Как готовиться к что где когда
Как брать вопросы ЧГК
О чем?
В этой статье я расскажу про общие принципы игры «Что? Где? Когда?» и покажу, как брать вопросы, даже если не очень разбираешься в теме. Во время подготовки материала я опирался на свой личный опыт и «Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное ЧГК». В нем вы найдете больше интересных примеров и теоретических основ.
Почему?
В 10 классе, когда я только начинал играть в ЧГК, мне совсем не понравилось. Наша команда не смогла взять ни одного вопроса, и мы все чувствовали себя полными идиотами, поэтому с турнира ушли расстроенными. Следующие 6 месяцев про ЧГК я не вспоминал.
Что пошло не так? Дело в том, что мы не понимали технологии самой игры, не знали, что на большую часть вопросов можно ответить и не читая художественную литературу или огромные справочники. Мы впадали в ступор каждый раз, когда понимали, что никто из нас не читал или не смотрел какого-то фильма, книги или не знает историю. Однако ответ почти всегда содержится в самом вопросе, просто надо быть внимательным. Сейчас я думаю, что зная теорию ЧГК и имея чуть чуть опыта, мы бы смогли взять намного больше вопросов, турнир-то был простеньким. Школьным.
С чего начать?
Совсем без подготовки обойтись не получится. Спортивный ЧГК существует более 20 лет, поэтому вопросы на некоторые темы успели стать стандартными и даже типичными. База подобных вопросов негласно называется “Бинго ЧГК”. Вы можете найти полную базу в интернете, достаточно загуглить “CHGK wiki”. Ее изучение не займет много времени, зато вы познакомитесь с базовыми темами и вопросами, а также приобретете необходимый бэкграунд для старта. Обратите внимание на раздел «первые вопросы». Там представлены самые популярные задания для первой позиции в туре. В ЧГК вопрос часто может быть приурочен к его номеру.
Пример:
6-й чемпионат России по ЧГК. Саранск. 1 тур. 25.02.2006. Вопрос 1:
На сайте киностудии имени Горького рассказывается, что костромской купец Михаил Трофимов основал киноателье «Русь», переименованное впоследствии в киностудию имени Горького. Таким образом, Трофимов дал киностудии ЭТО. Назовите ЭТО тремя словами.
Решение: Именно на этой киностудии был снят фильм «Путевка в жизнь».
Ответ: «Путевка в жизнь»
В этой статье мы разберем основные ошибки при работе в команде и способы раскручивания вопросов.
Один из необходимых навыков командной игры — держать форму вопроса. Форма вопроса — это его часть, которая отвечает за то, о чем вас конкретно спрашивают. Другими словами, это то, как вы должны записать ответ на бланке. Форма задает направление размышлениям и помогает отсекать из всего множества вариантов те, которые заведомо под нее не подходят.
Если не держать форму и специально не концентрироваться на ее запоминании, то можно в дебрях разных версий и эмоциональных обсуждений потерять ее. Или вы даже можете прийти к правильному ответу, но, когда настанет время записывать ответ в бланк, начнутся трудности. Зачастую, когда капитан спрашивает команду что-же ему надо вписать он слышит сразу несколько версий от разных членов команды; это создает неразбериху и панику, ведь если не успеть написать ответ, ласточки могут просто пройти мимо и уже не взять его. Тогда все старания пропадут зря. Ласточки — люди, которые собирают бланки ответов.
Множество вариантов формы ставит капитана в неудобную ситуацию выбора, возлагая на него дополнительную ответственность, потому что если он выберет неправильную форму и вопрос не засчитают, он может почувствовать себя виноватым. Таких ситуаций нужно избегать, поэтому важно назначать для записи формы вопроса одного человека. Он будет запоминать ее, снимая обязанности с других членов команды. Во время рассуждения он также будет постоянно напоминать ее капитану, чтобы он смог выбрать правильную тактику, а команда в общем не уходила в сторону от нужного ответа.
Например, вас спрашивают «Назовите художника, самая известная картина которого была вдохновлена такими-то событиями». Команда может долго обсуждать, пытаться догадаться о какой картине идет речь. Найдя правильный ответ, все на радостях могут забыть про форму и вписать название картины в бланке ответа. Это очень распространенная ошибка среди команд, не соблюдающих правило формы.
Работа с вопросом
Способ 1. Суть данного приема заключается в разбиении большого вопроса на маленькие смысловые части, которые легче решить.
Вопрос (Фестиваль Каменный Цветок — 2007):
В поэме Роберта Браунинга хромой мальчик-калека жалуется на одиночество и отсутствие друзей. А также рассказывает о чудесной стране, про которую услышал и в которой ему никогда не суждено побывать. В каком городе жил этот мальчик?
Решение : Следует разбить данный вопрос на несколько частей и подумать над их решением. После этого вопрос становиться очень простым. Итак, у нас есть чудесная страна, о которой все говорят. Более того, в эту чудесную страну все уходят, но мальчик туда попасть не может. Почему? Мальчик калека – хромой. Что у нас получается в итоге? Все дети услышали что-то и ушли куда-то, а один не смог. Несложно догадаться, что все происходило в Гаммельне.
Комментарий : Речь идет о Гамельнском Крысолове – персонаже средневековой немецкой легенды.
Способ 2. Если вы чувствуете, что вопрос очень сложный, но не из-за большого количества смысловых блоков, а из-за множества сторонней информации, то первый способ не поможет. Надо попробовать укоротить вопрос, выкинув из него все то, что, по-видимому, напрямую не помогает на него ответить. То есть в конце у вас должна остаться только квинтэссенция вопроса: вопросная форма + факты вопроса(ограничения). Общее правило – чем больше слов в вопросе, тем с большей вероятностью выкинутое слово не окажется критичным. Не забывайте, что вы всегда можете случайно выкинуть ключевое слово.
Вопрос (II Олимпийский Кубок ЛУК, Харьков, 2004):
Про персонажей японских мультфильмов Sailor Moon известно очень многое. На сайте smproject.h1.ru имеются досье на них. В досье указаны имя, возраст, день рождения, знак зодиака, рост и несколько других характеристик. Одна из этих характеристик персонажа Ами Мицуно обозначается буквой «A». Где располагалась эта характеристика у героя известной песни?
Решение : В этом вопросе много точной информации, которая отвлекает внимание. Несет ли она смысл? Давайте попробуем убрать ее. Что получится: Какую характеристику человека можно обозначить буквой “А”? И где ее можно поместить? Ага!
Ответ : На рукаве. (Буквой “А” можно обозначить группу крови)
Поиск странных слов
Суть заключается в том, что вы ищите некоторое слово или часть вопроса, которые кажутся неестественным, намеренно выделенными, даже лишними. Часто именно слова такого типа — ключевые. После обнаружения подобных частей вопроса вы часто можете услышать восклицания от товарищей по команде — “Странно, ведь **** вообще никак не относится к теме. Зачем его тут поставили?”.
Вопрос (10-й чемпионат Израиля, 2005):
Персонаж повести «Экспедиция в преисподнюю» космический пират Двуглавый Юл имел на теле глубокие шрамы, как бы от укусов лисицы. На самом деле старого пирата кусала ОНА. Другой персонаж повести, врач, говорил, что такие раны — одни из немногих, которые он не умеет и не желает лечить. У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача. Назовите ЕЕ.
Решение : В данном вопросе явно выбивается предложение “У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача”. Почему нас не просят назвать имя врача? Скорее всего мы просто не можете знать имя врача, поэтому если бы они попросили нас назвать его, то у них просто не было бы…совести.
Для ответа на некоторые вопросы вам надо сложить из ключевых слов или только из первых букв что-то осмысленное( или не совсем осмысленное).
Вопрос (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):
Редакторы одной из тамбовских газет пишут о своем издании так: «Газета вузов области, задорная, деловая». Назовите то, что, по их мнению, предназначено «для смягчения сердец читателей».
Решение: Достаточно взять аббревиатуру и получить название газеты “ГВОЗД”. Но чего-то не хватает, не правда ли?
Ответ : Мягкий знак.
Иногда вас просят назвать что-то очень конкретное и известное, тогда можно попробовать просто перебрать все варианты. Этот метод ситуативный: его стоит применять только если вопросная форма предусматривает ответ из ограниченного множества: название месяцев, известных русских поэтов 18 века, какие-либо глобальные и масштабные события. Не забывайте, что есть большая опасность увязнуть в переборе и не найти ответа. К тому же автор мог иметь в виду совсем другое.
Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003): Цитата: «И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд — это один ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они». А что должно быть вырезано на этих камнях?
Решение : Как раз такой случай. Вряд ли длинное перечисление камней нам о чем-то говорит, но зато есть число двенадцать. Можно остановиться на нем и спросить себя, чего может быть двенадцать?
Ответ : Имена колен Израилевых.
Выход из плоскости
Здесь уместно процитировать Юрия Вашкулата: “ В этих вопросах, как правило, автор постарался выстроить информацию так, чтоб рождающаяся ассоциативная связь или логический ряд уводил в сторону от достаточно банального ответа. Например, добился того, чтоб литературный герой был принят за человека, человек — за неодушевленный предмет, удачно использовал омофонию, синонимию, подсказал неправильную связь слов в предложении. Соответственно, отказавшись от напрашивающегося вывода и приняв другую отправную точку, часто видишь, что требуется ответить, кто был убит на дуэли Дантесом.” Как понять что перед вами вопрос данного типа? Скорее всего в нем будут: монотонный список похожих объектов; очень короткий вопрос, в котором мало информации; странное использование имен собственных; использование вместо ключевых слов их синонимов, которые могут уметь также и другое значение.
Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003):
Героиня писателя Сергея Болмата собиралась сделать ЭТО при помощи буквы «L». Американская актриса Пег Энтуисл в 1932 году сделала ЭТО, используя букву «H». Назовите город, в котором она ЭТО совершила.
Выводы
Теперь вы лучше понимаете, как строятся и берутся вопросы ЧГК. Тем не менее, это лишь малая часть всей теории и я писал только о том, что пригодилось мне самому. Конечно, вы можете прочесть все (лишним точно не будет), но ответ на вопрос — всегда скорее творчество, чем взлом с набором отмычек-методов. Моя команда, даже со знанием их,зачастую берет едва ли больше половины, потому что главной составляющей успешной игры является опыт, а у нас его пока очень мало. Чем больше вы играете, тем лучше у вас получается. Главное, чтобы процесс игры приносил вам удовольствие.
Если вы хотите найти себе команду или начать набираться опыта и регулярно участвовать в играх, то добавьте себе в закладки страничку ЧГК в ЖЖ. Она постоянно обновляется, и вы всегда можете найти нужную вам информацию о будущих турнирах. Кстати, мы тоже проводим турниры по ЧГК и всегда рады новым людям.
Что делать, чтобы подготовиться к ЧГК?
Уже совсем скоро, буквально через неделю, у «Школьных проектов» начнется отборочный этап «Что? Где? Когда?». В этой игре, как и почти в любой другой, побеждают обычно команды, которые тренируются и прокачивают свои навыки. Ещё не поздно начать – сейчас как раз объясним, как лучше всего готовиться к турниру.
Во-первых, почитайте советы бывалых: ребята, которые собаку съели на ЧГК, специально для нас рассказали, что для них в играх самое сложное, и какие они придумали лайфхаки, чтобы справляться с волнением и докручивать вопросы.
Во-вторых, есть крутое пособие по подготовке к ЧГК, его написал школьный учитель и постоянный участник разных интеллектуальных игр Алексей Рогачев.
Ну и, наконец, в-третьих: лучшая тренировка – это работа с реальными вопросами. Специально для этого мы будем публиковать пакеты с вопросами, которые были на прошлых наших турнирах ЧГК. Их вполне можно использовать для подготовки к грядущему отбору.
Вопрос 1. Посмотрите на фотографию. Назовите точно день и месяц, в который она была сделана.
Ответ: 24 декабря.
Комментарий: На этой фотографии запечатлены заключённые одной из американских тюрем. Они достали носки в ожидании подарков. По традиции Санта Клаус кладёт подарки в заранее приготовленные носки в ночь с 24 на 25 декабря.
Вопрос 2. Сейчас активно разрабатываются 3D-принтеры и иные технологии, которые смогут позволить получать мясо, не убивая животных. Но биолог Дэниел Паули считает, что к 2026 году все люди и так станут веганами или, как минимум, вегетарианцами. А всё потому, что появится это устройство. Что это за устройство?
Ответ: Устройство для распознавания, расшифровки и передачи эмоций и мыслей животных.
Комментарий: К 2026 году люди, как считает Паули, научатся понимать животных, поскольку появится цифровое устройство для распознавания, расшифровки и передачи эмоций и неоформившихся мыслей животных в форме, понятной человеку. Вследствие этого, разумеется, люди постепенно откажутся от любого мяса, поскольку не смогут соотнести с общественной моралью поедание живых существ, чьи мысли и чувства можно понять. Всё человечество, уверен Паули, станет вегетарианцами.
Вопрос 3. Ни животные, ни растения не способны синтезировать витамин В12. У веганов есть его нехватка, если они не питаются едой, обогащённой этим витамином. У мясоедов же нехватки витамина В12 нет. Объясните, как такое может быть.
Ответ: B12 – единственный витамин, синтезируемый исключительно микроорганизмами: бактериями и актиномицетами. Но находятся эти микроорганизмы только в пищеварительном тракте животных.
Комментарий: В пищевой промышленности многих стран витамин B12 добавляют в такие продукты, как сухие завтраки, шоколадные батончики и энергетические напитки.
Ответ: Запрет на ношение паранджи, принимается также ответ «на ношение никаба».
Комментарий: А здесь можно посмотреть, чем хиджаб, паранджа, никаб и чадра отличаются друг ото друга. Спойлер – чадра и хиджаб не закрывают лицо.
Вопрос 5. Назовите человека, изображенного на этой фотографии.
Ответ: Стив Джобс.
Комментарий: На фото виден фрагмент яблока, закрытый плечом таким образом, что получается что-то похожее на известный логотип фирмы «Apple».
Вопрос 6. Герб какого посёлка изображён на картинке?
Вопрос 7. Перед вами карта. А чему она посвящена?
Вопрос 8. Филипп Халсман фотографировал знаменитостей в необычных позах. Назовите того, кто изображен на этой фотографии, сделанной в 1955 году.
Комментарий: На этой фотографии Шагал будто летит, как и многие персонажи его наиболее известных картин.
Вопрос 9. А теперь для вас настоящий ЧГК-шный вопрос. Это устройство, которое мы могли бы положить в чёрный ящик, изобрёл в 30-е годы прошлого столетия Альфред Уэстон. Сперва главным элементом конструкции был закопчённый стеклянный валик, на котором грифель процарапывал линию записи, затем стали использовать специальные ленты, покрытые маслом или сажей, затем перфоленты, фотоплёнку, и, наконец, магнитную ленту… Не меньше изменилась за прошедшие годы и его внешность. Сейчас его стараются сделать как можно заметнее, но вот название отражает прежнюю внешность. О чём идёт речь?
Ответ: О чёрном ящике.
Ответ: В шведском.
Комментарий: Речь идёт о шведском столе и шведской стенке.
Вопрос 11. Этот российский город-милионник разросся в XX веке из небольшого посёлка, возникшего при строительстве железнодорожной станции.
Ответ: Новосибирск.
Вопрос 12. Впервые эти три слова появились в 1920 году в заглавии книги историка Чарльза Репингтона, посвященной не слишком давним событиям. Назовите эти три слова.
Ответ: Первая мировая война
Комментарий: Схема «раскрутки» вопроса может быть такой: мы знаем, что некий историк написал в 1920 году книгу. Попытаемся понять, чему могла быть посвящена эта книга. Видимо, имеются в виду достаточное известные, крупные события. Что происходило в начале века? Наиболее интересными для историков, как правило, являются войны и революции. Как раз можем припомнить несколько крупных событий — первая мировая война, революции в России и Германии. Но на название из трех слов может претендовать только первая мировая война, так как она называется одинаково во всех языках. Революции же все называют по-разному, да и количество слов там варьируется. Итак, ответ — «первая мировая война».
Вопрос 13. В 1879 году один английский землевладелец потребовал со своих арендаторов повышенной платы за землю. В ответ на это по решению местного профсоюза его наёмные рабочие отказались на него работать, почтальоны — доставлять ему почту, а торговцы стали обходить его имение стороной. Назовите фамилию этого англичанина.
Ответ: Бойкот.
Вопрос 14. В 1966 году СССР посетил президент Франции Шарль Де Голль со своей женой Ивонной. Однако в традиционной программе для первых леди участвовали четыре женщины. Почему четыре?
Ответ: В Советском Союзе статус реального главы государства был неформальным, и через два года после свержения Хрущёва власть всё еще была разделена. Формально первым лицом государства был глава президиума Верховного совета Подгорный, сильные аппаратные позиции были у генерального секретаря КПСС Брежнева, финансы сосредоточились в руках премьера Косыгина. На фотографии, опубликованной в журнале «Paris Match», запечатлены Ивонна де Голль, Виктория Брежнева, Клавдия Косыгина и Елена Подгорная.
Комментарий:Благодаря визиту в Советский Союз генерала Шарля де Голля с супругой, жены первых лиц СССР впервые оказались в публичном пространстве, правда, пока еще не СССР, а Франции. Мир впервые увидел их в журнале Paris Match.
Вопрос 15. Поговорим о тех, кто работает хорошо. Увидев по телевизору, как слаженно и быстро работают сотрудники этих компаний, детские кардиохирурги лондонской больницы обратились за консультацией к специалистам одной из них. Хирурги решили, что такой опыт может пригодиться при передаче детей из операционной в отделение интенсивной терапии. Что именно смотрели по телевизору хирурги?
Ответ: Автогонки «Формула-1».
Комментарий: Их впечатлила работа механиков компании «Макларен» в боксах.
Вопрос 16. Автор вопроса обнаружил данное сооружение на окраине города Ноябрьск. Позже он узнал, что подобные сооружёния распространены во многих отдалённых городах и посёлках России. Напишите максимально точно, для чего устанавливаются данные сооружения?
Ответ: Для того, чтобы можно было спрятаться от медведей.
Вопрос 17. Какие 4 буквы остались под знаком вопроса?
Ответ: UEFA (УЕФА)
Вопрос 18. Перед вами – известнейшие футболисты конца 90-х и начала 2000-х Зинедин Зедан и Алессандро Дель Пьеро. В комментарии к этой фотографии были упомянуты первая и вторая. Назовите первую и вторую.
Ответ: Эйфелева башня и Пизанская башня.
Вопрос 19. Вопрос для любителей литературы. Странные законы есть не только в США. Один из французских законов, появившийся, скорее всего, при Наполеоне, запрещает называть определенное домашнее животное определенным именем. Назовите англичанина, который «нарушил» этот закон в середине двадцатого века.
Ответ: Джордж Оруэлл.
Комментарий: Джордж Оруэлл в «Скотном дворе» назвал одну из свиней Наполеоном.
Вопрос 20. Стена и Сенат, кариес и секира, пропуск и пропуск. Заполните пропуски в последовательности двумя видами спорта: зимним — командным, и летним — игровым.
Ответ: Бобслей и бейсбол.
Комментарий: Анаграммы. «Стена» и «сенат» — пять букв; «кариес» и «секира» — шесть букв.
Вопрос 21. Перед вами флаги трёх государств. На каждом из них отсутствует какая-то деталь. Напишите, пожалуйста, по какому принципу мы их объединили?
Вопрос 22. В 2011 году могилу Оскара Уайльда обнесли стеклянным ограждением, чтобы защитить памятник от её разрушающего воздействия. У людей она может вызвать аллергию, проблемы с пищеварением и кариес. Назовите её двумя словами.
Ответ: Губная помада.
Комментарий: Поклонники целовали памятник.
Вопрос 23. Вопрос, за который можно получить несколько баллов. На ответ даётся 2 минуты. По какому принципу выделены страны, раскрашенные в разные цвета? За каждый правильный ответ – 0, 5 балла.
Вопрос 24. Вот уже несколько лет каждый год в один и тот же праздничный день в одном из городов мира автобусный маршрут К155 немного изменяет своё название. Напишите название маршрута, высвечивающееся на автобусе в этот праздничный день и праздник.
Ответ: День святого Валентина.
Зачёт: День всех влюбленных.
Как прокачать мозги: игроки «Что? Где? Когда?» дают мастер-класс
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в этом телесезоне отмечает сорокалетие, переживая невероятный ренессанс зрительского интереса. Петербургские знатоки всегда были и остаются самыми мудрыми, патриотично считаем мы. И поэтому срочно записались к ним на тренинг умственного роста.
Михаил Мун
Играет в элитарном телеклубе с 1997 года и давно завоевал заветную «Хрустальную сову». А в обычной жизни работает коммерческим директором компании, занимающейся импортом химического сырья, и ведет ток-шоу «Футбольное обострение» на «Радио Зенит».
Вы наверняка с детства смотрели игру? А как в нее попасть?
Да, конечно, с детства. В Советском Союзе особенно и делать-то больше было нечего: люди играли в шахматы по переписке, собирали марки и смотрели по телевизору передачу Владимира Ворошилова. В 1991 году я поступил в университет и пришел в «Коломну», клуб по спортивному «Что? Где? Когда?». Это действительно спорт: несколько команд собираются в одном зале, всем задаются одни и те же вопросы, ответы пишут на бумажках. Цель — дать больше правильных ответов, чем конкуренты. То есть можно реально подсчитать, кто лучше играет. Движение существует даже в небольших городах, а также в Америке, Израиле, Германии — всюду, где есть русские диаспоры. В чемпионатах мира по этой интеллектуальной дисциплине участвуют игроки из двух десятков стран. И тем, кто хочет попасть в телеигру, есть смысл заниматься таким спортом, потому что очень большой процент успешности знатока — это опыт, наигрыш, овладение метаязыком, на котором пишутся вопросы. Ведь обычный человек не сможет с ходу уловить, где в вопросе ключевой момент, и поэтому ему гораздо сложнее встать на правильный ход мыслей. У нас благодаря опыту это уже получается автоматически. Мы сразу понимаем: вот это слово тут подозрительное, значит оно является подсказкой. А когда весь вопрос про писателя, а в конце просят назвать произведение, то вполне вероятно, что это будет музыкальное произведение или картина, а вовсе не книга.
В чем феномен программы «Что? Где? Когда?», благодаря которому она живет так долго?
Можете все-таки посоветовать, как стать умнее других?
Давайте сразу расставим точки над i: человек, который лучше другого играет в «Что? Где? Когда?», всего лишь лучше другого играет в «Что? Где? Когда?». Он не умнее, не интеллектуальнее, не эрудированнее многих других. То есть может быть да, а может быть и нет. Да, понятно, что у всех знатоков есть высшее образование, мы довольно начитанны. Но в остальном — совершенно среднестатистические люди, которые просто приобрели навык отвечать на вопросы в телеигре. Для чего (и это тоже правило Владимира Ворошилова, которое до сих пор соблюдается) достаточно общекультурного уровня и программы средней школы. То, что можно действительно натренировать, — это умение слушать и слышать других, быстро воспринимать суть их мыслей. Нужно выхватить из избыточного, противоречивого и не всегда связного потока слов, который на тебя выбрасывает партнер по команде, правильную суть и домыслить ее внутри себя. А с другой стороны — уметь максимально четко сформулировать собственную мысль, уметь ее донести именно на том языке, на котором наиболее оптимально ее воспримет твой партнер. Это то, что называется внутрикомандная химия. И самое главное — развивать в себе критическое мышление. Оно формулируется одной фразой: «Если я что-то знаю, то я всегда должен задумываться о том, а почему я думаю, что я это знаю?» То есть нет вообще никаких аксиом, кроме самых-самых базовых, а все остальное всегда нужно подвергать сомнению. Таким образом можно бороться и с промыванием мозгов, и с манипулированием тобой другими людьми. Правда, это добавляет завышенную самооценку, потому что ты начинаешь уметь делать то, что не умеет делать восемьдесят процентов людей. (Смеется.)
Михаил Скипский
Обладатель «Хрустальной совы», учитель географии в Аничковом лицее и тренер детских команд «Что? Где? Когда?» за десять лет последовательно прошел все ступени этой интеллектуальной пирамиды — школьную лигу, затем студенческую и взрослую, телевизионный «Брэйн ринг», суперлигу Международной ассоциации клубов и, наконец, попал в телеигру, с которой все это движение и началось.
Как вы пришли в «Что? Где? Когда?»
Путь знатока, это что-то из кунг-фу: я начал играть в школе в девятом классе, через пару лет мы заняли третье место на главном городском школьном турнире по «Что? Где? Когда?» — это было очень круто, на нас сразу обратили внимание. Мы играли все студенческие годы, по окончании института меня стали приглашать в сильные городские команды, затем в телевизионный «Брэйн ринг». Его снимали те же люди, что и «Что? Где? Когда?», и меня позвали на первый отбор в телеигру, через полтора года — на следующий отбор, и еще года через полтора я оказался в команде Алексея Блинова вместе с сильнейшими — Аскеровым, Орловой, Друзем, Рубиным. И вообще не понимал тогда, зачем я там нужен. На второй игре предложил версию, а на третьей — правильную версию. Возможно, вся эта история про то, что попадают в клуб те, кто любит игру больше, чем все остальное.
Какие вопросы остаются в памяти?
Те, которые неожиданно стали решающими. Так, в финале прошлой серии игр при счете 5:5 прозвучал вопрос, который у нас не было времени обсуждать, и мы на него ответили неверно. Телезрители выиграли 6:5, и автор этого вопроса получил все: «Бриллиантовую сову», титул, деньги. А вопрос был несложный: «В Сиднее на Новый год делают фейерверк в полночь, но перед этим устраивают такой же в девять часов вечера. Для кого этот фейерверк?» Правильный ответ: для маленьких детей, которым нужно ложиться спать. В идеале, как нам говорил Александр Друзь еще в начале хороший вопрос — это что-то из серии «неизвестное об известном», и строится он в рамках школьной программы.
И как научиться на такие вопросы отвечать?
Я педагог в разнообразных ДДЮТ и тренирую детские команды «Что? Где? Когда?» — это точно спорт. Есть очки, секунды, количество правильных ответов, кто быстрее, в каком возрасте. Во взрослом спортивном «Что? Где? Когда?» играют почти все телевизионные игроки, чтобы поддерживать себя в форме. С одной стороны, нужен базис начитанности, эрудиция, потому что в вопросе есть два-три ключевых слова, вокруг которых у тебя возникают какие-то облака смысла. Довольно простые ассоциации, и чем этих облаков ассоциаций больше, тем больше шансов на выигрыш. С другой стороны, важно умение выхватывать эти слова из вопроса и именно на них делать акцент во время командного обсуждения. Сейчас у меня есть довольно толковая команда девятиклассников. Они хорошие, начитанные дети, но не могут увидеть в вопросе только одно ключевое слово и минуту его обсуждать. Я придумал для них такое задание: команда делится пополам, половина уходит за дверь, трем оставшимся в комнате ребятам я читаю вопрос, они анализируют текст, выделяют из него пять слов, другие трое возвращаются, и оставшиеся рассказывают им эти пять слов. По этим словам вошедшие должны ответить на вопрос. Третья сложность — момент пересечения облаков ассоциации у игроков. Если это произойдет, то на их стыке и будет ответ. Когда ты начинаешь играть, через какое-то время у тебя случается профессиональная деформация: ты воспринимаешь любую информацию в ракурсе «а могут ли про это спросить?». Писать вопросы самому — очень хорошая самотренировка, потому что ты используешь те же приемы, что и авторы. И необходима отработка командных ролей: так, одни люди придумывают больше версий, а другие медленнее соображают, но лучше работают с текстом.
Ради чего вы играете?
Ради игры. Я двадцать лет в этом движении, и телеигра в Охотничьем домике в Нескучном саду — это, конечно, апофеоз «Что? Где? Когда?», игра в кубе. Против вопросов, против ведущего, против камеры. Я бы сказал, что история со смокингами вокруг зеркального стола — совершенно идеальная. С одной стороны, ты отвечаешь на вопросы, а с другой стороны, волей-неволей играешь на камеру. У тебя невероятный праздник: приезжаешь в пятницу днем в Москву, вечером тренировка, весь день в субботу ты готовишься, в субботу вечером играешь. Полтора дня у тебя день рождения. Жена вокруг тебя ходит, пылинки сдувает, приносит кофе. Разумеется, в игре присутствует и на подкорке происходит что-то околоактерское. С другой стороны, ты, конечно, тешишь собственное тщеславие, потому что в гражданской жизни я школьный учитель, а благодаря участию в телеигре прихожу на родительское собрание и родители как-то по-другому слушают. Это очень удобно. И завуч с тобой по-другому разговаривает. (Смеется.)
Александр Друзь
Первый магистр «Что? Где? Когда?», обладатель шести «Хрустальных сов» и одной «Бриллиантовой» участвует в телеигре 35 лет без перерывов, остается лидером и по числу игр, и по количеству побед в них.
Вы встречались с теми, кто считает, что играет дома у экрана лучше вас?
Конечно, и их множество. Я и сам попал в «Что? Где? Когда?» из-за того, что сидя дома спокойно отвечал на вопросы телезрителей, пока ребята в телевизоре мучились и не всегда отвечали правильно. Поэтому когда в 1981 году увидел в конце программы приглашение тем, кто считает себя не хуже знатоков, тут же послал заявку. Но оказавшись внутри игры, я понял, что у меня был «синдром диванного знатока»: человек играет тем лучше, чем дальше он находится от волчка. И я не шучу! Это правда. В команде ответить в шесть раз труднее, чем одному, когда ты сам себе хозяин. А с другой стороны, «диванные знатоки» играют лучше всех, потому что находятся всемером — слушают мнения всех, кто за столом, да еще могут иметь и собственное.
Как натренировать себя на победу?
Знать все невозможно. «Что? Где? Когда?» — это игра про интеллект, а не про эрудицию. Необходимо тренировать аналитическое и логическое мышление: нужно ходить по улице «раскрывши рот», впитывая нюансы даже на давно знакомом маршруте, видеть то, что происходит вокруг тебя, и, самое главное, понимать, почему это произошло.
Алена Повышева
Капитан команды в телеигре с 2011 года. Несколько лет назад переехала из Минска в Петербург, где работает PR-менеджером бренда befree.
Можете привести пример яркого мыслительного процесса, который остался у вас в памяти?
Однажды нам вынесли здоровенную деревянную штуку, и нужно было понять, зачем она нужна. Каждый по цепочке что-то от себя добавил, и секунде к пятидесятой из этих кусочков родился ответ: этой штуковиной околачивают кедры, чтобы добыть шишки. Далеко не самый сложный вопрос, но запоминаются такие моменты — когда все понемногу вкладывают, подхватывают мысли друг друга и за несколько секунд до конца рождается правильный ответ.
Как «прокачиваете» себя к игре?
Перед любой умственной работой полезно расшевелить мозг, и для этого есть простая игра «Шапка»: каждый игрок пишет на небольших листочках по десять-пятнадцать слов, их складывают в шляпу, игроки разбиваются на пары. Первый достает листок со словом и за пятнадцать секунд старается объяснить партнеру это слово без использования однокоренных, если партнер угадал — достает следующее слово, если нет — кладет обратно и ход переходит к следующей паре. Выигрывает пара, которая отгадает в сумме больше всех слов.
Источник: www.sobaka.ru
Текст: Наталья Наговицына, Виталий Котов
Фото: Наталья Скворцова
Стиль: Серафима Пашкова
На Михаиле Муне: пиджак, рубашка, брюки и джемпер Sand, ботинки The bootleggers.
На Михаиле Скипском: джемпер Lanvin, рубашка Сanali, брюки Paige.
Благодарим Санкт-Петербургскую Государственную Театральную библиотеку за помощь в организации съемки.
Your browser does not seem to support iframes. Click here to read this PDF.
Скачать ПДФ (706 Кб)