Как научить таджика русскому языку с чего начать заниматься
«Я русский бы выучил только за то. ». Как обучить русскому языку ребенка в Таджикистане?
Ведь в русский класс хотят отдать детей даже те родители, чьи дети совершенно на нем не говорят.
Сколько бы ни говорили, что русский язык теряет свои позиции в Таджикистане, статистика говорит об обратном: еще слишком много родителей хотят отдать своих детей в русские классы. К слову, количество школ с русским языком обучения в республике за последний год увеличилось в десять раз, но, судя по всему, этого тоже не хватает.
В русский класс хотят отдать детей даже те родители, чьи дети совершенно на нем не говорят.
На сегодняшний день в республике насчитывается 26 школ, в которых обучение проводится исключительно на русском языке, а также 185 школ, где обучение проводится на двух языках – таджикском и русском.
«Совет на пятерку»: По какой методике лучше подготовить ребенка к школе, и где это лучше сделать?
Директор одной из столичных школ на анонимных условиях сообщила, что желающих пойти в первый класс с русскоязычным обучением в разы больше, чем в классах имеется мест. Поэтому они вынуждены экзаменовать малышей на знание русского языка.
Очевидно, что конкуренция среди желающих учиться в русских классах не шуточная, и чтобы у ребенка шансы были выше, стоит задуматься над тем, чтобы подтянуть знание русского у ребенка еще перед школой.
Какие есть варианты?
Диджитал методы в изучении языка становятся все более восстребованными
«Совет на пятёрку»: 13 образовательных онлайн ресурсов на лето, которые пригодятся каждому школьнику
На сегодняшний день это самый современный метод изучения языка для взрослых. Если речь касается детей, то, выбирая этот метод родитель должен понимать, что ему потребуется заниматься вместе со своим малышом.
Зато это бесплатно и интересно. Из других преимуществ этого метода можно отметить интерактивную составляющую упражнений: аудио и видео материалы, флеш-карточки для запоминания слов или фраз и т.д., а также автономность.
Занимаясь самостоятельно, вы не привязаны к графику группы или репетитора, регулируете нагрузку, ритм изучения и интенсивность каждого занятия.
Онлайн тренажеров по изучению русского языка много. Мы приведем лишь несколько примеров, которые могут показаться вам интересными: Грамотей. Онлайн, kid-mama, Русский язык онлайн: развивающие игры и тренажёры, тесты по русскому языку онлайн.
Что могут дать групповые занятия?
Языковые Центры крупных городов Таджикистана предлагают групповые курсы изучения не только «заморских» английского, немецкого и китайского языков, но и русского.
Do you speak или не speak? Где в Душанбе выучить английский язык
Из плюсов изучения языка в группе относим относительно низкую стоимость по сравнению с индивидуальными занятиями, постоянную конкурентную среду и постоянную практику языка с одногрупниками.
Понятно, что ценник на занятия может варьироваться. На онлайн доске объявлений RG.TJ мы нашли языковые курсы по обучению русского языка разного ценового сегмента – от 88 сомони до 250 сомони в месяц за полуторачасовые занятия три раза в неделю. По окончании курсов ученикам выдается сертификат.
Есть и недостатки в групповом изучении языка. Самый главный из них, наверное, недостаточное количество внимания, которое преподаватель может уделить каждому ученику, ведь в среднем в группе одновременно проходят обучение минимум восемь-десять человек, иногда и больше. Есть группы, где количество слушателей достигает четырех человек – это более оптимальный вариант, но и цена на такие занятия будет выше. Поэтому выбирая школу для своего ребенка, в первую очередь, уточните, сколько человек будет обучаться в группе.
Индивидуальные занятия с репетитором: дорого, но действенно
Этот вариант, конечно, более действенный, потому что педагог может сосредоточиться на сильных и слабых сторонах своего ученика, анализировать ошибки, совершенные во время занятий.
«Совет на пятёрку»: Как помочь ребенку сдать экзамены без стресса?
Искать репетитора сегодня можно как по рекомендациям знакомых, так и онлайн – в социальных сетях, в онлайн досках объявлений. В любом случае соберите отзывы о преподавателе, а также побеседуйте лично с преподавателем. Иногда самые обыкновенные вопросы могут вызвать неожиданную реакцию. Например, мы позвонили по одному из объявлений с сайта RG.TJ, в котором, как было указано, опытный преподаватель предлагает услуги индивидуальных занятий по русскому языку. Мы начали договариваться о первом занятии, но после того, как мы уточнили о ее стаже работы, преподаватель резко ответила, что свободных мест у нее нет и повесила трубку.
Мы позвонили по другому объявлению, поднял мужчина с грамотной, поставленной речью. Индивидуальные занятия с педагогом стоят 35 сомони в его частном языковом центре или 40 сомони за урок длительностью час и 10 минут, если преподаватель будет выезжать на дом. Помимо основной платы, репетитор просит покрывать транспортные расходы – еще 5 сомони.
Три совета от педагога Лидии Фатуллаевой тем, кто изучает русский язык
— Начните обучать своего ребенка языку, пока ему не исполнилось четырех лет. Дальше усваивать любой материал будет сложнее.
— Поскольку в стране практически нет русскоязычной среды, ее нужно создавать искусственно. Дети должны смотреть русскоязычные сказки, мультики и фильмы. Чтение книг – тоже хороший метод, но если ребенок не знаком со всеми фонетическими правилами русского языка и не находится в русскоязычной среде, при чтении он может совершать ошибки, к которым со временем может привыкнуть. Поэтому для начала лучше слушать аудиокниги с правильным произношением, и лишь потом или параллельно читать книги.
— Используйте обучающие и развивающие компьютерные игры для обучения русскому языку. В детском зале Национальной библиотеки Таджикистана каждый ребенок может свободно и бесплатно в интерактивной форме разрабатывать свои логику и мышление, а также языковые навыки. Дети работают один на один с программой, а, значит, нет никаких психологических и личностных барьеров, которые могут возникнуть между педагогом и учеником. Другой плюс этого метода заключается в том, что когда ребенок не может перейти на новый уровень игры, он понимает, что его знаний не хватает. Здесь ему не помогут ни папа, ни мама, а, значит, ему нужно самостоятельно устранять пробелы в знаниях.
РУССКИЙ ЯЗЫК
RealLanguage.Club – сайт для бесплатного изучения иностранных и русского языка онлайн. Специально для вас мы разработали лучшие материалы для успешного самостоятельного изучения русского языка как школьникам, так и взрослым, а также создали разделы, которые помогут иностранцам освоить русский язык для сдачи экзаменов на гражданство. Изучайте русский язык вместе с нами – легко и с удовольствием! Подробнее о проекте
Изучайте русский язык как иностранный по уровням
Ресурсы для самостоятельного обучения
Грамматика
Здесь Вы найдете все самые необходимые разделы русской грамматики, которые помогут Вам вспомнить или выучить различные правила.
Практика
Языковая практика играет ведущую роль в развитии навыков русского языка. Совершенствуйте свои навыки с помощью этого раздела.
Аудио и видео
Аудио и видео подкасты — это прогрессивный и очень удобный способ получать новые знания, при этом тратить на это минимум времени.
Тесты онлайн
Предлагаем Вам пройти бесплатные тесты онлайн и узнать, какой у Вас уровень русского языка. Простые и сложные упражнения по русскому языку.
Для школьников
Русский язык онлайн в объёме школьной программы 1-11 классов общеобразовательной школы.
Экзамены
В данном разделе представлены наиболее распространенные экзамены по русскому языку для школьников, студентов, мигрантов.
Досуг
Изучение русского языка может быть не только полезным, но и увлекательным занятием с нашим разделом Досуг.
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Методика и техника обучения русскому языку детей-мигрантов в начальной школе. ( )
Миграционные процессы привели к появлению в русских школах детей-мигрантов.
Однако следует принимать во внимание, что филологические знания и умения учащихся разные. Можно выделить следующие критерии уровня владения языком:
— не понимает, не говорит
— понимает, но не говорит;
— понимает, но говорит плохо:
— понимает, говорит. но не читает:
— говорит, читает, но не осознает прочитанное.
В силу этого в практике работы с детьми используется дифференцированный подход,
С чего же начать школьному учителю, как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком? Прежде всего, для успешного обучения необходимо:
— определить уровень владения языком:
— создать в классе комфортные условия;
— найти индивидуальный подход к каждому учащемуся:
— сформировать у учащихся интерес к изучению языка и положительную
мотивацию,
Однако эти затруднения легко преодолеваются в процессе речевого общения.
Учить общению можно лишь путем:
а) формирования и поддержания конкретного мотива общения;
б) организации различных видов активной творческой деятельности
учащегося, которая способствует реализации общения.
Один из приемов организации активной творческой деятельности учащегося. вызывающий наибольший интерес — это игра и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает обучаемых к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к языку.
Методику, позволяющую в любом классе начать обучение детей русскому языку, условно назвать методикой обучения мигрантов. В этой методике нет ничего нового. Она основана на принципах доступности и посильности предъявляемого учебного материала, полного усвоения знаний на уроке всеми учащимися и др. Ядром методики является организация учителем самостоятельной языковой познавательной деятельности ребенка: он должен читать, писать, говорить, теть первоначально с ошибками, но по-русски.
Успешно реализовать методику можно при условии, что учитель преодолел барьер молчания нерусских детей, возбудил активность учащихся, пробудил интерес к работе.
Интерес к занятиям формируется содержанием учебного материала, организацией учебной деятельности учащихся. Внимание учеников привлекает новизна учебного материала, его практическая значимость, расширение знаний по определенным темам.
Познавательный интерес учащихся во время занятий поддерживается изучением художественных и научно-популярных текстов, беседами, выразительным чтением, викторинами, введением в учебный процесс дополнительных языковедческих знаний. Подбираемые для занятий тексты ориентированы на развитие познавательных возможностей учащихся, формирование умений анализировать, обобщать, видеть явления во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Работая с текстом, школьник одновременно осваивает произношение, правописание, словарь языка, овладевает умением задавать вопросы, участвует в общении с учителем и друг с другом. Следует отметить, что учитель должен заметить желание ребенка к общению на русском языке и поддержать его, предоставив 1-е слово плохо говорящим, а затем тем, кто лучше освоил язык.
На начальном этапе обучения чтению независимо от возраста ребенка надо добиться, чтобы все ученики полностью знали алфавит, умели распределять слова в алфавитном порядке, правильно произносили трудные для них звуки. Именно этот этап в овладении необходимыми элементарными умениями чтения является самым ответственным, так как учащиеся овладевают механизмом чтения.
Механизм (техника) чтения ученика зависит от того, каким способом чтения он овладел, т. е. какие единицы реально выступают в качестве оперативных единиц чтения:
2) расширение зрительного поля узнавания до буквосочетания, равного слогу, который воспринимается уже целостно;
3) восприятие буквенного комплекса, равного слову, овладение
умением цельно прочитывать слова с соблюдением ударений.
Чтение имеет особое значение: оно положительно влияет на становление и совершенствование других видов речевой деятельности: аудирование говорения, письма.
Для формирования и развития практических навыков владения русским языком большое значение имеет и чтение вслух. В начальных классах оно является основной формой обучения чтению как речевому умению. Но оно необходимо и в основной школе, где тоже учатся дети-мигранты. Чтение вслух помогает учителю своевременно выявить и исправить речевые, смысловые, логические ошибки ученика.
Изучение характера ошибок учащихся позволило сделать вывод: в процессе чтения дети чаще всего испытывают трудности в произношении тех слов, смысл которых им непонятен. Поэтому одним из основных звеньев в обучении нерусских детей русскому языку, в развитии их речи является словарная работа, обогащение словарного запаса.
Работа над словом в начальных классах проводится в определенной последовательности: четко произношу новое слово и объясняю его значение. Вслед за мной учащиеся произносят это слово. Затем слово записываю на доске, учащиеся пишут в тетради. Таким образом, каждое новое слово ребенок слышит, видит, сам произносит, читает, пишет, т. е. каждое слово проводится через все виды чувственного восприятия учащихся. С учетом этого составляется ряд упражнений на употребление усваиваемых слов в изученных конструкциях предложений. При этом особое внимание обращается на постановку ударения, на правильное произношение новых слов.
Для словарной работы можно использовать как предметные, так и сюжетные картины. Виды упражнений по картине могут быть следующие: а) название или запись слов, обозначающих предметы на картине; б) составление и запись подписей под картинками; в) ответы на вопросы по сюжетным картинам с целью закрепления изучаемой лексики; г) беседа по картине с использованием данных учителем слов. На уроках, когда закрепляется определенный словарный материал, беседа по картине всегда носит целенаправленный характер: учащимся необходимо употребить в ответах (или записать в тетради) предложения или словосочетания со словами, усвоение которых являлось образовательной задачей урока. Работа по картине активизирует в речи учащихся определенный лексико-грамматический материал, способствует, таким образом, развитию навыков связной русской речи.
Для закрепления в памяти учащихся русских слов, навыков правильной русской речи полезны упражнения в заучивании наизусть стихотворений (или небольших стихотворных отрывков), песен, пословиц, поговорок, загадок, призывов. Она способствует еще усвоению различных конструкций предложений и учит детей правильно ставить ударение в русских словах, тренирует память учащихся. К заученному наизусть следует возвращаться и постоянно повторять его.
Известно, что устная речь бывает диалогической и монологической.
Учащимся начальных классов, когда у них нет определенного запаса русских слов, не известны словоформы, трудно самостоятельно рассказать о прочитанном или увиденном. Им легче говорить о чем-либо, отвечая на вопросы учителя или собеседника. Поэтому работа над развитием связной речи учащихся начальных классов на первых порах сводится к овладению диалогом. Диалог строится из простых предложений, часто неполных, дополняется мимикой, жестами, интонацией, большую роль здесь играет ситуация.
Осознанное чтение способствует овладению грамматикой. Изучение грамматики не должно быть самоцелью, грамматика должна помогать практическому овладению языком, способствовать осмыслению наиболее важных языковых явлений, без знаний которых дети-мигранты затрудняются пользоваться русским языком в устной и письменной форме. При этом должно быть больше практики в чтении, рассказывании, письменном изложении мыслей.
В процессе обучения необходимо осуществлять межпредметную связь, что позволит обнаружить пробелы в знаниях учащихся, наметить дополнительные упражнения. Действия учителя должны быть подчинены правилу, согласно которому все выполняемые учеником работы подвергаются контролю и рука об руку с обучаемым идет работа.
Опыт показывает, что в результате каждодневной, целенаправленной работы учащиеся к концу начальных классов будут читать вполне осознанно, правильно, бегло и выразительно, смогут отвечать на вопросы по тексту, самостоятельно задавать их и озаглавливать отдельные части текста, писать грамотно.
Подготовка учащихся к выпускному экзамену
С каждым годом увеличивается количество детей, не справляющихся с учебной программой. Причины этого – отдельный вопрос исследования педагогов и психологов. Кроме этого происходит сокращение количества часов, отводимых на предмет, что усложняет освоение учебного материала, особенно слабоуспевающими учащимися.
Однако эти трудности в учебном процессе не снимают ответственности с учителя при подготовке учащихся к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Но сама подготовка к экзамену данной формы не должна стать самоцелью, не должно быть как таковых тренировок, репетиций, «натаскивания». Все задания должны выполняться осознанно. Так как, только зная материал по предмету, помня и умело применяя правила, можно наиболее верно ответить на вопросы и справиться с заданиями в тестах ЕГЭ. Поэтому целесообразно начинать подготовку к выпускному экзамену с 5-го класса, представляя уже тогда перспективу знаний, умений и навыков, получаемых на данном периоде обучения. Изученное в 5-м классе имеет свое продолжение в последующих классах, но уже с усложнением, с освоением новых видов учебной деятельности, развитием учебных навыков.
В основе этой работы лежит индивидуально-дифферинцированный подход к учащимся, т. к. в условиях массового обучения нет такой возможности. В этом случае в зависимости от цели и задач, поставленных на конкретном уроке, необходимо производить мысленную группировку учащихся, объединенных схожими индивидуальными особенностями:
- по уровню фактических знаний, умений и навыков, отношению к предмету, связанному с интересом, проявленным к данному школьному предмету, индивидуальному стилю познавательной деятельности и т. д.
Таким образом, во время урока учащиеся могут выполнять отличные друг от друга задания и упражнения, различающиеся по объему и уровню сложности.
Изучение нового материала лучше предлагать учащимся, особенно слабоуспевающим, в удобном для них стиле познавательной деятельности, сняв таким образом напряжение и переутомление.
К слабоуспевающим учащимся можно отнести и часто болеющих учеников, которые из-за долгого отсутствия в школе по причине болезни не успевают осваивать учебный материал в том же темпе, как другие ученики. К ним нужен индивидуальный подход и особое внимание. Необходимо во время урока давать им индивидуальные задания. Так, например, во время уроков, на которых происходит закрепление темы, слабоуспевающим и долго отсутвующим по причине болезни детям необходим особый контроль и помощь со стороны учителя или «сильного» ученика-консультанта.
Поэтому заранее им дается меньшее по объему и более легкое и доступное задание, включающее в себя повторение прошлого материала. Работая со «слабыми» учениками, учитель действует по алгоритму:
· помощь учащимся, если что-то не понятно – контроль
· самостоятельная работа – контроль
· коррекция ошибок при работе – контроль.
Домашнее задание также дается таким учащимся только одно, посильное, чтобы избежать перенапряжения после болезни и стресса или боязни не выполнить его, что часто провоцирует невыполнение домашнего задания.
Необходимым условием успешного обучения является правильно поставленные и постоянно проводимое повторение изученного материала. Для этого следует постоянно повторять правила и проводить упражнения по закреплению изученного ранее. Это могут быть тесты по пройденным темам, контрольные работы, диктанты с проверкой, проведенной тут же в классе, работа по тренированным заданиям, индивидуальная работа, по вариантам и т. д. Любое упражнение, выполняемое в классе, кроме данных в них заданий, дает возможность использовать его в качестве повторения изученных тем. Для этого достаточно заострить внимание учащихся на правилах, орфограммах, встречаемых в нем, выполнить их и закрепить еще раз. Внимание также заслуживают знаки препинания, проставленные в тексте. Надо дать возможность учащимся объяснить их постановку, составить схему предложения, вспомнив таким образом виды предложений, их отличительные черты.
В любом предложении всегда можно найти слово, которое можно использовать для фонетического разбора и произвести транскрипцию.
Все эти задания позже встретятся в тестах ЕГЭ.
Кроме перечисленных трудностей при изучении и повторении материала встречаются и такие, как врожденная грамотность. Само это понятие включает в себя слово «грамотность», но при этом имеет свои специфические особенности. Если нормой в учебном процессе является требование проверять написание слов в соответствии с грамматическими правилами, то на учащихся обладающих врожденной грамотностью, это правило не распространяется, т. к. для них концентрация внимания на правиле приводит к обратному эффекту: ошибкам, исправлениям правильного написания на неправильное.
Обучая ребенка грамотному письму, нельзя разрушать основы «врожденной» грамотности. Нужно найти причины неграмотности, проанализировать ошибки. Трудности в обучении испытывают и дети-мигранты, плохо знающие русский язык. В работе с ними важно взаимодействие педагогов, которые следуют специальному правилу: вне зависимости от преподаваемого предмета обязательно работать с текстом и правильным написанием понятий. Для многих учителей стало нормой обращать внимание на новые, незнакомые или трудные слова, их значение и написание.
Новые слова, понятия выписываются на доске, в словарь. Те орфограммы, где могут быть допущены ошибки, объясняются учителем. Таким образом, связь всех учителей-предметников способствует сокращению ошибок.
В старших классах, 10-х и 11-х продолжается и активируется подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ, происходит нарастание темпа при повторении, усложняются тексты, появляются новые виды тестов, которые в будущем схожи с тестами ЕГЭ, проводится работа по обучению заполнения анкетных листов ЕГЭ, увеличивается темп выполнения заданий.
Сборники для подготовки к тестам ЕГЭ сегодня продаются в каждом книжном магазине. Поэтому учащиеся могут самостоятельно приобрести примерные задания, которые могут быть на экзамене.
На уроках же есть возможность провести повторениенаиболее трудных и часто встречающихся в заданиях ЕГЭ тем, что что также способствует лучшему усвоению материала и его закрепления, а также облегчает подготовку к ЕГЭ.
После такой планомерной, кропотливой работы были показаны довольно высокие результаты по тестам, проведенным в период очередной аттестации школы.
В течении периода учебы в 11 классе учащимся были предоставлены возможности испытать свои силы на пробных ЕГЭ, где также результаты были хорошими. Поэтому, пройдя все эти подготовительные испытания, на выпускном ЕГЭ результаты стали лучше предыдущих.
Формы и методы работы школьной психологической службы по предупрпеждению и преодолению неуспеваемости.
Работа школьной психологической службы по предупреждению и преодолению неуспеваемости идет по различным направлениям:
- Диагностика (познавательной сферы, индивидуально-личностной). Консультирование (учащихся, родителей, учителей). Просветительско-развивающая (учителя, учащиеся, родители).
Диагностика учащихся строится с учетом прогнозирования педагогического процесса, традиционных диагностических направлений, опытно-экспериментальной работы в школе.
Цель различных видов этой работы:
- выявление проблемных учащихся; причин неуспеваемости; личностных (поведенческих) проблем.
Результаты фронтальных исследований используются для составления психолого-педагогической карты класса, карт индивидуального развития учащихся, для сравнительного анализа данных за несколько лет и составления программы индивидуального развития учащихся, осуществления им психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения в школе.
Результаты диагностики помогают выявить ряд причин школьной неуспеваемости. По результатам диагностики проводятся консультации, как индивидуальные, так и групповые для учителей, родителей, учащихся.
Одной из форм работы в нашей школе по преодолению неуспеваемости является педагогический консилиум. В основном мы изучаем адаптационные моменты 4-х, 5-х, 9-х классов. Наибольшее количество проблем учебного характера возникает именно в это время.
Цель консилиума: проследить развитие учащихся по разным направлениям, выделить индивидуальные особенности каждого учащегося и класса в целом, выяснить причины тех, или иных ситуаций, наметить пути их решения. Учителя имеют возможность глубже познать учащихся, обменяться мнениями, поделиться опытом работы со слабоуспевающими и трудными учащимися, выработать единые требования к обучению и воспитанию детей.
Итогом консилиума является составление карты индивидуального развития школьника.
В консилиуме принимают участие учителя, работающие и работавшие в недавнем прошлом в данном классе, школьный психолог, логопед, школьная администрация.
Каждый участник консилиума приносит результаты своей аналитической деятельности:
· психолог – обобщенные материалы диагностики;
· классный руководитель и педагоги – дают педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом;
· социальный педагог – информацию о составе семьи и особенностях семейного воспитания конкретного ребенка;
· медицинский работник – выписки из медкарт, информацию из поликлиники для обсуждения на консилиуме;
· заместитель директора – информацию об учащихся, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
· логопед – дает характеристику речевых проблем учащихся.
Работа консилиума заключается в следующем:
1. Информационный обмен между участниками.
2. Обсуждение конкретного случая.
3. Обсуждение форм работы по оказанию помощи учащемуся и определение единых педагогических требований.
4. Установление сроков той или иной работы, ответственности и форм контроля.
Развивающая работа в большинстве случаев строится индивидуально, часто в сотрудничестве с педагогическим коллективом коллективом и родителями.
Она тесно связана с консультационно-просветительской деятельностью.
Это выступления на педсоветах, на секциях методсовета школы с целью поднятия уровня психологических знаний педагогов, а также выступления на родительских собраниях (знакомство с результатами диагностики, особенностями возрастного периода, различными рекомендациями по преодолению неуспеваемости).
Наша школа сотрудничает с ЦкиД «Теплый Стан», который оказывает нам содействие с особо проблемными учащимися (в виде консультаций, занятий с различными специалистами психологической службы), а также осмотром проблемных учащихся на психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) с разработкой рекомендаций по коррекции и работе с такими учащимися.
К сожалению возможности ЦкиД «Теплый Стан» ограничены. При потребности школы в направлении на консультацию 32% учащихся от общего количества проблемных детей, мы имеем возможность проконсультировать там только 4% таких учащихся. В то время, как известно, чем раньше будет установлена необходимость обучения ребенка в специальном учреждении, тем больший развивающий эффект это окажет. Часть детей, не прошедших через консультацию, естественно продолжает обучение в массовой школе. Переходя из класса в класс с усугубляющейся проблемой. Эти дети в основной школе оказываются неспособными освоить образовательную программу и образуют наиболее тяжелый контингент учащихся, т. к. к учебным проблемам начинают добавляться поведенческие: прогулы, нарушения дисциплины на уроках, уход в асоциальные группы и возможность совершения правонарушений.
За период с 2005 по 2007 г. из нашей школы 22 человека прошло ПМПК. Для 9 учащихся была определена форма дальнейшего обучения, и они перешли в образовательные учреждения коррекционного типа. 7 человек по заключениям и рекомендациям ПМПК мы записали для занятий в логопедические группы нашей школы, т. к. ранее не были проинформированы, что они в этом нуждаются. Некоторые из учащихся, прошедшие ПМПК, стали посещать КРЗ с педагогом-психологом по необходимым им программам; есть и такие, кто обратился к врачам неврологам и психоневрологам за соответствующим лечением.
Имеют место случаи, когда родители отказываются от прохождения с детьми ПМПК (5-6 чел.), т. к. они боятся осмотра психоневрологом, негативных разговоров о ребёнке в школе или изменения форм обучения. В основном это родители учащихся средней школы. В отличие от них родители учащихся начальной школы легче идут на такую форму работы с их детьми.
У нас в начальной школе есть очень проблемный ребёнок, родители которого считали его абсолютно здоровым и отказывались от консультации в ПМПК, в итоге их сын проходил лечение в психиатрическом стационаре и сейчас стоит вопрос о его переводе в специализированное коррекционное учебное заведение.
Мы стараемся уже в начальной школе, в 1-м классе, выделить проблемных учащихся и отправить их на комиссию, т. к. именно на раннем этапе можно реально помочь проблемному ребёнку.
Еще одна форма работы, которая имеет место в нашей школе – это семинар-тренинг. Один из них проходил по теме: «Психология развития творческого потенциала личности». В числе целей тренинга было ознакомление учителей с приемами психологической коррекции, прямо выходящей проблемы успеваемости и поведения учащихся. Семинар представлял собой цикл занятий с учителями в форме лекций и тренингов.
Для проведения семинара-тренинга использовались каникулы. Занимались те учителя, которые проявили интерес к этой форме самообразования. С целями, тематикой занятий Вы можете познакомиться в методических материалах (приложение к семинару).
Индивидуальные формы работы с учителями, учащимися, родителями (диагностика, консультирование и т. д.) не предполагают обязательного оглашения в процессе работы другим сотрудникам, т. к. результаты индивидуальной работы с клиентом являются конфиденциальными, и в то же время, помогают выявить причины различных психологических проблем и наметить пути их решения, построить коррекционную работу.
Социально-психологическую службу школы образуют педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед. Каждый из них ведет работу с неуспевающими в своих напрвлениях. Занятия логопеда с детьми, имеющими речевые проблемы; сопровождение неуспевающих социальным педагогом, такое взаимодействие специалистов психологической службы, а также взаимосвязь с учителями-предметниками, классными руководителями, дает позитивный результат работы с неуспевающими детьми.
Меняются формы и методы организации познавательной деятельности слабоуспевающих детей. Учителя иначе начинают строить взамоотношения с ними. Приосуществлении индивидуального подхода к таким учащимся активно используется знание их индивидуально-психологических особенностей и индивидуального стиля познавательной деятельности и др. особенностей. Все это помогает добиваться освоения учебного материала такими учащимися на уровне государственных стандартов.