Кадровое агентство что это и как работает
Как работают кадровые агентства
Несмотря на то, что кадровые агентства существуют уже давно, многим соискателям специфика их работы не совсем понятна. А у кого-то был неудачный опыт работы с одним из агентств, и поэтому сложилось стойкое ощущение, что они все некомпетентны и не стоит даже тратить на них время.
Давайте сначала разберемся, что же это такое — кадровое агентство.
Это компания, которая выступает посредником между Вами и работодателем. По такому же принципу работают туристические агентства, которые предлагают Вам путевки сразу от нескольких туристических операторов. И в том, и в другом случае Вы не платите за работу агентства. Его услуги оплачивает компания (работодатель или туристический оператор).
Когда компания обращается в кадровое агентство?
Когда у работодателя появляется потребность в персонале, он может найти человека самостоятельно или же обратиться в кадровое агентство. Причины бывают совершенно разные. Например, в компанию необходимо найти высококвалифицированного специалиста редкой профессии или быстро трудоустроить несколько хороших специалистов. А бывает и такое, что сама по себе компания небольшая и из нее редко кто-то уходит, поэтому у отдела кадров просто нет доступов к закрытым базам с потенциальными кандидатами и им проще обратиться в кадровое агентство, которое поможет им оперативно найти подходящего кандидата.
Как работают кадровые агентства?
Для начала работодатель передает заявку в кадровое агентство и обговаривает вознаграждение за трудоустроенного специалиста. Как правило, это процент от совокупного годового дохода сотрудника, которого берут на работу. Например, оклад будущего сотрудника составляет 50 000 руб., его умножают на 12 месяцев, и оттуда уже высчитывают процент (50 000 * 12) * 10% = 60 000.
Именно поэтому кадровому агентству выгодно, чтобы ваш оклад был выше. После этого менеджер, ответственный за данную позицию, приступает к поиску.
Отмечу несколько особенностей поиска кандидатов через кадровое агентство:
После того, как резюме одобрил заказчик, Вас приглашают на собеседование к потенциальному работодателю, и Вы уже проходите стандартные этапы собеседования. Иногда интервью проводит сразу будущий руководитель, чтобы не тратить время на беседу со специалистом по подбору персонала. И вот Вы успешно прошли все этапы собеседования и вышли на работу.
А что же происходит дальше?
Во время согласования условий заказчик и КА обсуждают не только требования к кандидатам, но еще и условия «замены». Что это такое? Замена — это гарантия того, что если трудоустроенный сотрудник уволится по собственному желанию или не пройдет испытательный срок, то КА бесплатно подберет нового специалиста. Период гарантии может варьироваться от 1 до 6 месяцев, зависит от должности. Поэтому КА крайне заинтересованы в вашем прохождении испытательного срока и, для того чтобы держать руку на пульсе, они периодически связываются с вами и спрашивают, как дела и все ли в порядке.
А кто еще осуществляет подбор?
Услуга подбора через КА, безусловно, очень удобная для работодателей, но при этом дорогостоящая. Поэтому компании иногда обращаются к рекрутерам-фрилансерам. Это специалисты по подбору персонала, которые работают сами на себя. Чаще всего они проводят интервью просто по телефону или по скайпу. Они реже дают гарантийный срок по заменам, и, как правило, их гонорар жестко фиксирован.
Выбирать, сотрудничать с частными рекрутерами и кадровыми агентствами или нет, безусловно, Вам. Но это дополнительный ресурс поиска работы, который, возможно, не сработает сейчас, но через какое-то время Вам могут позвонить и предложить интересную вакансию.
Что нужно знать соискателю при работе с КА
Как и у любой компании, у кадровых агентств бывают разные специализации. На это стоит обращать внимание, прежде чем начинать с ними взаимодействовать.
Как ищущим работу общаться с КА и чем полезен его сайт
На сайте каждого КА есть раздел «Вакансии» или «Соискателям», куда они добавляют актуальные открытые позиции. Безусловно, их не так много, как на hh.ru, и не так часто появляются новые, но периодически заходить в этот раздел стоит. Ну а если подходящей вакансии Вы не нашли, то можно отправить свое резюме на почту агентства или загрузить на сайте. Обязательно укажите в сопроводительном письме, чем Вы ранее занимались и чего ожидаете сейчас. Это необходимо для того, чтобы ваше резюме попало к тому менеджеру по подбору, который специализируется именно на вашем сегменте.
КА и социальные сети
Еще один из вариантов общения с КА — это найти их специалистов в социальных сетях, таких как Facebook и LinkedIn. Обычно мы прибегаем к такому способу, когда не можем получить ответ другими способами. Обращение к специалисту напрямую помогает сразу установить диалог и пообщаться в менее сухой и официальной форме. Особенно этот способ эффективен, когда основная задача — не откликнуться на вакансию, а выстроить долгосрочные перспективные отношения, т. к. кандидат, который появился таким образом, безусловно, запомнится.
Статья подготовлена карьерным консультантом агентства для соискателей «ИМ Консалтинг» Анастасией Гусевой
Кадровые агентства
Содержание
Кадровое агентство – определение понятия и ценовая политика
Суть работы кадрового агентства состоит в том, что работодатель платит за помощь в поиске и подборе персонала, соответствующего его требованиям, а соискателю, в свою очередь, помогают бесплатно найти подходящую работу в соответствии с его пожеланиями.
Сумма гонорара, которую платит работодатель за поиск персонала, зависит от суммы заработка будущего сотрудника. Обычно, это определенный процент от месячной зарплаты будущего работника или его годового оклада. Стоимость услуг кадрового агентства формируется исходя из уровня вакансии, уровня сервиса, типа технологии подбора и качества.
По сути, кадровое агентство – это база запросов работодателей и предложений соискателей, и чем объемнее эта база, чем больше предложений данное агентство может предложить обеим сторонам, тем солиднее оно считается.
Что получают от сотрудничества с кадровым агентством работодатели и соискатели?
Для работодателя обращаться к профессиональным рекрутерам выгодно по причине экономии времени и собственных трудовых ресурсов. Менеджеру по кадрам не нужно подавать объявление о поиске специалистов и заниматься предварительными интервью, секретарю не нужно тратить время на телефонные звонки, запись на собеседование, подготовку анкет и прочие организационные вопросы. Все технические и подготовительные операции осуществляет кадровое агентство, работодатель в результате получает тщательно отобранных, в соответствии со всеми его требованиями, кандидатов на должность, с которыми нужно провести итоговое собеседование.
Для соискателя выгода в сотрудничестве с кадровыми агентствами состоит в том, что поиск подходящих именно ему вакансий осуществляется быстрее. Не надо тратить время на телефонные звонки, безрезультатную рассылку резюме, а также на лишние собеседования.
История развития и появления рекрутеров
Такие субъекты предпринимательской деятельности как кадровые (рекрутинговые) агентства возникли вместе с развитием рыночных отношений, то есть после развала Советского Союза, когда такое явление, как обязательное трудоустройство молодых специалистов исчезло.
Первые агентства начали появляться в начале 90-х годов прошлого столетия. С появлением на рынке крупных компаний, а также предприятий с иностранными инвестициями количество кадровых агентств начало увеличиваться с геометрической прогрессией, потому что именно эти работодатели являются основными заказчиками услуг рекрутеров.
Современные кадровые агентства
На сегодняшний день рынок российских ректутинговых услуг представлен агентствами самых разнообразных профилей. Существуют агентства, которые, помимо своих обычных обязанностей, занимаются организацией различных тренингов, семинаров, лекций на тему трудоустройства, то есть, дополнительно занимаются образовательной деятельностью. Особого внимания у работодателей заслужили учреждения, которые используют в своей работе нетрадиционные методы поиска и отбора персонала. Например, вместо привычных тестов и собеседований устраивают нечто подобное стрессовому интервью или тесту на быстроту реакции и нестандартность мышления.
Но чаще всего традиционным видом деятельности агентств является поиск сотрудников редкостной квалификации, узкой специализации с особенным профильным образованием. В большинстве своем агентства работают не на количество, а на качество. Именно поэтому массовым поиском работников на неключевые должности рекрутеры не занимаются, или занимаются на договорной основе в качестве абонентского обслуживания своих постоянных заказчиков.
Для кого работают кадровые агентства?
Абсолютно все агентства по поиску персонала позиционируют себя, как учреждения, которые работают и для работодателя и для соискателя. Но на самом деле ключевой клиент любого агентства – это работодатель, потому что именно он оплачивает услуги агентства. Только за счет нанимающей стороны рекрутеры получают свою прибыль, так как для соискателей все услуги – бесплатны. Соответственно, в отношениях Работодатель-Рекрутер-Соискатель, первый участник – это покупатель, который платит и заказывает, а последний участник – это товар, который предлагает себя. Именно по такой схеме работают все солидные и заслуживающие доверия рекрутеры.
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Как работают рекрутинговые агентства: отвечаем на вопросы соискателей
Рекрутинговые агентства уже давно зарекомендовали себя как надежные посредники между работодателями и соискателями. Но если большинство руководителей и HR-менеджеров при поиске персонала прекрасно представляют схему работы с кадровыми компаниями, то с физлицами дела обстоят сложнее. Далеко не все люди, ищущие работу, понимают, что такое рекрутинговое агентство, может ли оно им помочь и на каких условиях. К сожалению, в адрес рекрутеров часто направлены обидные предубеждения – мол, эти шарлатаны берут деньги с соискателей, а работу не находят.
Начнем с того, что рекрутинговые агентства с безработных денег не берут, но и работу им искать не обязаны. В первую очередь, они представляют интересы работодателей, и при этом все же могут быть весьма полезны специалистам, находящимся в поисках места трудоустройства. В общем, мы решили разобрать ситуацию, отвечая на самые распространенные вопросы соискателей. Поехали!
Я ищу работу и хочу обратиться в агентство за помощью в трудоустройстве. Сколько это будет стоить?
Тут главное не путать понятия. Существует несколько видов организаций, которые выступают в качестве посредников между соискателем и работодателем и могут быть вам полезны:
В принципе, все три организации могут быть весьма полезны соискателям. Осторожность нужно проявлять с агентствами по трудоустройству – все-таки в этом случае вы рискуете деньгами. В случае с рекрутинговым агентством при хорошем стаже и навыках вы станете объектом внимания и сможете получать весьма «вкусные» предложения. Чем выше ваши профессиональные компетенции, тем выгоднее будет для вас дружба с рекрутером – без работы долго не засидитесь.
Значит, кадровые агентства ищут работников под конкретные заказы от работодателей? А могу я прислать рекрутеру свое резюме просто так, без привязки к конкретной вакансии?
Разумеется, это можно сделать. Особенно если вы – представитель редкой профессии или высококвалифицированный специалист с опытом более 3 лет. Такие у менеджеров по поиску персонала на хорошем счету и они с удовольствием вносят добротных кандидатов в свои базы. Но лучше все же действовать прицельно и отсылать свое CV конкретно под определенную вакансию. Просто на почту агентства приходит несколько сотен писем ежедневно, в том числе и спам. И ваше неопознанное резюме, высланное на удачу, «просто так», может легко затеряться в этой рабочей рутине.
Почему рекрутеры практически никогда не дают обратную связь? Сиди потом и гадай – дошло ли резюме, понравилось ли, стоит ли позвонить, или не ждать у моря погоды и искать дальше?
Ждать у моря погоды точно не стоит. Никто вам не мешает откликнуться сразу на несколько вакансий и, получив несколько приглашений, уже думать-выбирать, куда идти. Это, во-первых. Во-вторых, если ваше резюме понравится, рекрутер оперативно позвонит и пригласит на собеседование. Как правило, это происходит в течение 2-5 дней. По истечении этого срока молчание можно считать отрицательным ответом.
С морально-этической стороны специалисты по подбору персонала, конечно, имеют представление о правилах деловой переписки и необходимости отвечать на письма. Но тут немного другая история: рекрутер получает и рассылает в день сотни писем у него физически не хватит времени ответить всем. А как показывает практика, установка автоответчика «Спасибо за обращение. Мы обязательно рассмотрим ваше резюме» почему-то бесит соискателей еще больше, чем отсутствие ответа. В общем, мы просим претендентов уже смириться с фактом неполноценной обратной связи от КА, «понять и простить».
После собеседования менеджер мне сказал, что я молодец и подхожу по всем критериям. Но мне не перезвонили – почему?
Тут множество вариантов:
Раздражает, что в описаниях вакансий от кадровых агентств не указано название компании-работодателя. Более того, оно часто до последнего скрывается и на собеседованиях. А ведь есть организации, куда я не хочу устраиваться. Почему сразу не написать, в какую фирму идет набор?
Конечно, доля правды в этой претензии есть и мы понимаем, как обидно тратить время на подготовку к собеседованию и само интервью, и в итоге узнать, что компания вам не подходит. К счастью, этот неловкий момент случается крайне редко. В свое оправдание можем сказать, что причины скрывать название фирмы-заказчика весьма весомые:
Иногда вызывает недоумение рекрутер, который проводит собеседование: некомпетентная девочка задает вопросы, часто не связанные с профессией. Загадывает какие-то дебильные логические загадки или спрашивает про материальное благополучие, про детей, лезет в личную жизнь. Это раздражает, честно говоря.
«Некомпетентные девочки» в нашей профессии, к сожалению, случаются. Тут все зависит от того, в какое кадровое агентство вы попали. В HR-Profi, например, ведется строгий отбор рекрутеров, каждый из которых работает по специализациям, а значит, владеет терминологией и имеет полное представление о специфике конкретной профессии. Что касается логических загадок, то в них есть смысл, если нужен супер-креативный человек с нестандартным мышлением или профессиональный аналитик, способный рассматривать ситуацию с разных точек зрения. Разумеется, эти задания не должны быть «дебильными». Тесты на логику составляются профессионально и должны вызывать у самих соискателей интерес. Например, компания HR-PROFI использует систему онлайн оценки соискателей Proaction.pro, которая признана в России лучшей системой отбора персонала.
Вопрос про замужество или наличие детей тоже закономерен: если вы молодая мама с чадом до трех лет или недавно вышли замуж и наверняка планируете детей, к вам по понятным причинам работодатель отнесется настороженно. Ему важно знать вашу ситуацию, ведь от нее напрямую зависит судьба открытой должности. Руководителю нужно понять, как скоро вы уйдете в декрет и придется ли искать вам замену, как часто вы будете отсутствовать на работе из-за болеющих маленьких детишек и т.д. и т.п. В общем, без обид, но вопросы о личном будут.
Как работают кадровые агентства и стоит ли с ними сотрудничать
Рекрутеры постоянно вещали о проблемах кадрового голода и сокрушались по поводу чрезмерных зарплатных аппетитов соискателей вакансий. Но мало кто из них готов признать: кадровые агентства сами испортили рынок, особенно в сегменте поиска и подбора персонала среднего и высшего звена.
Нередки случаи, когда обещанные сроки закрытия позиции не выдерживаются, а ожидание необходимого сотрудника нарушает планы компании. Наконец, спустя долгое время агентства все-таки предлагают кандидата, который в лучшем случае подходит по формальным требованиям, но при этом совершенно не отвечает стратегическим целям компании. Такие кандидаты вскоре уходят — или их попросту выгоняют, часто еще до окончания испытательного срока. Почему? Все очень просто. Работа агентства ведется по принципу «Что на рынке нашли, то и поставим». Обычный русский «авось»…
Тем временем официальная — заявляемая агентствами — статистика полна глянца. Оказывается, лишь в единичных случаях приходится производить замену поставленного кандидата на нового. Звучит оптимистично, если только не знать реального положения на рынке. По нашим оценкам, каждый четвертый устроенный кандидат не соответствует запросам клиента по личностным и профессиональным качествам. Однако оплата труда таких специалистов все равно оказывается выше среднерыночной. Парадокс? Агентства стараются не афишировать подобные цифры, а заказчик не сразу способен определить реальную неготовность кандидата. Кроме того, соискатели вакансий, уже имеющие опыт найма через агентства, давно научились пускать пыль в глаза. Между тем работодатели не желают поднимать шум в надежде на то, что новый сотрудник когда-нибудь приработается и наберется нужного опыта. Не слишком ли дорогая «школа»? И не пора ли всерьез разобраться с корнями этих проблем, скрытых в работе кадровых агентств?
Форма и содержание
Формальный подход к описанию позиции и организации поиска кандидата совершенно недостаточен для реализации стратегических целей клиентов кадровых компаний. Требуется хорошее знание бизнеса клиента, рынка, на котором он работает, а также всех сопутствующих проблем. Если сфера деятельности является новой для кадровой компании, помочь может глубинное исследование компании-заказчика с элементами внутренней диагностики. Однако такая работа требует времени, навыков, сил и средств. И качественно провести ее под силу далеко не всякому рекрутинговому агентству.
Заявляя об «отраслевой специализации», рекрутеры часто лукавят. Специализация в таких случаях отражает не фактический опыт и компетенцию кадрового агентства, а лишь список направлений, на которых водится клиент «пожирнее». Очевидно: такие сферы, как строительство, нефтегазовая отрасль или финансы, где зарплаты персонала заведомо выше среднерыночных, сулят очень хорошее вознаграждение. На самом же деле в арсенале агентств частенько имеются лишь база полезных контактов кандидатов да самая общая информация о потенциальных клиентах, но уж никак не понимание отрасли, ее специфики и перспектив развития. Вот только заказчик такого кадрового агентства об этом не знает.
Клиенту демонстрируют красивую обертку, сфабрикованную картинку псевдоотраслевой специализации, на которой он видит себя в окружении логотипов известных компаний. И после того, как рекрутеры обещают найти «того самого», самого лучшего и столь необходимого кандидата, заказчик тает, как шоколадка в руках.
Что дальше? С помощью баз данных обзваниваются интересные с точки зрения агентства кандидаты, которым и предлагается открытая у заказчика позиция. При этом чаще всего речь идет о попытке перекупить специалиста путем завышения планки по уровню заработной платы. Ведь такое предложение выглядит куда более привлекательным и убедительным! Что же касается истинных планов и стратегии работодателя, то о них, как правило, речь не идет вовсе. Корректно и внятно донести эту информацию до кандидата сотрудники агентств попросту не могут. Тем временем кандидаты, которым агентства делают предложения одно за другим, быстро начинают верить, что их стоимость на рынке труда уже весьма высока, а главное, продолжает стремительно расти.
Подобная практика автоматически оказывает влияние на весь рынок труда, а не только на зарплатные ожидания подобных кандидатов. Работник, воодушевленный такими предложениями, начинает активно действовать. Например, требует от своего нынешнего работодателя улучшения условий труда. А тот, часто чтобы удержать ценного сотрудника, идет на пересмотр уровня дохода. Увы, это вовсе не финал, а только начало пьесы. Ведь работнику, которому только повысили зарплату или бонусы, продолжают звонить «хедхантеры». В итоге процесс продолжается до бесконечности.
Информация о подобных предложениях-переговорах активно обсуждается работником со своими коллегами. В итоге на эту планку начинают ориентироваться и другие сотрудники. Вирус роста зарплат распространяется быстрее, чем круги на воде. Стоит только новичку, приходящему в компанию на «большие» деньги, приступить к работе, как он тут же вызывает живой интерес у «старичков», зарплатные ожидания которых сразу меняются. Процесс становится неуправляемым и начинает развиваться в геометрической прогрессии. Людей охватывает жажда денег, чем с выгодой для себя пользуются кадровые агентства. Ведь они продают «дорого», кандидаты ждут «многого», и все остальные тоже хотят быть «как все».
Кто страдает от этой свистопляски? Прежде всего, переплачивающие своему персоналу работодатели, а также те, кто не заинтересовал агентов (что зачастую не имеет никакого отношения к реальной квалификации кандидатов).
Что делать
Мы далеки от мысли порочить достойный труд истинных профессионалов, работающих на рынке поиска и подбора персонала. Мало того, мы искренне верим, что аутсорсинг подбора персонала — стратегически верный путь, позволяющий компании-заказчику находить действительно ценные и перспективные кадры. Почему же тогда мы столь критичны по отношению к некоторым соседям по цеху? Настала пора помочь заказчикам обратить внимание на некоторые (весьма важные!) аспекты взаимоотношений с кадровыми агентствами. Позволим себе предложить несколько рекомендаций, которые могут существенно повысить качество сотрудничества с кадровыми агентствами.
Прежде всего следует осознать: способен ли кто-нибудь лучше вас самих понять ваш бизнес и сделать вашу работу? Случается, в результате длительного, но непродуктивного общения с кадровыми агентствами руководители компании приходят к выводу, что сами они справятся с задачами подбора персонала намного лучше и быстрее. Если это ваш случай, есть все резоны приложить усилия к формированию и подготовке собственной кадровой службы.
Если своих ресурсов для подбора персонала недостаточно, а оптимальным решением задачи вы все-таки считаете обращение к услугам кадровых агентств, предпочтение стоит отдать тем, кто способен эксклюзивно представлять ваши интересы на рынке труда. Часто клиент обращается к большому числу рекрутеров одновременно в простительном стремлении охватить максимальное количество потенциальных кандидатов, а в идеале развязать конкуренцию между агентствами (в том числе по цене). Поверьте, это опасное заблуждение. Рынок профессионалов на самом деле весьма узок. А значит, вероятна ситуация, когда потенциальный кандидат будет плотно охвачен вниманием конкурирующих за него агентств, представляющих интересы одной компании. И как сложится такое взаимодействие, предсказать сложно.
Еще одна проблема: агентства в условиях применения заказчиками подобной «массовой» модели взаимодействия берутся за подбор в простой надежде, что все как-нибудь да сложится. Вот почему предпочтение лучше отдавать все-таки одной компании, получив при этом подтверждение ее успешности и эффективности. Возможно, следует позвонить другим клиентам рекрутингового агентства (только не тем, которых вам порекомендуют в самом агентстве!), работающим в той же отрасли, — навести справки.
Подробная и качественная обратная связь между агентством и компанией-заказчиком — одна из составляющих успешного подбора кандидата. Работа же сразу с несколькими компаниями не позволит добиться необходимой концентрации.
Не менее важно подтверждение компетенции агентства на рынке, являющемся целевым для компании-заказчика. Вот почему особое внимание следует обратить на фактическую отраслевую специализацию агентства, с которым вы планируете сотрудничать.
Другой существенный момент — реализуемая агентством практика работы над каждым проектом. Если проектная команда представлена одним-единственным менеджером, заточенным на подбор специалистов определенной категории, успех трудно гарантировать. Может случиться так, что основную работу вам как заказчику придется делать самостоятельно: проверять профессиональную компетенцию кандидата, исследовать уровень его знаний о рынке и отрасли. Если же в команде агентства имеется специалист из реального бизнеса, работающий в паре с менеджером по подбору, эффективность подобной связки оказывается много выше. С одной стороны, вы получаете навыки поиска специалистов и умение располагать к себе людей, с другой — гарантию профессиональной оценки кондиций каждого кандидата с учетом отраслевой специфики.
Необходимо обращать внимание еще и на соответствие уровня продавца и исполнителя. Специалист, который продает сервис по подбору персонала, и реальные исполнители услуг могут оказаться профессионалами разного уровня. Увы, на рынке профессиональных услуг это самая большая проблема. Продажей услуг клиентам занимаются подготовленные, опытные в части переговоров и убеждения сотрудники. А вот фактическим решением поставленных перед кадровыми агентствами задач часто занимаются рядовые менеджеры, а то и вовсе «одноразовые» фрилансеры или студенты-стажеры. Их интерес — быстрое закрытие вакансии и получение бонуса. Понятно, что репутация и долгосрочные контакты с клиентом оказываются для них далеко не на первом месте.
Опасайтесь кандидатов, слишком часто меняющих работу или слишком засидевшихся «в поиске». Если вам предлагают людей, которые уже не первый раз трудоустраиваются через одно и то же кадровое агентство или слишком активно себя продают, впору призадуматься. Таких сотрудников брать точно не следует. На рынке достаточно «скакунов» — кандидатов, которые продаются через агентства по несколько раз за короткий промежуток времени (один–два года), причем каждый раз — с повышением уровня оплаты труда. Велики ли шансы, что на четвертый раз такой сотрудник образумится и станет на долгие годы одним из лучших ваших «бойцов»? Вряд ли.
И последнее напутствие. К выбору партнеров необходимо относиться не менее тщательно, чем к выбору личного врача, от которого зависит ваше здоровье, а порой и жизнь. Не жалейте времени и сил на коммуникации с вашим кадровым консультантом. Будьте открыты, доверяйте ваши проблемы, стратегические идеи, планы. А в ответ задавайте вопросы и требуйте четких, честных и профессиональных ответов. В конце концов, это вы платите за услугу. А значит, имеете полное право требовать максимального качества.