Как написать учителю что тебе плохо
Как учителю защититься от клеветы родителей?
Что такое клевета и как с ней быть
Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.
Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.
1. Первичный, вне правового поля
2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.
Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.
В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
Влияние оговора на психику
Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения. Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.
Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.
Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.
Техника «Взгляд назад».
Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.
Плотно закройте глаза.
Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.
Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.
Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.
Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.
Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.
Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.
Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.
Сбросьте все ощущения.
Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.
«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.
Наталья Алексеевна Васильева
Здоровье у Натальи Алексеевны не было крепким и она периодически брала медицинский бюллетень.
Самый острый и опасный кризис случился с ней в туристической поездке по Болгарии. Прободение желудка. Отец в считанные часы (за день) оформил все необходимые документы и выехал к ней. Болгарские врачи с большим вниманием, оперативностью и высокой квалификацией сделали все, что было необходимо в тот момент. После этого случая НА еще многие годы переписывалась с врачами, спасшими ей жизнь.
В газете «Вечерний Кишинев» по поводу случившейся беды с молдавским туристом вышла заметка, которую мы предлагаем вниманию. Она вышла 23 января 1971 года — ровно 42 года назад. (Сегодня 23 января 2013 года.)
В этот период НА вела свой второй выпуск (1970-1974). Многие ее ученики из этого выпуска выступали на нашем сайте. Выступали даже дети этих учеников. Мы имеем в виду Сашу Пискарева, — сына Александра Пискарева.
Об Александре Пискареве много говорилось… Именно Александр Пискарев, поступивший после окончания школы в медицинский институт, подсказал Наталье Алексеевне необходимое ей лекарство. Только оно избавило НА от мучившей ее (после резекции желудка) боли.
НА по возвращении из Болгарии какое-то время не ходила на работу. Предлагаем вниманию письмо учеников ее класса своему учителю.
А начинаем мы с послания ее ученицы Лады Греку, которая пишет больной учительнице от имени всего класса.
Наталья Алексеевна!
Когда Вы были больны, нам очень хотелось навестить Вас и узнать как Вы себя чувствуете.
Адреса Вашего мы не знали. Мы попросили у дворника, который подметал во дворе школы и отправились к Вам. По дороге я сочинила маленькое стихотворение:
Весь Кишинев обойдем, но Наталью Алексеевну найдем!
Греку Лады
Весной 1977 года
Письмо учеников Натальи Алексеевны больной учительнице.
Нам кажется, что письмо написано Таней Юрковой («Я слепила жар-птицу»). Приводим фамилии остальных авторов письма.
Таня Юркова
Наташа Белоусова
Майя Мазина
Марина Спасова
Саня Толоченко
Саша Пискарев
Елисеенко Люда
Вова Дубасов
Валера Дедов
Галя Флейшман
Оксана
Заметка о «приключении» НА в Болгарии.
Вечерний Кишинев
23 января 1971 года
Консультация для педагогов «Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка»
Розалия Герасимова
Консультация для педагогов «Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка»
Рекомендации педагогам.
Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.
Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество.
Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.
Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.
Необходимо подумать,за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.
Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для педагога.
Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения.
Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта.Рассмотрим особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль “адвокат”».
Техника «От негатива к позитиву»
По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.
Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.
Пример замены негативного обращения на позитивное:
Негативная форма. «Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми»
Позитивная форма. «Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми»
Негативная форма. «Ваш ребенок гиперактивный,неусидчивый,непослушный»
Позитивная форма. «Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы делать работу до конца и получить удовлетворенное состояние»
Негативная форма. «У вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!»
Позитивная форма. «Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать»
Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»
В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.
Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.
Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.
Техника «Речевые штампы для сотрудничества»
Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз:
Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:
– «Вы не замечали, что в последнее время…»;
– «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».
В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:
– «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»;
– «Я начинаю беспокоиться…»;
– «Мне бы хотелось позаботиться…».
Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например,скажите:
– «Давайте вместе попробуем поступить…»;
– «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»;
– «Мы с Вами могли бы помочь Саше в…»;
– «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…».
Техника «Речевой стиль “адвокат”»
Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям.Примеры фраз речевого стиля:
– «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;
– «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;
– «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;
– «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».
Консультация «Стоит ли пресекать в поведении детей подражание животным?» Иногда замечаю не совсем обычное поведение одного ребёнка, то он бегает на четвереньках, то рычит, подражая животным, говорит, что он.
Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.
Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.
Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.
Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.
Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Воспитатель 2 младшей группы МКДОУ «Симоновский детский сад» Воронкова.
Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов «Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. » Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.
Как написать учителю, что ребенок заболел? Как это правильно сделать?
Многим родителям иногда нужно написать записку учителю, чтобы письменно изложить причину отсутствия ребенка на занятиях. Как правильно написать эту записку и на что обратить внимание?
Когда рекомендуется писать записку в школу?
Обычно родителям рекомендуется заранее писать записку, чтобы предупредить учителя, что ребенок заболел и не сможет прийти в школу. Также если ваш мальчик заболел, несколько дней отлежался и практически здоров, а за справкой вы не ходили в поликлинику, то рекомендуется написать учителю объяснительную записку. Во многих случаях записку пишут, если вы уверены на 100%, что в определенный день ребенок будет отсутствовать на занятиях.
Можно ли не писать записку?
Сразу важно предупредить родителей, что практически во всех школах ведется специальный журнал, в котором отмечается отсутствие ученика. Поэтому если ребенок не был на уроках, то ему ставят «Н-ку». Если вы предупредите учителя, что ваше дитя отсутствует по уважительной причине, то в журнале это отметят.
Если у вас нет желания писать записку, то вы всегда можете позвонить классному руководителю или отправить ему обычную СМС. Пример сообщения: «Добрый день, Мария Павловна! Хочу предупредить вас, что мой сын Иван Петренко не сможет прийти завтра в школу, так как мы идем на прием к врачу на 09:00.».
Как правильно написать записку в школу?
Что должно быть в записке:
Пример записки:
Итак, вы убедились, что написать объяснительную записку не так уж и сложно. Но лучше не злоупотребляйте этим, так как ученику никто не заменит пропущенные уроки.
Что я сделал не так, когда начал работать в школе: три ошибки педагогов
Молодые педагоги часто приходят в школу, полные сил, стремлений и желания всё изменить. Но почему-то этот настрой быстро пропадает. Почему? И кто виноват — коллеги, которые не верят в молодого учителя, или дети, не воспринимающие его всерьёз? Наш блогер Александр Шкловер, учитель математики в школе «Летово», считает, что проблема кроется в самих преподавателях.
В первые два года работы в школе я не вылезал из проблем: шум, низкие результаты учеников. Я ожидал, что приду в школу и она преобразится, а на поверку оказывалось, что я работаю сильно хуже коллег. Я винил учеников, злился на них. Думал, что мы не подходим друг другу. Я сменил школу и понял, как много делал неправильно. А ещё через пару лет пришло понимание, что дело не в том, что я делал, но в том, во что верил. В этом тексте я попробовал описать эволюцию трёх установок, которые были со мной, когда я пришёл в школу: как они меняли меня и моё преподавание.
1. «Я приду, чтобы вас спасти»
Я приходил в школу с миссией. Я был уверен, что нужен школе: «Я приду, чтобы вас научить. У вас ничего нет, а я всё вам дам.» Казалось бы, что плохого в благородном порыве сделать школу лучше? Ученики живут в своём мире. Они привыкли к нему и совершенно не считают, что им надо что-то давать или что у них чего-то нет. Для них моё желание сеять разумное, доброе и вечное — непрошеное вторжение в устоявшийся порядок вещей. «Мы, конечно, признательны, что вы за нас переживаете, но вообще-то планировали сами справиться».
Кроме того, в спасении нет субъектности. Если я пришёл, чтобы что-то дать, то ученики не в равной позиции. Ученики — объект, на который я воздействую. Но дети — не камень, над которым работает скульптор. Они авторы собственной учёбы. Это не мы учим, это ученики учатся.
Позиция спасителя очень уязвимая и обидчивая. Если у спасителя что-то не получается, хочется воскликнуть: «Ну я же для вас всё делаю, а вы, такие неблагодарные, не берёте!». С такой установкой учитель постоянно чувствует себя неудовлетворенным. Жертвенная установка требует признания жертвы, на которую дети совершенно не подписывались.
Отступим на несколько абзацев назад: хорошо, пусть эта установка мешает учителю, но что тогда вместо? Ведь зачем-то мы приходим в школу? И разве нужно отказываться от желания сделать мир лучше? Не нужно.
Я нашёл для себя фразу, которая позволяет мне не терять ориентир в работе, и не делает учеников чем-то мне обязанными: «Как было бы круто, если бы…»
Когда я ставлю цель, я представляю результат. Например, счастливых учеников, получающих удовольствие от геометрии. Я прихожу в класс для того, чтобы убедить детей, что геометрия — это круто. Я не миссионер, спасающий аборигенов от неминуемой геенны огненной, я человек со взглядом на мир. Я рассказываю о своих взглядах и высказываю соображения в их пользу, а право учеников — согласиться или отказаться от предложения. Но было бы круто, если бы они согласились.
Если вдруг ученики не разделят ваши идеалы, вы вряд ли на них обидитесь. Не обижаемся же мы на людей, которые не разделяют наши хобби? Возможно, попробуем показать, что они теряют, но уж точно не обижаемся.
2. Учительская установка на данность
Кэрол Двек в книге «Гибкое сознание» выделяет два типа людей: с установкой на развитие и установкой на данность. Люди с установкой на данность считают, что успех человека зависит от таланта. Если таланта немного, то выше головы не прыгнешь. Люди с установкой на развитие верят, что любые навыки можно развить. Люди с установкой на данность боятся совершать ошибки: вдруг все подумают, что у них нет таланта. Люди с установкой на развитие не пасуют перед неудачами. Для них неудача — очередной опыт, с помощью которого можно стать лучше.
И тут чайник закипел. О чём реально говорят в учительских
Когда я пришёл в школу, у меня была установка на данность. Я всё время оценивал себя по результату. У меня почти ничего не получалось. Помню, что после каждого урока я уходил опустошенным и с ощущением, что я плохой учитель. Наоборот, успешный урок окрылял до следующей неудачи. Низвержение от эйфории к унынию становилось только больнее. Меня спасла простая вещь: у учителей очень много уроков.
На сегодняшний день у меня было так много уроков, что я давно понял: за плохими уроками в любом случае последуют хорошие, а за хорошими — плохие. Так будет, что бы я ни делал. Я не знаю людей, которые не ошибаются. Но даже если такие люди существуют, разве делает это ошибку ненормальной? Профессия учителя очень сложная и поле для ошибок безбрежно.
Я могу только работать, чтобы снизить процент плохих уроков. Плохой урок не делает меня плохим учителем. Плохой урок — просто плохой урок
Конечно, в них нет ничего приятного. Но сегодня для меня неудачный урок — это толчок к развитию, а не причина опускать руки. А хороший — сигнал, что я на правильном пути.
3. «Мне надо, чтобы вы…»
Мне надо, чтобы вы хорошо учились. Мне надо, чтобы вы сдали ЕГЭ. Мне надо, чтобы вы стали хорошими людьми. Ну и что-нибудь ещё. Если учителю что-то надо, то неудачи детей он воспринимает как личное поражение. Домашнее задание не сделал ученик, а неудовлетворённость испытал учитель: «Вот мне надо, а у меня не получилось». Дети быстро считывают, что учитель недоволен. Они видят переживание, волнение, раздражение. И очень хорошо чувствуют, где корни этого раздражения. Логичная реакция на установку «Мне надо, чтобы вы…» — вам надо, вы и делайте. «Я своё тело в класс принёс. Вам надо, чтобы я ЕГЭ сдал — поработайте, я сдам. На экзамен я готов сходить. А научить — ваша задача». И тут не в чем обвинить ребёнка: учитель сам транслирует, что ему это нужно больше, чем ученику.
Я начинал работать с бесконечным количеством «надо» в голове. Хороший учитель — тот, у которого дети хорошо учатся. Плохим учителем я быть не хотел и мне надо было, чтобы они научились. Среди мотиваций для «надо» есть и вполне благозвучные: «Если я не научу, то ребёнок не сможет учиться в хорошем вузе». Причина благородная, а проблема та же: вам надо больше, чем ему.
Сейчас я верю, что важно передать ответственность за учёбу детям. Учатся они, а не я
Что бы я ни делал, именно ребёнок принимает решение, делать ли ему домашнее задание или задать ли вопрос. Даже глаза на доску он может поднять, только если сам захочет. Если ученику не надо, то нет ни одной методики, которая позволит телепортировать знания из книги в мозг. Нельзя вырастить хорошим человеком, можно только вырасти. Я не могу вырасти за них. Только ученику может быть надо стать хорошим человеком. Это не может быть надо мне. Точнее, может, но тогда это не принесёт ничего, кроме расстройства.
Когда мы открывали «Летово», старший класс при наборе был девятым. Эти ребята были на голову самостоятельнее следующего девятого класса. Им можно было доверить любое дело и знать, что оно будет доведено до конца. Эти ребята были старшими в школе и взяли на себя эту роль. Они чувствовали на себе ответственность за роль первопроходцев. Это им было надо.
То же случалось на дистанте: многие за два месяца вырастали на голову. Они оставались наедине со своей учебой. Если не они, то никто. Если надо учителю, то можно расслабиться: это он за всё отвечает. А если он только транслирует идеалы, то тут уж ученику решать: надо или нет. И да, есть риск, что не надо. А в чём тогда ответственность учителя? Да, выбор на стороне ученика, но чтобы его сделать нужно как минимум услышать альтернативы.
«Россияне не боятся карантина, они на него надеются». Что происходит за чертой бедности и не только
Мне помогает такая установка: «Я в вас верю. Я знаю, что у вас всё получится. Я хочу, чтобы у вас получилось. И я буду делать всё, что от меня зависит, чтобы у вас получилось. Но научиться — ваша ответственность. Да, мне будет грустно, если вы не научитесь. Но я буду честен с собой, я пойму, что сделал всё от себя зависящее, и я буду помнить, что у каждого есть право и возможность поступать так, как он считает нужным».
Если ученик не выполняет домашнее задание, я не расстраиваюсь, я ищу возможности. Обсуждаю с ним связь домашнего задания и результатов на контрольных, предлагаю помощь, но оставляю право выбора за учеником. «Я готов отвечать на вопросы по заданиям, дать тебе дополнительное, чтобы ты разобрался в теме, искать любые возможности. Но только ты можешь водить рукой по бумаге и делать задание».
Перенос ответственности с учителя на ребёнка позволяет и учителю быть самодостаточным человеком, и ребёнку раскрывать свой потенциал, так как это его ответственность, его выбор.
Пока писал, понял, что все три установки в общем про одно и то же: что ученик — это отдельный человек. И пока это не признаешь, учить совершенно невозможно. Скульптор может быть уверен, что правильная последовательность действий приведёт к воплощению замысла. Учитель может только работать над собой и верить в своих учеников. Не в моей власти научить чему-то. Только ученик может чему-либо научиться. Признать, что ты не всесилен — страшно, но, в конечном итоге, это полезно и тебе, и ученикам.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Everett Collection