Кадзуо исигуро не отпускай меня про что
Краткое содержание Исигуро Не отпускай меня
Данный роман относится к жанру антиутопии. Действие происходит в Великобритании конца прошлого века. Наука дошла до того, что людей начали клонировать для получения донорских органов с последующей пересадкой. Такими донорами суждено было стать и главной героине вместе с ее школьными друзьями. До того момента, как стать донорами, они долгое время должны работать «помощниками», оказывая поддержку тем, кто уже стал таковым.
Роман состоит из трех частей. События первой из них происходят в Хейлшеме – школе-интернате, в которой училась маленькая Кэти. Воспитанников всячески поощряют к творчеству в различных его проявлениях, но при этом не раскрывают перед ними смысл задуманного. Лучшие произведения выбираются женщиной, которую в романе называют не иначе как Мадам. Затем она увозит их из интерната и помещает в особую Галерею. Но не только в этом заключается необычность Хейлшема. Атмосфера загадочности усиливается также из-за постоянных медосмотров, скрупулезной, почти маниакальной заботой о здоровье учащихся. Они буквально изолированы от внешнего мира, у них нет родителей и других родственников. Однако сами воспитанники не замечают всей необычности происходящего, потому как привыкли к этому с самого рождения.
Все основные герои романа были воспитанниками Хейлшема. Вокруг Кэти образовалась крепкая дружеская компания из трех человек: ее самой, Томми и Рут. Рут, по своей натуре экстраверт с ярко выраженными лидерскими качествами, была лидером и в своей компании.
Вторая часть посвящена тому, что воспитанники, будучи уже повзрослевшими, покидают свою школу, после чего их распределяют в разные Коттеджи. Здесь им предоставляется практически полная свобода действий, появляется возможность знакомства с внешним миром.
В третьей части рассказывается о том, как Кэти вступает в должность помощницы, а Томми и Рут становятся донорами, также поработав до этого помощниками недолгое время. Кэти также получает возможность выбирать доноров. Вскоре она становится помощницей Рут, а после ее смерти в результате выемкоорганов начинает заботиться о Томми. Последним желанием девушки была просьба о том, чтобы Кэти и Томми были вместе. Они выполняют пожелание Рут, а после решают нанести визит Мадам. Здесь они узнают, что развитие творческих способностей у детей осуществлялось для того, чтобы доказать, что клоны – такие же люди, как и все остальные, у них есть чувства и душа. Таким образом, Хейлшем был своего рода экспериментом по улучшению социального положения клонов с целью изменения к ним отношения общества в лучшую сторону. Но в силу сложившейся политической обстановки эксперимент не удался. В итоге школа-интернат вскоре закрылась, а клоны так и не получили своих прав. История заканчивается тем, что сначала умирает Томми, затем происходит принятие Кэти судьбы донора, а после и собственной смерти.
Роман показывает, какими могут стать последствия бездействия в условиях социального неравенства, а также безропотного выполнения обязанностей перед социумом.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Виктор Гюго известный французский писатель и поэт. Самым первым его творческим прорывом стало сатиристическое произведение «Телеграф». Оно было написано, когда писателю было 14 лет.
«Волоколамское шоссе» занимает центральное место в литературном наследии Бека Александра. Произведение создано во время Великой Отечественной войны. Первая публикация произведения вышла с черновым названием «Панфиловцы на первом рубеже».
В книге рассказывается о времени правления испанского короля Филиппа II. В рассказе описываются отношения короля и его сына дона Карлоса, единственного наследника королевского трона
Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня»
Роман талантливого британского писателя Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня» сразу после своего выхода произвёл фурор в западной литературе. Это произведение не только собрало множество престижных премий, но и вошло в рейтинг лучших англоязычных книг последнего столетия по версии известного журнала «Таймс».
Краткое содержание романа «Не отпускай меня»
Книга представляет собой воспоминания некоей Кэти Х. Она рассказывает нам о своём детстве, проведённом в странном интернате и дальнейшей взрослой жизни. По ходу сюжета мы узнаём, что в средине ХХ века в Англии начали создавать и выращивать клонов людей для дальнейшей пересадки их органов больным.
Кэти, вместе со своими друзьями, с которыми общается в интернату, является таким клоном. Они последовательно проходят несколько этапов в своей жизни — школа-интернат, Коттеджи, работа в госпиталях, где они ухаживают за уже ставшими донорами собратьями и, наконец, выемка органов.
В интернате под названием Хейлшем, где провела свои ранние годы Кэти, воспитателя по неизвестной причине поощряют развитие творческих способностей у детей. Лучшие работы воспитанников, которые выбирает некая Мадам, увозятся из интерната.
В школе очень тщательно следят за здоровьем детей, практически ежедневно проводятся медосмотры. Интернат полностью закрыт от внешнего мира, не к кому из ребят не приходят родственники. Но дети не видят в этом ничего необычного, ведь не знают жизни вне своей странной обители.
Скромная и тихая Кэти сходится в Хейлшеме с нелюдимым Томми и весёлой и коммуникабельно Рут. Когда наши герои подрастают, их отправляют в Коттеджи, где юноши и девушки, обладая практически полной свободой, знакомятся с жизнью.
Через некоторое время друзей направляют в госпиталь ухаживать за клонами, у которых уже забрали органы, но они ещё живы. Через весьма непродолжительное время Рут и Томми сами становятся донорами.
Кэти назначают помощницей Рут и она ухаживает за ней, до того, пока у неё забирают все органы. Далее она начинает заботиться о Томми. Они становятся любовниками и по просьбе покойной Рут находят Мадам.
От этой женщины они узнают всё правду о себе. Мадам также рассказывает, почему в Хейлшеме занимались развитием творческого потенциала — в этой экспериментальной школе пытались доказать, что клоны не хуже людей и тоже имеют душу.
Воспитатели в интернате пытались улучшить очередное поколение клонированных детей и благодаря этому попытаться изменить отношение к ним. Клоны в обществе не воспринимались как полноценные люди и считались лишь бездушным биологическим материалом.
Но политическая обстановка в стране изменилась, так что проект Хейлшем пришлось закрыть. Теперь клонов начали выращивать по старой технологии — в плохих условиях с бесчеловечным отношением.
Клоны так и не получают никаких человеческих прав. Томми после изъятия у него органов умирает. Кэти смиряется со своей судьбой и не пытается бороться против системы.
Основная проблематика произведения:
В нашей виртуальной библиотеке вы можете найти самые лучшие книги в жанре антиутопии. Например, у нас вы можете читать онлайн увлекательный и поучительный роман «Не отпускай меня» Исигуро Кадзуо.
Не отпускай меня (Исигуро)
Содержание
Часть 1 [ ред. ]
Тридцатиоднолетняя Кэти Ш. рассказывает историю своей жизни. Уже одиннадцать лет она работает помощником доноров органов, участвует в их физиологической и психологической реабилитации. Многие из тех, кого она выхаживает после трансплантации органов, завидуют тому, что она воспитывалась в Хейлшеме — интернате для детей-клонов, будущих доноров. Они просят Кэти рассказывать про её жизнь в интернате, который считался лучшим из подобных заведений Англии.
Кэти погружается в воспоминания о своём детстве, где важную роль сыграли её взаимоотношения с лучшей подругой Рут и другом Томми.
Интернат Хейлшем был расположен в лесу, далеко от человеческого жилья, и населён разновозрастными детьми-клонами и их опекунами-учителями. Детей учили основам наук и много внимания уделяли творчеству. Регулярно проводили Ярмарки, где воспитанники продавали свои поделки за жетоны — интернатскую «валюту». Также устраивали Распродажи, где можно было купить за жетоны же безделушки, специально привезённые из города, мира людей.
Опекуны немного рассказывали воспитанникам о внешнем мире, с которым те познакомятся по окончании обучения. Также с человеческой жизнью дети знакомились через литературу и кино. Подспудно учеников готовили к их единственной и главной миссии — стать донорами органов для больных людей.
Уже с раннего детства для воспитанников не было секретом, что их жизнь продлится недолго: после 3-4 выемки органов они умрут, не дожив до зрелости. В связи с этим большое внимание уделялось здоровью детей: будущие доноры не должны были быть больны. Чтобы не задумываться о своём печальном будущем, воспитанники вышучивали все скользкие темы.
Изредко в интернат приезжала странная Мадам, отбиравшая лучшие творческие работы воспитанников и увозившая их куда-то. Среди учеников ходило много слухов и легенд о неведомом мире людей, о будущем, о некоей Галерее, куда будто бы отвозятся их творения. Таинственная Мадам вызывала жгучее любопытство детей; путем нехитрого эксперимента они выяснили, что она их боится.
Будучи ещё дошкольницей, Кэти подружилась с ровесницей Рут — лидером девчоночьего коллектива. Та — сильная личность с развитым воображением, не гнушавшаяся манипулировать подругами и заискивать перед опекунами. В Кэти её привлекли серьёзность, рассудительность и независимость.
Совсем другим был Томми — неловкий, бесталанный мальчик с нестабильной психикой, жертва школьного буллинга. Он вызывал искреннее сочувствие Кэти, пытавшейся поддержать его и помочь. Мальчика опекала и учительница — мисс Люси, незаурядная женщина, искренне жалевшая воспитанников. Благодаря поддержке мисс Люси и Кэти, мальчик стал спокойнее и сдержаннее в выражении чувств, и со временем травля его прекратилась. За годы учёбы Томми и Кэти подружились, чем вызвали ревность и недоброжелательство Рут, не терпевшей чьего-либо счастья, кроме собственного.
На одной из Распродаж Кэти купила кассету с эстрадными песнями. Одна из них — «Не отпускай меня» — стала её любимой, под неё она танцевала и мечтала, будто укачивает собственного ребенка, хотя и знала, что репродуктивной функции у клонов нет.
Перед окончанием учёбы в интернате, в шестнадцатилетнем возрасте, воспитанники живо интересовались вопросами любви и секса. Опекуны проводили соответствующие занятия, призывая серьёзно отнестись к вопросам выбора партнёра. Образовывались пары, и неожиданно для Кэти её друзья Томми и Рут стали любовниками.
Девушка с удивлением наблюдала за отношениями странной пары, где главную роль играла прирождённый лидер и манипулятор Рут. Когда любовники поссорились, Рут попросила Кэти помирить их, что та и сделала.
Перед выпуском уволилась и покинула Хэйлшем мисс Люси, пытавшаяся предупредить воспитанников об ожидающем их непростом будущем. В последнем разговоре с Томми женщина просила его заняться творчеством, к которому парень равнодушен, убеждала, что это станет важным для его будущего.
Часть 2 [ ред. ]
По окончании Хэйлшема группа из восьми бывших воспитанников, включая трёх наших друзей, поселилась в Коттеджах — коммуне клонов-доноров, старой ферме в живописном месте. За донорами присматривал старик-наблюдатель, но, в основном, молодые люди были предоставлены сами себе, много читали, гуляли, путешествовали по стране, знакомились с другими клонами, образовывали пары или флиртовали.
У одинокой Кэти появлялись любовники. Она грустила, наблюдая за неровными отношениями Рут и Томми. В поведении с любовником девушка копировала киноактеров и литературных героев, что бросалось в глаза и раздражало Томми. Пара часто ссорилась, Кэти казалось, что Томми одинок. Она пыталась указать подруге на неискренность её показных чувств, на что та, защищаясь, обижала Кэти, попрекая её одиночеством и любовниками. Несмотря ни на что, Кэти считала Рут подругой.
Друзья совершили поездку в Норфолк, «край потерянного», чтобы увидеть «возможное я» Рут, то есть человеческий оригинал, с которого создали клона для трансплантации. Клоны по-разному относились к существованию своих оригиналов; Кэти и Рут не придавали им большого значения, надеясь в жизни только на себя.
В Норфолке новые приятели-клоны, любовники Родни и Крисси, рассказали друзьям, что собираются попросить отсрочку от выемки на несколько лет, чтобы пожить вместе, потому что они любят друг друга и не хотят умирать. Пара слышала, что воспитанникам Хейлшема такую отсрочку дают, если тем удаётся доказать серьёзность своих чувств. Трое воспитанников Хейлшема разочаровали и расстроили любовников, сказав, что ничего об этом не слышали.
Увидев своё «возможное я» — красивую женщину-клерка, Рут заявила друзьям, что клонов не делают из приличных людей, а, скорее, из отбросов общества, маргиналов. Томми и Кэти не расстроились из-за этого, им было всё равно. Пока Рут с приятелями навещали знакомого, они посетили магазин секонд-хэнд и нашли потерянную Кэти кассету с песней «Не отпускай меня». Друзья ощутили прилив счастья.
Расуждая о возможностях клонов, друзья пришли к выводу, что их детские творческие работы забирались в Галерею Мадам для того, чтобы подтвердить наличие у клонов внутреннего мира, души. Томми признался, что начал рисовать, как его и просила мисс Люси, впервые после интерната, и рисует он воображаемых животных. Также друзья обсуждали чрезмерное либидо Кэти, и Томми заметил, что у него это тоже случается, а Рут признала это странным и непристойным.
Томми показал девушке свои рисунки, которые оказались талантливыми. Рут же публично высмеяла эти рисунки и солгала, что и Кэти того же мнения. Также Рут мстительно сообщила героине, что Томми никогда не посмотрит на неё с любовью из-за того, что та спала с другими мужчинами. На этом закончилась их искренняя дружба. Некоторые воспитанники Хэйлшема поступили на курсы помощников, туда же уехала и Кэти.
Часть 3 [ ред. ]
Работая помощником, Кэти изменилась. Она привыкла к одиночеству, стала настойчивой в защите прав своих подопечных, узнала страну, по которой много ездила на автомобиле. С прежними друзьями она не виделась. Случайно Кэти узнала, что Хэйлшем закрывают и воспитанников распределяют по другим интернатам.
Знакомые рассказали Кэти, что Рут стала донором и плохо перенесла первую выемку. Кэти навестила бывшую подругу и, поинуясь душевному порыву, стала её помощницей. Рут сильно изменилась, упала духом и смирилась со своей близкой смертью. Она рассказала подруге, что с Томми они расстались вскоре после её отъезда на курсы помощников и больше не виделись. Сперва Рут не слишком доверяла бывшей подруге, и та сомневалась в том, что действительно нужна ей, но все изменилось после поездки на море.
Рут уговорила Кэти съездить на море к лежащей там лодке и по дороге захватить Томми. У того уже было две выемки, но, в отличие от Рут, он неплохо перенёс их. Трое повзрослевших друзей, как в юности, отправились в путешествие.
Сидя на ьерегу моря, Рут попросила у Кэти и Томми прощения за тот вред, который нанесла им, не давая быть вместе. Она дала им добытый ею адрес Мадам и велела ехать к ей и просить об отсрочке. Кэти и Томми понимали, что упущено много времени, но Рут взяла с них слово, что они попытаются. Перед второй выемкой Рут и Кэти вновь обрели былую душевную близость,поэтому Рут умерла умиротворённой и почти счастливой.
Кэти стала помощницей Томми, они, наконец, могли любить друг друга. Их счастье было с оттенком грусти: оба понимали, что времени для любви у них немного. Томми вновь начал рисовать и обсуждать с подругой свои работы. Вскоре ему провели третью выемку.
Влюблённые отправились к Мадам, взяв рисунки Томми, и изложили ей свою просьбу об отсрочке от выемок. Мадам странно и непонятно говорила с влюблёнными и жалела их. С ней жила одна из опекунов Хэйлшема — мисс Эмили, теперь уже старуха и инвалид. Та просветила любовников, что отсрочка от выемки — это всего лишь слух, иллюзия. Ничего подобного клонам не положено.
На вопрос, зачем их творения забирали в Галерею, опекун ответила, что плоды творчества должны были подтвердить наличие души у клонов, в чем сомневалось человеческое общество. Интернат Хэйлшем был экспериментом, призванным доказать, что воспитание в гуманной и цивилизованной обстановке способно сделать клонов очень похожими на людей.
Мисс Эмили считала, что преподаватели-опекуны неплохо справились с этой задачей. Она рассказала о морально-этических взглядах общества на клонов-доноров; оказалось, люди не хотят знать ничего лишнего про жизнь клонов, кроме того, что те — биологический материал. Она расстроилась, что эксперимент с Хэйлшемом закончился, и больше никто не создаст семейной обстановки для детей-доноров.
Мадам и мисс Эмили очень сочувствовали влюблённым клонам, но помочь им не могли. Герои были страшно разочарованы услышанным, по дороге домой с Томми случился приступ ярости.
После поездки герои душевно отдалились друг от друга. Томми попросил другого помощника, стесняясь перед Кэти своей слабости. Их последние дни были окрашены печалью. Томми умер после четвёртой выемки.
Сейчас Кэти завершает работу помощника и готовится стать донором. Она смиряется со своей участью, очень дорожит воспоминаниями о Хэйлшеме и своих лучших друзьях — Томми и Рут. Перед своей первой выемкой героиня едет в Норфолк — «край потерь», и там, стоя на ветру у края поля, она фантазирует о том, что может найти здесь всё и всех, потерянных в её короткой жизни.
Не отпускай меня
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 128
Книга очень понравилась! А разве это не про нас? Про выбор без выбора… Встаю утром, иду на работу, отдавая свои силы, здоровье, нервы, большую часть своего времени. Взамен получаю зарплату, чтобы купить покушать и одежду. В меньшую часть времени пытаюсь восстановить свою человечность и вспомнить, что есть любимые и любящие люди, которым тоже необходимо уделять время, проявляя заботу и нежность. И именно в этот момент понимаешь, что нечего дать! Как будто социум вынул и органы, и душу. Но этого мало! Требования: «Быстрее! Лучше! Качественнее!» И бежать некуда… Подписан и согласован договор по месту рождения. Родители такие же «клоны» для государства. Нет пространства для фантазии, чтобы придумать другую жизнь. И пусть не рассказывают сказки, что можно найти работу мечты, где можно реализоваться на 100 %, и совместить это с личной жизнью. Это для избранных, которые эту идею могут реализовать за чужой счёт. Основная масса людей – это планктон, которые никогда не превратятся ни в акулу, ни в кита, ни в дельфина. Когда это понимаешь, тогда и становится ясным и смирение главных героев книги. В этом предназначение. Пусть и придуманное кем-то. А мы разве не играем роль, написанную кем-то? И все изменения в жизни – это изменения за счёт нашей силы воли или нам позволили что-то изменить? Наши реализации в жизни – это действительно наше или желание реализовать нереализованное наших родителей, бабушек, дедушек, потому что именно они влияли на наше воспитание с детства. Основы основ заложены в детстве. Кто я? Осталось ли это «я» или это только набор клеток с программой реализации конкретных задач? Иллюзия выбора. Колея жизни. Не выгодно, чтобы человек вылезал из болота. Это плохой солдат=работник. Невыгодно отличаться от родных. Это приравнивается к уродству. В этом весь ужас. Эта книга – фантастика? По мне, так реальность. Прошлое, настоящее, будущее переплетено и до боли знакомо.
Книга очень понравилась! А разве это не про нас? Про выбор без выбора… Встаю утром, иду на работу, отдавая свои силы, здоровье, нервы, большую часть своего времени. Взамен получаю зарплату, чтобы купить покушать и одежду. В меньшую часть времени пытаюсь восстановить свою человечность и вспомнить, что есть любимые и любящие люди, которым тоже необходимо уделять время, проявляя заботу и нежность. И именно в этот момент понимаешь, что нечего дать! Как будто социум вынул и органы, и душу. Но этого мало! Требования: «Быстрее! Лучше! Качественнее!» И бежать некуда… Подписан и согласован договор по месту рождения. Родители такие же «клоны» для государства. Нет пространства для фантазии, чтобы придумать другую жизнь. И пусть не рассказывают сказки, что можно найти работу мечты, где можно реализоваться на 100 %, и совместить это с личной жизнью. Это для избранных, которые эту идею могут реализовать за чужой счёт. Основная масса людей – это планктон, которые никогда не превратятся ни в акулу, ни в кита, ни в дельфина. Когда это понимаешь, тогда и становится ясным и смирение главных героев книги. В этом предназначение. Пусть и придуманное кем-то. А мы разве не играем роль, написанную кем-то? И все изменения в жизни – это изменения за счёт нашей силы воли или нам позволили что-то изменить? Наши реализации в жизни – это действительно наше или желание реализовать нереализованное наших родителей, бабушек, дедушек, потому что именно они влияли на наше воспитание с детства. Основы основ заложены в детстве. Кто я? Осталось ли это «я» или это только набор клеток с программой реализации конкретных задач? Иллюзия выбора. Колея жизни. Не выгодно, чтобы человек вылезал из болота. Это плохой солдат=работник. Невыгодно отличаться от родных. Это приравнивается к уродству. В этом весь ужас. Эта книга – фантастика? По мне, так реальность. Прошлое, настоящее, будущее переплетено и до боли знакомо.
Решил прочитать книгу входящую в список 100 лучших английских романов. Видел список 100 книг, которые должны прочитать российские школьники, поэтому и не ждал от книги многого. Действительность превзошла ожидание – впервые столкнулся с полным несовпадением описания содержания книги с моим впечатлением от неё. При прочтении боролись два чувства – желание прекратить это немедленно и желание дочитать до конца.
Первое из-за того, что все описания многословны, но совершенно бессодержательны, поверхностны, невнятны и расплывчаты. Действия героев нелогичны, да и действий практически нет, скорее бездействия, которые подробно объясняются, обсуждаются и обосновываются до такой подробности, что забываешь какое именно событие или эмоции это вызвали.
А второе вызывала привычка с детства дочитывать книгу до конца, вдруг самый смысл там. Ни смысла, ни сюжета. Такое впечатление, что автору лет 16, он придумал сюжет и то что ему знакомо – нудно, но описал. А жизнь героев до тридцати лет – мутная стостраничная болтанка фразы из сказки «И жили они долго и счастливо».
Закончив читать решил посмотреть отзывы, сравнить со своими впечатлениями. И понял, что отзывы разделились чётко по половому признаку: мужские (с которыми мой созвучен) – прочитал, плюнул, написал отзыв и пошёл читать другие книги, и женские – восторженные и написанные лучше чем книга. Прежде чем начинать читать определитесь – кто вы.
Решил прочитать книгу входящую в список 100 лучших английских романов. Видел список 100 книг, которые должны прочитать российские школьники, поэтому и не ждал от книги многого. Действительность превзошла ожидание – впервые столкнулся с полным несовпадением описания содержания книги с моим впечатлением от неё. При прочтении боролись два чувства – желание прекратить это немедленно и желание дочитать до конца.
Первое из-за того, что все описания многословны, но совершенно бессодержательны, поверхностны, невнятны и расплывчаты. Действия героев нелогичны, да и действий практически нет, скорее бездействия, которые подробно объясняются, обсуждаются и обосновываются до такой подробности, что забываешь какое именно событие или эмоции это вызвали.
А второе вызывала привычка с детства дочитывать книгу до конца, вдруг самый смысл там. Ни смысла, ни сюжета. Такое впечатление, что автору лет 16, он придумал сюжет и то что ему знакомо – нудно, но описал. А жизнь героев до тридцати лет – мутная стостраничная болтанка фразы из сказки «И жили они долго и счастливо».
Закончив читать решил посмотреть отзывы, сравнить со своими впечатлениями. И понял, что отзывы разделились чётко по половому признаку: мужские (с которыми мой созвучен) – прочитал, плюнул, написал отзыв и пошёл читать другие книги, и женские – восторженные и написанные лучше чем книга. Прежде чем начинать читать определитесь – кто вы.
Предупреждаю: в тексте спойлеры.