Как объяснить ребенку что опасно
Как рассказывать детям о безопасности, при этом не напугав их. Объясняет психолог
Мы очень хотим уберечь детей от разных опасностей, но часто перебарщиваем с эмоциями и подробностями – и ребенку начинает казаться, что улица кишит маньяками, а в магазине непременно случится пожар. Как научить ребенка не бояться всего на свете, но при этом соблюдать правила безопасности, рассказывает психолог Екатерина Сафонова.
психолог портала
«Я – Родитель»
Наверное, большинство родителей едины во мнении, что безопасность – превыше всего. В современном мире о безопасности не говорит только ленивый, ведь, как многим кажется, опасности грозят детям на каждом шагу. Давайте разбираться, так ли это, и как рассказать малышам о безопасности, не напугав их.
Современный мир живет в более динамичном режиме, особенно убыстряет этот режим Интернет, поэтому и опасности возникают быстрее, чем раньше. Конечно, чересчур устрашающие рассказы о страшных последствиях могут травмировать ребенка, ведь дети отличаются повышенной впечатлительностью.
Недавно в крупном торговом центре я увидела мальчишку лет трех, который истошно плакал на весь магазин — оказалось, он потерялся. Когда я уже взяла его за руку и собралась вести к охране, чтобы объявили о пропаже по громкой связи, выяснилось, что родители мальчика просто спрятались за колонной. Таким образом они хотели проучить его, чтобы «меньше капризничал». На деле эта ситуация явилась для малыша серьезнейшей психологической травмой, которая впоследствии может оказать негативное воздействие на развитие и психику ребенка.
Родители, запомните несколько правил:
Не оставляйте ребенка одного в неизвестной ему обстановке.
Не угрожайте фразами «Сейчас тебя та тетя заберет, если не будешь себя хорошо вести». Тети в таких фразах могут меняться на полицию, злого монстра, бандита, смысл от этого остается прежним – ребенок переживает глубокую психологическую травму.
В рассказах о безопасности избегайте излишне кровавой окрашенности. Фантазия ребенка и так сделает свое дело и создаст свой фильм ужасов, не нужно это провоцировать.
В первую очередь сами соблюдайте правила безопасности, о которых вы рассказываете ребенку. Не переходите дорогу на красный свет, не впрыгивайте вместе с ребенком в уходящий вагон метро, не залезайте голыми руками в розетки.
Рассказы о безопасности должны протекать в форме обычного разговора, например, пока вы идете по улице. «Видишь, красный человечек? Значит, нужно стоять. А теперь зеленый, машины остановились, мы можем переходить дорогу». Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Именно с помощью игры дети познают мир, примеряют на себя разные роли и проигрывают разные жизненные события. Такая игра – отличный способ рассказать ребенку о безопасности, проиграть с ним эти ситуации.
Существует огромное количество детской литературы, посвященной вопросам безопасности. Вы можете читать эти книжки вместе с детьми, многие из них сделаны в интерактивном формате: в них нужно решить задачки или нарисовать что-то.
Существуют даже аудиокниги, в которых записаны детские сказки, в которых рассказывается о безопасности. Все мы помним «Не пей воду, козленочком станешь», а ведь и эта заповедь учит ребенка основам безопасности.
Главное, всегда помните, что ребенок считывает эмоциональное состояние родителя. Если вы спокойно объясните малышу, как можно себя вести, а как – нельзя, он не испугается и не будет травмирован. Если же вы сами будете находиться в психоэмоциональном напряжении, будете встревожены, напуганы, то ребенок, конечно, считает эти переживания и спроецирует их на себя. Таких ситуаций нужно избегать.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 2 поста в день.
Как рассказать ребенку об опасностях?
С раннего детства нас окружают родные люди, которые нас любят и относятся к нам хорошо. Любовь, которую мы получаем от близких, укрепляет нашу уверенность в себе и стремление отвечать людям тем же добром. По мере нашего взросления мы включаем в круг своего общения сначала друзей наших родителей, воспитателей, соседей, а потом и учителей, а также посторонних людей, которых можно встретить в магазине, в транспорте, на улице.
Надо сказать, что сначала мы подпускаем новых людей очень неохотно. Малыши после полугода, когда они уже начинают отличать своих от чужих, встречают этих самых чужих плачем. Они не идут к ним на руки, не играют с ними и всячески пытаются спрятаться. Малыши утыкаются маме в плечо, а те, кто уже умеет ходить, прячется за родителями. Неопытные родители принимают страх за скромность, шутят и всячески пытаются все же познакомить ребенка с новым человеком. И взрослея, дети начинают знакомиться намного проще и перестают бояться посторонних людей.
Постепенно узнавая людей, мы понимаем, что в мире бывают разные люди — те, что совершают хорошие поступки, и те, что творят поступки дурные. Также мы усваиваем, что сразу понять, какой человек перед тобой, очень непросто. А на самом деле просто невозможно, потому что с детства мы не знаем, как ведут себя люди с дурными намерениями. Детское восприятие дурного человека опирается на образы отрицательных героев из мультфильмов и кино, которые преподносят их узнаваемо: неприятная внешность, злая ухмылка, черная маска, жуткий смех, хриплый голос.
Для наглядности давайте мы с вами вспомним злодеев из мультфильмов. «Романтики с большой дороги» из «Бременских музыкантов» одеты в цыганские наряды и поют песни хриплым голосом. Баба-Яга с кривым носом и метлой. Кощей — просто ходячий скелет. Грю из мультфильма «Гадкий Я» лысый, горбатый и с очень длинным носом. Волк из «Ну, погоди» — ну он и вовсе волк, что о нем говорить.
Таким образом, детские медиа невольно вводят ребенка в заблуждение относительно того, как ведут себя люди с дурными намерениями, и ребенок полагает, что непременно узнает любого злоумышленника с первого взгляда.
Этим распространенным заблуждением детей могут пользоваться злоумышленники для достижения своих целей. Кстати, у моих знакомых нередко были такие ситуации: дети боялись людей, если у них были сходства со злыми героями из мультиков. Например, сын моей знакомой боялся продавца в продуктовом магазинчике в их доме. У нее была большая родинка на носу, а еще она все время красила губы ярко-красной помадой. Видимо эти детали ассоциировались у ребенка со злодеями и опасностью. Чтобы отправить сына одного в этот магазин за хлебом, даже и разговора быть не могло. Хотя продавщица была очень приятная женщина и всегда очень ласково разговаривала с этим ребенком.
Преступник внешне может быть и не похож на преступника. Даже близкие могут не знать, что живут в одной квартире со страшным злоумышленником. Что уж говорить о детях.
Наша задача как родителей состоит в том, чтобы объяснить детям, что люди с дурными намерениями внешне ничем не отличаются от остальных, и не стоит даже пытаться их «вычислять». Гораздо важнее различать «своих» и «чужих», потому что поведение некоторых «чужих» может многое рассказать об их намерениях.
Расскажите ребенку об опасностях. Кто такие «свои», а кто «чужие»?
Прежде чем общаться с чужим человеком, ребенок должен спросить разрешения у мамы (папы, бабушки или дедушки — сами обозначьте этот круг лиц). Даже если вы сами знаете человека, а ребенок видит его в первый раз, научите его, что он должен спрашивать у вас разрешения, прежде чем разговаривать с этим человеком, брать у него подарок, идти с ним куда-то.
Если ваш ребенок еще мал и только-только научился отличать «своих» и «чужих», поддерживайте в нем настороженное отношение к чужим, незнакомым людям. Если он прячется за вас при встрече нового человека, не высмеивайте «скромнягу» и не выталкивайте его вперед. Уважайте своего ребенка. Тогда и он научится уважать себя и свои желания.
Как вести себя с незнакомыми людьми
Находясь без родителей, ребенок должен будет сам принимать решение, как вести себя с «чужими» людьми. Важно объяснить ребенку, что нормальному взрослому человеку от незнакомого ребенка ничего не нужно. Безопасный «чужой» не будет просить ребенка о помощи, не будет угощать, приглашать в гости, настойчиво предлагать подарки или возможность сняться в кино.
Если же «чужой» человек предлагает ребенку проследовать за ним, то очень может быть, что этот незнакомец — похититель детей. При этом незнакомец может доброжелательно вести себя, улыбаться или даже казаться беспомощным. Мы должны научить их говорить «Нет!», четко и внятно давать понять, что «мама не разрешает говорить с незнакомцами!».
Изобретательные преступники, когда им говорят такую фразу, отвечают: «Так давай познакомимся! Меня зовут дядя Петя. А тебя как? Вот мы уже и знакомы с тобой теперь, правда?» Некоторые сами начинают знакомство, не дожидаясь, пока ребенок выдаст свою установку. В том числе преступники подкупают расположение ребенка не только комплиментами и подарками, но и своей уникальностью. Я встречал такие случаи, когда дети шли за незнакомцем, потому что он был «особенный». Например, он прилетел к нему из волшебной страны, где живут его любимые герои. Или он и вовсе знаком с семьей Барбоскиных. Или он помогает ночами чинить синий трактор, чтобы днем этот трактор пришел в мультиках к малышу. Или он, может, и вовсе писатель, который придумал все эти сказки, которые ему читает мама на ночь.
Такие преступники очень хорошо готовятся, прежде чем совершить злодейства. Да, они тратят время на изучение таких вещей и говорят с детьми на одном языке.
Мы должны не только объяснить детям, что нельзя говорить с незнакомцами, но и научить их тому, что делать, если к тебе подошел кто-то и пытается завести знакомство. Самое главное — не нужно стесняться просить о помощи.
Другой вопрос — у кого просить помощи? У дяди, который пьет пиво вон на той лавочке? Или у старика, который читает газету? Как ребенок должен выбрать, у кого просить о помощи? Лучше заранее обсудить это с ребенком. Если рядом есть мамы с детьми — нужно обратиться за помощью к этим мамам. Если увидит полицейского в форме или охранника — то можно обратиться к нему.
Иногда детям неудобно и страшно, что взрослые могут обидеться на их поступки, посмеяться над их поведением, догадаться, что у ребенка появились сомнения на его счет. К примеру, ситуация, где ребенок не заходит в лифт вместе с незнакомым человеком. А тот говорит: «Ты думаешь, что я маньяк?» В этот момент ребенок чувствует себя неудобно и может все же зайти в лифт с незнакомцем.
Это касается и «взрослых знакомых», которые могут смотреть на детей «по-другому», трогать их. В такие моменты ребенок часто убеждает себя в том, что это ему показалось и что он чего-то недопонимает, но чувствует, что что-то идет не так. Объясните ему, что незнакомый человек не должен его касаться.
Чему научить ребенка
Не запугивайте ребенка фразами вроде «чужой дядька тебя заберет и съест» — это только подорвет его базовое доверие к миру, а значит, и уверенность в себе. Объясните ребенку, что есть и такие незнакомцы, с которыми говорить можно. Это, например, сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах — те самые чужие люди, к которым дети могут подойти при чрезвычайной ситуации (например, если они потерялись).
Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине. Он должен уяснить, что незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает эту помощь первым.
Неплохо было бы заранее обсудить с ребенком безопасные места, где он может найти безопасного взрослого. Выберите места, которые близко к его школе, к вашему дому. Это может быть кабинет участкового, поликлиника, магазины, в которые вы часто ходите и где знаете продавцов, консьержка в вашем подъезде, охранник в супермаркете, продавец в аптеке… Вариантов много.
Также помочь могут взрослые с детьми. Можно подбежать к женщине с ребенком и сказать: «Ко мне пристает вон тот дяденька. Можно я пойду с вами?» Если ситуация происходит на детской площадке, то там найти мамочек еще проще. Осмотрительные преступники, конечно, не пойдут на детскую площадку. А вот, так сказать, «начинающие» очень даже могут. Поэтому важно, чтобы на площадке ребенок знал не только детей, но и их родителей.
Знать соседей в принципе полезно. Ведь может быть так, что к ребенку пристанет незнакомец по дороге домой. Вокруг никого из «безопасных» людей. И вдруг идет сосед — знакомое лицо. Можно побежать к нему.
Я думаю, вы заметили современную тенденцию отказа от личного общения. Немного углублюсь в воспоминания. Когда я был маленьким, то я знал всех детей во дворе, кто в каком подъезде живет, как у кого зовут родителей и как они выглядят. Я знал, возле какого окна нужно покричать, чтобы Петя или Валера выглянули и помахали мне. А когда во двор выходили гулять маленькие дети, мамы стояли кучками и разговаривали. С колясками гуляли в ряд.
Вы замечали, как происходят прогулки во дворе сейчас? Дети играют все вместе — это да. Родители поодиночке сидят отдельно и чаще всего уткнувшись в телефон.
Самые общительные стоят парочками. Но это ладно, нет желания общаться — да и ничего в этом такого страшного нет. Но вот детям было бы полезно познакомиться с мамами других детей. Ведь «если вдруг что», они могут найти на площадке знакомое лицо. А к знакомому обратиться за помощью легче.
Раньше я знал всех, кто живет в моем подъезде, и все знали меня. Но сейчас общаться с соседями не принято. Поездка в лифте, как правило, всегда проходит в молчании. Если столкнулся с соседом на площадке, то поздороваешься, конечно, из вежливости. И на этом все.
Еще одно различие. Раньше всем до всего было дело. Бабушки хоть и сидели на лавочках целыми днями, но зато чужих в подъезд не пропускали. Пока все не выяснят — не отстанут. Получше охранников! Взрослые всегда делали замечания, могли пойти найти наших родителей.
Но в нашей реальности, то есть сейчас, все ходят мимо друг друга. А если даже и замечают что-то «неладное», предпочитают отмолчаться, «мало ли чего». Так что современный мир очень облегчает жизнь преступников.
Есть ли надежные способы быстро распознать опасного «чужого» человека? Едва ли. Но есть некоторые признаки, которые должны заставить ребенка если не моментально прекратить контакт с незнакомцем, то уж, во всяком случае, насторожиться.
Подробнее: А. Толмачев. Как рассказать ребенку об опасностях. М.: Эксмо, 2019.
Сообщения из опыта работы «Опасные ситуации в жизни детей»
Светлана Рябкина
Сообщения из опыта работы «Опасные ситуации в жизни детей»
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ «На улице и дома»
В детском саду необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила стоит подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в ДОУ могут использовать лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детей опыта. Ведь всё чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни на практике. Ребёнок должен понять, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Большинство детей считают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины (дядя с бородой). А молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружеской улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Для детей можно привести примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мёртвой царевне и 7 богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей, но была очень доброй. Чудовище в сказке «Аленький цветочек» оказалось добрым заколдованным принцем).
Необходимо специально рассмотреть типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Например, взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-либо, обещает дать или показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей. Нужно разъяснить детям, что от знакомых людей нельзя ничего брать. Например, конфеты, мороженое, жвачку. Следует рассмотреть и объяснить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого. Например, хватает за руку, берёт на руки, затаскивает в машину и т. д. нужно объяснить, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны громко кричать, призывать на помощь и привлекать внимание окружающих.
Ребёнку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «НЕТ» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию:
• Пойти посмотреть, что происходит на стройке;
• Забраться на чердак и вылезти на крышу;
• Спуститься в подвал;
• Поэкспериментировать с лекарствами;
• Забраться в чужой сад или огород;
• Пойти в лес, на речку.
Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим людям, даже если у человека ласковый голос («Волк и 7 козлят»)
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ «ПДД»
Необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения, рассказать о правилах дорожного движения, объяснить для чего нужен тротуар, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах. Беседуем с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Необходимо рассказать детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их пешеходным переходом (зебра, светофор, островок безопасности).
Детям объясняем, что такое светофор и учим различать и называть цвета светофора (красный, жёлтый, зелёный, а так же что они обозначают.
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ НА ВОДЕ
Отправляясь отдыхать на море (или на любой другой водоем, познакомьте детей с опасными ситуациями, которые могут им встретиться на воде. Прочитайте стихи и покажите ребенку картинки, на которых наглядно показано, каких опасных ситуаций следует избегать. Учите своих детей беречь свою жизнь и здоровье!
На высоком берегу, Когда вокруг грохочет гром
Дети не играйте! И молния сверкает,
Из-под ног уйти земля Не лезь в открытый водоём!
Может, так и знайте! Ведь всякое бывает…
И с обрыва прямо вниз И если ты в грозу попал,
В воду полетите… Не плавай, не купайся…
И останется кричать: Лишь только дождик застучал,
«Люди, помогите!» На берег выбирайся!
И большим, и детям Если развлекаться будешь на воде,
Хочется сказать: Проследи, чтоб шутка не вела к беде…
В незнакомом месте Не топи другого – может оказаться,
Вам нельзя нырять! Что воды случится другу наглотаться,
Может очень мелкой Он запаникует, вырываться станет –
Речка оказаться… И тебя с собою под воду затянет!
А в песок опасно И игра такая грустно завершится…
Головой втыкаться! Мы вам не желаем в речке утопиться!
Сучья, камни, стёкла
Их заметить сложно
Не надо безобразничать Если вы в лодке поплыть захотите,
И делать дырки в круге; То обязательно, дети,учтите:
Не стоит жизнью рисковать Можно кататься весь день, до заката,
Ни другу, ни подруге. Только раскачивать лодку не надо,
Но если ты, но если ты И за красивым цветком не тянуться –
Шалун и злой проказник – Может судёнышко перевернуться…
Недалеко и до беды: Всплыть не сумеешь – тогда быть беде!
Дырявый круг опасен. Будь осторожен всегда на воде!
ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ «У окна»
Дети очень часто рассматривают улицу и происходящее на ней через
окно. Детям объясняем, что очень опасно:
• Высовываться в открытое окно – можно упасть вниз.
• Опасно облокачиваться на стекло. Стекло хрупкий материал – оно
может треснуть и больно поранить.
ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ «Рядом с газовой плитой»
Газовая плита – полезное изобретение. Дети очень часто наблюдают, как мама зажигает на плите огонь – она поворачивает ручку, подносит горящую спичку к конфорке и газ зажигается. Нужно объяснить детям, что неправильное обращение с газовой плитой может привести к беде.
• Если ребёнок повернёт ручку конфорки – выпустит газ, он может отравиться.
• Если после поднести огонь, то накопившийся газ может взорваться.
Не подходи к газовой плите!
ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ «Электроприборы»
В каждом доме есть электроприборы. Все они работают от электрического тока и многие из них имеют поверхность нагревания.
• Нагретая поверхность представляет угрозу – от неё остаются сильные ожоги.
• Электрические розетки так же представляют угрозу жизни ребёнка, втыкающего вместо вилки прибора шариковые ручки, фломастеры, собственные пальцы.
Помни! Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай электроприборы. Помни! Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара.
ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ «Огонь»
Дети тянутся к огню, который так просто и легко можно вызвать с помощью спичек или зажигалок. Родители, заметив интерес детей к этим предметам, должны, не откладывая на потом, рассказать сыну или дочери о силе вышедшего из повиновения огня, неисчислимых бедах, которые он может принести, если обращаться с ним неумело и небрежно. К сожалению, зачастую взрослые этого не делают. Более того, иногда они разрешают ребенку зажечь спичку, зажигалку для прикуривания, погасить пламя. Порой родители потакают малышам, создают условия для игр и забав с открытым огнем и бытовыми электроприборами, не отдавая себе отчета в том, как опасны эти шалости. И именно это приводит к беде.
ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ «На льду»
Когда идёшь по льду нужно попробовать перед собой лёд палкой,
• Если лёд при ударе издаёт звуки;
• На нём проступает вода;
Дальше идти нельзя – ЛЁД СЛАБЫЙ!
Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Главная задача бизиборда-предоставление ребенку интересных и безопасных объектов.
Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью» Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один.
Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.