Как начиналась европейская интеграция чем была вызвана ее необходимость кратко ответ
Европейская интеграция: так ли хорош панъевропеизм?
Европейская интеграция — передача части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в пределах специально сформированных европейских организаций.
Особенности и состав участниц
Для европейской интеграции характерны следующие черты:
Условно состав стран-участниц ЕС можно разделить на четыре группы:
Причины и история объединения
При создании ЕС каждая из стран-участниц преследовала собственные интересы. Франция стремилась сдерживать Германию посредством наднациональных структур, где она рассчитывала занять главенствующие позиции. Для Германии интеграция была важна ввиду скорейшего преодоления неравного положения в Западной Европе в сравнении с другими странами, в каком она оказалась после Второй мировой войны. Италия стремилась ограничить усиление позиций Франции и Германии, а на внутригосударственном уровне — избежать укрепления левых настроений. Этого же мнения придерживались страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).
Консолидация началась с понятия «метод интеграции», которое шло от французской стороны, предлагающей создать независимое сообщество с собственными органами и полномочиями. Изначально общей целью стран было создание единого рынка и пространства для свободного перемещения не только товаров и услуг, но и людей.
Начальная консолидация прошла с организацией ЕОУС — Европейского объединения угля и стали. Его создали по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана, руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне и их советников, среди которых были граждане США. План Шумана (подписание договора) произошло 18 апреля 1951 года, а его вступление в силу — 23 июня 1952 года. Главной целью соглашения было формирование единого рынка угля и стали сроком на 50 лет.
Следующим шагом стало подписание 25 марта 1957 года договора о ЕЭС — Европейском экономическом сообществе. Его инициировал Бенилюкс. Соглашение вступило в силу 1 января 1958 года для организации сотрудничества в транспортной и таможенной сферах с дальнейшей ориентацией на отказ от таможенных пошлин при торговле друг с другом, а также для установления единого таможенного тарифа при торговле с государствами, не входящими в ЕЭС.
Одновременно с ЕЭС был подписан договор о создании Евратома — Европейского сообщества по атомной энергии. Здесь снова имела место французская инициатива, которой были выгодны финансовые льготы для обеспечения собственной атомной программы и регулирование развития атомной энергетики в Германии. В историографию договоры о создании ЕЭС и Евратоме вошли под названием «Римских договоров».
С 1 июля 1968 года стал полноценно работать Таможенный союз. Первоначально он распространялся только на сельскохозяйственный сектор, затем перейдя на прочие товары и услуги. Для этого был составлен Единый европейский акт. В нем термин «общий рынок» заменялся на «внутренний рынок», а также прописывались новые обязательства стран-участниц.
В политическом смысле ЕЭС управлялся рядом наднациональных формирований:
Полноценно все соглашения о европейской интеграции стали работать с 1 января 1993 года. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую ситуацию, которая требовала изменений и от ЕЭС, что выразилось в формировании Евросоюза и перехода ЕЭС в ЕС — Европейский союз.
Среди главных достижений европейской интеграции называют:
Противоречивость ЕС состоит в отсутствии единой конечной цели, что не дает ясность сути и легитимности интеграции для рядовых европейских граждан. А это, в свою очередь, усложняет постановку целей и задач, что может провоцировать новые кризисы.
Как начиналась европейская интеграция и чем она может закончиться
18 апреля 1951 года подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали
Договор 1951 года об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) снял внутри стран все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами. Случившиеся после множественные преобразования форматов сотрудничества европейских государств дали толчок к созданию в 1992 году Евросоюза.
Отношения между Россией и ЕС с тех пор пережили немало взлетов и падений, перейдя в текущую фазу, которую эксперты называют «полным развалом отношений». Тем не менее российские политики и законодатели подчеркивают, что наша страна готова к диалогу с ЕС и выступает за конструктивное сотрудничество, подразумевающее уважительное отношение к национальным интересам стран-соседей.
С чего начинался ЕС
После создания «союза угля и стали» события по историческим меркам развивались стремительно. Уже 25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии. Спустя 10 лет, в 1967 году, эти три интеграционные организации объединились в Европейское сообщество.
Следующим этапным событием в жизни европейцев стало подписанное 14 июня 1985 года Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан. Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило действие 1 мая 1999 года, будучи замещенным Шенгенским законодательством Евросоюза.
7 февраля 1992 года в голландском Маастрихте подписан договор о создании Европейского союза, который начал действовать 1 ноября 1993 года. Высшей формой экономической интеграции между государствами ЕС стал евро — единая денежная единица, которая была введена в безналичном виде на территории государств — членов ЕС с 1 января 1999 года, а наличные банкноты появились с 1 января 2002 года.
В состав ЕС входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года — Болгария и Румыния, с 1 июля 2013-го — Хорватия.
Союз хоронить пока рано
Европейский союз стал уникальнейшим межгосударственным образованием в человеческой истории. Он воплотил давнюю мечту многих политиков и мыслителей о «Соединенных Штатах Европы» не только на бумаге, но и на практике, доказав ее практическую реализуемость и прямую пользу для граждан каждой из стран-участниц.
Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил «Парламентской газете», что нужно повременить с пессимистическими прогнозами в отношении судеб Евросоюза, «который сегодня подвергается серьезнейшим испытаниям в своей недолгой истории».
С ЕС лучше, чем без него, — пока именно так думает большинство, хотя и предъявляет совершенно обоснованные претензии к европейским политикам, отметил парламентарий.
«Самый мощный фактор влияния ЕС — это сам факт его существования, — считает Косачев. — Причем сила этого притяжения настолько велика, что, по сути, оказалась опаснейшим (если не роковым) испытанием «на разрыв», например, для таких стран, как Украина или Молдавия». Сенатор напомнил, что вместо налаживания внутреннего диалога и сбалансированной на Запад и Восток внешней и экономической политики к власти в этих странах постоянно рвутся силы, «которые, попросту говоря, используют «мягкую силу» ЕС в своих личных интересах: «Хотите жить в Европе и как в Европе? Голосуйте за нас!». Итогом неизбежно становятся нереализованные завышенные ожидания и опасные внутренние конфликты.
Однако то, как ЕС справляется с самыми серьезными вызовами, пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Если угрозы от миграционных волн в какой-то мере удалось минимизировать — не без издержек, в частности в виде роста внутреннего сепаратизма и популярности антимигрантских и националистических партий, — то в случае с пандемией нового коронавируса все пока актуально и серьезно.
«Недавно первый заместитель главы Еврокомиссии Франс Тиммерманс выразил мнение, что стратегия Европейского союза по вакцинации содержала ошибки в части заказа препаратов и соглашения по закупкам, что было скорее в интересах богатых стран, таких как Германия, — отметил сенатор. — Пять стран ЕС — Австрия, Чехия, Словения, Болгария и Латвия призвали Брюссель провести саммит лидеров ЕС, чтобы обсудить неравномерное распределение вакцин от коронавируса между государствами сообщества. А канцлер Австрии обвинил страны ЕС в тайном сговоре с фармацевтическими компаниями по поставкам вакцин. Он выразил мнение, что неравномерное распределение вакцин против коронавирусной инфекции может грозить расколом Европы, возникают «страны — члены ЕС «второго сорта».
Между тем Организация экономического сотрудничества и развития уже ухудшила прогнозы роста для основных экономик еврозоны. И чем больше новых ограничений будет вводиться (а это предсказуемо на фоне третьей волны пандемии, уже официально объявленной Брюсселем), тем больше будет усугубляться ситуация, подчеркнул Константин Косачев.
Главный провал
На фоне происходящего Евросоюз ждет непростая весна, «которая может оказаться весьма важной для европейского проекта в целом», уверен вице-спикер Совета Федерации. С учетом существующих разногласий с США, в частности по проекту «Северный поток — 2», нарастающих проблем с Китаем, которые уже привели к введению антикитайских санкций, а также фактического развала отношений с Россией внутренние вызовы явно вступают в резонанс с внешними.
«При этом ключевая страна ЕС — Германия — может оказаться «слабым звеном» всей конструкции, поскольку партия Ангелы Меркель, ХДС, переживает свой собственный политический кризис, который сказывается на ситуации не только в стране, но и в Евросоюзе в целом, — отметил Константин Косачев. — Не стал бы пророчествовать Евросоюзу скорый развал или новые «-экзиты», хотя в евро-СМИ уже стали появляться рассуждения на тему, например, возможного «фрекзита» — выхода Франции из состава ЕС. Но пока такие сценарии скорее из разряда утопических».
Впрочем, сенатор считает, что потенциальная победа Марин Ле Пен на президентских выборах, которую уже не считают совсем уж невероятной, «может сделать даже такие варианты реалистичными».
Вместе с тем Константин Косачев убежден, что самым главным провалом Евросоюза за последние 10 или даже 20 лет стало обрушение отношений со своим крупнейшим соседом на Востоке: с Россией. Политик напомнил крайне жесткую оценку ситуации министром иностранных дел Сергеем Лавровым: «С Евросоюзом как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура этих отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя».
Константин Косачев напомнил, что в 2014 году Брюссель в одностороннем порядке заморозил официальные механизмы политического и экономического взаимодействия с Россией, включая саммиты на высшем уровне, а также различные отраслевые диалоги и межправительственные консультации. Были введены жесткие секторальные санкции против субъектов российской экономики.
«Это, разумеется, не означает полного прекращения связей с отдельными странами Евросоюза, прежде всего с ключевыми партнерами — Германией, Нидерландами, Италией и Францией: на эти страны приходится более половины нашей внешней торговли», — обратил внимание парламентарий. Несмотря на то что объем товарооборота упал с 262 миллиардов долларов в 2019 году до 192 миллиардов долларов в 2020 году, ЕС все еще опережает Китай по этому показателю, оставаясь нашим ведущим партнером.
На 27 стран ЕС приходится 37% внешнеторгового оборота России (42,5% в 2019 году, более 50% в 2013 году), на Китай — 20% (18% в 2019 году, около 11% в 2013 году)
Ошибочная позиция
В Брюсселе, как и в отдельных европейских столицах, уверены, что фактор времени на их стороне: Россия отступит под натиском европейского санкционного единства либо будет вынуждена идти на попятную в крымском или украинском вопросах под напором внутренних проблем. «Однако этого не произошло до сих пор, и все меньше вероятность, что произойдет потом», — уточнил вице-спикер.
По словам Константина Косачева, сегодня ЕС оказался заложником собственных решений прошлых лет, когда принимались многочисленные декларации и решения с упоминанием «аннексии Крыма», «российской агрессии», «кибератак», «вмешательств России в европейские выборы», «отравлений химическим оружием» и иных якобы противоправных действий России, так и не доказанных, но уже заложенных в фундамент отношений Брюсселя с Москвой.
«В итоге Евросоюз уже не может признаться в том, что все эти обвинения были, мягко говоря, преувеличением, — ведь это означало бы не просто просчеты европейских политиков, но ущерб экономикам стран ЕС на многие миллиарды евро. Как и личная ответственность за возрастание угроз, в том числе прямых военных — для всех жителей континента, — сказал сенатор. — Эта патовая ситуация может продолжаться бесконечно долго, но уже понятно, что от этого ничуть не выигрывает ни одна из сторон».
Как бы то ни было, Россия абсолютно открыта к диалогу и никогда не закрывает двери для него, не выступив инициатором ни одного из обрывов переговорных и диалоговых треков, напомнил замглавы Совета Федерации. «Сегодня все абсолютно в руках европейских партнеров: мы продвинемся по любому направлению ровно настолько, насколько к этому готов Евросоюз. Не дальше, но и не ближе», — подчеркнул Косачев.
Противоречия усиливаются
Между тем противоречия внутри самого Евросоюза усугубляются, считает председатель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. «Основная причина, на мой взгляд, в отсутствии самостоятельной политики, — считает депутат. — Брюссель до сих пор послушно идет в фарватере Вашингтона и продолжает выполнять директивы из США. Постковидная реальность это наглядно демонстрирует».
Яркой иллюстрацией, по его мнению, стал последний саммит ЕС, где французский президент Эммануэль Макрон предрек «мировую войну нового типа» якобы из-за действий России и Китая по противодействию коронавирусу. По его словам, Евросоюзу нужно приобрести суверенитет в производстве антиковидных препаратов, чтобы, дескать, противостоять «России и Китаю, пытающимся через поставки вакцин получить влияние».
«Тот же Макрон 3 февраля: «Несколько недель назад я принял решение отправить научную делегацию в Россию для консультаций. Эти консультации были положительными. Сегодня мы увидели публикации, которые демонстрируют высокую эффективность вакцины «Спутник V». Это не политический вопрос, это научный вопрос», — напомнил Леонид Слуцкий.
Симптоматично, что президент Франции высказал новую позицию по «Спутнику V» после того, как в саммите ЕС поучаствовал президент США Джозеф Байден, обсуждавший с европейскими союзниками, как эффективнее совместно противостоять России и «отстаивать демократию». «То есть вместо того, чтобы действительно озаботиться жизнью и здоровьем людей, европейские лидеры по-прежнему предпочитают поддерживать линию на сдерживание России «любой ценой», даже ценой человеческих жертв», — констатировал депутат.
Отношения Брюсселя и Москвы, по словам Слуцкого, сейчас если не в тупике, то явно переживают момент истины. Все «окна возможностей» для диалога последовательно закрываются одно за другим, считает политик.
«Но Евросоюз — это еще не вся Европа. В европейских странах достаточное количество здравомыслящих политиков, которые выступают за конструктивное сотрудничество с Россией, в том числе в вопросах вакцинации. Мы готовы взаимодействовать, но только на равноправной и взаимоуважительной основе. Россия не будет терпеть в свой адрес хамства и провокаций. Это основной постулат», — подчеркнул глава думского комитета.
Европейская интеграция
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие европейской интеграции
Европейская интеграция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.
В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.
Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведёт к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance).Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.
История
Готовые работы на аналогичную тему
Участие европейских стран в европейской интеграции
Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:
Присоединению стран Центральной и Восточной Европы По данной теме мы уже выполнили реферат Страны Центральной и Восточной Европы подробнее и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы. Центральный вопрос расширения — резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счёт прироста ВВП ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Европейская интеграция — процесс передачи части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в рамках специально созданных европейских организаций.
Со схожими интеграционными процессами ее объединяют две черты: 1) создание самостоятельных органов власти, что с учетом привычного в западных демократиях принципа разделения властей заставляет инициаторов Е. и. формировать исполнительные, законодательные и судебные органы, искать новый баланс между ними как на наднациональном, так и на национальном уровнях; 2) компромиссность, постоянное согласование интересов стран-участниц. По мере роста их числа скорость интеграционного процесса замедляется. Кроме указанных выше имеются особенные черты Е. и.: 1) новизна, обусловленная отсутствием подобных примеров добровольного делегирования суверенитета в демократической Европе; 2) отказ от определения конечной цели интеграции; 3) элитарность процесса — принятие важных решений взяла на себя политическая элита без участия населения в какой-либо форме; 4) активная роль США, использовавших Е. и. как фактор укрепления западного лагеря в «холодной войне»; 5) антисоветская направленность, в стремлении консолидировать западные ценности.
Состав участников можно разделить на четыре группы. Инициаторы — Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция. Западноевропейская — Великобритания, Дания, Ирландия; присоединившиеся к Е. и. в 1973 с основной целью не упустить выгоды интеграции и оказывать на нее влияние изнутри. Смешанная — Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Финляндия и Швеция (1995). Их целью было изменение своего национального статуса. Центрально-восточноевропейская группа — Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (2004), Болгария и Румыния (2007), Хорватия (2013), стремившиеся использовать благоприятные геополитические условия после окончания «холодной войны» для обеспечения собственной безопасности.
Причины, которыми руководствовались страны-инициаторы Е. и., были различны. Франция собиралась сдерживать ФРГ, что было существенно легче в наднациональных структурах, где французы рассчитывали на доминирование. Для ФРГ интеграция означала преодоление послевоенного неравноправия и укрепление выгодного большинству западногерманских элит блокового статуса страны, но экономические преимущества были весьма сомнительны. Италия стремилась не допустить усиления Франции и ФРГ на международной арене, а внутри страны — укрепления левых сил, аналогичными резонами руководствовались и страны Бенилюкса. В научный оборот было введено понятие «метод интеграции», которое было связано с французскими предложениями сформировать самостоятельные сообщества в различных сферах со своими органами и полномочиями. Основной договорной целью большинства интеграционных организаций было создание общего рынка, то есть пространства свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала.
К основным организациям Е. и. относятся: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), созданное по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана и руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне вместе с различными советниками, в том числе и американцами. Подписание договора по созданию ЕОУС (так называемый план Шумана) состоялось 18 апреля 1951 (вступление в силу — 23 июня 1952), его основной целью стал общий рынок угля и стали. Срок действия — 50 лет.
Европейское оборонительное сообщество (ЕОС, подробнее см. в ст. Европейское оборонительное сообщество).
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное по инициативе стран Бенилюкса. Договор по его созданию был подписан 25 марта 1957 и вступил в силу 1 января 1958. Его инициаторы стремились обеспечить сотрудничество в сфере транспорта, финансов, энергетики, социальной политики путем создания общего рынка через таможенный союз, то есть через постепенный отказ от таможенных пошлин во взаимной торговле и принятие общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами.
Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), организованное по инициативе французской стороны, стремящейся к финансовой экономии для собственной атомной программы и к контролю над развитием атомных технологий в ФРГ. Договоры о ЕЭС и Евратоме были подписаны в один день и вступили в силу одновременно, по месту их подписания их принято называть Римскими договорами.
С 1 января 1957 применительно к Е. и. следует говорить о Европейских сообществах: ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. Таможенный союз начал в полной мере работать с 1 июля 1968. Вместо общего рынка, распространяющегося на все товары и услуги, первоначально был построен общий рынок сельскохозяйственной продукции. И только после подписания Единого европейского акта (1986), в котором произошли смена названия (общий рынок был переименован во внутренний рынок) и обновление обязательств государств-участников интеграции, пространство свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала с 1 января 1993 стало реальностью. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую реальность и потребовали изменения конфигурации Е. и., о чем свидетельствует создание Евросоюза и его транформация (см. Европейский союз).
Главными наднациональными органами власти, созданными в процессе Е. и. являются: Европейская комиссия — своебразный исполнительный наднациональный орган. Первым председателем Еврокомиссии стал статс-секретарь МИДа ФРГ В. Хальштейн. С 1 июля 1967 все три комиссии ЕОУС, ЕЭС и Евратома были объединены в одну. Только Еврокомиссия обладает правом законодательной инициативы.
Совет министров представляет собой регулярные заседания министров стран-участниц, на которых обсуждаются текущие интеграционные вопросы. Совет министров участвует в законодательной деятельности.
Европарламент — основной законодательный орган. С 1979 года депутатов Европарламента избирают граждане стран-участниц прямым голосованием. Полномочия Европарламента постоянно расширяются.
Европейский совет — особый наднациональный орган, выполняющий консультативные функции, состоит из глав государств и правительств (подробнее см. в ст. Европейский совет). Суд ЕС — высшая судебная инстанция, в нее входят по одному судье от каждого государства-участника.
Главными достижениями Е. и. является обеспечение мира и примирение бывших противников во Второй мировой войне; постоянный поиск компромисса (несмотря на многочисленные кризисы, ее участники находили выход из сложных ситуаций); появление единой европейской модели развития, хотя экономические выгоды интеграции с учетом усилий, затраченных на переориентацию традиционных хозяйственных связей и упущенных возможностей являются отнюдь не бесспорными. Основным противоречием Е. и. является неясность конечной цели, что не позволяет обеспечить понятность и легитимность интеграции для европейцев, согласовать общие цели и задачи, а, значит, гарантировать защиту в будущем от повторения кризисов.
Лит.: Борко Ю. А., Буторина О. В. История развития Европейского союза (глава 5) // Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М., 2011. С. 81—116; Липкин М. А. Советский Союз и европейская интеграция: середина 1940-х — середина 1960-х годов. М., 2011; Синдеев А. А. Вальтер Хальштейн // Вопросы истории. 2013. № 8. С. 52—71; Синдеев А. А. История западноевропейской интеграции: начало (1947—1957 годы): Учебное пособие. М., 2011; Чубарьян А. О. Европейская идея в истории: Проблемы войны и мира. М., 1987.