Как объяснить детям что такое длина
Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины»
Тема: «Измерение длины».Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.
Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.
Интегрированные образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.
-Учить измерять меркой.
— Развивать логическое мышление, внимание.
— Воспитывать интерес к математике.
— Развивать навыки сотрудничества.
подгрупповая,
совместная. Материал: квадраты различного размера, мерки.
Организационный момент: Приветствие.
берёмся одной рукой с соседом,
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Но один никто не будет
Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам в группу.
На завтрак съел он только луковку, Но никогда он не был плаксой. Писать учился носом буковки И посадил в тетрадке кляксу. Не слушался совсем Мальвину Сын папы Карло …. (Буратино.)
Воспитатель: Буратино не может, но хочет научиться сравнивать и измерять длину предметов. Как нам помочь ему? (ответы детей).
Физминутка «Буратино». Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два- нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: А вы знаете, что в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.
В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,. Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.
Воспитатель: Давайте вместе измерим длину ленты. (измеряем локтем, пядью). Почему получились разные результаты?
Дети: У всех разная длина локтя, ладошки.
Воспитатель: Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех мерки. То чем измеряют, называется меркой. У нас меркой будет служить красная картонная полоска. Сейчас мы посмотрим, сколько раз она уложится по длине ленточки.
Воспитатель: Правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.
Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.
Воспитатель: Как узнать, которая дорожка короче? (ответы детей).
Сравните дорожки между домиками.
Сначала «на глаз», затем путем наложения и приложения. (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы. (Ответы детей).
Гимнастика для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек кюизенера). Конспект по развитию математических представлений в старшей группе. Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек кюизенера).
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Измерение жидких веществ с помощью условной меры» МБДОУ детский сад «Звездочка» Павловский район Конспект занятия По теме: «Измерение жидких веществ с помощью условной меры»..
Конспект занятия по математике «Царица Математике» для детей старшей группы «Царица Математика» (Познавательное развитие «Детский сад 2100») Программные задачи: Учить детей объяснять, обосновывать свои действия.
Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС. Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке.
Конспект занятия по математике в старшей группе «Новые приключения Буратино в стране Математике» Тема: «Новые приключения Буратино в стране математике» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.
Конспект занятия по математике в старшей группе детей с ЗПР «Весна в математике» Программное содержание: 1. Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов в пределах семи. 2. Упражнять.
Конспект занятия по математике в старшей группе «В волшебную страну математики» Конспект занятия в старшей группе по математике «В волшебную страну математике» Подготовила и провела: воспитатель Семенова. О.
Конспект занятия «Измерение длины. Мерка» Ход занятия. Ребята, вы, конечно, знаете и любите сказки. Сегодня мы с вами вспомним сказку «Колобок». Но наша сказка будет необычная, с.
Конспект занятия по математике «Спор друзей. Измерение длины предмета» Составители: Блезинг Т. В., воспитатель Семашко А. Н., воспитатель Тема:. Спор друзей. Цель: учить измерять длину предмета разными мерами.
Конспект занятия по ФЭМП «Измерение. Длина. Метр»
Алина Титова
Конспект занятия по ФЭМП «Измерение. Длина. Метр»
Конспект занятия по ФЭМП
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Воспитатель: Титова А. Н.
Тема: «Измерение. Длина. Метр»
Цель: Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной мерки.
— способствовать развитию логического мышления, внимания.
— познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков;
— закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
— воспитывать интерес к математике, развивать навыки сотрудничества.
Тип занятия: изучение нового материала
Оборудование: линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек
Методические приёмы: наглядные, словестные и игровые
Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная.
Ход занятия
Организация Время Содержание
1. Организационно-мотивационный этап 5 мин 1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в страну математики. В этой стране нас ждет много игр и заданий, поэтому будьте очень внимательны.
2. Создание мотивации.
— Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду?
— Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? (снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани). Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину.
— Чем мы можем измерить длину? (условными мерками)
— Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой?
2. Основной этап 25мин 3. Основная часть.
— Ребята, а как вы думаете с чем мы сегодня с вами познакомимся? Какая тема нашего занятия?
А) Вызываю самого высокого мальчика и самую низкую девочку, прошу измерить шагами одно и то же расстояние. Сначала идет девочка. Все хором считают шаги. Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.
В. : Что вы заметили?
Д. : Расстояние не менялось, а число шагов разное.
В. : Почему так получилось?
Д. :Шаги были разными: чем больше шаги, тем меньше число шагов.
В. : Ребята, какой вывод из этого мы можем сделать?
Д. : Чем больше мерка, тем меньше результат измерения.
— Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.
— Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.
— Перед вами лежат различные предметы (линейка, метр, рулетка).
— Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?
— У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр.
— В каких случаях используют линейку (для измерения маленькой длины)
— Сейчас я вам предлагаю немного поиграть На столах у вас лежат полоски. Я вам предлогаю сначала сравнить красную и зеленую полоски, а затем измерить ими белую полоску. (В итоге дети вновь повторяют вывод о том, что чем больше мерка, тем меньше результат измерения.)
— А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?
— Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? (неудобно, слишком маленькая)
— Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)
— Где можно использовать метр?
— С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.
(Воспитатель вместе детьми предметы в группе)
— Как вы думаете, когда используют сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или метр? (с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева. Измеряем окружность головы детей.)
— Видели ли вы раньше такой прибор? Где? (на строительстве, при ремонтных работах)
-Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
— Что нового рассказала и показала нам Маша?
-Кому вы об этом расскажите?
— Ребят. На столе лежат карандаши красного, желтого и зеленого цвета. Красный означает, что вам не понравилось, жёлтый, понравилось, но не сильно, а зеленый, что вам понравилось занятие. Подойдите и выберите цвет.
Конспект занятия «Измерение длины» Тема: «Измерение длины» Цели: 1) Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины. 2) Формировать умение.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Длина предметов» Цель: Учить детей на основе сравнения выделять длину предметов, пользуясь приемом приложения; употреблять слова длиннее, короче, длинный,.
Конспект НОД «Измерение длины» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №72 «Калинка» города Калуги Сценарий педагогического мероприятия.
Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Измерение отрезка с помощью условной мерки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение длины» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Измерение длины»(с просмотром познавательной телепередачи «Шишкин лес» занятие.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение длины» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Измерение длины»(с просмотром познавательной телепередачи «Шишкин лес» занятие.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Измерение длины» Задачи: Образовательные: 1. Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести речевую.
Конспект НОД по РЭМП «Измерение» Материал: Линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек (условная мерка, кубики). Предварительная.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение» Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Измерение» Воспитатель: Виктория Сергеевна Свистунова Цель: измерение сыпучих.
Конспект занятия в в подготовительной группе «Измерение крупы с помощью условной мерки» 1. Возраст детей: 6 лет 2. Тема: Измерение крупы с помощью условной мерки. 3. Цель: 1. Образовательная: Совершенствование навыков детей.
Проект для детей старшей группы «Знакомство с представлениями о длине»
Боброва Анастасия
Проект для детей старшей группы «Знакомство с представлениями о длине»
Проект для детей старшей группы
«Знакомство с представлениями о длине».
Название: «Знакомство с представлениями о длине».
Вид проекта: групповой (краткосрочный).
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги.
Введение. Знакомство с длиной позволит решить некоторые задачи математического развития дошкольников, научить измерительной деятельности, а также позволит повысить уровень умственного и сенсорного развития дошкольников.
Актуальность проекта заключена в том, что в повседневной жизни детей дошкольного возраста, как в условиях дошкольной организации, так и дома, возникают различные ситуации, которые требуют определенных знаний, умений и навыков в измерительной деятельности. Если ребенок обладает данными умениями, знаниями и навыками, тем продуктивнее и результативнее становится его деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Так же, актуальность данного проекта заключается в том, что важным условием формирования представлений о длине дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Эффективным средством для формирования представлений о длине для детей является проектная деятельность, которая включает в себя совместную деятельность, как воспитателей, так родителей и детей.
Особенность проекта:
— создание условий для активной самореализации, креативности воспитанников,
— работа с родителями, сотрудничество с социумом.
Цель: повысить у детей старшего дошкольного возраста интерес к занятиям математикой, при помощи применения исследовательской деятельности и экспериментирования с длиной предметов.
— недостаточный уровень представлений о длине;
— неумение пользоваться при измерении длин предметов, как условными мерками, так и измерительными приборами.
— формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о длине;
— научить приемам и усвоению элементарных способов измерительной деятельности;
— развить у детей интересы к измерительной деятельности,
— научить умению точного определения и дифференциации длины, как пространственного признака предметов, научить передавать мысли, отражая их речью;
— совершенствовать глазомер, расширить представления об окружающей действительности;
— совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств4
— заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Продукт проекта: заключительный математический досуг «В гостях у Феи Длины».
План реализации проекта:
Февраль (1-ая неделя)
Вхождение в проблемную ситуацию по усвоению материала «Для чего нужно измерение?».
Беседа с дошкольниками: «Зачем человеку нужны измерения? Первые единицы длины. Единицы длины на Руси».
Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».
Экспериментирование по исследовательской деятельности: «Что значит длиннее, короче, шире, толще, тоньше, выше, ниже».
Досуг: «Виды измерения в прошлые века (пядь, сажень, локоть….)»
Реализация исследовательской деятельности в самостоятельных действиях, играх «Лего, постройки из конструктора, работа с бумагой»
Экспериментирование путей измерения «Поставим книги в полки».
Памятки «Мерка, как единица измерения».
Творческая деятельность «Подберем по видам измерения мерку» (веревка, тесьма, полоска, палка, лента, банка, стакан, ложка и пр.).
ООД. Подвести к работе с линейкой при линейном измерении.
Исследовательская деятельность – «Как переставить тумбочку в нишу? Какие линейные измерения будем проводить и с помощью какой мерки?
Создание проблемной ситуации, заставляющую прибегнуть к измерению высоты, длины, ширины.
Правила по исследованию детей измерению линейных величин «Начни с конца, клади прямо, отмечай и отсчитывай меткой. Результат покажи цифрой».
НОД «Полезные советы: обозначай мерку меткой или точно считай».
Творческая деятельность: изготовление мерок для измерения линейных предметов и изготовление эквивалентных меток для отсчета.
Исследовательская деятельность: «Выбери мерки, которыми измеряют разные величины».
Педагог предлагает детям «посадить огород» на большом ватмане, так, чтобы в нем были грядки и клумбы разной длины, размера, цвета.
Дети выполняют аппликацию, получившейся работой украшают группу.
Исследовательская деятельность: «Измерь шагами размер ковра». Почему разное количество получается в результате измерения.
Самостоятельная деятельность: «Я сам создаю линейную мерку, по ней создаю конструкцию».
Творческая деятельность: «Зарисуем мерки».
Февраль (2-ая неделя)
Эксперимент: «Результат пересчета зависит от величины мерки?»
Дидактическая игра: «Определи предмет по параметрам: длиннее, короче».
Беседа: «Инструменты измерения».
Педагог: «Ребята, а как вы думаете, что бывает коротким, а что длинным? При помощи чего можно измерять длину, ширину предметов, вещей?».
Педагог: «Было время, когда человек измерял длину предмета при помощи рук и ног».
Например: существовала такая единица измерения, как шаг. В шагах обычно измеряли расстояние от одного места до другого. Или длину могли измерять локтями. Локоть прикладывали к предмету и таким образом измеряли его длину. Можно было измерять длину ладонью.
Педагог: «Измерьте в ладонях длину вот этой синей полоски. Сколько у вас получилось?»
Педагог: «А теперь я измерю. У меня получилось, что длина этой полоски 3 ладони. Полоски одинаковые, а ответы разные. Как вы думаете, отчего это происходит?»
Дети: «Ваша ладонь больше».
Педагог: «Моя ладонь больше, она только 3 раза поместилась в длине полоски. А у вас ладошка маленькая. Она умещается на полоске большее число раз – 5. Из-за таких разногласий люди могут не понимать друг друга. Поэтому решили ввести единую для всех единицу измерения длины. Например, сантиметр. 1 см – это длина вот такой маленькой полоски (показывает образец). Измерьте в сантиметрах длину полоски. Сколько получится? (Измеряют моделями сантиметра)».
Дети: «10 раз сантиметр поместился в полоске – 10см».
Педагог: «У меня тоже получилось, что длина этой полоски 10 см. Мы измеряли длину одинаковой единицей, поэтому у нас получились одинаковые результаты».
Февраль (3-ая неделя)
НОД «Полезные советы: обозначай мерку меткой или точно считай».
Дидактическое игровое упражнение «Попрыгаем на скакалках».
— А как вы будете определять, какая скакалка длинная, а какая короткая? (Приложением.)
Когда дети справятся с заданием,педагог задает им еще вопрос:
Педагог предлагает детям взять скакалки, которые подойдут им по росту и попрыгать на них.
(Под веселую музыку дети прыгают на скакалках.)
«Разложи палочки (Кюизенера) от самой короткой до самой длинной» (палочки у каждого ребенка).
«Найди предмет короче этой полоски».
Из группы предложенных предметов дети находят предмет короче образца – полоски (приложением).
Просмотр мультфильма «38 попугаев». Беседа по сюжету мультфильма.
ООД. «Что такое линейка – прием измерения».
Исследовательская деятельность – Проверь размер животных при помощи измерения линейкой.
Февраль (4-ая неделя)
Заключительный математический досуг «В гостях у Феи Длины».
Тема: «В гостях у Феи Длины».
Цель. Закрепить знания детей по разделу «длина», развивать логическое мышление, смекалку, память, активизировать словарь терминов.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, создать радостную атмосферу досуга.
Оборудование. Картина «План зоопарка». Аудиозапись музыки (по выбору педагога, мяч, индивидуальный иллюстративный материал «План зоопарка», разноцветные ленты разной длины и ширины, скакалки разной длины, измерительные инструменты, по 5-7 елок и звезд разной величины на каждого ребенка.
Ход досуга.
Звучит музыка, в комнату входит Фея Длины.
(Дети отвечают, Фея хвалит за правильные ответы, показывает инструменты.)
— Отгадайте мои загадки: «Чем можно измерить кубик? А большой дом?», «А чем измеряется дружба?»
Игра «Скажи наоборот».
Фея с мячом становится в центр круга, который образуют дети, бросает поочередно каждому ребенку мяч и произносит слова,к которым дети подбирают антонимы: «Короче-длиннее», «Ближе-дальше», «Начало-конец» и т. д.
Фея Длины:
— А какие «измерительные» игры вы знаете?
— Уважаемая Фея, наши дети знают много игр, в которых они учатся сравнивать предметы по длине.
Я думаю, что ты с удовольствием поиграешь с нами в эти игры.
Фея Длины:
— О, конечно, я ведь хотела этого! Давайте же скорей играть!
Фея хвалит детей за хорошую игру.
Фея Длины:
— Я принесла с собой мое задание «В зоопарке» (показывает картину и раздает такие же картины-схемы каждому ребенку)
— Перед вами план зоопарка. Подумайте и укажите ваш путь к слону, от него к жирафу, потом к бегемоту, затем к удаву, и под конец, вам надо съесть мороженое в кафе и выйти из зоопарка на улицу.
К какому животному был самый длинный путь?
После игры Фея благодарит детей за приятный вечер, дарит на память подарки, прощается, и под музыку уходит.
Беседа для детей старшей группы «Знакомство с театром» Беседа «Знакомство с театром». Цель: Формировать интерес к театру, к театрализованной деятельности. Задачи: Расширить знание детей о театре,.
Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.
Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности,.
Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Задачи: Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов, развивать познавательный интерес к свойствам.