Мотоджимхана что это такое
Мотоджимхана: спорт, который однажды может спасти на дороге
Свой первый выезд в город на мотоцикле помню очень хорошо. Категория А открыта три дня назад, первый железный конь – малокубатурный, но, конечно же, вызывающий у меня бурю восторга – стоит на парковке. Под вечер, едва дождавшись окончания часа пик, доезжаю до него на четырех колесах. В приступе отчаянной храбрости облачаюсь в экипировку, попутно совершая несколько звонков своим более опытным друзьям – мол, давайте прокатимся. Выруливаем на главную дорогу колонной. Отлично, троллейбус, отлично, круговое движение. Сквозь ветер и шлем слышу голос кого-то из моих «мотонянек»: «На джимхану ее, срочно!».
К этому моменту я уже знала, что такое «джимхана» – это вовсе не автомобильное шоу Кена Блока, как вы могли бы подумать. Я знала, что раз в неделю большая пустая парковка за одним из торговых комплексов на Пулковском шоссе прямо-таки взрывается от рокота двухколесной техники всех мастей. Сюда приезжают обладатели самых разных мотоциклов: тут и дорожная классика, и сверкающие хромом круизеры, и яркие спортбайки, и даже эндуро. На асфальте появляются конусы; территория делится на трассы разного уровня сложности – для новичков, для тренированных любителей и, наконец, для самых опытных – для тех, кто участвует в соревнованиях или, как минимум, легко закладывает мотоцикл до чиркающей по асфальту подножки.
Изначально слово «джимхана» появилось в Британии и было связано с конными играми. Потом оно стало обозначать вид автоспорта, получивший распространение в Японии, Америке, Англии. Соревнование заключалось в прохождении трассы за минимальное время с максимальной скоростью, при этом участники обходили препятствия – конусы и автомобильные покрышки, выполняя сложные элементы с разворотами. Водитель должен разгоняться, тормозить и маневрировать с наименьшим количеством ошибок.
Вполне логично, что вслед за автомобильной появилась и мотоджимхана. Суть та же: скоростное маневрирование на площадке среди искусственных препятствий. Мотоджимхана возникла в Японии в 70-е годы прошлого века. Она позиционировалась как вид спорта, который не требует не только доработки мотоцикла, но даже и специального трека. То есть, попробовать себя в этой дисциплине может любой желающий обладатель двухколесной техники.
В СССР была такая разновидность мотоспорта, как фигурное вождение – она появилась в 80-е годы. А мотоджимхана в том виде, в каком она существует во всем мире, пришла к нам лишь несколько лет назад благодаря петербургским активистам.
руководитель мотошколы, мотоинструктор, основатель мотоджимханы в России
Началось все с японцев, это всех завораживало. В Петербурге мы начали тренироваться зимой 2009-2010-го, проводили турниры в крытых помещениях. Летом перебрались на открытые площадки, а в 2013-м решили привезти мотоджимхану в Москву. Потом начали подключаться регионы. Все благодаря инициативности отдельных мотоциклистов, безо всякой поддержки от мотоциклетной федерации или спорткомитетов. Просто напрямую договаривались с владельцами площадок и тренировались там два-три раза в неделю по два часа. Опыт решили применить ввиду очень слабых навыков у мотоциклистов, ввиду высокой аварийности из-за простейших ситуаций на дороге: не успел остановиться и не смог объехать. Все эти моменты мотоджимхана великолепно тренирует. А начиная с прошлого года стали развивать и спортивную составляющую, соревнование на время. Это способствует развитию навыков, так как без цели образуется застой.
За Петербургом подключилась Москва, за ней – Челябинск, Екатеринбург, Барнаул, Псков, Великий Новгород, Воронеж… Вслед за открытыми тренировками начали организовывать и первые соревнования, где немедленно появились яркие лидеры – те, кого не зазорно было отправить и на чемпионат Европы по мотоджимхане. Надо сказать, россияне и там выступили весьма достойно.
Для стороннего наблюдателя тренировка по мотоджимхане – это, конечно, очень зрелищно, хотя и кажется, что десятки мотоциклов, объезжающих по заданной траектории конусы, движутся в хаотичном порядке. Создается впечатление, что новичку крайне сложно немедленно не устроить там свалку. На самом деле, всем участникам помогает инструктор в яркой жилетке, который постоянно находится на площадке и время от времени дает полезные советы, выдергивая кого-нибудь из потока. Например, если у человека напряжены руки, то это первый признак ошибочного управления мотоциклом.
Движение по заданным траекториям обычно осуществляется на первой-второй передаче; скорости умеренные. Новички, оказавшиеся на трассе в первый раз, обычно забывают про гироскопический эффект и прочую занимательную физику, касающуюся одноколейного транспорта, а потому боятся слишком сильно закладывать мотоцикл и препятствия объезжают медленнее, держась от них подальше – чтобы не особенно наклонять своего железного коня. Со временем траектория становится все более «эффективной»: времени на прохождение трассы тратится меньше, а угол наклона увеличивается.
Из обязательных требований – только наличие экипировки, по крайней мере, шлема; также нужно защитить колени, локти и кисти рук. Что немаловажно, проект некоммерческий, то есть сами тренировки бесплатные, хотя при желании участники могут отблагодарить организаторов и помочь, таким образом, развитию этого направления.
один из петербургских активистов мотоджимханы, призер чемпионата России
Любой желающий может приехать и попробовать себя на этой трассе. Можно потренировать повороты, наклоны – то, что, в принципе, трудно отработать в городе, но что может пригодиться, когда нужно объехать машину или люк, развернуться в узком месте. Есть тренировки с более «фанатским» уклоном, где мы учимся ездить еще лучше, готовимся к чемпионату. Например, почти ежедневно собираемся на развязке Шафировского и Индустриального проспектов, чтобы тренировать отдельные элементы и отрабатывать навыки: быстрее проехать, развернуться в более узком месте, развернуться так, чтобы не потерять скорость.
После первой же тренировки на меня снизошло просветление. Я стала куда увереннее передвигаться по городу, аккуратная езда по междурядью в глухой пробке перестала казаться чем-то сверхсложным и, разумеется, в том сезоне я старалась не пропускать ни одного занятия, тем более, что на площадке всегда можно было увидеть массу знакомых еще по мотошколе лиц.
Точного определения у мотоджимханы в России нет, как, впрочем, и официального статуса вида спорта – тоже. Можно сказать, что это любительский вид спорта, который позволяет развивать навыки владения мотоциклом.
Умение еще лучше чувствовать свой мотоцикл, контраварийная подготовка и приятная компания единомышленников – вот что вы приобретете, попав хоть раз на мероприятие под названием «мотоджимхана».
Откуда к нам пришла мотоджимхана?
Мотоджимхана зародилась в Японии в 1970-е годы и была обусловлена желанием создать вид спорта, который не нуждается в специальных мотоциклах и треках.
Аналог мотоджимханы в СССР назывался фигурным вождением мотоцикла и определялся как соревнование на наиболее четкое выполнение специальных упражнений в ограниченный срок. Фигурное вождение проводилось на горизонтальной площадке, оборудованной искусственными препятствиями. К соревнованиям допускались участники на мотоциклах-одиночках дорожного типа любых классов, мотороллерах и мопедах с любым стажем вождения.
Направление быстро начало приобретать популярность, привлекая людей, имеющих мотоциклы разной классовой принадлежности, мощности и кубатуры, поэтому постепенно получило распространение в Америке, Европе и других странах мира.
Самыми зрелищными являются показательные выступления и соревнования, которые проводят японские и американские полицейские, демонстрируя чудеса владения самыми разными классами мотоциклов производства легендарных Honda, Yamaha, HD и BMW.
Мотоджимхана в Москве
Мне удалось пообщаться с организаторами, или «маршалами», движения [Gymkhana.Moscow] Светланой «Shvedka» и Максимом «Dee Troy».
Стант у нас на площадках категорически запрещён. Снимаем с трассы людей, которые создают опасные моменты, и объясняем, в чём они не правы.
Краткие правила проведения общих сессий мотоджимханы
Условия участия на мероприятиях движения «Gymkhana.Moscow»:
Чему джимхана не учит?
Джимхана может научить вас технике управления: умению правильно подобрать траекторию, угол наклона мотоцикла, положение тела, ручки газа, а также грамотно рулить и пользоваться тормозами. Техника – набор навыков управления мотоциклом у конкретного пилота, который позволяет ему реализовывать выбранную тактику управления. Так что же такое тактика управления мотоциклом?
Тактика — умение не попадать в критические для себя ситуации, прогнозировать их возникновение; Обеспечивать себе запас сцепления, дистанции торможения, бокового интервала; Оказываться в наиболее выгодном положении на дороге, правильно выбирать скорость, обеспечивать себе наилучший обзор; Компенсировать потенциальные ошибки других участников движения.
Есть еще и стратегия управления мотоциклом – начиная от выбора улиц, по которым быстрее можно добраться на мотоцикле до цели, заканчивая определением погодных условий и опасностей плохой погоды. Например, зная, что по одному маршруту широкое междурядье, и по нему будет удобнее доехать из пункта А в пункт Б, лучше предпочесть этот маршрут тому, где суженные полосы, узкое междурядье и, хуже того, – ремонт дороги.
Что же получается? Технике на джимхане научиться можно. Но тактике и стратегии – навряд ли. Стратегия и тактика приходят с опытом и умением анализировать свои ошибки, чтобы впоследствии над ними работать. Также умение «читать трафик» тоже не приходит сразу. Но это – неотъемлемая часть контраварийной подготовки пилота в условиях городской езды.
Адреса площадок мотоджимханы
Светлана Shvedka прокомментировала ситуацию с размещением площадок для мотоджимханы на территории Москвы.
Площадки в других городах:
Каждая площадка имеет свои дни для тренировок в рамках нашего проекта, чтобы разгрузить маршалов определённой площадки и постараться охватить разные округа нашего города.
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: фигурное вождение (мотоджимхана)
Большинство дисциплин мотоциклетного спорта имеет достаточно высокий порог вхождения: желающему приобщиться к ним любителю необходимо приобрести мотоцикл, строго соответствующий регламенту, прибыть на специально организованную трассу, которой, как, например, в случае с MotoGP может вообще не быть в городе, и обязательно подготовиться физически. Но, как говорится, из любого правила есть исключения, и мотоджимхана, она же фигурное вождение мотоцикла, как раз из их числа.
О дисциплине в целом
Фигурное вождение – это соревнование на прохождение короткой извилистой трассы на время. Трассы организуются на асфальтированных площадках из серии стандартных упражнений. К их числу относятся:
Единой «правильной» схемы расположения упражнений на трассе не существует, поэтому организаторы соревнования сами вправе выбирать их количество, виды и последовательность.
Ввиду того, что пространство обычно сильно ограничено (в качестве места проведения могут быть выбраны площадки автошкол или открытые стоянки), а трасса обычно состоит из большого количества поворотов, общая скорость ее прохождения невелика. По той же причине объем двигателя мотоцикла, являющийся решающим параметром в большинстве других мотогонок, здесь практически не играет роли. Гораздо важнее оказываются общие габариты мотоцикла и мастерство спортсмена, а именно, его умение контролировать разгон и торможение и соблюдать баланс при движении на низких скоростях.
Соревнования обычно проходят по следующей схеме:
Стоит также отметить, что от места к месту проведения отличается не только порядок прохождения соревнований, но и их правила. В основном они касаются цветового оформления конусов, с помощью которого задается направление движения.
История дисциплины
Мотоджимхана отличается от большинства других дисциплин мотоциклетного спорта не только правилами, но и достаточно туманной историей своего появления.
Согласно основной версии, впервые соревнования по фигурному вождению мотоцикла начали проходить в Японии в 1970 годах, то есть, сравнительно недавно (напомним, что, например, мотокросс существует уже добрую сотню лет, едва ли не с момента появления первого мотоцикла). О правдивости теории возникновения этой дисциплины спорить никто не берется, но вполне вероятно, что она могла появиться абсолютно в любом городе из простого желания мотоциклистов-любителей посоревноваться в вождении.
Так или иначе, первая официально курирующая организация – JAGE – была также создана в Японии, и именно благодаря ей о мотоджимхане узнал весь мир. Причем, несмотря на первое появление нового мотоциклетного направления, пришедшееся на 70-е годы, настоящий его расцвет пришелся на самое начало 2010-х. Именно в 2011-2012 годах аналогичные организации, действующие с одобрения JAGE, начали появляться в других странах: Великобритании, Польше, Канаде и США, и под их началом стали проходить первые официальные соревнования. В большинстве случаев они также дополнялись так называемыми experience days – днями пробных занятий, призванными популяризовать мотоджимхану и привлечь к дисциплине внимание новичков.
К слову, существовал ее аналог и в СССР. Он назывался фигурным вождением мотоцикла и также предполагал прохождение серии упражнений на закрытой площадке, причем среди участников были не только мотоциклисты, но и владельцы мопедов разного возраста и уровня мастерства.
И еще один интересный факт из истории: в России мотоджимхана указана в Спортивном Кодексе МФР под названием «фигурное вождение», но до недавнего времени не была внесена во Всероссийский реестр видов спорта, то есть, не была признана спортом официально. Соответствующая запись («фигурное управление мотоциклом – класс открытый») в Реестр была внесена лишь в октябре прошлого года. Это достаточно значимые изменения, поскольку они открывают возможность проведения крупных официальных соревнований, в том числе, Чемпионата России.
Мотоциклы и экипировка
Фигурное вождение является исключением из правил не только в плане организации состязаний, но и в отношении требований к мотоциклам участников. За счет того, что к прохождению полосы препятствий допускаются практически любые разновидности и модели мотоциклов, мотоджимхану можно назвать одной из самых доступных точек входа в мир мотоциклетного спорта. Более того, попробовать свои силы в маневрировании могут не только профессиональные спортсмены, но и любители, желающие отточить свои навыки управления.
Несмотря на возможность участия практически на любом двухколесном мотоцикле, общие требования к технике все же имеются:
Кроме того, согласно правилам JAGE, участники классифицируются по времени прохождения «официального заезда» – конкретной трассы со стандартным расположением элементов.
Классы для новичков:
Соревнования любого уровня также требуют обязательного наличия мотоэкипировки:
>
Соревнования
В заключение по уже сложившейся традиции стоило бы поговорить о самых крупных мировых соревнованиях, но они фактически отсутствуют. Практически единственным международным соревнованием является Чемпионат Европы, проводящийся с 2018 года. В остальном профессионалы и любители участвуют исключительно в национальных или, что гораздо чаще, локальных соревнованиях:
Мотоджимхана что это такое
На этот вопрос мы постарались ответить этим видео, а также развеять ряд популярных заблуждений, касаемо данного спорта.
Под катом, немного букв, и рассказ о том, как можно реально погонять в своем городе, даже если трека нет и тренировок по джимке у вас не проводится.
Мотоджимхана это вид мотоспорта, зародившийся в Японии, и представляющий из себя скоростное маневрирование между конусов на площадке с ровным асфальтом. Гонщики строят из конусов специальную трассу, а затем гоняют по ней на время, соревнуясь друг с другом. Помимо спортивной составляющей – мотоджимхана отлично помогает почувствовать байк, и отточить навыки управления мотоциклом. У джимханистов нет проблем с поворотами и торможениями – ведь это их стихия.
Джимхана это отличный способ прокачать свой скилл управления байка, а также классная возможность безопасно повваливать на все деньги на моте и посоревноваться с другими участниками. Но соревнования проходят довольно редко, да и не везде. Если вы живете в небольшом городе, возможно, и тренировок по джимхане у вас не проводится.
Поэтому, каждый год мы проводим удаленный чемпионат по мотоджимхане — GymkhanaGP! Участвовать может любой участник, на любом мотоцикле, из любого города или страны, и совершенно бесплатно. Условия участия предельно просты:
— Находите площадку (парковку, просто участок и т.д.)
— Выставляете там трассу с нашего сайта по приложенным к схеме размерам. Это нужно сделать точно
— В идеале выставлять трассу необходимо из конусов, но для новичков можно ставить хоть из бутылок! Единственное требование — высота от 30см
— Проезжаете заезд и снимаете его на видео. На видео должен быть четко виден проезд, старт / финиш райдера и вся трасса целиком. Вид от первого лица не подойдет, судьям не будет видно, были ли задеты конусы
— Присылаете видео на сайт!
Постоянные участники имеют специальную телеметрию (стоит около 2000р на али), но вы также можно замерять время, просто наложив таймер на видео (в Sony Vegas и PremierPro есть такая функция).
Ссылка на сайт с подробными правилами в описании под видео, там же можно отправить результат и посмотреть турнирную таблицу. В 2019 году с мая по сентябрь пройдет 6 этапов. Вы можете присоедениться на любом из них)
А пока — трасса первого этапа, который стартует уже сегодня:
Все вопросы, можно задавать прямо тут в комментариях, мы будем рады ответить!
Мотоджимхана: что это такое, кто может участвовать
Автор статьи: Moto Moto
А вы знали о мотоджимхане? Многие даже не слышали об этом. Правда, когда ты говоришь «фигурное вождение», то тогда собеседник начинает понимать, что говорите вы с ним на одном языке.
Джимхана что это такое?
Понятие мотоджимханы
«Фигурное вождение», по мнению разных групп людей, возникало по-разному. Согласно официальной версии, такой спорт был создан в Японии в 70 –е годы. Его поддержали те мотоциклисты, которым не надо было большого количества места для движения, а имеющаяся площадка вовсе была огорожена конусами.
Согласно альтернативной версии, moto gymkhana стала любительским спортом из дворового увлечения, а также стремления мотоциклистов красиво ездить на мотоцикле. Базовые знания пришли из мотошколы. После оттачивания различных упражнений, возник интерес, кто быстрее и виртуознее будет маневрировать. Альтернатива версии связана с тем, что не доказано, что этот спорт возник в Японии, ведь во многих странах люди умели справлять с байком.
В результате, мотоджимхана – это вид спорта, при котором мотоциклист должен преодолеть маршрут и выполнять упражнения на ловкость. Также ему необходимо быть самым быстрым, технически грамотным и не касаться ног земли.
Правила в этом виде спорта различны, в зависимости от страны. Поэтому такое соревнование оценить достаточно сложно.
Ключевое правило – наличие специализированной площадки для проведения конкурса, на которой с помощью конусов выставлена полоса препятствий. Упражнения обозначают также цветом конусов. Именно на этом этапе случаются расхождения. К примеру, конус синего цвета означает поворот налево, а красный – направо. Полосы на конусах указывают угол наклона во время движения. Конус оранжевого цвета – граница полосы.
Начинать мотоджимхану лучше тем мотоциклистам, которые уже отработали первоначальные навыки и понимают, как управлять мотоциклом.
Что требуется для участия?
Каждый участник должен иметь мотоцикл, соответствующую экипировку и терпение. Мотоцикл – самый простой, городского типа. В частности некоторые выбирают, и круизеры, и спортбайки.
Подготавливает мотоцикл сам участник. Экипировка – важный элемент соревнований. Да, во время трюков падать запрещено, но наличие шлема, перчаток, наколенников и черпахой – обязателен. Это простые правила безопасности.
В чем польза moto gymkhana?
Только у россиян есть мнение, что motogymkhana абсолютно не нужна мотоциклисту в городе, ведь трассу они знают, не приходится думать о том, где повернуть, какие имеются преграды на пути. Все сразу известно. Да, действительно. Только когда ты выполняешь большое количество упражнений, выучить их очень сложно. Особенно, когда приходится запоминать цвета конусов, которые помогают сориентироваться на трассе. Все в этом спорте зависит от ситуации и принятого решения мотоциклиста.
Не смотря на это предвзятое мнение, в российских городах проводят джимхану: мотоджимхана в москве, мотоджимхана санкт петербург, мотоджимхана воронеж и др.
Конечно, в motogymkhana вас не подрежет газель, а также не выйдет на дорогу ребенок, но внимательность здесь очень важна. Также многие считают, что техника фигурного вождения не применима в городских реалиях. На практике, подобное утверждение является заблуждением. Виртуозное управление мотоциклом, возможность сманеврировать в сложной ситуации – вот что отличает участника мотоджимханы.
Преимущество мотоджимханы кроется и в том, что участник не просто долго учится кататься «змейкой», но и грамотно маневрирует в ситуации с ограниченным пространство. На конкурсе, если ты собьешь шашку, ничего страшного не произойдет, а вот если ты в жизни собьешь пешехода, то это повлечет серьезные последствия. Поэтому все навыки участников отрабатываются наизусть до автоматизма.
Польза, которую вы получаете от этого вождения заключается в том, что вы научитесь чувствовать мотоцикла, понимать его габариты, вес. Многим может показаться, что это просто, когда ты двигаешься между шашками и не сбиваешь их. На деле – это результат многолетнего труда.
Кроме того, мотоджимхана учит мотоциклиста правильно падать, а главное, не бояться падения. Ведь когда ты упал, необходимо встать, поднять мотоцикл и начать двигаться вперед вновь и вновь.
Если вы хотите испытать себя, то должны поучаствовать в moto gymkhana.