Как нужно научиться читать стихи прежде чем читать их для других
Как научиться читать стихи?
Юный друг!
Нам хочется поговорить с тобой о стихах. Ты, без сомнения, знаешь их очень много.
Не задумывался ли ты, почему некоторые стихи живут уже больше ста лет, но так же любимы нами, как нашими пра-пра-прабабушками и пра-пра-прадедушками?
В чём их, этих стихов, бессмертие? Почему они прошли, проходят и будут проходить через всю жизнь людей разных поколений? В чём сила этих стихов? На эти и многие другие вопросы ты постарайся найти ответы в самих стихах.
Как научиться читать стихи.
Прежде чем научиться «читать стихи вслух для других людей», нужно научиться читать их для себя. Да, да, не удивляйся, это не так просто.
Например, возьмём первую строчку стихотворения Пушкина «Зимнее утро»:
«Мороз и солнце. День чудесный!»
Что ты видишь с первого взгляда? Хорошо знакомые буквы, знаки препинания. Если у тебя хорошая зрительная память, ты сразу запомнишь этот рисунок — из букв и знаков — и довольно легко вызубришь даже целое стихотворение. И. так же легко забудешь его — «картина» из букв и знаков непрочная, она ничего не даёт твоему воображению и не может остаться в памяти. Потому и понятен твой страх забыть слова во время выступления. А вот, если ты вспомнишь, как сам однажды зимним утром, проснувшись, подошёл к окну и увидел, как
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит.
и как тебе захотелось сейчас же пробежать по этому снегу и слепить снежок,— вот такая картина тебя развеселит и закроет собою все буквы и знаки. А слова зубрить не надо будет — они сами запомнятся, как обозначения живой картины: «День чудесный!»
Если хочешь проверить правильность такого способа, закрой на минуту глаза и вспомни самое яркое солнечное утро. Вспоминай, воображай и, не торопясь, читай вслух стихи.
Ты спросишь, почему я сказал «не торопясь». Во-первых, чтобы успеть очень ясно увидеть картину: утро, вечер или что-нибудь другое, то, о чём написал поэт. А во-вторых, чтобы слушатели не кричали тебе «громче». И дело здесь не в том, что ты говоришь тихо, тем более что голос у тебя, как сам ты написал,— звонкий. А в том, что ты говоришь невнятно,— распространённая ошибка у маленьких чтецов. А невнятность — от торопливости, от «проглатывания» отдельных звуков и слов. Поэтому вовсе не надо кричать. Вполне достаточно того голоса, которым ты разговариваешь в жизни. Но произносить стихи попробуй в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе с товарищами. А ну-ка, попробуй! И не успокаивайся до тех пор, пока сам не увидишь всё, что стоит за стихом, и не научишься слушать себя- Это-то я и имел в виду, когда написал, что сначала нужно научиться читать стихи для самого себя.
Владимир Приходько
Кое-кто признаётся, что неинтересно читать стихи. Возьмёшь, мол, книжку, прочтёшь две-три страницы и отложишь. Становится вроде скучновато. Хотя стихи, говорят, хорошие.
Тут надо учесть вот что.
В стихах, как известно, запечатлены чувства. Те или иные переживания. И если в нашем личном багаже запаса этих чувств нет, если мы не переживали того, что пережил поэт, стихи нас могут и не взволновать.
Что ни год — уменьшаются силы.
А у нас силы никогда не уменьшаются. Сколько б мы ни гоняли за мячом, наутро можем гонять с прежней резвостью.
Душу тайная жажда томит.
А мы одну жажду знаем, явную: когда чаю хочется.
Тут я намеренно сгустил краски, чтоб понятней была связь между житейским опытом и восприятием поэзии. И не только поэзии — всякого искусства. Трагедию юношеской любви Ромео и Джульетты мы начинаем понимать раньше, чем горести старого Лира. И с этим ничего не поделаешь.
Но вообще-то известно, что к поэзии человек незаметно приобщается с раннего возраста. И материнское баюканье и быстрая считалка, без которой нет игры,— это поэзия. «Кони-огони сидели на балконе, чай пили, чашки били, по-турецки говорили:
— Чоби, ачоби, чолябичи и чоби.
— Лора, дора, помидора, мы в саду поймали вора.
Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
«Там котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит. » — вот начальные уроки гармонии, соразмерности слова и заключённой в слове таинственности жизни. Потом мы ещё немножко подрастаем, потом начинаем читать сами.
Помню одну из своих ранних встреч с поэзией. У моего отца было много книг. В детстве я просто брал с полки что попало. Однажды наугад вынул книгу, наугад открыл. То были стихи:
О чём ты воешь, ветр ночной?
О чём так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Я был поражён. Какой-то человек с огромной страстью беседовал с ветром, силился понять его язык, задавал ветру вопросы. На обложке я прочитал фамилию автора. И тихонько, аккуратно поставил книгу на полку, потому что во мне уже не было места другим впечатлениям.
Вечером было темно. За окном дул ветер. Я вспомнил: «Что значит странный голос твой. » И вздрогнул, охваченный тревогой, которую не мог объяснить. Лишь много лет спустя я понял, что меня в тот день приобщил к своей душевной тревоге один из главных русских лириков: Тютчев.
Способность сострадать, необходимость соучаствовать в чужой судьбе просыпается в человеке рано. И здесь поэзия говорит своё слово — в прямом и в переносном смысле. Она тоже участвует в воспитании чувств.
В «Повести для моего сына» Сергея Бондарина есть эпизод из жизни мальчика: «Я читал стихотворение о малиновке. (Речь идёт о басне Крылова «Добрая лисица».)
. Это было первое знакомство с именами птиц.
«Малиновка,— думал я,— малиновка!» — вслушиваясь в каждый звук этого слова. Я представлял себе зелень поляны и дымок выстрела. Было достаточно пищи для воображения, для того, чтобы создать счастливую минуту умиления. Мысль о жалостной гибели малиновки скрещивалась с чувствительностью этой минуты».
А разве и нашей жизни не было таких «чувствительных минут», одновременно горьких и счастливых, которые подарила нам поэзия?
Тем не менее читателей у поэзии, как известно, меньше, чем у прозы — у повести или романа. Много, но меньше. Почему?
Потому что стихи читать труднее. Здесь нужны свои, особые навыки, своя привычка.
Говорят, стихи умеют читать не все. А можно ли, если не умеешь, научиться?
Можно. Так же, как можно научиться слушать и понимать музыку. Настоящую музыку. Симфонию, оперу. Тем, у кого музыкальное восприятие похуже, учиться надо больше. Существует мнение, что для восприятия поэзии нужен слух. Что ж, допустим. Но такой слух, я думаю, есть у всякого. Только часто он неразвитый, слабый. И надо его усилить и развить. Было бы желание.
Говорят, многие стихи непонятные. Есть особые случаи. Поэт ХVIII века Державин, зная, что его стихи нуждаются в комментариях, составил «Объяснения на сочинения Державина относительно тёмных мест, в них находящихся, собственных имён, иносказаний и двусмысленных речей, которых подлинная мысль автору токмо известна. » Немало никем не объяснённых тёмных мест в поэзии Велимира Хлебникова, доступной только в гениальных фрагментах.
Однако непонятыми часто (и даже гораздо чаще!) оказываются очень простые стихи. И это не случайно. Дело в том, что простота обманчива, как обманчив белый солнечный луч. Вот он прошёл сквозь дождевое облако, сломался, изменил направление и образовал целую гамму цветов. Перед нами радуга — «хамелеон небесный, паров и солнца дивное дитя!», как воскликнул Байрон. Чтоб увидеть радугу у себя дома, не трудитесь загонять в окно облако. Нужна лишь трёхгранная призма: она разложит белый луч на составные.
Для разложения луча поэтического не придумано никакого прибора. Стихи, сущность которых не в непривычной манере говорить (имеются и такие!), а в самой мысли, требуют от читателя пристального внимания. Двери открыты, а не войдёшь. Скользишь по поверхности стиха и не замечаешь его многослойности, многоцветности.
Однажды в популярном журнале я прочёл заметку под названием «Как чистить зубы». Редакция напечатала её под рубрикой «Совсем просто». Автор заметки, врач, действительно ясно и коротко ответил, как чистить зубы: так-то и так-то.
На вопрос «Как читать стихи?» не представляется возможным дать столь же прямолинейный ответ. С уверенностью можно сказать: кто больше знает, кто читает вдумчивей, тот и понимает больше. Понимает, умея или не умея поделиться своим пониманием, как часто люди могут или не могут рассказать впечатление от прослушанной музыки.
А каждый читатель, как тайна,
Как в землю закопанный клад.
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Приобщение к поэзии продолжается годы. Некоторые думают: чтобы полюбить стихи, надо их сначала понять. То есть уверены, что понимание предшествует любви. А может, это не так? Может, наоборот, у всех, что «от мамки рвутся в тьму мелодий», любовь предшествует пониманию?
Кто любит поэзию, кто увлечён ею, кто, сидя за столом, за партой или на берегу реки, склонился над книгой, кто, стиснутый в метро спешащими на работу, ухитрился заглянуть в заветный томик, тот не спрашивает, как читать стихи. Он сам знает как.
Как нужно научиться читать стихи прежде чем читать их для других
Как научиться выразительно и красиво читать стихи?
http://spbsht.ru/
+
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
Логическое ударение
Пауза
Интонация
В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
Выделяют следующие виды интонации:
Выразительная
Повествовательная
Восклицательная
Интонация перечисления
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!
Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.
Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.
Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.
Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.
Как преодолеть страх публичных выступлений!
Выступать перед малой или большой публикой приходится многим людям. Это обычно связано с профессиональной деятельностью человека. Так, например, артистам, политикам и телеведущим приходится иметь дело с большим количеством людей, выступая перед ними. Но и у простых людей, работа которых не связана с выступлениями, иногда в жизни случаются ситуации, когда необходимо сказать речь, перед определённым количеством собравшихся. Такая перспектива многих сильно пугает и даже вводит в ступор, ведь не все уверенны в своих силах и не все умеют поддерживать контакт со зрителями и слушателями. Что же является основой такой фобии и как избавиться от страха публичных выступлений?
+
Страх перед публикой возникает у человека ещё в детском возрасте, из-за ошибок воспитания. Так, родители часто своим детям внушают, что в общественных местах вести себя нужно скромно, разговаривать тихо и быть как можно незаметнее. Родители обычно приводят спорный аргумент, что в местах, где много людей, некрасиво выделяться и привлекать к себе внимание. Такой стиль поведения откладывается в голове малыша и закрепляется там на долгие годы. А как говорят психологи – все мы родом из детства. И то, что в нас было заложено в детский период, то уже во взрослом возрасте очень трудно изменить.
В школьные и институтские годы о правилах приличия напоминают преподаватели, которые за отклонение от этих норм подвергают человека критике. Многие специалисты, изучающие данную проблему, считают, что такой страх зародился ещё в первобытной общине. Человеку, чтобы выжить, тогда нужно было быть в коллективе. А вызывающее поведение, отклоняющееся от принятых всеми норм, считалось неправильным и за это могли просто выгнать из общины, что было равносильно смерти. Поэтому древние люди отказывались от своего собственного мнения, и у них появляюсь фобия перед публичным выступлением.
Возможно ли преодолеть страх выступления перед зрителями
По мнению исследователей, из десяти человек девять испытывают страх сцены. У всех степень такого страха разная, поэтому некоторым удаётся преодолеть волнения и достойно выступить, а другие не могут справиться со своими сковывающими чувствами. Есть и особая категория людей, которых страшит не количество людей, которые собрались его послушать, а то, что нужно будет говорить. Это явление в психологии носит название голософобия.
Научиться управлять своими страхами и сдерживать их в нужный момент можно. Для этого следует использоваться специальные методики. В девяноста процентах страха сцены лежит боязнь общественно мнения и осуждения. Это важно осознать, чтобы сделать следующий шаг на пути избавления от фобии. Выступающий человек, часто зациклен на том, как он выглядит, как звучит его голос и что о нём думают зрители. Начинает казаться, что что-то не так и из-за этого выступление может развалиться, а человек войти в ступор. Не стоит воспринимать общение с аудиторией, как какой-то испытательный экзамен, ведь это убьёт свободу и не позволит импровизировать. Нужно постараться отстраниться от зала, почувствовать себя самим собой! Бояться ошибиться, например запнувшись, не стоит, ведь все люди ошибаются и ничего страшного в этом нет. Пытаться удержать и обуздать свой страх ни в коем случае не нужно, это только его в разы усилит. Своё волнение нужно принять и тогда оно ослабнет.
Специальные упражнения, помогающие побороть страх сцены
Существует тренинг, направленный на подавление страха выступлений перед публикой. В данный комплекс входят упражнения, направленные на умение расслаблять своё тело и нормализовать дыхание. Ведь, когда человек испытывает страх, то его тело сковывается, мышцы напрягаются, а дыхание становится сбивчивым и поверхностным. Возникает учащённое сердцебиение, которое усиливает волнение и страх. Организм человека устроен так, что физиология и психика неразрывно связаны между собой. Поэтому психологи знают, что если сделать дыхание свободным и медленным, а телу позволить расслабиться, то страхи и волнения отступят.
Поэтому применяйте следующие техники для преодоления симптомов страха публичного выступления в виде упражнений:
Освобождение из песчаного плена. Представьте, что вы попали в песчаную ловушку. Двигая руками, ногами и изгибаясь всем телом, попытайтесь освободиться из песка, выбравшись наружу. После этого нужно лечь на пол, расслабить все мышцы и отдохнуть.
Фиксирование поз. Выберете любую повседневную позу и зафиксируйте в ней тело. Постарайтесь прочувствовать каждую мышцу. Лишние мышцы, которые для поддержания данной позы не нужны отключите. Данное упражнение поможет научиться прямо на сцене расслаблять многие группы мышц.
Дыхание животом. Сядьте на стул, выпрямив спину и соединив колени. Положите руки ладонями на живот и начните дышать так, чтобы живот выпячивался и вбирался внутрь. Как известно, брюшное дыхание успокаивает человека.
Советы для избавления фобии перед зрителями
Всё приходит человеку с опытом, в том числе и умение без боязни контактировать с аудиторией. Поэтому не стоит избегать возможностей выступить перед кем то. Для начала, круг зрителей может быть маленьким, например компания знакомых людей. Затем нужно количество людей увеличивать и таким образом, возможно, дойти до целых залов на тысячи мест! Никакой оратор без практического опыта не сможет приобрести уверенности.
Перед выступлениями стоит готовиться и репетировать. Тогда вопрос как преодолеть страх перед публичным выступлением может отпасть сам собой. Ведь подготовленный человек себя чувствует увереннее и его возможности безграничны. Нужно узнать, где находится аудитория и желательно заранее в неё прийти, походить по сцене и залу. Это избавит от пугающей неизвестности.
Речь нужно писать, ориентируясь на большинство. Т.е. в тексте не должно быть сложных предложений, которые не поймут многие в зале. Потому аудиторию следует изучить и знать, что ей понравится и что она сможет воспринять. Одно дело выступать перед школьниками, но совсем другое перед учёными людьми. Важно заранее придумать ответы на те вопросы, которые могут задать слушатели. Некоторые заранее тренируют свою речь на знакомом человеке. Это помогает сосредоточиться и собраться, а значит приобрести уверенность и на реальном выступлении.
Ни в коем случае не стоит употреблять успокаивающих препаратов и транквилизаторов. Их неправильная дозировка может сыграть плохую службу и всё сорвать.
Такие советы помогут дать ответ, на такой актуальный для многих непростой вопрос, о том, как преодолеть страх перед зрителями! Человек, который борется со своими фобиями, всегда их побеждает, ведь самое главное тут это желание и усердие.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Как научиться красиво и выразительно читать стихи
Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!
Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.
Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.
Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.
Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.