Как доказать что ода ломоносова относится к классицизму
Оды М. В. Ломоносова как образец русского классицизма
Вторая половина 18 века в русской литературе – это эпоха классицизма. Литература этого направления отражала жизнь в ее идеальных проявлениях, показывала образцы для подражания. Все произведения классицизма четко делились на три стиля, каждому их которых соответствовали свои жанры, темы, язык.
С развитием этого направления в России тесно связано имя М. В Ломоносова. В течение своей творческой жизни поэт создал множество произведений разных жанров: он писал эпиграммы, послания, надписи, басни, идиллии. Кроме того, Ломоносов обращался к
Но излюбленным жанром поэта была ода.
Этот жанр относится к высокому стилю в классицизме. Ода была призвана воспеть какое-либо важное на государственном уровне мероприятие или лицо, возвеличить какое-то событие в жизни страны и т. д. Она писалась “торжественным” языком, с обилием разнообразных тропов и риторических фигур.
В творчестве Ломоносова содержание од определяется общественно-политическими взглядами поэта. Тематика его произведений в большинстве своем была героико-патриотической.
Так, центральной темой в одах
В уста этих “мудрых” правителей, выдающих общенациональные интересы, поэт вкладывает свои сокровенные мысли об обустроенности России.
Наиболее полно идеал “просвещенного монарха” воплотился у Ломоносова в образе Петра I (“Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747” и другие):
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства Он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
Поэт считал, что деятельность Петра должна служить примером для подражания, и призывал его преемников следовать по проложенным им путям.
Свои оды Ломоносов строил как произведения ораторского искусства. Для его од характерно обилие метафор, гипербол, аллегорий, восклицаний, неожиданных сравнений и др. Кроме того, поэт использует в тексте своих произведений древнегреческие, славянские мифологические образы (“Марс кровавый”, “Диане я прекрасной Уже последую в лесах”, “Там видя Нимфа изумленна”, “Великий Семирамиды Рассыпанна окружность стен” и т. д.)
Все эти особенности придают одам Ломоносова торжественно-монументальный и одновременно глубоко лирический характер, делая их выдающимися образцами русской классицистической оды.
Related posts:
Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова ( помощь ученику) статья по литературе (9 класс) по теме
Михаил Васильевич Ломоносов — яркая фигура в русской истории, самый известный русский “универсальный человек”: физик, химик, основоположник научного мореплавания, астроном, географ, а также художник, историк, филолог и выдающийся поэт.
Ломоносов был одним из тех людей, что продвинули русское Просвещение далеко вперёд своими научными успехами, общественной деятельностью и вкладом в развитие искусства.
Универсальный человек (энциклопедист, полимат, “человек эпохи Возрождения”) — человек, историческая фигура, чья успешная деятельность не ограничивалась только одной областью знаний. Учёные-полиматы делали колоссальный вклад в развитие сразу нескольких наук.
За годы своей жизни Ломоносов достиг очень многого, став незаменимой фигурой в развитии отечественных науки и искусства. Мы же поговорим о его вкладе в развитие русской литературы. Научно-эстетическое мышление Ломоносова объединило науку и искусство в его произведениях.
Ломоносов и классицизм
М.В. Ломоносов родился в 1711 и умер в 1765 году, период его активной деятельности пришёлся на первую половину и середину XVIII столетия. Европейская, в том числе и русская культура находилась в этот временной промежуток под влиянием классицизма.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Классицизм — эстетическое направление в культуре XVII — XIX веков, характеризующееся наличием культа разума и строгой системы эталонов.
Классицистов интересовали только вечные проблемы и масштабные события, они исследовали нравственный идеал, стремились к нему и пытались соответствовать собственным высоким стандартам. Классицизм просуществовал около двух столетий, оказав значительное влияние на развитие искусства, в том числе и литературы.
Классицизм в литературе — это направление, основывающееся на идеях рационализма.
Писатели-классицисты объявляли высшей ценностью личность человека и считали, что понять окружающий нас мир можно только анализируя его, опираясь на рациональность. Литературным эталоном классицистов были произведения Античности.
В русскую литературу классицизм, зародившийся во Франции в XVII веке, пришёл в начале XVIII века. Причиной его установления стала европеизация русской культуры, последовавшая за реформами Петра I.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
М. В. Ломоносов как находился под влиянием классицизма, так и сам влиял на тенденции его развития в рамках российского литературного пространства. Отличительной чертой творчества Ломоносова, однако, было его желание говорить о будущем и о великих истинах, а не углубляться в детали отражения окружающей действительности.
Ломоносов развивал русские национальные традиции. Именно в его творчестве впервые прозвучала идея русского национального самосознания.
Ломоносов не был доволен существовавшим в России общественным строем, однако в своих произведениях громко заявлял о гордости за военные победы своей страны и восхвалял монарха. В то время, как в Европе одно за другим открывались революционные научные и общественные понятия, Россия по-прежнему жила по средневековым законам. Будучи патриотом, Ломоносов как мог способствовал развитию русского Просвещения.
Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.
Классификация жанров в классицизме
Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие.
Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг.
Героями этих произведений были не только представители дворянского сословия, но и простолюдины, слуги.
Для каждого жанра существовали свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.
Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др.
Мольер
Вольтер
Мильтон
Корнель
Оды Ломоносова
Произведения Ломоносова можно назвать общественной лирикой. В своих стихотворениях поэт утверждал образы идеального монарха, гражданина и государства.
Пожалуй, наиболее известными произведениями М.В. Ломоносова являются его торжественные оды.
Ода — лирический жанр, некая торжественная песня, выражающая чувство восторга и вызванная чем-то грандиозным: историческим событием, деятельностью личности, явлениями природы, мыслями о Боге и так далее.
Торжественные оды М. В. Ломоносова:
Помимо торжественных Ломоносов писал также духовные и анакреонтические оды, в которых вёл философские рассуждения о строении мироздания.
Основные черты классицизма
Урок кокеткам, или Липецкие воды
Александр Шаховской1815
Ромком о коварстве женского обольщения. Князь Холмский прибывает на Липецкий курорт и обнаруживает, что жениха его сестры Оленьки пытается соблазнить графиня Лелева, которая хочет поправить своё положение за счёт удачного замужества. В окружении графини выделяется сочинитель слезливых баллад Фиалкин — пародия на Жуковского. Во многом именно эта сатирическая эскапада вызвала яростную критику всего произведения, которую Пушкин иронично назвал «липецким потопом».
Письмо о пользе стекла
Михаил Ломоносов1752
Канонический образец русской дидактической поэзии Нового времени. «Письмо» адресовано Ивану Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, которому предстояло выхлопотать государственную поддержку ломоносовской стекольной мануфактуре. Эта прагматическая цель находится в полном согласии с прагматическим же просвещенческим взглядом Ломоносова на науку, смысл которой — приносить пользу, и на художественную литературу, под которую Ломоносов подводит научный аппарат. Золоту и драгоценным камням, причинившим человечеству столько зла, поэт противопоставляет прозаическое вроде бы стекло — творение человеческих рук, в котором «мастерство / Превысило своим раченьем естество». Из стекла пьют вино, в зеркало глядятся красавицы за туалетом, микроскоп открывает тайны природы, очки возвращают человеку зрение — ведь «Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг, / Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг». «Письмо о пользе стекла» — похвала прогрессу и отповедь религиозным обскурантистам, отрицающим научное знание: телескоп, подтвердивший гелиоцентрическую теорию Коперника, показал тем самым величие Творения.
Фелица
Гаврила Державин1782
Ода Екатерине II, написанная с беспримерной свободой и наивной фамильярностью, которые перевернули классицистический канон. Сохраняя формальные черты оды, «Фелица» вводила в забронзовевший жанр лирическое авторское «я», просторечие, немыслимый в высокой поэзии пассаж о том, как жена ласково ищет у автора вшей. Поэт называет императрицу именем добродетельной киргизской царевны из её собственной аллегорической сказки, сам примеряя маску её «мурзы». Императрица показана не земной богиней во всех регалиях, а реальной женщиной, которая ходит пешком, ест самую простую пищу, проводит дни и ночи в полезных трудах, не щадя себя. В этом ей противопоставлены её вельможи: радикальным новшеством стало соединение оды с сатирическим памфлетом. Автор кается в пороках — тщеславии, лени, невежестве, мотовстве: в описаниях легко узнавались фавориты Екатерины, которым она разослала оду, подчеркнув соответствующие пассажи. Портрет скромной, трудолюбивой правительницы, поощряющей свободомыслие, внушающей любовь, а не страх, тронул Екатерину до слёз; Державин получил табакерку с бриллиантами и проснулся первым российским поэтом.
Недоросль
Денис Фонвизин1782
Хрестоматийная комедия об изъянах российской жизни вообще и проблемах воспитания в частности. Помещица Простакова хочет выдать родственницу-сироту за своего брата Скотинина, но узнав, что родственница получила наследство, пытается устроить её брак со своим сыном Митрофанушкой. Слово «недоросль», изначально нейтральное определение ещё не поступившего на службу молодого дворянина, после выхода комедии превращается в ругательство. Имена героев становятся нарицательными, а фраза «не хочу учиться — хочу жениться» уходит в народ.
Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины
Михаил Чулков1770
Первый русский роман, к тому же написанный просторечным, почти писарским языком, уснащённым пословицами и поговорками. Мартона, вдова сержанта, погибшего под Полтавой, остаётся без гроша и пробивает себе путь наверх: поступив сперва на содержание к дворецкому, меняет его на господина, затем на другого, обманывает покровителя с любовником, плутовством и беспринципностью избавляется от сумы и тюрьмы и наконец обзаводится именьицем. Обыденную жизнь и простой народ описывали и прежде Сумароков или Майков, но только как предмет осуждения и осмеяния; высокая литература классицизма ориентировалась прежде всего на знать. «Пригожая повариха» и другие остросюжетные вещи Чулкова впервые признают право на существование за массовым читателем (прежде всего купеческого сословия) и его вкусами. В пикареске Чулкова нравоучение заменяют житейские мудрости в духе «богатство рождает честь». Чулков сам указал место своего романа в литературной иерархии устами писаря, считающего, что ода Ломоносова — «бредни и не стоит она последней канцелярской записки»; тем не менее литературные «анекдотцы» такого рода создали почву для пушкинских «Повестей Белкина».
Горе от ума
Александр Грибоедов1824 1828
Последний и главный триумф классицистической комедии в России становится триумфом именно потому, что главный герой — Чацкий — это человек уже из другого времени, приезжающий в прошлое. Современники подозревали, что Чацкий — карикатура на Чаадаева, Пушкин отказывал Чацкому в уме — но при этом говорил об исключительном уме самого Грибоедова. Достаточно тривиальный конфликт — Чацкий обнаруживает, что возлюбленная к нему охладела и сам он здесь неуместен, — Грибоедов делает одновременно конфликтом возвышенного героя с косным и пошлым миром. Афористичные строки из «Горя от ума» мы до сих пор цитируем по поводу и без повода.
Подробнее о книге
далее
Своеобразие оды эпохи классицизма — КиберПедия
Информация для учащихся
Ода была написана 1783 г. и была обращена к Екатерине. Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт.
IV. Чтение оды
Учитель объясняет непонятные слова: Фелица, мурза, пред налоем, не донкишонствуешь, химеры, цугом, в шинки, понт, стезя, льзя, вежды, свайка, хаос, калиф, десница, парнаский конь.
Рассуждение учащихся по вопросу: следует ли своенравный и независимый Державин канонам жанра оды в материале и форме его подачи? Анализ строится на сопоставлении с изученными одами Ломоносова, как образцами классической оды. При рассуждении использовать таблицу «Своеобразие оды классицизма».
— Определите тему оды. (Воспевание просвещенного монарха.)
— В чем отличие от оды Ломоносова?
(Ода Державина строится как диалог с Фелицей, в то время как Ломоносов использовал монолог. Фелица предстает в движении, в действии, в ее характеристике много глаголов. В отличие от Ломоносова, ничего не сказавшего о поведении Елизаветы Петровны, Державин раскрывает человеческие качества Фелицы, описывает ее привычки, занятия.)
— С кем еще сравнивается Фелица в оде? Какие качества героини раскрываются в этом сравнении?
(Фелица противопоставляется своим предшественникам на российском троне, причем их имена не названы, но яркие, меткие характеристики позволяют предположить, о ком идет речь. В сопоставлении с мурзами поэт выявлял личные «добродетели» Фелицы; сравнивая героиню с царями, Державин подчеркивал достоинства просвещенной правительницы. Здесь поэт использует частицу «не», чтобы подчеркнуть, что не делает Фелица и что, напротив, совершали ее предшественники: «свадеб шутовских не парят, в ледовых банях их не жарят, не щелкают в усы вельмож, князья наседками не квохчут» и т. д.)
Поэт, восхваляя Фелицу, «проговаривается» в сравнениях: «как волк овец, людей не давишь; стыдишься слыть ты тем великой, чтоб страшной, нелюдимой быть; медведице прилично дикой животных рвать и кровь их пять». Державин приводит примеры злоупотребления царями данной им властью. Подобное было невозможно в классицистической похвальной оде.
— Есть ли в оде положительная программа для идеального просвещенного правителя?
(Строфы оды, где поэт представляет как действительное свои мечты с справедливом и просвещенном монархе — «Когда ты просвещаешь нравы, // Ты не дурачишь так людей»; «И праведным свой свет дарит, // Равно всех смертных просвещает…»; царица создает «из разногласия согласье и из страстей свирепых счастье». По мнению Державина, императрица должна так же умело управлять государством, как и кормщик кораблем.)
— Какова роль описаний быта в оде Державина?
(Описания обеденного стола, домашних занятий мурзы, с одной стороны, служат средством разоблачения мурзы, но, с другой — в них выражены чувства лирического героя, его вкусовые и зрительные восприятия, его способность восхищаться и наслаждаться жизнью. Подобные описания имеют новаторский характер. В «Фелице» сделано важное поэтическое открытие: для поэзии нет низких, недостойных для изображения предметов. Конкретность бытовых картин; прозаическая лексика, соседствующая рядом с высокой; элементы автобиографизма (поэт описывал свои домашние занятия и пристрастия) преобразовывали классицистическую оду.)
Вывод: Державин в этой оде традиционно хвалит монарха, но не так, как положено, и не за то, что традиционно принято хвалить. Поэт увлекается повествованием о себе. Особенностью стиля является сочетание классицистической торжественности и будничности, грубоватого просторечия и легкости, изящности стиха.
Домашнее задание
1. Прочитать, осмыслить и выполнить одно задание (по вариантам или на выбор), представленное в материалах, помещенных в учебнике под заголовком «В творческой лаборатории».
2. Задуматься над вопросом: в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма?
Почему ода Ломоносова «На день восшествия престол» относится классицизму?
Почему ода Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года» относится к классицизму?
Ода М.В.Ломоносова является примером классицизма. Взять хотя бы основные темы, затронутые в этом произведении:
В этой оде личные чувства Ломоносова слились с общегосударственными и гражданскими интересами.
Согласно теории трех штилей, ода писалась высоким «штилем», что доказано использованием старославянизмов (например, «сей», «токмо», «оный»), слов с неполногласием, усеченных форм прилагательных. Много здесь метафор, сравнений, архаизмов, олицетворений, гиперболы, риторических вопросов и восклицаний. Также применяются образы античной мифологии.
Позволю себе перечислить основные черты классического произведения, нашедшие отражение и в оде Ломоносова.
1) Ода «На день восшествия. » по своей форме и структуре напоминает оды древнегреческих поэтов. Известно, что Ломоносов не только читал, но и переводил древнегреческих поэтов.
2) Соответствует классическим принципам, воплощая идеалы порядка, логики, сдержанности, правильности и приличий в том виде, как понимает их автор.
3) Использование разного рода стилистических приемов, призванных подчеркнуть единство, гармонию и изящество произведения, что облегчает читателю процесс восхищения императрицей.
4) Стремление автора создать образ идеального монарха, для которого вечные ценности не пустой звук.
5) Ломоносов апеллирует к разуму императрицы, считая его высшей способностью и главным качеством любого монарха. Деятели классицизма смотрели на разум как на высшее достижение: на разуме были основаны и религиозные убеждения, и мораль.
Как доказать что ода ломоносова относится к классицизму
Вторая половина 18 века в русской литературе – это эпоха классицизма. Литература этого направления отражала жизнь в ее идеальных проявлениях, показывала образцы для подражания. Все произведения классицизма четко делились на три стиля, каждому их которых соответствовали свои жанры, темы, язык.
С развитием этого направления в России тесно связано имя М.В Ломоносова. В течение своей творческой жизни поэт создал множество произведений разных жанров: он писал эпиграммы, послания, надписи, басни, идиллии. Кроме того, Ломоносов обращался к сатире, пробовал свои силы в «легкой поэзии», написал две трагедии. Но излюбленным жанром поэта была ода.
Этот жанр относится к высокому стилю в классицизме. Ода была призвана воспеть какое-либо важное на государственном уровне мероприятие или лицо, возвеличить какое-то событие в жизни страны и т.д. Она писалась «торжественным» языком, с обилием разнообразных тропов и риторических фигур.
В творчестве Ломоносова содержание од определяется общественно-политическими взглядами поэта. Тематика его произведений в большинстве своем была героико-патриотической.
Так, центральной темой в одах Ломоносова была тема родины. Поэт неустанно славит величие России, обширность и необозримость ее просторов, неисчерпаемое обилие ее природных богатств. В оде 1748 года, например, создан грандиозный образ родины:
Сидит и ноги простирает
На степь, где Хину отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.
Чтобы Россия стала действительно процветающей, необходим упорный, напряженный труд всех слоев населения. И тема труда становится одной из центральных в одах Ломоносова. На помощь труду должны прийти наука, просвещение. Нужно позаботиться о создании отечественных кадров ученых:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего труда, чтобы расцветали науки и ширилось просвещение, России необходим мир. Требование прекратить опустошительные войны, установить прочный мир («возлюбленную тишину») звучит во многих одах Ломоносова:
Царей и царств земных отрада,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Установление «возлюбленной тишины» — это мир между народами, прекращение внутренних раздоров, пресечение наступления реакции.
Таким образом, в своих одах Ломоносов воспевает величие родины и ее народа, ратует за развитие просвещения и науки, призывает к развитию промышленности, ремесел и торговли, убеждает в необходимости освоения природных ресурсов родины, славит победы русского народа на полях сражений и т.д.
Особенности содержания од Ломоносова обуславливаются и их пропагандистской направленностью. Поэт, стоящий на позициях просвещенного абсолютизма, был убежден в том, что только просвещенный монарх может осуществить программу великих преобразований России. Поэтому очень важное место в творчестве Ломоносова занимает тема государственных деятелей России. В уста этих «мудрых» правителей, выдающих общенациональные интересы, поэт вкладывает свои сокровенные мысли об обустроенности России.
Наиболее полно идеал «просвещенного монарха» воплотился у Ломоносова в образе Петра I («Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747» и другие):
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства Он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
Поэт считал, что деятельность Петра должна служить примером для подражания, и призывал его преемников следовать по проложенным им путям.
Свои оды Ломоносов строил как произведения ораторского искусства. Для его од характерно обилие метафор, гипербол, аллегорий, восклицаний, неожиданных сравнений и др. Кроме того, поэт использует в тексте своих произведений древнегреческие, славянские мифологические образы («Марс кровавый», «Диане я прекрасной Уже последую в лесах», «Там видя Нимфа изумленна», «Великий Семирамиды Рассыпанна окружность стен» и т.д.)
Все эти особенности придают одам Ломоносова торжественно-монументальный и одновременно глубоко лирический характер, делая их выдающимися образцами русской классицистической оды.
ода на день восшествия на престол елизаветы петровны 1747 Можно ли считать произведение классицизмом?
Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма,
отличается логической стройностью.
Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное
развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.
Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами
классицизма, это стихотворение начинается величественным
прославлением мира.
Такая логика развития поэтической мысли даёт возможность
автору завершить свою оду не только традиционным
восхвалением Елизаветы, но и подлинным гимном в честь
науки.
Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегу!,
Ода завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать
во славу Российской земли.
Основное действие персонажей Ломоносовской оды заключается
в том, что они поют, гласят, гремят, рекут, возглашают, держат речь,
говорят, молвят, возвышают глас, звучат, славят гласно и т. д.
Пространство одического текста заполнено стоящими, сидящими,
скачущими верхом и простирающими руки фигурам, облик
которых колеблется между представлением о человеческих
формах и абстрактном понятии.
Одическая идея помещена в безграничный мир, который лишь
по видимости имеет некоторые географические или пейзажные
признаки, по сути же, является космосом,
по которому одическая идея перемещается со свободой и
скоростью мысли.
Отдалённость идеального одического образа от материального
быта подчёркнута мотивом пространственной высоты
(горы, небеса, солнце), его метафорическим мотивом
эмоционального подъёма (восторг, восхищение, веселье)
и мифологическими символами поэтического вдохновения и
божественности (Парнас, Олимп).
Образы торжественной оды складываются из идей,
связанных с понятием верховной государственной власти в
высшем, идеальном и положительном смысле.
Ломоносов в торжественной оде дал блистательный
образец именно высокого литературного стиля классицизма.