Как объяснить ребенку что он не прав в своем поведении
12 способов объяснить ребенку, что он не прав!
Ольга Глинина
12 способов объяснить ребенку, что он не прав!
12 способов объяснить ребенку,
что он не прав!
— Ты сводишь меня с ума
— Не разбрасывай игрушки
— Придешь домой, ты у меня узнаешь
— Ты не прав
Специалисты в сфере детского развития считают, что секрет взаимопонимания с ребенком заключается в правильных формулировках.
— Я люблю тебя, но сейчас ты мне не нравишься
— Говори, пожалуйста, чуть тише
— Заменить слово «нельзя» на «опасно»
— Пожалуйста, ходи спокойно
— Быть чистым – это красиво. Поэтому, пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз.
— Ты же у меня очень умный, давай попробуем сделать это вот так
— Внимательно смотри перед собой
— Сегодня мне придется лишить тебя…. из-за твоего поведения
— Обрати внимание на это, пожалуйста!
И никогда не забывайте о том, что именно мы – родители – являемся главным образцом для подражания для наших детей!
Декларация прав ребенка родители должны обеспечить ребенку благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно.
Картотека нетрадиционных способов рисования Воспитатель: Перевезенцева Н. П. МонотипияЛист белой бумаги нужно согнуть и разогнуть пополам. Поставить на линии сгиба 2-3 разноцветных.
Конспект по ООД «Путешествие в страну прав» в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности Подготовительная группа Тема: «Путешествие в страну прав» Подготовила: Шарапова А. С.
Консультация для педагогов и родителей «День Победы. Как объяснить это ребёнку?» Консультация для педагогов и родителей на тему: День Победы. Как объяснить это ребенку? Цель: объяснить родителям, педагогам как формировать.
Консультация для родителей «Соблюдение прав ребенка в семье» Воспитатель: Перевезенцева Н. П. Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН.
Консультация «Нормативные основы прав детей в ДОУ и семье» Цель консультации — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка. Проведенные в 1990-е годы реформы российского.
Презентация по ФЭМП «Больше, меньше, равно». Консультация «Как объяснить ребенку знаки больше, меньше» Презентация по ФЭМП «Больше, меньше, равно» Задачи: закрепить сравнение групп предметов по количеству. Познакомить детей со знаками больше,.
Классный час «В стране прав и обязанностей» для 1 класса Классный час «В стране прав и обязанностей» для 1 класса Цель: создать условия для общего предоставления о правах ребёнка. Образовательная:.
Занятие по правовому воспитанию «Конвенция прав ребенка» Цель: Формирование основ правового сознания дошкольников. Задачи: Познакомить детей со статьями «Конвенцией прав ребенка» Способствовать.
Как объяснить ребенку что он не прав в своем поведении
В возрастной период от 1,5 до 4 лет малыш начинает понимать, что он может достичь желаемого с помощью крика, слез, гнева, притворства и лести. Он часто и охотно применяет свое открытие на деле и внимательно наблюдает за поведением родителей. Если они не ругают и не наказывают его, а проявляют уважительное отношение, стараясь перевести его внимание к чему-то другому вопросами: «Как ты думаешь?», «А как ты считаешь?», «Мне интересно узнать твое мнение», «Это очень интересно» и т.д., то очень скоро упрямство малыша проходит само по себе. Но если родители в ответ на негативное поведение ребенка сами проявляют сильную эмоциональную реакцию и упорно настаивают на своем, то получается замкнутый круг, в котором упрямое поведение взрослого человека порождает более сильные подобные реакции у малыша. Часто родители принимают упрямство ребенка как некий вызов в собственной компетентности воспитателя и угрозу своему авторитету. Они всеми силами стараются доказать, что ребенок не прав и что он должен делать так, как просят его они.
Цели у родителей при этом бывают самыми разными, например, «Пусть он поймет, что я умнее его и старше», «Он должен с маленьких лет слушаться родителей», «Я докажу, что капризами ему не удастся меня победить» и т.д. В каждом из этих случаев взрослые хотят путем строгих запретов или наказания доказать свою правоту и выйти победителем из неравной борьбы. Согласитесь, ведь намного проще наорать на ребенка или отшлепать его, чем думать о том, почему он ведет себя таким образом и как ему помочь перебороть свои негативные эмоции. Когда все внимание и силы направлены на борьбу, возникает большая опасность возникновения ответной реакции у ребенка, что проявляется злостью, обидой и гневом по отношению к родителям. Тогда ребенок уже действует назло родителям, он хочет им «отомстить» и делает все наоборот.
В этом случае отношения родителей с ребенком напоминают затяжную борьбу, который в каждом кризисном возрасте выглядит по-разному. Если малыши 2-3 лет могут ударить родителя, спрятаться, кричать, сломать что-то или громко плакать, то дети 5-7 лет уже могут уйти из дома или аппелировать выражениями: «Ты сама ничего не знаешь!», «Я тебя не люблю», «Как вы мне надоели» и так далее. Самый опасный возраст упрямства наступает в 10-15 лет у девочек и в 14-17 лет у мальчиков. Любое нежелание родителей действовать так, как желает подросток, уже оценивается им как отсутствие любви к нему. В переходном возрасте дети воспринимают борьбу родителей с их упрямым поведением как борьбу с ним самим, они чувствует свою беспомощность, начинают испытывать жалость к себе и теряют уверенность в своих силах.
Дети упрямятся, чтобы заявить о себе и своих желаниях, чтобы привлечь внимание родителей и получить доказательства их любви к себе. У родителей, которые умеют открыто выражать свои чувства, часто общаются и играют с ребенком, гладят его по голове, рассказывают ему сказки, когда укладывают его спать, дети ведут себя спокойно и не капризничают. Будьте более терпеливыми к своему ребенку и научитесь объяснять ему все спокойным голосом, и тогда ваш ребенок вырастит уверенным в своих силах счастливым человеком!
И напоследок пример из жизни, которую применял директор одной школы в борьбе с упрямством своей дочери. В течение 2-х недель он приводил свою трехлетнюю дочь в детский сад без колготок и заявлял воспитателю: «Опять сегодня я не смог заставить ее надеть колготки, надеюсь, она вас послушает». Действительно, малышка после ухода отца надевала колготки без всякого сопротивления, но даже опытные воспитатели удивлялись тому, как этот мужчина работает директором школы, если он не может заставить свою дочь одеться.
С тех пор прошло уже 30 лет, девочка выросла и теперь она руководит одним из престижных ВУЗов России, а ее отец уже на пенсии и гордится успехом своей дочери, которую он правильно воспитал. Ведь девочка упрямилась надеть колготки только из-за того, что хотела как можно дольше оставаться рядом с родителями, а отец это отлично понимал и чтобы не расстраивать малышку лишний раз, спокойно ложил колготки в сумку и вел девочку в детский сад. А как бы вы поступили в такой ситуации?
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Как объяснить ребенку, что он не прав
В раннем возрасте у малыша нет понятий «правильно» и «неправильно», «хорошо» и «плохо», его поступки исходят из его желаний и нужд. Маленький ребенок не может пока ставить себя на место другого человека, и осознавать, что нельзя отбирать у сверстника понравившуюся игрушку.
Малыш не может заглядывать в будущее и видеть, что если он будет есть много сладкого, он заболеет. Все детские поступки не несут злого умысла, а потому ребенок искренне не понимает, за что ему не только не позволяют делать желаемое, но даже ругают или наказывают. Чтобы объяснить ребенку, что он не прав, потребуется много родительских сил и терпения.
Конечно, можно справиться простым запретом – это, казалось бы, куда проще и быстрее. Но далеко не все дети реагируют на запрет должным образом, если все-таки повинуются ему, не осознают причины, а значит, могут нарушать правила, когда взрослые этого не видят. Чтобы такого не произошло, необходимо создать условия, в которых ребенок будет понимать, в чем и почему он не прав.
Разговор
В первую очередь, ребенку надо объяснять на словах то, как вы видите его поступок. Под своим углом опишите ему случившееся. Расскажите о последствиях, к которым этот поступок мог привести.
Не упустите время
Разговор должен происходить сразу же после некрасивого или опасного поведения ребенка. Например, если вы вечером начнете говорить о случившемся днем конфликте с другим ребенком во время игр во дворе, ваш малыш не только не поймет о чем вы, но возможно, даже не вспомнит ситуацию. Говорите ребенку, о том, что он не прав, сразу же после поступка.
Не давите
Ваша задача – добиться того, чтобы ребенок сам пришел к нужному выводу. Не говорите «Ты не прав!», скажите «Эта ситуация может привести к этому. Ты бы хотел такого развития?» и т.п.
Проводите аналогию
Если речь идет об отношениях со старшими или сверстниками, расскажите ему случившуюся историю наоборот, где он будет пострадавшим. Спросите, понравился бы ему тогда этот поступок.
Ругайте не ребенка, а плохое поведение, поступок
Вы можете говорить о том, что подобное поведение неприемлемо, постыдно, но не говорите своему ребенку, что он плохой, что вам за него стыдно.
Будьте примером
Вы не приучите говорить ребенка «спасибо» в семье, где все молча встают из-за стола, не благодаря хозяйку дома за угощение. Будьте последовательны и честны – вы должны быть примером тому, что пытаетесь вложить в своего малыша.
Нет занудству
Не стоит превращать жизнь ребенка в постоянные слушанья нравоучений. Вы должны искать различные методы, чтобы объяснить ребенку, что он не прав. Ищите способы, которые изменят отношение самого ребенка к ситуации, или переключат его внимание с вредного занятия на полезное. Подходите творчески в вопросу воспитания, ведь многие проблемы можно решить не чтением моралей, а в игровой форме.
Действенные фразы
Вы должны понимать – когда вы объясняете малышу, что он не прав, важно, в первую очередь, то, как вы объясняете, то есть, буквально, какими словами вы это делаете.
Вот несколько вариантов фраз, которые не только можно, но и необходимо заменить, чтобы ребенок понял, что он не прав.
Волшебные фразы для воспитания детей
Неправильные фразы | Действенные фразы |
«Не кричи!»«Не бегай!»«Не трогай!»«Не ври» |
«Не будь грязнулей/ не пачкайся»
«Пошли скорее, сколько тебя можно ждать»
«Если не съешь первое, не получишь десерт»
«Убери за собой немедленно!»
«Почему опять не помыл руки?»
«Быть чистым – красиво»
«Ты же умный, как ты можешь так делать?»
«Давай посмотрим, что тут можно сделать»
«А я знаю, что как только из тарелки исчезнут эти пять ложек супа, на стол сразу же приземлится что-то невероятно вкусное»
«Вот бы ты был настоящим волшебником, и пока я иду выбирать книгу, которую почитаю тебе перед сном, ты бы наколдовал тут чистоту…»
«Давай ты сейчас немного поиграешь сам, а когда я освобожусь, мы повеселимся как следует»
Как правильно дать понять ребенку, что вы недовольны его поведением
Как поступить родителю, если поведение ребенка для него неприемлемо (например, ребенок нарушает договоренности или без причины прогуливает уроки в школе) и надо эту мысль до него донести?
Как это сделать, чтобы не травмировать ребенка, но в то же время он услышал нас? В этом случае помогут семь правил эффективной обратной связи.
■ Объясните, почему это важно (последствия). Чаще всего ребенок (да и взрослый) что-то делает не со злым умыслом, а просто потому, что не подумал о последствиях или в принципе не представлял, какими серьезными они могут быть. В этом смысле фраза «Просто потому, что так нельзя!» на ребенка вряд ли произведет впечатление, придется искать разумные аргументы.
■ Закончите похвалой, лучше как-то связанной с произошедшей ситуацией. Например, «Я же знаю, что обычно ты прекрасно…», «Я удивлена, что в этот раз так получилось».
Конечно, эти правила не гарантируют, что ребенок сразу же все поймет и никогда больше не будет повторять того, о чем идет речь. Ребенок (как и взрослый, впрочем) может забыть, отвлечься, просто не захотеть делать что-то, что ему не нравится – но в таком случае и крик вряд ли будет эффективен. Используя эти правила, вы как минимум не нанесете ребенку психологическую травму и сохраните с ним хорошие отношения – а это уже немало.
Ольга АНДРЕЕВА, психолог-консультант, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУ
Опубликовано: газета №57(4592)
Понравился материал?
Расскажи друзьям
Плохое поведение: какая реакция правильная? Как сказать ребенку »нет»
Устанавливаем границы и предотвращаем срывы.
Какое поведение допустимо и приемлемо для ребенка, а какое крайне нежелательно? Решить эту задачу не так просто, как может показаться на первый взгляд. Попробуем найти золотую середину между чрезмерной строгостью и вседозволенностью.
Что означает плохое поведение?
Для ребенка плохое поведение является формой коммуникации со взрослым, может быть способом привлечь внимание и сообщить о своих желаниях. Поэтому если ребенок демонстрирует плохое поведение, прежде всего, попытайтесь понять, что он хочет вам «сообщить» таким своеобразным способом.
В различных ситуациях плохое поведение может означать: «Не знаю, что мне делать», «Мне требуется внимание», «Я устал», «Хочу делать что-то другое», «Я не понимаю, что происходит вокруг» и т.д.
Рассказывает мама двухлетнего мальчика: «Сын спокойно играл, но через некоторое время начал капризничать, разбрасывать игрушки и приставать к сестренке. Я стала отчитывать его и попыталась отвлечь новой игрушкой».
Что произошло? Ребенок долго играл и потерял интерес к игре, мама была занята своими делами. Малыш «использовал» сестренку, чтобы привлечь внимание матери и получить смену деятельности.
Как предотвратить плохое поведение?
Анализируя поведение ребенка, попытайтесь понять, какие ситуации вызывают «срыв», и пробуйте их предупреждать.
Ребенок начинает плохо себя вести от скуки — вовремя предложите смену занятия.
Ребенок капризничает, когда вы разговариваете по телефону, — поставьте рядом коробку с игрушками.
Требуется ваше внимание во время игры — разговаривайте с ребенком, задавайте заинтересованные вопросы.
Возникают трудности во время совместного похода по магазинам — рассказывайте, что вы покупаете, для чего, что еще нужно купить. Составьте для ребенка «рисуночный» список покупок, предложите малышу вместе с вами отыскать в магазине нужные вам продукты.
Выделите типичные ситуации, в которых ребенок плохо себя ведет, и выбирайте соответствующую стратегию.
Как реагировать?
Старайтесь сразу реагировать на нежелательное поведение, не дожидаясь подходящего момента. Например, если ребенок на детской площадке отбирает игрушки у других детей, не стоит ждать возвращения домой. Надо остановить нежелательное поведение и объяснить, что так делать нельзя. Запоздалая реакция: «Ты себя плохо вел на улице» — бесполезна, она ничего не даст ребенку.
Избегайте фраз типа: «Какой плохой мальчик», «Посмотрите, какая плохая девочка!», этим вы занижаете самооценку ребенка. Дайте понять, что вы не одобряете поведения: «Ты поступил плохо, когда отобрал игрушку у мальчика».
Право на агрессию
Иногда малыши с большим восторгом бросают игрушки на пол, ломают постройки из кубиков, стучат ложкой по кастрюле, играют с барабаном или молотком. С одной стороны, шумные игры позволяют ребенку выплеснуть накопившееся эмоциональное напряжение: резкие движения и громкие звуки способствуют разрядке. С другой — подобные игры дают ребенку чувство власти над окружающими. Ломая, бросая, хлопая, малыш ощущает себя королем. Позвольте «королю» насладиться своей силой в допустимой игровой форме.
Во многих семьях существует запрет на агрессивное поведение: ребенок не может кусаться, толкаться или драться. Постепенно приходит понимание, что обижать близких нельзя. Но несмотря на это, агрессию ребенок все же испытывает. На помощь может прийти замечательная игрушка — неваляшка, она терпит пинки и толчки, «говоря» ребенку: «Ты можешь быть ласковым и добрым, но иногда немного агрессивным».
Осторожно: самоагрессия!
У некоторых детей вырабатывается вредная привычка наносить себе телесные повреждения: биться головой об пол или кровать, кусать себя, бить кулаком по лбу, выдергивать волосы и т.д. Важно понять, что произошло в семье, какие изменения вызвали такую реакцию. Подобное поведение может быть также связано со страхом, тревогой или досадой от того, что ребенка не понимают. Он снова и снова пытается что-то сообщить, но, не получая внимания и понимания, впадает в ярость, вымещая обиду на себе.
Ребенку, которому свойственна самоагрессия, можно предложить выплеснуть негативные эмоции, играя с мокрым песком и водой. Позвольте наливать в тазик с песком воду, разводить «грязь», трогать ее руками. Можно добавлять в мокрый песок небольшие игрушки. Позже, когда ребенок успокоится, попробуйте прояснить его чувства и узнать, что вызвало негодование.
Если приступы самоагрессии не проходят, проконсультируйтесь с психологом.
Не бойтесь говорить «нет»
Если родители являются требовательными и понимающими одновременно, ребенок чувствует себя в безопасности, он знает, что ему позволено, а за что могут наказать. Поэтому очень важно уметь сказать «нет» тогда, когда это необходимо.
Если ребенок делает что-то неприемлемое на ваш взгляд (например, бьет другого ребенка), вам следует уверенно, но без раздражения сказать «нет» и объяснить, что нельзя бить людей, но можно взять за руку, поздороваться или погладить по голове. Когда вы запрещаете что-либо ребенку, демонстрируйте соответствующие эмоции. Не поднимайте шум, не привлекайте внимание других взрослых — просто дайте понять, что вы такого поведения не потерпите.
Если вы сказали «нет», то старайтесь придерживаться своего решения. Ребенок должен знать, что «нет» значит «нет». Уступая просьбам ребенка, вы сами можете попасть в ловушку.
Помните, что постоянные запреты приведут к тому, что ребенок начнет их игнорировать. Поэтому используйте запрет тогда, когда это действительно необходимо. Не стремитесь слишком ограничивать свободу ребенка, он должен исследовать окружающий мир, познавать новое и учиться на своих ошибках.
Семейные правила
В каждой семье по ходу жизни вырабатываются определенные правила. Для того чтобы ребенок их усвоил, они не должны ежедневно меняться, а в требованиях разных членов семьи не должно быть противоречий. Ребенок должен понять, что если что-то запрещено, то назойливые просьбы и хныканье не помогут. Осознав это, ребенок обычно соблюдает правила: их постоянство дает ему ощущение безопасности.
Дети очень сообразительны и могут проверять вас на прочность. В этот момент вам может показаться, что ситуация становится только хуже. Но не отчаивайтесь, это временно. Как только ребенок поймет, что вы постоянны в своих требованиях, поведение изменится к лучшему.
Будьте честны в отношениях с детьми, если где-то ошиблись, не бойтесь сказать об этом и признать свою ошибку.
Конечно, нормы поведения — это здорово, но мы не должны забывать и о человечности. Иногда, так хочется лечь спать чуть позже обычного или съесть больше сладкого, например, во время похода в парк. А как приятно выйти под теплый летний дождь и прыгать по лужам босиком. Время от времени позволяйте себе эти маленькие слабости, они делают нас счастливее и остаются в памяти намного дольше, чем обыденные нормы.
Мы хотим, чтобы наши дети росли чуткими, добрыми и понимающими. Для этого мы должны подавать им положительный пример. Дети больше следуют примерам, а не словам.
Можно ли управлять трудным поведением?
Обычно взрослые стараются прекратить нежелательное поведение запретами, угрозами, уговорами или не замечать капризов. Но иногда достаточно просто сочувственно выслушать ребенка и попытаться увидеть ситуацию с его точки зрения.
Покажите ребенку, что вы понимаете его и разделяете его проблему. «Ты забрал у Пети машинку, потому что она тебе понравилась, и ты тоже захотел с ней поиграть». Это обеспечивает ребенку чувство защищенности и уверенности в себе.
Однако, сочувствуя ребенку, не позволяйте ему делать то, что нарушает заранее выдвинутые требования: «Но отбирать игрушки нельзя, предложи Пете поменяться машинками или выбери другую».
Показать, что вы понимаете чувства ребенка, это не значит, что вы «идете на поводу». Оставайтесь рядом и говорите с ребенком спокойным голосом.
Имейте при себе любимую книгу или игрушку ребенка. Это может помочь, если вы находитесь в магазине, в транспорте или беседуете с людьми. Если вы чувствуете приближение нежелательного поведения, достаньте книгу и попробуйте поговорить с ребенком.
Носите в сумочке маленький флакон с раствором мыльных пузырей. Если нужно отвлечь малыша на улице, это может вас выручить. Пузыри, как правило, вызывают положительные эмоции у большинства детей.
Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, старайтесь сохранять спокойствие и позитивный настрой. Помимо отрицательных замечаний, не забывайте о добрых словах для вашего малыша. Хвалите и одобряйте ребенка, когда он ведет себя хорошо и проявляет даже небольшие успехи (например, спокойно рисует).
Часто родителей смущает реакция окружающих на поведение ребенка. Не придавайте этому большого значения. У разных людей представления о плохом и хорошем поведении различны. Поэтому не беспокойтесь о том, что подумают окружающие.
Постарайтесь найти занятия, от которых ребенок получает положительные эмоции и ведет себя хорошо (например, прогулка в парке или игра на детской площадке). Находите время для этих занятий и получайте как можно больше положительных эмоций от общения друг с другом.
Статья предоставлена журналом «Растим ребенка», № 12, 2012 г.
- Можно ли одной исчерпывающей формулой определить что такое искусство сжатое
- Мотоджимхана что это такое