Как объяснить ребенку что деньги это не главное
Как говорить с ребенком о деньгах, чтобы не вырастить нищеброда: топ-10 золотых правил
Как гласит популярный анекдот, лучший способ рассказать детям о налогах — откусить 13 % от их мороженого. Но шутки шутками, а о деньгах с ребенком говорить важно, нужно и никогда не рано. Причем в таком ключе, чтобы у детей сформировалось правильное отношение к финансам, а не вот эти вот все деструктивные установки. Адекватное восприятие денег и умение с ними обращаться — это все, что нужно человеку на старте в обеспеченное завтра.
Меньше эмоций
Дети перенимают наши установки по отношению к жизни (в том числе и к деньгам), даже если мы ничего для этого специально не делаем. Расстроенное лицо взрослого, когда приходится оплачивать коммуналку, и радостное настроение в день выдачи зарплаты — все это считывается ими на подсознательном уровне. А если мы еще будем усиливать эффект, рассказывая о «паразитах-коммунальщиках, которые только и могут, что деньги драть, а трубы все дырявые», то создадим в воображении ребенка мир монстров, только и мечтающих отобрать у вас честно заработанное.
В этом мире, полном «бандитов-бизнесменов» и «воров-депутатов», единственной логичной реакцией ребенка станет подсознательный отказ от богатства. Потому что — чего ради напрягаться, если все равно придут паразиты с бандитами и все отнимут?
Чрезмерная радость родителей при получении денег — тоже «звоночек» для ребенка: родители любят их больше всего на свете. Формируется сверхценность денег, когда они ставятся во главу угла и люди готовы пойти на все ради прибыли.
Так что — меньше эмоций! Воспринимайте деньги как ресурс. Например, как электричество. С ним в доме светло и хорошо, а без него темно и грустно. Но мы же не ставим алтарь под счетчиком и не поклоняемся «богу электричества». Говорите о деньгах спокойным, нейтральным тоном, примерно так же, как объясняли бы второклашке тему по математике в первые полчаса.
Откуда берутся деньги и куда они деваются
Не все дети знают, откуда берутся деньги. А уж куда они деваются, даже не каждому взрослому известно. И значит, об этом нужно говорить.
Привлекайте детей к обсуждению семейного бюджета: пусть вносят свои предложения. Вам, конечно, напредлагают от души: заменить ежедневный суп в рационе ежедневными же тортиками или потратить «кубышку» на поездку в парк аттракционов. Важно не отмахиваться от такого новаторства, а аргументированно объяснить, почему эти варианты для семьи не подходят.
А если, например, девятиклассник не хочет идти на выпускной (на который собирают по 10 000 рублей), а хочет гитару (которая стоит на «Авито» 6 000 рублей), то к такому предложению вполне можно прислушаться.
Маленьким детям стоит дополнительно пояснить момент с добычей денег в банкомате, чтобы у них не возникало впечатления, что чудо-аппарат выдает сколько надо и когда захочешь. Можно даже провести эксперимент: пусть ребенок вместе с вами запросит в банкомате сумму, которая превышает остаток на карте. Чек с надписью «недостаточно средств» будет лучшей иллюстрацией ваших слов.
Стыдно ли быть богатым?
Поколение, которое выросло на сказках про добрых бедняков и злых богачей, часто считает деньги злом. И естественно, часто у них «зла не хватает». Ни на продукты, ни на коммуналку. Ни тем более на всякие радости жизни.
Если вам до сих пор некомфортно при мысли об обладании большими деньгами, то у вас их никогда и не будет. А если случатся по недоразумению, то тут же появится возможность их бездарно про…тратить, чтобы вновь вернуться к привычному сведению концов с концами.
Не стоит приобщать детей к своей «культуре бедности». Во-первых, уже доказано, что богатый человек может сделать больше добра, чем бедный. Во-вторых, времена нищей интеллигенции миновали, и теперь образованным может стать только человек, у которого на это образование есть средства.
Так что быть богатым — не стыдно, а прекрасно. Главное, не путать понятия «быть» и «казаться». И детям нужно объяснить разницу между полной финансовой защищенностью, когда деньги поступают из разных источников и обеспечивают все необходимое для комфортной жизни, и взятым в кредит айфоном.
Давайте без манипуляций
Не используйте деньги как способ манипуляции ребенком. Например, пообещали купить школьнику велосипед, а он получил тройку в четверти по математике. И вы отменяете обещание, потому что можете.
Если бы вы изначально пообещали велик за четверть без троек — это одно. А нарушать условия договора — это совсем другое, ведь изначально успеваемость не оговаривалась.
Как еще не надо делать: купить что-то дорогое ребенку и потом его постоянно этим попрекать.
Вот, мать четвертый год в одних сапогах, а тебе купили новые, модные, дорогущие. А ты уже все носы оббила!
Такая политика приведет к неприятию дорогих, качественных вещей. Подросший ребенок будет покупать себе только откровенный хлам, лишь бы подешевле и лишь бы не испытывать чувства вины из-за порчи дорогих вещей.
Денег хватит на все, что нужно
Если взрослые постоянно сокрушаются, что цены растут, а зарплаты — нет, и рассуждают о том, «как дорого стало пожрать» ©, то ребенок тоже начинает бессознательно ужиматься, оценивать вещи не по их ценности, а по цене.
Если дать такому ребенку 100 рублей на нормальный обед в школе, то он купит себе булочку за 25 рублей, а остальное «сэкономит». О том, что такая экономия выльется в дорогостоящее лечение гастрита через какие-нибудь полгода, он пока не задумывается.
Никогда не используйте в качестве аргумента для ребенка фразу «денег нет». Тем более что это почти всегда — неправда.
Ребенок просит в магазине чупа-чупс за 15 рублей. Вы, отдавая на кассе почти 2 000 рублей за продукты, говорите ему, что на леденец нет денег. Какой вывод сделает ребенок? Либо вы сейчас потратили все до копейки, и стоит доесть эти продукты, как начнется голод. Либо вы банально врете, потому что кассир дал вам сдачи, и 15-то рублей там точно наберется.
Позвольте детям расти без беспокойства о хлебе насущном и крыше над головой. Ведь помочь вам в оплате всего этого они пока не в состоянии, а лишний стресс (особенно хронический) замедляет развитие и плохо сказывается на обучаемости. Оно вам надо?
Не хотите покупать чупа-чупс — объясните почему. Тем более что объективных поводов его не покупать — более чем достаточно.
Карманные деньги — лучший тренажер
Если у ребенка нет карманных денег, то как он будет тренироваться тратить, экономить и копить? Выдавать небольшую сумму детям на их личные траты — очень полезно, главное — делать это регулярно и давать ребенку самому принимать решения относительно этих денег.
Детям 6–8 лет деньги лучше выдавать еженедельно, подросткам — ежемесячно. И не просто выдать купюры и заняться своими делами дальше, а научить правильно ими пользоваться.
Некоторые родители считают, что давать карманные деньги просто так — это разбазаривание ценного ресурса. Мол, в жизни ничего просто так не достается, и даже чтобы пособие получить, нужно пройти семь кругов махровой бюрократии. Вот пусть учится на 4 и 5, по дому помогает и все такое, тогда получит свои карманные деньги.
Правы ли они? Конечно, по-своему. Как люди, которые осведомлены о пособиях и бюрократах больше, чем о богатстве и пассивном доходе. «Деньги так просто не даются!» — транслируют детям такие родители.
Если у вас нет цели вырастить человека, который будет всю жизнь (или пока сам не задумается об этом) впахивать за копейки и считать себя недостойным большего, то не нужно ставить условий для такого «пособия», вы ж не правительство. Конечно, если подросток покупает сигареты и алкоголь, то дотации стоит прекратить и разобраться в ситуации. Вряд ли главным злом в ней стали именно карманные деньги.
Пара слов о планировании
Расскажите ребенку о плюсах планирования бюджета. Кстати, а вы сами знаете, что у планирования бюджета есть плюсы? А они есть:
Наверняка у вас есть знакомые, у которых регулярно случаются критические жизненные ситуации (например, соседка по площадке, которая каждый месяц занимает у вас до зарплаты). Используйте рассказ об этих людях в качестве иллюстрации своих слов о пользе планирования.
Экономить — это хорошо или плохо?
Проще всего объяснить ребенку, как нужно экономить, попросив его описать несколько ситуаций, в которых можно потратить меньше, и несколько тех, в которых «экономия» выйдет себе дороже. Разберите каждый пример без критики и расскажите, что не все то экономия, что ею кажется.
Например, купить домой туалетную бумагу в большой упаковке, если в пересчете на рулон она дешевле маленькой, — это экономия. А купить три пирожка по цене двух при условии, что можешь съесть только один, — уже нет.
Выходные с «Монополией»
Игра — лучший способ усвоить новый опыт. Важно, что в игре даже при неправильном поведении самой большой потерей станет пара миллионов ненастоящих денег. Поэтому сдувайте пыль с коробки с «Монополией» (или что там у вас завалялось со времен студенческих посиделок) и проведите с детьми пару-тройку увлекательных и познавательных совместных часов.
Нет ни «Монополии», ни выходных? Это, конечно, упущение с вашей стороны, но не повод отчаиваться. Ребенок может и сам поиграть во что-нибудь экономическое в компьютере или телефоне. Но это, согласитесь, совсем не то.
Учим ребенка зарабатывать
Должен ли ребенок, живущий в семье, зарабатывать? Нет, не должен.
Будет ли этот навык для него полезен? Да, конечно.
И пока бедные родители оберегают своих шестнадцатилетних крошек от лишних напрягов (потому что успеют еще, наработаются), миллионеры учат детей самостоятельно зарабатывать чуть ли не с дошкольного возраста.
Заработок для ребенка из нормальной семьи — это не способ выжить. А способ получить дополнительный ресурс на какие-то свои удовольствия. В случае успеха такая практика дает уверенность в своих силах, понимание того, чем бы хотелось заниматься в будущем, и подкрепляет желание быть финансово независимым. И все это — кроме непосредственно заработанных денег. Сплошные бонусы.
Расскажите ребенку, что для того, чтобы стать богатым, нужно иметь минимум три источника дохода, один из которых — пассивный. Подумайте с ним вместе: какие источники он хотел бы рассмотреть для себя, возможно, уже сейчас надо вкладывать время и силы, чтобы научиться чему-то для этого.
Пассивный доход можно получать с ценных бумаг, сдачи недвижимости в аренду или инвестиций в бизнес. Даже простой депозит в банке — это тоже пассивный доход. Если вы сами пока еще «плаваете» в теме инвестиций, то попрактикуйтесь, открыв брокерский счет или ИИС. Вы сможете разобраться на практике с разными типами ценных бумаг, различать их и понимать сильные и слабые стороны каждого типа. А уже потом расскажете об этом ребенку (и даже сможете показать на примере своего счета).
Чтобы говорить с ребенком о деньгах и не навешать на него своих вредных установок на бедность, сначала нужно выявить эти установки у себя и безжалостно с ними расправиться. Но даже если вы уже успели привить детям чего-то не того, никогда не поздно сознаться им в этом и рассказать, как думать, решать и действовать — правильно. Вашим детям и так с вами повезло: вы задумываетесь об их финансовом будущем и стараетесь сделать все по уму. Оставайтесь с нами, повышайте свою финансовую грамотность, и у вас все получится.
Как выстроить правильное отношение к деньгам у ребенка?
Деньги — важная составляющая жизни каждого человека. Их зарабатывают, меняют, накапливают, хранят, дарят. Большинство моих знакомых говорят, что в детстве никогда не знали, откуда берутся деньги. Думаете, что-то изменилось в 21 веке?
Детей, как и прежде, редко просвещают относительно родительских доходов и расходов. Есть универсальные ответы: «денег нет» или «возьми, только отвяжись». И дети часто воспринимают отрицательный ответ как нежелание идти навстречу. Они знают, что родители ходят на работу, получают зарплату, тогда почему отвечают отказом?
Дети часто измеряют родительскую любовь деньгами. Вот кого-то больше любят, потому покупают все, а его, значит, любят меньше. Так и складывается губительная психология зависимости эмоциональных отношений от денежных знаков, перерастающая в корысть и постоянный поиск материальной выгоды. Исправить проблему могло бы своевременное объяснение реальных причин отказа и совместный поиск пути разрешения конфликта.
Есть еще одна проблема, которая растет на почве изоляции ребенка от финансовых вопросов — максимализм. Это ситуация, при которой ребенок не может адекватно оценивать деньги. Либо они становятся главной целью в жизни человека из-за их недостатка в раннем возрасте. Либо отношение к деньгам как к данности развивает у ребенка пассивность, нежелание развиваться и стремиться к чему-либо, поскольку с рождения у него есть все.
Каждая ситуация губительна по-своему. В первом случае, уже будучи взрослым, человек довольно часто оказывается неспособным воспринимать радости, неподвластные деньгам. Во втором случае ребенок понимает, что у него все есть, ему не к чему стремиться, часто это осложняется высокомерным отношением к людям, менее обеспеченным, чем он. Лишаясь денег, такой человек оказывается за бортом жизни, ведь зарабатывать и обеспечивать себя он не умеет.
Правильное финансовое воспитание ребенка — залог его счастливого будущего. Как же научить его правильным представлениям о деньгах?
Учить ребенка, в первую очередь, нужно тому, что не все в этой жизни решают деньги, деньги — средство для хорошей жизни, но никак не цель. Объяснять нужно, приводя примеры. Самые успешные и богатые люди в большинстве случаев занимаются любимым делом, которое вдохновляет их, доставляет радость, потому и зарабатывают хорошо. Ребенок должен осознавать, что самое главное в жизни — найти свое призвание, стать высококвалифицированным специалистом в своей области, тогда все остальное, как говорится, приложится. У каждого человека есть свои финансовые потребности, но чтобы этот уровень разглядеть, нужно хорошо понять самого себя.
Помимо этого, очень важно рассказать ребенку об альтернативных заработках. Это значит, что маленький человек должен понимать, что можно зарабатывать деньги по-разному: можно работать в государственной сфере, можно найти свое место в частных компаниях, создать свой бизнес, а также зарабатывать, используя свои таланты. Тогда у ребенка получится найти свой путь, у него появится выбор.
Нежелательно скрывать свои доходы от ребенка, он должен осознавать, как происходит процесс получения денег, что и сколько стоит в мире, в котором он живет. Ребенок должен четко осознавать, что разные профессии обеспечивают разный уровень жизни, тогда ему будет легче принимать решение в будущем.
Следует учить ребенка отношениям с финансами, учить правильно ими распоряжаться. Для этого можно выдавать карманные деньги, при этом стараться дать ему максимальную свободу, тогда ребенок посредством проб и ошибок поймет, как грамотно распоряжаться деньгами.
Существует также система поощрения. Однако не всегда эта система работает. Поощрять ребенка, безусловно, очень важно, но лучше сделать это при помощи ласковых слов и похвалы. Лучше рассказать ему о возможности подработки, не связанной с домашними делами.
Ребенок должен понимать, скольких часов работы стоила его родителям та или иная игрушка. Тогда он вырастет благодарным, умеющим адекватно воспринимать деньги и не будет связывать эмоциональный мир с миром финансов.
Но самое важное — объяснить ребенку, что богатство не гарантирует человеку счастье. Для того чтобы быть счастливым, нужно большее. А вот что именно, он сам обязательно поймет, когда станет взрослым.
Как говорить с детьми о деньгах: неудобные вопросы ребенка
В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают задавать неудобные вопросы, в том числе и о деньгах. Возможно, ваш ребенок уже просил вас купить ему весь магазин или светофор и грузовик вместе с рабочими.
Но бывают и более неудобные ситуации: например, когда оказывается, что ваш ребенок не отличает чужое от своего. Или расстраивается, что до сих пор не зарабатывает. Или пугается, когда ему рассказывают о голоде и нищих. Как рассказать ребенку, что такое деньги, сколько их нужно, как научить правильно ими распоряжаться? Психологи единодушны в том, что вопрос денег – один из тех, которые формируют у ребенка чувство благополучия и безопасности. Именно поэтому говорить о них нужно правильно и вовремя. Скорее всего, будет сложно. Но мы попробуем помочь. Вот вам подборка из самых неудобных вопросов, которые может задать вам ребенок о финансах.
Исследование польских психологов во главе с профессором Томашем Залескевичем (Tomasz Zaleskiewicz) показало, что пяти-восьмилетние дети воспринимают деньги очень эмоционально, почти как сказочную силу или магию. Но только если не говорить о деньгах предметно, просто и рационально. Залескевич советует, постарайтесь успокоить ребенка, который слишком испуган или расстроен вопросами денег. И главное, самим взрослым рассуждать о них как о чем-то совершенно нормальном и простом, о чем-то, чем можно управлять. Чем в более рациональном ключе вы будете отвечать на вопросы о деньгах, тем проще и ответственнее будет относится к ним ребенок по жизни. Негативные разговоры о деньгах и определения денег, эмоциональные обсуждения проблем с деньгами могут навредить отношениям вашего ребенка и денег.
С шести-семи лет у ребенка должны быть карманные деньги.
Получать он их должен регулярно и безусловно. В планирование и расходы ребенка лучше не вмешиваться и дать ему возможность самому определить для себя их ценность и ту легкость, с которой нужно с ними расставаться. Пусть на все карманные деньги он отведет друзей за мороженым или в игровые автоматы. Допустим там он потратит все и не сможет потом купить себе больше ничего. Зато это научит его планировать и экономить.
Психолог Людмила Петрановская предостерегает родителей,- Не нужно пользоваться деньгами, чтобы показать власть над ребенком. Так делают те родители, которые платят за оценки или наказывают деньгами. Это формирует у ребенка неверное отношение к ресурсам семьи.
Важно освободить ребенка от необходимости быть хорошим за деньги. Мы отдаем ему деньги не потому, что он хороший, а потому, что сами решили о нем заботиться.
Дети начинают играть в магазин еще в дошкольном возрасте. Потребность примерить на себя роль продавца и роль покупателя вполне естественна, так же, как и роль работника. Чтобы понимать ценность денег и научиться продавать свое время, многие дети отправляются на первые подработки. Это здорово, если и ваш ребенок хочет работать и зарабатывать. Это, конечно, не значит, что это нужно делать вместо более важных детских дел, игр и учебы. Но в 10-12 лет у ребенка вполне может появиться первая подработка.
За символические деньги ребенок может погулять с соседской собакой, почистить снег с машины или набрать текст на компьютере для пожилой соседки. Главное – чтобы работать не приходилось за безусловные детские потребности: комфорт, ваше внимание и безопасность.
С 8-10 лет ребенку можно рассказать об основах планирования. Он будет рад узнать, что может сам накопить на свои мечты именно столько, сколько нужно, даже если сейчас сумма кажется космической. Авторы книги о детской финансовой грамотности: “Пес по имени Мани” советуют учить детей делать сбережения и распоряжаться ими по такой схеме.
Так, шаг за шагом ребенок научится не тратить все и освоит самые простые принципы планирования. Если мечта сбудется и ноутбук или велосипед окажутся в его руках, он получит важнейший опыт успеха.
С самыми простыми “инвестициями” на уровне “положи половину карманных денег в копилку” ребенок может познакомиться уже в 10. А дальше наверняка обратится к вам с вопросом, куда и как инвестируют взрослые. Расскажите ребенку про свою пластиковую карточку, про то, что она может быть дебетовой и кредитной.
Этих знаний вполне достаточно в младшем школьном возрасте. Дальше, по мере взросления, ребенок будет открывать мир денег. Благодаря вашей заботе, финансовый мир не будет пугающим и злым, а станет щедрым и увлекательным.
О том, как научить подростка основам финансовой грамотности мы еще поговорим.
Как доступно объяснить ребенку, что нет денег
Даже если в раннем детстве родители стремятся не баловать своих детей дорогостоящими игрушками и подарками, то они непременно спустя годы попадают в социум, где у их сверстников непременно встречаются дорогие вещи и гаджеты. Рассмотрим, как можно донести до ребенка, что у семьи нет денег, не обидев его.
В детском саду малыши нередко сорятся, выясняя, например, чей папа сильнее или чья мама лучше. Только спустя время малыш начинает понимать, что есть другие дети, которые непременно их превосходят в чем-то.
Например, кто-то может быстрее запомнить стишок, а кому-то приходится уделять ему довольно много времени. Бывает, что если ребенок понимает, что не может что-то сделать хорошо, то вообще отказывается от этого. Даже в раннем возрасте родителям стоит обращать внимание на подобные мелочи и вовремя помочь ребенку. Важно объяснить малышу, что все люди разные и это совершенно нормально.
В период обучения в школе важными также становятся материальные различия между детьми. Ребенок начинает понимать, что финансами управляют взрослые. Он может подумать, что родители не покупают, потому что не хотят, а не потому что не могут.
Родители должны понимать, что разговор с ребенком на эти темы может быть далеко не самым приятным. Важно отвечать на задаваемые вопросы честно.
Что нужно объяснить младшему школьнику
Как отвечать на неудобные вопросы детей о деньгах
Почему вам не удается заработать больше?
Не стоит относиться к подобному вопросу как к упреку. В таком случае нужно объяснить ребенку, что каждая работа важна и требует усилий, даже если на одной платят мало, а на другой много.
У меня нет каких-то предметов роскоши, поэтому со мной никто не захочет дружить.
В любом возрасте в период обучения в школе ребенку важно понимать, что у него есть то, что принадлежит всем остальным. Нужно прикладывать усилия, чтобы перенаправить внимание ребенка на внутренние ценности. С самого детства ребенка нужно учить видеть хорошее в любом времяпровождении, на море или у бабушки в деревне. Нужно показать, что ему не нужно зависеть от мнения других людей, что жизнь наполнена различными радостями и без дорогих покупок. Друзья не должны перестать быть друзьями из-за отсутствия какой-то вещи.
Как правильно объяснить ребёнку, что денег нет
Большинство взрослых переживает за свое материальное состояние. Траты преследуют их каждый день, они во многом себя ограничивают. Иногда неосознанно они винят в нехватке средств своих детей, так как на них приходится тратить довольно много денег. Это вынуждает употреблять некоторые неприятные фразы, которые чаще всего обижают обе стороны. Например, «заработаешь – купишь» или «я и так много денег на тебя трачу».
Ребенок и так чувствует себя зависимым от родителей. Такие фразы только ухудшают ситуацию. Если ребенок вырос в атмосфере сильной экономии, то он вряд ли сможет здраво относиться к деньгам в будущем. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо говорить с ребенком открыто, обсудить бюджет и зарплату, незапланированные траты.
Отношение к деньгам формируется в детстве. Конечно, семьи живут в различных условиях, которые с течением времени непременно меняются. Несмотря на финансовое положение семьи, родители способны привить ребенку уверенность в себе и своих возможностях.
Финансовая грамотность для детей: как научить ребёнка обращаться с деньгами
Кнарик Мурадян
Финансовая грамотность для детей: как научить ребёнка обращаться с деньгами
Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую можно осваивать ещё до школы.
Первый и главный вопрос: в каком возрасте родители могут говорить с ребёнком о деньгах?Детские психологи считают так: информацию о том, что материальные ценности можно купить за деньги, ребёнок получает рано, года в 3-4. В этом возрасте появляются первые «Купи!».Малыш знает: то, что хочет, можно обменять на бумажки и монеты, которые есть у родителей.
Говорить о финансовой грамотности, по словам педагогов, нужно – с 3 лет. В этом возрасте ребёнок понимает, что такое деньги.
На вопрос «Для чего нужна финансовая грамотность для детей?»можно было бы ответить односложным: «Дети взрослеют». А для взрослого человека финансовая неграмотность в лучшем случае невыгодна, в худшем – опасна. Детям нужны знания в этой области для того, чтобы через десять или пятнадцать лет они уверенно вошли во взрослую жизнь и занялись осознанным созданием собственного будущего, а не беспомощно «висели на шее» у родителей.
Однако такой ответ поднимает целый ряд сопутствующих вопросов. Например, как именно нужно учить детей финансовой грамотности? Или в каком возрасте разумно начинать обучение? Как простым языком и на наглядных примерах объяснять ребенку вещи столь сложные, которые и взрослых людей подчас вводят в ступор?
Зачем ребёнку финансовая грамотность
Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.
Воспитание финансовой грамотности помогает:
• Осознать, что деньги зарабатывают трудом и законными способами.
• Разобраться, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности.
• Грамотно управлять деньгами и копить их.
• Избегать небезопасных финансовых схем: кредитов и микрозаймов, зарплаты в конверте, пирамид и т. д.
Лучше всего начинать с себя. Ребёнок считывает поведение родителей, в том числе финансовое.
«Есть одно важное условие, чтобы в будущем ребёнок спокойно, без лишнего страха и пиетета относился к деньгам. Это отношение близких взрослых к финансовой ситуации в семье. Если дома много разговоров о деньгах, о том, какой статус и преимущества они дают, – то будет формироваться отношение к финансовым ресурсам как к сверхценности. Если же взрослые постоянно находятся в ситуации беспокойства о деньгах, то ребёнок замечает, впитывает их страх и в будущем будет сильно озабочен тем, чтобы иметь деньги во взрослой жизни. Чем спокойнее и разумнее относятся родители к теме денег, тем более адекватным будет отношение их уже выросшего ребёнка к финансам в будущем»
Дошкольный возраст (3–7 лет)
В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.
Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения,а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».
Придумывайте игры с деньгами
Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.
Включайте детям мультики про финансы
Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».
Поиграйте в «Магазин»
Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.
Младший школьный возраст (7–11 лет)
Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.
Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.
Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.
Читайте книги по финансовой грамотности для детей
Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».
Поиграйте в «Монополию»
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.
Старший школьный возраст (11–14 лет)
Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.
Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.
Доверьте ребёнку большую сумму денег
Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.
Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.
Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании.
Если вы открываете детям первую карточку,скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.
Выбирайте более сложные настольные игры
Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.
Подростковый возраст (14–18 лет)
Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании. Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников.
Составьте вместе финансовый план
Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.
Покажите финансовые лайфхаки
Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.
Дайте подростку больше интересных книг
Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.
Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.
Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?» Главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь.
Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.