Как и для чего люди придумали календарь

День. Неделя. Месяц. Год. Как появился календарь?

Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть фото Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть картинку Как и для чего люди придумали календарь. Картинка про Как и для чего люди придумали календарь. Фото Как и для чего люди придумали календарь

Всех эрудитов приветствую в проектной рубрике!

Мы привыкли жить по календарю. Современная молодёжь заглядывает в телефоны, если вдруг подзабывает, какой сегодня день. Бабушки по старой доброй традиции на висящем на стене толстеньком типографском кирпичике отрывают бумажные листики с цифрами, день за днём переходя на новые сутки.

Мы даже не задумываемся, а как появился календарь и кому мы за эту памятку обязаны. Ведь только подумайте, это ж надо было высчитать именно 365 (а раз в четыре года – 366!) дней в году да разделить их на месяцы так, чтобы местами ничего не поменялось да во времени не сдвинулось, и долгожданное календарное лето всегда наступало вместе с астрономическим!

Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть фото Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть картинку Как и для чего люди придумали календарь. Картинка про Как и для чего люди придумали календарь. Фото Как и для чего люди придумали календарь

Для создания школьного проекта для детей предлагаю сегодня разобраться, откуда взялся календарный отсчёт дней, и кто его придумал.

Что значит слово «календарь»?

На вопрос: «Что такое календарь?» мы сегодня готовы ответить как-то вот так: совокупность дней в году с разделением на интервалы — недели и месяцы». То есть его предназначение – помогать нам не запутаться, какой сегодня день-неделя-месяц-год.

Много лет назад, во времена Древнего Рима, он тоже напоминал про дату, только значение его сводилось немножко к иному. Прародитель его — латинское слово calendarium знаменовало долговую книжку, по которой должники раньше платили проценты в определённые дни — первые в месяце. Эти дни совпадали с новолунием и звались «календы».

Это интересно! У греков календ не было. Римляне взяли это отсутствие на вооружение, и родилось крылатое выражение: про отъявленных должников поговаривали, что они «долг возвернут в греческие календы», то есть никогда.

С уходом Римской империи канули в лету календы для уплаты долгов, а календарь задержался, но приобрёл другой смысл. Им стали звать собрания церковных празднеств, царских событий, дней памяти и иных важных отрезков времени, — то есть, всё, что нужно и можно было систематизировать во времени.

Кто и как начал подсчитывать дни?

Учёные считают, что первый календарь был уже в пятитысячном году до н.э., когда египтяне записывали цикличность погодных перемен. В те далёкие времена полукочевые скотоводы подметили, что река Нил разливалась в одно и то же время, и это совпадало с появлением на небосклоне звезды Сириус. Когда они не успевали до розлива реки, теряли урожай.

Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть фото Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть картинку Как и для чего люди придумали календарь. Картинка про Как и для чего люди придумали календарь. Фото Как и для чего люди придумали календарь

Потому стали тщательно отмечать начало календарного круга, а потом по своим заметкам определяли, когда река выйдет из берегов, когда дожди пойдут, когда засуха наступит.

А ещё календарный счёт проводили по движению небесных тел и из смены дня и ночи: солнечный – по Солнцу, лунный – по Луне, лунно-солнечный – по передвижению обоих светил. В Древней Месопотамии шумеры по изменению формы Луны от узкого серпа до полного шарика и обратно вычислили временной интервал — месяц, который у них насчитывал 29,5 деньков. Записывая каждую дату лунного появления, наблюдая за солнечными восходом и заходом, они стали соотносить сутки-месяц-год.

Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть фото Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть картинку Как и для чего люди придумали календарь. Картинка про Как и для чего люди придумали календарь. Фото Как и для чего люди придумали календарь

Вообще каждый древний народ по-своему ухитрялся метить важные для него события, потому в году было разное количество дней, да и сам календарный год брал начало в разное время. Так, римляне брали отсчёт от основания Рима, евреи и византийцы – от сотворения мира, египтяне – с первого дня прихода к власти каждой новой императорской династии.

У римлян в летоисчислении было лишь 10 месяцев и всего 304 дня. И со всем этим разнообразием, несомненно, рано или поздно возникла путаница.

Разрешил календарную проблему древнеримский Юлий Цезарь. Как-то он побывал в Египте и узнал, что египтяне между разливами Нила и утренними восходами Сириуса насчитывали 365 дней, год делили на 12 месяцев по 30 деньков каждый, а в конце добавляли ещё 5 праздничных дней. Дал задание своим астрономам проверить, почему в Риме не так.

Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть фото Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть картинку Как и для чего люди придумали календарь. Картинка про Как и для чего люди придумали календарь. Фото Как и для чего люди придумали календарь

Они египетские расчёты с годовым перемещением Солнца между звёздами взяли за основу и посчитали-согласились, что 365 дней складываются в 1 простой год, а каждый четвёртый год решили сделать високосным, на день подлиннее.

Високосный год компенсировал «хвостики» в 0,25 суток, т.к. александрийскими астрономами годовая продолжительность была посчитана поточнее — в 365,25 суток. Так и появился новый календарь Цезаря — юлианский, пришедший на замену старому римскому. Кстати Цезарь был ещё и первый, кто приказал отсчитывать новый год с 1 января.

А названия месяцев у римлян сначала были вот такими:

Это интересно! Римский сенат отблагодарил Цезаря за новый упорядоченный календарь и дал квинтилису — месяцу, когда родился Юлий, его имя — июль.

Поправку в простой, вычисленный по Солнцу, но не совсем, как оказалось, точный цезаревский календарь внёс папа Римский Григорий-XIII. Он ввёл своё летоисчисление на основе цикла земного обращения вокруг Солнца и смены лунных фаз, и сделал это ещё точнее — в 365,2425 суток, которая оказалась ближе к реальной длительности года.

Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть фото Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть картинку Как и для чего люди придумали календарь. Картинка про Как и для чего люди придумали календарь. Фото Как и для чего люди придумали календарь

Кроме того, астрономы подметили, что по юлианскому календарю церковные праздники, в том числе и дата самого главного из них – Пасхи, постепенно сдвигаются за каждые 128 лет на целые сутки, что для церкви было недопустимо. В итоге стали жить по новому стилю, на который перешли в 1582-м году многие европейские страны, время сдвинули сразу на 10 суток вперёд, и у некоторых народов 4 октября 1582-го года сразу стало по счёту 15-м.

«Чем же он отличается, — спросите вы, — этот новый стиль?» Григорианский календарь в каждой сотне лет считает високосным последний по счёту год лишь тогда, когда его порядковый номер делится на цифру 4, например, 2000-ый, 2400-ый, в то время как юлианский считал високосным любой четвёртый год, шедший по счёту после трёх простых. В результате нововведений за каждые 4 столетия мы «теряем» по трое суток, никуда не сдвигаемся, и лишние дни не копятся.

Как календарь пришёл в Россию?

Первоначально в Древней Руси годовое время отслеживали по сезонам при помощи лунно-солнечного календаря. Была у наших предков и седмица – неделя, состоящая из 7 дней. Когда на Руси приняли христианство, русский календарь начал жить по правилу византийцев. Византийский подсчётом дней не отличался от юлианского, только названия месяцев были другими да новый год стартовал «со дня сотворения мира».

Византия считала этим днём 1 сентября, а вот на Руси сначала новый год числили немножко по-своему — с наступления весны – 1 марта. Только во времена правления Ивана III, после 1492-го года, русичи стали год начинать точь-в-точь как Византия, с 1 сентября.

Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть фото Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть картинку Как и для чего люди придумали календарь. Картинка про Как и для чего люди придумали календарь. Фото Как и для чего люди придумали календарь

Когда Россией пришёл править Пётр I, мы принялись отсчитывать новый год подобно Юлию Цезарю: «…генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ…». Думаю, из петровских слов вы поняли, в каком году это случилось.

С Петра также пошло и систематическое издание печатных календарей, которые прозвали месяцесловами. Это были полезные издания, которые содержали предсказания погоды, кулинарные рецепты, исторические факты и разные праздники. По календарю думали, по календарю учились, из календаря черпали знания и получали наставления на все случаи жизни.

И жила Россия по юлианскому летоисчислению вплоть до Октябрьской революции. В 1918 году из российского календаря выпало целых 2 недели – с 1 по 13 января. Советский народ уснул 31-го января, а проснулись уже 14 февраля!

Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть фото Как и для чего люди придумали календарь. Смотреть картинку Как и для чего люди придумали календарь. Картинка про Как и для чего люди придумали календарь. Фото Как и для чего люди придумали календарь

Связано это с тем, что в Российской Республике был введён григорианский календарь, поправивший старый стиль юлианского летоисчисления на 13 суток. И стали мы жить по-новому, и стали праздновать Старый Новый год с опозданием торжества на те самые 13 дней!

Вот сколько времени прошло, и сколько трудов астрономов было положено, чтобы наши дни упаковались в недели, недели – в месяцы, а месяцы – в год. И теперешний астрономический счёт дням совершенно точный.

Однако, есть и такие реформаторы, которые готовы нам подарить совсем новый календарный порядок, где хотят изменить не счёт, а уравнять месяцы, кварталы, полугодия, чтобы, например, Новый год всегда попадал в один и тот же день. Попытки такие уже были, но пока тщетны.

А вы что интересное знаете про календарную историю?

Источник

История появления и виды календарей

Что такое календарь? Юрий Рубан

Что такое календарь?

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово «календарь» приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – «провозглашать», «созывать», потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).

Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.

Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет – по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. – вставка). Год с 13-ю месяцами – високосный; древние евреи называли его иббур – «беременный». Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги:

1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и

2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).

Библейский календарь

Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх.23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ.10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999

Справка о календарях

1. Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь («но­вый стиль») вве­ден в 1582 г. н. э. па­пой Гри­го­ри­ем XIII для то­го, чтобы день ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия со­от­вет­ство­вал опре­де­лен­но­му дню (21 мар­та).

2. Юли­ан­ский ка­лен­дарь («ста­рый стиль») был вве­ден в 46 г. до н. э. Юли­ем Це­за­рем и на­счи­ты­вал 365 дней; ви­со­кос­ным яв­лял­ся каж­дый тре­тий год. Эту ошиб­ку ис­пра­вил им­пе­ра­тор Ав­густ: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. до­пол­ни­тель­ные дни ви­со­кос­ных го­дов про­пус­ка­лись.

3. Дни неде­ли. Семь дней неде­ли ста­ли стан­дар­том при­мер­но в III ве­ке на­шей эры. Име­на дни неде­ли по­лу­чи­ли по небес­ным те­лам:

DayRoman Dayв честь:
1Mondaydies LunaeThe Moon
2Tuesdaydies MartisMars
3Wednesdaydies MercuriiMercury
4Thursdaydies IovisJupiter
5Fridaydies VenerisVenus
6Saturdaydies SaturniSaturn
7Sundaydies SolisThe Sun

Зачем ввели новый стиль?

Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь да­ёт го­раз­до бо­лее точ­ное при­бли­же­ние к ре­аль­ной дли­тель­но­сти го­да. С те­че­ни­ем ве­ков по­сте­пен­но сме­ща­лись аст­ро­но­ми­че­ские дни, к ко­то­рым при­вя­зы­ва­лись сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ра­бо­ты и ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки: ве­сен­нее и осен­нее рав­но­ден­ствие и т.п.

Глав­ным по­во­дом к вме­ша­тель­ству па­пы Рим­ско­го и при­ня­тию но­во­го ка­лен­да­ря ста­ло по­сте­пен­ное сме­ще­ние по от­но­ше­нию к юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия, по ко­то­ро­му опре­де­ля­лась да­та Пас­хи. До па­пы Гри­го­рия XIII уточ­не­ние ка­лен­да­ря уже пы­та­лись осу­ще­ствить па­пы Па­вел III и Пий IV, но успе­ха не до­стиг­ли. Под­го­тов­ку ре­фор­мы по ука­за­нию Гри­го­рия XIII осу­ществ­ля­ли аст­ро­но­мы Хри­сто­фор Кла­вий и Ало­и­зий Ли­лий.

В 1583 го­ду Гри­го­рий XIII на­пра­вил Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Иере­мии II по­соль­ство с пред­ло­же­ни­ем пе­рей­ти на но­вый ка­лен­дарь. В кон­це 1583 го­да на со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле пред­ло­же­ние бы­ло от­верг­ну­то, как не со­от­вет­ству­ю­щее ка­но­ни­че­ским пра­ви­лам празд­но­ва­ния Пас­хи.

Пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь по­влёк сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:

Процесс перехода на григорианский календарь

В ря­де слу­ча­ев пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь со­про­вож­дал­ся се­рьёз­ны­ми бес­по­ряд­ка­ми. На­при­мер, ко­гда поль­ский ко­роль Сте­фан Ба­то­рий ввёл в Ри­ге но­вый ка­лен­дарь в 1584 го­ду, мест­ные куп­цы под­ня­ли мя­теж, за­явив, что сдвиг на 10 дней сры­ва­ет их сро­ки по­ста­вок и при­во­дит к зна­чи­тель­ным убыт­кам. Мя­теж­ни­ки раз­гро­ми­ли риж­скую цер­ковь и уби­ли несколь­ко му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих. Спра­вить­ся с «ка­лен­дар­ны­ми бес­по­ряд­ка­ми» уда­лось толь­ко ле­том 1589 го­да.

В неко­то­рых стра­нах, пе­ре­шед­ших на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, впо­след­ствии воз­об­нов­ля­лось юли­ан­ское ле­то­счис­ле­ние в ре­зуль­та­те их при­со­еди­не­ния к дру­гим го­су­дар­ствам.

В пе­ре­шед­шей по ре­ше­нию ко­ро­ля Ге­ор­га II на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь 2 сен­тяб­ря 1752 го­да Бри­та­нии при­шлось сдви­гать да­ту впе­рёд уже не на 10, а на 11 дней, по­сколь­ку с мо­мен­та вступ­ле­ния в си­лу но­во­го ка­лен­да­ря в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе ми­но­вал уже це­лый век и на­ко­пил­ся ещё один лиш­ний день. По­сле 2-го сра­зу на­сту­пи­ло 14 сен­тяб­ря. Под­дан­ные оста­лись недо­воль­ны ре­ше­ни­ем, сде­лав­шим их стар­ше. В стране бы­ли за­ме­че­ны про­те­сты под ло­зун­гом: «Вер­ни­те нам на­ши один­на­дцать дней!». Вре­ме­на­ми вспы­хи­ва­ли бун­ты, ино­гда при­во­див­шие к ги­бе­ли лю­дей, на­при­мер, в Бри­сто­ле.

В Шве­ции ре­ши­ли пе­ре­хо­дить на но­вый ка­лен­дарь по­сте­пен­но, от­ме­няя ви­со­кос­ные дни с 1700 по 1740 го­ды. В 1700 го­ду был от­ме­нён пер­вый ви­со­кос­ный день. По­том на­ча­лась вой­на и про пе­ре­вод за­бы­ли. Та­ким об­ра­зом, стра­на жи­ла по сво­е­му соб­ствен­но­му швед­ско­му ка­лен­да­рю. В 1711 го­ду Карл XII при­знал это непрак­тич­ным, ре­шил вер­нуть­ся к ста­ро­му сти­лю и до­ба­вить в фев­ра­ле 2 дня. По­это­му в Шве­ции бы­ло 30 фев­ра­ля 1712 го­да. Лишь в 1753 го­ду был вве­дён но­вый стиль. При этом по­сле 17 фев­ра­ля по­сле­до­ва­ло сра­зу 1 мар­та. Вве­де­ние но­во­го ка­лен­да­ря име­ло так­же и се­рьёз­ные финан­со­вые по­след­ствия. В 1753 го­ду — пер­вом пол­ном го­ду по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю, бан­ки­ры от­ка­за­лись пла­тить на­ло­ги, до­жи­да­ясь по­ло­жен­ных 11 дней по­сле при­выч­ной да­ты окон­ча­ния сбо­ров — 25 мар­та. В ре­зуль­та­те финан­со­вый год в Ве­ли­ко­бри­та­нии на­чал­ся лишь 6 ап­ре­ля. Эта да­та со­хра­ни­лась и до се­го­дняш­них дней, как сим­вол боль­ших пе­ре­мен, про­изо­шед­ших 250 лет на­зад.

Раз­ни­ца дат юли­ан­ско­го и гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­рей

Раз­ни­ца, днейПе­ри­од (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю)Пе­ри­од (по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю)105 ок­тяб­ря 1582 — 29 фев­ра­ля 170015 ок­тяб­ря 1582 — 11 мар­та 1700111 мар­та 1700 — 29 фев­ра­ля 180012 мар­та 1700 — 12 мар­та 1800121 мар­та 1800 — 29 фев­ра­ля 190013 мар­та 1800 — 13 мар­та 1900131 мар­та 1900 — 29 фев­ра­ля 210014 мар­та 1900 — 14 мар­та 2100141 мар­та 2100 — 29 фев­ра­ля 220015 мар­та 2100 — 15 мар­та 2200151 мар­та 2200 — 29 фев­ра­ля 230016 мар­та 2200 — 16 мар­та 2300

Неко­то­рые стра­ны пе­ре­хо­ди­ли на но­вый стиль ча­стя­ми, на­при­мер раз­лич­ные кан­то­ны Швей­ца­рии при­ни­ма­ли ре­фор­му ка­лен­да­ря на про­тя­же­нии по­чти 120 лет!

Необыч­ным был пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь на Аляс­ке по­сле её про­да­жи Рос­си­ей, так как там он со­че­тал­ся с пе­ре­но­сом ли­нии пе­ре­ме­ны да­ты. По­это­му по­сле пят­ни­цы 5 ок­тяб­ря 1867 го­да по ста­ро­му сти­лю сле­до­ва­ла ещё од­на пят­ни­ца 18 ок­тяб­ря 1867 го­да по но­во­му сти­лю.

В 1872 го­ду ре­ше­ние о пе­ре­хо­де с тра­ди­ци­он­но­го (лун­но-сол­неч­но­го) ка­лен­да­ря на гри­го­ри­ан­ский при­ня­ла Япо­ния, так что сле­ду­ю­щим днём по­сле «вто­ро­го дня две­на­дца­то­го ме­ся­ца пя­то­го го­да Мэйд­зи» ста­ло 1 ян­ва­ря 1873 го­да, в ре­зуль­та­те че­го ка­лен­дарь Япо­нии был при­ве­дён в со­от­вет­ствие с ка­лен­да­рём ос­нов­ных за­пад­ных дер­жав (за ис­клю­че­ни­ем Рос­сии). Тем не ме­нее, в офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах од­новре­мен­но про­дол­жа­ет ис­поль­зо­вать­ся си­сте­ма нэн­го. На­при­мер, год 1868 мо­жет быть за­пи­сан как пер­вый год Мэйд­зи, 1912 — Тай­сё 1, 1926 — Сё­ва 1, 1989 — Хэй­с­эй 1, и так да­лее. В обыч­ной прак­ти­ке, од­на­ко, при­ме­ня­ет­ся ле­то­счис­ле­ние от Рож­де­ства Хри­сто­ва по «за­пад­но­му ка­лен­да­рю» (seireki), став­ший в те­че­ние XX ве­ка в Япо­нии ос­нов­ным.

Ко­рея при­ня­ла гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь 1 ян­ва­ря 1896 го­да. Хо­тя со­глас­но при­ня­то­му ка­лен­да­рю уста­но­ви­лась вер­ная ну­ме­ра­ция ме­ся­цев и дней, но ещё в про­дол­же­нии 1895–1897 го­дов про­дол­жи­лась ста­рая ну­ме­ра­ция лет по пер­во­му го­ду прав­ле­ния ди­на­стии Чо­сон, по ко­то­рой 1896 год гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­ря со­от­вет­ство­вал 1392 го­ду Чо­сон. За­тем при­ме­ня­лись от­сче­ты лет от раз­лич­ных ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, по­ка с 1962 го­да не уста­но­вил­ся от­счет лет, иден­тич­ный гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. В Се­вер­ной Ко­рее с 8 июля 1997 го­да при­ня­то но­вое «ле­то­счис­ле­ние чучхе», на­ча­лом ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся 1912 год — год рож­де­ния Ким Ир Се­на.

Ки­тай­ская Рес­пуб­ли­ка офи­ци­аль­но при­ня­ла гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь при сво­ём про­воз­гла­ше­нии с 1 ян­ва­ря 1912 го­да. С объ­еди­не­ни­ем Ки­тая под вла­стью Го­минь­да­на в ок­тяб­ре 1928 го­да На­цио­наль­ное пра­ви­тель­ство по­ста­но­ви­ло, что с 1 ян­ва­ря 1929 го­да бу­дет ис­поль­зо­вать­ся гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь. Тем не ме­нее, Ки­тай со­хра­нил ки­тай­скую тра­ди­цию ну­ме­ра­ции ме­ся­цев, а на­ча­лом ле­то­счис­ле­ния был на­зна­чен пер­вый год про­воз­гла­ше­ния Ки­тай­ской Рес­пуб­ли­ки — 1912 год. Эта си­сте­ма всё ещё ис­поль­зу­ет­ся на Тай­ване, счи­та­ю­щий се­бя пре­ем­ни­ком Ки­тай­ской Рес­пуб­ли­ки. По­сле про­воз­гла­ше­ния в 1949 го­ду Ки­тай­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки, кон­ти­нен­таль­ный Ки­тай про­дол­жил ис­поль­зо­вать гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, но бы­ла от­ме­не­на ну­ме­ра­ция и ле­то­счис­ле­ние, вве­дён­ное преж­ним пра­ви­тель­ством, и уста­нов­ле­но со­от­вет­ствие с ле­то­счис­ле­ни­ем от Рож­де­ства Хри­сто­ва, при­ня­тым в СССР и на За­па­де.

В Рос­сии (на тер­ри­то­рии, на­хо­див­шей­ся под кон­тро­лем Со­ве­тов) гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь вве­дён де­кре­том от 26 ян­ва­ря 1918 го­да Сов­нар­ко­ма, со­глас­но ко­то­ро­му в 1918 го­ду по­сле 31 ян­ва­ря по­сле­ду­ет 14 фев­ра­ля. На тер­ри­то­ри­ях быв­шей Рос­сий­ской им­пе­рии, на­хо­див­ших­ся под кон­тро­лем дру­гих го­судар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний, воз­ник­ших по­сле па­де­ния Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства, да­ты офи­ци­аль­но­го вве­де­ния но­во­го сти­ля от­ли­ча­ют­ся. Так, Вре­мен­ное Си­бир­ское пра­ви­тель­ство вве­ло но­вый стиль де­кре­том от 31 ав­гу­ста 1918 го­да, по­ста­но­вив счи­тать день 1 ок­тяб­ря 1918 днём 14 ок­тяб­ря 1918 го­да.

Од­ни­ми из по­след­них на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь пе­ре­шли Гре­ция в 1924 го­ду, Тур­ция в 1926 го­ду и Еги­пет в 1928 го­ду. До сих пор не пе­ре­шли на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь лишь Эфи­о­пия и Та­и­ланд.

Смена календарей в Церкви

С 1923 го­да боль­шин­ство По­мест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, за ис­клю­че­ни­ем Рус­ской, Иеру­са­лим­ской, Гру­зин­ской и Серб­ской, при­ня­ло по­хо­жий на гри­го­ри­ан­ский «но­во­юли­ан­ский» ка­лен­дарь, бо­лее точ­ный и сов­па­да­ю­щий с гри­го­ри­ан­ским до 2800 го­да.

Так­же гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь был вве­дён пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном для упо­треб­ле­ния в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 15 ок­тяб­ря 1923 го­да. Од­на­ко это но­во­вве­де­ние, хо­тя и бы­ло при­ня­то прак­ти­че­ски все­ми при­хо­да­ми, вы­зва­ло смя­те­ние у мно­гих иерар­хов церк­ви, что бы­ло из­лишне в это слож­ное вре­мя, по­это­му уже 8 но­яб­ря 1923 го­да пат­ри­арх Ти­хон рас­по­ря­дил­ся «по­все­мест­ное и обя­за­тель­ное вве­де­ние но­во­го сти­ля в цер­ков­ное упо­треб­ле­ние вре­мен­но от­ло­жить». Та­ким об­ра­зом, но­вый стиль дей­ство­вал в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви толь­ко 24 дня.

В 1948 го­ду на Мос­ков­ском со­ве­ща­нии Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­нов­ле­но, что Пас­ха, так же, как и все пе­ре­хо­дя­щие празд­ни­ки, долж­на рас­счи­ты­вать­ся по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии (юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю), а непе­ре­хо­дя­щие — по то­му ка­лен­да­рю, по ко­то­ро­му жи­вёт По­мест­ная Цер­ковь.

Как пересчитывать прошлые даты?

Ес­ли бы ис­то­ри­ки все­го ми­ра не до­го­во­ри­лись о том, как и ка­кой ка­лен­дарь ис­поль­зо­вать для да­ти­ров­ки ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, это при­ве­ло бы к раз­но­бою и су­мя­ти­це в опре­де­ле­нии дат.

Ка­кие бы­ва­ют ошиб­ки пе­ре­сче­та дат?

Во из­бе­жа­ние по­доб­ной пу­та­ни­цы при­ня­ты пра­ви­ла пе­ре­во­да дат:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *