Как объяснить детям что такое склонение
Как объяснить ребенку склонение имен существительных
Русский язык для детей
Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.
Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.
Как объяснить ребенку падежи легко и просто
Что будет если падежей не станет?
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.
А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.
Самый главный — именительный падеж
А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.
Все шесть падежей подробно
Далее быстро перечисляем остальные падежи:
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего?» Сейчас пока нет — но «родим, и будет«. Родительный падеж.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Падеж «Винительный» — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что?«. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.
«Курица снесла яйцо» — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже.
«Мама ест кашу» — «что?» кашу — винительный падеж. Это слово имеет окончание «у«, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а«.
«Мама положила ложку каши» — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».
«Мама увидела девочку» — слово «девочка» стоит в винительном падеже. Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа, то и окончание слова «девочка» поменялось бы на «девочки«.
Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа — винить. Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого?» «винить что?«. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого?» «нет чего?«.
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:
«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)
«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:
«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)
«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).
Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?«
И самый последний падеж «Предложный«. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем?«
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)
Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком?» о папе.
Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним. Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.
Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
А вот так, когда мы задаем вопрос:
Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
П — Предлоги давали.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Склонение существительных – что это такое простым языком, как пользоваться таблицей склонения и как отнести существительное к первому, второму или третьему склонению
Это изменение существительного по числам и падежам. Плюс, каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению.
Склонение существительных в широком смысле – это изменение по числам и падежам. Просклонять – значит «прогнать» слово по всем возможным формам, то есть по всем падежам в единственном числе и потом еще раз по всем во множественном.
Но еще склонение – это морфологическая категория. Каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению. Кроме этого есть разносклоняемые, которые «мечутся» между этими тремя типами.
Три склонения существительных
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, у которых есть окончание «-а» или «-я». Например: мама, папа, бабушка, дедушка, воевода, брателла, синекдоха, тетя, дядя, земля, пуля, лапка.
Ко второму – слова мужского рода с нулевым окончанием и все слова среднего рода.
Например: дом, хром, удод, багульник, пень, хвост, палец; окно, солнце, тепло, пятно, пальто, депо.
К третьему – слова только женского рода с нулевым окончанием. У них на конце всегда есть мягкий знак: ночь, тушь, вонь, глушь, топь, сталь, моль, кровь, любовь, морковь.
Вот еще общая таблица склонения для существительных во множественном числе.
Если у вас плохо с падежами и вы не понимаете, почему у этих слов разные окончания — посмотрите вот это мое видео. Я в нем рассказываю о падежах и о том, как их быстро запомнить.
Разносклоняемые существительные
Чтобы их все запомнить, придумайте небольшой рассказ, в котором будут все эти слова. Например.
Про вождя по имени Стремя
Я прошел длинный путь. И увидел большое племя. Оно называлось «Семя». У него было красное знамя. На знамени нарисовано вымя и маленькое дитя. Вождь все время вспоминал свое имя. И постоянно чесал темя. Он смотрел на пламя. И ему казалось, что его имя – «Стремя». Да, это было тяжкое бремя.
Темя – это верх головы, если кто не знает.
Вот вам таблица форм разносклоняемых существительных.
Слово «дитя» вообще великолепное. Во множественном числе с ним все ок, а вот в единственном… Делаю скрин из Викисловаря.
Склонение – постоянный признак существительных
Если слово относится к первому, второму или третьему склонению – то оно так и будет всегда к нему относиться. Поэтому, когда вы делаете морфологический разбор, склонение указывается в постоянных признаках.
И еще, нельзя говорить «В первом, во втором, в третьем склонении». Правильно: «Первого, второго, третьего склонения». Потому что «в» всегда обозначает какое-то непостоянство – сегодня «в» такой форме, завтра – «в» другой.
Старая система склонения
В древнерусском языке склонений было шесть.
Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».
В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.
Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).
Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.
Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).
Надеюсь, я все вам объяснил понятно. Если нет – покритикуйте статью в комментариях, буду дорабатывать. Хороших вам оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
Склонение имен существительных в русском языке
Склонение имен существительных — это изменение по падежам в соответствии с родовой принадлежностью.
В русской морфологии различают основные три типа склонения имен существительных. Но кроме них, выделяют еще несколько склонений.
Имена существительные в русском языке изменяются по падежам и числам. Это изменение формы слова называется склонением.
В соответствии с родовой принадлежностью и падежными окончаниями в форме единственного числа существительные делятся на три склонения.
Первое склонение
К первому склонению отнесем существительные мужского и женского рода с твердой и мягкой основой с окончанием -а/-я в форме именительного падежа, например:
Сюда же добавим существительные общего рода, которые могут в зависимости от контекста называть как лиц мужского пола, так и женского, например:
Отметим, что ряд существительных женского рода первого склонения заканчивается на -ия:
Такие слова в формах дательного и предложного падежа единственного числа имеют окончание -и в отличие от типичных существительных первого склонения, как например слово «трава».
Сравним:
Второе склонение
Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также с окончанием -о/-е и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа, например:
Особое внимание обратим на существительные среднего рода, которые заканчиваются на буквосочетание -ие:
Такие существительные склоняются по-особому: в формах единственного числа предложного падежа отметим окончание -и, а не -е, как у слов среднего рода типа «озеро» или «поле».
Понаблюдаем и сравним:
Третье склонение
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже, например:
Таблица «Три склонения имен существительных»
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемыми эти слова названы потому, что частью они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа имеют окончание второго склонения.
Сравним:
Другие типы склонения существительных
В русском языке целый пласт лексики составляют существительные — бывшие прилагательные или причастия. Они сохранили грамматическую форму прежней части речи и склоняются, как прилагательные. Эти слова отнесем к отдельному типу склонения существительных, например:
Отдельный тип склонения составляют существительные, которые имеют только форму множественного числа. У этих слов невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов склонения.
Особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму.
Как объяснить детям склонение существительных
Русский язык для детей
Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.
Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.
Как объяснить ребенку падежи легко и просто
Что будет если падежей не станет?
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.
А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.
Самый главный — именительный падеж
А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.
Все шесть падежей подробно
Далее быстро перечисляем остальные падежи:
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего?» Сейчас пока нет — но «родим, и будет«. Родительный падеж.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Падеж «Винительный» — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что?«. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.
«Курица снесла яйцо» — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже.
«Мама ест кашу» — «что?» кашу — винительный падеж. Это слово имеет окончание «у«, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а«.
«Мама положила ложку каши» — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».
«Мама увидела девочку» — слово «девочка» стоит в винительном падеже. Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа, то и окончание слова «девочка» поменялось бы на «девочки«.
Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа — винить. Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого?» «винить что?«. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого?» «нет чего?«.
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:
«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)
«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:
«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)
«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).
Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?«
И самый последний падеж «Предложный«. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем?«
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)
Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком?» о папе.
Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним. Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.
Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
А вот так, когда мы задаем вопрос:
Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
П — Предлоги давали.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Склонение существительных – что это такое простым языком, как пользоваться таблицей склонения и как отнести существительное к первому, второму или третьему склонению
Это изменение существительного по числам и падежам. Плюс, каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению.
Склонение существительных в широком смысле – это изменение по числам и падежам. Просклонять – значит «прогнать» слово по всем возможным формам, то есть по всем падежам в единственном числе и потом еще раз по всем во множественном.
Но еще склонение – это морфологическая категория. Каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению. Кроме этого есть разносклоняемые, которые «мечутся» между этими тремя типами.
Три склонения существительных
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, у которых есть окончание «-а» или «-я». Например: мама, папа, бабушка, дедушка, воевода, брателла, синекдоха, тетя, дядя, земля, пуля, лапка.
Ко второму – слова мужского рода с нулевым окончанием и все слова среднего рода.
Например: дом, хром, удод, багульник, пень, хвост, палец; окно, солнце, тепло, пятно, пальто, депо.
К третьему – слова только женского рода с нулевым окончанием. У них на конце всегда есть мягкий знак: ночь, тушь, вонь, глушь, топь, сталь, моль, кровь, любовь, морковь.
Вот еще общая таблица склонения для существительных во множественном числе.
Если у вас плохо с падежами и вы не понимаете, почему у этих слов разные окончания — посмотрите вот это мое видео. Я в нем рассказываю о падежах и о том, как их быстро запомнить.
Разносклоняемые существительные
Чтобы их все запомнить, придумайте небольшой рассказ, в котором будут все эти слова. Например.
Про вождя по имени Стремя
Я прошел длинный путь. И увидел большое племя. Оно называлось «Семя». У него было красное знамя. На знамени нарисовано вымя и маленькое дитя. Вождь все время вспоминал свое имя. И постоянно чесал темя. Он смотрел на пламя. И ему казалось, что его имя – «Стремя». Да, это было тяжкое бремя.
Темя – это верх головы, если кто не знает.
Вот вам таблица форм разносклоняемых существительных.
Слово «дитя» вообще великолепное. Во множественном числе с ним все ок, а вот в единственном… Делаю скрин из Викисловаря.
Склонение – постоянный признак существительных
Если слово относится к первому, второму или третьему склонению – то оно так и будет всегда к нему относиться. Поэтому, когда вы делаете морфологический разбор, склонение указывается в постоянных признаках.
И еще, нельзя говорить «В первом, во втором, в третьем склонении». Правильно: «Первого, второго, третьего склонения». Потому что «в» всегда обозначает какое-то непостоянство – сегодня «в» такой форме, завтра – «в» другой.
Старая система склонения
В древнерусском языке склонений было шесть.
Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».
В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.
Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).
Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.
Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).
Надеюсь, я все вам объяснил понятно. Если нет – покритикуйте статью в комментариях, буду дорабатывать. Хороших вам оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
Склонение имен существительных в русском языке
Склонение имен существительных — это изменение по падежам в соответствии с родовой принадлежностью.
В русской морфологии различают основные три типа склонения имен существительных. Но кроме них, выделяют еще несколько склонений.
Имена существительные в русском языке изменяются по падежам и числам. Это изменение формы слова называется склонением.
В соответствии с родовой принадлежностью и падежными окончаниями в форме единственного числа существительные делятся на три склонения.
Первое склонение
К первому склонению отнесем существительные мужского и женского рода с твердой и мягкой основой с окончанием -а/-я в форме именительного падежа, например:
Сюда же добавим существительные общего рода, которые могут в зависимости от контекста называть как лиц мужского пола, так и женского, например:
Отметим, что ряд существительных женского рода первого склонения заканчивается на -ия:
Такие слова в формах дательного и предложного падежа единственного числа имеют окончание -и в отличие от типичных существительных первого склонения, как например слово «трава».
Сравним:
Второе склонение
Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также с окончанием -о/-е и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа, например:
Особое внимание обратим на существительные среднего рода, которые заканчиваются на буквосочетание -ие:
Такие существительные склоняются по-особому: в формах единственного числа предложного падежа отметим окончание -и, а не -е, как у слов среднего рода типа «озеро» или «поле».
Понаблюдаем и сравним:
Третье склонение
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже, например:
Таблица «Три склонения имен существительных»
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемыми эти слова названы потому, что частью они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа имеют окончание второго склонения.
Сравним:
Другие типы склонения существительных
В русском языке целый пласт лексики составляют существительные — бывшие прилагательные или причастия. Они сохранили грамматическую форму прежней части речи и склоняются, как прилагательные. Эти слова отнесем к отдельному типу склонения существительных, например:
Отдельный тип склонения составляют существительные, которые имеют только форму множественного числа. У этих слов невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов склонения.
Особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму.