Как объяснить детям что такое причастный оборот

Что такое причастный оборот простыми словами и как правильно его найти в предложении, обозначить и выделить запятыми

Найдите причастие и его зависимые слова. Вместе они образуют причастный оборот.

Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть фото Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое причастный оборот. Картинка про Как объяснить детям что такое причастный оборот. Фото Как объяснить детям что такое причастный оборот

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. То есть теми словами, к которым от причастия можно задать вопрос: «Поющая песню девушка» – причастие здесь «поющая», поющая (что?) «песню». «Поющая песню» – причастный оборот.

Причастный оборот выделяется запятыми только тогда, когда стоит после главного слова. Сравните: «Нас увидел игравший на гитаре студент» – «Нас увидел студент, игравший на гитаре», «Студент, игравший на гитаре, увидел нас». В этом его отличие от деепричастного оборота, который выделяется запятыми всегда.

Как быстро найти причастный оборот

Надо сначала найти причастие. Причастие отвечает на вопросы «какой?» и «что делающий?». Следующий шаг – посмотреть, можно ли от этого причастия задать вопросы к другим словам, если можно, значит эти слова – зависимые от причастия. Они образуют вместе с ним причастный оборот.

«Невеста шла по лестнице, усыпанной белыми розами, и плакала»:

Вывод: причастный оборот здесь «усыпанной белыми розами». Он стоит после определяемого существительного «лестница», поэтому выделяется запятыми с обеих сторон.

Как его разбирать

Сначала его надо выделить как определение – волнистой линией. Потому что весь причастный оборот отвечает на один вопрос – «какой?».

Потом надо внутри этого причастного оборота выделить другие члены предложения. Само причастие выделяется как определение волнистой линией, а другие слова – в зависимости от их части речи. Получается вот так:

Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть фото Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое причастный оборот. Картинка про Как объяснить детям что такое причастный оборот. Фото Как объяснить детям что такое причастный оборот

Сорри за кривоту, в паинте красиво писать не умею.

Вот, собственно, и все. Поставьте статье «звездочки», мне будет приятно. Если есть вопросы – задавайте.

P. S. Мое видео про причастный оборот.

Источник

Причастие и причастный оборот

Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть фото Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое причастный оборот. Картинка про Как объяснить детям что такое причастный оборот. Фото Как объяснить детям что такое причастный оборот Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть фото Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое причастный оборот. Картинка про Как объяснить детям что такое причастный оборот. Фото Как объяснить детям что такое причастный оборот

Всего получено оценок: 9558.

Всего получено оценок: 9558.

Причастие представляет собой особую форму глагола, которая сочетает в себе признаки глаголов и прилагательных. При использовании в речевой конструкции с зависимыми словами образует причастный оборот. В данной статье подробно описаны характеристики и особенности причастного оборота с примерами, а также способы его определения в предложении.

Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть фото Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое причастный оборот. Картинка про Как объяснить детям что такое причастный оборот. Фото Как объяснить детям что такое причастный оборот

Причастие – особая форма глагола (в некоторых источниках – самостоятельная часть речи), которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? Каков? Причастие имеет грамматические признаки глаголов (вид, время, залог) и прилагательных (род, число, падеж, полные и краткие формы); при употреблении с зависимыми словами образует причастный оборот.

Что такое причастный оборот в русском языке?

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Вопросы причастного оборота – Какой? Что делающий? Что сделавший? В предложении причастный оборот может выполнять синтаксическую роль обособленного либо необособленного определения.

Особенности правописания причастного оборота зависят от того, какое место он занимает по отношению к определяемому слову (существительному или местоимению). Причастный оборот выделяется запятыми с двух сторон, если стоит после определяемого слова. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то, как правило, не обособляется.

Как определить причастный оборот?

Одним из самых сложных моментов является определение границ причастного оборота. Чтобы найти причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова, поставив вопрос от определяемого слова (определяемое слово не входит в состав оборота).

Источник

Причастие и причастный оборот

Причастие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми обра­зу­ет при­част­ный обо­рот. Укажем, как отли­чить при­ча­стие и при­част­ный обо­рот, как опре­де­лить гра­ни­цы при­част­но­го обо­ро­та в предложении.

Что такое причастие?

Чтобы понять, как соот­но­сят­ся меж­ду собой при­ча­стие и при­част­ный обо­рот, вспом­ним сна­ча­ла, какая фор­ма гла­го­ла (часть речи) назы­ва­ет­ся причастием.

Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть фото Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое причастный оборот. Картинка про Как объяснить детям что такое причастный оборот. Фото Как объяснить детям что такое причастный оборот

Во всех при­ве­ден­ных сло­во­со­че­та­ни­ях оди­ноч­ное при­ча­стие опре­де­ля­ет имя суще­стви­тель­ное и явля­ет­ся зави­си­мым словом:

В пред­ло­же­нии оно высту­па­ет в роли согла­со­ван­но­го определения:

Насупившийся маль­чик сидел воз­ле стола.

Что такое причастный оборот?

В пред­ло­же­нии у при­ча­стия могут быть зави­си­мые слова:

Эта син­так­си­че­ская кон­струк­ция явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ни­ем. Определение выра­же­но при­ча­сти­ем с зави­си­мым сло­вом в виде наречия:

Обратим вни­ма­ние, что в отли­чие от рас­смот­рен­ных выше сло­во­со­че­та­ний при­ча­стий с суще­стви­тель­ны­ми в этой рече­вой ситу­а­ции при­ча­стие явля­ет­ся глав­ным сло­вом, а от него зави­сит наре­чие. Такая син­так­си­че­ская кон­струк­ция назы­ва­ет­ся при­част­ным оборотом.

Иначе гово­ря, сло­во­со­че­та­ние, в кото­ром при­ча­стие явля­ет­ся глав­ным сло­вом, назо­вем при­част­ным оборотом.

Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть фото Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое причастный оборот. Картинка про Как объяснить детям что такое причастный оборот. Фото Как объяснить детям что такое причастный оборот

Имеем в виду, что при­част­ный обо­рот как опре­де­ле­ние орга­ни­зу­ет толь­ко пол­ная фор­ма при­ча­стия. Краткая фор­ма при­ча­стия, как пра­ви­ло, явля­ют­ся ска­зу­е­мым в предложении.

Листья клё­на осве­ще­ны луча­ми солнца.

В при­част­ном обо­ро­те от при­ча­стия могут зави­сеть сло­ва раз­ных частей речи:

1. имя существительное

Примеры

Солнце, спус­ка­ю­ще­е­ся (куда?) за лес, бро­си­ло послед­ние лучи на обла­ка и разу­кра­си­ло их в розо­вый цвет.

Дети, уви­дев­шие (кого?) ёжи­ка, радост­но закричали.

Залаявшая (как?) гром­ко соба­ка раз­бу­ди­ла деда Федора.

Услышанный (кем?) мною рас­сказ охот­ни­ка пора­зил до глу­би­ны души.

Как найти причастный оборот?

Иногда быва­ет затруд­ни­тель­но отыс­кать при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот может нахо­дить­ся перед опре­де­ля­е­мым суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем или после них.

От место­на­хож­де­ния при­част­но­го обо­ро­та зави­сит пунк­ту­а­ция в пред­ло­же­нии. Чтобы пра­виль­но рас­ста­вить зна­ки пре­пи­на­ния, необ­хо­ди­мо хоро­шо «знать в лицо» при­ча­стие и нахо­дить зави­си­мые от него сло­ва, то есть чёт­ко опре­де­лять гра­ни­цы при­част­но­го обо­ро­та. Поиск при­част­но­го обо­ро­та начи­на­ем с его глав­но­го сло­ва — причастия.

У дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий име­ют­ся харак­тер­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых они обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных глаголов:

Отыскав при­ча­стие, посмот­рим, есть ли рядом с ним сло­во, к кото­ро­му мож­но задать вопрос:

Парень при­це­лил­ся в раз­ве­шан­ные (где?) по стене мишени.

Причастный обо­рот, нахо­дя­щий­ся в сере­дине пред­ло­же­ния после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, выде­ля­ет­ся с двух сто­рон запя­ты­ми. Перед опре­де­ля­е­мым сло­вом этот обо­рот не выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, если не име­ет обсто­я­тель­ствен­но­го зна­че­ния при­чи­ны или уступки.

Видеоурок

Источник

Причастный оборот

Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть фото Как объяснить детям что такое причастный оборот. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое причастный оборот. Картинка про Как объяснить детям что такое причастный оборот. Фото Как объяснить детям что такое причастный оборот

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

Основные группы причастий:

Рассмотрим пример действительных причастий:

Рассмотрим пример страдательных причастий:

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Определение причастного оборота

Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.

Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.

Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.

Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:

В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Границы причастного оборота

Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.

Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:

Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».

Знаки препинания при причастном обороте

Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.

По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.

Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:

Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.

Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.

От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой

Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.

Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.

Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.

В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.

Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.

Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.

Источник

Урок русского языка по теме «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми». 7-й класс

Класс: 7

Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Тип урока: урок-исследование нового материала.

Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.

Структура урока:

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

Ход урока

I. Орг. момент. (1 слайд) (Приложение 4)

– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все готовы к уроку, молодцы!

II. Мобилизующий этап.

– Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие» И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.

– Откройте наши дневники-исследования (тетради) и запишите число.

– Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!

– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом. Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.

(2 слайд) Запишем тему нашего урока: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».

III. Этап формулирования темы урока и целей урока.

Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:

(3 слайд)

Ученики:

Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.

Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

(4 слайд) – И первое задание – оцените ваше эмоциональное состояние на начало урока. (выбрать смайлик).

IV. Актуализация знаний по теме (Приложение 1)

Фронтальный опрос:

– Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)

– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?

(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).

– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)

– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).

– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)

– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).

– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).

V. Проверка домашнего задания. (5 слайд)

– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами, отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи птицы

Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).

(6 слайд) Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями)

VI. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы.

Учитель: (7 слайд)

от движущейся колонны отразившаяся в озере

к отворившейся калитке собирающиеся в стаи

– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

(8 слайд) – Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.

(9 слайд) – Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.

(10 слайд) – Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?

– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).

(11 слайд) Распределительный диктант.

– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:

– Какие из них можем назвать причастным оборотом?

Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.

(12 слайд) – Проверьте себя!

(13 слайд) – Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.

За полем расположена усадьба, заросшая цветами.

Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.

За полем расположена заросшая цветами усадьба.

– Найдите причастные обороты

– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).

– Обозначим это графически.

– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).

Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).

– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.

– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).

– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).

– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.

– Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.33), прочитайте правило.

Подведем итог:

– Что такое причастный оборот?

– Что такое определяемое слово?

– Каким членом предложения является причастный оборот?

– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

– Младший научный сотрудник нашей лаборатории вам поможет найти ответ на этот вопрос.

(14 слайд) Лаборант. Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (знакомит с алгоритмом). Раздает памятки. (Приложение 2)

(15 слайд) VII. Физпауза.

– Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Зарядка для глаз.

VIII. Закрепление изученного материала

(16 слайд) 1. Групповая дифференцированная работа. (Класс делится на группы по способу мышления и уровню обученности)

1 группа (репродуктивный уровень) упр.73 (первые два предложения)

2 группа (логическое мышление более развито)

Составить из данных слов предложения с причастными оборотами, записать их, правильно расставляя знаки препинания. Во втором предложении поменяйте местами определяемое слово и причастный оборот. Сделайте вывод. (см. Приложение 3)

3 группа (с творческими способностями)

Редактирование предложений с грамматическими ошибками, допущенными при употреблении причастного оборота.(см. учебник, упр. №75 «Росшие незабудки…»-первые два предложения)

Контроль выполнения.

1,2 группа делает вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

3 группа делает вывод о месте определяемого слова по отношению к причастному обороту и способах устранения грамматических ошибок.

(17 слайд) 2. Работа с текстом. (коллективная и в парах). Это задание дополнительное, если позволит время, если времени не хватит этот вид работы можно провести на следующем уроке.

– Прочитайте предложенный текст.

Родина – это все… Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим (К.Г.Паустовский).

– Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.

– Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его можно отнести? (рассуждение, публицистический)

– Как называют человека, любящего свою родину?

(18 слайд) 3. Работа со словарем иностранных слов.

Патриот – греч. «патри» – родина, Отечество.

Подберем однокоренные слова к этому слову.

– Ребята, а вы можете назвать себя париотами?

Синтаксический разбор предложения: Патриот – это человек, горячо любящий родину. (учение у доски)

Задание по тексту. (работа в парах)

– Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми словами (побережий, наглаженных прибоями; деревень, смотрящих в заречную даль; паровозов, мчащихся к великим её городам; рудникам, создающим неслыханные богатства.)

– Объясните знаки препинания при причастных оборотах.

– Поменяйте причастный оборот и определяемое слово (первые два примера)

– А сейчас попробуйте заменить причастные обороты глаголом с союзным словом который. Подобное задание есть в вариантах ЕГЭ – А6.

– Как изменился текст? Как вы думаете, какая роль причастных оборотов в тексте? (причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной).

– Употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи, в устной речи мы их практически не используем.

Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми, они выражают мысль точно и кратко.

(19 слайд) IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Сегодняшнее исследование успешно завершено!

– Какие открытия были совершены?

– Определим, какие цели урока уже реализованы.

Ученики:

Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);

Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

(20 слайд) Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

(Запишите на полях букву.)

(21 слайд) X. Домашнее задание

Домашнее задание дается на выбор ученика.

Обязательное задание: П.12.

На выбор:

1) Тот, кто записал букву «А» – упр. 74 или сочинение-миниатюра «Моя малая родина» с использованием причастных оборотов.

2) «Б» – выписать из произведений художественной литературы выписать предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)

4) Объяснить значение слов с помощью причастных оборотов: (археолог, спелеолог, палеонтолог, ихтиолог, кинолог)-индивидуально 1 учащийся.

XI. Выставление отметок за урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *