Как грузовики показывают что можно обогнать
Секретные сигналы дальнобойщиков и помощь водителям
Какие существуют секретные сигналы дальнобойщиков на дорогах? Как водители фур помогают друг другу и остальным водителям автомобилей.
У водителей есть свои сигналы, благодаря которым можно оповестить других участников движения о посте ДПС, опасном участке или поблагодарить за помощь. Не менее важны сигналы от дальнобойщиков. Высокие фуры закрывают обзор на узкой трассе, делая любые маневры опасными. Чтобы помочь водителям, дальнобойщики моргают поворотниками, фарами или аварийками.
Опытные автолюбители наизусть знают расшифровку сигналов дальнобойщиков, а вот водители-новички могут растеряться на дороге, неправильно поняв знаки. Итак, какие сигналы подают дальнобойщики и что они означают.
Включенный правый поворотник
Означает, что впереди дорога свободна, можно совершать обгон. Учитывайте, что этот сигнал работает только при условии, что впереди нет поворота направо. И включенный поворотник в этом случае может означать, что дальнобойщик планирует повернуть.
Съезд на обочину, снижение скорости
Так дальнобойщики пропускают автомобили, которые движутся следом. При этом поворотник многие не включают.
Включенный левый поворотник
Этот сигнал предупреждает водителей об опасности впереди. Обгон невозможен, нужно дождаться появления другого сигнала в виде включенного правого поворотника.
Моргание дальним светом два раза
Если встречная фура дважды моргнула дальним светом, то это говорит об опасности впереди или посте ДПС. Нужно снизить скорость и двигаться более осторожно.
Однократное моргание дальним светом или переключение с дальнего на ближний
Так водители предупреждают о неисправности фар и о том, что свет вашего автомобиля слепит других водителей.
Включенный левый поворотник при перестроении
Если у впереди движущейся фуры включен поворотник длительное время при перестроении на другую полосу, при этом водитель не возвращается на правую полосу, то это говорит о безопасности обгона. Вы и автомобили, которые движутся позади вас, могут повторить маневр за фурой.
Сигнал дальним светом от фуры, которая движется сзади
Это своеобразная просьба «уступи дорогу». Если уступить дорогу нет возможности, то следует включить правый поворотник. Такой сигнал означает, что вы уступите, как только появится возможность.
Моргание аварийкой
Универсальный сигнал, означающий благодарность или извинение водителя.
Перечисленные сигналы не описаны в законодательстве. Они не разрешены, но и не запрещены. В любом случае, по правилам дорожного движения можно предупреждать водителей об опасности впереди, поэтому наказывать за моргание фарами или поворотниками никто не будет.
Условные сигналы на дороге: официальные и неофициальные, известные и не очень
Поблагодарить другого водителя аварийкой, моргнуть дальним светом, чтобы кого-то пропустить, или посигналить зазевавшемуся на светофоре коллеге – нехитрые дорожные ритуалы, интуитивно понятные даже новичку. Однако не все, сев за руль, понимают, что от них хочет водитель впередиидущей машины, включающий поворотники или аварийку. Более того, в ПДД есть и «официальные», но редко применяемые условные сигналы, которые должны использовать водители в определенных ситуациях. Давайте разберемся, какие сигналы установлены правилами, а какие применяются неформально и как их не перепутать. Заодно вспомним, почему злоупотребление сигналами может даже быть наказуемо и почему им нельзя безусловно верить.
Итак, некоторые сигналы, которые может подавать водитель, официально установлены ПДД. Давайте вспомним их, ведь некоторые применяются не так часто.
Пункт 19.2 ПДД, помимо прочего, предупреждает, что «при ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться». Рекомендация простая и понятная: водители сзади и без дополнительного сигнала будут тормозить. Но помните: при движении ночью, увидев, что машина впереди начала тормозить, включив аварийку, нужно тормозить, дополнительно увеличивая дистанцию до нее – с поправкой на то, что водитель впереди ослеплен и может допустить ошибку. Правда, на практике этот официальный сигнал встречается редко: ослепленный водитель обычно держит руки на руле и старается сохранить траекторию, а не отвлекаться еще и на поиск кнопки аварийки.
В пункте 19.10 содержатся два допустимых случая применения звукового сигнала. Один знают все: сигнал может применяться в опасной ситуации для предотвращения ДТП. А вот второй многими забыт за ненадобностью, хотя правила официально разрешают сигналить «для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов». Так что если водитель позади вас посигналил и пошел на обгон, он, вероятно, не имеет к вам никаких претензий, а просто перестраховывается. Однако на практике этот прием встречается едва ли чаще, чем предыдущий. Обычно водители при обгоне могут посигналить лишь тем, кто нарушает правила и перестраивается в полосу перед уже обгоняющим автомобилем.
Еще один сигнал, прописанный в ПДД, содержится в пункте 19.11 и тоже касается обгона. Согласно ему, «для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет». То есть при обгоне вне населенных пунктов водитель позади вас перед маневром может не только посигналить клаксоном, но и моргнуть фарами. Поэтому не стоит безусловно принимать это за выражение эмоций или побуждение к действию: обгоняющий действует в рамках правил и просто предупреждает о своих намерениях.
Неформальных условных сигналов не дороге гораздо больше, чем официальных, так что есть смысл сгруппировать их – например, по типу применяемой сигнализации.
Начнем с дальнего света. Самые простые варианты применения понятны каждому: к примеру, однократное моргание дальним перед автомобилем, который ждет момента для совершения маневра, означает «уступаю дорогу». Моргнуть дальним можно тому, кто хочет повернуть налево или развернуться, выехать с прилегающей территории, перестроиться и так далее.
На загородной трассе однократное или двукратное мигание дальним светом от встречного водителя обычно означает «снизь скорость, впереди опасность» или «впереди экипаж ДПС». Во втором случае негласная водительская солидарность, конечно, не слишком-то способствует повышению безопасности на дорогах, а вот первый вариант может быть очень полезен. Если ситуация впереди критическая, встречные водители могут подавать и многократные сигналы дальним светом – в общем, игнорировать эти предупреждения точно не стоит.
Еще один вариант применения дальнего света встречным водителем – это ситуация, когда он не успевает безопасно завершить обгон. Разумеется, если вы видите, что встречная машина не успевает закончить маневр, тормозить нужно заблаговременно, чтобы устранить аварийную ситуацию в зародыше. Но если траектории уже явно пересекаются, дальний свет от встречного водителя означает, что он будет завершать обгон без изменения направления и просит сместиться правее, к обочине, чтобы избежать столкновения. В какой-то мере этот сигнал может быть спасительным, так как без него угадать траекторию машины на встречке бывает невозможно, и дело заканчивается лобовым столкновением, причем нередко на обочине, когда оба водителя одновременно пытаются уйти с дороги.
Дальний свет в темное время суток тоже может быть не только освещением, но и сигналом. Помимо ситуаций, описанных выше, ночью сигнал дальним светом от встречного водителя может быть просьбой выключить дальний свет, если он включен у вас: значит, вы забыли выключить его вовремя и ослепляете встречных. Если же дальний свет выключен, опасности на дороге нет, а встречные водители все равно периодически моргают вам дальним, это может быть знаком, что у вас проблемы с автомобилем. В частности, у вас могут быть плохо отрегулированы фары – неотрегулированный ближний свет иногда светит вверх, как дальний, ослепляя и раздражая встречных водителей.
Сигнал дальним светом можно увидеть не только от встречной, но и от попутной машины. Обычно моргание дальним светом сзади – это условно вежливая просьба уступить дорогу: например, перестроиться из левой в правую полосу.
От дальнего света перейдем к аварийной сигнализации. Самый простой сигнал ей мы уже упоминали: моргание аварийкой 1-4 раза означает благодарность или извинения водителю позади. Сценариев применения масса: если вас пропустили в ряд или со второстепенной дороги, если вы по неосторожности подрезали кого-то или просто зазевались на светофоре, короткий сигнал аварийкой будет уместен.
Еще один вариант использования аварийки – ее включение в случае, если впереди на дороге сложилась опасная ситуация, особенно на загородных трассах. Включение аварийной сигнализации даст понять водителям позади, что нужно готовиться к резкой или полной остановке. Любопытно, что на современных машинах этот полуофициальный по сути сигнал, не прописанный в правилах, стал актуальным стандартом: сейчас машины при экстренном торможении автоматически включают аварийную сигнализацию. Так что если вы видите, что машина впереди тормозит с аварийкой, жмите на тормоз, чтобы не прозевать торможение, но не забудьте посмотреть в зеркало заднего вида, чтобы не создавать аварийную ситуацию.
Еще пара сигналов, особенно актуальных на загородных дорогах, связана с поворотниками. Если водитель впередиидущего автомобиля включает правый поворотник – это сигнал к тому, что дорога впереди свободна, и можно его обогнать. При этом левый поворотник – обратный сигнал: впереди есть встречные машины, и на обгон идти нельзя. Обычно этими сигналами пользуются водители грузовиков, которые, во-первых, сильно ограничивают обзор, а во-вторых, требуют больше времени и навыков для обгона.
Следующая группа условных сигналов подается жестами рук. Ели водитель другого автомобиля описывает в воздухе круг рукой, он указывает вам на проблемы с колесом. Иногда после круга в воздухе рука может указать на землю для простоты понимания сигнала.
Если вам показывают жест с разжиманием кулака, похожий на разбрызгивание воды с руки – это намек на включение или выключение световых приборов. Обычно речь идет о включении ближнего света в сумерках, но в зависимости от ситуации тем же жестом можно указать на необходимость выключить дальний свет или забытый поворотник.
Напоследок расскажем о сигнале рукой, который водитель легковушки не может увидеть в свой адрес, зато может своевременно подать. Так, «кукиш», сложенный пальцами руки (или просто кулак) адресуется водителям грузовиков и означает, что между колесами задней оси застрял камень. Такой камень представляет опасность, так как может вылететь в идущий позади автомобиль, потому стоит обязательно предупреждать водителей грузовиков о проблеме.
Как и в случае с поворотниками, стоит помнить, что неофициальные сигналы на то и неофициальные, чтобы не учитываться в спорных ситуациях. К примеру, если автомобиль моргнул вам дальним светом, но не пропустил, то, поверив его водителю и начав движение, можно оказаться виновником ДТП. Особенно важно учитывать это в опасных ситуациях вроде обгона на трассе: даже если водитель грузовика впереди сигнализирует, что его можно обгонять, стоит все равно убедиться в безопасности маневра и планировать обгон самому, учитывая особенности своей машины. Ни один из неформальных условных сигналов не станет оправданием в случае проблем, поэтому принимать решение всегда нужно самостоятельно, соблюдая меры предосторожности. Помните: никто не будет воспринимать неофициальный сигнал как аргумент при разборе ДТП.
Применение неформальных условных сигналов на дороге может быть вполне оправданным, но только в подходящей ситуации. Более того, в КоАП даже есть статья 12.20, предусматривающая наказание за «нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки». Наказание здесь лояльное – предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей (которые можно оплатить со скидкой, да и встречаются такие прецеденты весьма редко. Но закон недвусмысленно намекает на то, что злоупотреблять сигналами, особенно в зоне видимости инспекторов ДПС, не стоит.
Сигналы фур на трассе, какие сигналы дальнобойщиков есть и что обозначают?
1. Дважды поморгать дальним светом
Впереди пост ГАИ либо опасное препятствие (ДТП, разбитая в хлам дорога и т. д.). Обычно за такую информацию принято благодарить выставленной ладонью левой руки.
2. Одиночный длинный сигнал дальним светом
Если в спину – означает «Дай проехать!» (обычно используется для освобождения крайней левой полосы на трассе)
Если в лицо или в бок (при городских манёврах) – означает «Пропусти меня!». Для особо непонятливых участников движения этот сигнал может дополняться сердитым звуком клаксона.
3. Одиночный короткий сигнал дальним на перекрёстке
«Можешь ехать, пропускаю!»
Иногда идёт как ответ на сигнал «Пропусти меня!». Дабы не запутать пропускаемого водителя можно дополнительно показать направление жестом руки.
4. Если вы едете с дальним светом, забыв выключить его, то при разъезде со встречной машиной, она сделает длинный сигнал дальним, сообщая «Ты меня слепишь!» Немедленно переключите дальний свет на ближний.
Условные сигналы дальнобойщиков на трассе
Особые знаки подают дальнобойщики, которым далеко видна дорога с высоты фуры
5. Сигнал левым поворотником — «Не вздумай меня обгонять, впереди встречное движение!»
6. Сигнал правым поворотником – «Можешь обгонять меня, на встречной полосе никого нет!»
7. За помощь при обгоне принято пару раз моргнуть аварийкой в знак благодарности и услышать в спину гудок «Да, всегда пожалуйста!»
Аналогично принято поморгать аварийным сигналом в благодарность, если кто-либо пропустил вас на трассе, перестроившись на обочину.
8. Если ночью вас обгоняет фура, нужно помочь ей условными сигналами. В темноте водители фур при обгоне не видят, окончен обгон или нет, вследствие большой длины машины. Поэтому принято после того, как фура уже вся перед вами, моргнуть дальним светом показав, что можно перестраиваться на прежнюю полосу.
Какие хитрости дальнобойщиков можно узнать из радиопереговоров
Многие автомобилисты привыкли считать водителей большегрузов едва ли не своими личными врагами.
Однако если разобраться, водители грузовиков сидят в кабинах высоко и просматривают дорогу далеко вперед, первыми предпринимая, к примеру, антиаварийные меры. Так что большегрузные автомобили являются отличным индикатором того, что происходит прямо по курсу. Поэтому опытные водители умеют читать знаки и сигналы дальнобойщиков.
Как бы то ни было, следует быть в курсе ключевых маневров, жестов, звуковых и световых сигналов, которыми дальнобойщики пользуются на постоянной основе.
Поднятую вверх ладонь следует понимать, как знак благодарности. Высунутая из окна ладонь с растопыренными пальцами предупреждают о необходимости быть осторожным. Если вы видите, что водитель большегруза похлопывает ладонью в воздухе, то, возможно, вы едете с открытым багажником или не захлопнутым до конца капотом. А если в воздухе вам рисуют круг с последующим толчком ладони вниз, вас предупреждают о спущенном колесе.
Следует также правильно интерпретировать сигналы светотехники. Так, однократное моргание означает согласие пропустить «встречного».
Наконец, много полезного можно извлечь из разговоров дальнобойщиков, настроив вашу рацию на их частоту.
Ведь именно при помощи рации водители грузовиков делятся информацией о постах ГИБДД, очередях на таможне, дорожных и погодных условиях, парковках, проверенных кафе и мотелях. Правда, для того, чтобы понимать профессионалов полностью, следует правильно интерпретировать их сленг. Мы расшифруем здесь ключевые слова, которые могут быть непонятными неподготовленному участнику радиоэфира.
Как показать что можно обогнать?
На дорогах России водители-профессионалы и автолюбители используют в повседневной автомобильной жизни неофициальный перечень сигналов — помигивание фарами, использование звукового сигнала, аварийной сигнализации или поворотников для передачи информации о дорожной обстановке или о своих намерениях совершить манёвр.
Несмотря на доступность информации и работу автомобильных форумов, нередки ситуации, когда даже внутри одного региона водители трактуют тот или иной сигнал по-разному.
Между регионами и подавно. Навскидку пример: в Кемерово, Томске и других сибирских городах принято выезжать со второстепенного перекрёстка, если пользующийся преимуществом автомобилист посигналит. В Улан-Удэ же это означает одно: «не дёргайся, стой, не видишь, я еду, у меня главная!» В пределах региона ничего страшного: приезжий сразу поймёт, что тут тот же сигнал означает другое.
Подобные расхождения в трактовке по своей чреватости аналогичны новосибирской привычке вопреки правилам дорожного движения пользоваться преимуществом при выезде на круговое движение: в Улан-Удэ такое не пройдёт, и незнакомого с ситуацией быстро научат правильно проезжать круговые перекрёстки.Гораздо большую опасность представляет собой сигнал «Обгоняй, можно!» и «Подожди, не обгоняй, встречка!» Сам по себе сигнал прост: впереди идущий медленный водитель поворотниками показывает догнавшему водителю, у которого недостаточно обзора, свободна ли встречная полоса для обгона прямо сейчас.
Даже если б не было расхождений в трактовке сигнала (для некоторых правый поворот означает «можно обгонять», для других — наоборот), в этом взаимодействии ряд опасностей: вы совершаете манёвр почти вслепую, доверяясь незнакомому автомобилисту и чужой оценке дорожной ситуации. У вас нехватка времени — иногда впереди идущий водитель даёт сигнал на обгон, видя, что вы успеете обогнать, если начнёте манёвр немедленно, но время реакции (увидел сигнал, обработал-подумал-решил, нажал на газ, ускорился) занимает до нескольких секунд, и эти секунды могут стать решающими. Убедиться в безопасности манёвра — ваша, и только ваша обязанность и ответственность!
Самое неприятное, когда на оживлённой загородной трассе встречаются водители, понимающие этот сигнал каждый по-своему. В прошлом году чуть не налетел на встречку, обгоняя группу «перегонщиков» японских авто, которые (конкретно эти) использовали поворотник вправо для запрета обгона, а не наоборот. Доверился дуракам. Чудом разъехались в три машины, я с круглыми глазами проехал аккурат посередине дорожного полотна, благо дороги в России широкие.Мало того, что некоторые ребята заблуждаются и путают других водителей, так они ещё и нагло продвигают неверную трактовку в массы! Вчера ехали по федеральной трассе М55 в сторону Улан-Удэ и видели грузовичок, на заднем борту которого наклейка с инструкцией: показываю поворотник вправо — знак «кирпич», обгонять нельзя, влево — обгоняй. Это вполне могла быть наклейка с призывом не обгонять справа, но вряд ли.
Запомните раз и навсегда: поворотник вправо — обгоняй, поворотник налево — не надо!
Логика проста: а что, если впереди перекрёсток налево, и человек впереди поворачивает налево? — вполне повседневная ситуация, а неправильно понявший начнёт обгон. Поэтому только дурак показывает левым поворотником сигнал для обгона позади идущему, и наоборот, сигнал вправо для запрета обгона, а потом ещё учит этому значению других. Поворотник вправо — сигнал ли это для обгона или предупреждение о манёвре в рамках ПДД (остановка на обочине, съезд с дороги, правый поворот на ближайшем перекрёстке), логичнее и безопаснее. Спросите у дальнобойщиков и расскажите друзьям.
На фото: экспериментальная технология Samsung, которая в будущем спасёт много жизней.
Каким поворотником фура показывает, что можно обгонять и другие сигналы на трассе
Понимая секретную сигнализацию водителей на дорогах, можно выстроить безопасную схему обгона или предупредить других участников движения о неполадках своего автомобиля, а также впереди идущего транспорта. Такой маневр запрещается на некоторых участках трасс, а как дальнобойщики показывают другим, что можно обгонять, вы узнаете, прочитав эту статью.
Сигналы дальнобойщиков на трассе.
Сленг дальнобойщиков — что это
Помимо дорожных указателей разметки и ПДД, на трассах действует неформальный сленг, например, сигналы дальнобойщиков на трассе, которые состоят из жестов, а также визуальной и световой сигнализации.
Таким необычным способом водители предупреждают об опасности впереди, извиняются или выражают благодарность, а также помогают совершать безопасное маневрирование. Например, водитель фуры моргает правым поворотником, что это значит? Оказывается, он показывает, что можно идти на обгон.
Важно! У дальнобойщиков, кроме световых сигналов и жестикуляции, имеются выражения, которые трудно понять непосвященному в тонкости шоферского сленга.
Специфические слова, которые произносят водители фур по рации, не всем понятны, поэтому стоит узнать значения некоторых выражений:
В основе названий лежит народный юмор, например, сочное выражение — «светофор несвежий», тот, кто не в курсе, не поймет, что это ситуация, когда колонна груженых авто не успевает проехать перекресток на зеленый свет.
Зачем нужны секретные знаки
Жестикуляция, понятная профессиональным водителям, насчитывает много вариаций, особенно жесты дальнобойщиков, поэтому их полезно знать автолюбителям, отправляющимся в дальнюю дорогу.
Жесты для общения между водителями.
Взаимовыручка — это основа доброжела-тельных отношений на трассе, не игнори-руйте просьбы о помощи. Например: если стоит водитель с тросом у авто, то ему нужно отбуксировать машину к ближайшей СТО, а если в руках канистра, то кончился бензин.
Когда на обочине стоит автомобиль с открытой полностью дверью — требуется медицинская помощь.
Правила водительского этикета
Основное кредо российских водителей выражается такой аббревиатурой — УДД — «уступи дорогу дураку», оно актуально в любой ситуации. Лихачей на магистралях РФ много, поэтому не стоит пытаться объяснить им заповеди осторожного вождения, т. к. все потуги ваши будут восприняты весьма враждебно.
Заметили в зеркале заднего вида идущий на огромной скорости автомобиль — пропустите его, пусть мчится дальше и испытывает судьбу.
Если впереди едущий шофер не желает пропускать вас и всячески препятствует обгону, смиритесь с ситуацией, иначе добром это не закончится, а может перерасти в ДТП. Часто случается и такая ситуация: вы двигаетесь по главной дороге и увидели, что на пересечении стоит авто и не в состоянии вклиниться в плотное движение.
Притормозите и пропустите, вспомните аналогичный случай, который имел место в вашей жизни, а водитель благодарно помигает вам стоп-сигналами.
Большинство сигналов, которые используются водителями на трассах, пришли в Россию из Европы, когда во времена Советского Союза наши шоферы впервые оказались на шоссейных дорогах Германии, Италии или Франции.
Язык световых сигналов при обгоне дальнобойщиков из разных стран практически идентичен, но у нас его существенно дополнили опытные водители, поэтому многие секреты известны только российским автолюбителям.
Топ-10 сигналов и их значение
Система языка дальнобойщиков фарами облегчает движение на дорогах, они не только предупреждают, но и помогают совершить обгон:
Обратите внимание! Обозначенная выше сигнализация не описана в ПДД, но и нет официального запрета на использование.
Выводы
Знать световые сигналы и секреты жестов, используемых на дорогах, нужно всем автолюбителям. Необходимо это, чтобы понимать, каким поворотником водитель фуры показывает, что можно выполнить обгон или, допустим, впереди встречный транспорт: о чем предупреждают автомобилисты, а также, что хотят сказать обгоняющие машину шоферы или их пассажиры.
Вовремя сделанный световой сигнал спас многих участников плотного движения на трассах, поэтому пренебрегать ими не стоит — жизнь одна, будьте бдительны и помогайте водителям, оказавшимся в сложных ситуациях. Поэтому важно понимать сленг дальнобойщиков, т.к. в дороге может многое случится.
Детальная инструкция видна на видео:
Фура впереди мигает «поворотником» — что это значит?
Взаимопонимание на дороге — залог безопасности участников движения. Именно поэтому автомобилисты пользуются сигналами, придуманными специально для общения на дороге. Мигание «поворотником» — один из таких условных знаков. Чаще всего им пользуются дальнобойщики, управляющие фурами. Как же он расшифровывается?
Опасность ограниченного обзора
Длинномерный транспорт бывает непросто обогнать. За объемным кузовом дорожное полотно может не просматриваться. В результате автомобилисту, едущему сзади, приходится долго ждать подходящего для обгона момента. За фурой собирается длинный «хвост» из машин, выстроившихся в ряд. Между тем путь может быть свободен на большом расстоянии. Только вот видно это лишь тому, кто управляет грузовым автомобилем.
Источник изображения: cardinator.ru
Источник изображения: cardinator.ru
Бывает и по-другому. Водитель фуры видит, что по полосе для встречного транспортного потока приближается машина. В это время в зеркале заднего вида он наблюдает, как очередная «легковушка» вот-вот пойдет на обгон. Сидящий за рулем длинномерного автомобиля понимает, что может произойти беда, так как его техника ограничивает обзор.
Чтобы сообщить водителю, находящемуся в вынужденной очереди, о том, что происходит впереди, дальнобойщики и используют «поворотники». Этот несложный прием регулярно помогает избегать ДТП на дорогах. Правильное применение светового указателя — способ разгрузить поток транспорта и сделать перемещение более комфортным.
Расшифровка
Что же означает сигнал? Все зависит от того, какой именно «поворотник» включен. Мигание лампочки слева говорит о том, что обгон длинномерного автомобиля может быть опасен. Если на первый взгляд трасса пуста, а водитель фуры подает подобный знак, от маневра нужно воздержаться.
Тот, кто едет впереди, видит намного дальше. На встречной полосе, например, может лежать препятствие (бревно или другой крупный предмет), который не позволит безопасно завершить обгон. Со второстепенной дороги, не обозначенной символом, может выезжать машина, которую не видно за кузовом фуры. О подобных помехах водитель, находящийся сзади, узнает позже того, кто управляет длинномерным автомобилем. Сидящий за рулем «легковушки» после этого всегда мысленно благодарит дальнобойщика за спасение от серьезных проблем.
Моргание правого «поворотника», напротив, означает, что дорога свободна и можно приступать к маневрированию. Таким способом водитель фуры сообщает о том, что препятствий для обгона нет.
Вопрос о том, стоит ли в этом случае слепо доверять сигналу светового указателя, спорный. Маневрирование может быть запрещено разметкой или знаками, установленными на обочине. Прерывистая линия может переходить в сплошную слишком близко к точке начала обгона. В результате водитель не успеет вернуться на свою полосу и поневоле нарушит Правила дорожного движения.
Если трасса знакомая и есть уверенность в том, что выезд на «встречку» именно в этом месте разрешен, можно воспользоваться советом дальнобойщика. Предварительно все равно нужно осмотреться. Идти на обгон важно с пониманием того, что может возникнуть необходимость вернуться в исходное положение.
Мигая «поворотником», дальнобойщик берет на себя ответственность за чужое благополучие. Однако нужно помнить о том, что в случае аварии виноват будет не водитель фуры, а тот, кто совершил маневр, не убедившись в его безопасности.
С другими негласными правила и жестами водителей можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
Все жесты и сигналы дальнобойщиков: надо запомнить!
Этот язык не найти ни в ПДД, ни в учебниках водителей. Но как раз благодаря ему устанавливается взаимопонимание, а дорога становится безопасней.
У машин вплоть до середины прошлого века не было указателей поворотов в том виде, в котором они существуют сейчас, не говоря уже о кнопке аварийной остановки, широко используемой сегодня как многоцелевой источник информации.
Напомню, что первый электрический поворотник появился на Buick Roadmaster в 1939 году. Среди отечественных автомобилей первым с поворотниками стал ЗИС-110 в 1945 году. И это был, замечу, правительственный лимузин.
Аварийка заявила о себе и вовсе в середине 70-х — первой массовой советской легковушкой с кнопкой аварийной остановки на передней консоли в 1976 году стал ВАЗ-2106.
Словом, жесты у водителей были в ходу с появления автомобиля. Вот несколько общепринятых сегодня.
Шесть самых распространенных жестов
«Проезжай» — этот жест выполняется левой высунутой в боковое окно рукой в направлении движения, и, в зависимости от ситуации, может переводиться как сигнал к обгону или другому маневру.
«Притормози» — повторяющееся движение ладонью сверху вниз.
«Пост ДПС» — растопыренные пальцы предупреждают о необходимости быть осторожным.
«Спасибо» — поднятая вверх ладонь означает знак благодарности за предупреждение или за то, что уступил дорогу в непростой дорожной ситуации.
«Куда лезешь?» — вскинутая в сторону ладонью вверх рука. Жест можно трактовать как сочувствие (мол, я предупреждал) или как упрек (не видишь, куда прешь!?).
Технические неполадки
Круговое движение указательным пальцем с последующим толчком вниз говорит о спущенном колесе. Если это касается вашего автомобиля, то лучше немедленно остановиться.
Похлопывание ладонью в воздухе — означает открытый багажник или не закрытый до конца капот. Тоже важное предупреждение. Так можно и без багажа остаться или с разбитым лобовым стеклом из-за распахнувшегося капота.
Однако все чаще жесты уступают место световым сигналам в силу их разнообразия и информативности.
Четыре главных световых сигнала на шоссе
Включенный левый поворотник у идущей перед вам фуры — не обгоняй, впереди встречный транспорт. Из высокой кабины дальнобойщик видит дорогу на большем расстоянии, чем водитель легковушки. Ему легче прогнозировать ситуацию. Стоит доверять таким советам.
Включенный правый поворотник у грузового автопоезда — путь свободен, обгоняй! После обгона не забудьте поморгать аварийкой в знак благодарности. Аварийка часто заменяет жест «спасибо», а при резком снижения скорости автомобиля говорит о том, что впереди пробка или движение затруднено вследствие ремонта дороги или по другой причине.
Если автомобиль с включенным левым поворотником надвигается на вас сзади — это уже просьба уступить ему дорогу. Просьба может также сопровождаться неоднократным включением дальнего света фар. Но это уже больше напоминает не просьбу, а требование.
Сигналы водителей, о которых многие не знают
Двойное мигание дальним светом автомобиля со встречного направления означает передвижной пост ГИБДД, на котором могут осуществлять контроль скорости или проверку документов. Это был самый популярный сигнал на дорогах СССР.
Кратковременный переход с ближнего света на дальний при встречном разъезде предупреждает, что ваши фары слепят водителей встречного направления. Нужно немедленно принять меры: переключиться с дальнего на ближний свет, если вы забыли это сделать, или отрегулировать пучок фар в соответствии с загрузкой вашего автомобиля.
Однократное моргание дальним или кратковременное включение ближнего света фар означает согласие пропустить другого водителя. Этот знак неплохо еще подкрепить жестом «проезжай».
Звуковые сигналы на дороге — что они означают?
Правила требуют, чтобы звуковые сигналы использовались исключительно для предотвращения аварийных ситуаций. Но в жизни они звучат куда чаще. Что касается дорожных ситуаций, то здесь различают два вида звуковых сигналов:
Символичное маневрирование
Между тем, о многом может рассказать и манера вождения водителя большегруза. Если при вашем приближении фура смещается к середине дороги — это предупреждение о необходимости воздержаться от обгона. Притирание к обочине, напротив, следует расценивать как предложение безопасно обогнать автопоезд.
Разумеется, все эти сигналы, жесты, гудки существуют отдельно, а могут и дополнять друг друга. Главное, чтобы они не застали вас врасплох и не были неправильно истолкованы! Так что при малейших сомнениях лучше подстраховаться и не загонять самого себя в аварийную ситуацию — не начинать обгон или другой опасный маневр, понадеявшись лишь на жест незнакомого участника движения.