Как можно определить что такое просвещение история нового времени 8 класс

Конспект урока по истории 8 класс по теме «Эпоха просвещения. Время преобразований»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«История России. Всеобщая история», 8 класс

Учитель истории: Сеитизмаилов Г. С.

Конспект урока по теме: «Эпоха Просвещения. Время преобразований».

Цель урока : проверить уровень знаний обучающихся по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований».

Предметные результаты – овладение целостными представлениями об историческом пути народов разных стран; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Метапредметные УУД – способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; проявлять активность, высказывать своё мнение, уважать мнение других, делать выводы; готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.

Личностные результаты – осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, сохранение мотивации к учебной деятельности.

Тип урока: урок викторина.

Оборудование: настенная карта «Война за независимость. Образование США», «Европа в 18 веке», раздаточный материал, жетоны, ММК, презентация по теме, учебник «Всеобщая история». 8 класс. А. Я. Юдовская, 2019 г.

II . Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы и задач урока.

Проблемный вопрос: В чем заключается значение эпохи Просвещения?

III . Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

1.Представление команд 2.Вопросы и ответы 3.Узнай персону 4.Битва команд 5.Работа с картой 6.Работа в группах 1. Знакомство с правилами игры и представление команд.

2. Вопросы и ответы.

Дайте определение понятиям: Просвещение, революция, промышленный переворот.

1. Провозглашение Конституции США? 1787 г.

2. Провозглашение Декларации прав человека и гражданина во Франции: 26 августа августа 1789 г.

4. Бенджамин Франклин представлял интересы колоний в английском парламенте? Нет

5. По какому принципу образован ряд?

Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Джордж Вашингтон.

Деятели войны за независимость английских колоний в Сев. Америке

6.Каких мыслителей эпохи Просвещения вы можете назвать? Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

8.Что послужило поводом к началу войны за независимость? «Бостонское чаепитие»

9.Где и когда начинается промышленный переворот? Англия, сер. 18 в.

10.Что такое промышленный переворот? Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

11.Что изменилось в социальном составе города и деревни Англии? Появление классов: буржуазии и наемных рабочих.

12.Причины французской революции? Абсолютная монархия, произвол королевской власти; Сословный строй; Сохранение феодальных порядков, которые мешали развитию капиталистических отношений и др.

3. Узнай персону. 1. Это был человек проницательного ума и сильной воли, отважный, строгий к себе, не падавший духом в дни самых тяжелых поражений. В мае 1775 года он возглавил формирующиеся американские вооруженные силы, а после обретения страной независимости стал её первым первым президентом. (Д. Вашингтон) 2. В результате упорной работы над собой, воодушевлённый высокой целью он из заурядного адвоката превратился в красноречивого оратора, государственного деятеля. Этот человек не знал пощады к своим оппонентам. Но чем беспощаднее он властвовал, тем больше недовольства вызывал. (М. Робеспьер) Этот человек был одним из наиболее популярных в народе якобинцев; его называли Другом народа. Этой чести он удостоился за энергичную защиту дела революции на страницах одноимённой газеты. Журналистом он стал в годы революции; ранее он был врачом. 13 июля 1793 года он был убит. (Ж. Марат)

Команды по очереди задают друг другу вопросы и отвечают.

6. Работа в группах.

Команды получают раздаточный материал, разгадывают кроссворды.

IV . Закрепление изученного материала.

Команды выступают по очереди, озвучивая ответы на вопросы кроссворда.

Ответ на проблемный вопрос урока: в чем заключается значение эпохи Просвещения?

Таким образом, главное значение эпохи Просвещения проявилось в революциях в Северной Америке и во Франции:

1)знания – главная ценность общества

2) ликвидация абсолютизма и старых порядков

3) формирование гражданского общества

4) провозглашение республики во Франции и в США

5) начало промышленного переворота в Англии

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Мне было интересно…

Оценивание ответов учащихся. Самооценка (выступление капитанов команд).

Источник

Как можно определить что такое просвещение история нового времени 8 класс

«Имей мужество пользоваться собственным разумом — таков девиз Просвещения!» — писал немецкий философ Иммануил Кант.

«Республика философов»

В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди были столь единодушно согласны в том, что все беды от невежества, а знание — это благо. Это убеждение высказывалось постоянно, независимо от национальности и языка авторов, и подкреплялось одним и тем же сравнением: поток солнечного света торжествующе пробивается через чёрные тучи и рассеивает их. Свет символизировал добро, знание, разум, а тьма — зло и невежество.

Отсюда и возникло понятие Просвещение, обозначавшее особую культурную эпоху, проходившую под знаком свободы и всевластия разума. Появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить. Веком Просвещения обычно считается период конца XVII — конца XVIII в. (до Французской революции).

В годы научной революции учёные стали выяснять, по каким законам живёт природа. И уже тогда возникла мысль о том, что если человек — это часть природы, а общество — творение человека, то и они подчиняются чётким законам, которые остаётся только выявить. Причём если природа живёт по своим законам, того не осознавая, то человек обладает свободой воли и, не зная этих законов, нарушает их. Этим и объясняли то, что и природе царит гармония, которой нет в обществе, где свирепствуют голод и войны, где приходится сталкиваться со злом, невежеством, нищетой.

Одной из главных задач деятелей века Просвещения становится именно изучение общества, а целью — понять, какие загоны им управляют. Только поняв эти законы, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Просветить государей, показать им, как они должны управлять своими подданными. Просветить, образовать народ, поскольку чем более народ просвещён, тем более он независим от чужих суждений, тем лучше он понимает и собственное благо, и то, как устроено общество.

Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.

И XVIII в. философские произведения выходят повсеместно, от Испании до Швеции, от Англии до России. Их авторы осознают свою общность; большинство из них вне зависимости от религии и национальности ощущают себя гражданами единой литературной республики. Общепризнанным языком этой республики был французский, заменивший средневековую латынь. Просветители переписывались и встречались друг с другом, воли совместную издательскую работу. Одним из её результатов стала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751–1772), выходившая под редакцией французского философа Дени Дидро и математика Жана Д’Аламбера. В ней десятки авторов попытались обобщить имеющиеся знания и одновременно многое подвергнуть критике с позиций разума.

XVIII век был ознаменован и крупнейшими событиями в области экономической науки. Известный шотландский учёный Адам Смит (1723–1790) в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) изложил систему экономических взглядов. В её основе лежала идея о том, что богатство общества создаётся трудом в процессе производства Разделение труда при этом является важнейшим фактором повышения производительности и увеличения общественного богатства. Социально-экономические взгляды А. Смита стали одной из вершин экономической мысли XVIII в.

Новый взгляд на человека и общество

Уже в XVII в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное) состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государства Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога а от населяющего страну народа.

Для Локка важно иное. В естественном состоянии господствуют свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства. Он меняет одну свободу на другую, поскольку естественная свобода заменяется свободой человека в обществе. Если раньше он подчинялся только закону природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию.

Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за запитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство пред законом, который принимают по согласию большинства.

Французские просветители развили эти идеи. Основной принцип сосуществования людей был сформулирован в «Энциклопедии»: «Я хочу быть счастливым, но я живу с другими людьми, которые, как и я, каждый со своей стороны хотят быть счастливыми; будем же искать средство обеспечить наше счастье, доимая тем самым счастье другим и уж во всяком случае никогда не вредя им». Иными словами, принятие идеи общего блага окно заставить людей не искать личной выгоды в ущерб другим.

Те принципы, на которых существует общество, те законы, которые им управляют, сформулировал Шарль–Луи, барон де Монтескьё (1689—1755) в своём основном труде «О духе законов». Основная идея Монтескьё заключалась в том, что для разных обществ хороши разные законы. Он показывал, что нужно учитывать и размеры страны, и количество населения, и климат, и традиции. Тогда выяснится, что для одной страны будит хороша республика, при которой управляет весь народ или часть его, для другой – монархия, «при которой управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов», для третьей — деспотия, когда никаких законов нет, а один человек решает всё. Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.

Большую популярность в XVIII в. приобрела теория другого французского просветителя Жан–Жака Руссо (1712—1778). В своём главном произведении «Об общественном договоре» он утверждал, что основная власть в обществе, право принимая законы, всегда должна принадлежать народу. Эту власть никому нельзя передать, каждый должен голосовать самостоятельно. Сам человек может не знать, в чём заключается его благо, стремиться к выгодам для себя, но люди все вместе никогда не примут закон, который шёл бы им во вред.

Согласно идеям Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.

На примере учения Руссо можно проследить и радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании пocpeдством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым действиям.

Веротерпимость

Научная революция возродила античную идею прогресса (от лат. progressus — движение вперёд, успех) разума, который приумножает человеческие знания, заставляет природу выдавать свои тайны и тем самым увеличивает власть над ней человека. Именно прогресс разума обеспечивает прогресс общества: оно становится всё лучше именно по мере того, как становится всё более и более просвещённым.

Однако прогресс разума возможен лишь тогда, когда он свободен. Одной из важнейших черт эпохи Просвещения стала секуляризация (обмирщение) сознания. Дидро писал: «Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу». Одни философы эпохи Просвещения были людьми неверующими, другие — католиками и протестантами, но для всех было важно одно: на пути свободы человека думать, работать и творить должны быть уничтожены все препоны.

Плоха не религия сама по себе: плохи фанатизм, мракобесие, нередко насаждаемые церковью, именно против них и боролись философы. Французский философ, писатель, поэт и драматург Франсуа Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694—1778), бросил знаменитый клич: «Раздавите гадину!». Этими словами он даже подписывал многие из своих писем, призывая дать бой церкви преследованиям за веру. Всю свою жизнь Вольтер боролся с несправедливостью, выступал в защиту невинно осуждённых.

Просветители отстаивали идею о том, что вера — личное дело каждого, государство не должно её навязывать. Теперь был уже лишь один шаг до отделения церкви от государства. Этот процесс начнёт повсеместно происходить с конца XVIII в.

Космополитизм

Просвещение отличалось в разных европейских странах – они имели свои традиции и проблемы Гоббс и Локк писали под впечатлением от Английской революции XVII в. и ожесточённых религиозных конфликтов, французов волновали вопросы законности и границ власти, ограничения монархии и проведения реформ, в которых нуждалось государство. В германских землях просвещение началось позже, оно во многом развивалось в общем русле, как видно из творчества Иммануила Канта (1724–1804). Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы.

Итальянские просветители были озабочены необходимость преодолеть отсталость общественных отношений в стране, они активно разрабатывали различные идеи переустройства общества. Большую известность приобрёл труд Чезаре Беккариа (1738—1794) «О преступлениях и наказаниях», в котором он одним из первых выступил за отмену смертной казни, призывая к отмене пыток, более человечному отношению к осуждённым. Эта книга была переведена на десятки языков, а высказанные в ней идеи применялись в законодательстве многих стран, включая США и Россию.

При всех различиях национальных путей Просвещения наиболее яркие просветители были признаны по всей Европе. Вольтер переписывался с Фридрихом II Прусским и некоторое время прожил при его дворе, Дидро полгода жил в Петербурге по приглашению Екатерины II, которая купила его библиотеку, назначила библиотекарем его самого и выплатила ему жалованье за полвека вперёд, а также предлагала перенести в Россию издание «Энциклопедии». После смерти Вольтера, с которым она долгое время состояла в переписке, императрица купила несколько тысяч книг из его личного собрания и повелела перевезти в Россию, она же приглашала в Петербург Беккариа, в её знаменитом «Наказе» было множество штат из Монтескьё.

В век Просвещения процветает космополитизм (от греч. «мир» и «гражданство») — идеология, рассматривающая людей как граждан мира, подчёркивающая, что все — части единого человечества и общечеловеческие интересы важнее национальных. Для просветителей было характерно представление о том, что выявленные ими законы действуют повсеместно, отсюда и распространённый в XVIII в. жанр рассказа о жизни других, неевропейских народов. В таких рассказах, фактически, критиковалось современное авторам европейское общество. Таким был популярный роман Монтескьё «Персидские письма», в котором он от имени персидского вельможи высмеивал Францию и её нравы.

С XVIII в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики. Именно в этом столетии появляется проект, которым нередко датируют зарождение идеи современного Европейского союза в 1713 г. аббат Шарль де Сен Пьер (1658—1743) публикует свой «Проект вечного мира».

Уже тогда планы единой Европы включали в себя признания естественного равенства всех европейских народов, их права на свой выбор (т. е. фактически на самоопределение), принципа невмешательства во внутренние дела соседних государств. В трактате можно найти даже предложение об унификации политических систем. И главная цель этих преобразований — достижение всеобщего мира.

Космополитизм и интернационализм неминуемо вступали в противоречие с укреплением национальных идей. Вольтер писал: «Печально, если для того, чтобы стать настоящим патриотом, приходится быть врагом остального человечества». Однако к концу XVIII в. споры об универсальных ценностях и войне между европейскими странами привели к укреплению национальных и патриотических настроений.

Развитие науки в XVIII в.

Научная революция в начале XVI столетия заканчивается, до XIX в. столь впечатляющей череда открытий, изменяющих мир, уже не будет. Тем не менее те процессы, которые происходили в европейской науке в век Просвещения, были весьма важными.

Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой — решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. После переворота XVI—XVII вв. в астрономии людям стало казаться, что привычный для них мир расширился в пространстве; в XVIII в. произошло его «расширение» и во времени. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Эти вопросы оказались довольно болезненными, поскольку их сложно было согласовать с Библией. Учёные начинают изучать прошлое Египта, раскапывают погибшие при извержении Везувия города в Италии, в т. ч. знаменитые Помпеи.

Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками. Одновременно оказывается затруднительно в силу большого объема накопленных специальных знаний. Собирать материал для наследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт-Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).

Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты электричеством. Всё это создавало предпосылки для нового взлёта европейской научной мысли в следующем столетии.

Это конспект по теме «Эпоха Просвещения». В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия:

Источник

ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 2 Просвещение в Европе и Америке

Стр. 11. Вспомните

Почему центром европейского Просвещения в XVIII в. стала Франция?

Идеи Просвещения получили наибольшее распространение именно во Франции, поскольку там, в отличие от большинства других европейских государств, был необычно высокий уровень грамотности населения (в XVIII в. таковыми являлась почти половина мужского населения), а также большое влияние на французов печатного слова (газет, журналов, книг). Кроме того, существующие феодально-абсолютистские порядки вызывали недовольство многих представителей привилегированных сословий (дворянства и духовенства), и конечно же буржуазии. В совокупности эти факторы создавали благодатную почву для успешного распространения идей Вольтера, Монтескьё, Руссо и др.

Что способствовало, а что препятствовало распространению идей Просвещения в других странах?

Идеи Просвещения в разных странах распространялись по-разному. Помимо Франции, наибольший отклик они нашли в Англии, а также в английских колониях Северной Америки. Прежде всего, этому способствовало само английское государственное устройство в виде конституционной монархии, а также наличие широких политических и гражданских прав. В свою очередь, для жителей колоний, которым и так было свойственно свободолюбие и фактическое отсутствие феодальных сословий, взгляды просветителей были популярны еще и благодаря близости к пуританскому учению и мировоззрению.

Однако нередко идеи Просвещения сталкивались с различными трудностями. В испанских и португальских колониях Латинской Америки, например, хранение и чтение трудов просветителей были прямо запрещены властями. В Германии, ситуация определялась политической раздробленностью. Наличие большого количества феодальных пережитков и ограничений существенно замедляло распространение идей Просвещения среди образованных слоев немецкого народа.

Стр. 13. Документ №1

1. О каких ветвях власти писал Монтескьё?

Монтескьё указывал о необходимости разделения государственной власти на три независимых друг от друга ветви: законодательную (для создания законов), исполнительную (для ведения войн, заключения мирных договоров, обеспечения безопасности, ведения внешней политики) и судебную (для осуществления правосудия).

2. Почему он считал необходимым разделение трёх ветвей власти?

По мнению Монтескьё, разделение власти на три ветви необходимо для того, чтобы граждане были по-настоящему свободными, и не стали жертвой какого-либо произвола и беззакония со стороны государства. Как он считал, такого положения дел можно было добиться только если законодательная, исполнительная и судебная власти были не только независимы, но и контролировали друг друга.

3. Что означала такая позиция для Франции того времени?

Для Франции XVIII в., где вся полнота государственной власти сосредотачивалась в руках одного лица – короля, идеи Монтескьё были полностью чуждыми. Для их реализации необходимо было упразднение существующего строя – абсолютизма. И произойти это могло либо путем реформ, либо путем революции.

Стр. 15. Вопросы в конце параграфа

1. Как вы думаете, благодаря чему идеи Просвещения получили особенно значительное развитие во Франции?

В XVIII в. существующим абсолютистским строем были недовольные многие образованные французы (не только буржуазия, но также значительная часть дворян и духовенства). Кроме того, Франция отличалась крайне высоким, по меркам того времени, уровнем грамотности мужского населения (почти половина). Это способствовало большому влиянию на общественное мнение печатной продукции (газет, журналов и книг). Поэтому прогрессивные идеи Просвещения получили наибольшую популярность именно среди жителей Французского королевства.

2. Дайте характеристику одного из ведущих деятелей французского Просвещения (по выбору). Чем определялось его место в общественной жизни Франции и всей Европы второй половины XVIII в.?

Самым известным и авторитетным деятелем Эпохи Просвещения, без сомнения, был Франсуа-Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694 – 1778). Происходил из семьи зажиточных буржуа (отец был государственным нотариусом). Еще с молодых лет отличался критическим отношением к существующей действительности, а в особенности – к привилегиям дворянства и духовенства. Вольтер был крайне недоволен отсутствием у большинства французов каких-либо прав и свобод, а также лицемерием, корыстолюбием и аморальностью католической церкви. За свои взгляды и остроумные высказывания неоднократно оказывался узником главной политической тюрьмы Франции – Бастилии.

На дальнейшее развитие мировоззрения Вольтера сказалось проживание в Англии. Ему очень импонировал существующий там политический строй – конституционная монархия, а также наличие таких гражданских прав, как свобода слова, свобода вероисповедования, свобода предпринимательства. Впоследствии, из-за политических преследований на родине, много путешествовал. Некоторое время жил в Пруссии и Швейцарии. Несмотря на то, что к концу жизни фактически был прощен королем Людовиком XVI, Вольтер все же оставался в немилости у церкви.

Если обобщить все философские, литературные и исторические наработки Вольтера (а их насчитывается более сотни), то идеальным государственным строем для Франции, по его мнению, должна стать конституционная монархия английского образца. В социальных отношениях он выступал за всеобщее равенство всех людей перед законом, не зависимо от их происхождения, неприкосновенность их личности и собственности, а также за право свободно высказывать свои мысли устно или в печатном варианте (свобода слова и печати). Желая отменить феодальные сословия и иные средневековые пережитки, Вольтер в то же время считал разделение людей по имущественному признаку (на богатых и бедных) естественным и неизбежным. Также, не смотря на яростную критику католической церкви и её недостатков, атеистом он не был. Вольтер считал, что религия необходима для формирования моральных ценностей и борьбы с человеческими пороками (ярким подтверждением такой позиции является его знаменитая фраза «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать…»). В то же время, Вольтер активно выступал за свободу вероисповедования, а также против религиозной нетерпимости и двуличности большинства священнослужителей, обличая их аморальность и продажность в своих произведениях. За это снискал особенную ненависть среди французских церковных иерархов.

Вольтер не просто оказал наибольшее влияние из всех философов-просветителей на тогдашнее общество, но даже стал своеобразным символом Эпохи Просвещения, духовным лидером для всех тех, кто был недоволен существующим общественно-политическим строем. Недаром во второй половине XVIII в. в Российской империи проявление свободомыслия носило наименование «вольтерьянство». В то же время дружбой с Вольтером гордились многие такие просвещенные монархи как прусский король Фридрих ІІ Великий и российская императрица Екатерина II Великая. Последняя, на протяжении 1760-х – 1770-х гг. вела с Вольтером интенсивную переписку, а после его смерти выкупила личную библиотеку (сейчас хранится в Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке). Но главное значение личности Вольтера состоит в том, что его идеи оказали колоссальное влияние на зарождение и развитие Французской революции, которая началась всего через 11 лет после его смерти.

3. Систематизируйте в таблице информацию о взглядах известных французских просветителей.

Власть должна быть поделена на три независимых друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Идеальная форма правления – парламентская республика

Источником любой власти является народ (теория о народном суверенитете).

Необходимо введение всеобщего избирательного права для мужчин

Народ имеет право свергать правителей в случае неисполнения им общественного договора

ВольтерМонтескьёРуссо
Взгляды на государствоГосударство должно гарантировать естественные права человека: равенство перед законом, свобода слова, печати, вероисповедования и т.д.Государство должно защищать права и свободы человекаГосударство должно гарантировать всеобщее равенство людей, без разделения на богатых и бедных
Представления о властиИдеальная форма правления – конституционная монархия
Отношение к религии, церквиОсуждал лицемерие и продажность духовенства, но все же отстаивал необходимость религииВыступал за отмену сословных привилегий духовенстваПоддерживал необходимость религии, видя в ней силу, которая может эффективно противостоять пагубным влияниям цивилизации

Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия. Для публикации на euroki.org

4. Подготовьте сообщение на тему «Концепция разделения властей: от Локка к Монтескьё» (используйте материал параграфов 1, 2). Почему мыслители, жившие в XVII–XVIII вв. в разных странах, придавали ей особое значение?

С глубокой древности многих мудрецов и философов беспокоил один и тот же вопрос – как сделать так, чтобы правитель не злоупотреблял предоставленной ему властью, и использовал свои полномочия во благо народа, а не для себя и своих приближенных. Однако первым, кто предложил конкретное решение данной проблемы, стал английский философ Джон Локк. Под воздействием результатов Английской революции (ликвидация абсолютизма, победа парламента над королем), во второй половине XVII в. он пришел к мысли, что для предотвращения в будущем деспотии и тирании со стороны монарха, государственную власть нужно разделить на законодательную и исполнительную. Роль творца законов Локк отводил парламенту, избираемого широкими народными массами, роль исполнителя законов – королю и его советникам (министрам). При таком состоянии дел, полномочия монарха будут существенно ограничены, а права и свободы граждан будут надежно защищены от различных злоупотреблений со стороны власти.

Меньше чем через 100 лет, в первой половине XVIII в. французский просветитель Шарль Луи Монтескьё расширил и дополнил теорию о необходимости разделения государственной власти. По его мнению, власть должна делиться не на две, а на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Выделение судебной власти он объяснял тем, что в таком случае судьи будут принимать решения в соответствии с законами, которые уже приняты парламентом, а не создавать свои. Тем самым, граждане будут обезопасены от возможного судебного произвола и беззакония. Что касается законодательной и исполнительной власти, то Монтескьё наделял их практически теми функциями, что и Дж.Локк. Так же следует отметить, что ветви власти должны быть независимы друг от друга, и в то же время контролировать друг друга (позже это назовут система сдержек и противовесов).

Считаю, что теория о необходимости разделения государственной власти имела особенное значение для мыслителей XVII и XVIII в., поскольку в то время уже многие приходили к одной и той же мысли – для полноценного соблюдения естественных прав человека со стороны государства, нужно ограничить власть монарха, отобрать у него часть полномочий (прежде всего, в пользу избираемого парламента). В условиях абсолютизма и деспотии, права человека защищены не будут, а народные массы не смогут влиять на процессы в государстве

5. Объясните, почему издание под названием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» стало крупным событием в общественной жизни Франции и всей Европы.

Влияние «Энциклопедии» на общественную жизнь тогдашней Франции и Европы, прежде всего, объясняется тем, что это произведение стало первым в истории комплексным и систематическим обобщением существующих на то время естественно-научных и технических достижений. Для жителей середины XVIII в. это было немыслимым успехом, когда в одной книге фактически была собрана необходимая информация со всех наук. Также следует отметить, что авторы «Энциклопедии» не только констатировали и описывали имеющиеся знания и открытия, а также очень часто критиковали существующий общественно-политический строй, невежество церкви, излагая при этом собственные прогрессивные идеи по поводу формирования государства и общества. Тем самым «Энциклопедия» еще и влияла на формирования общественного мнения во Франции и Европе в целом.

6. Охарактеризуйте особенности распространения идей Просвещения в разных странах. Какие задачи считали необходимым решить последователи этого идейного течения в Германии, американских колониях европейских держав?

Идеи Просвещения имели наибольшее влияние во Франции, в силу существования большого количества грамотного населения, а также настроенных критически по отношению к абсолютизму образованных людей. Поэтому Франция стала центром формирования различных прогрессивных идей, а большинство выдающихся просветителей были именно французами. Также Просвещение получило распространение в Англии (благодаря широким гражданским свободам и наличию конституционной монархии) и в английских колониях Америки (благодаря свободолюбию колонистов и пуританскому мировоззрению). В меньшей степени, Просвещение повлияло на общественную мысль жителей Латинской Америки (по причине запрета властей) и Германии (из-за политической раздробленности).

В американских колониях Англии, Испании и Португалии идеи Просвещения приобрели оттенок необходимости борьбы с метрополией (т.н. национально-освободительное движение). В то же время для Германии главной задачей просветителей стала борьба за национальное единство, за объединение всех феодальных княжеств в единое государство.

7*. Проведите обсуждение вопроса: «Какие черты являлись общими для известных представителей французского Просвещения при различии их биографий, характеров и т.д.?» Используйте материал учебника и дополнительную информацию.

Наиболее выдающимися представителями французского Просвещения являются Ш. Л. Монтескьё (1689 – 1755), Вольтер (1694 – 1778) и Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). Эти философы, хоть и жили приблизительно в одинаковое время (пик их деятельности приходится на первую половину XVIII в.), все же по-разному смотрели на вещи, и выдвигали различные идеи и предложения. Во многом это обусловлено их социальным происхождением (Монтескьё был дворянином, Вольтер и Руссо были выходцами из семей мелкой буржуазии), отношениями с властью (Монтескьё и Руссо никогда не подвергались преследованиям, Вольтер – неоднократно был узником политических тюрем и изгнанником), взглядами на государственное устройство (Вольтер был сторонником конституционной монархии, Монтескьё и Руссо выступали за установление республиканской формы правления) и т.д.

Однако их идеи имели много общих черт. Среди них стоит назвать такие:

1. Твердое убеждение в необходимости уничтожения абсолютной монархии.

2. Понимание того, что демократизация политического строя Франции возможна исключительно путем создания постоянного представительского органа – парламента.

3. Желание ликвидировать все существующие феодальные порядки, и в первую очередь – разделение на сословия. Т.е. Монтескьё, Вольтер и Руссо выступали за равенство всех людей, независимо от их социального происхождения.

4. Мнение о том, что государство должно гарантировать естественные права и свободы человека (свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища и т.д.).

5. Осуждение пороков и злоупотреблений католического духовенства, при одновременном понимании важности религии для формирования морали и нравственности.

Таким образом, названные просветители, несмотря на различия и даже противоречия во взглядах, искренне считали, что существующий феодально-абсолютистский строй Франции является несправедливым, и поэтому должен быть изменен. Поэтому именно идеи Монтескьё, Вольтера и Руссо стали своеобразным ориентиром и эталоном для будущих деятелей Французской революции, особенно в её начальном этапе.

I раздел.

Эпоха Просвещения: идеи и люди

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *