Как и чему учили в монастырских школах краткий ответ
Чему учили в соборных школах?Как происходило обучение?
Ответ или решение 2
При храмах и монастырях нередко открывались так называемые соборные школы. Обучение осуществляли на латыни, так как этот язык являлся языком науки.
В соборных школах преподавали следующие предметы: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Отличительная черта соборной школы: там не существовало деления по возрасту на классы.
Предметы делились на две ступени:
1 ступень: грамматика, риторика, диалектика;
2 ступень: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Проводилось обучение церковным таинствам, как правило, после успешного освоения 2 ступеней.
Образование в средние века
Преподавали грамматику, письмо, арифметику, учили наизусть псалмы из Псалтыри. Основным предметом было богословие.
В Европе в ХI веке, кроме сословия крестьян и знати, появились сословия рыцарства и бюргерства. Феодалы стремились к изящному быту и «вежественному обхождению». Чтобы поддерживать порядок и управлять обществом в канцелярии королей, графов, кардиналов потребовались образованные люди. Этот спрос и должны были удовлетворить соборные школы.
Высшая церковная власть принадлежала епископам. Они управляли целыми областями и размещались обычно в столичных и крупных городах в резиденциях при кафедральных соборах. Место епископа называлось кафедрой. Под руководством епископов и функционировали соборные школы (школы при кафедральных соборах).
Обучение в соборных школах
Учеба делилась на два этапа:
В ХI веке в разных городах получили развитие разные науки.
МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ. 1) В христианстве институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства.
По мере становления в III-IV веках института монашества и распространения практики приёма в монахи молодых людей или детей возникла необходимость преподавания им основ христианского вероучения, знания и понимания Священного Писания, богослужебных текстов и т. п. Существование школ при монастырях предусматривали уже уставы прп. Пахомия Великого и свт. Василия Великого (IV век), однако в истории Византии монастырские школы в целом не играли заметной роли.
На Западе монастырские школы, известные с IV-V веков (в аббатствах Лерин, Лигуже и др.), в раннем Средневековье стали крупнейшими образовательными центрами. Значение монастырских школ особенно возросло с VI века в связи с уничтожением античной системы образования, а также с распространением монашеского устава св. Бенедикта Нурсийского, определявшего чтение религиозных книг как одну из главных обязанностей монахов.
Выдающуюся роль в сохранении античного культурного наследия сыграли школа и скрипторий, действовавшие в VI-VII веках в основанном Кассиодором мон. Виварий; крупными центрами учёности и образования были многие монастыри в Ирландии (Клонард, Келс, Арма, Бангор), Англии (Уирмот, Джарроу, Линдисфарн, Уитби, Кентербери), Италии (Монтекассино, Боббио, Фарфа). В связи с постепенной утратой латынью функций живого языка важное место в монастрских школах стало занимать преподавание латинской грамматики, для чего активно привлекались труды античных авторов.
Расцвет монастырских школ на средне-вековом Западе пришёлся на эпоху «Каролингского возрождения» (VIII-IX века), когда они стали важнейшим элементом реформы образования, предпринятой императорм Карлом I Великим. Среди наиболее значительных центров образования были монастыри в Фульде, Райхенау, Санкт-Галлене, Туре, Люксёе, Корби, Лорше, Сен-Дени, Сент-Аманде и др.
В лучших школах преподавали также медицину, каноническое право; предусматривалось чтение духовных и светских сочинений, в том числе античных авторов. Практическими потребностями быта монастырей было продиктовано обучение во многих монастырских школах (как внутренних, так и внешних) ремёслам и начаткам агрономии; с их деятельностью связывается появление первых сельско-хозяйственных школ. В женских монастырях образование девочек обычно ограничивалось чтением, письмом, пением; они обучались также рукоделию и женским ремёслам.
В Древней Руси с XI века монастыри играли ведущую роль в развитии образования и письменности, однако монастырские школы не были регулярным учебным заведением, а возникали по мере необходимости для обучения монахов или будущих клириков и могли состоять из 1-3 учеников, прикреплённых к наставнику. Одним из первых центров литературной работы (летописание, агиография) стал Киево-Печерский монастырь.
В XII веке при женских монастырях открывали школы для девочек, однако они не получили распространения. В XIV веке развивались школы московских и подмосковных монастырей: Чудова в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева. Помимо элементарного образования и изучения церковнославянского языка, в них много внимания уделялось книгописанию. В XVIII веке благодаря деятельности московских просветителей Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 году боярином Ф.М. Ртищевым было основано училище при Андреевском монастыре под Москвой, в которое для преподавания свободных искусств были приглашены иноки из киевских монастырей.
С созданием братских школ, Киево-Могилянской и моcковской Славяно-греко-латинской академий, развитием в XVIII веке профессионального образования монастыри частично утратили своё просветительское значение.
2) Учебные заведения при буддийских монастырях.
В середине первого тысячилетия до н. э. в буддийских монастырях Индии возникли своего рода школы, обучение в которых состояло из нравственных бесед о жизни Будды и его учеников, заучивания гимнов Вед и коллективных спевок.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Как и Чему учили в монастырских школах в средних веках
Лучший ответ:
Суррикат Мими
Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебныезаведения средневековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишьвыборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь —латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшаяразные эпохи.
Низшие церковные школы готовили в основномприходских священников. Платное обучение велось на латинском языке.Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян.Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религиозных песнопений).Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те жемолитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописныекниги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было ещедалеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивалинаиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Немудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далёкиеот разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся этапремудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розги.
Околотрёх лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначалана покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером напергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма училисьизображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения,тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основамикатолического вероучения. Несмотря на это, многие воспитанники школынавсегда проникались отвращением к зубрёжке, к чуждой им латыни ивыходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как читать текстыбогослужебных книг.
Чему учили в соборных школах?Как происходило обучение?
К результатам Манифеста однозначно можно отнести создание Государственной Думы, которое означило собой переход России от абсолютной к конституционной дуалистической монархии. Это отсрочило продолжение революции 1905 года и могло вообще сохранить Российскую Империю как государство, если бы революционная ситуация не создалась вновь вследствие Первой мировой войны.
Ответ:
—Восставшие поддерживались(в США восставших поддерживали профсоюзные и рабочие организации,а,например,во Франции,требования восставших были встречены враждебно)
—восставшие не так усердно добивались своих целей(восстание фермеров 1891 закончилось неудачно,после поражения на президентских выборах они сдались)
—Профсоюзы объединяли вчерашних эммигрантов(совершенно неквалифицированных рабочих),а в 19 веке профсоюзы объединяли в основном квалифицированных рабочих)
—В США не предпринимали революции(В Европе революции были)
Ответ:
Причины революции в Италии 1848-1849 гг.§
Причинами революции в итальянских государствах стали раздробленность, тирания правителей, произвол чиновников, бесправие крестьянских масс.
Значительная часть территории Италии находилась под австрийским господством. Согласно решению Венского Конгресса 1815 г. области Ломбардия и Венеция с преимущественно итальянским населением были переданы под руководство Австрийской империи. Австрийский войска, расквартированные в данных областях, воспринимались местным населением в качестве оккупантов.
Национальные движения и революции в Европе в 20-30-е гг. XIX в. зародили распространение идей либерализма и развития капитализма.
Избранный летом 1846 г. на папский престол Пий IX объявил амнистию политическим заключенным и эмигрантам, учредил консультативный совет с участием светских лиц, ослабил цензуру и разрешил сформировать национальную гвардию. Осенью 1847 г. по инициативе Пия IX между этими тремя государствами было заключено соглашение о создании Таможенного союза. Поворот в позиции папства вызвал в Италии ликование, либералы поспешили объявить папу вождем национального движения. В Тоскане и Сардинском королевстве было разрешено издавать политические газеты, правительство Турина ввело на местах выборные муниципалитеты, несколько усовершенствовало судебную систему.
Также одной из причин являлось бедственное положение городского и сельского населения по причине экономического кризиса, охватившего Европу в 1845—1847 годах.
В связи со всем вышесказанным, главными задачами революции стали завоевание независимости и объединение страны, уничтожение абсолютизма и феодальных учреждений.
Ход восстания в Италии 1848-1849 гг.§
В марте 1848 г. в австрийских владениях Италии вспыхнуло восстание. В столице Ломбардии Милане уличные бои длились пять дней. Австрийские войска были изгнаны, власть взяли в свои руки представители умеренных кругов буржуазии и либеральных помещиков. В Сардинии была провозглашена конституция. Венеция была объявлена независимой республикой с умеренным буржуазным правлением. Однако вскоре австрийские войска разбили пьемонтскую армию и отменили конституцию, но итальянцы не примирились с поражением.
В начале 1849 г. в Риме вспыхнуло восстание, завершившееся объявлением Рима республикой. Папа римский, покинувший Рим, обратился за помощью к Луи Наполеону. Против Римской республики была направлена французская армия. Итальянские республиканцы, возглавляемые Дж. Гарибальди, мужественно обороняли Рим, но их сопротивление было сломлено французскими войсками. В Риме была восстановлена светская власть папы. Гарибальди с трудом пробился к Адриатическому морю и покинул Италию. Многие участники восстания были казнены.
После подавления Римской республики в Италии оставался последний очаг революции — осажденная Венеция. В ответ на предложение австрийского командования о капитуляции патриоты поклялись защищаться до последней капли крови. Два месяца австрийцы подвергали город яростному артиллерийскому обстрелу, но так и не смогли сломить стойкость бойцов. Только голод и эпидемия холеры вынудили венецианское правительство 22 августа прекратить героическое сопротивление. Революция в Италии закончилась.
Итоги революции в Италии 1848-1849 гг.§
Революция в Италии потерпела поражение, но она дала мощный толчок движению за национальное объединение и буржуазные преобразования.
Никогда еще народ Италии не был вовлечен столь широко в борьбу за национальное освобождение и демократические преобразования. На всем протяжении революции народные массы являлись ее ударной движущей силой. Самые замечательные страницы революционной эпопеи — поражение бурбонских войск в Палермо, изгнание австрийцев из Милана, героическое сопротивление Рима и Венеции — были вписаны в историю именно борьбой народных масс. Благодаря их напору революция в Центральной Италии стала развиваться в 1849 г. по восходящей линии и приняла буржуазно-демократический характер. События показали, что национальное самосознание распространилось уже достаточно широко среди городских масс. Однако народное движение было недостаточно использовано политическими силами, руководившими революцией. Крестьянство, не получив поддержки своих социальных требований, вскоре охладело к революции, и это значительно ослабило ее.
Революция 1848—1849 гг. потрясла абсолютистские режимы и временно поколебала австрийское господство в Италии, однако она не смогла разрешить назревшие исторические задачи. Итальянскому народу предстояло продолжать борьбу за национальную независимость и объединение.
Необходимо отметить, что революции 1848-1849 гг. в странах Европы: Франции, Австрии, Германии, Италии завершились поражением, однако они дали толчок для развития индустриальной цивилизации, формирования национального самосознания, подготовили почву для объединения Германии,
Монастырские школы
1.2. Монастырские школы
В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских.
Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах, такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален.
Внешние монастырские школы посещали мальчики 7-15 лет. Им преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума; они изучали чтение на латыни, письмо, счет. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе.
Внутренние монастырские школы давали более высокий уровень образования: здесь прежде всего, изучался латинский язык, преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались медицина, греческий язык, чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в монастырских школах было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей.
Схема школьной программы была такой: сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках, но все же главной заботой монастырей было богословие. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке: составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию.
2. Монашеские уставы как историко-педагогические источники
На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегда вносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Систему воспитания, которая там сложилась, можно назвать монастырской педагогикой. Научный интерес к этой системе воспитания, обусловлен теми высокими результатами, которые она достигла, явив миру сонм русских святых, светильников веры, героев Отечества.
История монашества представляет огромный интерес для педагогики, поскольку история русского монашества есть, прежде всего, история успехов православного воспитания. В монастырях впервые были построены модели многих современных организаций.
Монастырская педагогика исходит из того факта, что «жизнь ума и сердца в человеке не прекращается ни на мгновение, но они заражены грехом. И если не дать душе богоугодных упражнений, то она будет развивать в себе зло, ложь, которыми заражена».
Монастырская педагогика формирует добрые навыки в человеке. Одной из основных педагогических задач воспитателей должно стать формирование добрых навыков с самого раннего детства и на всех последующих этапах становления личности человека.
Выявляя значение монастырского устава, схиархимандрит Иоанн приходит к выводу, что руководящим началом в жизни не только монаха, но и каждого человека должен стать принцип, заложенный в его природе. «Принцип этот заключается в том неоспоримом факте, что человек состоит из души и тела, тесно вязанных друг с другом; следовательно, согласовывая внутреннее с внешним, человек идет путем, указанным Богом». Схиархимандрит Иоанн говорил: «Устроишь внутреннее и внешнее устроится». Этот принцип особенно важен для воспитания ребенка, т.к. в воспитании не может быть мелочей: распорядок дня, дисциплина, упорядоченность (уклад) его жизни в семье и образовательном учреждении введут к целесообразному согласованию внутреннего и внешнего в жизни детей.
Монастырский устав определяет принципы, содержание, методы православной педагогики, использование которых позволяет объединить миром и любовью совершенно несовместимых на первый взгляд людей, различных званий, сословий, характеров, уровней образования и воспитания. По мере духовного преуспеяния монахи становятся духовно едины, образуют «духовную дружину», отличающуюся истинным братолюбием, желанием услужить друг другу, разделить между собой все дела общежития.
Этот метод православной педагогики очень важен и для современного образования. Ведь дети сейчас, как правило, разобщены, не умеют дружить и не знают того, что в общении с другими, прежде всего, должны стремиться услужить друг другу, познавать свои недостатки и учиться их искоренять.
Помимо устава, монастырская жизнь скрепляется традицией. Так, в русских монастырях укоренилась традиция быть готовым на всякое услышанное слово, ответить: «Прости». И еще одна традиция: как учит св. Игнатий Брянчанинов, если монахам случиться поссориться, то следует не оставлять неприязни до следующего дня, а просить прощения друг у друга до захода солнца, ни в коем случае не держа в душе обиду, отягощающую совесть.
В жизни семью, школы, вуза традиции также имеет огромное воспитательное значение. Сложившаяся система монастырской педагогики, давшая высочайшие результаты, привела к тому, что духовным идеалом русского человек практически на всем протяжении русской истории был монах-подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу и ближним. В России в отдельные значительные периоды ее истории отличие мирян от монахов состояло лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами. В остальном миряне во всем подражали монахам.
Монастырский уклад, предназначенный, казалось бы, сугубо для монастырской жизни, проявлялся и был определяющим и в быту, и в семье, и в общественной жизни, непосредственно влияя на жизнь русских людей, изменяя ее в лучшую сторону. Жизнь русского человека от купели крещения и до смерти, перед которой он, как правило, принимал монашеский постриг, была пронизана монастырским духом. Внешняя строгость, заданная монастырским уставом, была проявлением сосредоточенности на внутренней невидимой брани, стремления христианина очистить себя от всякой нечистоты. В рамках этого сурового уклада русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто. Жизнерадостность и оптимизм русского человека, его острый природный ум, духовная образованность, гостеприимство и радушие удивляли иностранцев, приезжавших в Россию.
Особенно большое значение духовное руководство приобрело в среде монашествующих и в своей высшей мере называется старчеством. «Если монашество — цвет христианства, то старчество — цвет монашества». Старец — это богопросвещенный, отличающийся совершенной духовной опытностью советник и наставник, способный мудро руководить жизнью других. Старец является «духовным кормчим», нравственным вождем потому, что ему открывается Божественная воля, и вопрошающие могут узнать эту волю из его ответов. Старец – руководитель совести.
Традиции старчества на Руси возродил во второй половине 18 века преподобный Паисий Величковский (1722-1794). Его ученики положили начало старческому руководству во многих русских монастырях. Наиболее значительными духовными центрами, где старчество было восстановлено в полной мере, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и другими монастырями, стали Глинская и Оптина пустыни. В чем же заключается педагогический смысл этого феномена? Старец ведет человека по ступеням духовно-нравственного совершенствования.
Этот процесс в православной педагогике называется душеводительством. Он представляет собой особую пошаговую педагогическую методику, включающую ряд этапов. Мудрое руководство старцев приводит ученика к постоянной внимательной внутренней жизни и, тем самым, возводит его на высокую ступень нравственного совершенства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры.
Все русские старцы были глубочайшими знатоками сокровенных движений человеческих душ, опытнейшими врачевателями духовных и телесных недугов, мудрыми и любвеобильными наставниками. Они были настолько богаты духовным опытом, что к ним обращались многие не только простые люди, но и выдающиеся деятели современности, чтобы поучиться высшей науке — умению жить по-христиански.
Многовековой опыт монастырской педагогики позволил монастырям внести огромный вклад в историю и культуру России, в духовное просвещение и нравственное развитие русских людей. Периоды расцвета или оскудения духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства, которое берет свое начало от святых апостолов.
Смысл воспитания органически зависит от смысла человеческой жизни, а смысл человеческой жизни – от основ, на которых он утверждается, и от конечной цели, к которой он стремится. Православие дает ясные ответы на вопрос о цели и смысле человеческой жизни, православное учение о спасении дает ясное, полное и целостное представление о человеке.
Чтобы понять каким же образом монастырь оказывал воспитывающее влияние на общество, на жизнь русских людей, необходимо узнать конкретные примеры. Здесь мы остановимся на примере Глинского монастыря, деятельность которого началась в начале 16 века на месте явления Пустынно-Глинской Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы и длилась несколько столетий, принося обильные результаты своей деятельности.