Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения

Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников

Доклад на тему : «Наблюдение как метод экологического воспитания

дошкольников».

Подготовила : Воспитатель Филькова Т. А.

Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников.

Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Что важно для формирования экологического сознания.

Для проведения наблюденийважными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения, компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.

Для малышей 2-4лет наблюдения в природе лучше начинать с рассматривания живых объектов.

Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере кошки.

Если в саду есть уголок природы, то наблюдения лучше всего проводить в форме циклов. Обитатели уголка природы (у нас рыбки) весь учебный год живут рядом с дошкольниками— это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы.

Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему

В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).

Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме? Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.

Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть, емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдатьза поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.

Требования к проведению наблюдений

В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желания добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель почувствует эффект в воспитании детей.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.

Четвертое требование относится к такой стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюденийза поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения., Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т. е. ее не следует кормить заранее). В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного наблюдения«. Он просит дошкольников быть внимательными, постараться заметить, увидеть то, о чем он скажет.Например: «Наша птичка хорошо поет. Я прошу вас послушать ее внимательно, когда она запоет.

Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя.Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).

Большими педагогическими возможностями обладает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами.

Она заключается в следующем:

1) ежедневное наблюдение за погодой;

2) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли ;

3) поиск животных и наблюдения за ними, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;

Можно использовать, например, такую последовательность приемов.

Технология экологического воспитания младших дошкольниковвключает следующие компоненты:

• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

• ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними,.

проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; чтение рассказов о животных

• проведение экологических занятий ;

• проведение экологических досугов.

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.

Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть следующим: • Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его обитателями? • Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи их, назови. Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были красивые? Как мы ухаживаем за ними?

Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. –Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

М. В. Лучич. «Детям о природе» Изд-во «Просвещение», М., 1989 г.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Инновационная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой Издательство «МОЗАИКА СИНТЕЗ» Москва 2019.-328с

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюденияДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюденияИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюденияИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюденияМастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюденияОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Источник

Как мы получаем знания о явлениях природы?

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения

Знания о явлениях природы мы начинаем получать с рождения. Существует два вида получения знаний:

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения

Добрый день. Познание мира это увлекательный процесс начинающийся при нашем рождении и заканчивающийся при смерти индивидуума. Не зря говорят век живи век учись. Познание природных явлений т.е. получение знаний о них происходит двумя способами.

Второе это пристальное наблюдение и примечание что и как работает и происходит. Более экономичный и менее затратный способ разобраться в каком либо явлении.

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения

Для учеников 7 класса учителя рекомендуют начать простую тетрадь в клетку (12 или 18 листов). Ведь в 7 классе на уроках физики дети в основном работают по рабочим тетрадям, и кроме этого у них есть еще две тетради для лабораторных и контрольных работ.

Если же ученик очень аккуратный и прилежный, то он может начать и общую тетрадь (48 листов или 96 листов), чтобы продолжить ее и в 8, 9 классах.

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения

Берем отрезок пути и рассчитываем его протяженность при движении окольным путём и по прямой.

Остается просчитать на сколько быстрее он проедет, если не будет объезжать своих клиентов, при условии постоянной скорости.

Скорость его движения постоянна поэтому при пересчёте на весь путь соотношение сохраниться.

Но по условию задачи скорость Печкина на прямом пути должна увеличится в два раза. Это значит что путь по прямой он пройдёт в два раза быстрее, чем если бы ехал со скоростью обычной для работы почтальоном.

Другим словами 3×2=6. Ответ в шесть раз Печкин пройдет быстрее путь по прямой при условии увеличении скорости в 2 раза.

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения

Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Смотреть картинку Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Картинка про Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения. Фото Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличаются наблюдения

Кстати, из-за заметного давления паров воды, а точнее, из-за его сильной температурной зависимости водяной барометр не очень точен. При изменении температуры от 0 до 30 градусов давление пара меняется от 4,5 до 32 мм. То есть в этих пределах показания барометра при неизменном атмосферном давлении изменятся на 27,5 мм рт.ст. (или на 357,5 мм вод.ст.), что сопоставимо с диапазоном, в котором давление меняется с погодой.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выступление на РМО 27.08.2018г. по теме

«Наблюдение как ведущий метод познания

младшим школьником окружающего мира»

Подготовила учитель начальных классов

Бабынина Любовь Алексеевна

Необходимость учить детей видеть, наблюдать возникла не только сейчас, в XXI веке. Истоки уходят к концу XVIII века. Именно в это время было введено преподавание естествознания в русских школах. И вопросам организации наблюдений уделяли внимание такие известные учёные как В.Ф. Зуев, А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, И.И. Полянский и др.

Не обходят вниманием вопрос о наблюдениях и наблюдательности современные ученые. Так, построение программы Зои Александровны Клепининой позволяет и предполагает наблюдать живую природу. Это могут быть задания учебника или учителя. Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные наблюдения фиксируются в тетрадях и календарях природы и являются основой формирования знаний о природе, важным условием развития ребенка.

Большое место в своей программе отводит наблюдениям и Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение. Он рекомендует проводить по возможности как можно большее экскурсий. Кроме того, им разработан “Научный дневник”. Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения уже с первоклассниками.

Остановимся на характеристике метода наблюдение, который в настоящее время недооценивается в учебном процессе начальной школы.

Наблюдение – это один из основных естественнонаучных методов познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить множество заданий на наблюдение в природе. Учителям рекомендуется организовывать систематические наблюдения учащихся за сезонными изменениями в жизни природы и человека.

Наблюдение – это метод обучения, представляющий собой активную форму чувственного познания. Наиболее часто этот метод используют при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла. Наблюдения различного характера могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Виды наблюдений: в классе или на природе; за объектами неживой природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы; фронтальный, групповые или индивидуальные. Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явлениях, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется боле сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются учителем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях учитель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой учитель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при всякой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Подготовка к наблюдению. Подготовка учителя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии), следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен (лучше, когда свет падает сбоку), расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдательному предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть). Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать. Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например, при наблюдении за кроликом для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На паркетный пол (или покрытый линолеумом) следует постелить циновку, половичок, иначе животное будет скользить при движении по гладкому полу.

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, бросового признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветка и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание младших школьников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения.

Используя различные приемы для подачи задания, учитель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом. При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях учитель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, учитеь всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, учитель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае учитель обращается к сравнению, для того, чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария и как схематическое отражение изменений.)

Наблюдение является очень важным методом изучения окружающего мира: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.

Дети младшего школьного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них развивается умственная деятельность, проявляются познавательный интерес, отношение к окружающим объектам. Наблюдения обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными. И взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы, это приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Исследователи пришли к выводу, что знания, приобретенные ребенком самостоятельно в ходе целенаправленных наблюдений, становятся стержневыми, сохраняя свою значимость для последующего освоения действий. Познание окружающего мира и складывающаяся система первых знаний являются фундаментом, началом дальнейшей учебной деятельности.

Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления. Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта. Важным условием наблюдения является разумный отбор объектов.

Еще одним важным условием является соблюдение этапов наблюдения:

1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).

2) Работа по рассмотрению частей объекта.

3) Обобщение увиденного.

После проведения наблюдения необходимо закрепить полученные данные. К приемам закрепления наблюдения можно отнести следующие:

1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

4) Работа с иллюстрацией.

5) Самостоятельное проведение наблюдения [1,2].

Младшие школьники в ходе освоения данного метода обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется зрением, обонянием, осязанием, слухом и вкусом; что восприятие у животных устроено иначе, чем у человека. Одним из условий эффективности этого метода является предварительное составление программы наблюдения. Обыкновенно такая программа задается учителем. Однако овладение наблюдением как способом познания окружающей действительности предполагает формирование соответствующего умения и у младших школьников.

Одним из таких способов формирования умения наблюдать является составление плана, программы наблюдений. На одном из уроков учащимся ставится задача: рассказать о домашнем животном по записке-подсказке с перечислением того, что нужно описать (размер, особенности строения головы, туловища, стоячие или висячие уши, наличие хвоста, короткая или длинная шерсть и т.д.).

Примерная схема наблюдения животного.

Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.

Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая и сходство, и различия.

Особенности и роль данного животного в жизни человека.

Этот же подход можно использовать и при составлении плана наблюдения за другими объектами и явлениями окружающего мира.

Примерная схема наблюдения растения.

Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей.

Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.

Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).

В связи с этим следовало бы обратить внимание и на формирование у младших школьников умения упорядочивать результаты наблюдений. Прежде чем достичь конечную цель наблюдений – найти ответ на предварительно заданный вопрос, часто бывает необходимо соответствующим образом упорядочить результаты наблюдений, заполнить таблицу, например, «Породы собак». Сводные таблицы, в которых приводятся наблюдаемые характеристики, упорядочивают информацию, дают возможность сравнивать полученные данные.

Наблюдения за предметами и явлениями природы помогают младшим школьникам накопить фактический материал, необходимый для установления закономерностей в природе. Этот метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.

В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений.

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения природоведению известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобретает все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.

В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия.

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.

В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:

1) окружающий мир реально существует и познается человеком;

2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;

Умения наблюдать, как интеллектуальные умения, можно оценить с помощью критериев:

умение выделять главное, существенное;

умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, человеком и окружающей средой;

умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Критерии оценки становления научного мировоззрения так же применимы для оценки становления у младших школьников наблюдательности:

наличие доказательств, что окружающий мир познаваем;

наличие доказательств об изменяемости мира;

наличие доказательств о целостности и неразрывности окружающего мира;

отношение человека к окружающему миру и роли в нем.

Наблюдения способствуют накоплению у младших школьников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и специальные практические умения и навыки. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми”.

Наблюдение при изучении курса окружающего мира применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями сопровождают проведение лабораторных опытов, практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом является непосредственное наблюдение ее различных компонентов, то предъявляются следующие требования к наблюдениям:

содержание наблюдений должно быть систематизировано;

все наблюдения должны быть доступны и тесно связаны с курсом окружающего мира по годам обучения;

наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;

объекты для наблюдения отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.

По дидактической направленности:

наблюдения предваряющие изучение нового материала.

наблюдения проходящие в процессе изучения нового материала.

наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.

По технической “оснащенности” восприятия:

По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *