Как автор заставляет понять читателя что преобразования необходимы отцы и дети
Итоговое занятие по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Преобразования необходимы…» (Характеристика эпохи на материале романа).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №
по учебной дисциплине профессиональному модулю междисциплинарному курсу
ОУД.01 Русский язык и литература. Литература.
Тема: Итоговое занятие по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Преобразования необходимы…» (Характеристика эпохи на материале романа).
Время проведения 2 Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 1 курс группа А
Вид и тип учебного занятия комбинированное.
Наименование педагогической технологии: эвристическая беседа, аналитическая работа с текстом романа, письмами писателя, отзывами критиков романа.
Межпредметные связи: История («Подготовка реформы отмены крепостного права»), Мировая художественная культура («Крепостничество и тяжелая жизнь народа в творчестве художников-передвижников»), Обществознание («Человеческая деятельность и общество»).
Цель и задачи учебного занятия:
Учебная: через эвристическую беседу, работу с текстом, анализ эпизодов проследить, как эпоха 60-х годов 19 столетия нашла свое отражение в произведении; учить, сопоставлять, анализировать эпизоды и характеры героев, видеть мотивы их поступков, сравнивать и определять свою позицию с позицией критиков и исследователей романа; связать факты биографии писателя и его писем с текстом произведения.
Воспитательная: воспитывать гражданскую позицию обучающихся; терпимое отношение к иным точкам зрения; активного вдумчивого, внимательного читателя; размышлять о судьбах истинного искусства и литературы.
Овладение обучающимися результатами освоения учебной дисциплины:
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных
Оборудование: портрет писателя, тексты романа «Отцы и дети»», иллюстрации к роману.
И.С.Тургенев. Избранные сочинения./ Г.Беленький, П. Николаев. М.: Художественная литература. 1990.- (библиотека учителя).
Зинин С.А., Сахаров В.И. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «русское слово-учебник», 2014 г. – 280 с.
Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс, I полугодие. М.: ВАКО, 2014 г. – 464 с. (В помощь школьному учителю).
Раевская Н.Ф., Михайленко Т.Н. Литература. 10 класс; Планы – конспекты уроков. – Харьков: Веста, 2002 г. – 224 с.
Как автор заставляет понять читателя что преобразования необходимы отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и Дети».
«Необходимы ли преобразования?» и «Молодое поколение» в романе.
Роман Ивана Сергеевича, написанный им в тысяча восемьсот шестьдесят втором году, и названный «Отцы и Дети», вызвал множество статей, стихотворных и прозаичных парой, карикатур и эпиграмм. Главным объектом полемики был образ центрального героя произведения – Евгений Базаров. В шутливой форме Салтыков-Щедрин так сформулировал сущность этих слов: «..есть ли созданный г. Тургеневым Базаров фига и карикатура, над которою нужно издеваться, или же он есть идеал, которому нужно подражать?» Разногласия доходили именно до подобных крайних суждений.
В романе, с исключительной остротой, сказалась уже знакомая нам черта таланта автора, владевшего, по словам его современников, особым чутьём угадывать нарождающееся в обществе движение. Злободневность романа заключалась не только в изображении нового человека, но и в том, что писатель запечатлел картины острой, непримиримой борьбы враждебных друг другу общественных лагерей – «отцов» и «детей». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Фактически это была борьба между либералами и революционными демократами.
Дыхание эпохи, её типические черты ощутимы и в центральных образах произведения, и в том числе в историческом фоне, на котором разворачивается вся эта история …
Александр Сергеевич Пушкин говорил, что в «Евгении Онегине» время у него рассчитано по календарю. Точная датировка – характерная черта и тургеневских романов. Действие в романе начинается двадцатого мая тысяча восемьсот пятьдесят девятого года и заканчивается зимой тысяча восемьсот шестидесятого года; в эпилоге автор информирует читателя, что «делает теперь, именно теперь, каждое из выведенных лиц». «Теперь», это значит, в тысяча восемьсот шестьдесят втором году, именно в то время, когда «Отцы и Дети» появился на страницах «Русского вестника».
Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия этого времени, борьба общественных сил в эпоху шестидесятых годов – вот что нашло отражение в образах романа, составило его исторический фон и сущность его основного конфликта.
Поражает удивительных лаконизм тургеневского стиля; весь этот огромный материал уместился в рамках, относительного небольшого произведения! Автор не даёт развёрнутых полотен, широких картин, не вводит большого числа действующих лиц. Он собрал лишь самое характерное, важное и существенное.
Образ главного героя – Базарова, занимает в романе центральное место. Из двадцати восьми глав, лишь в двух, Базаров не появляется, а во всех остальных – двадцати шести главах, он занимает, действующую роль. Все остальные герои, группируются вокруг Базарова, раскрываются во взаимоотношениях с ним, рельефнее и резче оттеняют тот или иной облик героя. При этом, в произведении не освещается история жизни главного героя. Взят лишь один какой-то период этой истории, автор показал лишь её поворотные моменты.
«Художественная деталь» в романе.
Она впечатляющая и точная, и помогает автору убедительно и кратко рассказать своему читателю о тех людях, которые задействованы в романе; об их жизни, о стране, в один из переломных моментов в истории.
Этот вопрос и тревожит каждого героя романа. Николай Петрович Кирсанов толкует «о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины и так далее». Павел Петрович Кирсанов возлагает надежды на мудрость правительства и на патриархальные нравы, на народную общину.
Но, с каждой страницей романа, читатель ощущает то недоверием народа к власти, к помещикам; народ у ним относится враждебно. Копятся в людях мятежные силы, и пропасть между крепостными и крепостниками всё шире и глубже. Как характерны жалобы Николая Петровича на наёмных рабочих, на служащих из вольноотпущенных, на крестьян, которые не хотят платить оброк; как отчуждению, неприветливо встречают в Марьине молодого барина («толпа дворовых не высыпала на крыльцо»).
Картину предреформенной России довершает горькое, как бы ненароком оброненное замечание автора: «Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит ещё скорей».
И вот на фоне этой нищей, рабской, неустроенной жизни, вырисовывается могучая фигура Базарова. Это человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», неспособным решить основные проблемы своей страны, своей эпохи …
«Молодое поколение в романе»
В романе Тургенева изображается кризисный момент в жизни русского общества. Мы видим, как рушатся вековечные устои, как разваливаются «дворянские гнёзда» и нарушается жизнь русской общины.
Центральной идеей, которую предлагает молодое поколение и в которой оно видит возможность выхода России из кризиса, оказывается идея «нигилизма». И центральная фигура романа, его главный герой являет собой живое воплощение этой идеи. Базаров считает, что «в теперешнее время полезнее всего отрицать», он отрицает всё. Идея нигилизма, таким образом, затрагивает все стороны жизни, речь идёт не о частичных переменах, а о качественном, сущностном изменении человеческой жизни.
Полагается, что до настоящего момента человечество шло по ложному пути, существующая цивилизация погрязла во зле, несправедливости и лжи. Абсолютное отрицание требует отказа от всего созданного, от «лжеистории» и прихода к новой, «внеисторической жизни». Люди должны следовать общим законам природы, она – «мастерская», «человек в ней – работник». Иного отношения к миру быть не может. Следует заниматься не философией, искусством или политикой, а удовлетворением самых насущных потребностей, опираться на науку, а не на собственные «фантазии».
Базаров понимает, что совершить подобный переворот в истории не под силу одному поколению. Себя он чувствует предвестником новой эры, человеком, увидевшим Истину, к которой неминуемо придут и другие. Он не пытается переубедить «отцов», не занимается пропагандой: это ниже его. Он – символ. Он хочет, чтобы его жизнь соответствовала истинной жизни «нового человека», «человека Вселенной», «работника в мастерской природы».
Именно безграничная уверенность Базарова, дающая почувствовать его знание «Высшей Истины», которое позволяет ему говорить «мы» вместо «я»; именно внутренняя сила этого человека, а не какие-либо доводы приводит Базарова к полной победе над «отцами».
Но ортодоксальность, возможная в сфере общих, отвлечённых теорий, оказывается неприемлемой для «живой жизни». Воинствующий материализм, который в области идей соответственно «уравновешивает» пресытившие всех в тот момент идеалистические теории, в человеческой жизни оборачивается драмой, даже трагедией. Именно эту драму двух поколений и изображает Тургенев: «отцы» чувствуют себя «отставшими людьми», судьба «детей» трагична. Базаров, считающий, что в своей жизни он опирается на естественные законы, на самом деле эти законы нарушает.
Избранная им роль «символа», по сути Бога, не подходит для эгоистической человеческой натуры. Самолюбие, самоутверждающее начало неизменно перевешивает. Из-за «высшей милости», «снисхождения» к слабости остальных людей проглядывает презрение. Вспомним, как относится Базаров к Ситникову и Кукшиной, считающих себя его последователями. А каковы они, эти «реальные нигилисты», люди «новых воззрений», подхватившие свежие идеи? В романе Тургенев показывает, как трансформируются идеи в мире действительности. Мы видим, как они входят в жизнь практически всех слоёв общества: в этом ряду «прогрессистов» оказываются петербургский советник Матвей Ильич Калязин и губернатор, сын кабатчика Ситников и «степная помещица» Кукшина. Даже «усовершенствованный слуга» Пётр чувствует себя человеком «новейших воззрений».
Сторить свою жизнь, свои отношения с людьми согласно новым представлениям, быть «человеком Вселенной» удаётся лишь Базарову, да и то лишь какое-то время. ситников же и Кукшина, отказавшись от общепринятых отношений, полностью теряют почву, они одиноки, у них нет ни родины, ни корней, ни семей. Их никто не воспринимает всерьёз, над ситниковым смеются и люди высшего круга и даже его собственная жена. Таким же комичным и одиноким оказывается и «усовершенствованный» Пётр, это прямо-таки какая-то « застывшая фигура». Даже более консервативные чиновники не удовлетворяют вполне ни одну из частей расколовшегося общества. И они заняты скорее доказыванием правомерности, полезности собственного существования, чем реальным делом.
Действия этих героев сопровождает ненужная суетливость, бестолковость, говорящая об их растерянности. Они мечутся «как белки в колесе» и в итоге» оказываются за границей»: там быть прогрессистом, вероятно, легче, чем в России. Чувство растерянности испытывает и Базаров, он стушевывается в аристократических апартаментах» Одинцовой, а в Марьине, как «настоящий феодал», дерётся на дуэли с Павлом Петровичем. Конечно же, разом отвергнуть всё сложившиеся взгляды, обычаи, всю веками сформировавшуюся культуру невозможно. Более того, понять, что отличает человека от животного мира способность помнить, хранить, передавать – даёт ему возможность совершенствоваться, открывает перед человеком определённый путь, ограждает его от простого растворения в настоящем.
Но основная трагедия идеи «нигилизма» связана с её попранием законов самого человеческого естества. Нигилисты отрицают «романтическую любовь», то есть именно человеческую, гуманистическую любовь, связанную с чувством прекрасного, с верой, с готовностью к самопожертвованию. Отрицается и сама способность и потребность человека видеть красоту, наслаждаться ею, а вместе с этой потребностью отвергаются искусство и философия. Базаров пытается в себе подавить даже любовь к собственным родителям, которые в нём души не чают. Ему недоступно и чувство дружеского единения.
Но всё это противоречит природе человека. Базаров влюбляется в Одинцову, и его крах как «нигилиста» вызван именно пробуж-дением этого вечного, неистребимого человеческого чувства. догматизм и сама суть идеи «нигилизма» несут в себе преступление против жизни, уродуют человеческую личность. Мы видим «неестественную» Кукшину, окончательно запутавшегося Ситникова, окоченевшего от глупости и важности Петра с его «ю» вместо «е». За внешним комизмом скрывается драма людей, обделённых любовью и способностью любить, потерявших собственное «я».
Красивая, умная, внешне столь гармоничная Одинцова переживает ту же трагедию женщины, неспособной полюбить. Она называет себя и Базарова «стариками». Они оказываются вне той «живой жизни», с её законами любви и дружбы, с необходимостью создать семью, став отцом или матерью.
Некоторые представители молодого поколения в романе следуют этим естественным законам. Это – Аркадий, Катя и Фенечка. В их портретах и характеристиках отмечается та детская непосредственность восприятия, открытость и безыскусственность, которую утратили «нигилисты». Именно этим героям и их детям предстоит примирить то новое, что открыли «нигилисты», с уже существующим, связать эпохи. Они призваны созидать, а не разрушать. В них сильнее выражено «женское начало», способность вжиться, примириться с существующим порядком вещей и обогреть внешнюю неустроенность теплом внутренней, личной жизни.
Наиболее полно вбирает в себя это «женское начало» Фенечка. Она способна бескорыстно дарить любовь, призвана быть женой и матерью скрашивать существование другого человека. В этом отношении образ Фенечки оказывается полярным образу Базарова. Чувство особой правоты, которое даёт Базарову его идея, Фенечка испытывает благодаря своему материнству. Внутренняя жизнь героев, которым присуще «женское начало», очень богата и разнообразна, но они слабы перед внешними обстоятельствами, неспособны к поиску и открытию чего-либо действительно нового. Они не обладают тем зарядом энергии, который несут в себе люди типа Базарова, «мужского типа», «воины», «застрельщики».
О примирении «мужского» и «женского» начала, об их гармоничном сосуществовании, которое позволило бы избежать столь драматических кризисов в смене поколений, на пути развития человеческого общества, и пишет Тургенев в конце романа.
Сочинение на тему «Время перемен в романе Отцы и дети»
В романе Тургенева «Отцы и дети» описан переломный период в жизни России: менялся экономический, социальный и политический строй общества. Старая аристократия придерживалась традиционных взглядов, а революционно настроенная молодежь хотела свободы. Им нужна была свобода от предрассудков, от устаревших моральных ценностей, от сословного разделения общества – от всего, что ограничивает человека в развитии. Молодежь готова была разрушить все, чтоб «расчистить место для нового».
Старшее поколение ценит свой уютный аристократический мир, в котором есть место только прекрасному. В нем важны искусство, традиции и принципы, воспевается красота природы и любовь к женщине. «Отцы» ведут созерцательный и праздный образ жизни, не замечают людей других сословий, не видят разрухи и нищеты народа.
Базаров предлагает опираться на науку, логику, разум, пользу, реальную деятельность. Он видит социальную несправедливость, замечает упадок экономики и необходимость реформ во всех сферах.
Привели ли разногласия между поколения к реальным переменам? Едва ли, ведь в романе показано лишь зарождение людей нового типа. Базаров –
единственный представитель молодого поколения, который видит необходимость перемен. Кажется, что Аркадий разделяет его взгляды, но он просто хочет показать себя взрослым, демонстрируя обычный «слом авторитетов». Аркадий охотно идет по жизненному сценарию отца, женится, берет на себя управление отцовским поместьем. Возможно, он будет более рачительным хозяином, чем его отец, и наконец-то найдет общий язык с мужиками. Вот и все перемены.
Как автор заставляет понять читателя что преобразования необходимы отцы и дети
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
СОДЕРЖАНИЕ:
Но Аркадий приехал не один, а с Евгением Базаровым, «добрым приятелем», студентом медицинской академии. Ему и предстоит стать главным действующим лицом; в деревенском доме Кирсановых представлять и говорить от имени своего поколения.
Неоспоримое в романе главенство Базарова нам дано осознать поначалу как меру влияния на своего друга. Следующая глава, описывающая обратный путь, это покажет. Дорога домой, в имение, которую предстоит проделать гостю – в тарантасе, отцу и сыну Кирсановым – в коляске, впереди.
Содержание третьей главы этим не исчерпывается. Два мотива начинают здесь звучать, как в музыкальном произведении, определяя тональность повествования. Вновь припомним дату встречи. Остается ровно год и девять месяцев до того, как был опубликован манифест об освобождении крестьян (так называемое «положение 19 февраля 1861 года»). За ним последовали радикальные изменения армии, суда… Реформы ознаменовали начало царствования Александра II. В глазах современников шестидесятые годы девятнадцатого века явились «эпохой великих реформ», давно ожидаемых. Эти реформы давно чаял писатель, написавший «Записки охотника», давший предшествовавшему роману название «Накануне».
В начале «Отцов и детей» перед нами знакомое по «Рудину» зрелище крестьянской нищеты: «…Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами (видно, в голодную зиму пришлось солому с крыш скотине кормить – О.Т.), и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен. Мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках. » В описании крестьянской бедности автор заставляет звучать новую ноту. Картину весеннего дня (который, как известно, год кормит) дополняют мужицкие телеги. Мужики «шибко катились» – «полагать надо, что в город. В кабак». Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам.
К категории вечного принадлежит искусство. С природой оно связано неразрывно. Спустя несколько минут Аркадий, наконец побежденный красотою весеннего дня, восклицает: «Но что за чудный день сегодня!» Отец его подхватывает, вспоминая строки Пушкина. Они приходятся особенно кстати: «Как грустно мне твое явленье…» Вдохновенно цитирующего Николая Петровича, Аркадия, который слушает «не без сочувствия», обрывает на этот раз Базаров. Он обращается к другу с прозаической просьбой: «…Пришли мне спичку, нечем трубку раскурить». Оба приятеля закуривают и пускают в волшебный весенний воздух клубы «заматерелого табаку».
Нужны ли перемены обществу и почему? Аргументы И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. Н. Островский «Гроза» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Перемены всегда играли существенную роль в нашей жизни. Они побуждают нас к действиям, которые ведут к новым невероятным открытиям, позволяющим обществу развиваться в самых разных направлениях. Но нужно твёрдо понимать, что любое изменение в привычном укладе может нести разный характер: открытие новых, невиданных ранее границ, или же разрушение чего-то очень важного, ставшей самой настоящей ошибкой в истории человека.
Но обществу всё же необходимы перемены, но почему?
Для ответа на данный вопрос рассмотрим роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», в котором стоит присмотреться к главному убеждению Евгения Базарова — нигилизму. Отрицание всего чувственного и «живого» — его незыблемое правило, а разрушение старого для постройки нового — основа. Однако верны ли были подобные взгляды? — однозначно нельзя дать ответ. С одной стороны, нигилизм — это тот путь развития, который необходим обществу; отказавшись от «лишних глупостей», человек может сконцентрироваться на главной задаче и стремительно двигаться к ней, тем самым ускоряя развитие как самого себя, так и других людей. Но с другой — отказавшись от простых человеческих эмоций, он потеряет и сам смысл своего существования, перестанет видеть красоту вокруг, и весь мир для него станет безликим и пустым, как и он сам. Отчего выходит, что нигилизм можно назвать переменой, о которой мечтает общество, грезя о великом развитии, но боится человек, для которого подобное станет медленным ядом, постепенно убивающим его день за днём.
Вторым примером для анализа станет прекрасная пьеса и драма «Гроза», написанная А. Н. Островским. Катерина — спокойная и тихая девушка, которая всегда старалась быть примерной женой и хорошей хозяйкой. Ей хотелось стать подобной птице, что парит в небе в полной воле и свободе, а не быть загнанной в золотую клетку, выслушивая нравоучения чуждого ей общества. Но жизнь даёт шанс изменить подобный уклад в виде Бориса, который мог спасти бедную девушку. Однако, когда она смогла переступить себя и свои принципы, осмелившись сбежать вместе с ним прочь, он отверг её, испугавшись ответственности. Катерина отражает разбитого человека, потерявшего последний шанс на новую жизнь. Она не сможет больше вернуться в опротивевшую повседневность, но и идти ей некуда, только вступить на путь полной безмятежности, что девушка и сделала. Перемены в её жизни были просто необходимы, но хорошо ли они сказались на ней или плохо – сказать сложно. Общество рано или поздно сломало бы Катерину, убив в ней саму себя, а эта борьба с системой дала ей тот глоток воздуха, то чувство скорой свободы, о которой она так мечтала… А стоило оно того или нет, каждый сам для себя решит.
Перемены — это всегда неопределённость. Нельзя никогда предугадать, как и на что они повлияют. И неважно — хорошие ли изменения нас ждут или плохие – они помогают нам двигаться вперёд, учат преодолевать трудности и расти как личность. Однако всё же стоит задумываться о своём будущем и решать самостоятельно, каким именно ты хочешь его видеть, и что готов поменять в своём привычном ритме, дабы в конце всё же достичь желаемого, не взирая на все преграды.
Требование №1. Объем итогового сочинения.
Количество слов: 466.
Требование №2. Самостоятельность написания итогового сочинения.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.