Как лучше понимать что читаешь
Как научиться лучше усваивать прочитанное
У вас наверняка было такое, что одна книга давалась с огромным трудом и требовала большого количества времени, в то время как другая «проглатывалась» буквально за один присест. Сложность текста зависит от многих факторов: настроения, физического состояния, типа материала и способностей конкретного человека.
Чтобы понять и «впитать» любую книгу, ваш мозг должен обрабатывать не только слова по порядку, но и их связь, а также контекст, стоящий за ними. Автор может использовать иронию, сарказм, подтекст и метафоры — все это читатель должен воспринять, как и было задумано. Научиться этому можно с практикой.
Понимание прочитанного (Reading comprehension) — это термин из педагогики, означающий способность читать текст, обрабатывать и понимать его содержание. Способность человека понимать текст зависит в основном от черт его характера и навыков, одним из которых является умение делать выводы. Если распознавание текста затруднено, читающий книги человек использует слишком много своих ментальных сил для обработки отдельных слов, что мешает осознавать смысл.
Исследование Мадхумати Пасупати и Ариджит Гоша показало, что люди, которые добиваются больших академических успехов и лучше усваивают информацию, применяют специальные стратегии для чтения.
Стратегии для чтения
Общие стратегии для понимания текста
Их может использовать каждый человек, который хочет подтянуть этот навык:
Чтобы еще сильнее углубиться в навык усваивания прочитанного, давайте рассмотрим некоторые стратегии более детально.
Остановитесь и перефокусируйтесь
Остановитесь во время чтения и проанализируйте, как вы получаете и осмысливаете информацию. Вот три способа понять, действительно ли то, как вы читаете, помогает воспринимать текст критически:
Речь идет о том, чтобы стать избирательным в том, что читаете, а также разбавлять этот процесс, к примеру, МООК-курсами.
Читайте осознанно и выделяйте время на впитывание информации
Как только вы уменьшили количество информации, которую поглощаете, и начали задумываться о том, что действительно важно, пришло время выяснить, что будет наиболее полезным.
Нужно превратить чтение в активный процесс, которым вы занимаетесь, избавившись от пассивного потребления. Создайте список тем, что интересуют больше всего. Этот совет может показаться странным, но именно при его помощи можно вывести себя из режима автопилота.
После этого определите оптимальную форму чтения: блоги, сайты, книги или журналы. Если решите уделять внимание электронным средствам, воспользуйтесь программами вроде Pocket, чтобы хранить нужную информацию под рукой и не нагромождать браузер лишними вкладками.
Главный вывод: если будете читать осознанно, вы начнете ценить ту информацию, которую потребляете.
Создайте поток для вдумчивого чтения
Изменить свое отношение к тексту очень непросто и это требует большой практики. Вам не понадобится делать что-то невозможное, нужны лишь обычное терпение и бдительность. В конце концов, многие из нас читают с детства и приобрели вместе с этим некоторые негативные привычки, которые влияют на усвоение информации. А к ним вернуться очень легко.
Прежде чем добавлять новый сайт в свой список, убедитесь, что делаете это, чтобы действительно его читать. Если же возникает небольшое сомнение, лучше не делать этого, потому что в итоге вы будете перегружены информацией и станет только хуже.
Чтобы создать поток для вдумчивого чтения, для начала определите, каким количеством времени располагаете. Затем выберите несколько статей на те темы, которые вас интересуют. Расположите их в правильном порядке: вероятно какие-то из них должны быть прочитаны позже или раньше.
Не упускайте из виду свою цель: держать мысли свежими, оставаться восприимчивым, чтобы постигать и анализировать текст. Помните, что чтение должно обогащать жизнь, а не быть в тягость. Если скучно, нужно либо сменить свое отношение и восприятие, либо поменять тему или статью (книгу).
Пополняйте словарный запас
Чтобы научиться лучше усваивать информацию, нужно формировать свой словарный запас. Ведь если половина слов непонятна, тогда никакого смысла в ваших умственных трудах не будет.
Чем больше слов вы знаете, тем лучше понимаете текст, а также контекст, который в них заложен.
Кстати, о контексте. Изучая новые слова, старайтесь не механически их зубрить, а понимать, зачем они используются в тексте. Найдите несколько предложений с ними и перепишите в блокнот вместе с новым словом.
Чтобы улучшить словарный запас, требуется время — от этого никуда не деться. При чтении делайте заметки на полях для тех слов, которые появляются чаще всего. Изучайте контекст. Что они значат? Где и когда вы сможете использовать их?
Вот несколько простых стратегий для пополнения своего словарного запаса:
Относитесь к тексту критически
Ирвин и Андерсон в книге Critical Literacy: Politics, Praxis, and the Postmodern ввели термин «критическая грамотность» (Critical Literacy). Это умение читать и писать посредством осознания своего, а также общественного опыта.
То, что мы говорим или делаем, отличает нас от остальных людей и определяет личность. Способность читать, анализировать и критиковать — это интеллектуальная деятельность, которую нужно освоить каждому.
Все мы в той или иной степени восхищаемся писателями, философами и бизнесменами, которые впечатляют своими мыслями. Они стали теми, кем являются, благодаря тому, что создали базу знаний, из которой затем выстроили свое уникальное мнение.
Люди пристрастны, когда пишут текст, поэтому не все написанное будет полезным именно для вас. Анализировать информацию нужно, чтобы научиться разделять манипуляции и личное мнение автора. Всегда есть несколько способов читать один и тот же текст.
Понимание текста увеличивается за счет улучшения вашего внимания и большей сосредоточенности на чтении:
Позвольте информации направлять вас
Если вы читаете учебник или книгу, используйте несколько стратегий, чтобы информация направляла вас:
Часто бывает, что мы читаем книгу на конкретную тему, после чего прекращаем ей интересоваться, хотя она и была полезной. Ройте дальше, углубитесь в предмет, не отпускайте его до самого конца.
Читайте, получая удовольствие
Совет может показаться слишком очевидным, но все ли ему следуют? Как часто вы наслаждаетесь тем, что читаете?
Многие люди обязаны читать по работе. Это приводит к тому, что они попросту не хотят брать хорошую книгу в руки в свободное время.
Начните читать книги, которые немного ниже вашего уровня интеллекта. Это не пораженческое настроение, а грамотная стратегия. Вам будет полезно усваивать легкий и понятный текст, особенно если тема сложная или не совсем приятная. Вы отвлечетесь от давления, расслабитесь и начнете наслаждаться полезной информацией.
Например, если хотите углубиться в науку, то начинайте с легких работ, которых сейчас очень много. Можно смотреть видеоролики, где все подробно объясняется. Нет смысла сразу брать академические труды — начните с чего-то попроще.
Развивайте беглость чтения
Вы замечали, что останавливаетесь всякий раз, когда видите запятую? А теперь представьте себе, что будете читать эту статью или книгу, делая паузу после каждого слова. Вероятно, вам будет сложно понять содержимое текста, не правда ли?
Трудно понимать текст, если вы читаете по словам, а не целыми предложениями. Вот для чего нужно развивать беглость чтения.
Беглость чтения — это то, насколько оно идет гладко. Слова должны течь естественным образом, как, например, во время разговора.
Как развить беглость? Многие слова в тексте являются на самом деле просто «зрелищными». Вы должны их прочесть, оценив контекст, но не нужно читать каждую букву. Не останавливайтесь, даже если смысл ясен не до конца. С практикой вы научитесь воспринимать целые предложения, не зацикливаясь на отдельных словах.
Один из лучших способов развить беглость чтения — приобрести навык скорочтения.
«Как запоминать и применять в жизни прочитанное» [Перевод]
Вероятно за эту неделю вы прочитали десятки статей в интернете и может быть прочитали одну или две книги. Возможно вы даже выделили несколько отрывков из прочитанного с мыслью «Не могу дождаться момента, чтобы применить это в работе или жизни!», но спустя пару дней вы уже не помните что вы прочитали и где эти забытые идеи взяли начало. И вновь продолжается порочный круг интенсивного потребления информации, ограничивающий вашу креативность и не дающий перейти к меньшему потреблению и большему созиданию.
Применение прочитанного на практике помогает запомнить прочитанное. Однако если вы только потребляете информацию, скорее всего вы её забудете.
Если вы хотите запоминать прочитанное и применять это на практике, вам необходимо создать систему.
Независимо от того, каким методом вы воспользуетесь, использование системы это основа для повышения креативности, запоминания и применения прочитанного.
Большинство людей бездумно просматривают веб-странички и делятся информацией привлекшей внимание в данный момент.
Чего они не делают, так это не фиксируют ценную для них информацию. Они теряют свои идеи и выводы среди огромного потока информации. Однако если вы заведете привычку записывать то, что привлекло ваше внимание, вы не только с большей вероятностью запомните эту информацию, но и примените в жизни.
Подчеркивание и Выделение
Если все что вы делаете, так это подчеркиваете и выделяете блоки текста, вы не получите пользы. Вам необходимо что-то сделать с выделенным текстом.
Перед выделением, задайте себе вопрос «Важно ли это для меня?», это позволит в дальнейшем быстро разглядеть важные моменты и например использовать в дальнейшем в качестве цитат в блоге.
Я выделяю текст в нескольких случаях:
1. Красивый язык: Если мне нравится как звучит конкретное предложение или фраза. Например в книге Шерил Стрэйд «Маленькие красивые вещи» («Tiny Beautiful things») использовала фразу «soul smashingly beautiful». Это была не просто фраза которую я выделил, но и решил «своровать как художник» и использовать в одной из своих работ.
2. Исследования для моих проектов: С тех пор как я пишу про поведения людей, продуктивность, состояние потока и нейробиологию, я выделяю всё что может относиться к этим темам.
3. Применимые идеи: Это могут быть упражнения или особые способы применения чего либо.
Как я использую Evernote
Несколько дней назад я закончил читать книгу «Insight» от Tasha Eurich. Я выделил для себя много идей и хотел быть уверен в их легкой доступности. Учитывая что я читал бумажную книгу, пролистывать её вновь было бы малоэффективно. После моего разговора с Тияго Форте, я решил что буду фиксировать в Evernote все что произвело на меня наибольшее впечатление в книги Таши. Вот как я это делал:
1. Я сфотографировал обложку и поместил её в начале заметки.
2. Я написал абзац с кратким изложением книги.
3. Я выписал все цитаты/подчеркивания. (Я пробовал делать фотографии, но это менее эффективно чем выписывание текста.)
4. Я записывал любые идеи для блога или задачи которые приходили из книги. Например после того, как я проделал этот процесс с книгой «Преимущество счастья» («The Happiness advantage»), у меня появилась идея для поста «Научно доказанные методы стать счастливее» («Scientifically Proven ways to Become Happier»).
Ещё один метод который я использую для идей постов или подкастов это Trello. Наш редакторский календарь (тематический план) организован следующим методом:
1. Предстоящие гости подкастов
2. Предстоящие статьи
3. Записанные интервью
4. Идеи гостей/Запланированые интервью
5. Идеи для постов в блоге
Это позволяет мне планировать наш тематический план на несколько недель вперед.
Независимо от используемого метода (карточки, Evernote, Trello), фиксировать ваши идеи это стратегически важный момент для действий связанных с ними.
Каждый раз, когда я читаю книгу и нахожу в ней классные идеи, я рекомендую её своему бизнес партнеру Брайану. Я делаю это по эгоистическим причинам. Его мозг работает в отличной от меня манере, и если он прочитает эту книгу, я получу идеи о которых даже не задумывался. Мы недавно проделали это с книгой Рэя Дэлио «Беспринципный». Это сильно повлияло на наше планирование и цели на 2018 год. Обсуждая прочитанное с коллегами, бизнес партнерами и друзьями, вы значительно увеличите ценность прочитанного.
Есть большое преимущество в освещении того, что было прочитано. К тому же, один из лучших методов усиления вашего понимания — научить кого либо этому. На многие из моих статей и постов меня вдохновило прочитанное. Когда мы пишем о прочитанном, мы не только усиливаем эти идеи, но и перевариваем их и усиливаем наши личные выводы из них.
Например то о чем я писал в последнее время: сосредоточенность на работе. В качестве субпродукта к написанию большого количества материала на эту тему, моя личная сосредоточенность на работе значительно повысилась. Это также имело значительное влияние на контент моей будущей книги.
Когда мы начинаем задавать себе вопрос «Что я сейчас читаю?», мы переходим из состояния пассивного потребления в состояние активного вовлечения в контент. Лучше активно прочитать 10 страниц, чем бездумно проглотить 50 страниц статей в интернете. Автор книги «Как читать книгу: Классическое руководство осмысленного чтения» (How to Read a Book: The Classic Guide to Intelligent Reading) выделяет 4 вопроса:
1. О чем в целом эта книга?
2. О чем было сказано в деталях и как?
3. Эта книга правдива полностью или частично?
4. Что из этого правда?
Я добавляю ещё несколько вопросов к конкретным элементам книги:
1. Где я могу применить это в моей жизни?
2. Где я наблюдал реализацию этого в жизни?
3. Дает ли мне это идеи о чем написать?
Вы можете быть пассивным потребителем при чтении или вовлечены участником. Последнее более ценно и дает результат.
Я уже писал ранее о скрытых достоинствах прочтения книги более одного раза. Когда вы читаете книгу во второй раз, вы получаете выводы, которые проглядели при первом прочтении. У меня есть несколько книг в библиотеке которые я перечитываю регулярно. Перечитывание данных книг часто дает новые идеи статей и даже глав моих книг.
Когда я спросил на Facebook «Как вы имплементируете прочитанное?», моя подруга Мария Брофи сказал следующее:
«Я поняла, что мне необходимо прочитать книгу несколько раз чтобы реально понять её, и я делаю заметки и списки дел. Сейчас я в четвертый раз перечитываю (за 3 года) «Ты был рожден богатым» («You Were Born Rich») Боба Проктора (Bob Proctor) и каждое новое прочтение приносит мне новые идеи. Я делаю заметки о том, какие у меня были цели на каждое из прочтений, и это интересно, что я достигала почти всего в предыдущие разы.»
Иногда наибольшую ценность из книги можно получить прочитав книгу более одного раза.
Одна из главных причин провала применения прочитанного в жизни, это то что они пытаются применить больше чем способны разжевать. Они читают книгу и пытаются изменить всю свою жизнь. Поскольку это не равномерные изменения, в скором времени они находят себя там, где начинали. Они начинают думать что идеи из книги не работают и начинают искать новую книгу, продолжая порочный круг саморазвития.
Когда я читал книгу «Преимущество Счастья», там было очень много идей для действий, которые я хотел сейчас же воплотить в жизнь. Но одной из основных идей был концепт «Энергии Активации». Я решил применить его в первую очередь, что стало основой моей привычки писать 1000 слов в день, далее привело к привычке читать 100 книг в год, ежедневной медитации и многим другим. Всего одна примененная идея.
Лучший совет, который я могу дать вам для создания привычек, это то что привычка должна быть легко внедряемой в вашу повседневную жизнь, не требующей сверх усилий. Если вы сделаете это всего лишь единожды, вы не сможете увидеть ценности данной привычки. Это как сходить единожды в спортзал, больше не возвращаться туда никогда и интересоваться «А почему же я не в лучшей форме?». Залог успеха в том, чтобы помнить о привычке и регулярно её повторять. Проделайте написаное выше с 10 книгами и тогда у вас появится система для воплощения прочитанного в жизни.
Скорочтение. Как запоминать и понимать больше, если научился читать в восемь раз быстрее
Автор иллюстрации — John Kenn
В продолжение статьи «Скорочтение. Как читать в восемь раз быстрее, если тебя преследуют демоны».
Сегодня я немного расскажу про запоминание и понимание прочитанного. Читая со скоростью 300 слов в минуту — понять и запомнить текст не сложно, но стоит ускориться до 800 и начинаются проблемы.
Для нетерпеливых: запоминать больше можно при помощи схематических записей. Подробности под катом.
Понимание и запоминание
Понимание и запоминание тесно связаны. Сложно запомнить то, что не понял, так же невозможно не запомнить ничего из того, что понимаешь.
Основная разница заключается во времени. Понимание приходит во время чтения, а вот запоминание пригодится позже.
К примеру, сегодня я начал читать книгу «Гарри Поттер и методы рационального мышления», и я понимаю большинство из написанного, а что мне не ясно — Гугл подскажет. Но если через лет семь-восемь мои дети попросят рассказать им «сказку про умного Гарри» — без повторного прочтения книги я не смогу рассказать сюжет.
Первый шаг к запоминанию — воспроизведение только что прочитанного. После прочтения задавайте себе вопрос «О чем это?»
Линия — основа схемы запоминания
Простая диагональная линия, поверх которой написана суть прочитанного — первый шаг к визуальным схемам запоминания. Это проще чем конспектирование или составление краткого содержания.
Как рисовать эту линию?
Во время чтения чертите диагональную линию на чистом листе бумаги. После прочтения абзаца напишите над ней о чем там написано. Не подглядывайте и постарайтесь быть кратким. Для запоминания достаточно всего пары слов.
Иллюстрация из книги: пример диагональной записи о детском стихотворении «Шалтай-Болтай».
Теперь можно немного усложнить и расширить схему. Добавьте древовидные отростки к диагональной линии. Каждый отросток несет свою часть информации, также сохраняйте краткость.
Вот пример расширенной схемы записи — все о том же стихотворении «Шалтай-Болтай».
Схема читается снизу вверх.
Иллюстрация из книги: расширенная запись детского стихотворения «Шалтай-Болтай».
При тренировке моментального воспроизведения прочитанного не структурируйте информацию. Просто постарайтесь воспроизвести в памяти и записать максимум полезной информации, а также деталей, не подглядывая в книгу.
Навык вырабатывается быстро, и чем больше у вас будет практики, тем лучше вы сможете воспроизводить прочитанное.
Это упражнение также помогает улучшить понимание. Очень важно не подглядывать в прочитанный текст при тренировке запоминания. Иначе вместо запоминания вы будете упражняться в копировании.
О скорости и понимании
Работая над улучшением понимания и запоминания прочитанного забудьте о скорости.
Хорошее запоминание и высокая скорость чтения — это два различных навыка
Тренируйте каждый по отдельности и со временем, когда вы достигнете определенных результатов, выработается синергия.
А до тех пор помните: «Мухи отдельно, котлеты отдельно».
Схемы запоминания — не единственный способ научиться лучше запоминать и воспроизводить прочитанное. Но он прост и доступен, а также эффективен. Прежде чем искать и пробовать иные методы, возможно, стоит обучиться этому. Пробуйте и практикуйтесь, со временем это войдет в привычку. Но никогда, запомните, никогда не ешьте желтый снег не учитесь чему-то вполсилы. Пожалейте свое время и силы, если вы хотите научиться больше запоминать — начинайте сейчас и практикуйтесь.
О скорочтении на SmartProgress:
Читайте больше наших статей в нашем блоге: SmartTalks
Как лучше понимать что читаешь
Ежедневно мы получаем умопомрачительное количество информации, по объему сравнимое со 174 газетами. Мы читаем слишком медленно, чтобы прочитать все, что нам нужно. Подготовили в этой статье краткую выжимку из книги «Как читать, запоминать и никогда не забывать» — 10 ключевых идей, которые помогут вам увеличить скорость чтения и улучшить качество усвоения информации.
1. Все начинается с осознания цели
Подумайте, чему вы хотите научиться, прежде чем начать читать. Какая жизненная или рабочая задача сейчас перед вами стоит, и как конкретно эта книга, которую вы держите в руках, поможет вам добиться цели? Понимание цели настроит ваш мозг на волну поиска ответов на вопросы. Вы будете гораздо внимательнее читать текст.
2. Изучите оглавление и структуру книги
Изучите аннотацию и оглавление. Это может показаться лишним, но так вы точно будете знать, чего ожидать от книги. Пролистайте книгу. Обратите внимание на заголовки, выделенные фразы, изображения, диаграммы. Такой просмотр книги — как взгляд на карту маршрута для путешественника.
Это необходимо, чтобы быть подготовленным, к изменению структуры, к длинным или коротким отрывкам.
3. Отдавайте предпочтение бумажным книгам
Исследования показывают, что при чтении с монитора продуктивность снижается на 30% и, кроме того, мы забываем цифровую информацию быстрее, чем ту, что получили с бумажных носителей.
Одна из существенных причин, объясняющих, почему так происходит, — то, что свет идет из-за текста. Представьте, что вы читаете то, что напечатано на тонкой бумаге, держа ее против яркого света. Читать можно, но глазам при этом некомфортно. То же происходит и при чтении с монитора: глаза устают от подсветки, и скорость чтения немного снижается.
Рельеф книги
Электронные книги лишены этого недостатка благодаря использованию электронных чернил и отсутствию подсветки. Но и в случае с электронными книгами мы сталкиваемся с тем, что усваиваем информацию хуже и забываем ее быстрее, чем читая бумагу. Это связано с так называемым внутренним рельефом книги. Что это значит? Возможно, вам знакома такая ситуация: вы прочитали книгу и теперь пытаетесь вспомнить какой-то ее фрагмент. Вы знаете, что нужное предложение было слева вверху, где-то в последней четверти книги, рядом с рисунком. Знания, основанные на местоположении, базируются на «внутреннем рельефе» книги. Печатная книга имеет множество преимуществ, которые позволяют в ней ориентироваться.
4. Избавьтесь от внешних отвлекающих факторов
Недостаток внимания может быть вызван различными внешними отвлекающими факторами, например, уведомлениями электронной почты, звонящим телефоном, коллегой, задающим вопросы. На время чтение постарайтесь убрать все отвлекающие факторы. Переведите телефон в авиарежим. Если вы в кабинете — наденьте наушники. Отойдите от ноутбука, возьмите бумажную книгу. Дайте себе установку — «У меня есть 40 минут, в течение которых я буду читать книгу, а после вернусь к другим делам».
5. Заполняйте ментальную пустоту
Кроме внешних отвлекающих факторов, есть еще и внутренние — мысли, которые приходят сами по себе, например: «Мне нужно позвонить сестре». Или когда вы начинаете внутренний спор с автором: «Согласен ли я с этим? Достаточно ли дано информации? Могу ли я это использовать?»
Почему так происходит? Потому что скорость, с которой наш мозг обрабатывает информацию, в семь раз больше скорости чтения. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства. Начните читать быстрее. Буквально подгоняйте себя. Попробуйте читать под метроном. Используйте указку, чтобы задавать себе скорость и не сбиваться со строчек. Поначалу ручка будет казаться помехой, но со временем чтение с ней станет проще и удобнее, чем без нее.
6. Научитесь однозадачности
Сознательно в единицу времени возможно делать только что-то одно. Иногда мы ошибочно думаем, что кто-то справляется с многозадачностью. На самом же деле этот человек не делает несколько дел одновременно, а постоянно переключается между ними. Это губительно для результата.
Лучше прочитать главу целиком, а потом уделить время, чтобы запомнить какие-то ключевые идеи из нее, чем чередовать запоминание и чтение. Потому что в случае чередования задач, вы постоянно переключаетесь между разными отделами мозга. Закончив запоминать, вы переключились от памяти к той части мозга, которая отвечает за обработку информации. На такое переключение каждый раз требуется несколько минут. Жалко!
7. Делайте краткое резюме после прочтения каждой главы
После того, как глава дочитана, отложите книгу, запишите то, что запомнилось лучше всего. Или нарисуйте майндмэп. Отметьте те принципы, методы или действия, которые вы хотите начать применять. В идеале, после того, как вы закончите читать книгу, чтобы у вас на руках был чек-лист с действиями и советами из книги, которые вы на следующий же день сможете начать выполнять.
8. Используйте систему локации для запоминания информации
Замечательный пример структурирования информации — система локации. Эта техника запоминания предполагает связывание информации, которую вам нужно запомнить, с объектом в знакомом вам помещении. Похоже, требуется много усилий, но что происходит при этом в голове? Новая информация привязывается к тому, что вы уже очень хорошо знаете, например к мебели и другим предметам в вашей гостиной. Представляя себе гостиную, вы вспоминаете информацию. Звучит безумно, но этот метод очень эффективен.
9. Объясняйте прочитанное другим
Объяснение чего-либо своими словами позволяет установить связи, которые напрямую не описаны в материале. Используя свои слова, вы отходите от изначального текста и связываете информацию со своими знаниями и опытом. В результате вы лучше понимаете информацию.
10. Используйте фантазию для запоминания
Механическое повторение информации — худший способ запоминания. Вовлечение фантазии — важный метод улучшения хранения информации в нашей памяти. Давайте посмотрим, как это происходит. Мы забываем что-либо, поскольку то, что мы хотим запомнить, смешивается с тем, что мы уже усвоили. Новая информация должна как-то выделяться, иначе ее запомнить невозможно. Чем более невероятна и странна взаимосвязь, тем лучше.
Возьмем, к примеру, город Джексон, столицу американского штата Миссисипи. Название города легко визуализировать, представив Майкла Джексона плавающим в реке Миссисипи (достаточно нелепо, не правда ли?). Мы связали вопрос «Как называется столица штата Миссисипи?» и ответ «Джексон» через необычный визуальный образ. Можете ли вы применять это ко всему? Да, если будете использовать фантазию!