Каганат что это в истории
Каганат
Кага́н (хакан, хаган) — высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии. Хан ханов. В монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»).
Впервые засвидетельствован в китайских источниках применительно к центрально-азиатскому племени сяньби (III век). В 402 его приняли жужани вместо гуннского титула шаньюй. От жужаней он был заимствован аварами и тюркютами (с 551 г.), создавшими в середине VI века самую крупную на тот исторический момент кочевую империю — Тюркский каганат. После его распада титул получил хождение у многих тюркоязычных народов (хазары, уйгуры, карлуки, киргизы, кимаки и др.). [1]
В Европе с эпохи Великого переселения народов существовало три каганата: Аварский, Тюркский и Хазарский. Кроме того «каганом гор» в некоторых арабских хрониках назывался правитель страны Сарир в Горном Дагестане (IX век).
Титул кагана в IX веке носил и верховный правитель Руси, заимствовав его, как полагают, у хазар. Митрополит Илларион называл каганами киевских князей Владимира и Ярослава Мудрого. В Слове о полку Игореве титул употреблён по отношению к тмутороканскому князю Олегу Святославичу.
В форме «каан» появляется в источниках начиная с XIII века. Так обозначается верховный правитель Великого Монгольского Улуса, причём эта титулатура законодательно зафиксирована в Ясе Чингис-хана:
Царям и знати не надо давать многообразных цветистых имен, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто на царском троне сидит, один только титул приличествует — Хан или Каан. Братья же его и родичи пусть зовутся каждый своим первоначальным (личным) именем. [2]
Другая статья Ясы закрепляет порядок провозглашения кааном — кандидатура обязательно должна быть одобрена участниками великого курултая, совета всех чингизидов и кочевой знати. Нарушителям грозила смертная казнь.
Считается, что первым титул каана принял Угэдэй. [3] Рашид ад-Дин в Джами ат-таварих дополняет этим титулом имена многих членов рода Борджигинов, начиная с Бодончара, а также имена потомков Чингис-хана — правителей Угэдэя, Гуюка, Мункэ, Хубилая и Тэмура. Сам Чингис кааном не именуется. При этом, тот же Рашид ад-Дин замечает, что «Угедей… стал после Чингиз-хана кааном». [4] О «Чангыз-Каане» пишет и армянский историк Григор Акнерци (инок Магакия). [5]
Значение слова «каганат»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кагана́т
1. истор. государство, глава которого носил титул кагана
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: телеантенна — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «каганат»
Предложения со словом «каганат»
Сочетаемость слова «каганат»
Каким бывает «каганат»
Понятия со словом «каганат»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «каганат»
Столица хазарского каганата пала, цель похода была достигнута.
Образовалось большое и сильное государство, Русский каганат.
Это поражение стало началом их конца, Аварский каганат начал распадаться.
Синонимы к слову «каганат»
Сочетаемость слова «каганат»
Каким бывает «каганат»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
каганат
Смотреть что такое «каганат» в других словарях:
каганат — сущ., кол во синонимов: 1 • государство (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Каганат — Это статья о средневековом титуле. О фамилии см.: Каган Каган (хакан, хаган) высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии. Хан ханов. В монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»). Впервые засвидетельствован в… … Википедия
каганат — а; м.; ист. Государство, глава которого носил титул кагана. Хазарский каганат … Словарь многих выражений
Каганат — м. Государство, глава которого носил титул кагана. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
каганат — каганат, каганаты, каганата, каганатов, каганату, каганатам, каганат, каганаты, каганатом, каганатами, каганате, каганатах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
каганат — каган ат, а … Русский орфографический словарь
каганат — (2 м); мн. кагана/ты, Р. кагана/тов … Орфографический словарь русского языка
каганат — тар. Башында каган титуллы кеше торган хөкүмәт … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
каганат — у, ч. Держава в тюркських народів від середини 6 ст., на чолі якої стояв каган … Український тлумачний словник
каганат — нагатка … Краткий словарь анаграмм
Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»
Версий значения и происхождения «странного символа», как называли его историки раньше, очень много.
Одна из них — в этом материале.
Кто был Святослав по национальности? На чём он ходил через пороги Днепра?
Почему не принял христианство? Как он разгромил Хазарию и разгромил ли?
Проклятый Ненасытец
До сих пор в биографии князя Святослава, сына князя Игоря и святой равноапостольной княгини Ольги, много неточностей и выдумок. Это касается даже хорошо известного места его гибели. Во множестве официальных публикаций (даже в Википедии) написано, что князь Святослав Игоревич, возвращаясь из болгарского похода в Киев, погиб в районе острова Хортица в битве с печенегами.
Князь Святослав погиб действительно в битве с печенегами, но не в районе острова Хортица, а возле одного из самых крупных порогов на Днепре Ненасытец. Произошло это в 972 году. Сейчас в этом районе находится село Никольское-на-Днепре, в память об этом событии установлена памятная плита. Именно там воевода Свенельд (воевода ещё его отца, князя Игоря) говорил упрямому Святославу: «Ообойди, князь, пороги на конях». Но князь решил идти вверх по Днепру. Не получилось — на порогах ждали печенеги.
Перезимовал там. Но погиб в попытке перейти Ненасытец в битве с печенежским князем Курей. Дальше, как всем известно, Куря сделал чашу из его черепа и пил из неё. Что там пили печенеги? Кумыс?
Это можно узнать у их предполагаемых этнических потомков — башкир и гагаузов. Воинственный кочевой народ не оставил письменных свидетельств, но известно, что основой питания печенегов была крупа, сваренная в молоке.
Хортица
Версия о Хортице возникла, видимо, из-за того, что в Запорожье установлен памятник авторства скульптора Вячеслава Клыкова. В 2005 году в честь 1040-летия победы Святослава над хазарами были установлены два памятника. Один — в Белгородской области, другой — в Запорожье. И оба вызвали споры и протесты. Против установки памятника в Белгороде выступила Федерация еврейских общин России. На щите, которым прикрывается поверженный князем хазарин, скульптор (тот же Вячеслав Клыков) изобразил Звезду Давида. В итоге памятник был установлен не в городе, а в Белгородской области. Звезда Давида со щита исчезла.
А против запорожского памятника выступило местное отделение общества «Просвита», родноверы и другие неравнодушные товарищи. Одним не нравилось то, что Святослав держит меч как «побеждённый» — по замыслу скульптора князь передаёт меч потомкам. Вторые были недовольны тем, что Святослав держит меч как крест. Известно же, что он был язычник и креститься отказался. «Дружина будет смеяться надо мной», — вежливо отказал он матери, княгине Ольге.
Запорожец на престоле
Так назвал князя Святослава историк Михаил Грушевский.
Но кто был действительно князь по национальности? Его мать, Ольга, могла быть происхождения варяжского. Могла быть из славянского рода. И могла быть из болгарского рода (версия очень распространенная в болгарской историографии).
Есть также версия, что Ольга была дочерью Вещего Олега — наставника и регента князя Игоря. А Вещий Олег был братом жены Рюрика, отца Игоря (тоже одна из версий). То есть Вещий Олег — дядя князя Игоря, а Ольга — его двоюродная сестра. Были они варяги, славяне или скандинавы — об этом ведутся многолетние споры, которые не закончатся никогда. Нет точных сведений.
Но то, что Святослав не имел никакого отношения к запорожцам, это точно. Грушевский использует красивый образ, пытаясь метафорически соединить воинственного князя русов и войско запорожское.
Скорее всего, по многим признакам Святослав признал бы в войске запорожском своих противников — печенегов. Печенеги тоже вели полукочевой образ жизни, стиль их военных действий был — внезапный быстрый набег, постоянно меняли союзников, испытывали презрение к договорам, государственность у них практически отсутствовала.
Сын архонта Ингора и архонтессы Элги (так называл его родителей император Византии Константин Багрянородный), Сфендослав, очень удивился бы такому нелицеприятному для него сравнению. И, пожалуй, отправил бы «историка» в поход на моноксиле погрести веслами.
Кто такие моноксилы
Это не кто, а что. Лёгкие суда-однодревки (собственно, на греческом слово «моноксил» и означает «одно дерево»). Конечно, это было не похоже на каноэ индейцев Северной Америки или на лодки-долблёнки эвенков. Суда, на которых русы доходили до Константинополя, должны были быть более мощными. Как говорится, чтоб и десант высадить, и добычу унести. Русы называли их ладьями и стругами, греки — моноксилами.
«Да будет известно, что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии…» — говорил Константин Багрянородный.
Лёгкие суда с плоским днищем могли передвигаться и на море, и на реке, и по суше (волоком, или к ним приделывали для этого деревянные колеса). Нечто подобное такому моноксилу изображено на картине Василия Сурикова «Степан Разин». Это суда типа «река — море» были не очень красивы, не очень быстроходны, но для военно-торговых походов «из варяг в греки» подходили идеально. На этих судах невозможно было идти напрямую через море, как плавали сами греки. От Босфора по прямой до Херсонеса. «Моноксилы» шли вдоль берега, иногда их выкидывало на сушу. Но суда эти не вызывали насмешек у греков. Наоборот, Византия побаивалась воинственных русов на их моноксилах.
Кстати, именно так прибыла княгиня Ольга в свое время в Византию. Невероятная женщина! Сесть в какую-то лодку и отправиться через все пороги Днепра, через Чёрное море в Константинополь!
Хазария — страна иудейская
Самое известное «деяние» Святослава — разгром Хазарии. Он продолжил дело своего деда — Вещего Олега. «Отмстил неразумным хазарам».
Многие считают, что это страна была иудейского вероисповедания. Это заблуждение и привело к появлению древнего еврейского символа — Звезды Давида — на памятника Клыкова.
По поводу даже самой оценки, чем же была Хазария, ведутся до сих пор научные споры. Был это полукочевой хищнический союз различных кланов или суперразвитое для своего времени государство (версия, ставшая популярной после исследований Льва Гумилёва). В любом случае разгром «неразумных хазар» был важнейшим моментом укрепления власти русских князей.
Основной бог хазар — бог неба Тенгри. Были в государстве и христианские, и исламские общины.
Однако сама правящая верхушка Хазарии действительно дважды меняла веру. Один раз приняли ислам, во второй раз приняли иудаизм (считается, что либо под влиянием купцов-иудеев, либо под влиянием одного из Каганов, Обадии, чья мать была иудейкой).
К моменту похода Святослава Хазарский каганат ослабел. Причина — внутренние гражданские войны, борьба за власть. Возможно, религиозные споры.
Вопреки распространенному мнению Хазария после победы Святослава не прекратила существование. Каган, двор, знать и многие жители столицы переждали нападение русов на островах в Каспийском море.
История Хазарии продолжалась, они приняли ислам. Но постепенно слабели, и в конце концов Каганат исчез.
А Святослав после победы вывез в Киев торговую элиту хазарского государства и поселил купцов там с почётом и удобствами. У них в Киеве появился свой квартал. По происхождению они были хазары и евреи, а по вероисповеданию — иудеи. Считается, что урочище Козар в Киеве, возле впадения в Днепр реки Почайны, это и было место поселения хазарских купцов. Ну а мы наконец подходим к вопросу, который вызывает уже 30 лет яростные споры.
Тамга
Один из самых спорных вопросов сегодняшней Украинской геральдики — что представляет собой «тризуб»? Возможно ли, что это хазарская тамга?
Тамга — родовой знак, клеймо, которое ставилось на скот и другое имущество. Это очень распространенное явление у большого количества народов. Живёт тамга как символ и сейчас. Например, тамга Гераев — правящей династии Крымского ханства — сегодня используется крымскими татарами в качестве национального символа.
В Конституции Украины сказано: «Главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеской Державы Владимира Великого».
В публикациях тризуб называют «древним сакральным символом», «государственным знаком княжеской династии Рюриковичей». И, конечно, не обходится без курьёзов — «первое упоминание о тризубе встречается у Платона в описании одежды царей Атлантиды».
Поскольку Атлантида Платона — вымышленная страна — утопия, то никакого подтверждения исторической достоверности «сакральному символу» это не добавляет.
Однако «знак династии Рюриковичей», «Знак Княжеской Державы» — это такой же вымысел, как тризуб Атлантиды.
Никакой «Княжеской Державы Владимира Великого» не существовало. Это государство называлось Русь. Или Русская земля, или Русский каганат. Да и сам «князь Владимир» на самом деле назывался каган Василий.
«Спаси, Господи, кагана нашего»
Это надпись на стене собора Святой Софии в Киеве. Считается, что к Господу взывают родственники князя Святослава Ярославича (годы правления 1073 — 1076). Русских князей называли титулом каган, или хакан, и до крещения Руси, и после крещения. Митрополит Иларион прямо пишет: «великий каган наш Владимир» (о Владимире Святославовиче), «благоверный каган наш Ярослав» (о Ярославе Владимировиче). Митрополит был духовником князя Ярослава. Не только титул, но и имена князей были другими. После крещения Владимир стал Василием, а Ярослав — Георгием.
Византийские императоры называли русских князей «архонтами». Титул «князь» пришел на Русь из Болгарии в начале 12 века. И «князь Владимир» тоже очень удивился бы, узнав, как его, великого кагана и архонта, называют не очень благодарные и всё перевравшие потомки.
Языческий тризуб
Но вернёмся к «знаку Княжеской державы». Общего символа государства в то время не было. Каждый князь имел свои символы. Общего «знака династии» не было. Тризубцы и двузубцы были найдены на многих вещах, кирпичах, монетах. Но как герб это, конечно, не рассматривалось. Да и гербов государств тогда в основном ещё не было.
Это был знак собственности, что-то вроде личной подписи.
Почему же Владимир взял этот символ для своих денег?
Причины этого мы не знаем. Историки предполагают несколько. Одна из самых популярных версий — титул «каган», знак двузуба и тризуба были позаимствованы Святославом, а потом его детьми и внуками как знак того, что их держава равна Великой Хазарии.
Популярными были и двузуб (у Святослава и Ярополка), и тризуб (у Владимира и других князей).
Вообще же версий очень и очень много.
Одна из них. Князья (Святослав, Владимир) были военачальниками одного из хазарских кланов. Поход Святослава «на хазар» — часть какой-то внутренней хазарской междоусобицы.
Или Владимир использовал этот знак как языческий амулет. Да, Владимир принял православие и отказался от язычества. Но это не мешало ему оставить и некоторые языческие обычаи.
Ещё версия. Тризуб — символ того, что князь теперь контролирует часть хазарского государства. Это как бы его собственность.
Голубоглазая, светловолосая красавица Анна по прозвищу Руфа (Рыжая) совершенно не хотела выходить замуж за «руса», но император ее уговорил. Владимир захватил византийский Корсунь в Крыму (Херсонес) и угрожал пойти на Константинополь.
Таким образом, брак с Анной решал вопрос безопасности Византии и помогал получить военную помощь русов. Анне пришлось согласиться. «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть», — так сама византийская принцесса воспринимала этот брак.
Но умерла она в Киеве, через много лет. Возможно, князья Борис и Глеб — её сыновья.
Мистический знак
«Загадочный знак» — так много лет называли исследователи тризубец Владимира. Ничего мистического и загадочного в нём вроде бы нет. Но многие тамги — действительно мистические символы, магические знаки. По крайней мере, частично в них есть такая смысловая нагрузка. Кроме того, этот символ — знак «восточного аристократа».
Тамга с трезубцем — известный атрибут монгольских родов, Волжской Булгарии, тувинских родов. Везде она означает «нахождение на государственной службе высокого уровня.» Это аристократ, военачальник.
Что хотел сказать своей монетой князь Владимир? Что он продолжает считать себя аристократом Каганата?
Что он противопоставляет себя Византии как самостоятельный правитель, а не вассал, поставив личный знак собственности на обороте монеты, где изобразил себя же в византийской короне? В чем тоже был некоторый «вызов».
Хотел ли он сказать, что он великий шаман (знак, очень похожий на тризуб, часто встречается в изображениях шаманов). Или тамга в данном случае — простой коммерческий знак? Скорее всего, всё это вместе. Тризуб — это «знак собственности восточного аристократа». В Золотой Орде двузубцы и тризубцы означали принадлежность к правящему роду. У ногаев, киргизов, башкир двузубцы и тризубцы упоминаются как «ханская тамга», «султанская тамга».
Титул кагана исчез вместе со «знаками Рюриковичей». Уже в 12 веке, когда было написано «Слово о полку Игореве», русские князья называются князьями. А тризубцы и двузубцы были заменены на христианские символы.
Георгий Нарбут и другие масоны
Но как всё-таки тризуб оказался символом Украины? Это в определенной степени случайность. Тризуб был нарисован как символ УНР художником Георгием Нарбутом. Одобрен главой УНР Михаилом Грушевским. Изначально Грушевский предлагал сделать символом «золотой плуг на синем фоне». Рассматривали такие символы, как золотой лев (львовский герб), архистратиг Михаил (покровитель Киева). Но остановились на трезубце.
Он оставался символом державы и при гетмане Павле Скоропадском, и при главах Директории Владимире Винниченко и Симоне Петлюре.
Конечно же, есть и «конспирологическая» версия.
Это заговор «мирового правительства», которое таким образом утверждает вассальное отношение Украины к Великой Хазарии.
Не важно, что Хазарии не существует больше 1000 лет. Есть Великая Хазария, олицетворяющая власть хазарских и иудейских купцов. По сути мировое правительство.
Есть и ещё одна версия.
Масоны Грушевский и Керенский
Почти все члены Временного правительства, «уничтожившего царизм» в России в феврале — марте 1917 года, были масонами. Масоном был и сам Керенский. В годы перед революцией Керенский совершил три поездки в Киев и Харьков (в 1913, 1915, 1916), где были большие масонские ложи. Видимо, для координации будущего захвата власти.
Справедливости ради, надо сказать, что эти ложи другие, «настоящие» масоны считали политическими кружками, «парамасонскими» организациями. Но для политических целей они вполне годились.
Членами масонских лож были сам Грушевский, Скоропадский, Петлюра и автор будущего герба УНР Георгий Нарбут, многие члены правительства — Прокопович, барон Штейнгель, Шульгин, богатейший сахарозаводчик Терещенко (министр финансов Временного правительства). Все они входили в ложу «Великий Восток народов России». Ничего «масонского» в символе тризуба, скорее всего, не было.
Сами же главы УНР не были какими-нибудь «посвященными высокого градуса». Это действительно был политический кружок. Больше даже похожий на пародию на масонскую ложу. Впоследствии, в эмиграции, тем из них, кто желал продолжить «масонскую карьеру», приходилось заново проходить посвящение.
Грушевский остался в СССР, продолжил профессорскую карьеру и сам вспоминал впоследствии о «масонском прошлом» с неохотой.
Курьезы Барбадоса
Кроме Украины «сакральный символ» использован в гербе ещё одного государства — Республики Барбадос. Более того, совпадает и цвет барбадосского флага. На сине-желтом фоне гордо расположился тризуб. Сами барбадосцы поясняют, что это символ бога морей Посейдона. Синий цвет — море, жёлтый — песок их земли.
Удивительное совпадение!
Могучая Хазария: история исчезнувшего государства
Со школьной скамьи мы помним пушкинские строки: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Для большинства из нас эта поэтическая формула является едва ли не единственным напоминанием об исчезнувшем народе и государстве. Зато наука знает о них гораздо больше. Наш собеседник Всеволод ВИХНОВИЧ, сотрудник Петербургского института иудаики, как раз и принадлежит к числу тех исследователей, которые изучают источники, связанные с историей хазарского государства.
Только в последние годы подтвердился известный по письменным источникам факт, что дельта Волги была одним из центров Хазарского царства. ФОТО Григория ВИХНОВИЧА
— Всеволод Львович, так кто же такие хазары и почему им непременно надо отомстить?
— Понимаете, для Пушкина главным источником была «История государства Российского» Карамзина. В ту пору о хазарах еще толком ничего не знали: ученые лишь подступали к изучению этой темы. И Пушкин, по всей видимости, посчитал хазар одним из кочевых народов, нападавших на Русь. Что было несправедливо. Хазария, наоборот, служила буфером между Русью и кочевниками, тем самым защищая славян от набегов печенегов и тюрков.
Примерно в 630 году, после длительных походов в Закавказье, в которых главной ударной силой были хазары, Тюркский каганат распался. Началась ожесточенная борьба за его наследие и территорию.
Территория Хазарии доходила почти до нынешнего Киева (поселение на его месте тогда уже, несомненно, существовало), хазары подчинили себе Северный Кавказ и большую часть Крыма. Доминирование хазар в этом регионе было настолько велико, что арабо-персидский географ IX века Ибн-Хордадбех даже называл Черное море Хазарским. Арабский автор Х века Ибн ал-Факих обозначал Азовское море как «залив хазар».
— Сколько же времени просуществовала Хазария?
— Почти триста лет, до середины Х века, и она была сильнейшей империей, такой же, как Византия и Арабский халифат. С православной Византией отношения у нее складывались добрососедские, хотя тайные интриги и случались. А вот с Арабским халифатом, устремившимся после завоевания Закавказья на север, все было не так однозначно.
Впервые арабское войско, покорившее прежде Северный Кавказ, попыталось завоевать хазар в 653 году, но получило от них серьезный отпор. Арабо-хазарские войны длились с переменным для каждой стороны успехом до 730 года. При этом хазары оттягивали на себя лучшие арабские войска, угрожавшие Византии.
Благодарность Византии была настолько велика, что император Лев Исавр в 732 году женил своего сына на сестре хазарского кагана Чичак (по-тюркски «цветок»), принявшей после крещения имя Ирина. Позднее ее сын стал императором Византии под именем Лев Хазар.
Впрочем, после ухода Марвана с добычей каган и его подданные вернулись к прежним порядкам жизни.
— Ислам хазары не приняли, зато перешли в иудаизм. Почему?
Вот так верхушка государства приняла иудаизм, ставший официальной, господствующей государственной религией мощного государства, в состав которого входили десятки племен и народов. И сам термин «хазары» стал не только названием народа, но и общим именем подданных хазарского правителя.
Однако, даже приняв иудаизм, Хазария отличалась религиозной веротерпимостью. В городах и армии наряду с иудеями совершали свои обряды мусульмане, христиане и язычники. В Итиле, как сообщал арабский географ Масуди, существовало даже отдельное судопроизводство для приверженцев каждой религии: по двое судей для иудеев, христиан, мусульман и даже один для язычников.
Некоторые исследователи полагают, что принятие Хазарией иудаизма продемонстрировало ее духовную независимость от Византии и Исламского халифата. Хазария стала единственным на тот момент иудейским государством в мире. И оказалась убежищем для многих иудеев, которых преследовали в Византии и мусульманских странах. Здесь складывается большая и сильная еврейская община, в большом количестве появляются синагоги.
— По каким источникам кроме археологических мы можем судить о Хазарии?
— Есть много свидетельств письменного характера: это арабские, персидские, сирийские, армяно-грузинские, китайские, европейские источники. И даже русская «Повесть временных лет».
Самые подробные сведения об этом государстве содержатся в письме хазарского правителя Иосифа, адресованном знатному еврейскому вельможе при дворе халифа мусульманской Испании Хасдаю ибн Шапруту. Тот узнал от византийских посланцев о существовании в 15 днях пути от их страны иудейского царства хазар, которые, по их словам, «обладают военной силой и могуществом, полчищами и войсками» и «выступают на войну по временам».
Заинтересовавшись, Хасдай через ученых отправил письмо хазарскому кагану с просьбой рассказать о его царстве. И получил ответ, написанный на общем в то время для всех общин иудеев еврейском языке Библии (метаязыке еврейской цивилизации). Эта переписка и связанные с ней документы, которые хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, были собраны, переведены на русский язык, прокомментированы и изданы в 1932 году в Ленинграде академиком Павлом Коковцовым.
Что касается экономики, то в письме цитировались слова византийских посланников о торговых отношениях между Византией и иудейской Хазарией: «Корабли приходят к нам из их страны и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары». Отмечу, что если северных варваров (пришлые кочевые племена, например, печенегов) культурная Византия обычно подкупала, то на юге, с балканскими славянами, старалась выстраивать взаимовыгодное сотрудничество.
— Не могу не вернуться снова к пушкинскому Вещему Олегу. Какие же все-таки его действия имелись в виду?
— Начнем издалека. Письменные источники свидетельствуют, что значительную часть населения Хазарской державы составляли славяне. Археологические памятники также свидетельствуют о мирном сожительстве славян с носителями культуры, считающейся характерной для Хазарии.
Однако поскольку славяне овладели Средним Приднепровьем с согласия хазар и при их содействии, то, поселившись там, они оказались данниками Хазарского каганата. По сообщению русской летописи, дань хазарам платили поляне, северяне, радимичи и вятичи.
Что же касается князя Олега. В конце IX века он, получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, овладел Киевом, который находился под контролем варяжских князей Аскольда и Дира, перенес туда столицу и подчинил себе соседние славянские племена северян и радимичей. Прежде они находились в зоне хазарского влияния.
Олег прославился походом на Византию в 907 году: именно он прибил щит к вратам Царьграда. В то же время сошлюсь на слова современного историка Евгения Пчелова: он указывает, что летопись ничего не говорит о военном конфликте Руси и хазар во время Олега.
Киевский князь Святослав, правивший с 945 года, как сообщается в «Повести временных лет», пошел на вятичей и спросил: «Кому платите дань?». Они ответили: «Козарам». Как сказано далее, Святослав победил вятичей и возложил на них свою дань. То есть вывел территорию вятичей из-под хазарского контроля.
Один из первых русских историографов Василий Татищев в своем труде «История Российская с самых древнейших времен», основываясь на летописных источниках, отмечал, что после этого разгрома значительная часть хазар, спасаясь от печенегов, переселилась на Русь. Другие ушли на Кавказ и в Предкавказье.
На мой взгляд, политику Святослава вряд ли можно было назвать дальновидной. Он сокрушил сильное государство, служившее буфером между Русью и кочевниками. Теперь она оказалась с кочевниками лицом к лицу, и те начали осаждать Киев. Собственно говоря, Святослав сам погиб именно от рук печенегов.
— Но если Хазария была такой могучей, то где же зримые следы ее наследия?
— Материальных свидетельств сравнительно мало. Почему? Одна из причин в том, что в иудаизме главным являются не молитвенные здания, а священные тексты.
Тем не менее на Кавказе сохранились иудейские надгробные камни. В южной Венгрии при раскопках в местечке Челарево были обнаружены хазарские захоронения. Там нашли обереги с иудейскими символами.
— Вы придерживаетесь той точки зрения, что Хазария сыграла для Руси позитивную роль. Но ведь есть и ученые, оспаривающие эту концепцию.
— Историческая оценка Хазарского каганата многие годы зависела от господствовавшей в нашем государстве идеологической установки. Я уже упоминал об основателе советской школы хазароведения археологе Михаиле Артамонове, директоре Государственного Эрмитажа. В книге 1939 года «История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства» он доказывал, что Хазария сыграла важную позитивную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья, заслонив их от арабского нашествия.
Однако после Великой Отечественной войны на фоне борьбы с космополитизмом иудейская Хазария уже не могла рассматриваться со знаком «плюс». В декабре 1951 года в газете «Правда» появилась заметка «Об одной ошибочной концепции». В ней Артамонов был обвинен в том, что, настаивая на позитивном значении Хазарии для Древней Руси, он слепо следует «порочным взглядам буржуазных историков», умаляет достижения русского народа. В статье в центральной партийной газете хазары были названы дикими ордами разбойников, которые терроризировали Русь опустошительными набегами.
Именно эта оценка никому не известного автора (по фамилии Иванов) послужила сигналом к разгромной критике Артамонова в академических учреждениях Москвы и Ленинграда. Крупные ученые как по команде выступили против «идеализации Хазарии» и «искажения истории Родины». Более того, такое утверждение на некоторое время определило отношение советской науки к историческому наследию Хазарского каганата. Артамонову пришлось покаяться в «порочности» своей концепции.
Во время оттепели отношение к хазарам смягчилось. В 1962 году увидел свет фундаментальный на тот момент труд Артамонова «История хазар», в котором он вернулся к своим прежним взглядам. Впрочем, это не мешало, например, историку Льву Гумилеву называть Хазарию паразитическим государством, угнетавшим славян и установившим «хазарское иго». Правда, концепция Гумилева в ученых кругах никогда не доминировала.
Много лет археологи искали древний город Итиль. В конце 2000-х годов было объявлено, что его обнаружили на Самосдельском городище близ Астрахани. Мне довелось побывать там на раскопках. Величавая картина: притоки Волги, степь, степное раздолье. и находка Итиля действительно стала событием мирового значения, сравнимым с обнаружением берестяных грамот Великого Новгорода.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6418) от 10.04.2019 под заголовком «Благодарность «неразумным хазарам»».