Как называется стиль в рисовании где непонятно что нарисовано
Разнообразие искусства – стили и типы живописи
В мире существует множество художественных техник и приёмов, которые постоянно смешиваются, изменяются и взаимодействуют. Однако выделить основные направления всё же можно – и именно этому посвящена наша статья. Здесь представлены все стили живописи: список включает не только самые известные разновидности, но и их неординарные вариации.
Абстракционизм
Название данного направления, возникшего в начале ХХ ст., произошло от латинского слова «abstractio» – «отвлечение». Художники, работавшие в этой технике, отказались от реалистичных средств живописи, пытаясь показать гармонию и закономерности мира с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний. Целью мастеров было отобразить устройство общества и окружающей среды, социальные процессы. Самые знаменитые представители– В. Кандинский, К. Малевич, Пабло Пикассо, Пит Модриан.
Авангардизм
Данный стиль, чьё название происходит от фр. слов «avant» – «вперёд» и «garde» – «охрана», развивался в 1910-1940 гг. Его можно охарактеризовать как противоречивый, сложный, неоднозначный и требующий осмысления. Влияние авангардизма прослеживается в абстрактном экспрессионизме, дадаизме, конструктивизме, кубизме, примитивизме, супрематизме и др., которые пытались найти новые способы и формы изображения, передать зрителю своё видение мира.
Ампир
Этот «имперский», или «королевский» стиль (с франц. «style Empire»), появился в первых десятилетиях XIX ст., в период правления Наполеона I. Он отличается парадностью, помпезностью, театральностью. Произведения симметричны и уравновешены, но дополнены множеством декоративных элементов – скульптур, драпировок, военных эмблем. Художники, работавшие в подобной манере (из них наиболее известен Жак-Луи Давид), использовали античные сюжеты, древнеегипетские, этрусские и помпейские орнаменты, ренессансные приёмы живописи.
Анималистика
Направление, посвящённое изображению зверей и птиц – древнейшее в мировом искусстве. Ещё в эпоху палеолита (14 тыс. лет до н. э.) пещерные люди рисовали на стенах мамонтов, коней, саблезубых тигров. Позже такие мотивы встречаются в творчестве египтян, ассирийцев, китайцев, античных греков и римлян. А в XVII-XVIII ст. этот жанр стал популярен во Фландрии – динамичные и натуралистичные картины животных создавали Паоло Порпора, Шарль Жак и Франс Снейдерс.
Барокко
Этот стиль – визитная карточка Италии XVII-XVIII ст. Одни историки выводят происхождение названия от итал. «barocco» – «странный», тогда как другие склоняются к версии, что оно заимствовано из португальского языка, где слова «perola barroca» означают «жемчужина с изъяном». Основные признаки – контрастность, напряжённость, динамичность, величие и пышность. В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное, возвышенное и смешное. Его последователи – Рубенс, Караваджо, Эль Греко, Веласкес – писали мифологические и библейские сцены, фантастичные пейзажи, парадные портреты.
Бытовой жанр
Зарисовки повседневной жизни создавали ещё в Древнем Египте и Греции. Подобные сценки присутствуют в европейских средневековых манускриптах, барельефах церквей и дворцов. Но как отдельный стиль это направление выделилось лишь в XV-XIV ст., когда в нём стали работать такие мастера, как Ян ван Эйк, Ян Вермеер, Антуан Ватто и Франсуа Буше. Художники запечатлевают работников и фермеров, юмористические эпизоды. В XIX ст. живописцы начали изображать жизнь обездоленных, рабов и больных, а в ХХ ст. картины обрели идеологический подтекст.
Ванитас
Данное направление зародилось в эпоху барокко. Его название «Vanitas» переводится с латыни как «тщеславие, суета» и восходит к библейскому стиху: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!». Это аллегорические натюрморты, на которых присутствует человеческий череп и другие схожие атрибуты – гнилые фрукты, увядающие цветы, мыльные пузыри, гаснущие свечи либо разбитая посуда. Они призваны напомнить о тщетности и быстротечности жизни, неотвратимости смерти. Такие произведения создавали Якоб де Гейн, Симон Ренар де Сен-Андре, Юриан ван Стрек.
Возрождение, или Ренессанс
Эта эпоха (XIV-XVI ст.) стала культурным расцветом европейской истории. Мастера начали работать со светскими сюжетами, воспевать гуманистические идеалы и античность как идеальный пример мирового порядка. Традиционные религиозные сюжеты наполняются мирским содержанием, нарастает реалистичность работ (они пишутся с учётом законов анатомии и линейной перспективы), у картин появляется пластический объём, а на заднем плане изображаются пейзажи либо интерьеры. Знаменитые мастера Возрождения – Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан.
Гиперреализм, фотореализм, суперреализм
Такой жанр (от древнегреч. «Ὑπερ», что значит «сверх», и лат. «realis» – «материальный, вещественный») возник во второй половине ХХ ст. и развивается в XXI ст. Картина напоминает фотографию высокого разрешения – все предметы и сцены детализированы ради создания иллюзии реальности. Но изображенное на полотне могло случиться и в жизни – этим данное направление отличается от сюрреализма. Представители гиперреализма – Герхард Рихтер, Клафек и Делкол.
Городской пейзаж
Пейзажный стиль – один из самых разноплановых. Однако сейчас всё популярнее становятся изображения урбанистических ландшафтов, улиц, домов, архитектурных объектов. Создавая подобные картины, мастер старается воспроизвести не только живописный вид, но и возникающие при его созерцании эмоции, переживания, чувства, придать работе выразительность и одухотворённость. Например, таковы произведения Ф. Я. Алексеева, Хендрика Аверкампа, Геррита Беркхейде, а также представленные в нашем интернет-магазине янтарные панно.
Готика
Это направление бытовало в XII-XVI ст. на территории Европы. Одним из основных жанров стал витраж – из разноцветных стеклянных пластинок мастера создавали удивительно сложные и красочные изображения не только на богословскую, но и на бытовую тематику. Расцвело искусство книжной миниатюры – иллюстрированные рукописи, часословы, псалтыри и Библии создавали братья Лимбурги и Робине Тестар – и портретная живопись. Художники отошли от византийских канонов, привнося в изображение индивидуальные черты, динамику и эмоции.
Графика
Название этого вида искусства происходит от др.-греч. «γρᾰφικός» – «письменный» и означает изобразительные средства, которыми пользуется мастер – линии, штрихи, точки и пятна. В отличие от живописи, цвет играет второстепенную роль. Существуют разные типы графики – станковая, книжная, прикладная, компьютерная, промышленная. Самыми известными мастерами, работавшими в данной технике, являются Альбрехт Дюрер, Хокусай, Гюстав Доре, Альфонс Муха и Алан Ли.
Импрессионизм
Данный стиль зародился в XIX ст. во Франции. Его представители – Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Сезанн – писали мелкими и контрастными мазками, накладывая их в соответствии с теориями цвета. Благодаря этому мастерам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре (это позволило им работать на открытом воздухе – ещё одна особенность импрессионизма), а также отказаться от чёрного цвета. Художники пытались уловить мимолётное впечатление от природы (отсюда и название стиля), передать относительность восприятия.
Иппический жанр
Название этого направления произошло от греческого слова «hippos» – «лошадь». На подобных картинах – увидеть их можно в каталоге нашего интернет-магазина – изображены сильные, свободные кони, несущиеся по просторам равнин либо спокойно пасущиеся на зелёных полях.
Исторический жанр
Такой стиль сформировался в эпоху Ренессанса. Художники писали важные события прошлого, а ещё запечатлевали сюжеты легенд, Евангелия и Ветхого Завета. При этом их целью часто было не достоверное изображение происшествий, а их прославление, создание идеологического мифа. Пример подобной работы – полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Классицизм
В основе этого направления (XVII-XIX ст.) лежат философские идеи Декарта. Согласно им, произведение должно торжествовать над хаосом, отображая важные черты показанного явления и выполняя общественно-воспитательную функцию. Эстетическим образцом стало творчество античной эпохи. Поэтому художники-классицисты (Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен) часто обращались к мифологическим сюжетам. Основными элементами были линия и светотень – они помогали выявить пластику фигур и предметов, разделить пространственные планы.
Кубизм
Происхождение данного жанра весьма необычно – считается, что толчком к его зарождению стало письмо Поля Сезанна к Пабло Пикассо, в котором он советует молодому живописцу рассматривать натуру как сочетание простых геометрических форм. Поэтому мастера-кубисты, работавшие в начале ХХ ст., изображали реальность как набор условных стереометрических объектов и плоскостей. Так, в подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо («Авиньонские девицы», «Аккордеонист»), картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана, С. И. Щукина.
Маньеризм
Этот западноевропейский стиль развивался в XVI-XVII ст. Его отличительные признаки – воспевание духа, часто сочетающееся с подчёркнутым эротизмом, изломанность линий, деформированность фигур, напряженность поз. Такие картины часто имеют перегруженную композицию и насыщенную палитру. Представители данного жанра – Арчимбольдо, Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо.
Минимализм
Данное движение было основано в США в конце 1960-х гг. Оно характеризуется крайней простотой формы, буквальностью, асимметричностью изображений, простотой и монохромностью. Однако подобные картины наполнены метафорами и ассоциациями, скрытым смыслом. Художники-минималисты (Карл Андре, Дэн Флавин, Р. Раймэн) отказываются от реалистичности и субъективности, позволяя зрителю самому воспринимать полотно без интерпретации мастера.
Модернизм
Это течение (от лат. «modernus» – «современный») стало переломным в мировом искусстве. Мастера перестали показывать окружающий мир, обратившись к видению, чувствам и переживаниям автора. Часто такой подход сопровождался эпатажем, вызовом, ломанием установившихся канонов. Впрочем, считается, что именно это позволяет изобразить истинную действительность, внутреннюю свободу, стремление к прогрессу. К данному направлению принадлежат дадаизм, импрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.
Модерн
Под этим названием скрываются разнообразные стили живописи, от ар-нуво до сецессиона и югендстиля, бытовавшие в XIX– начале XX ст. Произведения работавших в подобном жанре художников часто использовались как элементы интерьера, поэтому им свойственна декоративность, условность, асимметрия, сочетание крупных плоскостей и тонких нюансов, орнаментальные фоны, на которых выделяются лица и фигуры. В таком жанре творили Густав Климт и Михаил Врубель.
Морской пейзаж (марина)
Этот жанр (от лат. «marinus» – «морской») выделился как самостоятельный в XVII ст. в Голландии. Он демонстрирует виды безбрежных просторов океана, сцены сражений между кораблями, бури, закаты над морем. Яркие представители – Уильям Тернер, И. К. Айвазовский.
Натурализм
Такой этап реалистической живописи возник и развивался в 1870-х гг. Художники-натуралисты (Д. Р. Найт, А. Мутт, Л. Лермит) стремились запечатлеть современную им действительность, повседневную жизнь крестьян и работников безо всяких прикрас, беспристрастно и объективно. Поэтому они часто писали сцены насилия и жесткости, трактуя их как дарвинистскую борьбу за существование.
Натюрморт
На подобных картинах запечатлены неодушевлённые предметы – цветы, фрукты, дичь, сервированные столы, кухонная утварь, предметы быта. Иногда каждый объект наделяется символическим значением, но в большинстве случаев они демонстрируют благосостояние хозяев, служат для украшения интерьера. Самые известные представители данного жанра – голландцы Якоб де Гейн, Клара Петерс, Питер Клас, Ян Давидс де Хем.
Неоклассицизм
Данное эстетическое направление утвердилось в конце XVIII – начале XIX ст. Сюжеты живописцев обращены к античности, а всем героям приписываются типичные для этой эпохи величественность, строгость, монументальность. Преобладает строгая осевая симметрия, отсутствуют декоративные элементы. Самые знаменитые художники жанра – Лоуренс Альма-Тадема, Антон Рафаэль Менге, Фейербах Ансельм.
Неопластицизм
Это течение абстрактного искусства существовало в 1917-1928 гг. в Голландии. Его создатель – Пит Мондриан, объединивший художников из журнала «DeStijl». Именно он первым начал изображать на своих полотнах «чистую пластику» – крупные прямоугольные плоскости, окрашенные в яркие тона. Такие идеи повлияли на архитектуру, дизайн и типографское дело ХХ ст.
Данный жанр (от фр. «nudité» – «нагота, невинность») призван показать красоту обнажённого человеческого тела. Он впервые появляется ещё в каменном веке, расцветает в эпоху античности, переживает новый всплеск в работах эпохи Возрождения, барокко и Нового времени. Подобные произведения демонстрируют чувственное, полноценное восприятие мира, идеальные представления о красоте. В такой технике написаны полотна Тициана, Рубенса, Франсуа Буше.
Пастораль
Этот стиль, популярный в Италии в началеXVI ст., поэтизирует мирную, простую сельскую жизнь (отсюда и его название – с французского «pastorale» переводится как «пастушеский»). Работавшие в такой манере художники (Джордоне, Аннтуан Ватто.НикколоКанничи) писали счастливую и гармоничную жизнь на лоне природы, весёлые сценки с участием нимф, фавнов, куртизанок и крестьян.
Поп-арт
Так сокращённо называют течение популярного, или естественного искусства, возникшее в Западной Европе и США в 1950-1960-х гг. Его представители (Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн) демонстрируют зрителям объекты массовой культуры, вещи домашнего обихода, упаковки товаров и даже фрагменты различных механизмов, помещённые в иной контекст. Считается, что это позволяет примириться с миром банальностей и вульгарности, бросить вызов повседневности, увидеть красоту в ежедневной рутине.
Постимпрессионизм
Подобный термин обозначает совокупность художественных направлений, появившихся во второй половине XIX – начале ХХ ст. Они характеризируются стремлением изображать основные, закономерные особенности реальности, философские и символические объекты, длительные состояния жизни, подчас с применением декоративной стилизации. Самые крупные мастера этого течения – Винсент ван Гог, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек.
Постмодернизм
Этот жанр возник как способ противостояния модернизму, а Умберто Эко определял его как механизм, помогающий сменить один культурный дискурс на другой. В данном стиле нет универсальных канонов – единственной целью являются свобода творца и отсутствие ограничений. Ему свойственны повествовательность, гармония форм, заимствование из разных эпох и стилей. Основные представители –Джексон Поллок, Марк Ротко, Элен Франкенталер, БарнеттНьюман.
Примитивизм
Данный жанр, зародившийся в XIX ст., предусматривает обдуманное упрощение картины, придание ей сходства с детскими рисунками либо наскальными росписями пещерных людей. В подобном духе творили Марк Шагал, НикоПиросмани, Бабушка Мозес, Анри Руссо.
Реализм
Если предыдущие стили живописи с примерами картин имели довольно чёткие признаки и критерии, то реализм выступает скорее как эстетическая позиция. Согласно ей, задача искусства – как можно более точно и объективно фиксировать окружающий мир. Разные течения этого направления представлены работами Караваджо, Яна Вермеера, Веласкеса, картинами Эдгара Дега и Эдварда Хоппера, произведениями Гюстава Курбе, Теодора Руссо, И. И. Шишкина, И. Е. Репина.
Рококо
Данное течение (его название происходит от фр. «rocaille» – «дроблёный камень, ракушка») возникло во Франции в XVIII ст. Характерные особенности стиля – изящество, лёгкость, игривость. Он прославляет молодость, красоту, бегство от реальности. Композиции насыщены декоративными деталями, грациозным узорным ритмом. В таком духе писали Франсуа Буше, Джамбатиста Тьеполо, Фрагонар
Романтизм
Полотна работавших в подобной манере живописцев воспевают эмоции, внутренние порывы, страхи, любовь и ненависть. С помощью сочных красок и сильных, уверенных мазков художники запечатлевали фантастические пейзажи, прекрасных девушек, буйство стихий и волшебные сказки. Представители данного жанра – И. Айвазовский, Франциско Гойя, Эжен Делакруа.
Символизм
Данное течение – одно из крупнейших в искусстве XIX-XX ст. Мастера пытались отобразить жизнь души – неясную, смутную, полную переживаний и тонких чувств, тайну бытия, его мистическую и загадочную сторону. В такой манере творили Михаил Врубель, Обри Бердслей, Гюстав Моро, Эжен Каррьер.
Стрит-арт
Подобное искусство – не для выставок и галерей. Оно развивается на улицах, в публичных местах и является неотъемлемой частью городского пейзажа. К данному направлению принадлежат граффити, трафареты, некомерческие постеры, скульптурные инсталляции. Его представители часто скрываются за псевдонимами и тегами (личными стилизованными логотипами) – Julio 204, Taki 183, Space Invander.
Сюрреализм
Характерные признаки этого течения, возникшего в 1920-х гг. во Франции – аллюзии, парадоксальные сочетания форм, деформация реальности. Оно призвано возвысить зрителя, отделить дух от реальности, разорвать обыденные представления о мире. Величайшие мастера-сюрреалисты – Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.
Основные направления живописи и их представители
Живопись — это вид искусства, при котором художники передают своё видение мира зрителям. Существут множество техник и направлений живописи, которые часто смешиваются и взаимодействуют между собой, но выделить основные направления всё-таки возможно, этому и посвящена данная статья.
1. Абстракционизм. Название данного направления произошло от латинского слова «abstractio» — «отвлечение». Художники, которые работали в данной технике, отказались от реалистичных средств живописи, пытаясь показать гармонию и закономерности мира с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний. Самые знаменитыми представителями данного направления являются: В. Кандинский, К. Малевич, Пабло Пикассо.
2. Анималистика. «Animal» с латинского переводится как «животное». Направление живописи, которое посвящено изображению зверей и птиц. Анималисты в своих работах пытаются воспроизвести точность изображения животного, а также добавить образу художественной выразительности. Часто художники в своих работах наделяют зверя человеческими эмоциями.
3. Барокко. Барокко в переводе с итальянского означает причудливый. Признаки барокко: контрастность, напряжённость, величие и пышность. В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное. Последователи барокко: Рубенс, Караваджо, Эль Греко.
Охота на кабана, Рубенс Питер Пауль
4. Бытовой жанр. Бытовой жанр — это жанр изобразительного искусства, который посвящён повседневной жизни людей. В качестве тем для работ художники выбирают только современные им события.
Рыбачки. Маковский Владимир Егорович.
5. Возрождение, или Ренессанс. От французского «Renaissance» переводится как возрождаться. Художники пишут картины, учитывая законы анатомии и линейной перспективы. У картин появляется объём, а на заднем плане изображаются пейзажи. Знаменитые мастера Возрождения: Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти.
Рождение Венеры. Сандро Боттичелли.
6. Гиперреализм. Реализм — это стиль живописи, при котором художники пытаются передать на картине мир таким каков он есть. Приставка «Гипер» означает больше, т.е. больше, чем реализм. Художники решили проверить получится ли написать картину по фотографи так, чтобы она выглядела как фото. Картины в стиле гиперреализама поражают своей правдоподобностью. То, что изображалось на картине могло происходить и в жизни, этим гиперреализм отличается от сюрреализма. Представителями гипереализма являются: Герхард Рихтер, Делкол, Клафек.
Визенталь в южном Бадене. Герхард Рихтер.
7. Городской пейзаж. Городской пейзаж — это вид живописи, при котором картина передаёт дух времени. Городской пейзаж постоянно изменяется вместе с быстро текущим временем.
Городской пейзаж Сергея Боева.
8. Импрессионизм. Данный стиль зародился во Франции. Мастера живописи писали мелкими и контрастными мазками, накладывая их в соответствии с теориями цвета. Благодаря этому, художникам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре. Художники отказались от чёрного цвета. Мастера пытались на своих полотнах передать своё мимолётное восприятие природы. Представителями данного стиля являются: Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей.
Впечатление. Восход солнца. Клод Моне.
9. Исторический жанр. Данный стиль живописи сформировался в эпоху Возрождения. Художники писали важные события прошлого и сюжеты легенд. При этом их целью часто было не достоверное изображение происшествий, а их прославление, создание идеологического мифа. Приме: полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи».
10. Классицизм. Основными элементами были линия и светотень, они помогали выявить пластику фигур и предметов, разделить пространственные планы. Согласно им, произведение должно торжествовать над хаосом, отображая важные черты показанного явления и выполняя общественно-воспитательную функцию. Художники-классицисты: Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен.
11. Кубизм. Считают, что данное направление возникло после письма Поля Сезанна к Пабло Пикассо, в котором он советует ему изображать натуру как ряд геометрических фигур. Поэтому мастера–кубисты, работавшие в начале ХХ ст., изображали на своих полотнвх реальность как набор плоскостей и геометрических фигур. В подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо «Авиньонские девицы», «Аккордеонист», картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана.
12. Минимализм. Данное направление характеризуется простотой формы, асимметричностью изображений и монохромностью, но картины также и наполнены скрытым смыслом. Художники-минималисты отказываются от реалистичности и субъективности, позволяя зрителю самому воспринимать полотно без интерпретации мастера. Представителями минимализма являются: Карл Андре, Дэн Флавин, Р. Раймэн.
13. Модернизм. От латинского «modernus» переводится как «современный» стало переломным в мировом искусстве. Мастера перестали показывать окружающий мир, пытались изобразить на своих полотнах чувства и свои переживания. Такой подход сопровождался ломанием установившихся канонов, но считается, что именно это позволяет изобразить истинную действительность, внутреннюю свободу, стремление к прогрессу. К данному направлению принадлежат импрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.
14. Морской пейзаж (марина). От латинского «marinus» означает «морской», выделился как самостоятельный жанр в XVII ст. в Голландии. Он демонстрирует виды безбрежных просторов океана, сцены сражений между кораблями, бури, закаты над морем. Яркие представители данного направления: Уильям Тернер, И. К. Айвазовский.
15. Натюрморт. Натюрморт представляет собой неодушевлённые предметы: цветы, фрукты, дичь, сервированные столы, кухонная утварь, предметы быта. Иногда каждый объект наделяется символическим значением, но в большинстве случаев они демонстрируют благосостояние хозяев, служат для украшения интерьера. Самые известные представители данного жанра: Якоб де Гейн, Клара Петерс, Питер Клас, Ян Давидс де Хем.
16. Ню. Данный жанр от французского «nudite» — «нагота, невинность» показывает красоту обнажённого человеческого тела. Это направление впервые появилось в каменном веке, расцветает в эпоху античности, переживает новый всплеск в работах эпохи Возрождения, барокко и Нового времени. Подобные произведения демонстрируют чувственное, полноценное восприятие мира, идеальные представления о красоте. В такой технике написаны полотна Тициана, Рубенса, Франсуа Буше.
17. Поп-арт. Так сокращённо называют течение популярного искусства, возникшее в Западной Европе и США в 1950-1960-х гг. Его представители показывают зрителям объекты массовой культуры, упаковки товаров и фрагменты различных механизмов, помещённые в иной контекст. Считается, что это позволяет примириться с миром банальностей и вульгарности, бросить вызов повседневности, увидеть красоту в ежедневной рутине. Представители данного жанра: Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн.
18. Портрет. Портрет — это жанр изобразительного искусства, показывающий индивидуальные черты конкретного человека. Портрет отражает внешность человека, его внутренний мир, передает социальный статус и принадлежность к эпохе. Художники изображают на полотнах лицо и плечи либо человека в полный рост. Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.
19. Примитивизм. Данный жанр зародился в XIX веке. Примитивизм включает в себя обдуманное упрощение картины, придание ей сходства с детскими рисунками или наскальными росписями пещерных людей. В подобном духе творили Марк Шагал, НикоПиросмани, Бабушка Мозес, Анри Руссо.
20. Реализм. От латинского «realis» переводится как вещественный. Художники изображают на холстах жизнь в соответствии с объективной реальностью. Задачей художников было как можно более точно фиксировать окружающий мир. Представители данного направления: Караваджо, Яна Вермеера, Эдварда Хоппер, Гюстава Курбе, Теодора Руссо, И. И. Шишкин, И. Е. Репин.
21. Романтизм. Художники воспевают на своих холстах эмоции, внутренние порывы, страхи, любовь и ненависть. С помощью сочных красок и сильных, уверенных мазков художники изображали фантастические пейзажи, прекрасных девушек, буйство стихий и волшебные сказки. Представители данного жанра: Франциско Гойя, Эжен Делакруа.
22. Символизм. Данное направление характеризуется стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Мастера пытались отобразить жизнь души – неясную, смутную, полную переживаний и тонких чувств, тайну бытия, его мистическую и загадочную сторону. Представители символизма: Михаил Врубель, Обри Бердслей, Гюстав Моро, Эжен Каррьер.
23. Стрит-арт. Данный вид искусства не для выставок и галерей. Оно развивается на улицах, в публичных местах и является неотъемлемой частью городского пейзажа. К данному направлению принадлежат граффити, трафареты, некоммерческие постеры, скульптурные инсталляции. Его представители часто скрываются за псевдонимами и тегами: Julio 204, Taki 183, Space Invander.
24. Сюрреализм. Характерные признаки этого течения аллюзии, парадоксальные сочетания форм, деформация реальности. Оно призвано возвысить зрителя, отделить дух от реальности, разорвать обычное представления о мире. Мастера-сюрреалисты: Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.
25. Фэнтази (фэнтэзи). В переводе с английского «phantasy» переводится как фантазия. Данный жанр относится к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изобразительном искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм. Представителями данного жанра являются: Р. Хаузнер, Э. Фукс и др.
26. Экспрессионизм. От французского «expression» переводится как выразительность. Данное направление в европейском искусстве, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к отображению окружающего мира, сколько к выражению художественными способами эмоционального состояния автора. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
27. Энергизм. Новое направление в живописи. Художники в своих картинах показывают как выглядит энергия, которую мы часто чувствуем, но не можем видеть. Эта энергия объединяет животных, людей и окружающую природу невидимыми нитями, связывая все вокруг друг с другом. Этот творческий метод считают своеобразной релаксацией. Прежде чем приступить к живописи, автор расслабляется и сосредоточивается на своём состоянии, происходит, по сути, медитация, позволяющая сконцентрироваться на собственных эмоциях и ощущениях.
Считается, что чистых стилей живописи не существует, многие жанры происходят под влиянием других видов живописи, поэтому существует очень много художников, картинам которых присущи разные направления живописи.