Кабинет кэр в больнице что
Клинико-экспертная работа
Клинико-экспертную работу в лечебно-профилактических учреждениях осуществляют согласно приказу МЗ России № 363/77 от 24.04.96 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» и приказу № 15 от 13.01.95 «О мерах по усовершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности»; она состоит из двух разделов:
• проведение экспертизы временной нетрудоспособности больных, проходящих курс лечения в лечебно-профилактических учреждениях;
• проведение экспертной оценки качества оказания медицинской помощи больным.
Перечень необходимой документации для заместителя главного врача лечебно-профилактического учреждения по клинико-экспертной работе
• Должностная инструкция.
• План работы.
• График выхода в отделения и выезда в структурные подразделения (ФАПы, участковые больницы, врачебные амбулатории).
• Приказ и Положения о клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактических учреждений.
• График проведения КЭК.
• График проведения заседаний Экспертного Совета.
• Протоколы заседаний и решений Экспертного Совета.
• Журнал первичного инструктажа по ЭВН вновь поступающих на работу.
• Журнал приема ежегодных зачетов по ЭВН у работников лечебно-профилактических учреждений, имеющих право на выдачу листков нетрудоспособности.
• Отчеты заведующих отделениями и главных врачей участковых больниц о проведении экспертной оценки качества оказываемой медицинской помощи населению за месяц, квартал, год.
• Папка с результатами проведенной экспертизы качества медицинской помощи в отделениях (экспертные карты, журнал выявленной дефектуры).
• Журнал проведения заседаний КЭК (ф.036-у).
Отчет по клинико-экспертной работе
• Количество проведенных экспертиз за отчетный период (месяц, квартал, год) зав. отделением, главным врачом больницы. Количество проведенных зав. отделением экспертиз и экспертных сравнительных характеристик оценки качества оказания больному медицинской помощи.
• Средний уровень качества отделений проверяют, согласно экспертизе, проведенной зав. отделением и экспертом.
• Основные дефекты, выявленные при проведении экспертизы качества оказания медицинской помощи (абсолютная цифра и %).
• Выводы и предложения по улучшению качества оказания медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении.
Организация клинико-экспертной работы в лпу
Предпосылками для введения нового учета КЭР по форме №035/У-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы в ЛПУ» явилось:
Значительный рост объемов КЭР привел к росту числа учетных и отчетных документов, заполнение которых занимает основное время специалистов КЭК. На оценку дефектуры, системный анализ качества лечебно-диагностического процесса, разработки управленческих решений, при ручном способе обработки информации, времени не остается. Проведение такого объема работ невозможно без внедрения автоматизированных технологий. Об обязательной их разработке и внедрении в практику работы ЛПУ указано и в приказе Минздрава РФ от 21.05.2002 №154.
МУ «Торжокская центральная районная больница» разработала программный модуль «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность», в качестве автоматизированного рабочего места (АРМ) для заместителя главного врача по КЭР, и интегрировала его в существующий комплекс «Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС» (Рисунок 1).
Рисунок 1
Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС.
Бланк протокола экспертизы временной нетрудоспособности.
В этих программных модулях используется стандарт длительности лечения согласно Методическим рекомендациям Минздрава РФ от 21.08.2000 «Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах».
В электронный справочник диагнозов по МКБ-10 были введены стандарты числа дней пребывания на листке нетрудоспособности (далее ЛН) по каждой нозологической форме с учетом степени тяжести течения заболевания. ЭВМ для эксперта осуществляет выборку тех случаев временной утраты трудоспособности, в которых имелись отклонения от стандарта. При этом эксперт может осуществлять выборку в произвольной заданности как в абсолютных цифрах (днях), так и в процентах. В первом режиме ЭВМ отбирает те случаи, период длительности лечения которых превышал (или был занижен) значения стандарта на N число дней, во втором режиме отбирались те случаи, период длительности лечения которых превышал (или был занижен) значения стандарта на N число процентов.
Выходные таблицы.
2. Экспертиза льготного лекарственного обеспечения.
Бланк протокола экспертизы льготного лекарственного обеспечения.
Единое программное обеспечение (для ЛПУ и аптечной организации) реализует требования Приказа Федерального фонда ОМС от 24.05.2005 №51 «Об организации информационного взаимодействия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан» и позволяет аптечному пункту и поликлинике получить всю необходимую учетно-отчетную и финансовую информацию и провести экспертизу. При этом осуществляется контроль перечисленных ниже позиций:
Во-первых, осуществляется контроль за обоснованностью выписки лекарств и их соответствием: диагнозу обращения; курсовой дозе; стоимости; лекарственному формуляру на нозологию; утвержденному перечню лекарственных средств; дополнительному перечню (индивидуальным назначениям лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии).
Во-вторых, ведется учет выписки льготных рецептов. ЭВМ предупреждает, если рецепты выписаны на умерших и выбывших пациентов; на лиц, не состоящих в регистре; по дублю амбулаторной карты; по ксерокопированным рецептам; на лиц, срок действия льгот которых истек (дети до 3-х лет, инфаркт миокарда до 6 месяцев и т.д.).
В-третьих, ЭВМ отслеживает и контролирует, на какие суммы пациент получил лекарственные препараты; число выписанных пациентам рецептов в разрезе каждой льготной категории; проводит сравнительный анализ цен по аптечным учреждениям, отпускающим медикаменты по льготному рецепту; осуществляет выборку тех рецептов, в которых наименование выписанного лекарственного средства в поликлинике, не соответствовало препарату, отпущенному в аптеке.
В-четвертых, программа позволяет отследить дублированный ввод льготных рецептов с одним и тем же номером, при предъявлении рецепта в различные аптечные учреждения города; по диапазону номеров рецептурных бланков установить попытку учета “виртуальных” рецептов (то есть ввод в базу данных несуществующих рецептов); осуществить выборку тех пациентов, лечение которых при оказании амбулаторной помощи крайне дорого (врач–эксперт предложит лечение таким пациентам в условиях стационара как менее затратное).
3. Медико-социальная экспертиза.
Бланк протокола медико-социальной экспертизы.
4. Экспертиза и учет детей-инвалидов.
Учет работы по переосвидетельствованию детей-инвалидов осуществляет программный модуль «Учет детей-инвалидов» (рис.1). Учетным документом является статистическая форма №080/У-97 «Направление ребенка до 16 лет на медико-социальную экспертизу».
5. Экспертиза качества медицинской помощи.
Российская Ассоциация Профессиональных медицинских обществ определяет качество медицинской помощи (КМП) как совокупность характеристик медицинской помощи, направленных на удовлетворение потребностей граждан в эффективном предупреждении и лечении заболеваний, повышения качества жизни и увеличение ее продолжительности. Для оценки КПМ Ассоциация предложила использовать индикаторы. Индикатор КМП – количественный показатель, отражающий структуру, процесс и результат оказанной медицинской помощи. Для оценки КМП должен быть разработан комплекс взаимосвязанных показателей и методология по их расчету, анализу и оценке. Разрабатываемые Минздравсоцразвития стандарты оказания медицинских услуг (по нозологическим формам) является перспективным механизмом в реализации такого системного учета, анализа и контроля. Создаются условия, при которых обеспечивается нормативное единство технологии, при оказании медицинских услуг и критериев их оценки. А это, в свою очередь, обеспечит объективный процесс контроля КМП.
Заместителем главного врача по КЭР совместно с руководителями служб нашей ЦРБ были разработаны и утверждены:
В качестве примера приведем перечень индикаторов КМП для участковых терапевтов, которые мы условно разделили на три группы.
Первая группа – нормативно-финансовые показатели по видам помощи. Они утверждаются ежегодно Программой госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи из расчета на одного человека в год (Рис.5)
Рисунок 5
Нормативы объёмов мед.помощи и расчетные показатели стоимости на 2006 г.
№ | Виды медицинской помощи | Единица измерения | Норматив объёма | Финансовый норматив |
1 | Скорая медицинская Число вызовов | 0,318 | 913,3 | |
2 | Амбулаторно-поликлиническая | Кол-во посещений | 9,198 | 100,5 |
3 | Стационарная помощь | Кол-во к/дней | 2,8125 | 588,4 |
4 | Дневные стационары | Кол-во дней лечения | 0,577 | 207,7 |
Нормативные показатели (ежемесячные, квартальные, годовые) рассчитывают для каждого врачебного участка исходя из численности прикрепленного населения.
Вторая группа индикаторов – показатели профилактической работы. К ним относятся вакцинопрофилактика, флюороосмотры, профилактические осмотры различных групп населения, диспансерное наблюдение. Это плановые показатели, отражающие процесс охвата. Они индивидуальны для каждого участка, планируются в абсолютных числах, обязательны в исполнении.
Третья группа индикаторов отражает процесс и результат оказанной помощи. К ним относятся:
Фактическое (результативное) исполнения показателя (Ф), выраженное в баллах, определяется путем умножения ранговой значимости на коэффициент исполнения показателя. (Рис.6)
Пример расчета показателей по N-му терапевтическому врачебному участку.
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Норматив | Факт | Формула расчета коэффициента исполнения | Коэффициент исполнения (К) показателя | Ранговая значимость показателя (Р), баллы | Фактическое исполнения показателя (Ф), баллы (гр.8 x гр.7) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Флюороосмотры | % охвата | 100,0 | 81,0 | гр.5 / гр.4 | 0,81 | 2,0 | 1,62 |
2 | Вакцинопрофилактика | % охвата | 100,0 | 92,0 | гр.5 / гр.4 | 0,92 | 2,0 | 1,84 |
3 | Число койко-дней в круглосуточном стационаре | Койко-дни на 1000 жителей | 2812,5 | 2013,0 | гр.4 / гр.5 | 1,39 | 3,0 | 4,17 |
4 | Доля посещений больных диспансерной группы | % от общего числа посещений | 30,0 | 35,0 | гр.5 / гр.4 | 1,16 | 9,0 | 10,40 |
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Коэффициент исполнения показателя | ||||