Как объяснить детям что такое пословицы и поговорки
Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»
Ольга Берестова
Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.
В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла cвои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.
Сколько прекрасных пословиц придумал мудрый русский народ! И каждый из нас в повседневной жизни, чтобы убедить в чём-либо собеседника, прибегает к помощи народных изречений. Почему бы и детей не познакомить с ними и не научить использовать в общении с другими людьми? Ведь темы пословиц бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье,о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится» и т. д.
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: «Пословица есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.
Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.
Любой человек, соприкоснувшийся хоть немного с этим удивительным миром, начинает расти и совершенствоваться в интеллектуальном плане, раздвигая свои горизонты познаний и набираясь житейской мудрости. Со временем огромное количество народных высказываний делаются понятными и близкими нам в духовном отношении. Ведь в поговорках заложена великая мудрость самых разных народов живших когда-то и ныне живущих на земле, а так же многовековой опыт сменяющих друг друга поколений. Они умеют учить, давать советы, предостерегать; хвалить любовь к труду и честности, воспевать смелость и стремление творить добро; и вместе с тем же высмеивать завистников и скупость, чувство трусости и лени; не одобряют человеческий эгоизм и высокомерие.
Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»— это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождичка в четверг»,-говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе.
Многие пословицы не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например «Не спеши да поторапливайся». Глубинный смысл таких пословиц кроется в отношении к жизни наших предков, всегда старавшихся выбирать золотую середину. Неправильным считались любые крайности – спешка и необоснованная медлительность, скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали правила золотой середины, которые предписывалось выполнять каждому человеку.
В русском фольклоре есть пословицы, которые вовсе не являются образцами для поведения. Детям следует объяснить, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились среди них и лентяи, которые не любили трудиться и оправдывали себя тем,что «работа не волк». Впрочем, трудолюбивых людей, среди наших предков, было гораздо больше, чем лентяев, и пословиц о труде, как о самой большой добродетели, значительно больше. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит».
1. Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие нас предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок).
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
4. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие стремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, поражала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, причудливые игрушки.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекают не только как жанр устного народного творчества. При использовании русских народных игр происходит развитие физической активности ребенка.
Необходимо соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Использовать потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми. Они удовлетворяют рано возникшую у детей потребность в художественном слове. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают, разнообразные стороны действительности. Необходимо объяснить детям происхождение пословиц и поговорок, подчеркивая их особенности, как изысканность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.
Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство.
Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.
Консультация для педагогов «И. Бродский — детям» Юбилей поэта24 мая с. г. известнейшему поэту современности Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы, если бы не… Но не будем.
Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, существует ли Дед Мороз?» Каждый год мы с волнением ожидаем Деда Мороза,но больше волнуются дети,они пишут ему письма,звонят и с нетерпением ждут исполнение своего.
Консультация для родителей «Не говорите так детям!» Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, счастливым и. послушным. И потому чуть его поведение отклоняется от правильной линии,.
Конспект НОД по пословицам и поговоркам
Елена Семенова
Конспект НОД по пословицам и поговоркам
Конспект НОД по пословицам и поговоркам.
Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия.
Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.
-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.
Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят.Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!
Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.
Слайд№9. Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало». После того, как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.
— Хорошо это или плохо?
— Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор).
А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.
-Чем отличается пословица от загадки?
Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!
Прикреплённые файлы:
Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить » Посиделки возле самовара». Цель: познакомить с историей происхождения.
Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!» Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление.
Как отличить пословицу от поговорки, подсказки для детей
Пословицы и поговорки встречаются в повседневной речи людей. Мало кто задумывается, чем отличается пословица от поговорки. Мы просто их используем в своей речи, когда хотим отметить житейскую мудрость, замеченную еще нашими прадедами, или предать художественную окраску сказанному.
Чем отличается пословица от поговорки
Бывает сложно отличить пословицу от поговорки, но все же у них есть различия:
Пословица – это самостоятельное предложение, часто зарифмованное. Она чему-то учит. Поговорка ничему не учит, это устойчивое выражение, которое имеет смысл только в составе предложения. Обычно она говорится как бы в шутку.
Кратко о фольклоре для детей
Пословицы и поговорки – это часть фольклора. В старину их слышали дети до того, как научатся говорить. Наряду с песнями, потешками, шутками и прибаутками, загадками, скороговорками, небылицами, пословицы и поговорки сохраняют в себе отражение быта, верований, идеалов наших предков.
Благодаря тому, что человек с детства их слышит, они способствуют формированию и развитию личности.
Обычно между пословицами и поговорками не проводят четкой границы. И когда речь заходит о пословицах, вспоминают и поговорки.
Сегодня читают
Комментарии
«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.
Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна
Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Ознакомление детей 5–7 лет с пословицами и поговорками
Анна Максимовна
Ознакомление детей 5–7 лет с пословицами и поговорками
Конструкт
организации совместной образовательной деятельности
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема: Чтение рассказа Николая Николаевича Носова «Живая шляпа»
Форма НОД (ОД): чтение, ознакомление детей с пословицами и поговорками
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Учебно-методический комплект:
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: Формировать интерес к фольклору (пословицам, поговоркам) как к средству познания
Планируемый результат:
Дети демонстрируют литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения;
Дети демонстрируют умение слушать других не перебивая;
Дети проявляют умение точно отвечать на поставленный вопрос;
Дети демонстрируют интерес к литература
У детей обогащен словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей
Дети проявляют умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать других не перебивая
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения
Развивающие задачи:
Совершенствовать умение детей точно отвечать на поставленный вопрос
Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников
Обучающие задачи:
Поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров.
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Принципы воспитания:
— создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,
— воспитание через взаимодействие;
-формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками педагогом
Принципы обучения:
-принцип систематичности и последовательности
-принцип обеспечения активной речи
-принцип развития языкового чутья
1. Этап организационно-мотивационный
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность. Воспитывать интерес к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]
-Ребята, посмотрите к нам в группу прислали конверт. Интересно, от кого же он?
Как вы думаете, что в нем может находится? Вы хотели бы узнать, что в нем находится?
Ребята, посмотрите здесь книга, давайте её рассмотрим. В этой книге написан рассказ Николаевича Николаевича Носова «Живая шляпа».
2. Моделирование эпизодов будущего произведения
Задача: побуждать детей на совместную деятельность.
Как вы думаете, о чем может идти речь в этом рассказе? Вы хотели бы прочитать этот рассказ?
Ой, посмотрите, в конверте лежит маленький листочек бумаги, на нём что-то написано.
Педагог читает вслух текст, написанный на листе бумаги
«У страха глаза велики». Ребята, как вы думаете, что же это за фраза такая? Это пословица. А кто знает, что же такое пословица? Ребята, а пословица – это народная мудрость. А чтобы узнать, о чём нам говорить эта пословица, давайте прочтем рассказ, который нам с вами прислали
Воспитатель читает детям рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Ребята, вам понравился рассказ. О чём же был рассказ?
Ребята, а как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»?
А пословица это означает, что когда нам страшно, то мы преувеличиваем размера происходящего с нами. Так и в нашем рассказе «Живая шляпа». Мальчики очень напугались «Живую шляпу», хотели её и клюшкой стукнуть и картошку кидали в неё, а оказалось, что шляпа совсем не живая, просто внутри шляпы оказался маленький котёнок Васька.
Задача: снять мышечное напряжение
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
-Ребята, а были ли у вас такие ситуации, когда вы чего-то очень испугались, а это на самом деле оказалось было что-то совсем не страшное, например, маленький котёнок?
А хотите, я вам расскажу маленькую историю, которая подходит к пословице «У страха глаза велики»?
Воспитатель читает детям рассказ.
Вам понравился этот рассказ? Как вы думаете подходит ли этот рассказ к нашей пословице? Почему? А хотели бы вы сами придумать рассказ к этой пословице?
Давайте я начну рассказ, а вы продолжите.
-Ребята, а вы хотели бы составить альбом рисунков, посвященных пословице «У страха глаза велики», чтобы те, кто не знает толкование этой пословицы, посмотрели в наш альбом и им сразу стало всё ясно?
Тогда давайте нарисуем.
Какие красивые рисунки у вас получились, давайте их вместе уберем в файлы и положим в уголок книг.
.Подведение итога
Задача: учить детей анализировать свою деятельность Беседа
Эмоциональное стимулирование Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Рассказ какого автора мы с вами сегодня прочитали? Как называется этот рассказ? С какой пословицей мы познакомились? О чём же она нам говорит?
Открыторсть
Ребята, вы сегодня все больше молодцы. Я дарю вам раскраски, которые посвящены рассказу «Живая шляпа»
Формирование патриотических чувств у детей 5–7 лет через ознакомление с родным городом Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: • чувство привязанности к местам, где человек.
Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» для детей 3–4 лет. Ознакомление с природой. Приложение № 1 Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие:ребёнок открывает мир природы № Дата заголовок.
Методическая разработка «Ознакомление детей с родным городом» (патриотическое воспитание дошкольников 3–4 лет) Содержание 1. Пояснительная записка 1.1 Введение 1.2 Цель и задачи 1.3 Основные принципы 2. Основные направления и содержание деятельности.
Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Эколого-этнографический проект. Цель проекта: Дать детям начальные знания о культуре,.
Ознакомление детей с традициями народов Севера У северных народов одежду шьют из оленьих шкур. Шитьём занимается женщина, она шьют одежду и обувь для всей семьи, чаще всего в зимнее время.
Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Женская одежда и обувь. Нательная женская одежда представляет собой платье с длинными.
Ознакомление с окружающим миром в старшей группе (от 5 до 6 лет) Тема: «Лес-наше богатство» Цель: Систематизировать и углубить представления о лесе, деревьях, жизни диких животных в краях Саратовской области.
План — конспект ознакомление с окружающим миром для детей 3–4 лет «Праздник мам» План-конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей 3- 4 лет на тему «Праздник мам» Тема недели:.
Ознакомление детей с темой «Фрукты» В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет собой большие.
Творческий отчет «Ознакомление дошкольников с профессиями» для детей 4–5 лет Актуальность Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация.