Каданс в музыке что это
Каданс
Каданс
Каданс — важнейшее композиционное средство не только для завершения, но и членения музыкального произведения на разделы. По различным признакам кадансы делятся на:
Литература
Смотреть что такое «Каданс» в других словарях:
каданс — а, м. cadence f. 1. Ритмическая последовательность звуков; ритм. БАС 1. Держаться надобно каданса в стихах, подобно инструментальному такту. 1785. Суворов Письма 107. Cadence. Каданс. Есть наблюдение тех самых мер, каковыя делаются в танцах,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАДАНС — муж., франц. размер, мера во времени, равновесие в движениях, относительно времени. Наблюдай каданс в пляске, блюди меру, такт. Он переваливается по кадансу, мерно. В стихе этом кадансу нет, стопы не верны. | Нотный знак требующий выдержки.… … Толковый словарь Даля
каданс — см. ритм 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. каданс сущ., кол во синонимов: 4 • … Словарь синонимов
КАДАНС — см. Каденция … Большой Энциклопедический словарь
КАДАНС — КАДАНС, каданса, муж. (франц. cadence) (устар.). 1. То же, что каденция (муз.). 2. Ритм в танце (муз.). 3. Ритм в стихе (лит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
каданс — а; м. [франц. cadence] 1. Муз. = Каденция (1 зн.). 2. Ритмическая последовательность звуков; ритм. 3. Лит. Ритм в стихе, в прозе. * * * каданс см. Каденция. * * * КАДАНС КАДАНС, см. Каденция (см. КАДЕНЦИЯ) … Энциклопедический словарь
Каданс — (франц. cadence) см. Каденция … Большая советская энциклопедия
Каданс * — или каденция (cadenza итал., cadence франц., Schlussfall, Tonschluss нем.) остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Каденция (музыка)
Содержание
Каденция как категория гармонии
Каденция — гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой») оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой.
Выделяют следующие типовые разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):
II. По функциональному составу:
II.1. Ауфтентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).
III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы: [6]
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
Каденционный план. Тональный план. В модальной многоголосной музыке расположение каденций именуется «каденционном планом» (от нем. Kadenzplan). В классической тональной музыке по ультимам каденций судят о тональном плане. Каденционный план и тональный план репрезентируют важнейшие опоры (устои и неустои) лада, то есть остов лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.
Исполнительская каденция
Начиная с эпохи барокко каденцией называли виртуозное соло в вокальной (например, в оперной арии) или в инструментальной музыке (например, в концерте для солирующего инструмента с оркестром). Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно помещается в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме — перед кодой или репризой). Чаще всего каденция строится на свободной разработке тематических мотивов, чередуемых со всевозможными пассажами. До второго десятилетия XIX века каденцию, как правило, сочиняли или импровизировали музыканты-исполнители, позже вошло в практику написание её композитором.
Значение слова «каданс»
2. Ритмическая последовательность звуков; ритм. Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с бо́льшим усердием и уж вовсе не наблюдая каданса. Пушкин, Арап Петра Великого.
3. Лит. Ритм в стихе, в прозе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАДА’НС, а, м. [фр. cadence] (устар.). 1. То же, что каденция (муз.). 2. Ритм в танце (муз.). 3. Ритм в стихе (лит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
када́нс
1. муз. гармонический оборот, завершающий какое-либо музыкальное построение (предложение, период, целое произведение или часть его) и сопровождаемый ритмической остановкой ◆ Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с большим усердием и уж вовсе не наблюдая каданса. Александр Сергеевич Пушкин, «Арап Петра Великого», 1827, опубликовано в 1837 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гипотонический (прилагательное):
Синонимы к слову «каданс»
Предложения со словом «каданс»
Цитаты из русской классики со словом «каданс»
Понятия, связанные со словом «каданс»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «каданс»
Кавалер даже сбился с такта, однако тотчас восстановил каданс.
Такой суфлёр клад, ибо не только суфлирует слова, но бьёт каданс и даже поёт сам иной раз хористам при двери своей.
Даже не присев, он довёл проклятый аккорд до надлежащего каданса.
Синонимы к слову «каданс»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Каданс
Полезное
Смотреть что такое «Каданс» в других словарях:
каданс — а, м. cadence f. 1. Ритмическая последовательность звуков; ритм. БАС 1. Держаться надобно каданса в стихах, подобно инструментальному такту. 1785. Суворов Письма 107. Cadence. Каданс. Есть наблюдение тех самых мер, каковыя делаются в танцах,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАДАНС — муж., франц. размер, мера во времени, равновесие в движениях, относительно времени. Наблюдай каданс в пляске, блюди меру, такт. Он переваливается по кадансу, мерно. В стихе этом кадансу нет, стопы не верны. | Нотный знак требующий выдержки.… … Толковый словарь Даля
Каданс — (фр. cadence, от итал. cadenza «падение») гармонический оборот, завершающий какое либо музыкальное произведение и сопровождаемый ритмической остановкой. Также иногда называется каденцией, но этот термин чаще используется в… … Википедия
каданс — см. ритм 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. каданс сущ., кол во синонимов: 4 • … Словарь синонимов
КАДАНС — см. Каденция … Большой Энциклопедический словарь
КАДАНС — КАДАНС, каданса, муж. (франц. cadence) (устар.). 1. То же, что каденция (муз.). 2. Ритм в танце (муз.). 3. Ритм в стихе (лит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
каданс — а; м. [франц. cadence] 1. Муз. = Каденция (1 зн.). 2. Ритмическая последовательность звуков; ритм. 3. Лит. Ритм в стихе, в прозе. * * * каданс см. Каденция. * * * КАДАНС КАДАНС, см. Каденция (см. КАДЕНЦИЯ) … Энциклопедический словарь
Каданс — (франц. cadence) см. Каденция … Большая советская энциклопедия
Каданс * — или каденция (cadenza итал., cadence франц., Schlussfall, Tonschluss нем.) остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Каданс в музыке что это
I. Каденция – данное выражение употребимо для обозначения состояния завершения музыкального построения и имеет явное отношение к построению музыкальной темы. Для простого примера можно предложить любую композицию (квадратную по форме) из шестнадцати тактов, состоящую из двух предложений. Здесь в шестнадцати тактах вам встретятся две каденции. Какими они могут могут быть разберем далее. В данном случае можно использовать вместо слова каденция его однокоренной синоним каданс – французский вариант (cadence) от латинского cadere. Итальянский вариант cadenza (также произошедший от латинского) как и два предыдущих означает «окончание».
II. Термином каденция также обозначается масштабный отрезок музыкальной формы, отведенный для соло солирующего инструмента, яркого выразительного, зачастую виртуозного. Местоположение каденции как части формы находится ближе к концу произведения, если соотнести с сонатной формой, то, вероятнее всего, перед репризой или кодой. До второго десятилетия XIX века исполнение каденции в произведении возлагалось на самого исполнителя. Ответственно и почетно было музыканту выразить свою субъективную трактовку данного участка произведения, показать возможности инструмента и степень своей музыкальной грамотности, виртуозности и мудрости. В дальнейшем композиторы для придания целостности и внесении ясности во все создаваемое ими произведение целиком стали подробно выписывать сольные каденции в нотах. Ниже следующий разбор к данному термину каденции не относится.
Каданс
Как и обещал, разбираем виды кадансов:
Кадансом называется гармонический оборот, завершающий музыкальное построение или его часть
По местоположению в периоде кадансы делятся на серединные и заключительные (срединный – в первом предложении, заключительный – соответственно, во втором).
Для характеристики каденции важно 1) на какую функцию и после какой функции приходится завершающий аккорд, 2) на какой мелодической ступени, 3) в какой период метрического времени наступает последний аккорд каденции (здесь рассматривать не будем, для справки см. Википедию).
Начнем классифицировать кадансы, может кому-нибудь это понадобится для сдачи экзамена или подготовки к уроку по гармонии.
По набору функций кадансы подразделяются на простые и сложные (в ряде терминологий: половинные и полные):
Полный каданс – является разновидностью автентического каданса, благодаря финальной связке D—Т.
1. Полный каданс – при наличии в кадансе оборота S—D—Т.
2. Половинным – называется каданс, заканчивающийся на неустойчивой функции S или D.
Половинные кадансы могут быть:
1. Автентический – каданс, заканчивающийся на функции D.
2. Плагальный – каданс, заканчивающийся на функции S.
По виду заключительной тоники и голосоведению баса кадансы делятся на совершенные и несовершенные:
1. Совершенный – когда заключительная Т берется в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде (основной тон в басу)
2. Несовершенный – в случае несоблюдения хотя бы одного из условий предыдущего пункта.
Простые (половинные) в свою очередь делятся на автентические и плагальные (также в зависимости от набора функций внутри каданса).
Автентический (autentikos, греч. – главный, основной) – состоит из тоники и доминанты.
Плагальный (plagalis, лат. – побочный, производный) – состоит из тоники и субдоминанты.
Сложные (полные) кадансы в свою очередь разделяются на кадансы первого и второго рода, благодаря исключительно наличию или отсутствию в кадансе кадансового квартсекстаккорда К64. Этот аккорд как никакой другой способствует продлению и нагнетанию напряжения перед заключительной доминантой, увеличивая общее расстояние и ожидание (предощущение) неотвратимой утверждающей тоники, безусловным логичным для завершающего построения (каданса) повышением градуса музыкальной напряжённости. Такими свойствами К64 обладает, благодаря свой бифункциональности, а именно тоническому трезвучию, расположенному на доминантовом басу (в К64 удваивается квинтовый тон). Если К64 в кадансе присутствует – каданс считается 2-го рода.
Теперь следует уяснить, что для того, чтобы дать исчерпывающую для студента характеристику каданса, необходимо перечислить четыре основных его свойства:
Полный (половинный) – автентический (плагальный) – совершенный (несовершенный) – первого (или второго) рода