Как доказать атеисту что бог существует

16 доказательств бытия Бога

Как доказать атеисту что бог существует. Смотреть фото Как доказать атеисту что бог существует. Смотреть картинку Как доказать атеисту что бог существует. Картинка про Как доказать атеисту что бог существует. Фото Как доказать атеисту что бог существует

Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и неверующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна. Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция доказательств бытия Бога. В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам — какие атеисты в средние века! — а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, «разумным», то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения. Да и современному человеку как «Фоме неверующему» иногда хочется вложить перста в язвы, чтобы убедиться в подлинности христианства.

Редакция

Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной школы «доказательств бытия Бога». Православие исходило и исходит из иного понимания соотношения веры и разума (хотя ни православные, ни католики, как правило, не противопоставляют разум и веру). Главным доказательством в православии был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать! А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы!

Но ведь многие из нас обучались именно западной философии. И само мышление наше приобрело такой западный «привкус». Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, рационально обоснуйте, что Бог есть! И если по большому счету подобные доказательства вряд ли способны привести человека к Богу (такова позиция редакции), то это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сегодня живем не в средневековой Византии или Руси, но и не в средневековой западной Европе. Много воды утекло с тех пор, но верующий разум не переставал пытливо искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца.

Нижеследующая статья — попытка перечисления и (для начала) краткого описания поисков в этой области. Конечно, не со всеми аргументами можно согласиться, и если кого-то заинтересует то или иное доказательство, редакция готова предоставить как автору, так и его оппонентам возможность для дискуссии.

1. Первое доказательство, которое можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать коттедж, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок… Или, к примеру, чтобы Ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарастет сорняками, одичает и превратится в обыкновенное поле без какого-либо следа разумного попечения.

Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы — распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно.

Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.

Этот Творец — Бог, о котором сэр Исаак Ньютон (1642-1727), сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».

2. Второе доказательство звучит следующим образом:

Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность — свойство разума)?

Так, Николай Коперник (1473-1543), создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?»

Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум.

Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного Космоса!

Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом», то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.

Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.

3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя — где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».

О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895), разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА «следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».

Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» — Он духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.

4. «Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был — наверное, невольно — выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца (немного ближе к нему — и живые организмы сгорели бы, немного дальше — замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.

Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается.

5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…

6. Следующее «телеологическое» (от греч. «телос» — исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.

Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.

И, — чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, — исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся!

Возникает правомерный вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное предзнание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!

Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.

7. «Трансцендентальное» доказательство существования идеального мира и Бога отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени — духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, — что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.

Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик — его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…

Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи — она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.

Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли, как сам человек.

8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать «креационистским» — оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.

К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого начали развиваться легкие.

9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта — большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомнительных «преданий старины глубокой», расскажу о случае, который произошел с моим коллегой. Он происходил из верующей семьи, но в свое время много лет преподавал «научный атеизм» в ВУЗе и, как большинство советских интеллигентов, вел отнюдь не благочестивый образ жизни. Пережив несколько личных трагедий, он осознал порочность своей жизни и решил пойти в храм.

— Когда батюшка, — рассказывал он мне, — прочитал над моей головой молитву, отпускающую грехи, и я стал вставать на ноги, какая-то неведомая сила внезапно стала бросать меня из сторону в сторону так, что я не мог стоять на ногах: прихожане поддерживали меня с обеих сторон, у меня тряслись колени и, в довершение всего, меня неожиданно охватила странная слабость. Так я впервые на самом себе ощутил демонов, находящихся в грешнике, — заключил он.

Подобных примеров можно было бы привести довольно много.

10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то «атеистических» наций на Земле не бывает.

11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.

Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.

Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 — на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.

Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства».

12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена.

Возможно, достаточно будет просто напомнить читателю о таких великих русских святых, как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обращается к нам, как и в далекие библейские времена, — были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляемся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему.

13. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как на территории России, так и других стран Европы и Азии.

14. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.

Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!

Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно — зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!

Так что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение — это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.

К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру.

15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием «эстетический аргумент», которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа — человека — потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.

Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»

16. Доказательство бытия Бога «от реального к абсолютному совершенству», его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.

Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги — в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.

Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит «восходящей лестнице» совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть «просто» красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. — повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство — Бог!

В этом и заключается суть данного доказательства.

Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения — к Богу.

Источник

16 доказательств бытия Бога

Геор­гий Хлеб­ни­ков, кан­ди­дат фило­соф­ских наук

От редак­ции

Пуб­ли­куя этот мате­риал, мы во многом рис­куем. Рис­куем потому, что сего­дня как многие веру­ю­щие, так и не веру­ю­щие, согласны с тем, что раци­о­нально дока­зать суще­ство­ва­ние Бога нельзя. Правда, по разным при­чи­нам. Если первые счи­тают, что это невоз­можно, так как Бог откры­ва­ется сер­деч­ной чистоте, а не хит­ро­спле­те­ниям разума, то вторые убеж­дены, что раз научно засви­де­тель­ство­вать факт суще­ство­ва­ния Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объ­ек­тивна.

Однако не все знают, что в хри­сти­ан­ской куль­туре суще­ствует мно­го­ве­ко­вая тра­ди­ция дока­за­тельств бытия Бога. В эпоху Сред­не­ве­ко­вья такие дока­за­тель­ства стали попу­лярны бла­го­даря като­ли­че­ским бого­сло­вам-схо­ла­стам, прежде всего Ансельму Кен­тер­бе­рий­скому и Фоме Аквин­скому.

Правда, свои аргу­менты схо­ла­сты как пра­вило обра­щали не к ате­и­стам – какие ате­и­сты в сред­ние века! – а к веру­ю­щим, для того, чтобы раци­о­наль­ным спо­со­бом под­твер­дить веру. Поскольку суще­ство­ва­ние Бога пред­став­ля­лось оче­вид­ным, «разум­ным», то и в мире, в жизни фило­софы стре­ми­лись отыс­кать оче­вид­ные, разум­ные тому под­твер­жде­ния.

Инте­ресно отме­тить, что в пра­во­слав­ной тра­ди­ции не воз­никло подоб­ной школы «дока­за­тельств бытия Бога». Пра­во­сла­вие исхо­дило и исхо­дит из иного пони­ма­ния соот­но­ше­ния веры и разума (хотя ни пра­во­слав­ные, ни като­лики, как пра­вило, не про­ти­во­по­став­ляют разум и веру). Глав­ным дока­за­тель­ством в пра­во­сла­вии был и оста­ется сам чело­век, в сердце своем встре­тив­шийся с Богом. И если этой встречи не про­изо­шло, как можно уве­ро­вать? А если она слу­чи­лась, то любя­щему сердцу уже не нужны еще какие-то аргу­менты!

Но ведь многие из нас обу­ча­лись именно запад­ной фило­со­фии. И само мыш­ле­ние наше при­об­рело такой запад­ный «при­вкус». Сколько раз нам при­хо­ди­лось слы­шать: а вы дока­жите, раци­о­нально обос­нуйте, что Бог есть! И если по боль­шому счету подоб­ные дока­за­тель­ства вряд ли спо­собны при­ве­сти чело­века к Богу (такова пози­ция редак­ции), то это не значит, что они абсо­лютно бес­по­лезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сего­дня живем не в сред­не­ве­ко­вой Визан­тии или Руси, но и не в сред­не­ве­ко­вой запад­ной Европе. Много воды утекло с тех пор, но веру­ю­щий разум не пере­ста­вал пыт­ливо искать раци­о­наль­ные осно­ва­ния своей веры, находя новые и новые дока­за­тель­ства при­сут­ствия в мире Творца.

Ниже­сле­ду­ю­щая статья – попытка пере­чис­ле­ния и (для начала) крат­кого опи­са­ния поис­ков в этой обла­сти. Конечно, не со всеми аргу­мен­тами можно согла­ситься, и если кого-то заин­те­ре­сует то или иное дока­за­тель­ство, редак­ция готова предо­ста­вить как автору, так и его оппо­нен­там воз­мож­ность для дис­кус­сии.

16 Дока­за­тельств бытия Бога

1. Первое дока­за­тель­ство, кото­рое можно назвать «экзи­стен­ци­аль­ным» (то есть «дока­за­тель­ством от суще­ство­ва­ния»), фор­му­ли­ру­ется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как созда­вать что-либо, так и под­дер­жи­вать суще­ство­ва­ние чего бы то ни было куда слож­нее, чем вообще ничего не иметь. Попро­буйте, напри­мер, само­сто­я­тельно спро­ек­ти­ро­вать кот­тедж, выбрать для него под­хо­дя­щее место, постро­ить и посто­янно под­дер­жи­вать в нем поря­док… Или, к при­меру, чтобы Ваш огород был дей­стви­тельно ого­ро­дом, его нужно регу­лярно вска­пы­вать, заса­жи­вать, про­па­лы­вать, поли­вать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарас­тет сор­ня­ками, оди­чает и пре­вра­тится в обык­но­вен­ное поле без какого-либо следа разум­ного попе­че­ния.

Дру­гими сло­вами, суще­ство­ва­ние любой вещи или струк­туры тре­бует непре­рыв­ных затрат энер­гии; когда ее внут­рен­ний запас исто­ща­ется или пре­кра­ща­ется ее приток извне, струк­тура раз­ру­ша­ется. Поэтому вечное бытие Все­лен­ной про­ти­во­ре­чит, напри­мер, вто­рому началу тер­мо­ди­на­мики, согласно кото­рому все звезды во Все­лен­ной должны были бы давно погас­нуть и даже атомы – рас­пасться, если бы, как утвер­ждают мате­ри­а­ли­сты-ате­и­сты, при­рода суще­ство­вала вечно.

Так почему же она все-таки суще­ствует как БЫТИЕ, как пре­крас­ный и чудес­ный Космос? Несо­мненно, только потому, что была Кем-то сотво­рена и с тех пор под­дер­жи­ва­ется Им.

Этот Творец – Бог, о кото­ром сэр Исаак Ньютон (1642–1727), сфор­му­ли­ро­вав­ший законы все­мир­ного тяго­те­ния и дви­же­ния, открыв­ший диф­фе­рен­ци­аль­ное исчис­ле­ние, сказал: «Он пре­бы­вает во веки; при­сут­ствует везде; Он кон­сти­ту­и­рует дли­тель­ность вре­мени и про­стран­ство».

2. Второе дока­за­тель­ство звучит сле­ду­ю­щим обра­зом:

Почему все, что есть, зако­но­мерно и пора­зи­тельно упо­ря­до­чено, несет на себе несо­мнен­ный отпе­ча­ток разум­ного плана устрой­ства целого? Ведь такой план не может не пред­по­ла­гать суще­ство­ва­ния сверх­че­ло­ве­че­ского по своим воз­мож­но­стям Ума, под­линно боже­ствен­ного Пла­ни­ров­щика (так как зако­но­мер­ность – свой­ство разума)?

Так, Нико­лай Копер­ник (1473–1543), создав­ший теорию о том, что в центре уни­вер­сума нахо­дится Солнце, а Земля только вра­ща­ется вокруг него, пола­гал, что эта модель демон­стри­рует муд­рость Божию в миро­зда­нии, ибо «кто еще мог бы поме­стить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую пози­цию?»

Когда часов­щик соби­рает меха­низм часов, он скру­пу­лезно при­ла­жи­вает одну деталь к другой, берет пру­жину точно рас­счи­тан­ной длины, опре­де­лен­ных раз­ме­ров стрелки, цифер­блат и т.д. В резуль­тате полу­ча­ется пре­крас­ный меха­низм, кото­рый уже самим фактом целе­со­об­раз­но­сти и рас­счи­тан­но­сти своего устрой­ства ука­зы­вает на создав­ший его ум.

Но насколько же слож­нее, гар­мо­нич­нее и разум­нее устрой­ство всей окру­жа­ю­щей нас Все­лен­ной, этого пре­крас­ного Кос­моса!

Аль­берт Эйн­штейн (1879–1955), сфор­му­ли­ро­вав­ший теорию отно­си­тель­но­сти, так выра­зил эту мысль: «Гар­мо­ния есте­ствен­ного закона откры­вает столь пре­вос­хо­дя­щий нас Разум, что по срав­не­нию с ним любое систе­ма­ти­че­ское мыш­ле­ние и дей­ствие чело­ве­че­ских существ ока­зы­ва­ется в высшей мере незна­чи­тель­ным под­ра­жа­нием».

Все­лен­ная, как гово­рили еще древ­ние греки, явля­ется «Кос­мо­сом», то есть пре­красно упо­ря­до­чен­ной и гар­мо­нич­ной ком­плекс­ной систе­мой, состо­я­щей из вза­и­мо­свя­зан­ных частей, каждая из кото­рых под­чи­нена особым зако­нам, а все в целом управ­ля­ются ком­би­на­цией общих зако­нов, так что пре­сле­до­ва­ние какой-либо част­ной цели уди­ви­тель­ным обра­зом спо­соб­ствует дости­же­нию общей цели целого.

Поэтому невоз­можно допу­стить, чтобы все это было делом случая, а не разум­ного Про­ви­де­ния, то есть Про­мысла Божия.

3. «Кос­мо­ло­ги­че­ское дока­за­тель­ство» бытия Бога было раз­ра­бо­тано еще древними (в част­но­сти, Ари­сто­те­лем) и чаще всего встре­ча­ется в сле­ду­ю­щем виде: каждая вещь в мире и все, вся Все­лен­ная в целом имеет при­чину своего суще­ство­ва­ния, но про­дол­жать эту после­до­ва­тель­ность, цепочку причин до бес­ко­неч­но­сти нельзя – где-то должна быть Пер­во­при­чина, кото­рая уже не обу­слов­ли­ва­ется ника­кой иной, иначе все ока­зы­ва­ется без­осно­ва­тель­ным, «пови­сает в воз­духе».

О такой При­чине гово­рят не только фило­софы, но и многие есте­ство­ис­пы­та­тели и ученые. Так, зна­ме­ни­тый Луи Пастер (1822–1895), раз­ра­бо­тав­ший, между прочим, все­мирно извест­ный про­цесс очи­ще­ния молока, кото­рый с тех пор носит его имя, часто упо­ми­нал «кос­ми­че­скую асим­мет­рич­ную Силу», кото­рая создала жизнь. Он пола­гал, что поня­тие ПРИ­ЧИНА «сле­до­вало бы резер­ви­ро­вать для един­ствен­ного боже­ствен­ного импульса, кото­рый сфор­ми­ро­вал эту Все­лен­ную».

Понятно, что такой бес­при­чин­ной при­чи­ной явля­ется Бог: «Бог не чело­век» – Он духо­вен («иде­а­лен», как мысль), то есть нахо­дится вне вре­мени и про­стран­ства, поэтому не воз­ни­кает, а суще­ствует вечно, явля­ясь не при­чи­ной в физи­че­ском зна­че­нии этого слова, но Созда­те­лем види­мой Все­лен­ной и ее зако­нов.

4. «Антроп­ный прин­цип Все­лен­ной» как дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния разум­ного плана устрой­ства Все­лен­ной и Бога был, – навер­ное, невольно – выдви­нут совре­мен­ной наукой, кото­рая вне­запно выяс­нила, что жизнь на Земле, появ­ле­ние чело­века и раз­ви­тие циви­ли­за­ции воз­можны только при нали­чии и соче­та­нии чрез­вы­чайно жест­ких и пара­док­сально мало­ве­ро­ят­ных усло­вий, кото­рые как бы изна­чально зало­жены в самой при­роде: фик­си­ро­ван­ного рас­сто­я­ния от Солнца(немного ближе к нему – и живые орга­низмы сго­рели бы, немного дальше – замерзли, пре­вра­тив­шись в бес­чув­ствен­ные глыбы льда); нали­чие вра­ще­ния Земли, без кото­рого на одной поло­вине пла­неты царила бы невы­но­си­мая жара, в то время как другая была бы ско­вана вечным льдом; суще­ство­ва­ние у нее опре­де­лен­ных раз­ме­ров спут­ника, обес­пе­чи­ва­ю­щего слож­ную систему цир­ку­ля­ции водных пото­ков; полез­ные иско­па­е­мые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без кото­рых не могла бы воз­ник­нуть и раз­ви­ваться тех­но­ген­ная циви­ли­за­ция, и т.д.

Более того, у совре­мен­ных ученых скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что вся Все­лен­ная рас­по­ло­жена и ори­ен­ти­ро­вана таким обра­зом, чтобы на нее можно было смот­реть чело­ве­че­скими гла­зами! Суще­ству­ю­щая коор­ди­на­ция, вза­и­мо­свя­зан­ность и вза­и­мо­за­ви­си­мость этих фак­то­ров такова, что воз­мож­ность ее «слу­чай­ного» появ­ле­ния пол­но­стью исклю­ча­ется.

5. Сле­ду­ю­щее дока­за­тель­ство создан­но­сти Кос­моса разум­ной волей также сфор­му­ли­ро­вано на перед­нем крае совре­мен­ной кос­мо­ло­гии и физики, кото­рые обра­тили вни­ма­ние на пара­док­саль­ность суще­ство­ва­ния Все­лен­ной в том виде, в каком она суще­ствует: выяс­ни­лось, что только по четы­рем основ­ным базо­вым физи­че­ским кон­стан­там, без кото­рых она не могла бы дли­тельно суще­ство­вать в каче­стве струк­турно орга­ни­зо­ван­ного целого, веро­ят­ность их «слу­чай­ного» воз­ник­но­ве­ния и коор­ди­на­ции между собой равна при­мерно 10 в минус 100‑й сте­пени. А ведь базо­вых кон­стант не четыре, а еще больше…

6. Сле­ду­ю­щее «теле­о­ло­ги­че­ское» (от греч. «телос» – испол­не­ние, резуль­тат) дока­за­тель­ство бытия Бога в общем виде известно со времен антич­но­сти, когда Ари­сто­тель впер­вые заме­тил нали­чие в орга­низме неко­то­рых живот­ных и в при­роде явно выра­жен­ных целе­со­об­раз­но­стей. Однако только совре­мен­ные откры­тия в био­ло­гии бес­спорно дока­зали систем­ный харак­тер этих теле­о­ло­ги­че­ских меха­низ­мов и их необ­хо­ди­мость для суще­ство­ва­ния и выжи­ва­ния прак­ти­че­ски всех видов живых существ.

Раз­но­вид­но­стью дея­тель­но­сти этих меха­низ­мов явля­ется, напри­мер, «пред­уста­нов­лен­ная гар­мо­ния» раз­ви­тия раз­лич­ных живых орга­низ­мов, кото­рым еще в эмбри­о­наль­ном состо­я­нии как бы зара­нее известно, с чем им при­дется столк­нуться после рож­де­ния.

И, – чего уже совер­шенно не в состо­я­нии объ­яс­нить дар­ви­нов­ская эво­лю­ци­он­ная теория, – иссле­до­ва­ния иско­па­е­мых орга­низ­мов пока­зали, что многие из них обла­дают орга­нами, на тыся­че­ле­тия пред­вос­хи­ща­ю­щими внеш­ние усло­вия среды, орга­нами, кото­рые в акту­аль­ных усло­виях суще­ство­ва­ния этих живот­ных абсо­лютно бес­по­лезны, но дей­стви­тельно пона­до­бятся дан­ному виду через сотни поко­ле­ний, когда усло­вия суще­ство­ва­ния ради­кально пере­ме­нятся!

Воз­ни­кает пра­во­мер­ный вопрос, на кото­рый у совре­мен­ной эво­лю­ци­он­ной теории нет ответа: откуда у лишен­ного разума тела может быть такое уди­ви­тель­ное пред-знание гря­ду­щих пере­мен и как оно может само вызы­вать в себе тре­бу­е­мые бла­го­при­ят­ные мута­ции?!

Этот пора­зи­тель­ный факт одно­значно ука­зы­вает на нали­чие в мире опре­де­лен­ной и разум­ной про­граммы раз­ви­тия, то есть Про­ви­де­ния, кото­рое и назы­ва­ется Про­мыс­лом Божьим.

7. «Транс­цен­ден­таль­ное» дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния иде­аль­ного мира и Бога, отча­сти было открыто Кантом и может быть пред­став­лено сле­ду­ю­щим обра­зом: суще­ствует мир вне про­стран­ства и вре­мени – духов­ный мир, мир интел­лекта, мысли и сво­боды воли, – что дока­зы­ва­ется нали­чием в каждом чело­веке мыслей, кото­рые могут отно­ситься к про­шлому и буду­щему, то есть «путе­ше­ство­вать» в про­шлое и буду­щее, а также мгно­венно пере­но­ситься в любую точку про­стран­ства.

Каждый из нас, обра­тив созна­ние к источ­нику воз­ник­но­ве­ния своих мыслей, может без труда заме­тить, что они появ­ля­ются как бы откуда-то извне, мысль ока­зы­ва­ется как бы про­еци­ру­е­мым откуда-то духов­ным лучом, кото­рый осве­щает мате­ри­аль­ное бытие как сол­неч­ный зайчик – его никак, никому и нико­гда не уда­ется накрыть рукой, он всегда ока­зы­ва­ется сверху…

Таким обра­зом чело­ве­че­ская мысль, якобы рож­да­ю­ща­яся в мозгу, ока­зы­ва­ется одно­вре­менно внутри и вне мате­рии – она будто бы воз­ни­кает бла­го­даря ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ским про­цес­сам в тканях мозга, окру­жена костями черепа, но, одно­вре­менно, прин­ци­пи­ально суще­ствует вне любой мате­рии, вне про­стран­ства и вре­мени.

Бла­го­даря этому чело­век ясно сознает, что обла­дает духов­ной при­ро­дой, кото­рая прин­ци­пи­ально иная, чем физи­че­ский мир, кото­рый его окру­жает. Но из этого сле­дует, что эта иная при­рода, этот Дух, про­яв­ле­нием кото­рой явля­ется чело­век, так же обла­дает и разу­мом, и сво­бо­дой воли – как сам чело­век.

8. Сле­ду­ю­щее дока­за­тель­ство можно было бы, навер­ное, назвать «кре­а­ци­о­нист­ским» – оно осно­вы­ва­ется на факте суще­ство­ва­ния в при­роде орга­низ­мов и живых систем, кото­рые прин­ци­пи­ально не могут раз­виться в подоб­ное целое из частей эво­лю­ци­он­ным путем так, как счи­тает дар­ви­низм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое орга­ни­че­ское целое.

К ним, напри­мер, может быть отне­сена вза­и­мо­свя­зан­ная система сердца, легких и кро­во­об­ра­ще­ния у живых существ: невоз­можно пред­ста­вить, чтобы сна­чала, пред­по­ло­жим, появи­лось одно только кро­во­об­ра­ще­ние без сердца, затем к нему посте­пенно «при­ста­ви­лось» сердце и начало пере­ка­чи­вать кровь и только после этого только начали раз­ви­ваться легкие.

9. Дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния Бога и духов­ного мира из лич­ного опыта – боль­шин­ство людей встре­ча­лось в своей жизни со «стран­ными» про­яв­ле­ни­ями боже­ствен­ного и сверх­че­ло­ве­че­ского: как бла­го­твор­ного, Боже­ствен­ного, так и зло­вред­ного, демо­ни­че­ского, или, навер­ное, чаще всего, того и дру­гого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомни­тель­ных «пре­да­ний ста­рины глу­бо­кой», рас­скажу о случае, кото­рый про­изо­шел с моим кол­ле­гой. Он про­ис­хо­дил из веру­ю­щей семьи, но в свое время много лет пре­по­да­вал «науч­ный атеизм» в ВУЗе и, как боль­шин­ство совет­ских интел­ли­ген­тов, вел отнюдь не бла­го­че­сти­вый образ жизни. Пере­жив несколько личных тра­ге­дий, он осо­знал пороч­ность своей жизни и решил пойти в храм.

– Когда батюшка, – рас­ска­зы­вал он мне, – про­чи­тал над моей голо­вой молитву, отпус­ка­ю­щую грехи, и я стал вста­вать на ноги, какая-то неве­до­мая сила вне­запно стала бро­сать меня из сто­рону в сто­рону так, что я не мог стоять на ногах: при­хо­жане под­дер­жи­вали меня с обеих сторон, у меня тряс­лись колени и, в довер­ше­ние всего, меня неожи­данно охва­тила стран­ная сла­бость. Так я впер­вые на самом себе ощутил демо­нов, нахо­дя­щихся в греш­нике, – заклю­чил он.

Подоб­ных при­ме­ров можно было бы при­ве­сти довольно много.

10. Дока­за­тель­ство от суще­ство­ва­ния у ВСЕХ наций и наро­дов пред­став­ле­ний о Боге и сверх­че­ло­ве­че­ских силах в той или иной форме; если инди­ви­ду­умы-ате­и­сты и встре­ча­ются у многих наро­дов, то «ате­и­сти­че­ских» наций на Земле не бывает.

11. Дока­за­тель­ство от веры в Бога боль­шин­ства выда­ю­щихся гениев чело­ве­че­ства. Напри­мер, абсо­лют­ного боль­шин­ства Нобе­лев­ских лау­ре­а­тов.

Сле­дует также пом­нить, что все ученые, спо­соб­ство­вав­шие своими откры­ти­ями появ­ле­нию и раз­ви­тию совре­мен­ной науки (Копер­ник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйн­штейн) верили в Бога.

Так, родо­на­чаль­ник совре­мен­ной химии Роберт Бойль (1627–1691) начи­нал каждый день с молитвы; более того, ⅔ дохо­дов его имения в Ирлан­дии шли на помощь бедным и под­держку Церкви, а ⅓ – на рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства и мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность среди индей­цев.

Френ­сис Кол­линз, один из осно­ва­те­лей гене­тики, гово­рил: «Когда мы узнаем о чело­ве­че­ском геноме что-то новое, я каждый раз испы­ты­ваю чув­ство бла­го­го­ве­ния от того, что чело­ве­че­ство теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что науч­ные иссле­до­ва­ния могут как-то угро­жать Богу. Напро­тив, я думаю, что Бог только выиг­ры­вает от нашего любо­пыт­ства».

12. Несо­мнен­ным дока­за­тель­ством бытия Бога явля­ется также регу­ляр­ное появ­ле­ние в исто­рии чело­ве­че­ства вели­ких святых и рели­ги­оз­ных дея­те­лей, кото­рые непо­сред­ственно имеют духов­ные откро­ве­ния свыше и сви­де­тель­ствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие про­роки, как, напри­мер, Моисей, Исайя, Иезе­ки­иль, посто­янно общав­ши­еся с Богом, но и пра­вед­ники, оза­ряв­шие и направ­ляв­шие своим светом жизнь людей во все вре­мена.

Воз­можно, доста­точно будет просто напом­нить чита­телю о таких вели­ких рус­ских святых, как Сера­фим Саров­ский или Иоанн Крон­штад­ский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обра­ща­ется к нам, как и в дале­кие биб­лей­ские вре­мена, – были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слы­шать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то уда­ля­емся, то вновь пыта­емся воз­вра­титься к Нему.

13. Дока­за­тель­ство от про­тив­ного: тра­ги­че­ская судьба про­ек­тов (и, часто, соб­ствен­ной жизни и судьбы) выда­ю­щихся ате­и­стов. Самым ярким при­ме­ром здесь может быть пример «дела Ленина-Ста­лина» и их после­до­ва­те­лей, впер­вые в исто­рии попы­тав­шихся постро­ить ате­и­сти­че­ское госу­дар­ство на «науч­ной основе» как на тер­ри­то­рии России, так и других стран Европы и Азии.

Тра­гич­ной ока­за­лась, напри­мер, и судьба самого луч­шего фило­софа-мате­ри­а­ли­ста СССР – Эвальда Васи­лье­вича Ильен­кова, сына извест­ного совет­ского писа­теля, лау­ре­ата Ста­лин­ской премии по лите­ра­туре. Всю жизнь обос­но­вы­вая ате­и­сти­че­ский тезис о «само­раз­ви­тии мате­рии», кото­рая для своего суще­ство­ва­ния не нуж­да­ется ни в каком духов­ном осно­ва­нии, Эвальд Васи­лье­вич нигде не мог найти в совет­ской ате­и­сти­че­ской дей­стви­тель­но­сти нрав­ствен­ной опоры, впал в глу­бо­кую депрес­сию и покон­чил с собой…

14. Широко известно и «эти­че­ское дока­за­тель­ство» бытия сверх­чув­ствен­ного мира, кото­рое исхо­дит из объ­ек­тив­ного суще­ство­ва­ния морали и эти­че­ских зако­нов, регу­ли­ру­ю­щих пове­де­ние чело­ве­че­ских существ.

Иссле­до­ва­ния многих фило­со­фов ука­зы­вают на то, что собы­тия и воз­дей­ствия окру­жа­ю­щей среды только до опре­де­лен­ной сте­пени могут пред­опре­де­лять пове­де­ние людей и при­нуж­дать их к тем или иным поступ­кам: как бы ни было сильно дав­ле­ние извне, у чело­века всегда есть воз­мож­ность разо­рвать при­чинно-след­ствен­ную связь, кото­рой под­чи­ня­ется нера­зум­ная при­рода и посту­пить как сво­бод­ное суще­ство, то есть как суще­ство иного, нездеш­него мира!

Для иллю­стра­ции этого можно при­ве­сти про­стой пример: почему одни люди подают мило­стыню, а другие нет? Каза­лось бы, послед­ние посту­пают вполне логично и разумно – зачем же рас­ста­ваться со своими сред­ствами, день­гами, заве­домо зная, что вы не полу­чите ника­кой ком­пен­са­ции?!

Так что же при­нуж­дает первых все-таки пода­вать мило­стыню, иногда даже в зна­чи­тель­ных раз­ме­рах? В физи­че­ском мире, в при­роде нет ничего, что могло бы объ­яс­нить подоб­ное «нело­гич­ное» пове­де­ние – это объ­яс­не­ние лежит вне этого, в сверх­чув­ствен­ном мире, где нахо­дятся вели­кие нрав­ствен­ные идеи любви, добра и мило­сер­дия.

К этому же типу дока­за­тельств бытия Бога отно­сится и зна­ме­ни­тое рас­суж­де­ние Имма­ну­ила Канта, ясно пока­зав­шего, что чело­век в своих поступ­ках и дей­ствиях руко­вод­ству­ется цен­но­стями, кото­рые не при­над­ле­жат мате­ри­аль­ному миру.

15. Боль­шое рас­про­стра­не­ние полу­чило также дока­за­тель­ство бытия Бога под назва­нием «эсте­ти­че­ский аргу­мент», кото­рое гласит: в при­роде суще­ствует уди­ви­тель­ная сверхъ­есте­ствен­ная кра­сота звезд­ного неба, зака­тов и рас­све­тов, Север­ного сияния, гар­мо­нич­ных картин при­роды, совер­шен­ного устрой­ства пре­крас­ных тел живых существ и т.д., кото­рая будто спе­ци­ально пред­на­зна­чена для эсте­ти­че­ского насла­жде­ния разум­ного суще­ства – чело­века – потому что помимо него в самой при­роде созер­цать ее просто некому.

Уже упо­ми­нав­шийся Роберт Бойль испы­ты­вал такое бла­го­го­ве­ние перед кра­со­той при­роды, что часто гово­рил: «Когда я изучаю книгу при­роды… то часто при­нуж­ден вос­клик­нуть вместе с псал­мо­пев­цем: О, сколь мно­го­об­разны Твои тво­ре­ния, Гос­поди, в муд­ро­сти Твоей Ты создал их всех!»

16. Дока­за­тель­ство бытия Бога «от реаль­ного к абсо­лют­ному совер­шен­ству», его выдви­нул Фома Аквин­ский: в при­роде суще­ствует ясно наблю­да­е­мая гра­да­ция совер­шен­ства внутри раз­лич­ных видов бытия, кото­рая может быть понята только при нали­чии абсо­лютно совер­шен­ного Суще­ства, то есть Бога.

Это дока­за­тель­ство сна­чала может пока­заться довольно слож­ным, но про­стой пример помо­жет понять его суть: если у вас есть линейка, пред­по­ло­жим, длиной в 30 сан­ти­мет­ров, а у вашего кол­леги – в 50 см, если суще­ствуют свер­ну­тые в рулон­чики метры и другие сред­ства изме­ре­ния, то все это есть только потому, что реально суще­ствуют раз­мер­ность про­стран­ства (его про­тя­жен­ность в разных направ­ле­ниях) и идея длины.

Точно так же можно было бы при­ве­сти ана­ло­гич­ные при­меры с мерами веса, вре­мени и т.п. Но в при­роде наблю­да­ются и более слож­ные виды гра­да­ций, среди кото­рых уни­каль­ное место при­над­ле­жит «вос­хо­дя­щей лест­нице» совер­шен­ства как в нежи­вой и живой при­роде, так и в чело­ве­че­ском обще­стве, а также среди самих людей: есть, к при­меру говоря, кривые и урод­ли­вые деревца, есть обыч­ные, ничем не при­ме­ча­тель­ные, есть «просто» кра­си­вые, но встре­ча­ются и необычно пре­крас­ные, совер­шен­ные экзем­пляры. И так не только среди раз­лич­ных видов дере­вьев, но и среди раз­лич­ных пород рыб, зверей, внутри чело­ве­че­ских рас и т.д. – повсюду можно найти более и менее совер­шен­ные особи. Но эти разные сте­пени совер­шен­ства в нежи­вой при­роде (напри­мер, среди камней!), между отдель­ными видами пред­ме­тов, живых существ и т.п., не могли бы суще­ство­вать, если бы для них не было реально суще­ству­ю­щей меры абсо­лют­ного совер­шен­ства, кото­рую, правда, мы не нахо­дим в мате­ри­аль­ном мире, но кото­рая не может не суще­ство­вать, и это совер­шен­ство – Бог!

В этом и заклю­ча­ется суть дан­ного дока­за­тель­ства.

Таким обра­зом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рас­смат­ри­вать окру­жа­ю­щий чело­века мир, все дороги неиз­бежно ведут к Тому, Кто его создал и укра­сил, Кто его посто­янно под­дер­жи­вает и направ­ляет, и без Кого он бы не мог про­су­ще­ство­вать и мгно­ве­ния – к Богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *