Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский

Урок литературы в 11 классе по повести А. Куприна «Поединок»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Это мой поединок с царской армией…»

А.И.Куприна «Поединок»)

…И своим романом я вызову на

поединок царскую армию.

Цель: 1. Познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна (сочетание реализма и романтизма ; «сквозь быт – бытие»; тонкий психологизм и лиризм).

2. Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи.

3. Воспитание человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

портрет Куприна А.И.; тексты

мультимедиапроектор для демонстрации слайд-фильма;

электронный учебник (звуковая хрестоматия);

карточки для групповой работы.

Основные формы и методы урока:

самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

1 группа Изображение армии в повести Куприна А.И. «Поединок»

Как Куприн рисует образы офицеров?

Каковы их типические черты?

Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

2 группа Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

Внутренние противоречия героя.

Ромашов и Хлебников.

Ромашов и Шурочка Николаева.

Почему – «Поединок» (с кем? с чем?)

Как бы могла сложиться судьба Ромашова? Что говорит об этом Назанский?

Можно ли причислить образ Ромашова к образам «маленьких людей», поставить в один ряд с Самсоном Выриным, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и др.?

Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть картинку Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Картинка про Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский

Мы познакомились с некоторыми фактами биографии Куприна, получили общее представление о его творчестве. Чем интересен Куприн-человек, Куприн-писатель? Чем интересна (примечательна) его биография?

( Жизнь не баловала Куприна, 13 лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях, «казённые харчи» вызывали отвращение. Тягостные четыре года служит в Днепровском пехотном полку. Родился в дворянской семье, ведет жизнь разночинца, трудовую жизнь. Параллельно с творчеством в поисках заработка и жизненных впечатлений сменил множество профессий. Куприн – оптимист и жизнелюб, темпераментная, широкая натура. Себя он называл репортёром жизни, его мучила жажда исследовать, как живут люди, хотелось всё увидеть и испытать.)

Основные темы его творчества? Какие проблемы волнуют художника?

(А.И. Куприн пишет о социальных проблемах: о неравенстве, о капиталистической эксплуатации, о несовершенстве государственного устройства. Поднимает нравственные (вневременные) темы любви и смерти; размышляет о несовершенстве человека, об извечной борьбе в человеческой натуре духовного и телесного; о становлении личности и пробуждении души.)

Мы будем слушать сообщения ребят, обсуждать прочитанное, по ходу урока делайте записи в тетрадях.

История создания повести. Сообщение ученика.

Осенью 1901 г. А.И. Куприн переезжает в Петербург и сразу же оказывается в самом центре культурной жизни. Его окружают яркие, талантливые люди: Бунин, Гагарин-Михайловский, Серафимович. Знакомится с Горьким.

Горький привлек Куприна к участию в издании сборников «Знание». Куприн вспоминает свои армейские годы, создает цикл рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход».

Эти рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, одному из лучших произведений Куприна, повести «Поединок», написанном в 1905 г.

Повесть увидела свет в мае 1905 г. вскоре после Порт-Артура и Цусимы (время страшное и позорное для России, потому что Россия терпит поражение в войне с Японией).

Как повесть была воспринята читателями?

Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу. Одни ругали (нетрудно догадаться, кто ругал – военные и правительственные круги).

Хвалили, одобрительно восприняли демократические круги русской общественности.

Учитель: Одобрил повесть М.Горький, причислив «Поединок» к гражданственной,

Куприн признавался: « … все самое смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам …»,- и посвятил повесть Горькому.

Что в повести можно определить как «смелое и буйное»?

Как описана офицерская среда?

Куприн смело критикует порядки, царящие в армии. Созданные им картины реалистичны, достоверны и беспощадны.

Почти все офицеры в «Поединке» – ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем они уверены в своем превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых называют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос папиросу, надвинуть на уши цилиндр».

«За исключением немногих …, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную барщину». (6 гл., стр. 180)

Почему не уходят со службы?

(Потому что не умеют ничего больше делать. Больше никуда не годятся)

В чем причина пьянства, всеобщей жестокости, развращенности?

(«никто из них в службу не верит, разумной цели своей службы не видят»)

Типичные черты армейского офицерства: бессмысленная жестокость, пошлость, чванливость, высокомерие, пьянство, невежество.

Кроме общих черт, свойственных большинству, обладают они индивидуальными чертами?

(Чтение фрагментов гл.8, 15. о том, как проходят учения.)

«Во время учений со всех сторон …слышались беспрерывно звуки пощечин. Часто издали, шагов за двести, Ромашов наблюдал, как какой-нибудь рассвирипевший ротный принимался хлестать по лицам всех своих солдат поочередно, от левого до правого фланга.

… В этом было много жуткого и омерзительного… Били в кровь, выбивали зубы… Наступил какой-то чудовищный, зловещий кошмар…»

Командир полка Слива.

Капитан Слива – командир полка – «диковинный памятник свирепой

военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты. Главное – дисциплина, муштра. Это вялый, опустившийся человек. Он ждет окончания дня, чтобы прийти домой и напиться – одна вот такая радость у него осталась.

Но! Он внимателен к солдатским нуждам и не задерживает денег, следит лично за ротным котлом. Карьеру сделал благодаря зычному голосу.

Каковы отличительные черты Бег-Агамалова?

( Мы с ним встречаемся в 1 главе, он хвастается своим умением рубить. С сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу, к черту, это я знаю, а так, чтоб наискось…нет. Мой отец это делал легко». С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу». (гл.1)

Многих вообще отличает звероподобность. Особенно в сцене скандала в

публичном доме это видно. (гл.19)

Другой скандал, закончившийся дракой и вызовом на дуэль, произошёл в офицерском клубе: все расходились смущенные, подавленные –«ощутили ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных». (гл.19)

Нет среди офицеров положительных героев?

(На первый взгляд, оставляет благоприятное впечатление капитан Стельковский. На смотре его пятую роту (только его роту, единственную) похвалил генерал. Стельковский бережет солдат, относится к ним по-человечески. Он терпелив, хладнокровен, настойчив. Умный, сильный, смелый человек.

Еще пример.Ромашов очень любит капитана Брема (прозвище Рафальского). Все свои деньги Рафальский тратит на зверей, трогательно ухаживает за ними. Его дом – настоящий зверинец. Милый, славный чудак, добрейшая душа – всем дает в долг деньги. Ему никогда не возвращают. Вот этот милый Брем – бьет горниста, который держит рожок у рта, бьет изо всех сил кулаком по рожку: «Горнист вместе с кровью выплюнул на землю раскрошенные зубы».

Вывод: Перед нами срез армейской среды от высших чинов до низших.

Более 30 офицеров. Армия отсталая, небоеспособная. Солдаты– забитые, запуганные.

Офицеры – всерьез полагают, что им думать не положено.

«принудительная, неприятная, опротивевшая барщина».

Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть картинку Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Картинка про Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанскийКак бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть картинку Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Картинка про Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанскийКак бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть картинку Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Картинка про Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанскийКак бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть картинку Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Картинка про Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский

Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть картинку Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Картинка про Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанскийСлайд – фильм

Предлагаю взглянуть на это произведение глазами художников.

Перед вами иллюстрации художников Дм.Дубинского и А.Иткина.

(Какие эпизоды выбирают художники для иллюстрации? Что скажете о композиции рисунков, колорите? Как вы думаете, почему нет портретов?

Нет ярких красок, преобладают приглушённые тона?

(Иллюстраторы выбирают самые значимые эпизоды, внимательны к деталям, бережно относятся к тексту. Следуя правде текста, изображают жизнь героев тусклой и бесцветной.)

2 группа Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

Внутренние противоречия героя.

Ромашов и Хлебников.

Ромашов и Шурочка Николаева.

Ромашов Юрий Алексеевич – подпоручик, ему 21 год.

Он мечтает о лучшей жизни, в мечтах представляет себя блестящим офицером. В очередной раз дает себе зарок – начать учиться, и в очередной раз идет в офицерский клуб и … напивается. Слабый, робкий человек. Куприн не воспроизводит биографию Ромашова. Перед нами проходят только два месяца его такой короткой жизни. Портрет героя невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя достаточно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. И в то же время – милый, наивный и очень добрый человек.

Как и когда начался процесс возмужания, внутреннего преображения?

Проследим за поступками героя:

Заступился за татарина Шарафутдинова перед командиром полка.

За что оказался под домашним арестом на четыре дня. Размышляет:

«Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть картинку Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Картинка про Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанскийЯ» «другие я»

«Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, Отечестве» (6 глава).

Ромашов раздавлен, о нем говорят презрительно – «оно одно», «междометие какое-то». Герой на грани самоубийства.

А что предлагает Куприн?

Что помогает герою обрести уверенность, выпрямиться?

(Другой человек, которому нужно помочь)

Так рождается чувство ответственности.

И теперь он готов противостоять и Николаеву, и всему офицерству. Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры:

«С силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга…

… он уже чувствовал, что безумный огонь с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре».

Ромашов и Шурочка Николаева

Как раскрывается характер с отн. с

«Шура – дочь проворовавшегося нотариуса»

(Это Раиса Петерсон говорит о ней).

Почему так много имен у героя:

«Жоржик» (так Раиса обращается)

(Наверное потому, что много заложено в нем, мог бы стать и Жоржиком – если бы поддался тлетворному влиянию …)

стр.326 – Базаров (лопух будет расти и Назанский также).

Как раскрывается характер Ромашова в любви?

Оцените поведение Шурочки. Любит ли она героя искренне?

О чем она просит Ромашова?

(пересказ – чтение 22 гл.)

Шурочка Николаева сначала кажется прекрасной (умна, красива). Но вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь. Ее цель – вырваться отсюда, войти в высшее общество. Ради своего будущего она готова пожертвовать жизнью любящего ее человека.

Но Шурочке нужна его жизнь – и он – не задумываясь на ни минуту: «Я все сделаю».

Его любовь – безгранична, чиста, самоотверженна.

Она – она как хищница пользуется любовью Ромашова.

Можно ее чувство назвать любовью?

Добавить, что красиво описывает любовь, романтически, возвышенно. Например, Назанский рассказывает Ромашову, как это прекрасно, какое это счастье – стоять под окном любимой женщины, увидеть ее тень на занавеске и чуть не умирать от биения сердца.

Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Смотреть картинку Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Картинка про Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский. Фото Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский

Звуковая хрестоматия (23 гл.)

Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

Как бы могла сложиться судьба Ромашова?

Была ли гибель Ромашова предопределена?

(Поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра).

Домашнее

задание Работа в группах по карточкам

№ 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

№ 2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

Источник

Краткое содержание глав 5, 6 повести Александра Куприна «Поединок»

Автор: Guru · Опубликовано 01.10.2020 · Обновлено 09.10.2020

5. Разговор с Назанским

Уходя от Николаевых, Георгий услышал, как его упрекает их денщик за то, что он часто гостевал у них. Он был зол на себя и на жену Николаева, которую любил, и пошел к Назанскому, с коим он был знаком еще с давних пор.

Вместе с Назанским Ромашов выпил и начал с ним беседовать. Назанский говорил о том, что ему опротивела служба и жизнь военного, потому что он человек, для которого высшим удовольствием в жизни были размышления, которыми он мог себе позволить заняться только в запое. И ему было все равно, как к этому относятся окружающие его люди.

Он считал неправильным служить только для того, чтоб иметь сытый желудок и одежду. Он считал, что более правильное удовольствие — чувствовать окружающее и размышлять об оном. Он считал для себя хорошим все, что не испоганено пошлостями и солдатскими шутками.

Потом Назанский пускается в рассуждения о том, что невзаимная любовь хороша, потому что одновременно с горечью она сладка. Он утверждает, что за сильную и страстную любовь он бы многое отдал, и даже показывает Ромашову письмо от девушки, которую он в свое время безнадежно и страстно любил. Более того, он ее любит до сих пор.

А Ромашов вдруг узнал по почерку в письме, что оно написано Шурочкой. Он прочитал это письмо и узнал, что Шурочка любила его, но бросила, чтоб не быть с ним из жалости, потому что он не смог поменять себя ради нее.

Ромашов нечаянно изрек имя Александры, и до Назанского дошло, что подпоручик был все еще в нее влюблен, хоть она и была уж замужем, и попытался разубедить Ромашова в том, что имел связь с ней. Но тот и без этого все понял, и Назанский стал поглядывать на Ромашова со страхом, после чего они разошлись.

По возвращению домой Георгий обнаруживает еще одно письмо от своей любовницы, от которого ему становится грустно и противно от факта порочащей его связи с ней.

Ночью ему снилось, будто он еще ребенком плачет из-за того, что падет, став взрослым.

6. Рассуждения о жизни

Проснувшись утром, Ромашов стал раздумывать о том, что его удерживает под домашним арестом. Еще когда он был ребенком, его привязывала к кровати ниткой мать, дабы он не убежал, а он и сидел привязанный, как загипнотизированный. Но теперь-то его никто не держал, нити не было, ему ее лишь показали, а он не может ее порвать.

Он вдруг подумал о том, что, если бы люди до начала войны нашли в себе силы не идти на нее и быть против войны, то в таком бы случае воевать никому не пришлось бы, и их жизнь не нужна бы была.

Отчего же люди молчат и не протестуют? Почему он не протестует? Он видит, что и у солдат нет желания, однако, когда они погибнут, то их долг будет оплачен, а честь и родина закончатся, за что они и идут на гибель.

Личность есть залог всего того, что существует, и именно личность подвергается наибольшей тирании. А проблема такова – офицеры не уходят ведь со службы, которая им противна. Попросту они больше ни на что не годятся, у них нет других навыков и знаний. Как и у Ромашова, поэтому они не нужны обществу, и их жизнь сера, как их шинели.

Во время ареста его навестила Шурочка и принесла ему гостинцев. Он обрадовался уже ее приходу и расцеловал ей руки. Девушка призналась, что считает его своим другом, однако, ничего ближе.

Источник

Произведение «Поединок» Куприн Мечты Назанского и Ромашова Сравнение Цитаты из текста

Назанский — И вот, говорю я, любовь к человечеству выгорела и вычадилась из человеческих сердец. На смену ей идет новая, божественная вера, которая пребудет бессмертной до конца мира. Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств. Нет, подумайте, подумайте, Ромашов: кто вам дороже и ближе себя? Никто. Вы — царь мира, его гордость и украшение. Вы — бог всего живущего. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит только вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами. И подумайте, как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором я чувствую равного себе, светлого бога? Тогда жизнь будет прекрасна. По всей земле воздвигнутся легкие, светлые здания, ничто вульгарное, пошлое не оскорбит наших глаз, жизнь станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, вечным и легким праздником. Любовь, освобожденная от темных пут собственности, станет светлой религией мира, а не тайным позорным грехом в темном углу, с оглядкой, с отвращением. И самые тела наши сделаются светлыми, сильными и красивыми, одетыми в яркие великолепные одежды. Так же, как верю в это вечернее небо надо мной, — воскликнул Назанский, торжественно подняв руку вверх, — так же твердо верю я в эту грядущую богоподобную жизнь!

Источник

Как бы могла сложиться судьба ромашова что говорит об этом назанский

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КУПРИНА В РОМАНЕ «ПОЕДИНОК».
ХАРАКТЕРЫ РОМАШОВА И НАЗАНСКОГО.

Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие.

В течение первого десятилетия 900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу «Нина». В противовес всё сильнее свирепствовавшему декадансу, талант Куприна остается и в эту пору реалистическим, в высшей степени «земным» художническим даром.

Куприн А. И. «Поединок»
краткое содержание

Полный текст повести «ПОЕДИНОК» читайте ЗДЕСЬ >>
Краткое изложение

Повесть Александра Ивановича Куприна «Поединок» состоит из двадцати трех частей.

Главный герой повести – подпоручик Ромашов, молодой человек, полный надежд. Оказавшись на службе, Ромашов понимает, что действительность весьма отличается от его представлений: он чувствует себя одиноким, окруженным лживыми и недоброжелательными людьми.

Вскоре Ромашов забывает свои честолюбивые мечты, бросает привезенные книги, заводит связь с полковой дамой. Она пишет ему пошловатые письма, что вызывает у него неприязнь.

Между тем Ромашов все чаще посещает семью Николаевых. Ему очень нравится супруга Николаева, Александра Петровна. Она так же относится с заметной симпатией к Юрию Ромашову. Однако главная ее цель – помочь мужу поступить в академию, ведь это даст шанс избавиться от окружающего мещанства и серости. Николаев уже три раза поступал, но ему никак не удается сдать экзамены, хотя ежедневно Шурочка занимается с ним.

Однажды Николаевы приглашают Ромашова на именины. Устраивают пикник. В этот вечер Шурочка кажется Ромашову особенно красивой. Подпоручик отправляется вместе со своей возлюбленной в лес. Там Шурочка признается ему в своей симпатии, но говорит, что главное для нее – это вырваться из офицерского общества. А Ромашов, по ее мнению – слабый, глупый, без имени и денег. Прощаясь, Александра Ивановна просит его больше не приходить в ее дом – мужу присылают анонимные письма с «площадной гадостью» о Шурочке и Ромашове. А через несколько дней к Ромашову подходит и сам Николаев. Он тоже рассказывает об анонимных письмах и просит подпоручика не посещать их дом.

Проходит несколько месяцев. Как-то Ромашов вместе с другими офицерами отправляется в публичный дом. Один из офицеров устраивает там погром, ломает мебель. Все возвращаются назад, кутеж продолжается. Кто-то придумывает глупую шутку – служить панихиду по капитану Осадчему, который находится здесь же. Это вызывает негодование Ромашова, он поднимает крик. Все молчат, против него выступает лишь Николаев. Ромашов обливает его пивом, начинается драка. Их разнимают. На следующее утро Ромашов узнает: решением суда объявлено – между Ромашовым и Николаевым должен состояться поединок, который решит все вопросы.

Автор и его герой в повести
А. И. Куприна «Поединок»

Повесть А. И. Куприна «Поединок» появилась в свет в мае 1905 года в шестом томе сборника «Знание» с посвящением А. М. Горькому, Она сразу привлекла к себе общее внимание и сделала имя вчера еще малоизвестного писателя знаменитым. Двадцать тысяч экземпляров ‘сборника разошлись так быстро, что уже через месяц потребовалось новое издание. После этого «Поединок» был не раз издан отдельной книгой и переведен на многие иностранные языки. Вызвавшая горячее одобрение русских демократических и революционных кругов, крупнейших современных писателей и критиков и резкие протесты реакционной печати, представителей тогдашней военщины, повесть была и осталась самым социально значительным произведением Куприна, вершиной его демократизма.

Трудно назвать и в предшествующей и в последующей литературе другое произведение, в котором с такой художественной силой и психологическим мастерством было бы показано истинное состояние царской армии, противоестественность и античеловечность военной службы в царской России, произведение, которое бы защищало все светлое в человеке, так безжалостно подавляемое косной и невежественной военной средой.

Повесть вышла в свет после исторических событий падения Порт-Артура и 9 января 1905 года, когда стало очевидным тяжкое поражение царизма в русско-японской войне и быстрое нарастание революционного движения. Административный гнет и цензурные притеснения в это время несколько ослабели, но все же «Поединок» смог избежать запрещения или серьезных изъятий из текста лишь благодаря хитрым маневрам коммерческого директора издательства «Знание» К. П. Пятницкого.

Материал для «Поединка» дала А. И. Куприну сама жизнь. Будущий писатель учился в кадетском корпусе, затем в юнкерском училище, окончив которое в 1890 году получил назначение в 46-й пехотный Днепровский полк. Здесь он прослужил почти четыре года и в начале 1894 года вышел в отставку в звании поручика. За время службы в полку, стоявшем в Каменец-Подольском, Проскурове, Волочиске, Куприн и накопил те впечатления и знания, которые позволили ему создать целую кунсткамеру типов офицеров и солдат и правдивые, рельефные картины армейской жизни в провинциальном захолустье.

Полковая жизнь, которую рисует Куприн в «Поединке», нелепа, пошла, безотрадна, отупляюща. Вырваться из нее можно только двумя способами: уйти из армии или пытаться поступить в академию и, окончив ее, подняться на более высокие ступени военной лестницы, «сделать карьеру». Судьба же основной массы изображенного Куприным офицерства — тянуть бесконечную и нудную лямку с дальней перспективой выйти в отставку, получив небольшую пенсию. Повседневная жизнь офицеров складывалась из присутствия на строевых занятиях и «словесности» (то есть изучении солдатами воинских уставов), посещения по вечерам офицерского собрания, выпивок в одиночку или в компании, пошлых связей с чужими женами, традиционных балов и пикников, игры в карты, иногда поездок в местный публичный дом. Некоторое разнообразие вносили в эту жизнь смотры, парады, маневры.

В повести выведена длинная вереница офицеров. При несомненных общих чертах, обусловленных характером службы, бытом, средою, каждый из них отличается своеобразием. Тут есть и непритязательный, добродушный, ни о чем не задумывающийся Веткин, и тупой служака ротный командир капитан Слива, и Бек-Агамалов с постоянными вспышками диких кровожадных инстинктов, и Осадчий, воспевающий «свирепую беспощадную войну», и нищий вдовый поручик Зегржт, которому не хватает его жалкого жалованья, чтобы прокормить четверых детей, и подполковник Рафальский, по прозвищу Брэм, отводящий душу в своем домашнем зверинце, и Бобетинский, фат и пустышка, стремящийся походить на гвардейца, разыгрывающий роль светского человека, и карточный шулер Арчаковский, и многие другие. Даже лучшие из офицеров, которых вывел в «Поединке» Куприн, не вызывают сочувствия. Рафальский-Брэм, бережно пестующий свой зверинец, однажды был взбешен тем, что горнист, ошалевший от усталости, исполняет не тот сигнал, и он так ударил солдата по рожку, что горнист вместе с кровью выплюнул на землю искрошенные зубы. Стельковский заботится о своих солдатах, у него лучшая рота в полку, но сам он развратник.

Действие повести относится к середине 90-х годов прошлого века (известно, что дуэли между офицерами, запрещенные ранее, были вновь введены в обиход приказом по военному ведомству, отданным в мае 1894 года). Но картины армейской жизни десятилетней давности не скрывали от читателей современного звучания «Поединка»: в них можно было увидеть объяснение той катастрофы, которую потерпела царская армия в боях под Мукденом, Ляояном, Порт-Артуром. Современники, как это видно из отзывов критики и мемуарных свидетельств, и увидели в повести прежде всего осуждение порядков царской армии, разоблачение ее офицерского состава, а в образе больного, неуклюжего, нищего, замученного бессмысленной муштрой солдата Хлебникова — олицетворение угнетенного и попираемого народа. Картины обучения солдат на занятиях в строю или в классе (изучение уставов), проводимых малограмотными младшими командирами Рындой, Шаповаленко, Сероштаном, сцены постоянного измывательства над солдатами будили в читателе чувства возмущения и протеста.

Однако смысл повести состоит не только в беспощадной критике царской армии, как отсталой воинской организации с косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами. «Поединок» раскрывает то обесчеловечивание, то душевное опустошение, которому подвергаются люди, поставленные в условия армейской жизни, измельчание и опошление этих людей. Гуманистический смысл повести проявляется в противопоставлении армейской среде героя «Поединка» подпоручика Ромашова и его старшего друга офицера Назанского.

Критики и историки литературы справедливо отмечали в Ромашове много автобиографических черт Куприна. Как и сам писатель, Ромашов происходит из города Наровчата Пензенской губернии, у него есть только мать, отца он не помнит, детство его прошло в Москве, учился он в кадетском корпусе, а затем в военном училище. Все это совпадает с обстоятельствами жизни Куприна. Ромашов пробует силы в литературе, сочиняет «третью по счету» повесть «Последний роковой дебют» (Куприн, еще будучи в юнкерском училище, написал и опубликовал в 1889 году в московском журнале «Русский сатирический листок» рассказ «Последний дебют»).

Однако мировоззрению Ромашова, его пониманию истории и общества свойственна и некоторая ограниченность, характерная, по-видимому, в тот период, когда создавался «Поединок», и для самого Куприна.

Так, например, в мечтаниях Ромашов видит себя блестящим офицером генерального штаба, добивающимся успеха не только на маневрах, на войне, или в качестве тайного разведчика, но и в роли. усмирителя рабочего восстания. Конечно, картины, возникающие в воображении Ромашова, подчеркнуто написаны именно теми банальными, мнимокрасивыми словами «шаблонных романов», которыми увлекался двадцатилетний подпоручик. Но для Ромашова шпионаж во вражьем стане, сражения на войне и подавление революционного движения в общем равнозначны, это — борьба с врагом. В другом месте повести, когда Ромашов сильно и неожиданно ярко осознает свое Я, свою индивидуальность, в дальнейшем рассуждении он приходит к индивидуалистическим выводам. Ему представляется, что понятия отечества, иноземных врагов, воинской чести и другие живут лишь в его сознании. «Но исчезни родина, и честь, и мундир, и все великие слова, — мое Я останется неприкосновенным. Стало быть, все-таки мое Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, о любви?»

Более того, ему представляется, что стоит только тем миллионам Я, которые составляют человечество, вдруг сказать: «Не хочу!» — не хочу воевать — «и сейчас же война станет немыслимой». «Вся эта военная доблесть, и дисциплина, и чинопочитание, и честь мундира, и вся военная наука — все зиждется только на том, что человечество не хочет, или не умеет, или не смеет сказать «не хочу!».

В этих рассуждениях обнажается субъективистская, иллюзорная мысль Ромашова, будто одним только желанием можно менять ход истории, упразднять те или иные общественные институты, — например, армию.

В более развитой и дополненной форме мы находим те же мысли у Назанского, другого персонажа «Поединка», который, видимо, выражает заветные взгляды писателя и, собственно, лишь для того и существует в повести. Назанский — наименее жизненная фигура этого произведения, он по сути дела резонер, призванный дополнить Ромашова, который по своей молодости и уровню образования не мог бы стать выразителем столь развернутой философии.

В уста Назанского Куприн вложил беспощадную критику царской армии того времени и ее офицерства, критику, которая как бы обобщает нарисованные в повести картины жизни полка и созданные писателем типы офицеров. «Нет, подумайте вы о нас, несчастных армеутах, об армейской пехоте, об этом главном ядре славного и храброго русского войска. Ведь все это заваль, рвань, отбросы», — говорил Назанский.

Куприн отдал Назанскому свое огромное жизнелюбие, свое преклонение перед радостью и красотой жизни. «А посмотрите, нет, посмотрите только, как прекрасна, как обольстительна жизнь! — воскликнул Назанский, широко простирая вокруг себя руки. — О радость, о божественная красота жизни!» Он продолжает: «Нет, если я попаду под поезд, и мне перережут живот, и мои внутренности смешаются с песком и намотаются на колеса, и если в этот последний миг меня спросят: «Ну что, и теперь жизнь прекрасна?» — я скажу с благодарным восторгом: «Ах, как она прекрасна!» Это ощущение прелести жизни, жадность к ее радостям были главным в мировосприятии Куприна.

Очевидная связь этих мыслей Назанского с мировоззрением Куприна дает основание полагать, что и другие взгляды этого героя на настоящее и будущее, на историю человечества носят для писателя программный характер. А в них немало ошибочного, противоречивого и ложного.

В двух беседах с Ромашовым Назанский предстает как проповедник анархо-индивидуализма, смешанного с ницшеанством, причем его излияния находят самое восторженное одобрение Ромашова. При последнем свидании ему хочется сказать Назанскому: «Прощайте, учитель». Голова Назанского представляется Ромашову похожей «на голову одного из тех греческих героев или мудрецов», которых он видел на гравюрах.

Назанский говорит, например: «Появились новые, смелые, гордые люди, загораются в умах пламенные свободные мысли. Как в последнем действии мелодрамы, рушатся старые башни и подземелья, и из-за них уже видится ослепительное сияние». «Страшную и непоправимую» вину офицерства Назанский видит в том, что офицеры «слепы и глухи» к этой «огромной, новой, светозарной жизни», что они встречают ее возгласами: «Что? Где? Молчать! Бунт! Застрелю!»

Современному читателю может поначалу показаться, что под этими «новыми, смелыми и гордыми» людьми подразумеваются революционеры, борцы против самодержавия. Но дальнейшие рассуждения Наэанского показывают, что он имеет в виду совсем иное. Он отвергает не только евангельские поучения: «Люби ближнего, как самого себя», но и вообще всякую мысль об общественном долге и служении. «Более честные, более сильные, более хищные говорили нам: «Возьмемся об руку, пойдем и погибнем, но будущим поколениям приготовим светлую и легкую жизнь». Но я никогда не понимал этого, — заявляет Назанский. — Кто мне докажет с ясной убедительностью, — чем связан я с этим — черт бы его побрал! — моим ближним, с подлым рабом, с зараженным, идиотом. Ух, ненавижу! Ненавижу прокаженных и не люблю ближних. А затем, какой интерес заставит меня разбивать свою голову ради счастья людей тридцать второго столетия?»

Но это не все. Каково же представление Назанского о будущем, каков его идеал? Он утверждает, что на смену любви к человечеству идет «новая, божественная вера. Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств. Нет, подумайте, подумайте, Ромашов: кто вам дороже и ближе себя? Никто. Вы — царь мира, его гордость и украшение. Вы — бог всего живущего. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит только вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами».

Пышная и громкая тирада Назанского содержит в себе проповедь индивидуализма, анархии и божественной сильной личности в духе философии Ницше. В ней отразились слабость и ложность социально-философских взглядов Куприна, которые объясняют его отход от передовых демократических позиций в годы реакции, расхождение с Горький, создание произведений, далеких по своей тематике и духу от социальных событий времени.

Та любовь к своему Я, «божественная вера» в это Я, которую провозглашает Назанский, утверждение в мысли, что человеку нет никого дороже и ближе его самого, отвержение всего, «что связывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности», таит в себе самый черствый эгоизм. А. В. Луначарский справедливо отмечал в своей статье, что если для человека его жизнь «выше всего», то его, следовательно, «всегда можно купить жизнью»‘, то есть ради своей драгоценной личности он может пожертвовать другими жизнями, пойти на любое преступление и подлость.

Назанского сближает с Ромашовым отвращение к порядкам, традициям, быту царской армии и ее офицерства, к подавлению в этих условиях человеческого в человеке, к прозябанию в тине житейской пошлости.

Однако Ромашову чуждо ницшеанское презрение Назанского к слабому, к «ближнему, подлому рабу, зараженному, идиоту», достаточно вспомнить, как бережно отнесся он к Хлебникову. Это — и не только это — отличает Ромашова от Назанского. Ромашов живет не по теоретическим концепциям своего учителя. Перебрав в уме множество человеческих занятий, Ромашов приходит к мысли, что «существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд». Конечно, Ромашов стремился бы в будущем к одному из этих призваний, и хотя его мечта о «свободном» труде была неосуществима в царской России, она вызывает у читателей симпатию и расположение к нему.

Античеловеческая, разлагающая и отупляющая атмосфера армейской жизни охватывает всех, кто с нею соприкасается.

Жены офицеров, как и их мужья, живут скудно, однообразно, пошло, вязнут в болоте невежества и мещанства. Наиболее выпукло тип такой офицерской жены представляет в повести Раиса Петерсон. Мы сначала знакомимся с нею по двум письмам, присланным ею Ромашову, и уже эти письма, вульгарные, глупые, сентиментальные и вместе с тем злобные, ясно очерчивают облик Петерсон. Ее объяснение с Ромашовым на балу и ее мерзкая месть ему — анонимные письма, приведшие к дуэли и к гибели Ромашова, — дополняют этот образ.

Но талант и чуткость художника Куприна проявляются едва ли не больше в создании образа Шурочки — Александры Петровны Николаевой.

Поначалу она выглядит чуть ли не прямой противоположностью Петерсон — у нее обаятельная внешность, она умна, чутка, тактична, и читатель вполне понимает, почему в такую женщину в этом затхлом захолустье влюбился Ромашов, как еще раньше полюбил ее Назанский. Ее пугает перспектива прозябания: «Обер-офицерша, сорок восемь рублей жалованья, шестеро детей, пеленки, нищета. О, какой ужас!» — восклицает Шурочка. Но чего она хочет? «Ты ведь знаешь,— говорит она Ромашову, — я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!» Ради этой мечты она живет с нелюбимым мужем, ласки которого ей отвратительны, добивается, чтобы он поступил в академию и сделал карьеру, из-за своих планов отказывается от любви к Назанскому и, наконец, ради них предает Ромашова. Она отдается Ромашову, чтобы окончательно связать его волю, чтобы он даже случайно не разрушил ее намерений.

Шурочка явилась перед нами поначалу обаятельным человеком, душа ее кажется близкой, родственной душе Ромашова. Но Шурочка уже исковеркана, обесчеловечена. Стремление выбиться из тусклой провинциальной жизни во что бы то ни стало, войти в высший привилегированный круг, иметь успех в этом кругу — все это превратило Шурочку в безжалостную эгоистку и хищницу.

Повесть в целом — необычайно сильное и яркое произведение Куприна. Несмотря на ложные теории, вложенные в уста Назанского, «Поединок» в своей основе демократическое произведение. Человек со всем богатством его дарований и запросов, с его любовью к природе, с жаждой жизни, красоты и стремлением к высокому нравственному идеалу, противопоставлен в нем тому обществу, которое подавляет и коверкает личность. А это особенно ясно ощущалось в царской армии, во всем ее укладе. В этом противопоставлении состоит революционный, гуманистический смысл повести. Критика армии перерастает у Куприна в критику всего породившего ее античеловеческого, антинародного режима.

Недаром А. М. Горький, ознакомившись с первыми главами повести, всячески поощрял Куприна довести свой труд до конца. Много лет спустя, возвратившись на родину из эмиграции, Куприн вспоминал: «Если бы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил». К. Паустовский справедливо назвал «Поединок» «одним из самых замечательных и беспощадных произведений русской литературы».

По ряду свидетельств Куприн был недоволен концом повести: он очень спешил и, откинув не дававшуюся ему сцену дуэли, закончил «Поединок» рапортом о ней.

Впоследствии, в конце 1907 или начале 1908 года, Куприн в письме к И. А. Бунину предлагал Московскому издательству писателей «ненаписанную главу из «Поединка», именно, как Ромашов едет на дуэль, его мысли и чувства» в момент дуэли. Однако и рапорт Дица, которым внезапно заканчивается повесть, — прекрасное художественное завершение ее. Он обрывает повествование, как обрывается зловещим выстрелом короткая жизнь Ромашова.

Идейно-художественное своеобразие
повести А. Куприна «Поединок»

Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми.

Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку. Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Отношение автора к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство и благородное безволие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична. Ромашов— «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, т. к. они незрелы и непродуманны, зачастую наивны.

Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению. После встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен.

В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л.Н.Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и авторский обличительный голос (монологи Назанского). Куприн пользуется излюбленным приемом Толстого — приемом подстановки к главному герою героя-резонера. В «Поединке» Назанский является носителем социальной этики. Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *