Как доказать что человек биосоциальное существо
Человек как биосоциальное существо
УРОК 1-2. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ.
· Человек – биосоциальное существо;
· Сознание и деятельность;
Человек как биосоциальное существо.
Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы.
Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.
Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений.
Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
Биологическое и социальное в человеке
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Биосоциальная природа человека« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.
Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:
Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.
Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.
Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.
Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.
Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
Особенности, свойственные только животному.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо. И как доказать?
Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.
Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала ответить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке социальное и биологическое начала? Является ли он социальным, биологическим или неким двойственным, социально-биологическим существом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы изложим здесь точку зрения ряда философов и биологов, основанную на диалектической концепции развития, концепции соотношения основных форм (ступеней развития) материи и на исследованиях в области биологии и медицины.
1.1. Концепции соотношения социального и биологического в человеке.
В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сложились четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе) :
1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;
2) человек — чисто социальное существо;
3) человек имеет двойственную социально-биологическую природу, является биосоциальным существом;
4) человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.
Рассмотрим эти концепции подробнее.
2. Определение человека как чисто социального существа никогда не пользовалось широкой поддержкой
Человек как биосоциальное существо и мировоззрение
Мы каждый день видим множество картинок в интернете: котики, осёл из Шрека, новая картинка «с добрым утром» или может быть новый мем с Валерией Энгельс в группе Мемиум?
Вариантов бесчисленное множество…
Но как мы понимаем, что котики не могут быть человеком и что Принц Чарминг не может быть пряней?
хммм…
Значит в нашей голове существуют какие-то критерии, которые разграничивают одних существ от других. В первую очередь, это биологические критерии. Но неужели всё зависит только от них?
Пришло время во всём разобраться!
Кто мы такие?
Человек — это высшая ступень развития млекопитающих на Земле, обладающая как биологическими, так и социально необходимыми качествами, отражающими черты, присущие всему человечеству.
То есть, человек обладает:
📍 Биологическими качествами — так как у нас есть внутренние органы, кости, рефлексы.
📍 Социальными качествами — такими, как, членораздельная речь, способность к коммуникации, труду.
📍 Всеми чертами, которые присущи всему человечеству — то есть все социальные качества которые могут встретиться у отдельного представителя человеческой расы будут встречаться и у каждого человека.
Но как могло возникнуть настолько развитое существо на Земле?
Неужели мы посланники космоса или может быть мы произошли от чего-то более совершенного?
Кажется, настало время разобраться с существующими теориями происхождения!
Как мы появились?
Религиозная теория происхождения человека:
📍 Креационизм — религиозная концепция, согласно которой жизнь, человечество, планета Земля, а также весь мир в целом, были созданы Богом.
В Ветхом завете содержится информация о том, что на шестой день после создания Земли был создан человек, как пример религиозного обоснования теории происхождения человека.
Эволюционная теория происхождения человека
📍 Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного.
Согласно эволюционной теории происхождения видов Ч. Дарвина, человек произошел от человекообразной обезьяны в результате эволюционных изменений.
Инопланетная теория происхождения человека
📍 Теория палеоконтакта — гипотетическое посещение Земли в прошлом разумными существами внеземного происхождения.
Инопланетяне решили посетить Землю и создать общество людей.
Если мы действительно произошли от животных, то значит, у нас должны быть явные сходства и различия?!
Как человек похож на животных?
Есть очевидные сходства:
📍 Продолжение рода
И люди, и животные способны продолжать род.
📍 Самосохранение
Наличие инстинкта сохранения свойственно, как людям, так и животным. То есть в случае нападения и люди, и попугаи, и коты будут убегать от угрозы.
📍 Использование предметов, данных природой
Мы, как и животные используем предметы, которые даны природой, то есть и животное, например, как обезьяна может взять камень, так и человек может сделать то же самое.
📍 Адаптация
Способность к адаптации, как, например лиса роет нору для того, чтобы спрятаться от дождя или любых других экстремальных погодных условий, так и человек строит себе дом, чтобы прятаться от плохой погоды.
📍 Биологические потребности
Как люди, так и животные нуждаются, например, в еде и сне.
Есть очевидные отличия:
📍 Творчество
Деятельность по созданию чего-то принципиально нового из своего сознания, например, картины или рассказа может быть присуще только человеку, так как животные не способны создать что-то новое.
📍 Преобразовательная деятельность
Животные не занимаются осознанным трудом, у них только активность, они могут подстраиваться под окружающий мир. Люди же, в свою очередь, способны изменять и преобразовывать окружающий мир под самих себя.
📍 Мышление, сознание
Только людям свойственен процесс мышления, при котором происходит процесс познания существенных свойств и связей объектов.
📍 Социальные и духовные потребности
Например, желание сдать ЕГЭ по обществознанию, переехать в другой город, начать получать новые знания, завести новых друзей — всё это является примером социальных и духовных потребностей.
📍 Целеполагание
Человек оказавшись в какой-либо затруднительной ситуации будет думать: «Ага, у меня есть несколько вариантов действий, как же мне лучше поступить, чтобы достичь цели наилучшим образом», то есть человек оценивает возможные последствия, которые приведут к желаемой цели, а животные будут действовать, опираясь на инстинкты.
📍 Создание орудий труда
Животные способны только использовать предметы, данные природой, например, поднять камень, а человек способен создавать орудия труда, то есть человек может взять камень и сделать примитивный топор.
Получается, что у человека есть и социальная природа, что выражается в наличии у него как биологических черт развития, так и духовно-социальных.
Соединение двух этих противоположных качеств, позволяет сделать вывод, что человек не простое существо, а какое-то особенное, неповторимое…
Человек — биосоциальное существо
Каждый из нас рождается с определенным цветом волос, глаз, внутренним строением, с рождения у людей есть биологические потребности, например, в еде.
Но в процессе развития, становления в обществе, мы приобретаем социальные особенности: говорить, вести какую-либо преобразующую деятельность, то есть становимся биосоциальным существом.
Биологическая природа человека:
📍 Физиология
Совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах, например, когда мы съедаем булочку, она в организме расщепляется на жиры, белки и углеводы.
📍 Анатомия
Внутреннее строение органов.
📍 Задатки
То что дано нам природой, например, музыкальный слух или физический задаток в виде длинных ног.
📍 Биологические потребности
Люди, как и животные, нуждаются в еде и сне.
📍 Рефлексы, инстинкты
Инстинкт самосохранения или рефлекс. Когда мы прикасаемся к чему-то горячему, то быстро убираем руку, даже не задумываясь о том, что нужно так делать.
📍 Темперамент
То есть то, как мы себя ведём в разных ситуациях (холерики, флегматики, меланхолики, сангвиники). Например, кто-то может быть подавленным, а кто-то, наоборот, суперактивный.
📍 Психика, эмоции
То есть люди могут переживать, чувствовать какие-то эмоции, и это не зависит от их социализации. Маленькие дети могут радоваться, так же как и взрослые.
💡 Лайфхак от Энгельс
Все биологические сущности человека относятся и к животным, поэтому при решении первой части сопоставляйте примеры из задания с тем, что есть у животных. Если какие-то черты подходят и животным, то это биологическая сущность, если нет — это социальная сущность.
Какова социальная природа человека:
📍 Речь
Только люди способны разговаривать.
📍 Мышление, сознание
Только людям свойственен процесс мышление и осознание себя в мире.
📍 Социальные и духовные потребности
Только людям свойственны потребности в общении, образовании, то есть духовные и социальные.
📍 Мировоззрение, ценности
Только люди могут выстраивать собственную систему ценностей, оценок, установок, определяющих их отношение к природе, обществу и самому себе.
📍 Самореализация
Только люди могут испытывать потребности в самореализации, то есть заниматься каким-либо трудом, чувствовать применение собственных способностей по отношению к какому-либо занятию.
📍 Самооценка
Только людям характерен анализ собственной личности и поступков на основе собственных ценностей.
📍 Деятельность
Деятельность свойственна только людям, то есть только люди могут заниматься преобразующей деятельностью, создавать что-либо.
📍 Опыт
Люди на основе увиденного, пережитого могут формировать собственные знания о мире.
Таким образом, человек, как биосоциальное существо, связан с обществом. Именно в нём он может раскрыть свою социальную сущность: заниматься определенной деятельностью, взаимодействовать с другими людьми, то есть мы не сможем стать социальным существом будучи оторванным от общества.
Характеристика человека
Если бы попросили составить Топ-15 часто встречающихся заданий на экзамене, то эта характеристика однозначно была бы в ней.
Страшно.
На самом деле, всё легко и понятно, главное быть немного внимательнее.
Индивид — это кто?
📍 Единичный представитель человеческого рода
То есть какой-то абсолютно случайный человек, который не обладает какими-либо социально значимыми качествами.
Характерные признаки:
✨ Рост;
✨ Цвет глаз;
✨ Возраст;
✨ Пол;
✨ Нация;
✨ Внешность;
✨ Задатки;
То есть индивид по сути, является биологической сущностью, как белый лист- не отражает каких-либо специфических социальных черт человека.
Личность — это кто?
📍 Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
Это люди, которые занимаются определенной деятельность, например, музыкой, актерским мастерством, учебой; общаются с другими людьми, то есть все те, кто вовлечены в социальную жизнь.
Характерные принципы:
✨Интерес;
У каждого есть какие-либо интересы: кому-то нравится Шрек, кто-то интересуется новинками в мире моды.
✨ Талант;
У каждой личности есть какие-либо таланты, например, талант к музыке, к приготовлению великолепных блюд, фотосъемке.
✨ Характер;
У каждой личности свой неповторимый характер: кто-то энергичный, кто-то, наоборот, более медлительный, спокойный.
✨ Деятельность.
Каждой личности присуще занятие деятельностью: кто-то учится, работает, читает книги, и вся эта деятельность невозможна без взаимодействия с другими людьми (книга- также является объектом социальной жизни, так как её кто-то написал, другой человек оформил, потом её кто-то напечатал).
То есть личность — это индивид, который сформировался какие-либо социальные качества.
Индивидуальность — это кто?
📍 Неповторимое, уникальное своеобразие биологических и социальных качеств, отличающих от других.
Каждую личность можно отличить от другой, так как у каждой личности не может быть одинакового набора интересов, способностей. Например, кто-то увлекается литературой, а кто-то наоборот физикой.
Как отличить индивида от индивидуальности:
Например, Катя ростом 163 см. — это индивид.
Но! Катя — самая высокая, ростом 163 см — это индивидуальность.
Потому что помимо Кати ростом 163 см. может быть и Маша, и Настя, и Петя, и Алёна. Но когда учитель спрашивает: « Кто самый высокий в классе?», все понимают, что это Катя.
То есть, когда мы используем конструкцию «самый» — это и есть индивидуальность.
💡 Лайфхак от Энгельс:
Если кому-то присуще такие черты, как доброта, отзывчивость, честность, ответственность, то это 100% черты личности.
Так как они формируются в результате деятельности: труда или общения.
Почему одни люди умеют петь, а другие нет?
Каждый день мы встречаемся со множеством людей, и все из них абсолютно разные.
Кто-то очень классно поёт, кто-то просто невероятно круто умеет рассказывать различные истории, а кто-то умеет готовить самые вкусные в мире торты.
Но почему происходит такое разграничение, почему все не могут обладать прекрасным голосом? — Потому что у каждого из нас есть разные способности.
А что это такое, мы сейчас разберёмся 🙂
Способности — это свойства человека, являющиеся условием успешного выполнения им какой-либо деятельности.
То есть наши способности позволяют нам быть более успешными в какой-либо деятельности, например, если кто-то хорошо запоминает материал, обладает феноменальной памятью, то это пригодится на экзамене, и этот человек будет более успешен в сдаче экзамена.
Какие есть уровни способностей?
✨ Задатки
Присущие от рождения потенциальные возможности человека.
То есть, кому-то от рождения дан прекрасный слух, что формирует возможности для занятия музыкой.
✨ Одарённость
Совокупность способностей, которые позволяют успешно выполнять деятельность.
Например, у Данила есть прекрасный музыкальный слух и он решил пойти в музыкальную школу; После её окончания, Данил уже умеет играть на нескольких инструментах, петь, то есть он благодаря своим способностям, стал одарённым музыкантом.
✨ Талант
Высокий уровень развития способностей.
Например, музыкант Данил постоянно совершенствовался в игре на скрипке, посещал дополнительные курсы, участвовал во многих конкурсах, потратил несколько десятков лет на занятия, что привело к высокому уровню развитию его способностей, то есть он уже стал выделяться на фоне всех остальных скрипачей.
✨ Гениальность
Наивысший уровень развития способностей.
Это люди, которые своими способностями выделяются среди всех остальных талантливых людей. Например, много талантливых музыкантов, играющих на скрипке, но по-настоящему признанным гением будет Вивальди, который обладал наивысшим уровнем развития способностей.
То есть рождённые качества человека оказывают влияние на формирование его личности.
Но неужели все способности делятся только по уровню развития?
Ведь все люди настолько разные, у кого-то больше способностей к музыке, кто- то успешен сразу в нескольких отраслях
Точно! Поэтому выделяют различные виды способностей…
Виды способностей:
📍 Общие
Успех в разных занятиях
Кто-то обладает хорошей память или умеет красиво говорить. Это общие способности, которые могут пригодится в различных занятиях, например, в преподавании, ораторском искусстве или в умении вести переговоры.
📍 Специальные
Успех в определённой области
Это способности, которые помогут только в определённой области, например музыкальный слух будет наиболее полезен в музыке.
Мировоззрение — назову так кота или это что-то важное?
«Можно ли понять истину мира?»- спросил юный ученик Эн у своего учителя.
«Конечно, но для этого нужно обрести огромную мудрость, пройти через многие жизненные испытания, только тогда в глубокой старости есть вероятность обрести настоящую истину мироздания.» — ответил сенсэй Гельс.
«Но что делать, если я не знаю как выстраивать свою собственную систему взглядов уже сейчас? А вдруг я не смогу дожить до старости, учитель?!»- торопливо проговорил Эн.
«Разве это проблема? Для этого не нужна истина мироздания, для этого достаточно узнать, что такое мировоззрение.
А это можно сделать прямо сейчас…» — многозначительно сказал сенсэй.
Для начала сформируем определения важным понятиям, чтобы лучше разобраться в теме.
📍 Духовная жизнь — это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.
То есть это человеческие эмоции, человеческие чувства. То, как мы относимся к этому миру: мы можем быть открыты ко всем или, наоборот, не доверять всем людям, которые нас окружают. То есть это наша духовная жизнь
📍 Духовный мир — сложная система отношений человека к окружающему миру, интересов, склонностей, предпочтений.
Это то, что непосредственно выражается в реальных действиях человека к этому миру: как мы себя ведём в этом мире: любим мы общаться с людьми или нет; нравится нам рисовать или больше по душе занятия спортом.
То есть духовная жизнь — это на уровне чувств, эмоций, а духовный мир — это понятие, которое больше связано с активностями.
📍 Общественное сознание — совокупность представлений об общественных явлениях и процессах.
Например, раньше абсолютно нормальным считалось иметь своего раба, так как раб — это не человек, а вещь. Все были абсолютно уверенны, что рабы — это не люди, и с ними можно обращаться как с вещью. То есть было сформировано общественное сознание о том, что рабы = вещь.
📍 Индивидуальное сознание — отражение социальных явлений и процессов человека через призму условий его восприятия и жизни.
Например, кто-то считает, что глобального потепления не существует — это индивидуальное сознание. То есть общественное сознание касается всего общества, а индивидуальное — только отдельного человека.
«Но общественное сознание не может появиться и пропасть просто так, это как сгусток световой энергии, летящий сквозь просторы вселенной, который оставляет за собой бесконечные уровни разных спектров свечения.
Знаешь, в этом кроется какая-то тайна…».
«Сенсэй, порой вы говорите слишком сложными загадками, я уверен, что на деле всё гораздо проще» — сказал Эн, устремив свой взор к ночному небу.
Уровни общественного сознания:
✨ Идеология
Система взглядов, отражающих степень познания обществом мира.
То есть общественная идеология — это то, как мы поняли мир в данный момент.
Например, Платон делил мир на «мир вещей» и на «мир идей» и был убеждён в правоте своей идеи.
✨ Общественная психология
Совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, характерных для данного общества.
Например, Викинги были абсолютно негуманными по отношению к другим народностям, но наша современная общественная психология не позволяет нам так себя вести, так как главными принципами современного общества является гуманность и уважение ко всем нациями и народностям.
Люди прошли через миллионы лет развития, эволюцию, преодолевали тысячи километров в поисках наиболее лучшего места жизни.
Но до сих пор большинство из нас затрудняются дать ответ на вопрос: «кто мы?».
Кажется, пришло время с этим разобраться.
Что такое самосознание?
📍 Определение человеком себя как личности, осознание человеком своего общественного статуса и своих потребностей.
Спортсмен или музыкант, отличник или ударник, хороший друг или плохой, то кем вы себя осознаете в этом мире.
🧐 Социальное поведение — совокупность поступков индивида или социальной группы, в которых проявляется их конкретная позиция по отношению к тем или иным общественным явлениями процессам.
🧐 Важным проявлением индивидуального сознания является мировоззрение.
Что такое мировоззрение?
📍 Система взглядов оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу, природе, самому себе.
Мировоззрение:
✨ Определяет поведение человека и влияет на всего человека;
Если вы религиозный человек, то ваше поведение будет отличаться от людей с другим мировоззрением: вы будете молиться, соблюдать пост, у вас будет другая система взгляда на мир.
✨ Мировоззрение даёт ориентиры в деятельности человека;
Если человек религиозен, то он будет вести праведный образ жизни — этот образ жизни и будет ориентиром для поведения и деятельности человека.
✨ Даёт понять, как лучше достичь поставленных целей;
Исходя из того, как человек смотрит на мир зависит и его представление о получении целей, например, кому-то понадобились деньги: он пойдёт и заработает их, а другой пойдёт и украдёт.
✨ Даёт возможность понять человеку истинные ценности;
Например, Иван Петров всю жизнь стремился достичь успеха в профессии, он работал постоянно почти без выходных, видел только одну цель — заработка денег, но произошло так, что он встретил девушку, потом они поженились, у них родились дети. Тогда он понял, что главная его ценность в жизни, не деньги и успех, а его семья.
✨ Связано с определенной стадией развития человечества.
Например, люди живущие в средневековье опирались в основном на веру и религию; современные люди в большинстве своём опираются на научные знания, склонны доверять науке.
«Учитель, кажется я начинаю понимать какие у меня взгляды на это общество, природу и на самого себя, но я до сих пор не могу додуматься до одного — как эта идея могла прийти мне в голову» — обратился Эн к Гельсу отложив манускрипт с характерными чертами мировоззрения.
«Разве это проблема? Тебе нужно продолжить читать и ты узнаешь, какие бывают этапы мировоззрения» — улыбнулся Гельс, отдавая обратно записи своему ученику.
Какие есть этапы мировоззрения?
📍 Мироощущение
Чувственный, эмоциональный образ мира.
Например, маленький ребёнок ещё не сформировал какие-либо представления о мире, но он видит, что мама улыбается ему — он радуется этому; если прогремел какой-то страшный звук, то он испугается его.
То есть это восприятие мира посредством чувств и эмоций.
📍 Мировосприятие
Обобщённый, но преимущественно чувственный образ.
Например, ребёнок начинает думать: «мама мне улыбнулась или улыбнулась просто так».
📍 Миропонимание
Образ мира с причинно-следственными связями.
Например, ребенок уже начинает проводить причинно-следственные связи: «мама улыбнулась мне, потому что она рада меня видеть или потому что у неё хорошее настроение, или она приветлива и улыбается всем».
То есть миропонимание является обобщенно-углублённым этапом мировоззрения.
Какие есть уровни мировоззрения?
📍 Обыденно-практический
Открытая, изменчивая совокупность эмоционально окрашенных взглядов.
Например, Вася хочет кушать, он взял кастрюлю, положив в неё свёклу, картошку, капусту и залил водой — получился суп.
У него получилось это блюдо, так как он на основе практического опыта знает, что если положить овощи и залить их водой получается суп.
📍 Теоретический
Сложившееся система представлений, принципов, идей.
У Васи мама пришла с работы и увидела приготовленный суп, она сказала, что получился борщ. Тогда у Васи появился термин в голове, о том, что он приготовил не просто суп, а целый борщ; теперь Вася может записать рецепт и приготовить этот же суп и в следующий раз.
«Это так интересно, а из чего может складываться мировоззрение?
Ой, тут же есть продолжение…» — подумал про себя Эн, переворачивая лист.
Структура мировоззрения:
✨ Ценностные установки;
Понимаем, что дружба, любовь — это положительные эмоции, а месть — отрицательная.
✨ Цели;
Понимаем, то ради чего мы живём: какие у нас есть цели.
✨ Знания;
Знаем, что планета круглая, соответственно наша картина представления мира будет другая, чем у людей, которые об этом не знают.
✨ Идеи;
Можем выдвигать различные идеи о том, как появилась вселенная, наша планета — на основании чего формируется наше собственное мировоззрение.
✨ Идеалы;
У каждого человека есть собственные идеальны с помощью которых он оценивает своё поведение, поведение других людей.
✨ Взгляды;
То как человек видит события, которые происходят вокруг него: одобряет он их или, наоборот, формирует негативную оценку.
✨ Нормы.
То какими нормами руководствуется человек: религиозными, моральными, правовыми — от этого зависит и то, какая у него система взглядов на мир.
🧐 Менталитет — устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп (этносов), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира.
«У всего есть виды, и мировоззрение не стало исключением!
Не останавливайся и ты точно сможешь определить собственный тип мировоззрения.» — было написано на полях манускрипта.
Виды Мировоззрения
📍 Мифологическое
Самый ранний из всех видов, основан на вере в мифы, легенды, попытки объяснить необъяснимое — нет логики и доказательности.
То есть люди, которые придерживаются мифологического мировоззрения не ищут доказательственной базы, они верят в приметы, одушевленность некоторых предметов.
Пример:
Саша однажды положила в обувь монетку и сдала экзамен на отлично, теперь она верит в том, что монетка помогает ей успешно учиться.
📍 Религиозное
Основано на вере в Бога и сверхъестественные силы, не требует каких-либо доказательств.
Люди, верят, что во всех происшествиях замешены сверхъестественные силы.
Пример:
Ване мама с детства говорила о том, что жизнь после смерти не заканчивается, поэтому Ваня верил в то, что после смерти он попадёт в рай.
📍 Обыденное
Возникает на основе опыта, здравого смысла, появляется в ходе обычной повседневной жизни.
Вы делаете лимонный пирог и выяснили, что для идеального пирога требуется 1 килограмм лимонов, то есть вы это не прочитали, а выяснили в ходе обычной повседневной жизни.
Пример:
Юля всегда смотрела только японские мультики, из-за чего теперь она думает, что хорошие мультики производят только в Японии
📍 Научное
Основано на объективных знаний, проверенных и доказанных, логика и точность.
Так люди уже не говорят, о том всех создал бог, а основываются на проверенных и доказанных фактах.
Пример:
📍 Философское
Попытка объяснить мир, себя в последовательно-логической форме, с обоснованием, опираясь на разум.
Люди стараются объяснить окружающие их события, не опираясь на факты, а путём логических размышлений.
Пример:
Оля, опираясь на логические размышления, задумалась о том, что если Бог есть, то должен быть тот, кто его создал, то есть, второй Бог.
🧐 Теоцентризм (Бог как высшая ценность), природоцентризм (ценность природы), антропоцентризм (человек как венец природы), социоцентризм (ценность общества), этатизм (ценность государства), наукоцентризм (наука).
«Теперь я точно стал на один шаг ближе к освоению ценности мира. Мне кажется, что философское мировоззрение — просто великолепная почва для дальнейших размышлений и теорий, как вы считаете?» — убрав манускрипты и выделители, Эн обратился к Гельсу.
«Ты абсолютно прав, мой дорогой Эн, пройдёт время и мы обязательно станем создателями легендарных литературных трудов. Я даже подумал под каким псевдонимом они будут, как тебе вариант Энгельс?» — улыбнувшись спросил сенсэй своего ученика.
«Как всегда прекрасно!» — ответил Эн.