Как доказать что слова родственные
Признаки однокоренных (родственных) слов.
/data/files/f1639288772.ppt (урок русского языка) Тема: Признаки однокоренных (родственных) слов.
Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений учащихся определять однокоренные слова по их признакам.
Воспитательные: Создать условия для доброжелательного отношения друг к другу; для развития интереса к предмету.
Задачи развития: Создать условия для развития внимания, памяти, мышления.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, рисунки человечков, карточки.
Цель: Создать условия для подготовки учащихся к работе, для установления доброжелательной атмосферы на уроке.
— Садитесь, дети. Сейчас у нас урок русского языка.
— Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им. Посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь. Посмотрите на меня и улыбнитесь мне.
2. Этап проверки знаний и умений учащихся.
Цель: Создать условия для уточнения и повторения ранее усвоенных знаний. (А именно для нахождения ранее изученных орфограмм).
Грибная пора наступила в лесу.
Грибы я в корзинке из леса несу.
Вот боровик, вот другие грибочки,
Мы жарим, и варим, и солим их в бочке.
— Прочитайте стихотворение на доске. (Один ученик читает вслух).
— Найдите родственные слова и выпишите их. (Слайд№1)
— Докажите, что эти слова являются родственными.
— Сегодня мы продолжаем знакомство с родственными словами.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
Цель: Создать условия для того, чтобы организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
— Прочитайте тему нашего урока. (Слайд №2)
«Признаки однокоренных (родственных) слов».
— Что мы знаем из этой темы? (Слайд №2).
ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ
1. Что такое родственные слова. 1. Что такое признаки?
2. Что такое однокоренные
4. Какие бывают признаки
5. Зачем нужно знать признаки
И так, мы продолжаем сегодня на уроке изучать родственные слова, и узнаем о них новое, ответив на ваши вопросы.
4. Этап усвоения новых знаний.
Цель: Создать условия для восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний учащимися.
Каждая пара получает карточку с заданием:
— Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Проверка. Выслушиваются ответы каждой пары. Появляется запись Слайд №3)
хвост
Х в?стун –
— Можно ли первую пару слов назвать родственными? Докажите.
— Спишите эту пару слов и выделите общую часть.
— Можно ли вторую пару слов тоже назвать родственными? Докажите.
— Спишите вторую пару слов и выделите общую часть.
— Давайте поработаем с третьим словом. Скажите, кто такой хвастун? (Это тот, кто хвастается).
— Так какие два слова будут иметь общее значение? (Хвастун и хвастать). Какое слово оставляем для проверки. (Хвастать).
— Значит вставим букву «а».
— Выделите в этих словах общую часть.
— Как назовём эти два слова? (Эти слова родственные).
2) Работа по таблице.
(Слайд №4) Таблица: Родственные слова
Общая часть Общее значение
(Слово «признаки» «закрыто») Признаки
— Дети, какое у нас сейчас время года?
— Как вы догадались? (Тает снег, бегут ручьи, стало теплее и др.)
— Как всё это можно назвать одним словом? (Признаки).
— По признакам мы узнаём нужные нам предметы «в лицо».
Родственные слова мы тоже узнаём по признакам. (На слайде открывается слово «признаки»).
— А зачем нужно знать признаки родственных слов?
(Чтобы правильно подбирать проверочное слово).
3) Работа с правилом.
— А сейчас я проверю, кто из вас самый внимательный. Прочитайте правило на странице 155 и скажите, как иначе можно назвать родственные слова?
(Дети читают правило и выясняют, что родственные слова называются однокоренными ).
Слайд №5 (Слово «однокоренные» рядом со словом «родственные»).
Общая часть Общее значение
— И признаки сохраняются тоже.
— Кто был внимательным, тот скажет мне, как называется общая часть родственных слов? (Корнем).
(В таблице появляется слово «корень»).
— Давайте посмотрим, как пишется корень в однокоренных словах. (Одинаково).
— Итак, по каким признакам мы узнаем однокоренные слова?
— Как иначе можно назвать родственные слова?
5. Этап проверки понимания нового материала.
Цель: Создать условия для применения новых знаний на практике.
Работа по учебнику. Упр. 299 стр.159.
— Прочитайте задание. (Устно разобрать).
— Спишите однокоренные слова, выделите общую часть.
Итог: Если один из признаков не выполняется, то такие слова родственными назвать нельзя.
6. Этап закрепления нового материала.
Цель: Создать условия для закрепления учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы.
Диктовка: Мальчики рыбачили на озере. Они наловили много рыбы. Настоящие рыбаки!
— Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
— Докажите, что это однокоренные слова.
7. Выдача домашнего задания.
Цель: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить, если что не понятно.
— Кто выполнит задание сам?
8. Этап подведения итогов.
Цель: Создать условия для конкретизации знаний учащихся.
— Давайте обратимся к нашим вопросам. (Слайд №2) Скажите, что нового вы узнали? Чему вы себя учили? ( Находить однокоренные слова по признакам).
— Если вы себя сегодня на уроке чувствовали уютно, вам было интересно и вы во всём разобрались, то покажите мне весёлого человечка.
— Если у вас что-то не получалось, вам было трудно разобраться с новым материалом, то покажите мне задумчивого человечка.
Что такое родственные слова в русском языке
Путаница между родственными и однокоренными словами для школьников не редкость. Дети сложно воспринимают эту тонкую грань отличий между двумя понятиями. Не далеко ушли и взрослые – вряд ли каждый русскоязычный человек сразу скажет, что значит понятие «родственные слова».
Итак, родственные слова в русском языке – все слова, что могут похвастаться одним корнем, а также значение которых близко по смыслу. При этом такие слова относятся к одной части речи далеко не всегда.
Что объединяет родственные слова, методы их образования
Для получения родственных слов используют суффиксы, приставки и окончания. Для них имеется общее понятие – постфиксы. Но тут есть тонкая грань – слова, у которых только разное окончание, родственными не считаются. Значит, это только лишь форма слова.
Филологи выделяют три основных способа появления новых слов в русском языке:
Из всех перечисленных методов для создания родственных слов в основном используется суффиксально или суффиксально-префиксальный методы. А вот префиксальным способом новые слова образовывать не разумно, ведь получается примерно то же, что и при замене окончания – разные формы слова.
Взять хотя бы слова бегать, убегать, побегать. Между ними нет особых отличий, соответственно они не считаются родственными словами.
Не обязательно все родственные слова будут являться одной частью речи. Часто они разные. Для примера возьмем слова водитель – водить – водительский. В данном примере предлагаются сразу три варианта – глагол, а также существительное и прилагательное. Но все три слова могут похвастаться одним корнем, образованы при помощи добавления суффиксов и окончаний, а значение у них близкое.
Определяем не родственные слова
Русский язык многогранен. Поэтому для его досконального изучения требуется внимательность и отличное знание предмета. Внимательность необходима и при определении однокоренных слов. Ведь не редкость наличие одинаковых звуков в корне при совершенно различном значении таких слов.
Вернемся к слову водитель. С таким же корнем есть еще одно слово – водяной. Но, несмотря на один корень, добавление разных суффиксов, слова имеют совсем разные значения. И назвать родственными их невозможно.
Есть и другой вариант – слова, смысл которых близок, они являются синонимами, но не имеют общей части. Такие слова также невозможно считать родственными. Чтобы было хорошо понятно, приведем пример с тем же словом водитель. По значению близкое и являющееся той же частью речи слово шофер – для слова водитель не родственное.
Обязательно нужно упомянуть о исторически родственных словах. Ярким примером будут «беда» и «победа». Они в прошлых столетиях считались родственными, но согласно правилам современного русского языка у двух слов разное значение, что делает их, несмотря на один корень, не родственными. Филологи рекомендуют для подобных слов употреблять понятие «исторически родственные слова».
Как подбирать родственные слова в русском языке?
Принципы, основы и понятие родственного слова и методы их подбора изучают в рамках школьной программы средне образовательной школы. Дети в младших классах уже должны разбираться в отличиях между словами родственными и отделять формы слова. Ведь это помогает грамотно разговаривать и писать. Правильный поиск родственных слов дает возможность легко проверить написание многих слов.
Нужно сказать, что наука поиска однокоренных слов не простая. Здесь нужно четко понимать, что есть родственным словом, а что его форма. Также важно моментально отделить те слова, которые имеют совершенно иное значение при том же корне и наличии созвучных букв.
Для упрощения процесса педагоги выделяют следующие правила:
Проверив все три основных пункта можно с уверенность говорить о том, что родственные слова находить удается быстро и правильно, а это весьма значимый навык для любого человека, так как поиск родственных слов помогает правильно написать слово, при выговоре которого могут возникать сомнения в буквах.
Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?
Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.
Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.
Родственные слова: даем определение
Итак, родственными в русском языке называются лексемы:
Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.
Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.
Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.
Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.
Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.
Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.
Можно сделать следующий вывод: все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.
Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк.
Правила подбора родственных лексем в русском языке
Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.
Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.
Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.
Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.
Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:
Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.
Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.
Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.
Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.
Видео
С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.
Что такое родственные слова? Примеры
Родственные слова — это лексемы, близкие по смыслу, с одним и тем же корнем, принадлежащие к разным частям речи.
Родственные слова и формы слов
Корень является центральной обязательной морфемой в составе слова. Он объединяет слова в одну семью. Образно говоря, родственные слова являются близкими родственниками, так как имеют похожий смысл, который заключен в одном и том же корне, например:
слово «красный» обозначает один из основных цветов спектра. Выделим в его составе главную морфему:
Подберем слова с этим же корнем:
В этом ряду родственных слов с корнем красн-, связанных общим смыслом с прилагательным «красный», имеются лексемы, принадлежащие к разным частям речи, в отличие от форм рассматриваемого прилагательного:
Потренируемся в подборе родственных слов с одним и тем же корнем и форм существительного «бег»:
Родственные слова существительного «бег» принадлежат к разным частям речи. В своем морфемном составе они имеют дополнительно к общему корню разные приставки и суффиксы (например: про бег а ть — приставка/корень/суффикс/окончание), которые привносят в общий смысл родственных слов некоторые оттенки значений. В формах существительного «бег» корень один и тот же, а меняется только окончание.
Сравним, например, ряды родственных слов и форм прилагательного «темный»:
Родственные и однокоренные слова, в чем отличие?
Слова «друг», «подруга», «дружить», «дружный», «дружно», «дружественный» связывает общий корень друг-/друж-. В корне заключено ядро лексического значения слова. Это однокоренные слова. Этот корень является общей частью также родственных слов, близких по значению, но принадлежащих к разным частям речи.
В русском языке однокоренные слова называют также родственными.
Чередование согласных и гласных в корне родственных слов
Отметим, что в корне родственных слов может происходить чередование согласных и гласных, например:
Безударный гласный в корне
Умение подобрать родственное слово очень важно для правильного написания многих слов с безударным гласным в корне. Его можно проверить с помощью родственного слова, в корне которого сомнительный гласный становится ударным, например:
Иногда в словах имеются похожие части слов, которые легко принять за один и тот же корень, например:
У этих пар слов имеются омонимичные корни с разным лексическим значением, и такие слова, соответственно, не являются родственными.
Примеры родственных слов
Видео «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)
Родственные слова
Всего получено оценок: 132.
Всего получено оценок: 132.
В данной статье, предназначенной для учащихся 4 класса, рассмотрим, что такое родственные слова в русском языке, в чем их отличия от однокоренных слов и форм одного и того же слова, продемонстрируем, как определить, являются ли слова родственными, и приведем конкретные примеры родственных слов.
Определение
Родственные слова – это близкие по смыслу слова, имеющие один корень.
Главным признаком родственных слов является наличие одного и того же корня, который дает родственным словам схожий смысл.
Говоря образно, родственные слова похожи на близких родственников, которые имеют единое начало.
Отличие от однокоренных слов и форм слова
Ошибочно думать, что термины «родственные слова» и «однокоренные слова» являются синонимами. Родственные слова являются однокоренными, но не все однокоренные слова являются родственными.
Связано это с тем, что у однокоренных слов может быть общий корень, но совершенно разные значения.
Слова называются родственными только в том случае, когда они имеют корень и в то же время имеют общее лексическое значение.
Также родственные слова часто путают с формами одного и того же слова.
Формы слов не являются родственными словами.
Следует понимать, например, что «друг» и «друзья» – формы одного и того же слова, а не родственные слова.
Определение родственных слов
Чтобы определить, являются те или иные слова родственными, нужно следовать плану:
Данное правило действует и на подбор к слову родственных слов.
Примеры
Что мы узнали?
Родственные слова – это близкие по смыслу слова, имеющие один корень. Родственные слова следует отличать от форм одного и того же слова и от однокоренных слов, так как корни в однокоренных словах могут нести разные лексические значения, что недопустимо для родственных слов. Чтобы определить, являются ли слова родственными, нужно найти корни слов, посмотреть, одинаковы ли они, обозначить лексический смысл слов и посмотреть, совпадают ли лексические значения анализируемых слов.