Как можно понять что ребенок аутист
Как можно понять что ребенок аутист
Когда в семье рождается ребенок – это всегда радостное событие. Все с радостью наблюдают, как он растет, развивается. Но иногда родителей может насторожить тот факт, что их кроха ведет себя как-то по-особенному, и что на самом деле в его поведении и развитии что-то идет не так, как надо. Малыш существенно отличается от окружающих детей, его поведение, речь и взаимодействие с социумом несколько не соответствует нормам данного возраста. Это заболевание называется аутизмом.
Аутизмом называют нарушение психического формирования личности. Уровень развития ребенка при таких расстройствах бывает абсолютно различным. Можно наблюдать как глубокую умственную отсталость, так и одаренность в некоторых сферах искусств. Такое разнообразие симптомов и проявлений заболевания позволяет считать воспитание таких детей одним из самых сложных разделов педагогики. Около 80% больных детей являются инвалидами.
В современном обществе принято считать, что одной из основных причин развития у детей аутизма являются не качественные профилактические прививки. Но подтверждения это предположение не получило. Напротив, считается, что у ребенка должны быть проставлены все прививки по графику, чтобы он был защищен от инфекционных заболеваний. Природа появления аутизма у детей никак не связана с вакцинацией.
Самое главное – не скрывать диагноз, убегая от проблемы. Следует отказаться от всех планов, выстроенных на ребенка и научиться принимать его таким, какой он есть. Создавать доброжелательную атмосферу вокруг него, организовывать такое окружение, которое будет привычно малышу.
У детей аутизм развивается в первые три года их жизни. Ребенок может просто немного отставать в развитии и начало развития заболевания можно попросту пропустить. В некоторых случаях происходит обратная картина: у совершенно нормального ребенка, который вел себя активно и подвижно, с удовольствием лопотал, вдруг наступает такое состояние, что приобретенные им до этого навыки просто утрачиваются.
Признаки аутизма у детей
Аутизм является достаточно неординарной болезнью и проявляется у каждого заболевавшего ребенка по-разному. Однако можно найти общие признаки, которые имеются у всех больных. Симптомы заболевания зависят от возрастной категории детей, потому данную болезнь можно разделить на ранний, детский и подростковый аутизм.
Ранний аутизм у детей
Раннему аутизму присущи следующие характерные признаки и симптомы:
Детский аутизм
Для этого вида заболевания можно отметить следующие признаки:
Подростковый аутизм
Подростковый аутизм характерен для более старших детей и обуславливается наличием следующих симптомов заболевания?
Причины развития заболевания
В большинстве случаев аутизм не связан с поражением головного мозга. Да и точных причин развития заболевания никто не может назвать. Самыми распространенными из них являются:
Численность детей с аутизмом в последнее время значительно возросла. Что именно стало тому причиной, пока неизвестно. Возможно, такой толчок дало ухудшение условий окружающей среды, экологии. Кстати, более детальное изучение болезни показывает, что чаще всего аутизм наблюдается у мальчиков.
Как диагностировать аутизм у ребенка
Поставить точный диагноз можно только клинически. Для этого требуется провести наблюдения за ребенком, отметить возможные симптомы и признаки. Кроме того, в настоящее время имеется достаточное количество тестов, которые помогут провести диагностику.
При выполнении заданий на определение уровня развития, очень часто дети используют невербальное общение. И с тестами, в которых нужно что-то показать, а не сказать, справляются на ура. Именно поэтому следует выбирать несколько методов диагностики.
Если родители замечают симптомы аутизма, надлежит сразу же обратиться к психиатру, иначе диагноз может быть выставлен с опозданием, что существенно снизит шансы ребенка на успешное лечение.
Методы лечения аутизма у детей
Неотъемлемой частью на пути к излечению ребенка от аутизма являются процедуры, физические упражнения, регулировка питания. Такие действия научат малыша управлять телом и выполнять некоторые навыки, которые необходимы для развития самостоятельности. Тем не менее стандартизированных методов лечения нет, потому каждый прибегает к своим.
Следует помнить! То, что помогает одному, может не принести никакой эффективности другому. Если рекомендованный кем-то метод не показал результат, необходимо прибегнуть к следующему.
Родители должны выбирать способ лечения, опираясь на индивидуальность ребенка, обязательно согласовывая все свои действия с лечащим врачом малыша. Прежде чем согласиться на какой-то эксперимент, нельзя не подумать о том, как его воспримет малютка. При правильном выборе лечения высока вероятность успехов в развитии.
Детей, страдающих аутизмом, учат управлять своим поведением. И чем раньше начать это делать, тем больше возможность достигнуть хороших результатов.
К сожалению, не стоит надеяться, что лечение будет быстрым, необходимо запастись терпением и силами. И главное, настрой родителей, их отношение к происходящему и принятие ситуации – уже 50% успеха.
Обучение ребенка-аутиста: особенности
Создание границ обучения необходимая часть, поскольку у многих детей возникают проблемы с адаптацией в новых для них условиях.
Вот несколько советов по обучению ребенка-аутиста.
Важно!
Не повышайте на больных детей голос, ведь у них очень чувствительный слух. Старайтесь выбирать творческие и интересные задания. При отсутствии желания разговаривать у ребенка, запаситесь картинками, с помощью которых он сможет выражать свои желания. Если малыш не реагирует на свое имя нет надобности повторять его несколько раз, он все равно не поймет, что обращаются именно к нему.
Какие прогнозы делают врачи
Ни один из врачей не сможет дать никаких прогнозов касаемо детского аутизма, ведь его точная причина до сих пор не ясна. Не существует и единой методики лечения, которая подошла бы всем. Никто не сможет пообещать родителям, что их ребенок успешно окончит школу, поступит в ВУЗ, ведь болезнь еще плохо изучена и как она поведет себя, никто не может спрогнозировать наперед.
Родителей детей-аутистов всегда волнует вопрос: эпилепсия встречается у всех детей, страдающих этим заболеванием? Около 30% детей имеют эпиактивность в мозге. Но если наблюдать за больными ночью, то можно заметить, что данное состояние встречается у 90%, но не доходит до приступов.
Детский аутизм: причины, симптомы, лечение
Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!
Детский аутизм. Что это такое?
Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.
Известны следующие факты:
1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);
2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;
3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;
4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;
5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.
Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.
Детский аутизм. Признаки и симптомы
Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.
СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ребенок ведет себя так, будто он «настроен на свою волну», его сложно заинтересовать чем-либо:
Ребенок с аутизмом:
Многие дети с РАС очень чувствительны:
ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ
Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.
НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ
Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.
1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.
2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.
3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ» (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.
Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.
Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается «постановкой на учет» и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.
Как можно понять что ребенок аутист
Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как приговор. Что это за болезнь и можно ли распознать ее на ранней стадии?
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя.
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
• ДЦП;
• перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
• перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
• наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.
• Косвенные симптомы аутизма у малышей
Прежде чем изучать симптомы аутизма у детей, следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других. Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. При этом если родитель придет к выводу, что ребенку свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.
Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы: социальные симптомы; проблемы коммуникации; монотонность (стереотипность) поведения.
Социальные симптомы аутизма у детей:
• Малыш избегает смотреть в глаза;
• Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
• Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
• Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
• Малыш не копирует поведение взрослых;
• Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
• В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.
Трудности коммуникации
• Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
• Малыш не интересуется окружающим миром (что свойственно детям в возрасте 2,5-3 года);
• Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
• Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
• Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
• Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
• Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.
Монотонность поведения
• Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
• Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
• Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
• Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
• Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового).
Ранние симптомы аутизма у детей до года
Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.
Методы диагностики аутизма
Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.
Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
• проведение тестов со специальными опросниками;
• УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
• ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
• осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.
На сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор. Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе. Чем раньше начать коррекционную работу с ребенком аутистом – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.
Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.
Признаки аутизма
Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.
РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.
Характерные черты детей с аутизмом (РАС)
Ранняя диагностика аутизма
Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.
В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.
В 0-1 года необходимо оценить:
В 1-2 года:
В 2-3 года:
В 3 года:
Признаки аутизма в 4 года и старше:
За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.
Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.
После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:
Как можно понять что ребенок аутист
Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих? Есть ли у них указательный жест? Можно ли отдать такого ребенка в обычную школу? Читателям «РГ» об этом рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, научный сотрудник Гётеборгского университета Елена Орехова.
— Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?
— Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.
— Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?
2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.
— Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?
4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.
5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.
6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.
— В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?
Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.