Как объяснить детям что такое искусство
Об искусстве детям. Виды и жанры искусства
Творение человека, сделанное с любовью, превращается в волшебный мир образов. Люди с древних времен стали замечать, как меняется самочувствие в лучшую сторону, когда он слышит красивую музыку, наблюдает за интересными танцами, рассматривает привлекательные скульптуры или изображения.
Кропотливая работа над образами, будь то картина, музыкальное произведение, театральное представление или художественная литература нас побуждает ощущать этот мир по-новому — удивляться, созерцать, восхищаться и думать. Эту работу можно охарактеризовать одним словом – искусство.
Люди искусства выражают свои чувства и мысли необычным и непривычным языком. Художники могут рассказать нам о событии, не проронив ни слова. Для этого они используют язык живописи — краски. Инструмент музыканта, который передает нам свое настроение – это его голос, дыхание, руки и ноги. Все мы наблюдали как раздувает щеки трубач, или проворно перебирает пальцами пианист, как зажимает аккорды гитарист.
Об искусстве хочется говорить и писать вечно.
Люди, посвящающие себя искусству, безусловно любят свое занятие, оно затягивает их полностью. Только при такой огромной любви к своему делу создаются шедевры, вызывающие при помощи языка искусства эмоции, переживания у наблюдателей.
Мы восприимчивы ко тому, что нас окружает. Приобщаясь к искусству человек становится другим – культурным, добрым и отзывчивым. Его кругозор расширяется.
Веяние моды, развитие технологий – все это влияет на развитие искусства в целом. Сегодня приобщиться к искусству может каждый, это вполне доступно. Главное желание и упорство.
Конечно, среди людей есть ценители искусства, есть критики, а есть и безразличные. Однако, даже в самые тяжелые военные годы писали стихи, сочиняли песни, рисовали картины. Потому что без духовной пищи человеку прожить также сложно, как и без естественных потребностей.
В ролике ниже вы узнаете еще больше интересных фактов из мира изобразительного искусства, а также увлекательный рассказ о гении — Леонардо да Винчи.
Смотрите еще по теме:
Арт-терапия, как искусство, которое исцеляет
Цените искусство! Ведь это основная составляющая культурной деятельности человека и отражение нашей души.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»
Итоговое занятие с детьми 5-7 лет «Что такое искусство?»
Программные задачи:
Методические приемы:
Объяснение, рассказ, вопросы, слушание музыки, рассматривание иллюстрации;
Предварительная работа:
рассматривание репродукций, иллюстраций, слушание музыки композиторов, чтение стихотворений.
Оборудование:
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:
Ввести в активный словарь слова: пейзаж, натюрморт.
Ход занятия:
Скажите, а кто создает музыку? Правильно, композиторы.
Назовите композиторов, которых вы знаете? Ответы детей: Чайковский, Кабалевский, Глинка (дополняю ответы детей). А кто знает имя нашего курского композитора? Правильно, Г. Свиридов. Прослушивание отрывка произведения «Время Вперед».
Скажите, а чем говорит поэт?- Правильно, стихами. Сейчас мы перенесемся с вами в мир поэзии. Давайте послушаем стихи нашего курского поэта читаю стихи Фета:
— и предлагаю рассмотреть иллюстрацию- к этому стихотворению.
Спрашиваю детей, какую картину они нарисовали себе, прослушав это стихотворение. Ответы детей. Обращаю внимание на построение ответов.
Предлагаю вспомнить и прочесть стихи о зиме.
Посмотрите внимательно и скажите, как называются эти две картины? Правильно пейзаж. Почему они так называются? Что здесь изобразил художник? (природу). Правильно, те картины, где изображена природа, называется пейзаж.
Показываю две другие картины и спрашиваю, как их можно назвать? Натюрморт. Уточняю, картины, где художник изображает овощи, фрукты называются натюрморт. Предлагаю повторить это слово.
А сейчас, дети, мы поговорим о знакомой вам картине. Показываю картину и предлагаю назвать её автора и название картины. Правильно, это картина Васнецова «Аленушка». Спрашиваю, на какую сказку похожа эта картина? В каком тоне нарисована эта картина? Краски, какого цвета здесь ЩJе6бладают? Почему художник выбрал для этой картины темные краски? Правильно, природа будто печалится и страдает вместе с Аленушкой. Рассказываю детям краткую историю создания картины. Предлагаю посмотреть еще одну картину Шишкина «На берегy реки». Спрашиваю, как можно назвать эту картину? Пейзаж. Какие краски и оттенки использовал художник? Ответы детей (яркие, сочные, светлые).
А сейчас мы с вами перенесемся в мир танца. Физминутка. Под музыку «Танец утят».
А сейчас мы послушаем еще одно произведение: «Вальс» Кабалевского.
Скажите, что можно делать под эту музыку? (ответы детей). Какой характер у этой музыки? Ребята, вам понравилась это музыкальное произведение?
Прививаем любовь к искусству с ранних лет
Искусство и живопись в частности — развивает ребенка эмоционально, помогает в эстетическом воспитании, развивает восприятие.
Как познакомить ребенка с искусством? В каком возрасте, с чего начать, какие картины показывать, что рассказывать, в какой форме преподносить информацию?
«Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется» — так считает автор книги «Как говорить с детьми об искусстве». Франсуаза Барб-ГалльЛучше. Автор призывает в первую очередь к чистому эмоциональному контакту с искусством. Важно научится улавливать настроение и эмоции, которые вызывает произведение. А потом уже обращаться к смыслу, заложенному автором. Хотя, зачастую всем этим смыслом произведение нагружают искусствоведы, а истинные символы и образы остаются тайной.
В первую очередь, знакомя своего ребенка с живописью, я хочу, чтобы он мог видеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством, а потом уже знал имена художников и разбирался в художественных стилях.
С чего начать знакомство ребенка с искусством?
Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет.
Но уже с раннего возраста (с полутора — двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования.
Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета. Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра.
К трехлетнему возрасту, когда ребенок может говорить, можно показывать картины, относящиеся к разным жанрам. На первом этапе достаточно выделить основные три жанра. Покажите ребенку и объясните, что относится к портрету, к пейзажу и натюрморту. В этом вам поможет знаменитый мультик (и песня) Григория Гладкова «Если видишь на картине». Из мультфильмов серии ООО Маски — «Картинная Галерея. Уроки Тётушки Совы» детки узнают сказочные и яркие истории о картинах художников и познакомятся с некоторыми репродукциями. Все это продудит и вашу фантазию и даст много идей для творческих игр с ребенком.
Если говорить о литературе, которая поможет познакомить ребенка с миром живописи, могу порекомендовать например серию «Сказки о художниках» издательства «Белый город», серия «Художники» издательства «Феникс-Премьер», серия «Я — художник! Раскрась шедевр» издательства «Эксмо-Пресс», книги Ф. Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», «Пойми, почему это шедевр», «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».
В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов.
Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса. Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.
В какой форме знакомить ребенка с изобразительным искусством?
Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:
Когда пойти в музей?
Франсуаза Барб-Галль в своей книге « Как говорить с детьми об искусстве XX века» говорит «В музее мы чувствуем себя униженными от того, что не все, что мы видим нам ясно. …». И это происходит от того, что мы пытаемся понять образы которые хотел передать нам автор. Но не можем этого сделать, если не знаем историю создания картины, мнение искусствоведом. Ребенок же старается понимать окружающий мир прежде всего через эмоции. И совместные походы в музей – это самое время взглянуть на живопись эмоционально, не беря во внимание интеллектуальную составляющую образов.
Возраст, в котором можно организовать первый поход в музей зависит от интересов вашего ребенка и от способности удерживать внимание на каком-то занятии.
Поделюсь своим опытом. Наше первое посещение музея состоялось, когда Игнату было около двух лет. Ровно на 15 минут ребенку хватило внимания рассматривать картины и находить по моему заданию предметы, животных. Потом сыну стало интересно лечь посреди зала и смотреть на картины именно из этого положения. Мне ничего не оставалось, как стоять рядом и не мешать человеку наслаждаться прекрасным.
В три года Игнат уже интересовался тем, что изображено на картине. Мы обсуждали, к какому жанру можно отнести картину, какое настроение передает выражение лиц, какая погода, какое время суток (или года) изображено, считали всех животных или люде на картинах в одном зале.
После просмотра картин на выставке обязательно обсуждайте впечатления, что понравилось, что запомнилось. И придя домой устройте творческое занятие – попробуйте воспроизвести увиденную картину, или нарисовать впечатления от выставки.
С каких стилей начать знакомство ребенка с изобразительным искусством?
Про основные жанры (портрет, натюрморт и пейзаж), я уже упомянула, позже можно добавить анимализм, мифологический, бытовой жанры.
Теперь приведу несколько конкретных популярных стилей и имена их ярких представителей, которые можно показать ребенку, чтобы познакомить с разными направления живописи. Ниже приведены картины и стили, которые на мой взгляд, наиболее ярко содержат черты указанного стиля, для того, чтобы ребенок в последствии смог узнавать черты стиля в других картинах.
В статье «Что рассказать о картине» (ссылка на статью) приведен пример беседы/ занятия с ребенком на тему картины Винсента Ван Гога «звездная ночь»
Классицизм и его разновидности – основная черта – присутствие форм античности, красота и гармония. Художники представители – Никола Пуссен, Карл Брюллов.
Карл Павлович Брюллов
Девушка, собирающая виноград
Грез Жан Батист «Избалованное дитя» 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ренессанс (Боттичелли, Леонардо Да Винчи).
Доска, масло. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж. Эпоха Возрождения (Ренессанс).
Импрессионизм – этот стиль основан на передаче светового впечатления художника. Яркие представители стиля — Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдгар Дега, некоторые картины Василия Поленова.
Картина «Водяные лилии», Клод Моне – описание
Пуантилизм – в основе стиля (техники живописи) лежит письмо отдельными мазками чистого цвета. Мазки имеют правильную форму (точки, прямоугольники), похожие на современные пиксели. Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк. – представители стиля.
Воскресный день на острове Дж. Сера
Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Амедео Модильяни) – основа стиля – искаженная реальность, которая призвана добиться сильного эмоционального эффекта.
Эдвард Мунк Крик.
Реализм – художниками представителями этого стиля передавались присуща точность и истинность изображения. Илья Репин, Иван Шишкин, Эдуард Мане – яркие представители реализма.
Иван Шишкин и Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» (реализм с элементами анимализма)
Модернизм – Анри Матисс и Пабло Пикассо. Картины, выполненные в этом стиле отличаются совокупностью разных стилей культуры и направлений искусства. Это направление объединяет такие, как авангардизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм.
Кубизм – основатель этого авангардного направления Пабло Пикассо. С рамках кубизма предметы изображаются ломанными, перекомбинированными в абстрактной форме.
Пабло Пикассо «Портрет Фернанды Оливье 1909 год»
Букет цветов в сером кувшине
1908 год
Сюрреализм (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магрит) характеризует представление предметов в отрыве от их обыденного значения.
«Постоянство памяти», Сальвадор Дали, 1931
«Слоны», Сальвадор Дали, 1948
Символизм (Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов) – это направление в искусстве отличается стремлением к использованию символов, таинственности, недосказанности, загадочности.
Михаил ВрубельЦаревна-Лебедь. 1900
Модерн (Густав Климт, Поль Гоген, Антонио Гауди, де Тулуз-Лотрек) произведения, выполненные в этом стиле характеризуются стремлением к отказу от прямых линий в пользу природных изогнутых и гармоничных элементов.
Густав Климт Портрет Адели Блох-Бауэр
Некоторые техники живописи
Портрет работы Боровиковского
Темпера — при создании картин в этой технике используют краски-эмульсии. Они замешаны на основе яйца, воды и животного клея. Картины выполненные темперой и покрытые лаком выглядят как масляные.
Леонардо Да Винчи Мадонна с младенцем (Лита). Эрмитаж.
Эмаль – покрытие, которым обрабатываются изображения на посуде, предметах быта (шкатулки, расчески и т.д.).
Шкатулка XVIII-XIX века, золото, рубины, бриллиант, эмаль
Гуашь — часто используется в графике. Краска, применяемая при работе с разными материалами — бумагой, картоном, шелком, костью, дает четкие линии, и изображение прочное.
Альбрехт Дюрер «Носорог» (1515 г.)
Анри Матисс
Пастель. Техника работы мягкими карандашами, они сухие и используются при рисовании на шероховатой поверхности.
О.Кипренский. Калмычка Баяуста. Около 1813. Бумага розовая, итальянский карандаш, пастель, белила/
А.Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи. Пергамент, пастель, дублированный на холст (1810 – 1820 гг.).
Тушь. Рисование сажей чистого черного цвета. Изначально использовавшаяся для письма техника успешно применяется в живописи.
Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. У Чжэнь (1280–1354).
Фреска. Техника письма водными красками на мокрой штукатурке.
«Добродетели и закон» Фрески Станца делла Сеньятура
Граттаж. Техника, когда процарапывается по заранее залитой тушью поверхности рисунка.
Звездная ночь (А. Нагайцева, граттаж)
Карнация. Техника изображения человеческого лица и тела путем наложения красок слоями для более реалистичного изображения.
Пopтpeт Сиджиэмондо Малатесты. П. дела Франческа.
Лессировка (глизаль или глейз ). В этой технике поверх основного слоя наносится полупрозрачная краска. Благодаря чему на финальном изображении получаются переливы цвета.
«Весенний букет» (1866). Музей Гарвардского университета
Сграффито. Особая техника наложения слоев краски на стены зданий. Такая техника обеспечивает долговечность и прочность.
Сграффито на греческом доме острова Хиос
Смуфато. Прием смягчения очертаний предметов и объектов, путем нанесения красок тонкими слоями. Этот прием придумал Леонардо Да Винчи. Благодаря такой размытости объект приобретает «воздушность».
В клеевой живописи для создания красок используют клей (животный или растительный). Такие краски наносят крупными мазками, и они получаются тяжелыми. Чаще всего эта техника использовалась для росписи саркофагов.
Изображение Будды, клеевая живопись (Монголия, XIX век)
Акварель. Живопись специальными акварельными красками, по специальной бумаги. Бума хорошо впитывает разведенную водой краску, которая как бы растекается по шероховатостям бумаги.
Терри Дюваль Акварель
Сухая кисть. Техника основана на растирании масляной краски с помощью сухой кисти.
Конспект внеклассного занятия «Что такое искусство? Что мы называем искусством?»
Что такое искусство? Что мы называем искусством?
Цель: повышение общего культурного уровня учащихся, посредством
ознакомления с таким понятием как искусство.
Задачи: заинтересовать учащихся тематикой и содержанием занятия, способствовать развитии творческих способностей учащихся, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.
Оборудование и материалы: Выставка книг по русской культуре и искусству, кроссворд, начерченный на доске.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы с вами начинаем удивительное путешествие в мир прекрасного, что такое искусство? Что мы называем искусством? Так будет называться классный час, который мы проведем в интересной форме и узнаем много нового и полезного о русской культуре и искусстве.
Посмотрите какие книги представлены на этой необычной выставке, которая поможет вам понять, о чем пойдет у нас в дальнейшем речь.
Классный руководитель показывает и называет книги, энциклопедии, словари.
«Что такое искусство? Что мы называем искусством?»
Итак, вы увидели книги, которые помогут нам в проведении классных часов.А теперь ответьте на вопросы:
• Как вы понимаете слово «культура?»
• Каких известных композиторов, скульпторов, художников, артистов вы знаете? (композиторы:Шаинский, Бетховен, Моцарт, Бах, Рим Хасанов (башкирский композитор) ;скульпторы: Бернини, Шадр,художники: Андрей Рублев, Рембрандт, Рубенс, Эль Греко, Леонардо да Винчи.)
• Какие телевизионные передачи вам нравятся больше всего?
• Как вы понимаете слово «искусство»?
Работа с карточками (они в свободном порядке прикреплены к классной доске)
Классный руководитель объясняет, что будет читать и пояснять значение каждого из этих слов, а детям нужно будет отгадать нужное слово, найти ему место в кроссворде. Одна буква в каждом слове выделена жирным шрифтом.
Слова для кроссворда с объяснением значения каждого из них.
ЖИВОПИСЬ – один из основных видов изобразительного искусства. Произведения его создаются с помощью красок, которые наносятся на какую-нибудь поверхность. (искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок.)
ХРАМ – культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. (здание для богослужения.)
ЦИРК – особый вид актерского искусства, в основе которого лежит трюк, действие, впечатляющее зрителей и происходящее на круглой площадке.
ПОРТРЕТ – изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры.
ГАЛЕРЕЯ – длинное крытое светлое помещение, удлиненное, со сплошным рядом больших колон, предназначенное для хранения собраний произведений живописи, она стала синонимом музея.
ОПЕРА – представление, в котором объединены музыка и пение.
ОБРАЗ – специфическая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого отдельного вида искусства приемами, это общие представления, которые возникают у человека на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных).
КРЕМЛЬ – центральная укрепленная часть древнерусских городов, находящаяся на высоком месте на берегу реки или озера или у слияния двух рек.
АРХИТЕКТУРА – вид искусства, которое позволяет возводить красивые и удобные постройки, соответствующие определенным целям (жилые дома, общественные, административные, представительные и другие типы зданий). Ее считают одним из ведущих видов пластического искусства.
ИГРУШКА – предмет, предназначенный для детской игры, средство эстетического воспитания, произведение искусства.
БАЛЕТ – сценическое искусства, основанное на сочетании танца и музыки. (вид музыкально-театрального искусства, представляющий собой сочетание танца, музыки и драматургии)
МАСКА – при помощи ее актер может полностью изменить свой внешний и внутренний облик, создать образ любого животного, различных по характеру людей.
ГУЛЯНЬЯ – одна из разновидностей городских и сельских увеселений,приурочивались к главнейшим церковным праздникам: на Рождество и Масленицу это было катание с гор на санях, постройка снежных городков, на Пасху преобладали различные виды каруселей и качелей.
ИКОНА – образ, таинственный символ божества, «книга для неграмотных», не в единственном числе она есть в любом храме, церкви, монастыре.
ГУСЛИ – название музыкального инструмента, представляющего плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Этот инструмент прославил былинного героя Садко. (старинный русский многострунный щипковый музыкальный инструмент.)
КОЛОКОЛ – непременная принадлежность христианского храмового богослужения, издает звуки, разные по тональности, длине и диапазону. (отлитый из меди, медного сплава ударный самозвучащий музыкальный инструмент в форме полого усеченного конуса с подвешенным внутри металлическим стержнем.)