кто метелкой сметает, вина и меды сами в рюмку наливаются — рюмка скок, скок да скок.

— Нет, меня никто не может видеть, я то — не знаю что.

— Сват Наум, хочешь у меня служить?

— Отчего не хотеть? Ты, я вижу, человек добрый.

Еще одна подсказка – «не знаю что» может быть не только у некоего мужичка с ноготок, а почти у любого. Но готово перебраться к тому, кто будет о «не знаю что» лучше заботится, это особенно ценная подсказка.

Вот они поели. Андрей и говорит:

— Ну, прибирай все да пойдем со мной.

Пошел Андрей из избенки, оглянулся:

— Сват Наум, ты здесь?

— Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.

Дошел Андрей до огненной реки, там его дожидается лягушка:

— Добрый молодец, нашел то — не знаю что?

Андрей опять сел на нее, лягушка начала раздуваться, раздулась, скакнула и перенесла его через огненную реку.

Тут он лягушку-скакушку поблагодарил и пошел путем-дорогой в свое царство. Идет, идет, обернется:

— Сват Наум, ты здесь?

— Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.

Итак, как видим, «не знаю что» хотя и невидимо, но не может жить само по себе, иначе давно бы в лес убежало, живет только при ком-то, это тоже полезная нам подсказка.

Шел, шел Андрей, дорога далека — прибились его резвые ноги, опустились его белые руки.

— Эх, — говорит, — до чего же я уморился!

— Что же ты мне давно не сказал? Я бы тебя живо на место доставил.

Ну вот, оказывается, «не знаю что» не только может кормить, но и решать другие разнообразные задачи.

Подхватил Андрея буйный вихрь и понес — горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Летит Андрей над глубоким морем, и стало ему страшно.

— Сват Наум, передохнуть бы!

Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный. Сват Наум говорит Андрею:

— Отдыхай, ешь, пей да на море поглядывай.

— Будут плыть мимо три купеческих корабля. Ты купцов зазови да угости, употчевай хорошенько — у них есть три диковинки.

Ты меня променяй на эти диковинки; не бойся, я к тебе назад вернусь.

Ну вот еще полезная подсказка – «не знаю что» может быть у любого, но не у каждого – чем-то таким нужно обладать, чтобы «не знаю что» от тебя не отстало и разнообразные сложные проблемы решало. А если этим нечто не обладаешь – «не знаю что» назад к старому владельцу вернется.

Долго ли, коротко ли, с западной стороны плывут три корабля. Корабельщики увидали остров, на нем дворец с золотой крышей и кругом сад прекрасный.

— Что за чудо? — говорят. — Сколько раз мы тут плавали, ничего, кроме синего моря, не видели. Давай пристанем!

Три корабля бросили якоря, три купца-корабельщика сели на легкую лодочку, поплыли к острову. А уж Андрей-стрелок их встречает:

— Пожалуйте, дорогие гости.

Купцы-корабельщики идут дивуются: на тереме крыша как жар горит, на деревах птицы поют, по дорожкам чудные звери прыгают.

— Скажи, добрый человек, кто здесь выстроил это чудо чудное?

— Мой слуга, сват Наум, в одну ночь построил.

Андрей повел гостей в терем:

— Эй, сват Наум, собери-ка нам попить, поесть!

Откуда ни возьмись, явился накрытый стол, на нем — вина и кушанья, чего душа захочет. Купцы-корабельщики только ахают.

— Давай, — говорят, — добрый человек, меняться: уступи нам своего слугу, свата Наума, возьми у нас за него любую диковинку.

— Отчего ж не поменяться? А каковы будут ваши диковинки?

Один купец вынимает из-за пазухи дубинку. Ей только скажи: «Ну-ка, дубинка, обломай бока этому человеку!» — дубинка сама начнет колотить, какому хочешь силачу обломает бока.

Другой купец вынимает из-под полы топор, повернул его обухом кверху — топор сам начал тяпать: тяп да ляп — вышел корабль; тяп да ляп — еще корабль. С парусами, с пушками, с храбрыми моряками. Корабли плывут, пушки палят, храбры моряки приказа спрашивают.

Повернул топор обухом вниз — сразу корабли пропали, словно их и не было.

Здесь переписчик намекает на наш огромный военно-промышленный комплекс. А также раскрывает нашу государственную тайну, что даже для ВПК (или как сейчас называют ОПК) все у нас делают тяп-ляп.

Третий купец вынул из кармана дудку, задудел — войско появилось: и конница, и пехота, с ружьями, с пушками. Войска идут, музыка гремит, знамена развеваются, всадники скачут, приказа спрашивают.

Купец задудел с другого конца в дудку — нет ничего, все пропало.

Ничего переписчик не пропускает – вот критикует наши майские демонстрации. А вот нам они нравится!

— Хороши ваши диковинки, да моя стоит дороже. Хотите меняться — отдавайте мне за моего слугу, свата Наума, все три диковинки.

— Как знаете, иначе меняться не стану.

Купцы думали, думали: «На что нам дубинка, топор да дудка? Лучше поменяться, со сватом Наумом будем безо всякой заботы день и ночь и сыты и пьяны».

Итак, Андрей-стрелок неосязаемую вещь (свата Наума) обменял на вполне конкретные вещи. При этом продолжал приобретать бесценный опыт результативных переговоров.

Отдали купцы-корабельщики Андрею дубинку, топор и дудку и кричат:

— Эй, сват Наум, мы тебя берем с собой! Будешь нам служить верой-правдой?

Отвечает им невидимый голос:

— Отчего не служить? Мне все равно, у кого ни жить.

Итак, подтверждается наше описание ранее – «не знаю что», в принципе, может быть у любого.

Купцы-корабельщики вернулись на свои корабли и давай пировать — пьют, едят, знай покрикивают:

— Сват Наум, поворачивайся, давай того, давай этого!

Перепились все допьяна, где сидели, там и спать повалились.

Опять переписчик не удержался от критики – про пьянство наше пишет. Да, пьем, но не на чужие ведь, на свои!

А стрелок сидит один в тереме, пригорюнился.

«Эх, — думает, — где-то теперь мой верный слуга, сват Наум?»

— Я здесь. Чего надобно?

— Сват Наум, не пора ли нам на родную сторонушку, к молодой жене? Отнеси меня домой.

Опять подхватил Андрея вихрь и понес в его царство, на родную сторону.

Итак, как видим, «не знаю что» имеет свойство, с одной стороны, сохраняться, а с другой, «не прилипать» случайно к другим. Нужны для такого «прилипания» какие-то особые обстоятельства.

А купцы проснулись, и захотелось им опохмелиться:

Судя по всему, переписчик сказки долго жил в нашей стране, все наши государственные тайны узнал: даже главную тайну узнал про то, как «нашенские» люди излечиваются утром после бурного воскресенья.

— Эй, сват Наум, собери-ка нам попить-поесть, живо поворачивайся!

Сколько ни звали, ни кричали, все нет толку. Глядят, и острова нет: на месте его шумят одни синие волны.

Погоревали купцы-корабельщики: «Эх, надул нас недобрый человек!» — да делать нечего, подняли паруса и поплыли, куда им было надобно.

Пора нам разгадать, что такое «не знаю что».

Вспомним, что придумал послать Андрея на поиски «не знаю что» не просто консультант, а консультант по стратегическому управлению (в первой части сказки мы видели, что кабацкая теребень придумывало стратегические задания – то миссию сформулировать, то методику преодоления сопротивления изменениям принести).

А что самое главное в стратегическом управлении? Конечно же – это долговременные конкурентные преимущества (ДКП).

И что они из себя представляют – не совсем понятно, их же не видно:

А Андрей-стрелок прилетел на родимую сторону, опустился возле своего домишки, смотрит: вместо домишки обгорелая труба торчит.

Повесил он голову ниже плеч и пошел из города на синее море, на пустое место. Сел и сидит. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетает сизая горлица, ударилась об землю и оборотилась его молодой женой, Марьей-царевной.

Обнялись они, поздоровались, стали друг друга расспрашивать, друг другу рассказывать.

С той поры как ты из дому ушел, я сизой горлицей летаю по лесам — да по рощам. Царь три раза за мной посылал, да меня не нашли и домишко сожгли.

Сват Наум, нельзя ли нам на пустом месте у синего моря дворец — поставить?

Отчего нельзя? Сейчас будет исполнено.

Не успели оглянуться — и дворец поспел, да такой славный, лучше царского, кругом зеленый сад, на деревьях птицы поют, по дорожкам чудные звери скачут.

Итак, приобретя долговременные конкурентные преимущества, бизнес Андрея стрелка и Марьи –царевны стал успешно развиваться – видим – дело пошло на лад, и офис новый построили лучше прежнего.

Взошли Андрей-стрелок с Марьей-царевной во дворец, сели у окошка и разговаривают, друг на друга любуются. Живут, горя не знают, и день, и другой, и третий.

А царь в то время поехал на охоту, на синее море, и видит — на том месте, где ничего не было, стоит дворец.

Какой это невежа без спросу вздумал на моей земле — строиться?

Здесь переписчик описывает наше несовершенное земельное право, не будем спорить – есть над чем нам еще работать..

Побежали гонцы, все разведали и докладывают царю, что тот дворец поставлен Андреем-стрелком и живет он в нем с молодой женой, Марьей-царевной.

Еще пуще разгневался царь, посылает узнать, ходил ли Андрей туда — не знаю куда, принес ли то — не знаю что.

Побежали гонцы, разведали и докладывают:

Андрей-стрелок ходил туда — не знаю куда и добыл то — не знаю — что.

Тут царь и совсем осерчал, приказал собрать войско, идти на взморье, тот дверец разорить дотла, а самого Андрея-стрелка и Марью-царевну предать лютой смерти.

Увидал Андрей, что идет на него сильное войско, скорее схватил топор, повернул его обухом кверху. Топор тяп да ляп — стоит на море корабль, опять тяп да ляп — стоит другой корабль. Сто раз тяпнул, сто кораблей поплыло по синему морю.

Андрей вынул дудку, задудел — появилось войско: и конница, и пехота, с пушками, со знаменами.

Начальники скачут, приказа ждут. Андрей приказал начинать сражение. Музыка заиграла, барабаны ударили, полки двинулись. Пехота ломит царских солдат, конница скачет, в плен забирает. А со ста кораблей пушки так и бьют по столичному городу.

Царь видит, войско его бежит, кинулся сам к войску — останавливать. Тут Андрей вынул дубинку:

Ну-ка, дубинка, обломай бока этому царю!

Тут и сражению конец пришел.

Как видим, не имея долговременных конкурентных преимуществ, царь проиграл бизнес-сражение партнерству Андрея и Марьи.

Повалил из города народ и стал просить Андрея-стрелка, чтобы взял он в свои руки все государство.

Андрей спорить не стал. Устроил пир на весь мир и вместе с Марьей-царевной правил он этим царством до глубокой старости.

Ай-я-яй, господин переписчик сказки! Если вы намекаете на то, что у нас даже при капитализме президенты правят до глубокой старости, то это вы зря, все же у нас с формальной точки зрения происходит в рамках нашей конституции. Не любите вы нас, правда, основные факты вы изложили без искажений, к ним мы и обратимся к заключительной части нашей интерпретации.

Итоги

Подведем итоги нашему анализу второй части сказки и повторим особенно важные для топ-менеджеров моменты.

Уважаемые топы! Приобретайте долговременные конкурентные преимущества – они помогут вам в любой и трудной и благоприятной ситуации!

[1] Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, 1998.

[3] Голик – веник без листьев. Видно, в этой старой сказке баба Яга бочкой еще не обзавелась – на одном голике сама едет верхом, другим погоняет – В.Т.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *