Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

Чему учили в соборных школах?Как происходило обучение?

Ответ или решение 2

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

При храмах и монастырях нередко открывались так называемые соборные школы. Обучение осуществляли на латыни, так как этот язык являлся языком науки.

В соборных школах преподавали следующие предметы: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Отличительная черта соборной школы: там не существовало деления по возрасту на классы.

Предметы делились на две ступени:

1 ступень: грамматика, риторика, диалектика;

2 ступень: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Проводилось обучение церковным таинствам, как правило, после успешного освоения 2 ступеней.

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

Образование в средние века

Преподавали грамматику, письмо, арифметику, учили наизусть псалмы из Псалтыри. Основным предметом было богословие.

В Европе в ХI веке, кроме сословия крестьян и знати, появились сословия рыцарства и бюргерства. Феодалы стремились к изящному быту и «вежественному обхождению». Чтобы поддерживать порядок и управлять обществом в канцелярии королей, графов, кардиналов потребовались образованные люди. Этот спрос и должны были удовлетворить соборные школы.

Высшая церковная власть принадлежала епископам. Они управляли целыми областями и размещались обычно в столичных и крупных городах в резиденциях при кафедральных соборах. Место епископа называлось кафедрой. Под руководством епископов и функционировали соборные школы (школы при кафедральных соборах).

Обучение в соборных школах

Учеба делилась на два этапа:

В ХI веке в разных городах получили развитие разные науки.

Источник

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ. 1) В хри­сти­ан­ст­ве ин­сти­тут ду­хов­но­го на­став­ни­че­ст­ва в мо­на­ше­ст­ве и про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ки ду­хо­вен­ст­ва.

По ме­ре ста­нов­ле­ния в III-IV веках ин­сти­ту­та мо­на­ше­ст­ва и рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки приё­ма в мо­на­хи мо­ло­дых лю­дей или де­тей воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость пре­по­да­ва­ния им ос­нов хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, зна­ния и по­ни­ма­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, бо­го­слу­жеб­ных тек­стов и т. п. Су­ще­ст­во­ва­ние школ при мо­на­сты­рях пре­ду­смат­ри­ва­ли уже ус­та­вы прп. Па­хо­мия Ве­ли­ко­го и свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (IV век), од­на­ко в ис­то­рии Ви­зан­тии монастырские школы в це­лом не иг­ра­ли за­мет­ной ро­ли.

На За­па­де монастырские школы, из­вест­ные с IV-V веков (в аб­бат­ст­вах Ле­рин, Ли­гу­же и др.), в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье ста­ли круп­ней­ши­ми об­ра­зо­вательными цен­тра­ми. Зна­че­ние монастырских школ осо­бен­но воз­рос­ло с VI века в свя­зи с унич­то­же­ни­ем ан­тич­ной сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, а так­же с рас­про­стра­не­ни­ем мо­на­ше­ско­го ус­та­ва св. Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го, оп­ре­де­ляв­ше­го чте­ние ре­лигиозных книг как од­ну из главных обя­зан­но­стей мо­нахов.

Вы­даю­щую­ся роль в со­хра­не­нии ан­тич­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия сыг­ра­ли шко­ла и скрип­то­рий, дей­ст­во­вав­шие в VI-VII веках в ос­но­ван­ном Кас­сио­до­ром мон. Ви­ва­рий; круп­ны­ми цен­тра­ми учёно­сти и об­ра­зо­ва­ния бы­ли многие мо­на­сты­ри в Ир­лан­дии (Кло­нард, Келс, Ар­ма, Бан­гор), Анг­лии (Уир­мот, Джар­роу, Лин­дис­фарн, Уит­би, Кен­тер­бе­ри), Ита­лии (Мон­те­кас­си­но, Боб­био, Фар­фа). В свя­зи с по­сте­пен­ной ут­ра­той ла­ты­нью функ­ций жи­во­го язы­ка важ­ное ме­сто в монастрских школах ста­ло за­ни­мать пре­по­да­ва­ние латинской грам­ма­ти­ки, для че­го ак­тив­но при­вле­ка­лись тру­ды ан­тич­ных ав­то­ров.

Рас­цвет монастырских школ на средне-вековом За­па­де при­шёл­ся на эпо­ху «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния» (VIII-IX века), ко­гда они ста­ли важ­ней­шим эле­мен­том ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния, пред­при­ня­той императорм Кар­лом I Ве­ли­ким. Сре­ди наи­бо­лее зна­чительных цен­тров об­ра­зо­ва­ния бы­ли мо­на­сты­ри в Фуль­де, Рай­хе­нау, Санкт-Гал­ле­не, Ту­ре, Люк­сёе, Кор­би, Лор­ше, Сен-Де­ни, Сент-Аман­де и др.

В луч­ших шко­лах пре­по­да­ва­ли так­же ме­ди­ци­ну, ка­но­ническое пра­во; пре­ду­смат­ри­ва­лось чте­ние ду­хов­ных и свет­ских со­чи­не­ний, в том числе ан­тич­ных ав­то­ров. Прак­тическими по­треб­но­стя­ми бы­та мо­на­сты­рей бы­ло про­дик­то­ва­но обу­че­ние во мно­гих монастырских школах (как внут­рен­них, так и внеш­них) ре­мёс­лам и на­чат­кам аг­ро­но­мии; с их дея­тель­но­стью свя­зы­ва­ет­ся по­яв­ле­ние пер­вых сельско-хозяйственных школ. В жен­ских мо­на­сты­рях об­ра­зо­ва­ние де­во­чек обыч­но ог­ра­ни­чи­ва­лось чте­ни­ем, пись­мом, пе­ни­ем; они обу­ча­лись так­же ру­ко­де­лию и жен­ским ре­мёс­лам.

В Древ­ней Ру­си с XI века мо­на­сты­ри иг­ра­ли ве­ду­щую роль в раз­ви­тии об­ра­зова­ния и пись­мен­но­сти, од­на­ко монастырские школы не бы­ли ре­гу­ляр­ным учеб­ным за­ве­де­ни­ем, а воз­ни­ка­ли по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти для обу­че­ния мо­на­хов или бу­ду­щих кли­ри­ков и мог­ли со­сто­ять из 1-3 уче­ни­ков, при­кре­п­лён­ных к на­став­ни­ку. Од­ним из пер­вых цен­тров литературной ра­бо­ты (ле­то­пи­са­ние, агио­гра­фия) стал Кие­во-Пе­чер­ский монастырь.

В XII веке при жен­ских мо­на­сты­рях от­кры­ва­ли шко­лы для де­во­чек, од­на­ко они не по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ния. В XIV веке раз­ви­ва­лись шко­лы московских и под­мос­ков­ных мо­на­сты­рей: Чу­до­ва в Крем­ле, Бо­го­яв­лен­ско­го, Ни­коль­ско­го, Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­ва, Трои­це-Сер­гие­ва. По­ми­мо эле­мен­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния и из­уче­ния цер­ков­но­сла­вян­ско­го языка, в них мно­го вни­ма­ния уде­ля­лось кни­го­пи­са­нию. В XVIII веке бла­го­да­ря дея­тель­но­сти московских про­све­тите­лей Си­ме­о­на По­лоц­ко­го, Епи­фа­ния Сла­ви­нец­ко­го, Ар­се­ния Са­та­нов­ско­го круг изу­чае­мых пред­ме­тов рас­ши­рил­ся до три­виу­ма и час­тич­но до квад­ри­виу­ма (из пред­ме­тов ко­то­ро­го изу­ча­лась, как пра­ви­ло, ариф­ме­ти­ка). Пре­по­да­ва­лись древ­ние язы­ки, бо­го­сло­вие, по­эти­ка. В 1649 году боя­ри­ном Ф.М. Рти­ще­вым бы­ло ос­но­ва­но училище при Ан­д­ре­ев­ском монастыре под Мо­ск­вой, в ко­то­рое для пре­по­да­ва­ния сво­бод­ных ис­кусств бы­ли при­гла­ше­ны ино­ки из ки­ев­ских мо­на­сты­рей.

С соз­да­ни­ем брат­ских школ, Кие­во-Мо­ги­лян­ской и моcковской Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мий, раз­ви­ти­ем в XVIII веке профессионального об­ра­зо­ва­ния мо­на­сты­ри час­тич­но ут­ра­ти­ли своё про­све­ти­тель­ское зна­че­ние.

2) Учеб­ные за­ве­де­ния при буд­дий­ских мо­на­сты­рях.

В середине первого тысячилетия до н. э. в буд­дий­ских мо­на­сты­рях Ин­дии воз­ник­ли сво­его ро­да шко­лы, обу­че­ние в ко­то­рых со­стоя­ло из нрав­ст­вен­ных бе­сед о жиз­ни Буд­ды и его уче­ни­ков, за­учи­ва­ния гим­нов Вед и кол­лек­тив­ных спе­вок.

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

Главный Попко

Как и Чему учили в монастырских школах в средних веках

Лучший ответ:

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

Суррикат Мими

Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебныезаведения средневековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишьвыборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь —латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшаяразные эпохи.

Низшие церковные школы готовили в основномприходских священников. Платное обучение велось на латинском языке.Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян.Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религиозных песнопений).Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те жемолитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописныекниги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было ещедалеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивалинаиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Немудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далёкиеот разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся этапремудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розги.

Околотрёх лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначалана покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером напергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма училисьизображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения,тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основамикатолического вероучения. Несмотря на это, многие воспитанники школынавсегда проникались отвращением к зубрёжке, к чуждой им латыни ивыходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как читать текстыбогослужебных книг.

Источник

Чему учили в соборных школах?Как происходило обучение?

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

К результатам Манифеста однозначно можно отнести создание Государственной Думы, которое означило собой переход России от абсолютной к конституционной дуалистической монархии. Это отсрочило продолжение революции 1905 года и могло вообще сохранить Российскую Империю как государство, если бы революционная ситуация не создалась вновь вследствие Первой мировой войны.

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

Ответ:

Восставшие поддерживались(в США восставших поддерживали профсоюзные и рабочие организации,а,например,во Франции,требования восставших были встречены враждебно)

восставшие не так усердно добивались своих целей(восстание фермеров 1891 закончилось неудачно,после поражения на президентских выборах они сдались)

Профсоюзы объединяли вчерашних эммигрантов(совершенно неквалифицированных рабочих),а в 19 веке профсоюзы объединяли в основном квалифицированных рабочих)

В США не предпринимали революции(В Европе революции были)

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Смотреть картинку Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Картинка про Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ. Фото Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ

Ответ:

Причины революции в Италии 1848-1849 гг.§

Причинами революции в итальянских государствах стали раздробленность, тирания правителей, произвол чиновников, бесправие крестьянских масс.

Значительная часть территории Италии находилась под австрийским господством. Согласно решению Венского Конгресса 1815 г. области Ломбардия и Венеция с преимущественно итальянским населением были переданы под руководство Австрийской империи. Австрийский войска, расквартированные в данных областях, воспринимались местным населением в качестве оккупантов.

Национальные движения и революции в Европе в 20-30-е гг. XIX в. зародили распространение идей либерализма и развития капитализма.

Избранный летом 1846 г. на папский престол Пий IX объявил амнистию политическим заключенным и эмигрантам, учредил консультативный совет с участием светских лиц, ослабил цензуру и разрешил сформировать национальную гвардию. Осенью 1847 г. по инициативе Пия IX между этими тремя государствами было заключено соглашение о создании Таможенного союза. Поворот в позиции папства вызвал в Италии ликование, либералы поспешили объявить папу вождем национального движения. В Тоскане и Сардинском королевстве было разрешено издавать политические газеты, правительство Турина ввело на местах выборные муниципалитеты, несколько усовершенствовало судебную систему.

Также одной из причин являлось бедственное положение городского и сельского населения по причине экономического кризиса, охватившего Европу в 1845—1847 годах.

В связи со всем вышесказанным, главными задачами революции стали завоевание независимости и объединение страны, уничтожение абсолютизма и феодальных учреждений.

Ход восстания в Италии 1848-1849 гг.§

В марте 1848 г. в австрийских владениях Италии вспыхнуло восстание. В столице Ломбардии Милане уличные бои длились пять дней. Австрийские войска были изгнаны, власть взяли в свои руки представители умеренных кругов буржуазии и либеральных помещиков. В Сардинии была провозглашена конституция. Венеция была объявлена независимой республикой с умеренным буржуазным правлением. Однако вскоре австрийские войска разбили пьемонтскую армию и отменили конституцию, но итальянцы не примирились с поражением.

В начале 1849 г. в Риме вспыхнуло восстание, завершившееся объявлением Рима республикой. Папа римский, покинувший Рим, обратился за помощью к Луи Наполеону. Против Римской республики была направлена французская армия. Итальянские республиканцы, возглавляемые Дж. Гарибальди, мужественно обороняли Рим, но их сопротивление было сломлено французскими войсками. В Риме была восстановлена светская власть папы. Гарибальди с трудом пробился к Адриатическому морю и покинул Италию. Многие участники восстания были казнены.

После подавления Римской республики в Италии оставался последний очаг революции — осажденная Венеция. В ответ на предложение австрийского командования о капитуляции патриоты поклялись защищаться до последней капли крови. Два месяца австрийцы подвергали город яростному артиллерийскому обстрелу, но так и не смогли сломить стойкость бойцов. Только голод и эпидемия холеры вынудили венецианское правительство 22 августа прекратить героическое сопротивление. Революция в Италии закончилась.

Итоги революции в Италии 1848-1849 гг.§

Революция в Италии потерпела поражение, но она дала мощный толчок движению за национальное объединение и буржуазные преобразования.

Никогда еще народ Италии не был вовлечен столь широко в борьбу за национальное освобождение и демократические преобразования. На всем протяжении революции народные массы являлись ее ударной движущей силой. Самые замечательные страницы революционной эпопеи — поражение бурбонских войск в Палермо, изгнание австрийцев из Милана, героическое сопротивление Рима и Венеции — были вписаны в историю именно борьбой народных масс. Благодаря их напору революция в Центральной Италии стала развиваться в 1849 г. по восходящей линии и приняла буржуазно-демократический характер. События показали, что национальное самосознание распространилось уже достаточно широко среди городских масс. Однако народное движение было недостаточно использовано политическими силами, руководившими революцией. Крестьянство, не получив поддержки своих социальных требований, вскоре охладело к революции, и это значительно ослабило ее.

Революция 1848—1849 гг. потрясла абсолютистские режимы и временно поколебала австрийское господство в Италии, однако она не смогла разрешить назревшие исторические задачи. Итальянскому народу предстояло продолжать борьбу за национальную независимость и объединение.

Необходимо отметить, что революции 1848-1849 гг. в странах Европы: Франции, Австрии, Германии, Италии завершились поражением, однако они дали толчок для развития индустриальной цивилизации, формирования национального самосознания, подготовили почву для объединения Германии,

Источник

Монастырские школы

1.2. Монастырские школы

В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских.

Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах, такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален.

Внешние монастырские школы посещали мальчики 7-15 лет. Им преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума; они изучали чтение на латыни, письмо, счет. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе.

Внутренние монастырские школы давали более высокий уровень образования: здесь прежде всего, изучался латинский язык, преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались медицина, греческий язык, чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в монастырских школах было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей.

Схема школьной программы была такой: сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках, но все же главной заботой монастырей было богословие. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке: составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию.

2. Монашеские уставы как историко-педагогические источники

На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегда вносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Систему воспитания, которая там сложилась, можно назвать монастырской педагогикой. Научный интерес к этой системе воспитания, обусловлен теми высокими результатами, которые она достигла, явив миру сонм русских святых, светильников веры, героев Отечества.

История монашества представляет огромный интерес для педагогики, поскольку история русского монашества есть, прежде всего, история успехов православного воспитания. В монастырях впервые были построены модели многих современных организаций.

Монастырская педагогика исходит из того факта, что «жизнь ума и сердца в человеке не прекращается ни на мгновение, но они заражены грехом. И если не дать душе богоугодных упражнений, то она будет развивать в себе зло, ложь, которыми заражена».

Монастырская педагогика формирует добрые навыки в человеке. Одной из основных педагогических задач воспитателей должно стать формирование добрых навыков с самого раннего детства и на всех последующих этапах становления личности человека.

Выявляя значение монастырского устава, схиархимандрит Иоанн приходит к выводу, что руководящим началом в жизни не только монаха, но и каждого человека должен стать принцип, заложенный в его природе. «Принцип этот заключается в том неоспоримом факте, что человек состоит из души и тела, тесно вязанных друг с другом; следовательно, согласовывая внутреннее с внешним, человек идет путем, указанным Богом». Схиархимандрит Иоанн говорил: «Устроишь внутреннее и внешнее устроится». Этот принцип особенно важен для воспитания ребенка, т.к. в воспитании не может быть мелочей: распорядок дня, дисциплина, упорядоченность (уклад) его жизни в семье и образовательном учреждении введут к целесообразному согласованию внутреннего и внешнего в жизни детей.

Монастырский устав определяет принципы, содержание, методы православной педагогики, использование которых позволяет объединить миром и любовью совершенно несовместимых на первый взгляд людей, различных званий, сословий, характеров, уровней образования и воспитания. По мере духовного преуспеяния монахи становятся духовно едины, образуют «духовную дружину», отличающуюся истинным братолюбием, желанием услужить друг другу, разделить между собой все дела общежития.

Этот метод православной педагогики очень важен и для современного образования. Ведь дети сейчас, как правило, разобщены, не умеют дружить и не знают того, что в общении с другими, прежде всего, должны стремиться услужить друг другу, познавать свои недостатки и учиться их искоренять.

Помимо устава, монастырская жизнь скрепляется традицией. Так, в русских монастырях укоренилась традиция быть готовым на всякое услышанное слово, ответить: «Прости». И еще одна традиция: как учит св. Игнатий Брянчанинов, если монахам случиться поссориться, то следует не оставлять неприязни до следующего дня, а просить прощения друг у друга до захода солнца, ни в коем случае не держа в душе обиду, отягощающую совесть.

В жизни семью, школы, вуза традиции также имеет огромное воспитательное значение. Сложившаяся система монастырской педагогики, давшая высочайшие результаты, привела к тому, что духовным идеалом русского человек практически на всем протяжении русской истории был монах-подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу и ближним. В России в отдельные значительные периоды ее истории отличие мирян от монахов состояло лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами. В остальном миряне во всем подражали монахам.

Монастырский уклад, предназначенный, казалось бы, сугубо для монастырской жизни, проявлялся и был определяющим и в быту, и в семье, и в общественной жизни, непосредственно влияя на жизнь русских людей, изменяя ее в лучшую сторону. Жизнь русского человека от купели крещения и до смерти, перед которой он, как правило, принимал монашеский постриг, была пронизана монастырским духом. Внешняя строгость, заданная монастырским уставом, была проявлением сосредоточенности на внутренней невидимой брани, стремления христианина очистить себя от всякой нечистоты. В рамках этого сурового уклада русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто. Жизнерадостность и оптимизм русского человека, его острый природный ум, духовная образованность, гостеприимство и радушие удивляли иностранцев, приезжавших в Россию.

Особенно большое значение духовное руководство приобрело в среде монашествующих и в своей высшей мере называется старчеством. «Если монашество — цвет христианства, то старчество — цвет монашества». Старец — это богопросвещенный, отличающийся совершенной духовной опытностью советник и наставник, способный мудро руководить жизнью других. Старец является «духовным кормчим», нравственным вождем потому, что ему открывается Божественная воля, и вопрошающие могут узнать эту волю из его ответов. Старец – руководитель совести.

Традиции старчества на Руси возродил во второй половине 18 века преподобный Паисий Величковский (1722-1794). Его ученики положили начало старческому руководству во многих русских монастырях. Наиболее значительными духовными центрами, где старчество было восстановлено в полной мере, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и другими монастырями, стали Глинская и Оптина пустыни. В чем же заключается педагогический смысл этого феномена? Старец ведет человека по ступеням духовно-нравственного совершенствования.

Этот процесс в православной педагогике называется душеводительством. Он представляет собой особую пошаговую педагогическую методику, включающую ряд этапов. Мудрое руководство старцев приводит ученика к постоянной внимательной внутренней жизни и, тем самым, возводит его на высокую ступень нравственного совершенства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры.

Все русские старцы были глубочайшими знатоками сокровенных движений человеческих душ, опытнейшими врачевателями духовных и телесных недугов, мудрыми и любвеобильными наставниками. Они были настолько богаты духовным опытом, что к ним обращались многие не только простые люди, но и выдающиеся деятели современности, чтобы поучиться высшей науке — умению жить по-христиански.

Многовековой опыт монастырской педагогики позволил монастырям внести огромный вклад в историю и культуру России, в духовное просвещение и нравственное развитие русских людей. Периоды расцвета или оскудения духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства, которое берет свое начало от святых апостолов.

Смысл воспитания органически зависит от смысла человеческой жизни, а смысл человеческой жизни – от основ, на которых он утверждается, и от конечной цели, к которой он стремится. Православие дает ясные ответы на вопрос о цели и смысле человеческой жизни, православное учение о спасении дает ясное, полное и целостное представление о человеке.

Чтобы понять каким же образом монастырь оказывал воспитывающее влияние на общество, на жизнь русских людей, необходимо узнать конкретные примеры. Здесь мы остановимся на примере Глинского монастыря, деятельность которого началась в начале 16 века на месте явления Пустынно-Глинской Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы и длилась несколько столетий, принося обильные результаты своей деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *