Как объяснить детям что такое хор

Тема занятия: «Понятие хор»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

ГОРОДСКОГО ОКРУГА-ГОРОД КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сценарий занятия по вокалу

образования МБОУ ДО ДЮЦ

В истории отечественного хороведения давалось много определений понятия «хор»: от «собрания поющих» до «ансамбля поющих унисонов». Вот некоторые из них:

«Хором называется более или менее многочисленная группа «певцов, исполняющая вокальное произведение» (А.С. Егоров).

«Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено количественное и качественное соотношение голосов, обеспечивающее владение всеми элементами хоровой звучности, необходимое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач» (Г.А. Дмитревский).

«Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении».

«Хор — певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» (Н.В. Романовский). [2, с. 114-115]

«Хор — это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский «инструмент» хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов» (В.И. Краснощеков).

Как видим, в каждом из этих определений акцент делается либо на структурную организацию, либо на технические и художественные параметры, либо на цели и задачи. Связав воедино разнообразные сущностные признаки, вкладываемые разными авторами в понятие «хор» и критически оценив их, автор данной книги считает возможным предложить следующую обобщающую формулировку: хор — это вокально организованный исполнительский коллектив, основу которого составляет ансамбль интонационно, динамически и темброво слитных групп, обладающих художественно-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения. Данное определение, пожалуй, достаточно точно устанавливает отличительные признаки понятия, его содержание и границы.

Хоровое пение имеет несколько видов : массовое пение, пение в самодеятельном хоре, профессиональное пение и пение в объединённом сводном хоре. [4, с. 218]

Характеристика певческих голосов

Само понятие «певческий голос» обозначает способность человека к вокалу, пению. В отличие от обычной разговорной речи, звуки певческие длятся намного дольше, имеют определенную, точную высоту звучания. Особенно это проявляется на гласных звуках.

Певческий голос бывает бытовым и профессиональным. Бытовой – не поставленный голос, профессиональный – поставленный педагогом. Постановка голоса вообще – это развитие его для использования в профессиональных целях, придание его звучанию длительности, яркости, красоты, силы. Голос может ставится для исполнения народных песен, оперных, эстрадных.

Главными определяющими характеристиками певческого голоса являются его способность выдерживать звуки, а также красота его тембра.

Так, оперный голос должен быть громким, чтобы его хорошо было слышно в просторных залах. Хорошей полетностью обладают металличные, звонкие голоса.

Не менее важное качество голоса – сила его звучания. Оперные певцы должны обладать сильными голосами, которые смогут наполнять зал своим звучание даже при звучании оркестра. [6, с. 86]

Профессиональный певческий голос должен обладать диапазоном в две октавы, он должен звучать красиво, ровно на протяжении всего диапазона, он не должен дрожать.

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто, а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас. Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими. Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр», подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков. В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее.

Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр. Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие. [8, с. 214-215]

Как объяснить детям что такое хор. Смотреть фото Как объяснить детям что такое хор. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое хор. Картинка про Как объяснить детям что такое хор. Фото Как объяснить детям что такое хор

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса. Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом.

Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею). Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным. Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием. [4, с. 231]

Диапазон этого голоса – две октавы (от «ля» малой октавы до «ля» второй). Меццо-сопрано обычно поручаются партии зрелых женщин, сильных и волевых по характеру. Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков. Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса: [7, с. 174]

Как объяснить детям что такое хор. Смотреть фото Как объяснить детям что такое хор. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое хор. Картинка про Как объяснить детям что такое хор. Фото Как объяснить детям что такое хор

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических. Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор. «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием.

Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах «ля» большой октавы до «ля» первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы. [11, с. 148]

Как объяснить детям что такое хор. Смотреть фото Как объяснить детям что такое хор. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое хор. Картинка про Как объяснить детям что такое хор. Фото Как объяснить детям что такое хор

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов: Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

Как объяснить детям что такое хор. Смотреть фото Как объяснить детям что такое хор. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое хор. Картинка про Как объяснить детям что такое хор. Фото Как объяснить детям что такое хор

Типы голосов: драматический и лирический голос

Тип голоса определяется тесситурой, в которой он проявляет свои наилучшие свойства. Певческие голоса условно подразделяют на драматические и лирические, а также лирико-драматические, при наличии свойств обоих разновидностей. Эти различия в звучании голоса, прежде всего, имеют отношение к тембру.

Драматический голос имеет более яркую энергетику, он более «тяжёлый», плотный, объёмный, страстный, можно даже сказать, более нервный. Он хорошо передаёт остроту драматических ситуаций в оперных сценах и романсах.

Говоря о драматическом сопрано, мы вспоминаем голос Марии Каллас, Галины Вишневской, Джесси Норман, Любови Казарновской.

К драматическим тенорам относятся Энрико Карузо, Николай Фигнер, Владислав Пьявко, Владимир Атлантов.

Драматические баритоны: Сергей Лейферкус, Титта Руффо и другие.

Лирический голос имеет меньшую плотность, он более лёгкий, более светлый по тембру, мягкий, романтичный, чувственный. Этот голос хорошо передаёт мягкую любовную лирику, светлые чувства и переживания. Лирические голоса лучше звучат в верхней тесситуре, для драматических наиболее выигрышна середина. Пожалуй, драматический голос более выразителен, однако, лирические голоса обычно более популярны.

Из лирических теноров хорошо известны Луччано Паваротти, Николай Гедда, Иван Семёнович Козловский, из баритонов можно упомянуть Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева. Прекрасным лирическим сопрано обладали Мария Биешу, Тамара Милашкина, Рената Скотто, Антонина Нежданова. [10, с. 215]

Есть также голоса, в которых гармонично объединены оба типа тембровой окраски. Их называют лирико-драматическими. К известным представителям таких голосов можно отнести из мужских голосов Владимира Атлантова, Пласидо Доминго, Энрико Карузо (тенора). Из женских голосов можно назвать Марию Каллас, Джоан Сазерленд (Австралия), Монсеррат Кабалье, Анну Нетребко, которая сначала приобрела известность, как лирическое сопрано, но после рождения сына голос претерпел изменения и певице стал доступен репертуар драматического сопрано.

Источник

Тема урока: «Что такое хор?»

автор Н.А. Изместьева
МОУДОД Центр детского творчества г.о. Первоуральск,
Свердловской обл., 1 год обучения.

Предмет: хоровой кружок.

Тип урока: вводный урок по теме с использованием биоадекватной здоровьесберегающей методики преподавания.

Цель урока: образовательная: ознакомление обучающихся с определением хора и основными составляющими хоровых занятий.
развивающая: раскрытие и развитие природных задатков учащихся, развитие образного (правополушарного) мышления;
воспитательная: умение работать коллективно и в коллективе; воспитывать коммуникабельность, самоорганизованность.

Оборудование:

• проектор
• компьютер
• фортепиано или синтезатор

Ход урока

I этап урока. Гармонизация пространства.

Вход детей в класс под музыку «Во поле берёза стояла».

— Добрый день, ребята! Давайте знакомиться! Встаньте парами в круг. Я буду петь, а вы повторяйте за мной и делайте то, о чём поётся.

Музыкальное приветствие песенка – игра «Добрый день».

— Замечательно! Мы познакомились, объединились для работы и можем отправляться в путь за новыми знаниями.Предлагаю всем сесть на стулья.

II. Сообщение темы и целей урока, актуализация знаний.

— Скажите, что мы сейчас с вами делали? (играли и пели)

2. Рассмотреть слайд детей, поющих в хоре.

— Что изображено на слайдах?

— Чем занимаются дети?

— Как вы догадались, что они поют?

— А для чего нужен дирижер в хоре?

III. Основная часть. Работа по теме урока.

1. Изучение нового

1. Сенсорно-моторный этап.

А вы любите фантазировать? Давайте сейчас немного пофантазируем.

Садитесь удобно, закройте глаза. Мы отправляемся в необычное путешествие. Представьте себя на красивой полянке, покрытой зеленой травой и цветами. Ощутите аромат разнотравья на лугу.Каков он?Почувствуйте – здесь у каждого растения не только свой запах, но и свое звучание. Как пахнет трава? А как она перезванивает под волной свежего ветерка? А цветы? Какие они? Как звучат?Выберите самый красивый цветок и приблизьтесь к нему. Внимательно рассмотрите его! Какой он? Какого размера, цвета? Какова его форма? Каков аромат, источаемый им?Какие у него лепестки, стебелёк, листья…Насладитесь ароматом, вашего цветка. Прикоснитесь к вашему цветку! Полюбуйтесь его красотой, силой, жизнью…Пошлите ему свою любовь.Каким он стал теперь?

2. Символьный этап.

а) Попросите его стать символом детского хора. Почувствуйте его согласие.

Рассмотрите стебелёк – он символизирует руководителя хора, его дирижёра.(Если записываете, то можно взять в руки волшебную палочку и написать на стебельке любым цветом – руководитель хора, дирижёр. Если дети маленькие, то можно не писать. То же и дальше).
Рассмотрите лепестки цветка, они символизируют детей, поющих в хоре. Листочки – это песни,попевки, упражнения для голоса.

б) Повтор информации:

Полюбуйтесь вашим цветочком, пошлите ему свою любовь и радость. Поблагодарите ваш цветочек за то, что он так легко и просто помогвам запомнить информацию.Поблагодарите это замечательное место за отдых.
А теперь пора возвращаться. Почувствуйте ступни ног… Прилив сил к рукам и ногам… Ощутите спину и плечи…Пошевелите пальцами, сожмите их… Подвигайте ладонями, плечами…Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох…Не торопясь дотроньтесь до щ?к, глаз.. Медленно возвращайтесь в класс…открывайте глаза….Потнитесь.. Какое у вас настроение. Самочуствие?

(Учитель предлагает ученикам встать и организует физкультминутку.)

Физкультминутка:

Дети по лесу гуляли, (пальчики здороваются)
За природой наблюдали! (б. и у. палец образуют ромб)
Вверх на солнце посмотрели, (б. палец поднимается на у.)
И их лучики погрели. (кисти поворачиваются)
Кругом бабочки летали, (б. и у. пальцы меняются, вращаясь)
Крылышками махали.
Быстро хлопнем:
раз, два, три, четыре, пять, (Хлопки в ладоши)
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,(Приседаем, срываем цветок)
В руках ландыши запели. (Показываем букетики)

Учитель предлагает сесть.

IV. Закрепление знаний.

3. Логический этап

1. Беседа, составление образона.
— Как вы представили себе место отдыха?
— Что чувствовали во время путешествия?
— Какой образ увидели?
— Опишите его.
— Нарисуйте этот образ в тетрадях.
— Что он обозначал?
— Сколько у цветка лепестков?
— Образом чего они являются?
-Какой был стебелёк?
— что он обозначает?
— А листочки?

Показ образона учителя. Проверка правильности своей работы.Индивидуальная работа с учащимися;уточнение и дополнение образа, сравнение с образоном учителя.

4) Лингвистический этап

Вокально- певческая постановка корпуса.

2. Разучивание песни «Во поле берёза стояла» (слайды)

— Ктопомнит, какая музыка вас встречала, когда вы входили в класс?-Знакомы ли вам слова?
– Кто хорошо знает песню, может подпевать.( слушание плюсовой фонограммы)
— О чем эта песня? (проговаривание текста песни, анализ содержания:

1) возьму дерево, растущее в поле, а не в лесу- почему? Посмотрите на слайд и сравните дерево, растущее в поле и в лесу. Чем они отличаются?
Для изготовления музыкального инструмента дерево выбирали особенно тщательно. Оно д.б. гармоничным

2) бережное отношение к природе- « заломаю» берёзу, для того, чтоб сделать музыкальные инструменты– гудок и балалайку и играть на них).
— Для чего нужно играть на муз.инструментах?

3) рассказ о гудке, (слайд)
— Пение песни хором. (разучивание песни)

5)Моторно-кинестетический этап

Учитель предлагает ученикамрассмотреть слайды, на которых изображен хоровод.

— Что здесь изображено?
— Кто знает, что такое хоровод?

Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг, (подобие солнца) и движение по ходу солнца.Участники, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок.

— А вы хотите сами поучаствовать в хороводе?
— Давайте разучим движения нашего хоровода. Встаньте в круг.

1к. ноги в 3 позиции. Повороты корпуса вправо и влево.
2к. Берёмся за руки и двигаемся вправо по кругу, стараясь сохранить круг.
3к. меняем направление движения, двигаемся влево.
4к. двигаемся в центр круга и обратно.
5к. играем на балалайке.

Пение и исполнение хоровода.

— Вам понравилось петь и водить хоровод? Какие чувства вы сейчас переживаете? Какое у вас настроение?
— В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы!

Архивирование информации

VI.Итог урока.

Разделитесь на 2 группы и покажите как вы запомнили что такое хор? Это м.б. стих, сценка, рисунок общий, сказка.

— Какие знания вспомнили сегодня на уроке?
— Какие новые знания получили на уроке?
— Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание: Красиво нарисуйте красками ваш образ цветка. Если вам захочется придумать другой образ, нарисуйте его и принесите на следующий урок.

Приложения:

Как объяснить детям что такое хор. Смотреть фото Как объяснить детям что такое хор. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое хор. Картинка про Как объяснить детям что такое хор. Фото Как объяснить детям что такое хор

2. Быстро ушко подставляй,
Не зевай, не зевай,
Быстро ушко подставляй,
Имя называй!

3. Быстро носик подставляй,
Не зевай, не зевай,
Быстро носик подставляй,
Имя называй!

4. Быстро спинку подставляй,
Не зевай, не зевай,
Быстро спинку подставляй,
Имя называй!

Описание игры.

Дети встают в кружок парами и здороваются, производя действия в соответствии с текстом песни. Можно на каждый куплет менять партнёра.

Музыка Л. Абелян, слова В. Степанова

Если хочешь сидя петь,
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.

Раз! Вдох! И запел!
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – всё свободно,
Петь приятно и удобно.

Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *