Как доказать что человек живой организм
Человек, как уникальная живая система
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Естествознание, 11 класс
Человек, как уникальная живая система.
Учитель МКОУ Михайловская СОШ – Г.М.Мойсеева
Описание слайда:
Частица целой я вселенной.
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшёл? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
(Г.Р.Державин)
Цель:
рассмотреть организм человека как биологическую систему;
изучить специфические особенности организма человека;
определить в чем заключается уникальность феномена «Человек».
Описание слайда:
Еще Аристотель в своей классификации причислил человека к Царству Животных. Там же нашлось ему место и в современной научной систематике: Животные; Тип Хордовые; Класс Млекопитающие; Отряд Приматы; Семейство Гоминиды: Род Человек; Вид — человек разумный.
Человеку, как и любому живому организму, присущи все проявления жизнедеятельности (рост, развитие, размножение и др.) и их закономерности.
Как и все живые организмы, человек нуждается в системе жизнеобеспечения: кислороде, воде, пище и др. Все это он получает из окружающей среды.
Непрерывная и неразрывная связь живых организмов с природной средой является системным устройством природы.
Рисунок Леонардо да Винчи из анатомических рукописей, связавший совершенные геометрические фигуры с пропорциями человека, стал своеобразным символом синтеза естествознания и искусства.
Описание слайда:
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Организм человека может быть рассмотрен как логическая система. Это означает, что он обладает целостностью, т. е. внутренним единством, обусловленным его структурной и функциональной организацией.
Описание слайда:
Отличительные особенности человека:
значительно более развитая нервная система по некоторым морфологическим и функциональным показателям, способствующим ее интегративным и координирующим функциям;
очень большой головной мозг (соответственно крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа). У человека мозг составляет 1/46 веса тела, в то время как наибольший по размеру и весу мозг самых крупных животных составляет: у слона — 1/560. а у кита — 1/8000 веса тела;
наличие речи — способность к созданию и использованию сложных звуков;
богатая мимическая сигнализация;
бинокулярное зрение;
прямохождение и связанные с этим отличия опорно-двигательного аппарата (подвижная кисть руки, подвижный плечевой сустав и некоторые другие отличия).
Рассматривая организм человека как биологическую систему, можно выделить его общие и специфические особенности организации, изучить и объяснить особенности взаимодействия с факторами среды.
Описание слайда:
Специфические биологические особенности человека способствовали тому, что его возможности и потребности не могли ограничиваться исключительно биологическими потребностями.
Описание слайда:
Становление человека путем усвоения культурного наследия стало основным способом его эволюции.
Описание слайда:
Уникальность феномена «ЧЕЛОВЕК».
Человек — существо мыслящее, способное познавать законы природы и общества, осознавать себя в этом мире.
Как человек познает социальные законы общества? Это познание осуществляется как приобщение к культурным традициям, как воспитание и образование. Тем самым человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков.
Интересно отметить, что биологическое в человеке изменяется намного медленнее, чем социальное. 40—50 тыс. лет — колоссальное время с точки зрения человеческой истории, однако биология человека не изменилась сколько-нибудь заметным образом — прежними остались объем мозга, строение систем органов, органов чувств, эмоции. В то же время социальное в нем неузнаваемо и быстро преобразуется.
Описание слайда:
Уникальность феномена «ЧЕЛОВЕК».
Биологическое начало не является для человека основным определяющим фактором. Человек формируется в социокультурной среде, которая, с одной стороны, постепенно становится для него специфической средой обитания, а с другой — является продуктом его деятельности. Это взаимодействие и взаимовлияние происходит на протяжении всей жизни человека. По мере развития человека как личности под влиянием социокультурной среды его биологические инстинкты как бы «укрощаются».
Неотъемлемая характеристика человека, резко и принципиально отличающая его от животных, — это духовность. Это понятие можно определять по-разному, однако смысл его остается единым: это способность к восприятию нематериальных ценностей. Человек, даже хорошо адаптированный к социальной среде, не может жить в обществе только по юридическим законам, так как они не могут предусмотреть все случаи поведения людей в различных ситуациях. Существуют и неписаные законы морали, которыми люди руководствуются в своих повседневных решениях и поступках. Они определяются личными ценностями человека. Поиск нравственных ориентиров, духовное развитие человеку дают все виды искусства, литература, религия, философия и другие способы познания мира, культурного наследия человечества.
Человек — биосоциальное и духовное существо. Как живой организм, он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим и физиологическим закономерностям.
Описание слайда:
Различные расы человека — единство человека как биологического вида.
Описание слайда:
Вывод:
Человек — уникальная живая система, так как он представляет собой триединство биологического, социального и духовного.
Организм человека можно рассматривать как биологическую систему. Человек как биологический вид имеет специфические биологические особенности, отличающие его от ближайших к нему высших животных. Эволюция человека существенно отличается от эволюции животных.
Как биологический вид человечество едино вне зависимости от расовых, национальных, этнических или религиозных особенностей. Индивидуальное разнообразие очень велико (значительно больше, чем у животных).
Описание слайда:
Обсуждение вопросов:
По каким признакам вы охарактеризуете человека, рассказывая о нем?
Могут ли, по вашему мнению, социальные факторы оказывать преобладающее влияние на биологию человека?
Как вы понимаете выражение «негенетическая преемственность»?
Чем отличается негр, живущий на юге от негра, живущего в Сибири?
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
Источники литературы:
Учебник: Естествознание, 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень/ [И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, И.С.Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю.Алексашиной; М.; Просвещение, 2007 год.
«Методика преподавания курса. Пособие для учителей»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как доказать что человек живой организм
Подробное решение параграф 4 по биологии рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Т.С. Сухова, Н.Ю. Сарычева 2016
Задание 1. Человек – биосоциальное существо. Объясните, в чем это проявляется.
Человек – биосоциальное существо. Биологическое в человеке – это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке – это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие – это сознание. Сознание – это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.
Задание 2. Человеку свойственны признаки живых существ:
— обмен веществ – дыхание, питание, выделение;
— возбудимость – проведение нервных импульсов
— движение – перемещение в пространстве
— рост – увеличение размеров тела
— развитие – изменение качественных показателей
— размножение – увеличение числа особей
— наследственность – передача признаков потомкам
— изменчивость – изменение признаков
Задание 3. Организм человека – биологическая система, имеющая несколько уровней организации. Назовите эти уровни.
К уровням организации живой материи относят:
Задание 4. Перечислите органы, расположенные в каждой из этих полостей.
Черепная полость – мозг человека.
Грудная полость – сердце, легкие, трахея, бронхи.
Брюшная полость – желудок, желчный пузырь, селезенка, кишечник.
Задание 5. Используя свои знания о строении организма млекопитающих животных, из представленного ниже списка органов выберите номера тех, которые соответствуют каждой из названных систем органов.
Нервная система №1, 14, 16, 17
Кровеносная система №2, 4,
Пищеварительная система №8, 10,
Половая система №15, 18
Выделительная система №6, 12, 13,
Опорно-двигательная система №3, 5, 7, 9, 11
Задание 6. Орган образован тканями. Обоснуйте данное утверждение конкретным примером.
Головной мозг образован нервной тканью.
Вставьте недостающие слова.
Сердце – орган кровеносной системы; расположено в грудной полости; выполняет функцию перекачивания крови; образовано поперечно-полосатой мышечной тканью.
Задание 7. Используйте результаты проведенного вами исследования тканей под микроскопом для доказательства взаимосвязи строения ткани и выполняемой ею функции.
Эпителиальная ткань образует слой клеток, из которых состоят слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма. Через эпителий происходит обмен веществ между организмом и внешней средой. В эпителиальной ткани клетки плотно прилегают друг к другу. Межклеточное вещество, как правило, неразвито. Благодаря этому создается преграда для проникновения в организм микроорганизмов, вредных веществ.
Особенностью соединительной ткани является сильное развитие межклеточного вещества. К соединительной ткани относят кровь, лимфу, хрящевую, костную и жировую ткани. Основными функциями соединительной ткани является трофическая (пищевая) и опорная. Кровь и лимфа – это жидкие соединительные ткани, которые, осуществляя перенос веществ по всему телу, обеспечивают питание, дыхание, иммунитет тканей, органов и взаимосвязь между органами.
Задание 8. Клетка – универсальная единица строения живых организмов. Клетка обладает всеми свойствами живого. Перечислите эти свойства.
К свойства клетки относятся:
1. Движение цитоплазмы;
6. Способность к регенерации.
Ядро клетки несет наследственную информацию. За передачу наследственных признаков и свойств от родителей потомству ответственна ДНК, находящаяся в ядрышке.
Задание 9. Клетки, ткани, органы и системы органов функционируют как единое целое. Докажите на конкретном примере, что организм – единое целое.
Урок по теме «Организм как единое целое»
Содержимое разработки
Урок по теме: «Организм как единое целое»
Цель урока: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.
— сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;
— рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.
— формирование экологического мышления;
— продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.
— продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;
— продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных», рисунки учеников.
-Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
— Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.
2. Актуализация знаний.
На нашей планете мир живых существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.
— Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?
— Вспомните и назовите свойства живого.
Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.
— Назовите уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание:
(Показываю название уровней на слайде №1)
Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного
На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое
3. Изучение нового материала
— Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?
Запишем определение понятия «система» в тетрадь.
Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)
2. Клетка – открытая система
-Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?»
— Вспомните, из каких частей состоит клетка?
Покажите их на таблице
-Взаимосвязаны ли они между собой?
-Взаимодействуют ли они друг с другом?
Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.
-Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?
Вывод: По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.
Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне.
Клетки, объединяясь, образуют ткани
Вопросы: 1).Что называется тканью?
2). Почему при изучении тканей нужен микроскоп?
3). Какие виды тканей растений и животных вам известны?
Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?
Самостоятельная работа (по карточкам)
По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?
Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит
Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.
-Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».
— Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?
Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?
Назовите органы цветкового растения. Каково их значение.Назовите органы животных (игра «Снежный ком»)
Вывод: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.
2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)
3. Присели. (Я касаюсь уха)
4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)
5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.
6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)
7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)
9. Сели на места.Молодцы!
4. Организм – открытая единая целостная система
-Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?
(Запись определения в тетрадь «Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое»).
— Из каких частей состоит живой организм?(Работа у доски).
— Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы
— Назовите функции системы органов дыхания.Назовите и покажите их на таблице.
Проблемный вопрос. Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.
— Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно. Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике.
5. Нарушение целостности живого организма
-Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?Рассмотрите рисунки в учебнике. Что вы можете сказать? (Беседа).
— Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод по уроку.
4. Отработка изученного (рефлексия)
Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю закопали их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без чего расти они не станут?
— Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?
Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения
5.Просмотр презентации «Организм единое целое».
Закончите устно предложения:
1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________
2. Самым сложным для меня сегодня было_________________
3. Сегодня я задумался__________________________________
4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)
5. Подведение итогов и домашнее задание. Выставление отметок
— Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
-Сегодня на уроке мы доказали, что живой организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым. Все потрудились на «отлично». (Выставление отметок)
1.Прочесть статью в учебнике «Организм как единое целое».
2.Подготовить индивидуальные сообщения (темы на выбор).
Организм человека как единое целое: краткая информация о главном
Содержание:
Организм как единое целое состоит из определенного набора веществ — органических (белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот) и неорганических (вода, минеральные соли). Все соединения располагаются упорядоченно в составе органелл клеток. Цитоплазма осуществляет контакт между органеллами, их обновление.
Единая структура
Различают «этажи» или уровни организации: молекулы, клетки, несколько видов тканей, органы, их системы, организм. Тканью называют клетки одной специализации, объединенные с межклеточным веществом.
В составе органа сочетаются ткани, структурно и функционально связанные между собой. Преобладает какой-либо один вид ткани. Например, сердце содержит различные виды тканей, но преобладает в нем мышечная, в мозге — нервная, в коже — эпителиальная. Все органы имеют определенную форму и местоположение в организме.
Органы, функционально дополняющие друг друга, формируют систему. Есть системы, которые выполняют общие функции. В таком случае они получают название «аппарат». Например, кости, суставы, мышцы являются опорно-двигательным аппаратом.
Организм человека как единое целое состоит из следующих систем:
Выделение в целостном организме систем органов условно, так как все они взаимосвязаны. Организм человека функционирует как единое целое. Эта целостность — результат структурного соединения и связи всех частей. Объединению помогают вещества в составе крови и лимфы, циркулирующих в сосудах тела, а также нервы.
Функции
Характерными свойствами организма являются обмен веществ и энергии с внешней средой, рост и размножение. Важнейшие отличительные черты — относительное постоянство внутренней среды и саморегуляция физиологических функций. Постоянство внутренней среды — гомеостаз — поддерживается автоматически, независимо от воли, желаний человека.
Предмет изучения биологии в 8 классе — общий обзор организма, описание всех систем органов, названия которых можно найти в оглавлении. В начале предлагается изучить строение и функции эндокринной и нервной систем. Именно они обеспечивают единство организма и его согласованные реакции на раздражители.
3. Сходство и различия между человеком и животными
1. Что роднит человека с животными
Какие есть доказательства родства человека с животными?
Антрополог: Как все живые существа, человек для поддержания жизни нуждается в пище, воде, сне. Подобно всем животным, он старится и умирает. Эти черты сходства, как говорится, «лежат на поверхности». Но есть и другие, быть может, не столь очевидные. Я уже рассказывал вам, что строение тела человека во многом сходно со строением тела других животных. Сравнивая между собой скелет или отдельные органы, выполняющие одни и те же функции (например, пищеварения или дыхания), ученые находят множество совпадений. Конечно, больше всего таких совпадений с близкородственными животными (особенно обезьянами, все кто видели обезьяну, сразу это подмечают). Но даже в том случае, когда мы начинаем сопоставлять организм человека с организмом такого непохожего на него существа, как рыба, быстро обнаруживается много общих черт (у рыб, как и у людей, есть позвоночник, сердце, желудок, нервная система и т.п.).
А какие-нибудь другие подтверждения этому есть?
2. Инстинкты и разум
Чем человек отличается от других животных?
Антрополог: Главное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в том, что он обладает разумом. Именно благодаря разуму человек способен быстро ориентироваться в окружающей обстановке и принимать решения, наиболее целесообразные для настоящего момента.
Ну, это еще не факт! Разве другие животные на это не способны? Вспомним хотя бы пчёл, муравьёв и других насекомых.
Антрополог: Да, на первый взгляд их поведение может показаться осмысленным. Однако учёные доказали, что все действия насекомых диктуются не разумом, а инстинктами.
Инстинкт — это врождённая форма поведения.
Вот только один пример. Для того чтобы обеспечить своих личинок кормом осы роют норки и затаскивают туда парализованных ядом насекомых (например, кузнечиков). Положив добычу у отверстия норки, оса, перед тем как окончательно втащить её, быстро «обыскивает» свое помещение. Это целесообразно, так как волочить добычу приходится издалека, и в «квартиру» мог кто-нибудь залезть. Убедившись, что всё в порядке, оса выбирается наружу, берёт добычу и прячет её в норке. А что будет, если внести в её инстинктивные действия незначительные коррективы? Когда оса исчезнет в норке, чуть-чуть отодвинем её добычу от входа. На наш взгляд ничего не изменилось, но для осы вся цепочка действий начинается сначала. Она вновь подтаскивает парализованное насекомое к входу и вновь ныряет в норку для «проверки». Один исследователь сорок раз отодвигал добычу, и оса каждый раз вновь и вновь «обыскивала» норку, вход в которую ей был прекрасно виден! Можно сказать, что она вела себя в данном случае как автомат. Впрочем, так оно и есть на самом деле. Поведение насекомых «запрограммировано» с самого их рождения. Они ведут себя так, как вели на протяжении многих миллионов лет эволюции. Каждое их действие продиктовано инстинктом. «Обдумать», изменить своё поведение в соответствии с изменившимися обстоятельствами, они просто не в состоянии.
Допустим, с насекомыми всё понятно. А как быть с собаками или обезьянами?
Антрополог: Действительно, поведение высокоорганизованных животных (например, собак или обезьян) гораздо сложнее, чем поведение насекомых. Они способны делать выбор, предвидеть последствия того или иного своего поступка. Однако и в этом случае поведение животных является инстинктивным, а не разумным. Просто высокоорганизованные животные способны к обучению. Обезьяны и собаки, в отличие от насекомых, могут менять своё поведение в зависимости от ситуации. Но они совершенно не способны к творчеству, к созданию чего-либо нового. Эта способность присуща одному только человеку. Человек трудится, и в результате его трудовой деятельности происходит преобразование окружающего мира. Человек может размышлять, анализировать, обобщать, делать выводы, накапливать и передавать информацию. Он единственный из живых существ, кто способен к познанию мира и самого себя. Эта его особенность и называется разумом.
Разум – это способность человека понимать и осмысливать мир и самого себя, способность к творчеству и познанию.
Именно разум позволил человеку изобрести множество полезных вещей и занять господствующее положение на нашей планете. Да, он не так быстро бегает, как леопард, не такой зоркий, как орёл, он не умеет летать, как птицы, у него нет острых когтей, мощных клыков, толстой шкуры. Но благодаря биноклю, человек видит лучше орла, благодаря автомобилю перемещается быстрее леопарда, а благодаря самолёту летает выше и быстрее любой птицы.
Люди сродни животным. Значит, у них тоже есть инстинкты?
Антрополог: Хотя человек обладает разумом, инстинкты ему также присущи. Например, новорожденный младенец, когда голоден, жадно сосёт молоко. Никто не учил его этому. Ребенок «умеет есть» с самого рождения. Однако способность говорить, читать, играть, трудиться и многое другое человек обретает только путем обучения. Поэтому и говорят, что инстинкты играют в его жизни несравнимо меньшую роль, чем в жизни других животных.
3. Мозг – основной инструмент мыслительной деятельности
Антрополог: Действительно, главным инструментом разумной деятельности человека является его головной мозг. Но этот жизненно важный орган есть и у многих других живых существ, например, у рыб, у птиц и у зверей. Однако разумом они не обладают! Заманчиво было бы считать, что его мозг устроен совсем не так, как мозг других животных. Однако научные исследования этого не подтвердили. В строении головного мозга человека, как и в строении других его органов, можно обнаружить множество общих черт со строением мозга зверей и птиц, что еще раз подтверждает тот факт, что человек вышел в своём развитии из животного мира, что он – часть природы. Начать с того, что в работе любого мозга, будь то мозг птицы, обезьяны или человека, ведущую роль играют особые нервные клетки – нейроны. (К примеру, у человека нейроны составляют одну десятую часть всех клеток нервной ткани). Сложность нервной системы находится в прямой зависимости от числа составляющих её нейронов. Например, у червей их всего около 100, а у человека – более 10 миллиардов!
Получается, чем больше объём головного мозга у какого-либо существа, тем оно «умнее»?
Антрополог: Это не совсем так. Известно, что у слонов и дельфинов мозг больше, чем у людей. Однако разумом из них обладает только человек. Учёные считают, что наряду с объёмом мозга чрезвычайно важную роль играет количество связей, возникающих между отдельными нейронами. Человеческий мозг можно уподобить волшебному лесу: из нейронов вытягиваются длинные отростки, которые переплетаются между собой, как ветви деревьев. При помощи этих отростков отдельные нейроны постоянно обмениваются друг с другом нервными импульсами. Количество подобных связей одного только нейрона может достигать 20 тысяч! Ни у одного другого существа нейроны головного мозга не образуют таких сложных и многочисленных связей. И именно этим человеческий мозг отличается от мозга животных. Однако следует отметить, что у новорожденного младенца разветвлённых связей между нейронами нет. Они образуются только в результате его общения с другими людьми и обучения. Чем больше человек узнаёт, чем больше он размышляет или занимается творчеством, тем больше нейронных связей устанавливается в его мозгу. А это показывает, что разум не даётся человеку с рождения. Он формируется, «создаётся» только в общественной среде!