Как найти то для чего вы созданы
Как найти то для чего вы созданы
Кен Робинсон при участии Лу Ароники
Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии
Несколько лет назад я услышал чудесную историю, которую очень люблю рассказывать. Одна учительница начальных классов проводила урок рисования в группе шестилетних детей. В конце класса сидела маленькая девочка, которая обычно не радовала учителей внимательностью и прилежанием. Но это не относилось к урокам рисования. На протяжении двадцати минут девочка самозабвенно рисовала, закрыв от всех свой лист бумаги. Заинтригованная учительница не выдержала и спросила, что же она рисует. Девочка, не поднимая глаз, ответила: «Я рисую Бога». Удивленная, учительница сказала: «Но ведь никто не знает, как выглядит Бог».
Девочка ответила: «Через минуту узнают».
Мне очень нравится эта история. Она напоминает нам, что маленькие дети обладают поразительной уверенностью в своих представлениях. Большинство из нас, становясь взрослыми людьми, теряет эту уверенность. Спросите у первоклассников, кто из них верит в свои творческие способности, – и в ответ взметнется лес рук. Задайте такой же вопрос группе старшеклассников – и будете поражены малочисленностью «творчески уверенных в себе» подростков. Я искренне считаю, что все мы от рождения обладаем огромными природными способностями, но теряем многие из них в ходе интенсивного общения с окружающим миром. Парадоксально, но факт: одной из основных причин этого процесса является образование. В результате большинство из нас даже не догадывается о своих истинных талантах и возможностях, а следовательно, не представляет, каких высот может достичь.
Иначе говоря, люди не знают, кто они такие на самом деле.
Я много путешествую и работаю с людьми из самых разных стран. Я работаю с образовательными учреждениями, корпорациями и некоммерческими организациями. Везде я встречаю студентов, которые пытаются определить свое будущее и не знают, с чего начать. Я встречаю обеспокоенных родителей, которые пытаются им помочь, но вместо этого часто мешают детям реализовать свои истинные таланты, настаивая на традиционных и проторенных путях обретения успеха. Я встречаю работодателей, которые пытаются понять и лучше использовать разнообразные таланты своих сотрудников. В какой-то момент я потерял счет людям, которые не понимали по-настоящему, каковы их индивидуальные таланты и истинные интересы. То, чем они занимаются сейчас, не доставляет им удовольствия, однако эти люди не имеют ни малейшего представления о том, что действительно может сделать их счастливыми.
С другой стороны, я неоднократно встречал людей, которые очень успешны во всех сферах жизни, страстно увлечены своим делом и не могут представить себя в иной роли. Я верю, что их истории содержат в себе важный урок для всех нас. Они дают нам знание о природе человеческих способностей и важности их реализации. Выступая на самых разных мероприятиях по всему миру, я окончательно убедился, что именно реальные истории реальных людей, а не сухая статистика и мнение высоколобых экспертов, убеждают нас в необходимости изменить мнение о себе, о том, как мы строим свою жизнь, как воспитываем своих детей и управляем своими организациями.
В этой книге содержится множество историй о творческих исканиях очень разных людей. Со многими из них были проведены интервью специально для моей книги. Эти люди рассказывают, как впервые открыли в себе уникальные таланты и как смогли преуспеть в жизни, занимаясь любимым делом. Особое впечатление на меня произвело то, что часто они шли к этому необычными путями, полными крутых поворотов, виражей и сюрпризов. Часто люди, с которыми я проводил интервью в процессе создания книги, говорили, что наша беседа позволила им по-новому оценить свои идеи и жизненный опыт, которые они раньше никогда и ни с кем не обсуждали подобным образом. Пережить момент признания. Ощутить развитие своих талантов. Почувствовать поддержку или противодействие семьи, друзей и учителей. То, что помогало им двигаться вперед вопреки многочисленным препятст виям.
Истории этих людей не сказки. Все они ведут сложную жизнь, полную вызовов и трудных задач. Их путь к себе не был легким и безмятежным. Все они испытывают и триумфы, и падения. Никто из них не живет «совершенной» жизнью. Но всех этих людей объединяет одно – моменты, когда они испытывают удивительное чувство своего совершенства.
Именно поэтому я считаю, что их истории и опыт так важны для вас – настоящих героев моей книги.
Создавая ее, я стремился предложить вам более широко взглянуть на способности и творческий потенциал человека и на те преимущества, которые дает каждому из нас четкое понимание своих талантов и предпочтений. Эта книга посвящена вопросам, имеющим фундаментальное значение в жизни каждого человека и – следовательно – окружающих его детей, друзей, учеников… Для обсуждения этих вопросов и обозначения сферы, в которой гармонично сливаются наши увлечения и достижения, я буду использовать термин своя стихия. Я верю в необходимость для каждого из нас найти свою стихию не только потому, что это повысит степень нашей удовлетворенности жизнью, но и потому, что по мере эволюции мира само будущее наших сообществ и институтов будет зависеть от этого.
Мир сегодня меняется быстрее, чем когда-либо в истории. Мы понимаем, что для вступления в новую эпоху нужна абсолютно другая парадигма человеческих способностей. Нам необходимо выработать новый взгляд на важность развития человеческих талантов и понять, что талант проявляется по-разному. Необходимо создавать такую среду – в школах, на рабочих местах и в государственных учреждениях, – где каждого человека поощряли бы развивать свой творческий потенциал. Необходимо обеспечить уверенность каждого человека в том, что у него есть возможность и способности заниматься тем, чем он должен заниматься для того, чтобы открыть свое призвание.
Эта книга представляет собой гимн невероятному разнообразию человеческих талантов и предпочтений, гимн нашему необычайному потенциалу роста и развития. Она дает понимание того, в каких условиях человеческие таланты расцветают, а в каких гибнут. А еще эта книга о том, как нам научиться концентрироваться на настоящем и единственно возможным способом подготовиться к неизвестному будущему.
Для того чтобы наилучшим образом реализовать себя и помочь в этом друг другу, нам необходимо срочно пересмотреть свою точку зрения на человеческие способности. Нам необходимо принять свою стихию.
Моим сестрам и братьям – Этель Лене, Киту, Дереку, Иэну, Джону и Нейлу; нашим необыкновенным маме и папе, Этель и Джиму; моему сыну Джеймсу, моей дочери Кейт и моей спутнице жизни Терри. Эта книга посвящается всем вам. Вашим многочисленным талантам. Той бесконечной любви и радости, которые мы дарим друг другу. Ведь именно рядом с вами – любимыми и любящими – я действительно нахожусь в своей стихии.
Джиллиан было всего семь лет, однако ее будущее уже оказалось под угрозой. Ее успеваемость в школе была просто отвратительной. Джиллиан с опозданием выполняла задания, ее почерк был ужасен, а результаты контрольных – удручающие. Кроме того, девочка отвлекала от занятий весь класс: то шумно ерзала на месте, то глядела в окно, вынуждая учителя прерывать урок, чтобы вновь привлечь ее внимание, то мешала своими выходками сидящим вокруг нее детям. Джиллиан все это не особенно волновало – она привыкла, что взрослые делают ей замечания, и действительно не считала себя трудным ребенком, – однако учителя были обеспокоены. Ситуация достигла апогея, когда руководство школы написало письмо ее родителям.
Учителя считали, что у Джиллиан проблемы с обучаемостью и что, возможно, для нее будет лучше перейти в школу для детей с ограниченными возможностями. Все это происходило в начале 1930-х годов. Я думаю, сегодня бы сочли, что у нее синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ),[1] и посадили бы ее на пихотропные препараты. Однако в те времена этого термина еще не придумали. На СДВГ нельзя было сослаться при любой возможности.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder, ADHD). Обычно диагностируется у детей с повышенной подвижностью, нарушением концентрации внимания и плохо управляемой импульсивностью. Прим. ред.
«Глубоко внутри вы всегда знали, чем хотите заниматься»: как найти свое призвание
9 советов читателей Т—Ж
Никакая зарплата не сравнится с чувством удовлетворения от любимого дела. Главное — его найти.
Читатели поделились историями о поиске призвания и советами. Начать с себя и изменить отношение к работе, найти единомышленников или отправиться в путешествие с хорошей книгой — выбирайте способ по душе.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Проанализируйте, какими навыками уже обладаете, чем вам нравится заниматься, и отсюда уже выстраивайте план. Хорошо мечтать о творческой и полезной работе, на которой еще будут платить выше среднего, но если даже в вашей голове не вырисовывается картина, чем вы хотите заниматься, откуда работодателям знать?
Гораздо легче искать, если уже имеется база. Например, я всю жизнь была менеджером по продажам — за 10 лет перегорела. Начала искать новую сферу. Проанализировала, что мне, помимо продаж, нравилось в работе: анализ клиентской базы и продуктов. Подогнав резюме под стандарт, устроилась менеджером по продуктам на начальный оклад. Поработаю годик, а потом или пойду на повышение, или стану коучем для продажников — учить мне тоже нравится, благо есть что рассказать. Помимо этого, я люблю писать лаконичные тексты: сопроводительные письма, отзывы. Записалась на курсы копирайтинга, может, пойдет и это дело.
Главное — пробовать себя в разных направлениях. Не получится одно — сможете выбрать другое или найдете позиции, о которых даже не знали.
Я нахожусь на перепутье: перепробовала за последние годы много разных направлений, нигде не выстрелило. На основании имеющегося опыта определила для себя основные черты желаемой работы:
Наметила себе учебный план, через полгода отпишусь, если удастся получить работу в новой сфере.
Я еще студенткой начала преподавать. У меня это хорошо получалось и приносило неплохой доход по тем временам, но всегда хотелось чего-то другого. Долго пыталась найти что-то новое, но всегда возвращалась к преподаванию, так как очень любила работать с людьми.
Однажды я просто смирилась со своим призванием, и именно в этот момент меня увело немного в сторону — в методическую работу. Позже я поняла: это то, чем бы мне хотелось заниматься. Меньше чем через год я ушла в педагогический дизайн, увеличила доход в два раза и сейчас очень кайфую от того, что делаю 40 часов в неделю.
При смене работы очень помогли интеллект-карты. Я выписала, что я делаю хорошо, что мне нравится, чем бы хотелось заниматься на будущей работе и что не нравится в нынешней. Возвращалась к ним, пока искала работу, и в итоге попала в точку. Рекомендую.
Я работаю на работе, которая мне нравится. Вижу перспективы, искренне наслаждаюсь процессом, легко перепрыгиваю возникающие сложности. Иногда, конечно, устаю, но в целом, скорее, получаю ресурсы из работы, чем вливаю их туда.
Начинала, правда, не так позитивно.
Помогло то, что я сняла со слова «работа» лишние смыслы. По сути, работа не может дать таких романтических вещей, как самореализация, поиск себя и прочее. Она может дать деньги, плюшки вроде офиса или удаленной работы, определенный тип начальника, коллектив и так далее. Поймите, что вам в таком списке важнее всего, и сфокусируйтесь на этом.
Если вы будете ждать от работы простой человеческой зарплаты на карточке, она и будет для вас главной мотивацией. А рутина, сложности и выгорание выйдут из уравнения. Если вам важнее всего ДМС, нетоксичный коллектив, начальник с адекватными требованиями, работа на удаленке — найдите именно такую работу, которая будет закрывать вашу основную потребность в полной мере. Все остальное станет мишурой по периметру.
Ответ прост: нужно перестать считать работу развлечением. Она таковой может быть, но не обязана. В любой работе, даже самой творческой, доля развлечения не может быть большой.
Вы ни для чего не созданы и ни для чего не нужны в этом мире — миру вы безразличны. Попытки придумать, чем ты хочешь заниматься, фактически обречены, их невозможно насадить сверху, они рождаются снизу в ходе деятельности, а не в ходе раздумий. Чем будете заниматься и что будет хорошо получаться, то и будет работой, которая приносит удовлетворение и лишь минимально раздражает в каких-то аспектах, — и это раздражение можно свести на нет при желании.
Пробовала все подряд. В 2015 году меня сократили в фармкомпании, откуда я и так планировала уходить: фармбизнес бесил в принципе. Переезжала в Испанию с мыслями, что пойду работать в хостел на ресепшене, — без разрешения на работу, ага. В итоге водила экскурсии — было интересно, работала в магазине — скука, но хотя бы не мокро и ноги не болят, заселяла туристов в апартаменты через Airbnb — весело, но утомляет, а также преподавала английский врачам.
Пробовала учиться графическому дизайну, переводить, писать тексты, среди прочего ткнулась в СММ без особых ожиданий, а оно выстрелило. Потом, уже углубившись, поняла, что нашла свое, от чего глаза горят и удовольствие приходит. Практически случайно, в общем, но все сложилось. Так что единственное, что могу посоветовать, — пробовать все и смотреть, на что есть отклик внутри.
У меня бывали порой мысли: а мое ли это, что мне было бы интересно? Чаще так происходило именно от того, что не было круга единомышленников рядом.
Когда компания занимается идеей, которая тебя захватывает, вы делаете что-то важное и нужное для мира, это не может не вдохновлять. А если команда разделяет твои взгляды, вам вместе интересно и в профессиональном, и в личном общении, то ходить на работу — одно удовольствие.
Нужно перестать относиться к работе как к предназначению и понять, что это ваш выбор. Принципиальная разница в двух моментах: выбор вы делаете осознанно и всегда можете его изменить. А дальше маленькие успехи постепенно делают свое дело, дофамин вырабатывается, вас уважают как профессионала и вы начинаете верить в то, что это ваше предназначение.
Возможна проблема, если вы перестанете развиваться в профессии после освоения базы. При таком раскладе любая работа через полгода покажется каторгой.
Лучшим решением будет путешествие в горы. Не обязательно жить в палатке, просто вам нужно подумать. Возьмите с собой первую попавшуюся книгу из отечественной классики. Решение придет само, просто будьте любознательны и пытливы.
«Никакая зарплата не сравнится с чувством удовлетворения от любимого дела.»
Вообще не согласен. Для меня в работе главное именно то, сколько я за неё получаю и какой уровень жизни могу себе благодаря этому позволить.
Sol, полностью согласен с Вами. Однако очень даже хорошо, когда высокая зарплата сочетается с любимым делом
Sol, может наступить момент, когда ты будешь зарабатывать с избытком, но внутри будешь чувствовать опустошение и неудовлетворённость от того что занят не своим делом и тратишь жизнь впустую
Sol, плюсую.
Человек, который хорошо зарабатывает, обеспечивает семью, не бросит работу и не пойдет сочинять стихи за копейки.
тьфунатебя, а как же дауншифтинг?
Alexander, не согласна, в Грузию спокойно для целей дауншифтинга можно ехать))
За что минусы? Отрицаете существование такого явления, как дауншифтинг?
Sol, кому как. Наверно, если обременен семьёй и детьми то да, ну а у меня лишь девушка и моя зп 40к (норм по меркам Нижегородской области) не компенсирует того, что я работаю на производстве хрени, которую я считаю бесполезной
Sol, удовлетворив деньгами базовые потребности, такую потребность как самореализация (а именно этого хочется, когда накормлен, одет, обут, и в отпуске выгулян) деньгами не удовлетворишь.
Sol, ну так это называется «работать за еду». Если зп – всё, что вас радует, то это именно такой термин. Хорошего здесь мало. Причём неважно, о какой зарплате идёт речь, хоть 50 тыр, хоть 150. Ты всё равно работаешь за еду.
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
Действия
Навыки
Ценности
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»