Как думаете вы что значит быть свободным

Что значит быть свободным

Что значит быть свободным? Наверняка многие задавали этот вопрос не только себе, но и родным, близким людям. Кажется, что ответ дать довольно просто. Но так ли это?

Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть фото Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть картинку Как думаете вы что значит быть свободным. Картинка про Как думаете вы что значит быть свободным. Фото Как думаете вы что значит быть свободным

Главные ценности

Первое, что приходит на ум, размышляя о свободе человека, это возможность делать абсолютно все. Однако реальный смысл кроется намного глубже. Стоит просто разобраться в себе, определить для своей личности правильное понимание свободы.

Для начала можно выделить понятия, которые идут рука об руку с определением свободы. Среди них наиболее главные:

Каждое из этих определений нуждается в более подробном и тщательном рассмотрении. Итак, осознанность. Что кроется в этом понимании свободы? В первую очередь нужно определиться с необходимостью стать свободным человеком, пропустить это не только через разум, но и душу.

И лишь после этого приходит осознание либо ее наличия, либо важности принятия действий, направленных на ее приобретение.

Право — это определение, означающее способность каждого идти по пути, избранном самостоятельно. Однако многие к этому не стремятся, не хотят стать независимыми в духовном и материальном плане, поэтому не пользуются правом на свободу.

Следует отметить, что абсолютно у любого человека есть возможность стать поистине свободной личностью, не зависеть от чьих-либо предубеждений и предрассудков. И здесь уже отмечается наличие выбора. Он есть у каждого, потому что просто не бывает ситуаций, сопровождающихся всего одним сценарием развития. Снова можно выбрать независимость или остановиться на некой кабале. Часто некоторым людям так жить удобнее.

Почему же так происходит?

А все из-за того, что свободе сопутствует смелость. Она подразумевает некий рывок, наполненный решимостью на действия, которых ранее не совершали.

К смелости присоединяются желание и сила — два взаимодополняющих компонента, дуэт которых дает определенный заряд энергии. Именно это становится залогом движения на пути перемен.Есть еще немаловажная деталь — это борьба. Она помогает сражаться со всеми страхами, сомнениями, которые сопутствуют в момент преломления личности. Порой близкие и не только оказывают огромное давление на человека.

Главные черты свободного человека

Самодостаточность и свобода — два понятия, которые тесно взаимосвязаны. Одно без другого существовать просто не может. Но кто такой самодостаточный человек? Это личность, сформированная на основе собственных взглядов. Мнение такой личности зависит только от ее анализа ситуации и сделанных выводов. Время распределяется в соответствии с собственными потребностями, выделяется материальная и духовная независимость от других людей. Жизнь такой личности наполнена смыслом, оптимизмом, уверенностью в завтрашнем дне.

Открытость подразумевает способность человека быть готовым к изменениям. Он без труда впускает в свою жизнь нововведения, которые должны помочь приобрести желаемое. Главное, не пасовать перед возможными трудностями и суметь себя заставить выйти из зоны комфорта.

Уникальность — неотъемлемая черта свободных людей. Она подразумевает возможность обладать определенным набором качеств, присущих далеко не каждому. Что значит быть свободным в разрезе уникальности? Ответ кроется в умении делать собственный выбор, несмотря на существующие тенденции. Например, мода диктует свои правила в одежде, макияже, стиле и прочем, но только свободный человек может отказаться от так называемой диктатуры моды. Он в состоянии принять решение, не оглядываясь на чужое мнение. Сделать это довольно сложно, но ведь в этом кроется вся разгадка, поэтому приобретение свободы — тяжелый труд.

Долгий путь к свободе

Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть фото Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть картинку Как думаете вы что значит быть свободным. Картинка про Как думаете вы что значит быть свободным. Фото Как думаете вы что значит быть свободнымДля достижения свободы стоит сделать правильные и нужные шаги. С чего необходимо начать? Сперва стоит спросить себя: действительно ли это необходимо и почему это так важно? После осмысления и получения правильного ответа на поставленные вопросы предпринимают дальнейшие шаги.

Важно определиться с тем, какой смысл заложен под пониманием свободы: психологический, социальный или же их сочетание. Психологический смысл заключается в свободе отношений. У каждого складываются отношения с партнером, родителями, детьми, родственниками, друзьями, коллегами и другими знакомыми.

Но как понять и отнести их к свободным или несвободным? Ответ кроется в отсутствии давления с противоположной стороны. Это касается как рассматриваемой личности, так и противопоставленной ей. Собственная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Пожалуй, это главное правило, на которое стоит все время ориентироваться.

Свобода социальная подразумевает независимость в политическом выборе, вправе говорить все, что считаешь нужным в той или иной ситуации исходя из собственного мнения. У социально свободного человека есть возможность выбирать профессию не по критерию престижности, а исходя из интереса к ней. Такая личность ходит на работу не просто зарабатывать деньги, а в первую очередь для того, чтобы получать удовольствие.

В процессе приобретения независимости нужно научиться слышать себя, уметь противостоять сложившемуся механизму ориентации на других. Несвободных духовно и материально очень много, однако чтобы это изменить, не стоит обвинять других. Каждый несет ответственность самостоятельно!

Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть фото Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть картинку Как думаете вы что значит быть свободным. Картинка про Как думаете вы что значит быть свободным. Фото Как думаете вы что значит быть свободным

Мотивировать детей — это значит быть хорошим родителем!

Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть фото Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть картинку Как думаете вы что значит быть свободным. Картинка про Как думаете вы что значит быть свободным. Фото Как думаете вы что значит быть свободным

Поза в которой вы спите, что она значит?

Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть фото Как думаете вы что значит быть свободным. Смотреть картинку Как думаете вы что значит быть свободным. Картинка про Как думаете вы что значит быть свободным. Фото Как думаете вы что значит быть свободным

Чайлдфри — что это значит в современном обществе

Источник

Что значит быть свободным?

Содержание

Очень часто – проговаривается это вслух или нет – людей, особенно молодых, отталкивает и пугает в христианстве именно то, что они видят его как угрозу своей свободе. Необходимость покорить ум догматике, а поведение – заповедям.

Конечно, и догматы и заповеди в христианстве есть. В то же время Христос обещает нам именно свободу.

Что же такое свобода? В этом важно разобраться, потому что это одно из самых избитых слов в человеческом языке. Политическая пропаганда воюющих между собой движений, как и коммерческая реклама конкурирующих брендов, постоянно говорит о том, что приверженность их партии (или их торговой марке) даст нам «свободу».

Что мы называем этим словом? Самое очевидное определение – это «возможность делать, что хочешь». Когда никто на нас не давит и не принуждает, и мы вольны сами решать, как мы хотим поступить.

Но у свободы есть и другой оттенок – не только свобода «от», но и свобода «для» – свобода следовать нашим целям и осуществлять наши идеалы.

Свобода христианина – это возможность следовать своему подлинному благу и предназначению. Это свобода от всего, что этому мешает. Рассмотрим это подробнее.

Свобода быть автором своих решений

Христиане верят, что мы все обладаем свободой воли в том смысле, что каждый из нас – автор своих решений. Разумеется, мы все принимаем их в каких-то условиях, наши возможности ограничены, мы находимся под давлением тех или иных обстоятельств. Но эти обстоятельства не предопределяют наших поступков. Разные люди, оказавшись в одних и тех же условиях, действуют по-разному. Всегда есть выбор.

Даже человек, прикованный к постели тяжкой болезнью, или заключенный в тюрьме обладают свободным выбором – они могут воспринимать их обстоятельства с озлобленностью и отчаянием, могут – с терпением и верой.

Это кажется очевидным, но один из парадоксов современного мира состоит в том, что эту, самую основную, и, кажется, само собой разумеющуюся свободу он ставит под вопрос. С одной стороны, мир провозглашает личную автономию в качестве безоговорочной ценности, с другой – утверждает, что никакой личной автономии у вас нет.

На популярном уровне происходит то, что называют «медикализацией» человеческого поведения. То, что раньше считалось грехом, в наши дни объявляется чем-то вроде болезни, находящейся вне контроля самого человека.

Человек, как считается, просто не может вести себя иначе – он изменяет жене, потому что «от природы полигамен», или вовлекается в извращения, потому что «таким родился».

Человек предполагается несвободным по отношению к своим наклонностям – всё, что ему остается, это просто следовать им, а окружающие обязаны одобрять его в этом.

На теоретическом уровне люди заходят ещё дальше – отрицая свободу воли как таковую. И действительно, если мы принимаем материалистическую картину мира, все наши решения определяются очень сложным, но чисто материальным процессами в коре нашего мозга, которые, в свою очередь, подчинены неизменным законам природы.

Как говорит нейрофизиолог Френсис Крик, «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы – не более чем набор нейронов. хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить»

Выдающийся космолог Стивен Хокинг (тоже атеист и материалист) пространно объясняет, почему в материалистической картине мира нет места свободе воли:

«Хотя мы и чувствуем, что можем выбирать что делать, наше понимание молекулярных основ показывает, что биологические процессы подчиняются законам физики и химии и, таким образом, также предопределены, как и орбиты планет. Недавние исследования в неврологии подтверждают точку зрения, согласно которой именно наш физический мозг, следуя известным законам науки, определяет наши действия, а вовсе не какая-то сила, существующая за пределами этих законов. К примеру, исследования пациентов, переносящих операции на мозге в состоянии бодрствования, показали, что воздействие электрическими импульсами на отдельные области мозга способно вызвать у пациента желание шевельнуть кистью, рукой, ногой, а также пошевелить губами или заговорить. Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли – это всего лишь иллюзия».

Некоторые мыслители говорят о том, что материализм допускает некоторую версию свободной воли – такое воззрение называется компатибилизмом. Но в этом случае речь идет только о способности человека действовать в соответствии с собственными волениями. Хотя сами эти воления – результат детерминированных процессов в мозгу, человек считается свободным и ответственным за свои поступки, поскольку они не были результатом внешних по отношению к нему причин.

Компатибилизм вызывает критику с разных сторон – в частности, какие ограничения или причины являются по отношению к воле человека «внешними»? Допустим, человек за рулем потерял сознание из-за разрыва сосуда у него в голове, и это привело к автомобильной аварии. Виновен ли он в этой катастрофе?

Очевидно – нет, хотя причина беды находится внутри его черепа, она явно вне его сознательного контроля. Но электрохимические процессы у нас в мозгу, которые, согласно материализму, являются причиной наших решений, точно так же находятся вне нашего сознательного контроля. Мы не можем изменить их нашим сознательным усилием – напротив, то, что мы воспринимаем как сознательные усилия, является результатом этих процессов, детерминированных законами природы.

Однако опыт свободной воли настолько фундаментален, что его не могут отрицать даже твердые материалисты. Ни один материалист, придя в кафе, когда у него спросят, желает он эспрессо или капучино, не ответит: «Я подожду, пока электрохимический процесс у меня в голове примет решение».

Хотя, например, Ричард Докинз пишет, что, поскольку свободной воли не существует, и поэтому бессмысленно обвинять преступника в его злодеяния, он не может прекратить свои гневные инвективы в адрес Церкви.

Более того, любое обращение к оппоненту с аргументацией предполагает за ним свободу принять решение рассмотреть ваши доводы, а рассмотрев, изменить свои взгляды. Если у меня нет свободы воли, то я просто не могу принять решение сделаться материалистом.

Мы, таким образом, никуда не можем уйти от нашей свободной воли. Мы сами являемся авторами наших поступков и несём за них ответственность. Почему людей так привлекает идея, что свободы воли у нас нет?

Она обещает избавление от бремени вины. Если я сам принял все решения в моей жизни, то часть из них были откровенно плохими. Мне не следовало поступать таким образом. Я виновен. Но если таковы были непреодолимые силы природы, над которыми я не имею власти, – то ко мне не может быть никаких претензий.

Показательно, что люди никогда не отрицают свою свободу в ситуациях, когда они сделали что-то хорошее, за что ожидают одобрения и наград. Никто не списывает свою помощь ближнему или хорошо сделанную работу на непреодолимые природные факторы.

Но цена такого «избавления от вины» оказывается непомерно высокой. Отрицая, что я ответственен за свою жизнь, я теряю возможность привести её в порядок. Если моё поведение – не моё, а просто результат неподконтрольного мне процесса в глубинах моего организма, то я не могу его исправить.

Меня несут силы, над которыми я не имею власти – и едва ли они несут меня к чему-то хорошему.

Покаяние начинается с признания реальности нашей свободы – я принимаю решения в своей жизни, часть этих решений были неправильными, я должен признать это, принять Божье прощение, которое только и избавляет от вины, и – поскольку это дело моей свободной воли – заняться исправлением своей жизни.

В этом отношении мы свободны всегда – даже когда хотим, чтобы этой свободы у нас не было и пытаемся её отрицать. Но в других отношениях наша свобода может быть сильно стеснена, даже утрачена.

Свобода от непреодолимых желаний низшего порядка

Определение «свобода – это возможность делать что хочешь» кажется самоочевидным, пока мы не задумаемся над вопросом, чего же мы, собственно, хотим. В нас живут конфликтующие желания: мы хотим быть здоровыми и стройными, но прямо сейчас фаст-фуд выглядит таким соблазнительным. Мы, может быть, вообще хотели бы жить по-другому – вести более профессионально плодотворный или более здоровый образ жизни, или лучше ладить с людьми. Но эти благие желания не могут пробиться через желания более простые, которые мы испытываем прямо сейчас – приступ аппетита, лени или раздражения. Иногда этот конфликт желаний приобретает совсем драматический характер – когда человек, например, разрывается между стремлением вести достойную жизнь и мучительным желанием напиться.

Алкоголик или наркоман может жить в условиях внешней свободы, но он сам обращается с собой, как жестокий враг и поработитель, добровольно разрушая свою жизнь и здоровье. Никто не держит его под арестом. Но свободен ли он? Едва ли.

В христианстве есть заповеди и запреты, потому что в любой системе воззрений, предполагающей достижение каких-то целей, всегда есть запреты. Святой Апостол Павел сравнивает христианское самоограничение с напряженной тренировкой атлета: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» ( 1Кор.9:24–25 )

Атлет свободен добиваться своей цели – победы в соревнованиях – только когда он в состоянии подчинить свою жизнь жесткой дисциплине. Даже абсолютно неверующие люди понимают, что свобода неотделима от самодисциплины. Без неё ваши низшие желания – такие как лень или обжорство – быстро лишат вас возможности осуществить высшие.

Иногда – когда речь идет о поисках немедленного утешения, которые гонят человека напиться или наесться негодной еды, – нам всем легко согласиться, что люди, способные говорить «нет» своим желаниям, гораздо свободнее.

Но есть и более привычные проявления несвободы. Люди мечтают о настоящей любви – и оказываются к ней неспособны. Мужчина и женщина вступают в брак, мечтая о семейной гармонии, а потом дело кончается разводом. Какая-то глубокая внутренняя поврежденность – в нас самих и в других людях – всё время вылезает на поверхность и губит наши усилия.

Блуд часто ассоциируют со «свободой», но неспособность хранить верность одному человеку – это как раз несвобода. Как, впрочем, и другие грехи – такие как гнев или алчность. Человек несвободен поступать так, как, нередко, даже он сам считает правильным.

Даже за пределами христианского мира люди давно замечали, что мы находимся в состоянии глубокого внутреннего конфликта, и труднее всего победить самого себя.

Более того, наши самые глубокие и искренние желания могут быть связаны с обманом, которому мы, на беду себе, поверили. Например, человек может искренне (и фанатично) желать построить коммунизм или всемирный халифат. То, чего я хочу сейчас, и то, чего я хотел бы, если бы знал истину и имел силы ей последовать, – это разные вещи.

Свобода от обмана и обольщения

Когда человека держат в тюрьме или запрещают ему делать то, что он хочет, под страхом жестоких наказаний, он лишен свободы – и для него это мучительно очевидно.

Но есть и другой вид несвободы – менее заметный для самого человека. Обман и обольщение. Как-то я смотрел документальный фильм о гитлерюгенде. В нем было интервью с (уже очень пожилой на момент съемок) бывшей активисткой гитлеровского «союза немецких девушек». В нём она произносит показательную фразу: «Нам потом говорили, что мы жили при тирании, но я никогда не чувствовала себя такой свободной, как тогда».

Дебора Лэйтон, бывший адепт «Народного Храма», культа, знаменитого тем, что его деятельность закончилась массовым самоубийством 909 его членов, в своей книге «Соблазнительный Яд» пишет о том чувстве принадлежности к великой цели, которое давало членство в культе.

Адепты тоталитарных идеологий – и тоталитарных культов – с негодованием отвергнут мысль о том, что они порабощены и находятся в большой беде. По их убеждению, они свободны и счастливы. Они делают именно то, что они хотят, и делают это добровольно и с огромным энтузиазмом. Тем не менее, со стороны глядя, это именно порабощение.

Освобождение здесь связано с истиной – мы узнаём (обычно это очень неприятное открытие), что были жестоко обмануты. Но нередко это освобождение носит частичный характер. Мы убедились, что гениальный вождь или непогрешимый гуру на самом деле опасный психопат, от которого надо было держаться подальше.

Но мы ещё не узнали, куда нам следует идти, где истинный путь и в чём наше подлинное благо и предназначение. В мире существует невообразимо огромное число лжеучений. Как говорится в евангельской притче, «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; Тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мат.12:43–45).

Разумеется, верные адепты других мировоззрений тут же скажут, что и наша вера – это одно из заблуждений. Что же, мы можем с ними согласиться в одном – свобода неотделима от истины. Если вы не хотите искать истину – вы наверняка окажетесь покорены тем или иным заблуждением. Поэтому, если для вас важна свобода, для вас не может быть неважна истина.

Вовлечённость в тоталитарную идеологию или культ – это только наиболее яркий и заметный вид порабощённости заблуждением. В реальности любое заблуждение ставит под вопрос нашу свободу.

Свобода быть собой – но где здесь подлинный я?

Иногда под свободой понимается «свобода быть собой». Этот оборот «быть собой» или «быть верным себе» постоянно возникает, как и слово «свобода», в политической пропаганде, коммерческой рекламе, популярной психологии и бесчисленных постах в социальных сетях. Но это вызывает ту же проблему, что и конфликтом желаний – где же тот подлинный «я», которому мне следует быть верным?

Допустим, в минуту раздражения мне приходит мысль обругать моего сетевого собеседника – что в данном случае будет «верностью себе»? Есть раздраженный я, который хочет взорваться язвительными оскорблениями, социальный я, который понимает, что это повредит моей репутации и отношениям с людьми, верующий я, который видит в этом раздражении греховный порыв, которому надо противиться. Какому «я» из перечисленных я должен быть верен?

Или представим себе женатого человека, который испытывает влечение к сотруднице на работе. Он переживает острый внутренний конфликт – с одной стороны, он хочет оставаться верным своей семье, с другой – испытывает острую жалость к себе из-за того, что отказывается от связи, которая в этом момент представляется ему желанной. Какой из этих «я» подлинный? Тот, кто обещал верность своей жене или тот, кто сейчас (почти искренне) верит, что будет несчастен всю жизнь, если не погонится за новым увлечением?

Когда я проявляю «свободу быть собой»? Когда иду на поводу у своих импульсов или когда подчиняю их более важной для меня цели?

Более того, уже упомянутые идеологии или культы могут навязывать нам ложную идентичность. Если человек верит, что он – «истинный ариец», или «пролетарий», или «гей», или «полиамор», и видит себя, других людей и мир вообще исходя из этой своей веры, является ли он «собой»? Является ли «собой», например, «певица» Кончита Вурст, то есть, в реальности, мужчина по имени Том Нойвирт, который отрастив бороду, при этом называет себя женским именем и наряжается в женские платья?

Со стороны глядя, мы можем сказать, что, например, арийской расы, как биологической реальности, просто не существует – это идеологический фантазм, и «ариец» пребывает в жестоком заблуждении относительно самого себя, а Том Нойвирт – никоим образом не женщина, а просто тяжело нездоровый мужчина. Их представления о себе глубоко неподлинны.

Свобода быть собой в реальности означает познание того, кто мы такие на самом деле, обретение нашей подлинной идентичности.

Христос – наша свобода

Итак, подлинная свобода – это нечто гораздо большее, чем свобода от внешнего принуждения. Свобода требует познания истины, которая избавляла бы меня от обмана и обольщения в отношении мира и меня самого. Свобода требует понимания того, в чем состоит моё подлинное благо и предназначение. Свобода означает способность контролировать те желания, которые могут помешать мне достичь этого блага.

Всё это – и познание истины, и подлинную идентичность, и силы для того, чтобы подчинить низшее в нас высшему, – дает нам Христос.

Как говорит Он сам, «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Иоан. 8:32 ). Христос заполняет ту пустоту в душе, в разуме и в сердце, на которой раньше паразитировали различные формы обмана.

В Нём мы обретаем прощение, и нам уже не нужно отрицать реальность нашего выбора – даже если в прошлом мы выбирали плохо. В Нём – через Таинства Церкви, которые Он установил, – мы получаем сверхъестественную помощь для того, чтобы исправить нашу жизнь.

Освобождение, которое Он совершает в нашей жизни, требует нашего сотрудничества и поэтому может быть трудным и негладким процессом.

Но чем больше Он восстанавливает в нас желание и способность следовать тому, для чего мы созданы – любить Бога и людей, хранить верность, пребывать в радости и надежде – тем более свободны мы становимся.

Источник

Свобода

Свобода — вот кормилица всех великих талантов: она, подобно наитию свыше, очистила и просветила наши души; она сняла оковы с нашего разума, расширила его и высоко подняла над самим собой. Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное — свободу судить по своей совести.
Джон Мильтон

Иногда жизнь человека складывается таким образом, что ему может быть очень тяжело, больно и одиноко, и в поисках утешения он хаотично ищет какую-то идею, на которую можно отвлечься, чтобы забыть о своих страданиях. Обществу есть что в таких случаях нам предложить, например, ту же религию или различные идеологии, в том числе политические, которым можно посвятить свою жизнь. Но не всем и не всегда эти направления помогают. Человеку может нуждаться в чем-то таком, что поможет ему просто очиститься от всего, что связано с другими людьми, которые доставляют ему страдания. Идея свободы – это именно такая идея, которая может избавить человека от всего, что отягощает его душу и засоряет его разум. Посвятив себя ей, он ничего не потеряет и ни в чем себя не ограничит, скорее наоборот, откроет для себя много новых возможностей и сможет найти свой смысл жизни. В этой статье мы поговорим о полезных свойствах свободы, ее исцеляющей силе и величии этой идеи, которая может спасти человека в трудное время.

Что такое свобода

У свободы может быть много определений. Я не буду давать вам ни одного из них, потому что не вижу в этом никакого смысла. По моему глубокому убеждению, свобода – это сугубо субъективное переживание человека, которое возникает и живет в его собственной голове. Это личное чувство каждого. Да, его можно объяснить, но зачем? В нашем случае свободу надо не объяснять, а чувствовать. Ведь главное не то, чем является свобода, а то, ощущаем мы себя свободными людьми или нет. Когда свобода существует в нашей голове и душе – нам хорошо. Нам очень хорошо, мы всем удовлетворены. А когда ее внутри нас нет – мы страдаем, нам больно и плохо. Хотя мы не всегда понимаем, что связано это с ощущением несвободы. У меня есть книга, посвященная этой теме и в ней я даю свое определение свободе, я объясняю, чем свобода может быть и как ее правильно понимать. Но здесь я этого делать не буду, позволив вам самим решить для себя, что значит быть свободным именно для вас. Разберитесь сами с тем, как вы ее чувствуете, эту вашу собственную свободу и как вы ее понимаете. Главное, чтобы это ощущение доставляло вам радость. Свобода должна успокаивать душу и вселять уверенность, поэтому ищите в себе именно такую свободу, полезную для вас. Ориентируйтесь в этом вопросе на свои ощущения, а не на чужие рассуждения.

Я же только скажу, что вседозволенность и любые формы анархии, когда человек делает все, что пожелает и ни в чем себя не ограничивает, ни в каких своих безумных желаниях – это точно не истинная свобода. Это ее извращенные формы, которые приводят к ухудшению жизни людей, а не к очищению души и разума. Поэтому, прошу вас, думая о свободе, о том, чем она может быть, не думайте об отсутствии всех возможных ограничений для всех ваших желаний – это ложный путь, который ни к чему хорошему вас не приведет. Истинная свобода, как бы кто из нас ее не ощущал – это не желание делать все, что хочется. Потому что часто нам хочется много такого, что затрагивает интересы других людей. А когда вы покушаетесь на чью-то свободу, ради своей ложной свободы, вы предаете эту идею, делая ее злой и разрушительной. Поэтому, как бы вы не понимали и не чувствовали собственную свободу, помните, что истинной она будет только в том случае, когда она добрая и никому не причиняет вреда.

Польза свободы

Польза истинной свободы, только именно истинной, а не ложной, заключается в том, что человек чувствует себя благодаря ей легко, независимо, уверенно, у него появляется смысл в жизни, его разум освобождается от всевозможных искусственных ограничений и запретов, которые мешают наслаждаться жизнью. Легкость, простота, возможность развиваться, спокойствие и уверенность – все это дает человеку свобода. Благодаря этому чувству он приходит к пониманию безграничности своих возможностей. Только для этого важно не просто ощущать свободу, а воспринимать ее как идею, сформулировав для себя полноценную концепцию свободы, чтобы знать, как именно жить, что делать, к чему стремиться, будучи свободным. Вот в своей книге [Путь свободного человека] я такую идею предлагаю, показывая читателю, какой может быть свободная жизнь, чтобы от нее можно было получать удовольствие. Человек может эту идею дополнить, изменить, это допустимо. У нас тут не религия и не политическая идеология, чтобы придерживаться каких-то строгих идеологических рамок. Идея свободы тем и прекрасна, что может быть гибкой и каждый человек может ее видоизменять с учетом своих желаний. На то она и свобода, чтобы мы были свободны в своем ее понимании.

Правда, какие-то рамки допустимого, как вы понимаете, все равно должны быть. Но в нашем случае они все вполне разумны и укладываются в границы здравого смысла. Давайте рассмотрим несколько важных основ идеи свободы.

Свобода мысли

Одной из основ этой идеи является свобода мысли. Я считаю, что свобода начинается именно с этого. Когда человек свободен в своих мыслях, когда он имеет над ними власть, он уже может считать себя свободным. Потому что самое главное в жизни свободного человека – это быть свободным в своей голове, тогда и в остальном будет больше свободы. А быть свободным в голове, значит контролировать имеющиеся в ней мысли, чтобы думать так и думать о том, о чем думать приятно, интересно и выгодно.

Многие другие идеологии обычно ставят человека в определенные рамки, говоря ему, что можно, а что нельзя, что правильно, а что неправильно, что хорошо, а что плохо. Они управляют его мыслями, заставляя его смотреть на мир только под каким-то определенным углом. Они предлагают человеку такие условности, без которых эти идеи не могут существовать. Та же религия просто не может существовать без таких понятий, как добро и зло, или без понятия о грехе, она в этом смысле не гибка, в ней действуют жесткие ограничения и строгие запреты, которые обобщают многие ситуации. Но жизнь гораздо сложнее, в ней столько всевозможных ситуаций может возникнуть, что не под какие строгие правила и запреты их невозможно подвести. Иногда нужно делать исключения, импровизировать, чтобы подстроиться под ситуацию. Религия этого человеку дать не может, такую гибкость. А вот свобода, не то, чтобы развязывает человеку руки и все ему позволяет, она просто побуждает его задумываться над всеми существующими в его голове условностями и помогает ему смотреть на различные ситуации по-разному, чтобы он смог принять наиболее адекватные решения в каждой из них, руководствуясь здравым смыслом, логикой, совестью. Для этого человек и должен мыслить свободно, не завися ни от каких догм, шаблонов, стереотипов, привычек, традиций и прочего, что ограничивает его мышление. С этого и начинается истинная свобода.

Гибкость свободного человека помогает ему быть достаточно эффективным в своих делах. Он старается смотреть на каждую ситуацию так, словно она совершенно новая для него и не спешит делать выводы, пока в ней как следует не разберется. Он знает, что никакие истины не являются абсолютными, что всегда есть место нестандартному решению, чего бы оно не касалось. Поэтому такой человек чаще принимает более грамотные и разумные решения, которые приносят ему максимальную пользу. Это и делает его счастливым, вернее, в том числе и это. Ведь когда у нас получается все или многое из того, что мы задумали, нам очень хорошо, мы довольны собой и жизнью.

Независимость

Еще одна важная основа свободы – это ощущение независимости. Чем меньше мы от чего-то или кого-то зависим, тем лучше себя чувствуем. Можно сказать, что свобода – это в некотором смысле отсутствие несвободы, в частности, отсутствие зависимости. Особенно важно быть независимым от других людей, потому что в некоторых случаях такая зависимость, если она есть, просто невыносима. Люди могут позволять себе много лишнего в отношении нас, если они видят, что мы от них зависим. Вот почему популярным является такое понимание свободы, как независимость от других людей. К такой свободе люди стремились в течение всей своей истории, они за нее сражались, боролись, погибали, жертвовали собой, чтобы только быть независимыми. Когда ты независим от людей – это прекрасное чувство, оно облегчает наше восприятие жизни. Мы чувствуем себя сильными и уверенными, благодаря чувству независимости.

Конечно, жить в обществе и быть полностью свободным от него, а значит и от людей, невозможно, ведь все мы в той или иной степени друг от друга зависим, мы ведь существа общественные. Но надо понимать, что одно дело, когда мы зависимы от других людей в такой же степени, как и они от нас, и совсем другое, когда мы целиком от кого-то зависим и потому вынуждены во всем подчиняться и слушаться этого человека. Люди, они знаете ли, часто сатанеют, когда получают власть над другими, благодаря их зависимости от себя и используют эту власть в плохих целях, вынуждая зависимых от себя людей страдать. Я не скажу, что всегда так бывает, но бывает. Власть опьяняет и люди могут начать издеваться над зависимым от них человеком. Тот, кто испытывал на себе чью-то злую власть, прекрасно понимает, насколько это ужасно, когда с тобой обращаются так, словно ты вещь, а не человек, когда твои желания, интересы, мнение полностью игнорируются и с тобой совершено не считаются. Вот от этого ужаса люди и мечтают освободиться. Только не всегда знают, как это сделать. А все начинается в голове, с правильных мыслей о свободе.

Счастье

Счастье – это такое неоднозначное состояние, которое трудно обобщить. Разные люди по-разному его чувствуют, также, как свободу или любовь. Но для меня очевидно, что счастье без свободы невозможно. Если человек хочет быть абсолютно счастливым, он должен чувствовать себя свободным. Ценность свободы хорошо известна тем людям, которые познали разные формы несвободы, которые были кем-то ограничены и в чем-то от кого-то или чего-то зависимы, которым многое было нельзя. И обретя, пусть даже небольшую свободу, они получают желанный глоток воздуха, который наполняет их силой и дает им уверенность в себе. Это ощущение того, что ты многое можешь, что практически все твои желания тебе по силам реализовать, делает нас счастливыми. Свобода – это, несомненно, путь к счастью. Я бы даже сказал, что это истинный путь к счастью, потому что в чем бы человек свое счастье не видел, без свободы в душе, он к этому состоянию не придет. Ведь свобода дает ощущение полной удовлетворенности от жизни. И даже не так страшна физическая несвобода, с ней все-таки можно смириться, ее можно принять, научиться с ней жить, главное, внутри себя свободу иметь, путем контроля над своими мыслями, а значит и над своими чувствами. Когда вы думаете так, как хотите, когда считаете себя счастливым, несмотря ни на что, никто не сможет отнять у вас это счастье.

Страдания и боль

Свобода способна избавить людей от страданий и боли, благодаря тому, что покажет им, что у них всегда есть выбор, как поступить или как к чему-то относиться. Чтобы наша жизнь была интересной и радостной, мы должны хотеть видеть ее такой. Ощущение истинной свободы всегда избавляет от боли и страданий, по крайней мере, от душевных страданий.

В этом мире так много несчастных людей, которых делают несчастными прежде всего их собственные мысли, от которых они не могут освободиться, заменив их другими, более комфортными для души мыслями. Эти негативные, подавляющие мысли часто связаны с какими-то ситуациями во внешнем мире, с разными людьми, которые к нам не очень хорошо относятся. Человек сам такие мысли не формирует, они являются его реакцией на внешние раздражители. Он от них зависим. Из-за этого не он управляет своим внутренним миром, а кто-то другой или что-то другое. Понимаете, отсутствие контроля над своими мыслями делает нас несвободными, а потому и несчастными. Каждому из нас что-то доставляет боль, каждый чувствует какую-то неудовлетворенность, у нас у всех свои проблемы. Мы страдаем из-за этого. Но страдаем мы в своей голове, именно в ней формируется наше мнение о своей жизни, о происходящих в ней событиях, о нас сами. Жизнь, она всех нас проводит через необходимые для нас испытания, это естественно и неизбежно. Мы должны так жить и будем так жить, когда что-то будет нас постоянно не устраивать. Все идеальным у нас никогда не будет. Но вот то, как мы будем относиться к такой несовершенной, неидеальной, проблемной жизни – это уже наш выбор. В нашей власти интерпретировать любой сигнал из внешнего мира так, как нам захочется, как нам будет удобно. Захотим, будем страдать, не захотим, будем иначе к происходящему относиться.

Свободный человек обретает такую власть над своими мыслями, благодаря грамотно сформулированной идее свободы, которую он исповедует. А вот человек несвободный находится под властью обстоятельств и других людей, поэтому они решают, будет ему хорошо или плохо. Первый, тот, что свободный, будет счастливым всегда, второму, несвободному, постоянно чего-то будет не хватать для полного счастья и все время кто-то или что-то будет определять его настроение. Вот так счастье и несчастье связаны со свободной. И не только так на самом деле. Свободный человек еще и выбор того, как ему действовать имеет, он более гибок, по сравнению с несвободным человеком, который постоянно видит тупики в различных ситуациях и не имеет опыта самостоятельного нахождения выхода из них.

Правильные идеи могут помочь нам наладить свою жизнь. Вот поэтому, понимая такую зависимость между внешним и внутренним мирами, люди ищут и часто находят спасение в идее свободы, которая эту связь разрывает. С ее помощью они избавляются от тех и от того, что доставляет им боль. Они просто перестают пускать негатив в свой внутренний мир, сознательно принимая решение игнорировать его или отвечать на него так, как им позволяют их возможности. Именно от боли, прежде всего душевной, люди чаще всего ищут спасение. И находят его в свободе. С ее помощью им удается закрыть вход в свой внутренний мир, но не выход из него. Таким образом люди не просто находят спасение от боли, они исключают саму возможность ее возникновения. Ведь у человека появляется выбор того, как ему относиться к тем или иным вещам, происходящим в его жизни, страдать из-за них или принимать их нормально, спокойно, с пониманием, с покоем в душе. Этот выбор очень важен и очень ценен, но чтобы его сделать, нужно стать свободным человеком.

Согласитесь, нам самим мучить себя нет никакой необходимости, мы просто часто позволяем мучить нас другим людям и различным событиям, слишком болезненно реагируя на все, что приходит к нам из внешнего мира. А когда мы освобождаем свой разум от такой автоматической бессознательной реакции на внешние раздражители, когда с помощью волевых усилий делаем выбор, как к чему-то или кому-то относиться, принимать ли вообще во внимание те или иные внешние раздражители, то уже никто не сможет причинить нам боль и заставить нас страдать без нашего согласия. Разве что только какие-то неудовлетворенные потребности могут побуждать нас искать что-то во внешнем мире, вызывая у нас чувство дискомфорта, но для этого у нас будет выход в него, в виде наших инициатив. Мы ведь полностью не уходим в себя, когда разрываем связь между внешним и внутренним миром, мы просто контролируем свое взаимодействие с ним.

Жизненный опыт

Иногда, чтобы понять какую-то идею и принять ее, необходимо тщательно изучить свой жизненный опыт, чтобы найти в нем подтверждение или опровержение различных основ этой идеи. Нет ничего лучше собственного опыта, который пусть и очень ограничен, но зато правдив и точен в своем объяснении каких-либо вещей. Наверняка вы переживали такое состояние, когда вам было тяжело, больно, вы долго страдали и отчаянно пытались найти спасение в чем-то, чтобы хоть немного ослабить боль, найти хоть какое-то успокоение для души. В таких случаях человек хаотично перебирает различные идеи, решения, концепции, направления, пока не найдет то, что поможет ему успокоиться и исцелить свою душу. Вот обратите внимание, что вам в таких случаях помогало. И было ли это душевное лекарство связано со свободой, в любой ее интерпретации.

Я вот считаю, что идея свободы, в правильной ее интерпретации, одна из лучших идей для спасения от боли и страданий. И даже самая лучшая. Она является отличным лекарством для души. Она исцеляет человека уже только тем, что отвлекает его от всех его страданий, позволяя ему найти что-то новое для себя, что-то интересное, какой-то выход из любой ситуации. Она дарит человеку надежду на лучшее. Главное, дать волю воображению, чтобы оно нарисовало красивую картину в голове и поверив в нее, человек начал рисовать ее уже в своей жизни. В моей практике было много случаев, когда таким образом мне удавалось исцелить людей от различных душевных страданий. Да и самому себе я помогал с помощью всевозможных нестандартных решений, которые какое-то время не связывал с идеей свободы, но они оказались ближе именно к ней. Иногда мы, находя для себя утешение в чем-то, даже и не догадываемся, что это что-то есть ни что иное, как проявление свободы, прежде всего свободы нашего ума, способного лечить нашу душу полезными мыслями. Вот почему так важно правильно понимать эту идею, чтобы видеть в ней свое спасение, а в своем спасении видеть свободу.

Благодаря этой великолепной идее человек перестраивает свое мышление в соответствии со своим желанием быть счастливым и благодаря этому новому мышлению начинает видеть радость во всем, в чем сам пожелает. Это полный контроль над своим состоянием. Все, что вызывало у человека страдания, пересматривается им и нужным образом изменяется. Вот я прошу вас обратить внимание на свой опыт, посмотрите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы избавлялись от боли и страданий с помощью своих мыслей, когда силой воли заставляли себя так смотреть на какие-то вещи, чтобы не страдать из-за них? Ваш опыт подскажет вам, насколько идея свободы близка вам, находит ли она отклик в вашей душе и стоит ли вам в нее вникать.

Друзья, повторю, вы можете еще больше узнать об идее свободы, чтобы лучше понять эту ценность и впитать ее, почитав мою книгу, которая называется “Путь свободного человека”. Ее вы найдете на странице «Книги».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *