Как называется сравнение с чем либо
Сравнение
* Сравнение в ряде социальных наук и в философии — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.
* Сравнение по модулю натурального числа — понятие, на котором основана модулярная арифметика, применяющаяся во многих областях математики.
* Сравнение в программировании — общее название ряда операций над па́рами значений одного типа, реализующих математические отношения равенства и порядка.
* Сравнение в стилистике и литературе — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
* Сравнение в лингвистике — синтаксическая конструкция, использующаяся для выражения сравнения.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности — надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность.
В обучении машин и распознавании образов признак — это индивидуальное измеримое свойство или характеристика наблюдаемого явления. Выбор информативных, отличительных и независимых признаков является критическим шагом для эффективных алгоритмов в распознавании образов, классификации и регрессии. Признаки обычно являются числовыми, но структурные признаки, такие как строки и графы, используются в синтаксическом распознавании образов.
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
Существительные в творительном падеже
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
Слова «похожий» и подобный»
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
СРАВНЕНИЕ
Смотреть что такое СРАВНЕНИЕ в других словарях:
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
сравнение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: сравнить (1а1). 2) Образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.
СРАВНЕНИЕ
сравнение с.1. comparison по сравнению (с тв.) — in comparison (with), as compared (with) вне сравнения — beyond comparison не поддаваться сравнению —. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ, акт мышления, посредством к-рого классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания; в С. мир постигается как «св. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ, категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в к-ром изображаемое явление уподобляется другому по к.-л. общему для них пр. смотреть
СРАВНЕНИЕ
— соотношение между целыми числами а и и вида a=b+mk, означающее, что их разность а-b делится на заданное целое положительное число т, наз. модулем с. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. хара. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕ´НИЕ — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усил. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
одна из мыслит, операций, состоит в сопоставлении познаваемых объектов по нек-рому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью С. выявляются количеств, и качеств, характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. С. используется также как средство для пояснения одного понятия (абстрактного). другим, более конкретным. В процессе познания и обучения С. выступает в качестве его исходной формы, лежащей в основе всякого знания: С. объектов по определённым параметрам приводит к выделению в первоначально глобальном восприятии вещи её отд. сторон (длины, объёма, формы, цвета и т. п.). С. неотделимо от др. мыслит, операций и осуществляется на основе выделения определённых качеств и свойств (анализ). с последующим установлением связи между ними (синтез); в процессе С., вычленяющего сходное в ряде предметов и явлений, возникают нек-рые формы обобщения. С. необходимое средство как чувственного, так и рационального познания. На уровне чувственного познания С. протекает в форме наглядного сопоставления объектов и направлено на установление сходства и различия вещей по цвету, форме, величине и т. п. внешним, непосредственно воспринимаемым качествам. При рациональном познании задачей С. является определение внутр. связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логич. принципы и предметные абстракции. С. формируется в процессе индивидуального развития человека. В практич. и игровой деятельности детей, в общении со взрослыми происходит стихийное усвоение системы свойств окружающих вещей (форм предметов, звуков языка и др.), с к-рыми ребёнок соотносит воспринимаемые объекты. Напр., при С. предметов по форме дети сопоставляют одни предметы с другими, известными им, к-рые теперь выступают в качестве эталонов. Результаты С. выражаются в речи: «такой же, как..». Стихийная практика выделения эталонов для С. должна быть дополнена процессом специально организованного обучения, направленного на овладение общественно выработанными объективными средствами С. (системы геом. форм, звуковысотных и ритмич. отношений, норм и правил поведения и др.). и способами их использования при С. С. занимает большое место в процессе шк. обучения и воспитания. К. Д. Ушин-ский подчёркивал исключит. важность С. как «..основы всякого понимания и всякого мышления» (Собр. соч., т. 7, 1949, с. 332). При объяснении и опросе необходимо в уч. материале обобщать сходное и направлять внимание учащихся на выделение отличного. Учителю важно чётко сформулировать общую цель С., затем (если это необходимо). конкретизировать её, продумать систему заданий, отвечающих поставленной цели. Осознание сходства и различия может представлять трудность для учащихся. Они легче устанавливают различие между предметами, чем сходство. Если учащимся трудно найти сходство между 2 объектами, полезно использовать 3-й. Вовлечение в процесс С. 3-го объекта позволяет заметить неосознаваемые до этого сходные черты первых 2 объектов. Указанный приём полезно применять во всех случаях, когда учащиеся должны подметить к.-л. трудновыделяемые общие признаки предметов и явлений. Особенно важное значение использование 3-го объекта для С. приобретает при обучении умственно отсталых школьников. Так как С. почти всегда выступает в единстве с др. мыслит, операциями, его эффективность в значит. мере зависит от умения анализировать, выделять существенные признаки, следовать выбранному для С. основанию. Приёмом развития собственно С. является противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в нек-ром отношении с другими. Так, в процессе обучения необходимо противопоставлять тому или иному житейскому понятию, имеющемуся у учащегося, науч. понимание соответствующего явления. Противопоставление может быть одновременным (напр., в опыте одновременного изучения арифметич. действий сложения вычитания). или последовательным, когда изучение сравниваемых объектов отделено друг от друга во времени (напр., в курсе истории сравнительное рассмотрение разл. эпох в порядке их ист. развития и установление связей и отношений между ними в целях постижения общей логики ист. процесса в целом). Обучение С. является важным условием умственного, сенсорного и нравств. воспитания. Лит.: Сенсорное воспитание дошкольников, под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой, М., 1963; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981, гл. 4, § 2; Фридман Л. М., Волков К. Н., Пси-хол. наука учителю, М., 1985. А. Н. Ждан. смотреть
СРАВНЕНИЕ
стилистический приём; уподобление одного явления другому, подчёркивающее их общий признак. Бывает простым, и тогда выражено оборотом со словами как, сл. смотреть
Словари
1. процесс действия по гл. сравнить (от сравнивать I 1.)
2. Образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.
Морфология: (нет) чего? сравне́ния, чему? сравне́нию, (вижу) что? сравне́ние, чем? сравне́нием, о чём? о сравне́нии; мн. что? сравне́ния, (нет) чего? сравне́ний, чему? сравне́ниям, (вижу) что? сравне́ния, чем? сравне́ниями, о чём? о сравне́ниях
1. Сравнением чего-либо с чем-либо называют процесс выявления общего и различного в двух или более явлениях, процессах, характерах и т. п.
Сравнение славянских языков с германскими. | От сравнения с ним вы очень проигрываете. | Сравнение копии с оригиналом. | Напрашивается сравнение чего-либо с чем-либо. | Произвести, привести, сделать сравнение. | Позволить себе сравнение.
Точное, справедливое сравнение. | Остроумное сравнение. | Неожиданное сравнение. | Распространенное сравнение. | Извиниться за грубое сравнение. | Напрашивается какое-либо сравнение.
3. Степенями сравнения называют грамматические категории, которые отражают нарастание или убыль какого-либо качества, свойства предмета, действия и т. п.
Английские стихи Бродского не идут ни в какое сравнение с его русскими стихами.
5. Если что-либо происходит в сравнении или по сравнению с чем-либо, то это означает, что характеристики какого-либо процесса, явления, действия и т. п. имеют качественные или количественные отличия с характеристиками других процессов, явлений, действий и т. п.
Он очень много читает в сравнении с другими детьми. | В январе ситуация изменилась по сравнению с предыдущими месяцами.
СРАВНЕ́НИЕ, сравнения, ср.
2. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой. Остроумное с.
По сравнению с кем (чем), предл. с твор. сравнительно, сравнивая, сопоставляя кого-что-н. с кем-чем-н. Вырос по сравнению с прошлым годом. По сравнению с другими он достаточно начитан.
В сравнении с кем (чем), предл. с твор. то же, что по сравнению с кем-чем-н.
1) Сопоставление для установления сходства или различия.
Исследователи на основании сравнений вариантов подобных действий в других обрядовых циклах. считают, что по своим генетическим истокам этот ритуал [обсыпания зерном] мог иметь другое значение (Покровская).
2) лит. Образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-л. общему для них признаку.
сравни́тельный, сравни́ть, сра́внивать, сра́внивание
Калька латинского comparatio ‘сличение’, ‘сравнение’, ‘сопоставление’.
Ценность сравнения как акта художественного познания в том, что сближение разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных признаков, что значительно обогащает художественное впечатление. Сравнение может выполнять изобразительную (И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана. Пушкин) и выразительную (Прекрасна, как ангел небесный. Лермонтов) функции или совмещать их обе. Обычной формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов как, словно, подобно, будто и т. д.
Интеллектуальный процесс, состоящий в уподоблении одного предмета или явления другому.
1. СРАВНЕ́НИЕ см. Сравня́ть.
1. к Сравни́ть. С. славянских языков с германскими. От сравнения с ним вы очень проигрываете.
◊ Степени сравне́ния (см. Сте́пень). Не идёт (ни) в (какое) сравне́ние; не поддаётся никакому сравне́нию; сравне́ния нет (не может быть) с кем-чем. Нельзя сравнивать с кем-, чем-л. в силу слишком большого отличия или явных преимуществ одного перед другим.
◁ В сравне́нии; по сравне́нию с кем-чем. в зн. предлога. Сравнительно, сравнивая, сопоставляя кого-, что-л. с кем-, чем-л. Он очень много читает в сравнении с другими детьми. Здесь ничего не изменилось по сравнению с прошлым годом.
1. Действие по знач. глаг. сравнить.
Сравнение славянских языков с германскими.
[Лариса:] Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все. А. Островский, Бесприданница.
2. Выражение, фраза, в которых один предмет уподобляется другому.
Все мы, как Полоний в «Гамлете», решили, что облака напоминали именно эти паруса и что лучшего сравнения никто из нас не приищет. Тургенев, Первая любовь.
Говорил он складно, пересыпая свою речь пословицами и неожиданными сравнениями. Новиков-Прибой, Капитан 1-го ранга.
сравнительно, если сравнить с кем-, чем-л.
не идет (ни) в (какое) сравнение; не поддается никакому сравнению; сравнения нет< (или не может быть)>
нельзя сравнивать с кем-, чем-л. в силу слишком большого отличия или явных преимуществ одного перед другим.
Не поддаваться никакому сравнению. Разг. О том, что является исключительным, выходит за пределы обычного. БТС, 863.
Сразу не похоронишь кого. Народн. Шутл.-ирон. Об упрямом человеке. ДП, 209.
сравне́ние, сравне́ния, сравне́ний, сравне́нию, сравне́ниям, сравне́нием, сравне́ниями, сравне́нии, сравне́ниях
СРАВНЕНИЕ
Смотреть что такое СРАВНЕНИЕ в других словарях:
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
сравнение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: сравнить (1а1). 2) Образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.
СРАВНЕНИЕ
сравнение с.1. comparison по сравнению (с тв.) — in comparison (with), as compared (with) вне сравнения — beyond comparison не поддаваться сравнению —. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ, акт мышления, посредством к-рого классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания; в С. мир постигается как «св. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ, категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в к-ром изображаемое явление уподобляется другому по к.-л. общему для них пр. смотреть
СРАВНЕНИЕ
— соотношение между целыми числами а и и вида a=b+mk, означающее, что их разность а-b делится на заданное целое положительное число т, наз. модулем с. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. хара. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕ´НИЕ — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усил. смотреть
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
одна из мыслит, операций, состоит в сопоставлении познаваемых объектов по нек-рому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью С. выявляются количеств, и качеств, характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. С. используется также как средство для пояснения одного понятия (абстрактного). другим, более конкретным. В процессе познания и обучения С. выступает в качестве его исходной формы, лежащей в основе всякого знания: С. объектов по определённым параметрам приводит к выделению в первоначально глобальном восприятии вещи её отд. сторон (длины, объёма, формы, цвета и т. п.). С. неотделимо от др. мыслит, операций и осуществляется на основе выделения определённых качеств и свойств (анализ). с последующим установлением связи между ними (синтез); в процессе С., вычленяющего сходное в ряде предметов и явлений, возникают нек-рые формы обобщения. С. необходимое средство как чувственного, так и рационального познания. На уровне чувственного познания С. протекает в форме наглядного сопоставления объектов и направлено на установление сходства и различия вещей по цвету, форме, величине и т. п. внешним, непосредственно воспринимаемым качествам. При рациональном познании задачей С. является определение внутр. связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логич. принципы и предметные абстракции. С. формируется в процессе индивидуального развития человека. В практич. и игровой деятельности детей, в общении со взрослыми происходит стихийное усвоение системы свойств окружающих вещей (форм предметов, звуков языка и др.), с к-рыми ребёнок соотносит воспринимаемые объекты. Напр., при С. предметов по форме дети сопоставляют одни предметы с другими, известными им, к-рые теперь выступают в качестве эталонов. Результаты С. выражаются в речи: «такой же, как..». Стихийная практика выделения эталонов для С. должна быть дополнена процессом специально организованного обучения, направленного на овладение общественно выработанными объективными средствами С. (системы геом. форм, звуковысотных и ритмич. отношений, норм и правил поведения и др.). и способами их использования при С. С. занимает большое место в процессе шк. обучения и воспитания. К. Д. Ушин-ский подчёркивал исключит. важность С. как «..основы всякого понимания и всякого мышления» (Собр. соч., т. 7, 1949, с. 332). При объяснении и опросе необходимо в уч. материале обобщать сходное и направлять внимание учащихся на выделение отличного. Учителю важно чётко сформулировать общую цель С., затем (если это необходимо). конкретизировать её, продумать систему заданий, отвечающих поставленной цели. Осознание сходства и различия может представлять трудность для учащихся. Они легче устанавливают различие между предметами, чем сходство. Если учащимся трудно найти сходство между 2 объектами, полезно использовать 3-й. Вовлечение в процесс С. 3-го объекта позволяет заметить неосознаваемые до этого сходные черты первых 2 объектов. Указанный приём полезно применять во всех случаях, когда учащиеся должны подметить к.-л. трудновыделяемые общие признаки предметов и явлений. Особенно важное значение использование 3-го объекта для С. приобретает при обучении умственно отсталых школьников. Так как С. почти всегда выступает в единстве с др. мыслит, операциями, его эффективность в значит. мере зависит от умения анализировать, выделять существенные признаки, следовать выбранному для С. основанию. Приёмом развития собственно С. является противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в нек-ром отношении с другими. Так, в процессе обучения необходимо противопоставлять тому или иному житейскому понятию, имеющемуся у учащегося, науч. понимание соответствующего явления. Противопоставление может быть одновременным (напр., в опыте одновременного изучения арифметич. действий сложения вычитания). или последовательным, когда изучение сравниваемых объектов отделено друг от друга во времени (напр., в курсе истории сравнительное рассмотрение разл. эпох в порядке их ист. развития и установление связей и отношений между ними в целях постижения общей логики ист. процесса в целом). Обучение С. является важным условием умственного, сенсорного и нравств. воспитания. Лит.: Сенсорное воспитание дошкольников, под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой, М., 1963; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981, гл. 4, § 2; Фридман Л. М., Волков К. Н., Пси-хол. наука учителю, М., 1985. А. Н. Ждан. смотреть
СРАВНЕНИЕ
сравне́ние сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? сравне́ния, чему? сравне́нию, (вижу) что? сравне́ние, чем? сравне́нием, о чём? о сравне́нии. смотреть