Кадетское или суворовское училище что лучше
Чем отличается суворовское училище от кадетского училища?
Суворовское училище и кадетский корпус относятся к наиболее известным учебным заведениям Российской Федерации. Однако далеко не всем понятны отличия, которые присутствуют между этими двумя организациями. Разобраться в данном вопросе поможет настоящая статья.
Кадеты: кто это?
Для начала необходимо отметить, что под кадетским корпусом Министерства обороны РФ подразумевается начальное военно-учебное заведение, в котором молодежь обучается по общеобразовательным программам, а также одновременно подготавливается к военной карьере в будущем.
Основная отличительная особенность кадетского училища заключается в том, что учащиеся данной организации имеют возможность получить раннюю профессиональную ориентацию по профилю конкретного вида или рода Вооруженных сил РФ.
Лица, обучающиеся в кадетских корпусах, называются кадетами. В данное учебное заведение принимаются не только подростки мужского пола, но также и девушки (например, школьницы могут поступить в Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»).
Дополнительно стоит отметить, что помимо корпусов также еще есть кадетские школы, в том числе и интернаты. Они подчиняются Министерству образования РФ. При этом основная задача этих учебных заведений заключается в том, чтобы обеспечить интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие обучающихся. Все эти качества должны их подготовить к будущей службе на воинском поприще.
О суворовцах
В рамках суворовских училищ осуществляется обучение воспитанников по общеобразовательным программам среднего общего образования, а также по дополнительным направлениям, которые в дальнейшем обеспечат поступление выпускников в военные учебные заведения.
Воспитанники суворовских училищ носят название – суворовцы. Прием в данные учебные заведения доступен только для лиц мужского пола, подходящих по состоянию здоровья, возрасту и иным параметрам.
Обучение суворовцев осуществляется в соответствии со следующими целями:
Главные отличия учебных заведений
Как уже было отмечено выше, между суворовским училищем и кадетскими корпусами есть ряд определенных различий. Главным образом они касаются программы, по которой обучаются воспитанники, допустимого возраста поступления в учебное заведение и т.д.
В целом, несмотря на то, что между этими двумя учебными заведениями есть некоторые отличия, порядок организации и осуществления образовательной деятельности для них един. Он утвержден Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 года № 515.
В рамках данного документа помимо основной информации также подробно расписан порядок приема в суворовские и кадетские училища, требования, предъявляемые к кандидатам, список необходимых документов и перечень льготников, обладающих преимущественным правом на поступление в учебные заведения такого типа.
В каком возрасте зачисляют?
Как в суворовское, так и в кадетское училище поступить можно только при достижении определенного возраста. Прием с первого класса в данные учебные заведения не производится.
Так, в кадетских корпусах предъявляются следующие требования к возрасту абитуриентов:
В случае поступления в суворовское училище кандидат должен находиться в возрасте 15 лет и окончить 8 классов. Такой возраст установлен для всех училищ такого типа за исключением Северо-Кавказского СВУ. Возраст поступления в данное учебное заведение составляет 11 лет (кандидат может подавать документы после окончания 4 класса).
Требования по здоровью
С точки зрения состояния здоровья, к кандидатам на поступление в суворовское или кадетское училище предъявляются одинаковые требования.
В соответствии с п. 13 раздела II Приказа МО РФ № 515 несовершеннолетние лица допускаются к поступлению и обучению в данных учебных заведениях в том случае, если по итогам медицинского осмотра им будет присвоена I или II группа состояния здоровья.
Осуществление такой оценки производится в соответствии с порядком, прописанным в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 года № 1346н.
Необходимые экзамены
Помимо соответствия основным требованиям, предъявляемым к возрасту, полу и здоровью будущих кадетов и суворовцев, они также должны успешно сдать вступительные экзамены. Причем в данном случае для этих двух видов учебных заведений установлены единые вступительные испытания.
Так, в соответствии с п.15 раздела II Приказа МО РФ № 515 абитуриенты должны сдать следующие вступительные экзамены:
Кроме того, помимо экзаменов комиссия определяет уровень психологической готовности кандидатов и их физическое развитие. Также отдельное внимание уделяется оценке их общественных, творческих и спортивных достижений.
Если школьник поступает в СВУ или кадетское училище с музыкальным уклоном, то в этом случае список экзаменов будет несколько отличаться. Кандидат должен будет сдать вступительные испытания по:
Как уже было сказано выше, отдельным категориям поступающих по закону предоставляется преимущественное право на зачисление в суворовские училища и кадетские корпуса. К таким лицам относятся сироты, дети военнослужащих, работающих по контракту, героев СССР, РФ и полных кавалеров ордена Славы, а также другие льготные категории граждан.
Список учебных заведений
В настоящее время в РФ насчитывается около 10 президентских кадетских училищ, 9 кадетских корпусов Министерства обороны и 57 иных учебных заведений подобного типа.
Для примера можно указать список наиболее известных кадетских училищ:
Общее количество суворовских училищ не столь многочисленно и составляет всего 12 действующих организаций. В список данных учебных заведений входят следующие:
ВУЗы в которые можно поступить после окончания
Многие кадеты и суворовцы после окончания училищ такого типа продолжают обучение в высших учебных заведениях. При этом основная часть выпускников идет в высшие военные образовательные учреждения Министерства обороны РФ.
Так, для примера можно перечислить ряд ВУЗов, в которые могут поступить кадеты и суворовцы:
Дополнительно стоит отметить, что лица, окончившие суворовские или кадетские училища, вправе претендовать на получение льгот при поступлении в ряд военных ВУЗов.
Руководство самостоятельно направляет выпускников в те или иные учебные заведения. При этом во внимание принимается потребность Вооруженных сил РФ в конкретных кадрах.
Таким образом, несмотря на то, что суворовские и кадетские училища во многом схожи между собой, они также имеют и некоторые различия. Главным образом, это касается организации образовательного процесса, требований, предъявляемых к возрасту кандидатов, а также возможности женскому полу обучаться в таких заведениях (такое допускается только в отдельных кадетских школах).
Чем отличается суворовское училище от кадетского училища, обзор вопроса
Суворовское училище и кадетский корпус являются наиболее известными учебными заведениями в России. Но многие не знают и не понимают отличия, которые есть между этими училищами.
Рассмотрим более подробно данный вопрос, кто такие суворовцы и кадеты, какие есть главные отличия между учебными заведениями, кто может поступить в суворовское или кадетское училище.
«Кадет»: история слова
Слово «кадет» в переводе с французского значит «младший».
Смысл этого непонятного термина расшифровывается так: «мой – младший – братишка — который — готовится — стать – офицером».
Во Франции и в России дворяне с детства выбирали служение Отечеству.
Кадетские корпуса создавались для военной подготовки и образования будущих офицеров, которым на момент поступления было 7 лет.
«Повелеваю учредить школы, — говорилось в Указе императрицы Анны Иоанновны от 1731 года, — чтобы…отроки от семи до пятнадцати лет от роду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремеслам».
Кто такие кадеты
Для начала необходимо отметить, что под кадетским корпусом Министерства обороны РФ подразумевается начальное военно-учебное заведение, в котором молодежь обучается по общеобразовательным программам, а также одновременно подготавливается к военной карьере в будущем.
Основная отличительная особенность кадетского училища заключается в том, что учащиеся данной организации имеют возможность получить раннюю профессиональную ориентацию по профилю конкретного вида или рода Вооруженных сил РФ.
Лица, обучающиеся в кадетских корпусах, называются кадетами. В данное учебное заведение принимаются не только подростки мужского пола, но также и девушки (например, школьницы могут поступить в Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»).
Дополнительно стоит отметить, что помимо корпусов также еще есть кадетские школы, в том числе и интернаты. Они подчиняются Министерству образования РФ. При этом основная задача этих учебных заведений заключается в том, чтобы обеспечить интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие обучающихся. Все эти качества должны их подготовить к будущей службе на воинском поприще.
О суворовцах
В рамках суворовских училищ осуществляется обучение воспитанников по общеобразовательным программам среднего общего образования, а также по дополнительным направлениям, которые в дальнейшем обеспечат поступление выпускников в военные учебные заведения.
Воспитанники суворовских училищ носят название – суворовцы. Прием в данные учебные заведения доступен только для лиц мужского пола, подходящих по состоянию здоровья, возрасту и иным параметрам.
Обучение суворовцев осуществляется в соответствии со следующими целями:
Суворовское училище и кадетское училище: главные отличия
Чем отличается суворовское училище от кадетского училища? В общем, почти ничем. Программы кадетских корпусов и школ Минобороны, нахимовских и суворовских училищ дают первичные знания и навыки военного дела, но в их основе лежат ФГОСы и программы общеобразовательной школы.
Кадеты – за исключением учащихся Московского Военно-музыкального училища — не проходят программ среднего профессионального образования.
Обучение в кадетском классе общеобразовательной школы Департаментов образования позволяет успешно освоить программу довузовской военной подготовки. В Москве ученики 10-х классов Кадетских корпусов Департамента образования сдают профильный экзамен по основам воинской службы.
«Изюминка» любой кадетской школы или класса заключается в интеграции школьных уроков с программами дополнительного образования, с занятиями спортом, с военно-спортивными и патриотическими мероприятиями, с созданием особого школьного уклада.
Есть два принципиальных отличия школ с кадетскими классами от корпусов и училищ Минобороны.
Первое – в довузовских учреждениях Минобороны обучаются только мальчики (за исключением Президентского кадетского училища в Кызыле (республика Тува).
А в кадетских классах общеобразовательных школ учатся вместе мальчики и девочки.
Часто в таких классах преобладают девочки. Кстати, по словам учителей, физическая подготовка девочек из кадетских классов бывает заметно лучше, чем у мальчиков.
Следует оговориться: принцип раздельного обучения в кадетских корпусах и школах (которому всегда следовало Министерство обороны) становится все более привлекательным для родителей учеников и для Департаментов образования. В их системе появляются кадетские корпуса только для мальчиков и создаются учебные заведения по образцу Пансиона для воспитанниц Министерства обороны РФ.
Например, в структуре Департамента образования Москвы действует Кадетский корпус № 9, в который принимаются только девочки.
Второе отличие – все кадеты, поступившие в школы и корпуса Министерства обороны, живут в интернатах.
В общеобразовательных кадетских школах принцип обучения иной: кадеты поступают на учебу по месту жительства (иногда они ездят в другой район города), но никогда не уходят из семьи.
Однако у кадет такой насыщенный день, что некоторые школы Департаментов образования взяли пример с Минобороны и тоже открыли для них пансионы.
График проживания в таких интернатах, конечно, менее жесткий, чем в суворовских или нахимовских училищах.
Однако все больше родителей предпочитают кадетскую школу с пансионом, где их ребенок будет целый день под присмотром.
Как уже было отмечено выше, между суворовским училищем и кадетскими корпусами есть ряд определенных различий. Главным образом они касаются программы, по которой обучаются воспитанники, допустимого возраста поступления в учебное заведение и т.д.
В целом, несмотря на то, что между этими двумя учебными заведениями есть некоторые отличия, порядок организации и осуществления образовательной деятельности для них един. Он утвержден Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 года № 515.
В рамках данного документа помимо основной информации также подробно расписан порядок приема в суворовские и кадетские училища, требования, предъявляемые к кандидатам, список необходимых документов и перечень льготников, обладающих преимущественным правом на поступление в учебные заведения такого типа.
В каком возрасте зачисляют
Как в суворовское, так и в кадетское училище поступить можно только при достижении определенного возраста. Прием с первого класса в данные учебные заведения не производится.
Так, в кадетских корпусах предъявляются следующие требования к возрасту абитуриентов:
В случае поступления в суворовское училище кандидат должен находиться в возрасте 15 лет и окончить 8 классов. Такой возраст установлен для всех училищ такого типа за исключением Северо-Кавказского СВУ. Возраст поступления в данное учебное заведение составляет 11 лет (кандидат может подавать документы после окончания 4 класса).
Требования по здоровью
С точки зрения состояния здоровья, к кандидатам на поступление в суворовское или кадетское училище предъявляются одинаковые требования.
В соответствии с п. 13 раздела II Приказа МО РФ № 515 несовершеннолетние лица допускаются к поступлению и обучению в данных учебных заведениях в том случае, если по итогам медицинского осмотра им будет присвоена I или II группа состояния здоровья.
Осуществление такой оценки производится в соответствии с порядком, прописанным в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 года № 1346н.
Необходимые экзамены
Помимо соответствия основным требованиям, предъявляемым к возрасту, полу и здоровью будущих кадетов и суворовцев, они также должны успешно сдать вступительные экзамены. Причем в данном случае для этих двух видов учебных заведений установлены единые вступительные испытания.
Так, в соответствии с п.15 раздела II Приказа МО РФ № 515 абитуриенты должны сдать следующие вступительные экзамены:
Кроме того, помимо экзаменов комиссия определяет уровень психологической готовности кандидатов и их физическое развитие. Также отдельное внимание уделяется оценке их общественных, творческих и спортивных достижений.
Если школьник поступает в СВУ или кадетское училище с музыкальным уклоном, то в этом случае список экзаменов будет несколько отличаться. Кандидат должен будет сдать вступительные испытания по:
Как уже было сказано выше, отдельным категориям поступающих по закону предоставляется преимущественное право на зачисление в суворовские училища и кадетские корпуса. К таким лицам относятся сироты, дети военнослужащих, работающих по контракту, героев СССР, РФ и полных кавалеров ордена Славы, а также другие льготные категории граждан.
Список учебных заведений
Президентские кадетские училища (ПКУ) Министерства обороны РФ:
Кадетские корпуса Минобороны РФ:
Кадетские школы Минобороны ПФ:
ВУЗы в которые можно поступить после окончания
Многие кадеты и суворовцы после окончания училищ такого типа продолжают обучение в высших учебных заведениях. При этом основная часть выпускников идет в высшие военные образовательные учреждения Министерства обороны РФ.
Так, для примера можно перечислить ряд ВУЗов, в которые могут поступить кадеты и суворовцы:
Дополнительно стоит отметить, что лица, окончившие суворовские или кадетские училища, вправе претендовать на получение льгот при поступлении в ряд военных ВУЗов.
Руководство самостоятельно направляет выпускников в те или иные учебные заведения. При этом во внимание принимается потребность Вооруженных сил РФ в конкретных кадрах.
Таким образом, несмотря на то, что суворовские и кадетские училища во многом схожи между собой, они также имеют и некоторые различия. Главным образом, это касается организации образовательного процесса, требований, предъявляемых к возрасту кандидатов, а также возможности женскому полу обучаться в таких заведениях (такое допускается только в отдельных кадетских школах).
Стоит ли поступать в суворовские училища и кадетские корпуса?
История вопроса
В 1943 году решением Советского правительства были созданы суворовские училища, «по типу дореволюционных кадетских корпусов». Их создание являлось одной из мер по восстановлению народного хозяйства и несло в основном социальную функцию – устройство сирот, детей красноармейцев, краснофлотцев, партизан.
Детей принимали с 10-11-летнего возраста, срок обучения был семилетним. В 1956 году требование по приёму в СВУ преимущественно сирот было снято, срок обучения был значительно сокращён, и более полувека (с 1956 по 2008 годы) был двух-трехлетним. В СВУ в те годы поступали 15-летние юноши, которые уже достаточно понимали в жизни и «повесить им на уши лапшу» было проблематично. Как результат, 30-40% выпускников СВУ не связывало свою судьбу с военной службой (данные на 2008 год).
Когда стало очевидно, что СВУ в прежнем виде себя изжили, и вопрос реформы кадетского образования начал активно осуждаться. Предложения звучали разные. В 2008 году, под сурдинку военной реформы А.Э. Сердюковым и присными была предпринята попытка максимально демилитаризировать обучение в СВУ и передать всё это беспокойное хозяйство из Минобороны в Министерство образования. Но тут активно возмутилась общественность в лице отставного генералитета: письма Президенту, запросы в Госдуму, общественные слушанья – в общем, любимые занятия людей, у которых нет личной жизни.
Общественность была услышана. Осознав, что в российском обществе эта форма образования очень востребована и престижна, Минобороны России стало действовать в соответствии с принципом «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить». И вот уже создаются «президентские кадетские училища» и ежегодно открываются новые. Также Минобороны возвратило в свой состав ряд региональных общеобразовательных учреждений (Аксайский казачий и Омский кадетские корпуса, Северо-Кавказское СВУ).
В 2008-2012 годах конкурса в СВУ практически не было, так как принимали только детей военнослужащих и гражданского персонала, и только Минобороны России. При этом Минобороны позиционировало суворовские училища как составную часть социального пакета военнослужащих, проходящих службу в отдалённых регионах.
В 2013 году, «по многочисленным просьбам трудящихся» был открыт приём всех желающих, и маятник качнулся в другую сторону: на младших курсах Московского СВУ учится 73% жителей Москвы и Московской области. Аналогичная картина в Санкт-Петербургском СВУ: две трети кандидатов – из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить своих детей – и чтоб образование получил, и чтоб к дисциплине был приучен, и чтоб под дурное влияние не попал. Небольшая часть неисправимых романтиков мечтает, чтобы сын пошёл по стопам отца и продолжил офицерскую династию.
Конкурс высокий, 3-5 человек на место. Экзамены, психологическое тестирование, медкомиссия в значительной мере позволяют отобрать способных ребят, которые будут хорошо обучаться, успешно закончат СВУ и поступят в военные вузы. Например, в 2013 году у ребят, поступивших в Московское СВУ, средний балл за окончание 4 класса был не ниже 4,5.
В результате поступают ребята, чьи родители смогли подготовить их к поступлению – либо по причине того, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но парадокс в том, что этим ребятам такие заведения в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие.
И самое печальное, что те категории населения, для которых в 1943 году создавались СВУ, при нынешних условиях поступить в них не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность чаще всего недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.
Зачем это нужно Минобороны?
— Так-то оно так, — молвил солдат, — да вот что ты с меня за это запросишь, старая карга? Ведь не даром же ты для меня стараешься!
— Ни гроша я с тебя не возьму, — отвечала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его там позабыла моя бабка, когда спускалась туда в последний раз.
«Нашей стране нужны талантливые, образованные, неравнодушные люди, которые смогут ставить стратегические цели и добиваться их достижения. Именно такие навыки прививаются нашим суворовцам, нахимовцам, кадетам и воспитанницам. Наши довузовские учреждения, без сомнения, готовят интеллектуальную, творческую и управленческую элиту российского общества».
«Образовательные учреждения подобного рода призваны обеспечить новый подход к воспитанию будущих защитников Родины. В стенах кадетских учреждений осуществляется воспитание в духе преданности Отечеству, формируется система нравственно-духовных ценностей и чувство долга, гражданской ответственности и патриотически-государственного мировоззрения, что делает их базисом для формирования будущей российской элиты не только военной, но и гражданской».
Министерству обороны Российской Федерации приходится выполнять стоящие перед ним задачи в области обороны страны в очень сложной социально-демографической ситуации.
Во-первых, за 15 лет XXI века качество жизни в России изменилось больше, чем за вторую половину века ХХ-го. Бум информационных технологий, цунами социальных сетей, глобализация. Сложившееся в России общество потребления агрессивно насаждает, с одной стороны, индивидуализм, превосходство над другими, стремление превратить жизнь в нескончаемую череду удовольствий и другие подобные «ценности», с другой стороны – страх перед болезнями, старостью, смертью. Под это выстроена вся система тотальной рекламы, направленная на максимальный рост потребления и фактический запрет на более осмысленные ценности.
Дивный новый мир предоставляет детям намного больше возможностей получения разностороннего образования и проведения досуга, чем было в своё время у их родителей. Нынешние школьники родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое состояние многих российских семей значительно выросло. Повысилась мобильность наиболее активной части населения, в результате чего растёт индустрия туризма и прочих развлечений.
Как бы не брюзжали представители старших поколений, нынешние молодые люди ничуть не хуже их самих в этом возрасте – они просто ДРУГИЕ. Многие работодатели, особенно в крупных городах, обеспокоены тем, что молодые специалисты предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, но не наоборот. Они хотят большей отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают «гибкий» график, склонны часто менять место работы. У них превалирует стремление к неформальному стилю общения, комфортному психологическому климату, свободному графику, наконец, к развлекательной составляющей в любой деятельности.
Они хотят получить от жизни максимум разнообразных впечатлений и удовольствия. Вместо того, чтобы карабкаться по единожды выбранной карьерной лестнице, многие молодые люди стараются получить более широкий опыт в нескольких сферах. Они намного меньше идеологизированы и, как правило, отказываются заниматься тем, что им неинтересно. И если какое-то занятие им не нравится, они тут же его бросают. В прошлом веке подобное непостоянство осуждалось, ценностью считались упорство и целеустремлённость, но сегодня это уже не так.
Очень сложно вписать эти социологические особенности в рамки воинской службы, связанной с тяготами и лишениями. В принципе, по всем соцопросам в любой стране всего 14–15% мужчин склонны к военной службе, дисциплине, существовании внутри четкой иерархии, где существует необходимость выполнять разные скучные, неприятные и даже опасные обязанности, а также беспрекословно исполнять любые бестолковые приказы. Налагаемые на военнослужащих строгие ограничения права выезда за границу также отталкивают наиболее образованную и мобильную часть молодёжи от пополнения рядов офицерского корпуса.
Во-вторых, произошла глубокая поляризация российского общества по имущественному положению, образовались явно выраженные полюса богатства и бедности, что повлекло за собой отчужденность значительной части населения и появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе – в сфере обороны страны.
СМИ кроме госпропаганды, рассчитанной на каких-то недоумков, не менее тупой рекламы и сериалов для престарелых домохозяек; заполнены набившими оскомину «скандалами, интригами, расследованиями»: тусовки в Куршавеле, яхты и виллы на Лазурном берегу; астрономическое воровство губернаторов и министров; шапито на Охотном Ряду, заполненное звёздами шоу-бизнеса, спортсменами и чьими-то любовницами; один министр обороны, как оказалось, «разваливал армию»©, другой (более эффективный) в армии вообще не служил – он сразу стал генералом и героем России; и прочая, прочая, прочая.
Нахождение в такой информационной среде каких-либо патриотических чувств не вызывает. В результате очень мало толковых ребят — выпускников сильных столичных школ, желают стать военными.
В-третьих, стоит отметить заметное ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовки современных школьников. Многие ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой/компьютером/планшетом. Две трети детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. У многих развивается гиподинамия. По данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины – различные функциональные отклонения, более трети – болеют чем-то хроническим.
Одни говорят, что это школа так пагубно влияет: неудобная мебель, тяжелые портфели, непосильная учебная нагрузка. Другие уверяют, что и раньше подростки не были вполне здоровыми, просто тогда медицина не так щедро раздавала диагнозы. Истина где-то посередине. Но в результате, половина допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов общефизической подготовки.
В-четвёртых, Россия вместе со всей Европой сползает в очередную «демографическую яму». Стенания высших военачальников на тему «подвели нас бабы, товарищи» раздаются уже не первое десятилетие.
И где же Министерству обороны взять тех здоровых и интеллектуально развитых молодых людей, которые сделают защиту завоеваний капитализма делом всей своей жизни, и будут выполнять воинский долг «мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни»? Конкурса в военные вузы нет, особенно в те, где требуется ЕГЭ по физике/химии, а также в лётных и военно-морских. Причины: кандидаты на ЕГЭ не набирают нужного проходного балла; не проходят по состоянию здоровья; не укладываются в нормативы по физподготовке; на психологическом отборе получают IV группу.
Эксплуатируя стремление родителей переложить воспитание детей в наиболее сложном, переходном возрасте на казённые плечи, Минобороны пытается ориентировать детей в самом раннем возрасте на военную службу. А семилетний срок обучения, с точки зрения Минобороны, имеет неоспоримые преимущества. Дети легче поддаются воспитанию, развитию волевых качеств и формированию активной гражданской позиции. Многие личностные ценности формируются в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте человек ещё воспринимает уклад жизни и модель своего поведения как должные и не относится к ним критически. В этот период формируется система ценностей, с которой человек проживает всю жизнь.
Условия обучения в закрытом военно-учебном заведении характеризуются чёткой регламентацией распорядка дня, расписания занятий и регулярным питанием, что создаёт благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ специалистами Военно-медицинской академии в результате многолетних наблюдений отмечается систематическое улучшение показателей функционального состояния организма у воспитанников СВУ-КК: у старшекурсников наблюдаются существенно более высокие значения показателей функции внешнего дыхания, динамометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, и даже умственной работоспособности по сравнению с первокурсниками.
Психологическое тестирование с момента поступления в училище до окончания обучения выявляет четкую тенденцию стабилизации самооценки воспитанников, рост самокритичности и требовательности к себе, принципиальности и целеустремлённости, повышения уровней нервно-психической устойчивости и адаптации воспитанников к учебе и военной службе. Вместе с тем, те же исследования выявляют у воспитанников старших курсов снижение самостоятельности, ответственности и осознания долга.
Зачем это нужно родителям?
Как себе представляют кадетскую систему образования родители, можно из следующих цитат Интернет-переписки. В личном общении родителями высказывались похожие суждения.
«Сестра собирается отдать своего сына в Суворовское училище, чтобы мужик вырос и всё в этом духе. Ну, я полностью «за» обеими руками в этом случае. Суворовское всё-таки это и самостоятельность, и хорошая физическая подготовка, и характер будет мужским. Выучка таких училищ превращает обычного сопляка в настоящего мужика. Представляете, их там так тренируют круто, они вот могут с вертолёта на лету выпрыгнуть с высоты второго этажа, а потом бежать, стрелять».
«Сколько помню своего отца, он постоянно «котировал» Суворовское и Нахимовское училища. Ну он бывший военный, поэтому знает в этом толк. Говорил, что даже самые хилые ребята с соплями по колено из этих учебных заведений выходят настоящими суровыми мужиками. Там дрессировка что надо! Но опять же, в рамках разумного, без жестоких издевательств».
«Самый высокий общий уровень подготовки по результатам обучения показывают «суворовцы» и прочие кадеты. Учатся они по «старым» лекалам, им позволено не соблюдать (точнее пренебрегать при необходимости) современные стандарты Минобрнауки при определении предметов и «почасовки». Почему? Потому что там стоит цель – подготовить потенциальных офицеров с достаточным багажом теоретических и практических знаний. Т.е. Суворовские училища не делают бизнес на детях. Им нужен результат. Если вы изучите их расписание дневное, то увидите, что у них всегда 6 уроков в день, вне зависимости от возраста учащегося. На выходе мы получаем физически и психически здоровых выпускников, общий уровень которых выше на пару порядков, чем у выпускников всяких лицеев и УВК. Аккуратное письмо, грамотная устная и письменная речь, отличное знание истории Отечества, самый высокий средний бал по техническим и математическим наукам в России. Дальнейшее (второй иностранный, латынь, правоведение) зависит только от них и от их выбора. Но самое главное – у них есть БАЗА. У школьников из обычных школ есть только бессистемный набор знаний «по верхам»».
Родители воспитанников считают, что СВУ-ПКУ-КК практически не отличаются от закрытой частной школы для мальчиков, но в отличии от частной школы, здесь всё бесплатно:
В общем, зачем платить деньги за обучение сына в хорошей школе (особенно если их не хватает на выплату кредитов), если можно сделать это в СВУ-ПКУ-КК абсолютно бесплатно. Кроме того, многие родители не готовы в свободное время АКТИВНО заниматься воспитанием детей. По итогам опроса «Левада-Центра» (август 2014 года), активный отдых – удел меньшинства: только 8% участников опроса регулярно посещает спортивные залы и фитнесс-центры, ещё меньше играет в волейбол, баскетбол, футбол; лишь 9% посещают театры и музеи; всего 6% ходят на курсы, лекции или занимаются самообразованием.
В то же время 79% россиян проводят всё своё свободное время перед телевизором и смотрят, как правило, три главных государственных телеканала. Точно такие же цифры приводил и Институт социологии РАН в 2008 году в своём исследовании «Малообеспеченные и бедные в современной России».
В суворовские училища попадают дети, ненужные своим собственным родителям, которые стараются пристроить их в «добрые руки» на казенные хлеба. Многие даже готовы доплачивать за место для ребенка, очевидно, полагая, что отдают его в элитное учебное заведение, которое сделает из него настоящего мужчину. Кроме того, для некоторых родителей возможность отдать детей в заведения такого рода – это еще и дань традициям и богатой истории учебных заведений.
При этом училища остаются казармами, такими же закрытыми системами, как любая воинская часть, которая живет по своим законам. Поэтому, если ребенок столкнулся с трудной, неразрешимой для него ситуацией, ему просто некуда пойти – командование не будет его защищать, а родители выслушают, но все равно вернут обратно.
(В.Д. Мельникова, член Общественного
совета при Минобороны России)
Нужно ли это детям?
«Я вспомнил Киевский [кадетский] корпус, со всей его внешней дисциплиной, тяжелой моральной атмосферой и своеобразным нравственным «нигилизмом», закон которого «не пойман — не вор» означал почти то же, что и «все дозволено».[…]Далеко стоял от нас и плаксивый болезненный ротный командир, полковник Матковский, всецело погруженный в дела цейхгауза. Что до воспитателей, то это были престарелые бородатые полковники, ограничивавшиеся дежурствами по роте, присутствием на вечерних занятиях и проведением строевых учений. Все они жили в стенах корпуса, были многосемейны и, казалось, ничего не имели общего ни с армией, ни вообще с окружающим миром.[…]
Когда, через несколько лет, на полях Маньчжурии я ломал себе голову, силясь понять истинные причины наших поражений, то в числе других показательных примеров нашей военной системы передо мной неизменно вставала картина майского парада на Марсовом поле – эта злая насмешка, этот преступный самообман и бутафория, ничего общего с войной не имевшая».
(А.А. Игнатьев. «50 лет в строю». М., Воениздат, 1986 г.)
«Как построена система образования в нашем престижном региональном кадетском корпусе, куда определяет своих отпрысков местная элита в расчете на их будущий карьерный рост. Подростки живут на полном государственном обеспечении, усиленно питаются и усваивают основы политической лояльности. Для более эффективного усвоения учебного материала кадеты разбиты на пятерки (почти по Достоевскому), которые борются между собой за баллы, отстающие испытывают двойной прессинг – со стороны воспитателей и своих сокурсников, которые слабости и недостатки не прощают. На выходе получается стерильный системный человек, разновидность мамелюка и хунвейбина. Как Вы думаете – кому нужен такой управленческий слой в России?»
Как только отменили право внеконкурсного поступления выпускников СВУ в высшие военно-учебные заведения, общественность сразу подняла вой – и неспроста. Ибо более высокий («на голову выше», «на 10-15 пунктов», «на два порядка») уровень общеобразовательной подготовки воспитанников оказался мифом. Желаемое за действительное выдавали либо начальники училищ, либо родители суворовцев (в основном мамы), но данные объективного контроля указывают на очень и очень средний уровень образования в СВУ.
Например, в интервью газете «Тверская, 13» (№ 40 от 02.04.2015, стр. 9) начальник Московского СВУ генерал-майор запаса Касьянов А.М. заявляет: «по итогам ЕГЭ по основным дисциплинам, учитываемым при поступлении в вузы, выпускники училища на 10-15 пунктов превышают средние общероссийские показатели».
Представляете, на 10-15 пунктов выше! Однако, при подробном анализе результатов ЕГЭ в Московском СВУ за 2014 год (они изложены в Акте самообследования, который доступен на официальном сайте МсСВУ в разделе «Нормативно-правовая документация») выяснится, что профессор Касьянов А.М. попросту лукавит: по русскому языку, математике, физике, обществознанию баллы МсСВУ превышают среднероссийские всего на 1,5 – 3 балла по стобалльной шкале. Это в пределах статистической погрешности.
По истории, действительно, балл МсСВУ выше среднероссийского на 12,5, зато по иностранному языку – на 10 баллов ниже. Стобалльников в 2014 году в МсСВУ не было, лишь один выпускник набрал 98 баллов (по русскому языку). По другим предметам максимальный балл был 77. Медалистов в 2014 году в МсСВУ не было вовсе. В любом районе любого региона нашей необъятной Родины найдутся школы с гораздо лучшими результатами. Для сведения, Московское СВУ в 2014 году было признано лучшим довузовским образовательным учреждением Минобороны России.
Результаты ЕГЭ Санкт-Петербургского СВУ МВД РФ в 2014 году тоже практически равны среднероссийским: математика – 40,2 балла, русский язык – 61 балл, обществознание – 52,2. Из 44 школ Кировского района Санкт-Петербурга СВУ МВД находится на 37 месте. Интересующихся данными по другим СВУ-КК Санкт-Петербурга (там их шесть) отсылаю к сайту shkola-spb.ru, где приводятся сравнительные результаты ЕГЭ.
И, как уже говорилось, попытки сравнивать СВУ со средними российскими показателями некорректны в принципе. В СВУ-ПКУ-КК осуществляется конкурсный отбор, и сравнивать их нужно с теми общеобразовательными заведениями, в которые также осуществляется конкурсный отбор – с языковыми гимназиями и прочими физматлицеями.
Хотя ЕГЭ и подвергался критике, другой единой линейки в реальной жизни нет, а поступление и в военные вузы, и в гражданские, осуществляется по его результатам.
По опыту своей учёбы в военном училище, офицерской службы, бесед с однокашниками никакого превышения уровня общеобразовательной подготовки суворовцев не отмечалось. Несколько более высокий уровень начальной военной подготовки суворовцев ко 2 курсу высшего военного училища нивелируется. Особенно если училище – инженерное.
Отдельно стоит отметить качественный состав командования и воспитателей училищ. В СВУ образца 1943 года большинство офицеров-воспитателей были фронтовиками, которые учили суворовцев первых наборов тому, что необходимо на войне.
«Сейчас качество учебы и уровень воинской дисциплины в ряде суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов, мягко говоря, не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет Минобороны. Только в прошлом (2007) году 739 суворовцев, нахимовцев и кадетов были отчислены из учебных заведений, в том числе 139 — из-за грубых нарушений уставных норм и личной недисциплинированности, включая дедовщину. При этом укомплектованность средних учебных заведений Минобороны офицерским составом сегодня (в 2008 году) составляет около 80%. Из них 20% не имеют опыта службы в войсках, не получили профессионального образования воспитателей, еще более 40% преподавателей не проходили даже курсы по усовершенствованию своих профессиональных навыков» («Интерфакс», 2008 г).
Но такое количество собранных вместе пенсионеров превышает критическую массу, в результате чего неумолимо срабатывает сформулированный Ф. Энгельсом закон природы – закон перехода количественных изменений в качественные. У всех них большущий стаж педагогической деятельности. Но когда они в последний раз командовали реальным армейским подразделением и видели живого солдата? Многие ли участвовали в боевых действиях последних лет? Уверен, что каждый из них отлично знает, как обустроить Россию, навести порядок на Украине и победить американский империализм.
Но ни один из них не способен поднять в атаку взвод контрактников. Стоит ли слушать таких воспитателей, когда они будут давать жизненные советы? Разве что, если хочется стать таким же, как они.
Высокий конкурс и психологическое тестирование при поступлении способствуют тому, что многие воспитанники СВУ-ПКУ-КК обладают высоким умственным потенциалом. Однако развитие способностей выше среднего уровня в большинстве случаев требует индивидуального подхода, а индивидуальность в военной среде поощряется крайне редко – здесь работают законы коллективного выживания. И ещё, многие отмечают непереучиваемость выпускников СВУ: если что-то было «вбито» в «кадетке» – это навсегда.
Вот характерный отзыв: «Со сроком службы эти различия на первый взгляд не заметны, но есть что-то такое, что не исчезает из их рогового отсека до седых волос. Такое ощущение, что их мозжечок превращается в дерево (только у одних это палисандр, а у других – банальный дуб)».
В СВУ вроде бы физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) – но занимается в них едва ли треть суворовцев, в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Минобороны участвует и того меньше – всего 6% воспитанников. Физподготовка остальных в объёме трёх обычных уроков физкультуры в неделю.
Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как практические знания, умения и навыки в самом деле очень важны, количество проведённых в казарме лет вряд ли принесёт сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу. На последующих ступенях обучения и военной службы всем будет глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК, а также баллы ЕГЭ и оценки в аттестате. Они немного помогут при поступлении в военный вуз, и на этом их роль полностью завершена. И уж мало кому этот факт будет интересен после принятия свежеиспечённым лейтенантом первой офицерской должности. Скорее, это будет лишний повод для упрёков за упущения по службе.