Как объяснить что такое звуки
«Что такое звук?» Конспект занятия по обучению грамоте
елена рачкова
«Что такое звук?» Конспект занятия по обучению грамоте
Что такое звук.
Цель: Формировать представление о звуках. Развивать слуховое внимание, память.
Ребята, я хотела пригласить вас, отправимся в увлекательное путешествие – в мир звуков. Разобраться с понятие звук, подумать какие есть звуки и для чего они нужны. Но пока я ходила за вами, к нам в гости пришли наши знакомые из сказки «3 поросёнка», может быть, они нам помогут понять, что такое звук и какие звуки бывают. Но прежде чем, к ним подойти давайте вспомним сказку и разомнём язычок. Я буду говорить, и показывать, а вы повторяйте за мной
Волк и три поросенка
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Мы, знаем, что поросята жили в разных домиках. Я слышу, что из каждого домика доносятся звуки, предлагаю подойти и послушать.
Игра «Угадай, что звучит»
1 домик – музыкальные звуки (барабан, колокольчик, погремушка).
2 домик – бытовые звуки (шуршащий пакет, смятая бумага, льющаяся вода).
3домик – звуки природы (ветер, дождь, пение птиц, голоса животных).
Игра «Кто как кричит»
А вы, дети, какие ещё звуки знаете? (голоса животных).
Что такое звук? (всё то, что мы слышим).
А когда мы ничего не слышим – это как называется? (тишина).
Отлежал себе бочок.
Вот он встал и потянулся,
Вправо, влево повернулся,
Игра «Найди такой же звук»
Ребята, в коробочке живут звуки и у каждого звука есть сестрёнка, но они потерялись, поможем им встретиться?
Всё, что нас окружает, издаёт звуки и человек произносит звуки, например, когда человек удивляется и произносит – о-о-о.
— мама укачивает ребёнка – а-а-а.
Скажите, с помощью чего мы произносим звуки (язык, рот, зубы).
А с помощью чего мы слышим звуки (уши).
Что бы нам слышать хорошо и произносить правильно звуки надо ушки наши беречь, вы знаете как? (Не кричать в ухо, не пихать туда мелкие предметы, защищать от холода).
А сейчас я предлагаю лечь на палас и послушать спокойную музыку для того, чтобы ушки, глазки немного отдохнули (музыка для релаксации).
Встаём, прощаемся с поросятами и уходим, договариваясь по пути послушать какие звуки вокруг нас.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонематического слуха «Звуки [А] и [О]» Занятие: Звуки «А» и «О». Цели. Учить детей чётко произносить звуки «а» и «о», выделять звуки в словах, закреплять понятие гласный звук,.
Занятие по обучению грамоте в средней группе «Звук и буква А» для детей с общим недоразвитием речи Звук и буква А. Программное содержание. • Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с понятием «звук», «буква». Закрепить.
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»
Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»
Направление: исследовательская деятельность.
«Что такое звук, скажи?»
1.Возрастная группа: подготовительный к школе возраст.
2.Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
3. Продолжительность исследовательской деятельности: один месяц.
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.
Множество опытов, экспериментирования, исследований, которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков.
Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки. Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо. Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.
Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке, где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.
6.Описание практической значимости:
Наше исследование нам помогает узнать, что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.В конце проекта мы задали детям вопрос: «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков?»Ответы детей были однозначно: да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки, чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же,чтобы научиться: правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.
Так что же такое звук?
Большинство звуков, которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук.
7. Цель ребенка (или детей):Хотим узнать: откуда берется звук?
8.Цель воспитателей: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков.
9.Задачи для ребенка:
• Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
• Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность
• Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.
10.Задачи для воспитателей:
• Закреплять представления детей о понятии «звук».
• Сформировать представление о характеристике звука – громкости, тембра, длительности.
• Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
• Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн.
• Выявить причины усиления ослабления звука
• Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
11.Проблема: когда учили стихотворение о звуке,у детей возникли вопросы: «Что такое звук? Откуда берется звук?»
Что такое звук? Скажи!
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Не увидишь, не найдешь,
Наше исследование проходило в три этапа.
I.Определение уровня сформированности представлений детей: о звуке,
использование звуков, о слухе и способов его сохранения.
— проведение элементарных опытов;
— попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан;
— определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых
звуков;
— распознавание звуков окружающего мира.
II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.
— знакомство с высокими и низкими звуками;
— определение зависимости звучащих предметов от их размеров;
— знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность.
III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн,
усиление и ослабление звука.
В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность.
12.Гипотеза: звук нельзя увидеть и почувствовать.
Все слышали поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки.
Исследование № 1
«Увидеть звук»
Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.
Материал: рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.
• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.
• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.
• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.
• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.
• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица,и громко сказать: «М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.
Вывод: Звук состоит из звуковых волн – вибраций, которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.
Исследование № 2
Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки.
Материал: рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.
• Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.
• Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.
• Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.
• Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука. Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче, и чуть нежнее, чтобы звук был тише.
Вывод: резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки. Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны, которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче, так как звук, попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.
Исследование № 3
«Почувствуй звук».
Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук. С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать.
Материал: лист бумаги.
• Лист бумаги свернуть в трубочку.
• Произнести громко звук: «А-а-а-а», затем звук произнести тише.
Вывод: чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук, тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны, распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.
Исследование № 4
«Еще немного музыки»
Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.
Материал: рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.
• Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.
• Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.
• Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.
• Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук.
Вывод: короткие соломинки дают более высокие звуки, чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.
13.Результат: мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука: громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники.
Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.
shkolazhizni.ru
Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.
Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы
«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.
Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.
Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.
Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.
Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.
Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.
Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.
Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.
Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
Важное условие! Систематичность и спокойствие.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные
Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.
Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.
Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.
Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.
Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.
Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.
Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.
Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.
Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.
Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.
Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.
Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».
Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.
Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!
А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».
Звуки русского языка
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.
Что такое звук?
Какие звуки бывают?
В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].
Как произносятся звуки?
Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.
Транскрипция слова
Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.
Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.
Цветовая схема
В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
Гласные | а о у э и ы я ю е ё |
Согласные | ц ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й |
ь, ъ | ь ъ |
Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!